Олдос хаксли биография. Биография олдоса хаксли

Биография

Олдос Леонард Хаксли (англ. Aldous Huxley; 26 июля 1894, Годалминг, Суррей, Англия, Великобритания - 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, США) - английский писатель. Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир».

Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Его отец - писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии - биолог Томас Генри Хаксли; по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнолду и внучатым племянником писателю Мэтью Арнолду. Брат Хаксли Джулиан и единокровныйбрат Эндрю были знаменитыми биологами.

Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было тринадцать лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением, и впоследствии его зрение значительно ухудшилось. В связи с этим он был освобожден от военной службы в период Первой мировой войны. Собственный опыт исправления зрения позже он описал в брошюре «Искусство видеть» (The Art of Seeing, 1943).

В его романах речь идёт о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса (антиутопия «О дивный новый мир»), есть ещё книга «Возвращение в прекрасный новый мир» (Brave New World Revisited, 1958), написанная через двадцать семь лет после первой, в ней Хаксли описывает противоположное первой книге состояние и развивает мысль о том, что на самом деле всё будет значительно хуже и страшнее, чем в первой). Также он затрагивал пацифистские темы.

В 1937 году Хаксли переезжает в Лос-Анджелес, штат Калифорния, вместе со своей женой Марией, сыном Мэтью и другом Джералдом Гердом, надеясь, что калифорнийский климат пойдёт на пользу его ухудшающемуся зрению. Именно здесь начинается его основной творческий период, для которого было новой чертой более подробное рассмотрение человеческой сущности. Хаксли знакомится в 1938 году с Джидду Кришнамурти. Под влиянием последнего он обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой.

Накопленные познания просматриваются в его последующих трудах: «Вечная философия» (The Perennial Philosophy), наиболее чётко в «Через много лет» (After Many a Summer…), а также в произведении Time must have a stop.

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимом Хамфри Осмондом. Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание.

Впоследствии в переписке с Осмондом было употреблено впервые слово «психоделика» для описания влияния мескалина.

Эссе «Двери восприятия» (The Doors of Perception) и «Рай и ад» (Heaven and Hell) описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. «Двери восприятия» стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 1960-х годов и дал название знаменитой рок-группе The Doors.

В начале 1960 года с Хаксли, в его доме в Лос-Анджелесе, длительное время встречался М. Эриксон, для совместного психологического исследования различных состояний сознания. (Эриксон М. Стратегия психотерапии = Strategy of the Psychotherapy)

Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на его творчестве. Так, в своём последнем романе «Остров» (Island) он описал утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир» (Brave New World).

Хаксли умер в 1963 году в Лос-Анджелесе от рака гортани. Перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию ЛСД - 100 мкг. Несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу, что позволило ему умереть спокойно, избежав судорог и удушья. В этом она призналась в интервью, которое дала в 1986 году британской телекомпании Би-би-си в рамках документального проекта LSD: The Beyond Within. Незадолго до его смерти в пожаре в собственном доме Хаксли сгорели почти все его рукописи.

Олдос Хаксли - список всех книг

Все жанры Фантастика Научно-образовательная литература Нехудожественная литература Роман Философия Самосовершенствование Реализм Антиутопия Религия и духовность Психология Постмодернизм Сказка/Притча

Год Название Рейтинг
1932 7.98 (696)
7.49 (20)
1928 7.44 (17)
1949 7.39 (15)
1941 7.36 (
1958 7.32 (
1930 6.92 (
1930 6.92 (
2010 6.92 (
1924 6.92 (
1955 6.91 (
1946 6.79 (
6.75 (
1939 6.72 (
1954 6.23 (11)

Фантастика (16.67%)

Научно-образовательная литература (11.11%)

Нехудожественная литература (11.11%)

Роман (11.11%)

Философия (11.11%)

Самосовершенствование (5.56%)

Реализм (5.56%)

Антиутопия (5.56%)

Религия и духовность (5.56%)

Психология (5.56%)

Постмодернизм (5.56%)

Сказка/Притча (5.56%)

Жизнь - штука гораздо более трудная, чем санскрит, или химия, или экономика. Интеллектуальная жизнь - это детская игра; вот почему люди интеллекта так легко становятся детьми, а потом идиотами, а в конце концов, как ясно показывает политическая и экономическая история последних столетий, - сумасшедшими, человекоубийцами и дикими зверями. Подавляемые склонности не умирают: они вырождаются, они гноятся, они возвращаются к первобытности. Но пока что быть интеллектуальным младенцем, или сумасшедшим, или зверем гораздо легче, чем гармоничным взрослым человеком. Вот почему (оставляя в стороне другие причины) так велик спрос на высшее образование. Бегство в книги и университеты похоже на бегство в кабаки. Люди хотят забыть о том, как трудно жить по-человечески в уродливом современном мире, они хотят забыть о том, какие они бездарные творцы жизни.

