Очищение энергетики зеркал. Отправьтесь в путешествие вдвоём

Постараемся сразу избежать возможных недоразумений. Если вам не нравится психотерапевт, значит ли это, что он действительно плохой специалист? Все не так просто. Ведь отношения между терапевтом и его пациентом чрезвычайно субъективны: одному из нас может не нравиться, что терапевт все время молчит, а другому, наоборот, его вопросы и высказывания покажутся бесцеремонными.

Мы уверены, что хороший терапевт - это прежде всего человек, с которым мы почувствуем себя комфортно, кто и поддержит, и поймет, и предложит наилучшие пути разрешения трудностей и бед. Однако, если такое чувство не возникает, это еще не значит, что мы встретились с плохим специалистом.

К сожалению, обмануться мы рискуем не меньше и в том случае, если кажется, что терапевт - самый лучший и компетентный. Ведь в поисках идеала мы попадаем во власть иллюзий, навеянных бессознательной памятью о ранних детских очарованиях и разочарованиях в отношениях с родителями. И невольно переносим их на терапевта, а потому просто не можем видеть его объективно.

Испытывая трудности, мы ищем помощи у другого человека, которого осознанно или бессознательно наделяем огромной властью

Иногда заявления о «никчемности» терапевта могут быть лишь удобным предлогом для того, чтобы оправдать отказ от психотерапии. Ведь, ощущая потребность открыться кому-то, разделить свои чувства и фантазии, мы нередко испытываем волнение и тревогу.

Мы можем отдавать себе отчет в том, что нуждаемся в помощи специалиста, но будем бессознательно уклоняться от пересмотра форм поведения. Деструктивные отношения хоть и заставляют нас страдать, но в силу привычки кажутся нам более безопасными, нежели неопределенность нового. Так возникает психологическое сопротивление. Находящийся в его власти человек готов объявить всех специалистов плохими - лишь для того, чтобы не подвергаться столь неприятной, а часто и болезненной процедуре.

Он должен уважать этические нормы

Так можно ли объективно оценить, хорош или плох специалист, к которому мы обратились за помощью? Испытывая трудности, мы ищем помощи у другого человека, которого осознанно или бессознательно наделяем огромной властью: мы связываем с ним свои надежды и убеждены, что именно он нам поможет.

Поэтому можно сказать, что психотерапевт плох в одном-единственном случае, - если он злоупотребляет властью, своим влиянием на нас. Недопустимо использовать пациента для улучшения собственного социального и материального положения, повышения самооценки или избавляться с его помощью от чувства одиночества.

Какова бы ни была специализация психотерапевта, он должен соблюдать кодекс профессиональной этики и выполнять определенные обязательства по отношению к пациенту. Первое среди них - сохранение конфиденциальности, защита личной жизни пациента от любого вторжения так называемых третьих лиц.

У психотерапевта нет права завязывать с пациентом дружеские или (особенно!) сексуальные отношения. Нарушение любого из этих правил, даже если оно кажется вполне безобидным, говорит о том, что с этим специалистом что-то не так.

Как мы относимся к услугам психотерапевтов?

Согласно опросу фонда «Общественное мнение», проведенному в 44 регионах России в мае 2006 года:

  • 44% россиян в возрасте от 18 до 35 лет говорят о том, что в сложной ситуации готовы обратиться за помощью к профессионалу.
  • 6% хотя бы однажды встречались с психологом. Треть из них считают, что это не принесло им пользы: «Психотерапевт был недостаточно квалифицирован», «Через месяц мне стало хуже», «Я ему не верю».

Он должен ответить на ваши вопросы

У каждого метода психотерапии свои ограничения и правила. Например, в психоаналитической практике физический контакт между аналитиком и пациентом вообще запрещен, в отличие, скажем, от телесной психотерапии. Когнитивный терапевт наверняка попросит вас выполнять домашние задания, а, например, гештальттерапевт, скорее всего, скажет вам: «Давайте понаблюдаем за тем, что происходит на сеансе».

Прежде чем начать терапию, полезно получить некоторое представление об общепринятых методах психотерапии - это позволит избежать псевдоспециалистов и откровенных невежд.

