Окончание наречий о или а. Правописание наречий. Буквы н и нн в наречиях

Проанализируйте наречия в столбиках. В каком столбике наречия образованы суффиксальным способом, а в каком - приставочно-суффиксальным? При каком способе образования в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о , а при каком - буква а ?

Обратите внимание на то, что при суффиксальном способе у слова уже есть приставка, а при приставочно-суффиксальном приставка прибавляется.

268. Подберите однокоренные слова и антонимы.

Влево ←
Направо ←

Применяя данное правило, рассуждайте так:

  • доверительн.. - это наречие образовано от прилагательного доверительный с помощью суффикса ; пишу на конце букву о : доверительно ;
  • досух.. - это наречие образовано с помощью приставки до- и суффикса ; пишу на конце букву а : досуха ;
  • влев.. - в этом наречии есть приставка в- , поэтому пишу на конце суффикс : влево .

269. Заполните таблицу данными наречиями, обозначая в них условия выбора букв а и о . Обратите внимание на то, что буква о пишется на конце наречий с любыми приставками (в том числе с приставками из-, до-, с- ), а буква а- только на конце наречий с приставками из-, до-, с- (см. правило).

Слев.., досрочн.., созвучн.., изобильн.., доходчив.., издавн.., досух.., справ.., стеснительн.., дословн.., достаточн.., извилист.., исправн.., досыт.., доверительн.., сначал...

270. Запишите однокоренные наречия к данным в скобках прилагательным. Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец). Поставьте ударения в наречиях.

Из(давний); с(левый, новый); до(сытый, сухой); в(левый); на(правый, чистый); за(тёмный, светлый).

271. О или а ? Письменно объясните условия выбора этих букв (см. образец). Составьте предложения с тремя словосочетаниями.

Нак..рмить досыт(о, а), об..яснить доходчив(о, а), выр..стить занов(о, а), глядит испуганн(о, а), посм..треть искос(о, а), возвр..щаться затемн(о, а), распол..житься справ(о, а), выт..реть насух(о, а), снов(о, а) начинать, зап..реть наглух(о, а), вскрикнул сдавленн(о, а), взглянуть влев(о, а), изредк(о, а) прик..саться.

272. Назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам и их действиям. Как вы понимаете последнюю реплику - гневный ответ женщины?

Собака ярос(?)но лаяла, пр..падая на передние лапы. Прямо перед ней, пр..жавшись к забору, сидел маленький вз..ерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выгл..нула женщина и поспешно выб..жала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы н..чего не делали! - уд..вились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

(В. Осеева)

273. Рассмотрите картину Е. Широкова «Друзья». Почему автор её так назвал? Каким настроением проникнуты оба персонажа? Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён? Что могло произойти до того момента, который изображён на картине? Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени).

Возможное начало: У меня есть любимая собака... и т.д.

Тема: Правописание гласных на конце наречий.

Цель: формирование навыков правописания гласных О, А, на конце наречий.

Задачи:

1) Самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий.

2) Развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы,коллективных способов обучения, как средства формирования учебной деятельности.

3) Воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.

Тип урока: урок умений инавыков

Оборудование: для учителя: мел доска учебник УМК «Школа 21 века»,словарные слова.

Для обучающихся: учебник, тетради, словари, журнал «Миша»

Ход урока.

этапы

Дя-ть учителя

примечание

Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу!

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что нам всем этот урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам творческих успехов и удачи

Словарно-орфографическая работа

1.Мин чистописания.

2. Мозговой штурм.

Сколько звуков в слове «петь»?

Сколько букв в названии нашей страны?

Назовите синоним к слову финиш.

Назовите главные члены предложения?

Назовите 5 приставок

Назовите неизменяемую часть речи?

Назовите лишнее слово: аккуратно, наверху, бегут, налево, направо, вместе.

Что еще можно сказать об этих словах?

Запишите словарные слова.

Назовите антоним к выражению «в час по чайной ложке»

Что значит шиворот -навыворот?-

Знать назубок-

Знание назубок сегодняшней темы, поможет нам писать сочинения, диктанты без ошибок.

ОАОА

6 Россия

Конец

Подлежащее сказуемое

В из за над под

Наречие

Бегут

Сл слов

Сломя голову

Наоборот

Знать хорошо

Введение в тему

А что за тема урока постарайтесь догадаться, послушав стихотворение:

Горько, кисло, сладко, вкусно, тяжело, печально,грустно, вправо, влево, глубоко, справа слева высоко.

К какой части речи относятся слова?

Что вы знаете о наречие? Что еще хотите узнать?

А мы сегодня узнаем от чего зависит написание гласных О и А на конце наречий.

Наречие

Работа по теме урока.