О́лдос Ле́онард Ха́ксли (англ. Aldous Huxley; 26 июля 1894, Годалминг, Суррей, Англия, Великобритания - 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, США) - английский писатель.

Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Его отец - писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии - биолог Томас Генри Хаксли; по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнольду и внучатым племянником писателю Мэттью Арнольду. Брат Хаксли Джулиан и единокровный брат Эндрю были знаменитыми биологами.

Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было 13 лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением и впоследствии его зрение значительно ухудшилось. В связи с этим он был освобождён от военной службы в период Первой мировой войны.

В его романах речь идёт о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса (антиутопия « », « »). Также он затрагивал пацифистские темы.

В 1937 Хаксли переезжает в Лос-Анджелес, штат Калифорния, вместе со своим гуру Джеральдом Гердом, надеясь, что калифорнийский климат улучшит его ухудшающееся зрение. Именно здесь начинается его основной творческий период, для которого было новой чертой более подробное рассмотрение человеческой сущности. Хаксли знакомится в 1938 с Джидду Кришнамурти. Под влиянием последнего он обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой.

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимым Хамфри Осмондом. Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание. Впоследствии в переписке с Осмондом впервые было употреблено слово «психоделика» для описания влияния мескалина.

Эссе «Двери восприятия» и « » описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. « » стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 60-х и дал название знаменитой группе The Doors.

Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на творчестве Хаксли . Так, в последнем своём романе « » он описал положительную утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир».

Олдос Хаксли умер в 1963 в Лос-Анджелесе от рака горла. Перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию ЛСД - 100 мкг. Несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу. Незадолго до его смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи.

Square

Некоторые интересные факты удалось найти на иностранных сайтах, так как на российских порталах биография Олдоса Хаксли представлена бледно. Автор «О дивного нового мира» — великий новатор и энтузиаст. Творчество писателя-антиутописта пронизано аллюзиями и ошеломляющими метафорами.

Хаксли приписывают первое использование слов «стервозный», «дадаист», «футурология», «нимфомания», и «задиристый»

Олдос Хаксли — внучатый племянник Мэтью Арнольда (известного английского поэта и викторианского эстета). Об этой литературной родословной стоит упомянуть в начале списка интересные фактов Олдоса Хаксли, хотя бы потому, что в те времена затмевали талант писателя именно известные семейные связи. Ведь его дедом был великий викторианский биолог Т. Гексли (тот самый, который ввел в обиход слово «агностик»).

Эти слова занесены в Оксфордский английский словарь как введенные Хаксли. Еще одним заметным окказионализмом считается sexophone (воображаемый музыкальный инструмент, который вызывает сексуальное желание). Впервые упоминается в романе «О, дивный новый мир», где поощряется рекреационный секс.

Многие читатели знают о произведении «О, дивный новый мир», но сколько людей знают продолжение»Возвращение в дивный новый мир» , опубликованное в 1958 году? Но несмотря на название, это не не совсем продолжение предыдущего романа, а скорее научно-популярная работа, в которой О. Хаксли размышляет о своих предсказаниях в романе. Его заключение печально, писатель считает, что мир катится вниз.

Олдос Хаксли — друг известных людей

А еще Хаксли был лучшим другом Лоуренса (автора известного романа «Любовник леди Чарттерлей», запрещенного по причине непристойного сюжета). В 1930 году на похоронах великого английского писателя присутствовало всего 10 человек и среди них был Хаксли. Да что уж, один гениальный писатель умер на руках другого гениального писателя.