Необходимо узнать о профессиональной репутации психотерапевта, к которому вы пришли на прием. На первой встрече спросите у него о том, какую подготовку он получил, о его специализации, направлении или школе, к которой он принадлежит, о том, состоит ли он в каком-либо объединении, имеющем свой кодекс профессиональной этики.

Вас должно насторожить, если терапевт отказывается отвечать на эти вопросы. Будьте внимательны: на первом приеме психотерапевт должен предложить вам обсудить формальную сторону ваших взаимоотношений: частоту встреч, их длительность, цену, возможную оплату пропущенных сеансов.

Он должен соблюдать общие правила

Независимо от того, какой метод вы выбрали, вам, так же как и вашему терапевту, придется соблюдать определенные правила. Важную роль играют время, место проведения сеансов, а также их стоимость. Встречи проводятся в кабинете специалиста, а не на свежем воздухе и уж тем более не у вас дома. Вы должны договориться на точное время, а продолжительность сеанса всегда должна быть установлена заранее - обычно она составляет от 45 минут до 1 часа. Оплата также должна быть согласована. Если кажется, что назначенная сумма не соответствует известным вам ценам, открыто обсудите это с терапевтом.

Будьте осторожны, если он не готов определить, сколько времени (по его прогнозам) займет лечение. Не рискуйте, потому что терапия не бывает бесконечной, возможно, в таком случае вы - просто выгодный клиент. Но главное - вы не должны платить ни за что, кроме терапии, которая представляет собой услугу, оказываемую терапевтом. Разумеется, вы не должны заниматься устройством его личной или деловой жизни, равно как и благополучием его родных или друзей.

«В его поведении не было фальши»

Мария, 42 года

«Мне было 35 лет, когда я решилась пройти курс психоанализа. Я нашла информацию по интернету и записалась на прием к первому же психоаналитику. Мне показалось странным то, как он себя ведет. Например, во время сеанса он мог встать и выйти из кабинета, а потом молча, без объяснений, возвращался. Или время от времени звонил по телефону. Меня это настолько раздражало, что я решила уйти от него и найти другого специалиста.

Но и со вторым не все пошло гладко: он записывал беседы на диктофон и время от времени проверял, все ли записалось. А когда я решила прервать терапию, стал мне звонить: «Вы во мне нуждаетесь!»

К счастью, приятель посоветовал еще одного аналитика. С ним у меня сразу же возникло ощущение: «Вот это тот, кто мне нужен!» И даже не потому, что он меня понимал и поддерживал, а потому, что в его манере поведения, в том, как он говорил, как слушал, не было ни вычурности, ни фальши. И встреча с этим человеком на самом деле позволила мне многое о себе понять».

Он ведет себя необычно?

Терапевт - не друг и не должен пытаться им стать. Так что ему совершенно ни к чему звонить вам домой, чтобы рассказать о том, как он провел выходные, или куда бы то ни было вас приглашать… Если терапевт предлагает прийти к нему на обед или назначает встречу вне его кабинета, это должно вас насторожить.

Если он делает комплименты, если вы ощущаете себя предметом его восхищения, поклонения, сексуального интереса, если он сам выглядит избыточно возбуждающим и сексуальным - уйдите от него. Это не та атмосфера и не тот специалист, который вам нужен. И наконец, вас должно насторожить любое необычное поведение, детали, противоречащие приличиям и здравому смыслу: странная и вычурная одежда, наукообразный или эзотерический жаргон, фамильярность.

Когда установится взаимное доверие

По каким же признакам можно быть уверенными, что найден именно тот терапевт, который нам нужен? В идеале после первой же беседы должно остаться ощущение, что стало лучше, легче на душе оттого, что кто-то нас действительно слушает, пытается понять и помочь. Обстановка в кабинете, внешность терапевта, то, как он вас встречает, насколько он пунктуален, - все это факторы, которые побуждают довериться ему.

Но если вы сомневаетесь, лучше всего с ним об этом поговорить. Хороший психотерапевт примет ваши сомнения и использует их для того, чтобы вместе разобраться, где проявляются ваши старые, стереотипные страхи и установки, а где он действительно что-то делает не так. Это станет еще одним шагом к установлению (или восстановлению) доверия. Плохой терапевт, скорее всего, не обратит внимания на ваши сомнения или придумает для себя оправдание. Так что у вас останется ощущение, что он вас не понимает и даже не слышит.