У наречий много секретов давайте разгадаем один из них.

1 Спишите наречия. :Добела, заново, докрасна, издавна, начисто, влево, вправо, издалека., снова, справа.

2 Выделите приставку, и суффикс.

3 Распределите их на 2 группы.

По какому признаку распределили? От чего же зависит правописание гласной на конце наречий?

С.41 правило.

4 сценка. (1 ученик с места выкрикивает) НавзаО и досизА! НавзаО и досизА!

Замечательная штука!

Что это ты придумала?

Это не я придумала.В Журнале «Миша» я прочитала советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два волшебных слова. Они помогают запомнить что в наречиях с приставками НА, В, ЗА пишется на конце буква О, а в наречиях с приставками до, С, Из, на конце пишется буква. ведь ловко придумано.

Да неплохо придумано.Но и у меня есть еще один секрет.Достаточно взять слово ОКНО. С таким предлогом, как приставка у наречия, и разу определишь, О или А. Налево- на окно, засветло- за окно, издавна- из окна

На, за в - О

Из до с-А

в) Выводы детей. в наречиях приставками

Из, -до, -с, пишется суффикс -а;

С приставками -на, - за, -в, суффикс о.

На, за в - О

Из до с-А

Закрепление

1.Работа по учебнику.с 41 упр2

2. Под диктовку. запись предложения:

Справа от дороги лежали большие камни. Синтаксический разбор

. (невоск, повеств, распр, грамматическая основа- камни лежали.)

Итог урока

Какой секрет вы сегодня сумели разгадать?

Чем был интересен урок?

Дом задание.

С.42 упр.2

Приложение №1

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Где раки зимуют

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.


Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

Запишем число, классная работа.

1. - Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

Объясните смысл высказывания.

Вы с этим высказыванием согласны?

Запишите в тетрадь.

2. - Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

Верно.

Повторение о наречии.

Расскажите всё, что знаете о наречии?

Наречие – это …

обозначает …

отвечает …

в предложении может быть …

может быть связано с …

образовано …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

Как понять неизменяемая? (не склоняется и не спрягается)

Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

(- Нет, мы только начали с ними знакомиться.

Готовы узнать что – то ещё о наречии?

(- Да.)

III. Открытие новых знаний.

(работают в парах)

слева вправо

справа направо

изредка начерно

досыта засветло

дочиста запросто

Слова какой части речи записаны на доске?

Докажите.

Как они образованы?

Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

На какой вопрос вам предстоит ответить?

Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

Какова же тема нашего урока?

Правописание гласных на конце наречий.

(Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий.)

Попробуем сформулировать цель урока:

    Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)

    Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о, а в каких случаях суффикс – а)

    Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … (приставками)

Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей

Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.

Какие у вас есть предположения?

(В наречиях с приставками: в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.

Как проверить верно ли ваше предположение?

IV. Первичное закрепление нового знания.

    Выполнение упражнения под руководством учителя.

(Проговаривается правило)

Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.

    Уч. стр. 68 Упр. 1.

Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.

(Выделите приставки)

Проверка по эталону на доске

изредка запросто

засветло начерно

досыта вправо

заново снова

    Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)

(Записываем, продолжая столбики)

Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто

    Уч. стр. 68 Упр. 3

Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо

Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)

Кто немного сомневался, « - / +»

Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

V. Физкультминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

Творческая работа

Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу.

С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

Какой вывод вы сделали?

Где можно использовать эти знания?

Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

Выполнение теста

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

IX. Итог урока

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

Особенно

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

X. Домашнее задание:

уч. стр.68, правило наизусть

выписать из словарика наречия

составьте стихотворение на рифму

далеко … глубоко

весело … высоко

Спасибо за урок.

Степени сравнения наречий

Наречие

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастный оборот

Деепричастие как особая форма глагола

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Пропев до конца песню , раненые начали петь ее сначала.

Голубь, увидя детей , взлетел вверх.

Он что-то писал, наклонив голову .

Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:

1. с основой, состоящей из одних согласных:

шьют, льют, жмут, ткут;

2. с основой на г, к:

бегут, текут;

3. с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопр. формы на з, с, ст, х:

мажут - мажут.

Вопросы, на которые отвечают наречия Значение наречий Примеры
Как? Каким образом? образа действия Быстро, медленно, прочно, хорошо, по-хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак, ...
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? времени Сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным-давно, зимой, ...
Где? Куда? Откуда? места Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, ...
Почему? Отчего? причины Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому.
Зачем? С какой целью? Для чего? цели Нарочно, назло, незачем, затем, зачем.
Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере? меры и степени Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва-едва, почти, дважды, ...


Ь на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется ь:

прочь, вскачь, невмочь, наотмашь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

-Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)

НЕ и НИ в наречиях