Об авторе

Елена Соколова - клинический психолог и психотерапевт, доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор нескольких книг, в том числе «Психотерапия. Теория и практика».

Ежегодно приводит к гибели тысячи компаний. Чтобы лучше понимать признаки хорошей стратегии, удобно рассмотреть ее противоположность — плохую стратегию.

Плохая стратегия не результат отсутствия хорошей стратегии. Плохие стратегии — это следствие конкретных ошибок, заблуждений и просчетов руководства. Если вы научитесь распознавать проявления плохой стратегии, то сумеете намного лучше оценивать ситуацию, влиять на ход событий и вырабатывать хорошие стратегии.

Обнаружить плохую стратегию вам поможет знание ее симптоматики: обращайте внимание на присутствие хотя бы одного четырех основных признаков.

  • "Вода" . По сути, пустословие, имитирующее стратегические понятия и рассуждения. Обычно используются новомодные термины, излишне напыщенные и заумные, и откровенно эзотерические идеи, понятные лишь "избранным", — весь этот бред призван создать иллюзию высокоинтеллектуального подхода.
  • Неспособность выявлять и решать проблемы . Плохая стратегия не может ни признать, ни урегулировать проблему. Но если вы не в состоянии определить проблему, то никогда не сумеете оценить стратегию и улучшить ее.
  • Когда стратегию подменяют целью . Многие плохие стратегии представляют собой лишь декларации желаемого, а не планы по преодолению препятствий на пути к его достижению.
  • Плохие стратегические подцели. Стратегическая цель устанавливается лидером как средство достижения конкретного результата. Стратегические цели плохи, если не решают важнейших вопросов или вообще недостижимы.

"Вода"

"Водой" я называю поверхностные суждения и расхожие мысли, облеченные в дежурные фразы, обильно приправленные модными терминами — пустышками. С помощью "воды" легко имитируются профессиональные знания, глубокие мысли и тщательный анализ. В качестве простого примера того, как "вода" наполняет формулирование стратегии, процитирую фразу из внутреннего меморандума одного крупного банка, обслуживающего мелких клиентов: "Наша основополагающая стратегия — это стратегия посредничества, ориентированного на клиента". Красивое слово "посредничество" в данном случае означает, что банк принимает вклады от одних клиентов и выдает кредиты другим. Иными словами, делает то, что и должен делать любой банк. А модная фраза "ориентированный на клиента" может навести на мысль, что наш банк, обгоняя конкурентов, предлагает вкладчиками и заемщикам более выгодные условия или лучшее обслуживание. Однако анализ его продуктов и методов работы не выявил никаких особых отличий от других банков. Вывод прост: "посредничество ориентированное на клиентов" чистейшая "вода". Стряхните глянец красивости и высокопарности и останется никому не нужная констатация банального факта: "Основополагающая стратегия нашего банка — быть банком".

Критерием истинной компетентности и способности проникать в сущность предмета всегда признавалось умение объяснять просто и понятно даже самый сложный вопрос. Отличительной чертой посредственности и плохой стратегии мы считаем излишнюю усложненность, потоки "воды", маскирующие отсутствие смысла.

Неспособность выявлять и решать проблемы

Стратегия — это и долгий путь преодоления трудностей, и способ борьбы с ними, и решение сложной задачи, и определенная реакция на проблему. Поэтому крайне сложно, а порой и невозможно оценить качество стратегии, если не обозначена проблема. А пока вы не определите качество стратегии, вы не сможете ни отклонить плохую, ни совершенствовать хорошую стратегию.

Когда, к примеру, лидер считает ключевой проблемой низкую эффективность, он изначально закладывает фундамент для плохой стратегии. Низкая эффективность — это результат. А главными проблемами являются причины низкой эффективности. Когда лидер не предлагает никакой концепции, позволяющей объяснить причины неэффективности в прошлом, на хорошую стратегию он может не рассчитывать.

Если вы не в состоянии выявить и проанализировать свои проблемы, значит у вас нет стратегии. У вас есть лишь неясная цель, бюджет или перечень желаемых результатов.

Многие авторы стратегий не определяют основных препятствий, стоящих на пути организации к успеху, и не описывают методы их преодоления. Слушая и читая подобные документы вы постоянно сталкиваетесь с одним и тем же явлением: у людей, составивших их полностью отсутствует стратегическое мышление. Зато в избытке напыщенные речи, высокие чувства и твердые намерения щедро расходовать средства, чтобы каким-то образом стало лучше.

Когда стратегию подменяют целью

Большинство корпоративных стратегических планов представляют собой не что иное, как трехлетний или даже пятилетний скользящий бюджет, дополненный прогнозами относительно доли рынка. Называя такой документ стратегическим планом, руководители формируют у сотрудников ложные ожидания: все верят, что сам факт его составления неким магическим образом приведет к выработке последовательной стратегии.

При большом желании подобные документы еще можно назвать стратегическим планом, но стратегией они ни в коем случае не являются, поскольку не могут обеспечит вас главным, в чем нуждается руководство любой организации, — нужным способом повышения эффективности . Чтобы достичь этой важнейшей цели, руководителям необходимо выявить основные барьеры, стоящие на пути прогресса, и, владея информацией, выработать согласованный подход к их преодолению. Для этого компании может потребоваться создать новый продукт, отыскать новые подходы к дистрибуции или изменить организационную структуру. Возможно, понадобится тщательно проанализировать потенциальные последствия изменений в окружающей среде, технологиях, вкусах и предпочтениях клиентов, законодательной базе, ценах на ресурсы, поведении конкурентов. И именно лидер обязан принять решение, какой их этих путей наиболее перспективен, и найти способ мобилизовать знания, ресурсы и энергию организации на достижение нужной цели. Важно отметить, что новые возможности, проблемы и изменения приходят и происходят не синхронно, они не упакованы в удобный ежегодный комплект. Поэтому потребность в выработке новой стратегии возникает в компании не раз в год, а когда диктует необходимость.

Плохие стратегические подцели

Если вы менеджер среднего звена, цели для вас устанавливает ваш непосредственный начальник. Если вам повезло работать в передовой, просвещенной компании, то руководитель сначала обсуждает их с вами. В любой из этих ситуаций вполне естественно рассматривать стратегию как комплекс мер, направленных на достижение конкретных целей. Но вот переносить данный образ мышления на высший уровень управления будет большой ошибкой.

Когда вы занимаете пост СЕО, президента компании или иную высшую должность, власти у вас больше, а ограничений меньше. Эффективный лидер такого уровне никогда не станет преследовать случайные цели; он сначала решит, в каких общих целях нуждается его организация, и только после этого выработает подцели для ее подразделений. По сути, ключевым преимуществом любой стратегии является набор изложенных в ней стратегических подцелей. А одна из главных задач руководителя состоит в том, чтобы добиться условий, при которых не кто-то другой указывает ему на цели, а когда он сам становится архитектором и общей цели и подцелей компании.

Очевидно, вы уже поняли, чтобы четко разграничить эти понятия, полезно использовать для обозначения общих ценностей слово "цель", а для конкретных целей следующего уровня слово "подцель". Широкие общие "цели" зачастую работают как правила в футболе — запрещают или исключают многие приемы и действия, не указывая при этом, что можно и следует делать.

Длинный список "Что сделать", часто называемый "стратегией", ею не является. Это просто перечень необходимых дел. Такие списки обычно составляются на совещаниях по планированию, на которых широкий круг заинтересованных сторон вносит самые разные предложения относительно перспектив развития организации. Вместо того чтобы сосредоточить внимание на нескольких важных пунктах, группа собирает все предложения, внесенные за день, и объединяет их в "стратегический план". А потом как символ абсолютного хаоса к этому названию добавляют слово "долгосрочный" — и тогда всем становится понятно, что ни один из пунктов данного плана выполнять немедленно не обязательно.

Плохая стратегия бессодержательна, поверхностна и полна внутренних противоречий, она не определяет главной проблемы и не предлагает путей ее решения.

Мэрилин Монро за свою недолгую жизнь успела много узнать о тех людях, которые улыбаются в лицо, но за спиной держат увесистый булыжник. Она была красивой, одаренной актрисой и моделью, и каждый раз, куда бы ни ступала ее нога, она сталкивалась с обожанием поклонников. Многие мужчины боготворили ее, женщины копировали ее стиль. В жизни она была далека от экранного образа «тупой блондинки». Говорят, индекс интеллекта Мэрилин Монро превышал 160 пунктов. Кинодива была совершенно нетерпима ко всем, кто считал ее дурочкой, и в два счета могла раскусить намерения манипулятора. Речь сегодня пойдет не о мечте миллионов мужчин ХХ века. Речь пойдет о каждом из нас. Ведь все мы можем стать потенциальными жертвами расчетливого манипулятора, надевшего на себя маску хорошего человека.

На лице манипулятора - непроницаемая маска добра

Он всегда улыбается, говорит с вами милым и вкрадчивым голосом. Этот шаг является умышленной попыткой запутать бдительность собеседника, очаровать и одурманить. К сожалению, манипуляторы слишком часто добиваются своей цели, ведь вокруг так много доверчивых и добрых людей. Противостоять им, с одной стороны, сложно, но, с другой стороны, просто. Не поддавайтесь на провокации и уловки, наблюдайте за всем, что происходит вкруг. Поступайте не колеблясь, а если нужно - принимайте решительные меры. Далее обсудим 5 распространенных признаков типичного манипулятора. Кто же он, «хороший человек» с дьявольскими намерениями?

Беседа с ним напоминает улицу с односторонним движением

В этом нет ничего удивительного, но люди, выдающие себя за хороших, привыкли доминировать в дискуссии. Они не дают вам вставить и слова, продолжая гнуть свою линию. Этим грешат и обычные люди, которым не хватает навыков активного слушания. Однако манипуляторы делают это осознанно, а вычислить их вам поможет один нюанс: когда ваш собеседник понимает, что вы крепкий орешек, он внезапно меняет тактику. Вы смогли противостоять ему и не стали молча кивать головой. Манипулятор понял, что прежний метод не работает, и перешел к новой диверсии. Теперь он начал испытывать необъяснимый интерес к вашей жизни. Не ошибитесь, так как такое загадочное поведение не продлится долго. Совсем скоро эгоистичный и коварный собеседник перенаправит ваше внимание на себя.

Он повторно выдвигает требования

Еще одним безусловным талантом манипулятора является способность осаждать другого человека требованиями. Перед вами - индивидуалистическая личность в самом сильном своем проявлении, которая будет постоянно озвучивать свои просьбы и требования. Это не всегда делается явно или настойчиво, манипулятор любит менять тактики. Если сегодня он жесткий, завтра он пытается убедить вас в чем-то с помощью намеков или в завуалированной форме. И все это направлено на достижение заветной цели. Почему этот человек выдвигает требования, не переставая? Потому что так он чувствует себя хозяином положения и тешит свое эго. Однако он не учитывает одну деталь: его намерения слишком хорошо видны окружающим. Не дайте себя одурачить, будьте непреклонны, отказываясь участвовать в игре по правилам манипулятора.

Он использует убеждение

Третья особенность в этом списке плавно вытекает из предыдущей. Эти признаки роднит между собой диалогический маневр - излюбленный прием «хорошего человека». Если в предыдущем случае манипулятор осаждал потенциальную жертву просьбами, то здесь он выходит на новый уровень, успешно применяя тактику убеждения. Будьте осторожны, ведь даже если лицемер еще не успел освоить этот прием, он думает, что вы у него в кармане. Убеждение в тандеме с давлением может быть мощным и опасным оружием, особенно когда на пути попадается неискушенная жертва. Если вы из тех, кто патологически боится говорить другим людям «нет», значит, манипулятор также нашел в вашем лице своего клиента. Даже если вы не планируете сдаваться на милость победителя, вы будете это делать, ведь у вас не хватает мужества. Как же справиться, если вас осаждает коварный и расчетливый интриган? Используйте здравый смысл и беспроигрышную контрмеру - умение в жесткой форме сказать «нет».

Они используют принудительный зрительный контакт

Для многих из нас открытый взгляд является признаком доверительного отношения. Мы привыкли ассоциировать этот жест с открытым дружелюбным человеком, которому нечего скрывать. Многие лицемеры, притворяющиеся хорошими, прекрасно осведомлены об этом психологическом приеме, поэтому попытаются запутать вас. Они будут стараться пристально глядеть на вас неприятным колючим взглядом так долго, что вы можете догадаться о скрытой цели. Как и следовало ожидать, они используют нашу интерпретацию языка тела в своих целях, но делают это неуклюже, надменно и неестественно. Они взяли на вооружение этот дружелюбный психологический эффект, но привнесли в него негативные черты. Держитесь подальше от человека, колючий взгляд которого наслаивается на другие чудаковатые особенности поведения. Прислушайтесь к внутреннему голосу и логике.

Вам плохо после общения с этим человеком

Существуют признаки, которые невозможно определить визуально. Они располагаются в другой плоскости, на уровне инстинктов. Например, когда вы имеете дело с «хорошим человеком» и не видите никаких изъянов в его поведении, но где-то глубоко внутри чувствуете какой-то подвох.

Доверьтесь вашему шестому чувству. Манипуляторы источают особую ауру. От них веет некой путаницей и загадочностью. Эти люди непонятны, их невозможно прочесть как открытую книгу. Виной всему - их врожденная способность нарушать нормальный образ мышления. Однако обычные люди легко могут вычислить манипулятора, стоит только прислушаться к своему состоянию после общения с ним. Если вы ощущаете замешательство, гнев, разочарование, непонимание, если у вас болит голова и присутствуют любые другие негативные ощущения - прекратите общение с этим человеком.

FinExecutive Russia сайт 2019-02-19

Как распознать плохого работодателя

Плохая работа или хорошая? Об этом у каждого из соискателей свое представление и индивидуальная шкала приоритетов. Единственное, что объединяет всех, так это желание работать в одной команде с надежным, порядочным работодателем. Какие признаки еще на начальном этапе поиска помогут распознать недобросовестную компанию и сэкономят ваши силы, нервы, а главное – время?

Первые тревожные признаки

  1. Объявления о вакансии в этой компании попадаются вам на глаза с завидным постоянством? Это серьезный повод задуматься. Может быть квалифицированный специалист, оценив реальное положение вещей, решил, что такое отношение к работе его не устраивает. Или недавно принятого сотрудника уже уволили… Возможно в компании к работникам предъявляются слишком жесткие требования, а может у руководителя сложный характер.
  2. Обратите внимание на размер и качество оформления публикации. Небольшое и невзрачное объявление от известной компании должно насторожить Вас. Возможно, финансовое положение потенциального работодателя оставляет желать лучшего или руководитель - скряга. В любом случае высокий уровень зарплат в такой компании вызывает сомнение.
  3. Сделайте экспресс-анализ доступной информации о компании. Посетите ее сайт, изучите качество и даты опубликованных на нем материалов. Постарайтесь найти отзывы бывших сотрудников. Но при этом помните о необходимости отличать полезную информацию о реальных фактах от негативных эмоций уволенных работников. В объявлении не указано название компании или сфера ее деятельности? Это однозначно настораживает, поскольку из информации такого рода тайну хороший работодатель делать не станет.

Читаем между строк...

У вас о работодателем сложилось вполне благоприятное первое впечатление, и вы по-прежнему заинтересованы в этой вакансии? Настало время перейти к следующему этапу: внимательному изучению текста объявления. Обратите внимание на информативность его содержания и стиль изложения.

  1. В описании вакансии много ошибок? Это плохой признак. Он говорит о невысокой квалификации специалистов компании. Скорее всего, к новому сотруднику здесь не будут предъявлять высокие требования, но и на достойный уровень заработной платы рассчитывать не стоит.
  2. Внимательно изучите раздел объявления, где описаны должностные обязанности. Все требования расписаны четко, понятно и прозрачно? Если нет, то, что скрывается между строк ? Возможно совмещение нескольких должностей, поскольку некоторые работодатели пытаются таким образом экономить на расходах фонда оплаты труда. Насколько вы готовы к такому повороту событий?
  3. В числе ваших личностных качеств потенциальный работодатель хочет видеть «гибкость» и «стрессоустойчивость»? За этими формулировками может скрываться все что угодно, начиная от затяжной реструктуризации компании и заканчивая банальным нежеланием или неумением руководства организовать слаженную работу и эффективное взаимодействие всех участков.
  4. Работодатель акцентирует внимание соискателей на умении работать в коллективе. Почему? Возможно, между сотрудниками сложились непростые взаимоотношения или карьерный рост, увы, не предусмотрен. Вам в этой компании, несмотря на серьезное отношение к работе, никогда не удастся стать ведущим специалистом.

Смотрим в оба…

Вы успешно преодолели все предыдущие этапы и приглашены на собеседование. Постарайтесь прийти минут на 30 раньше договоренного срока, чтобы понаблюдать за атмосферой, царящей в офисе. Внимательное созерцание способно существенно дополнить общую картину.

  1. Обратите внимание на обстановку и состояние офиса. Старая, потертая мебель и отсутствие ремонта свидетельствуют о сложном финансовом положении компании.
  2. Акцентируйте внимание на том, как ведет себя руководитель со своими подчиненными, насколько он к ним восприимчив. Большую часть времени говорит только он, а его сотрудникам лишь изредка удается вставить короткие реплики? Или он задает вопросы и заинтересованно слушает ответ? Проанализируйте манеру его поведения и представьте, насколько вам будет комфортно работать под его руководством.
  3. Понаблюдайте за стилем общения между собой ваших потенциальных коллег. Обратите внимание на то, как встретил вас рекрутер. Он был пунктуален, дружелюбен, внимателен или опоздал на час и даже не извинился? Вы можете сложить свое преставление о корпоративной культуре и оценить, насколько она вам близка.

Будьте внимательны, не пытайтесь ухватиться за первую попавшуюся вакансию, действуйте обдуманно. Безошибочно просчитать все нюансы очень сложно. И самым эффективным способом понять насколько вы делаете правильный выбор, может стать испытательный срок.

Распознать в обычном человеке плохого непросто. А ну как это не человек плохой, а просто день выдался тяжёлый? И вообще, существуют ли плохие люди? Может, всё дело в нашем извращённом понимании вещей?

Оставляем право решать за каждым отдельным читателем, сами лишь берём на себя вечно неблагодарное дело - предупредить.

Мать - это святое

Прислушайтесь как-нибудь, как исследуемый вами объект разговаривает по телефону с мамой. Вслушиваться в слова даже особенно не надо, слушайте интонации. Истеричные вопли, хамство и тому подобные вещи фиксируйте. Будьте уверены: в один прекрасный момент шанс услышать их уже в свой адрес у вас будет. Если, конечно, не пресечёте общение раньше.

Подарки

Речь, конечно, о близких друзьях, с которыми вы уже много лет знакомы. Вас интересуют те, кто всячески избегает дарить подарки. Неважно, каким образом - пропуская ли праздничную вечеринку «по болезни», «забывая» или ещё как. Речь совсем не о стоимости даримого (в самые напряжённые времена можно из подручных средств соорудить примерно что угодно), речь о патологической неспособности отдавать. Люди, неспособные отдавать, заведомо исключаются из разряда хороших. По крайней мере, до той поры, пока не обучатся этому навыку.

Кто виноват

Самый быстрый способ понять, кто перед вами, - подсчитать количество виноватых в историях, которые он вам рассказывает. Бывшая девушка была сволочь? Родители обижали, испортив нервную систему? Друзья подставили в самый сложный момент?

Если в 90% случаев виноваты все, кроме него, а в оставшихся 10% - обстоятельства, смело можете начинать подсчитывать мгновения, оставшиеся до дивной ситуации, в которой виноватыми окажетесь вы.

Нестыковки в показаниях

Нет ничего прекраснее, чем человек с убеждениями. Странно только, когда эти убеждения возникают исключительно в «удобные» моменты и по «нужным» случаям. Проанализируйте последовательность действий человека с «убеждениями» на предмет расхождения слов с делами. И смело переставайте верить, если первое расходится со вторым при первом неудобном случае.

Материализм - это гуманизм

Можно сколь угодно рьяно выстёбывать псевдонаучные понятия, которыми оперируют ярко накрашенные женщины в возрасте («энергетика», к примеру), но придётся всё-таки признать очевидное: иногда от людей плохо. Обратите внимание, от каких людей вам особенно нехорошо. А потом подумайте, отчего так.