Уолт Дисней отклонил сценарий Олдос Хаксли по книге «Алиса в Стране Чудес»

Хаксли воодушевился произведением и работал над сценарием после окончания Второй мировой войны. В итоге получилась удивительная смесь живого действия и анимации, а основной линией сюжета становится дружба Кэрролл (Чарльза Доджсона, так он был известен в университете Оксфорда, Кэрролл, конечно, был его псевдоним) и Алисы Лидделл. Уолт Дисней не принял сценарий, так как счел его слишком литературным.

Хаксли скончался 22 ноября 1963 года – в один день с писателем К. С. Льюисом и президентом Кеннеди

Хаксли умер от рака гортани в возрасте 69 лет (незадолго до смерти он принял ЛСД), в этот же день от сердечного приступа скончался Клайв Льюис (автор известного романа в стили фэнтези «Хроники Нарнии»). Но ни одна из этих смертей не получила столько внимания прессы, как совершенное в этот день убийство Джона Кеннеди в Далласе.

Позднее творчество Хаксли оказало значительное влияние на контркультуру 1960-х годов, его продолжателем исследователи называют Тимоти Лири. Многие из книг Хаксли являются аллюзией на другие литературные произведения: «Античное сено (1923)» напоминает роман Кристофера Марло «Эдуард II» , «Э ти бесплодные листья (1925)» Вордсворта, а»Дивный новый мир» отсылается на»Бурю» Шекспира.

Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Его отец - писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии - биолог Томас Генри Хаксли (в России его имя обычно пишется как Гексли); по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнолду и внучатым племянником писателю Мэтью Арнолду. Братья Хаксли Джулиан и Эндрю были знаменитыми биологами.

В хорошо оборудованной лаборатории отца Хаксли начал самообразование, которое потом продолжил в школе Hillside, где его первой учительницей стала его мать. Когда Олдосу было 13 лет - мать умерла.

Три года спустя, в возрасте 16 лет он перенес кератит, что привело к тому, что почти 18 месяцев он был лишен зрения. Благодаря тому, что он пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля. Несмотря на проблемы со зрением, Хаксли продолжал занятия в Оксфорде, в колледже Балиол (1913-1915), и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1916 году.

В связи с тем, что далее он не мог заниматься наукой или пойти на фронт - а в то время шла мировая война - Хаксли обратился к литературе. Он работал в военном министерстве в Лондоне в 1917 году, и какое-то время преподавал в Итон и Рептон колледжах.

Первый сборник стихов появился в 1916 году, за ним последовало еще два издания в 1920 году.

В 1919-1920 годах Хаксли состоит в редакции «Атенея» под началом Мидлтон Муррея, мужа Кэтрин Мэнсфилд. Он пишет биографические статьи, статьи об архитектуре и живописи, театральные, музыкальные обзоры, равно как и рецензии на художественные книги.

В 1920-21 Хаксли работал театральным критиком для «Вестминстер Газет» и библиотекарем в книжном клубе Челси. Его первый роман «Желтый Кром» - остроумная критика общества - появился в 1921 году. Стиль Хаксли, сочетающий блестящие диалоги, социальную критику и цинизм, создал ему репутацию одного из самых модных литературных деятелей десятилетия. Он был другом леди Оттолин Моррел, входил в Блумсберийский кружок, который включал таких писателей, как Вирджиния Вулф, Клив Белл, Литтон Стрэчи и Э. М. Форстер. За восемь лет он опубликовал дюжину книг, включая «Контрапункт» (1928), роман, в котором персонажи, списанные с Д. Лоренса, Муррея, Мэнсфилд и самого автора, сравниваются с инструментами оркестра, и каждый играет особую роль в жизни, как ее видит Хаксли.

Он долго подыскивал название для нового романа - имел обыкновение придумывать названия к уже законченным вещам, а не наоборот.

В 20-е годы Хаксли сдружился с Д. Г. Лоренсом, вместе они совершают путешествие по Италии и Франции. Большую часть 20- годов Хаксли провел в Италии. В 30-е годы он переезжает в Санэри, что возле Тулона, и там пишет «О дивный новый мир», мрачную картину высокотехнологичного общества будущего. В этой книге он переворачивает с ног на голову теорию научного оптимизма Герберта Уэллса. Развитие науки и культурные изменения - массовое производство, которое произвело революцию в промышленности, путешествие на самолетах, романтизированное Чарлзом Линбергом и Амелией Эрхарт, бихевиористская психология и опыты в генетике - в то время занимали умы людей и вдохновляли. Роман был своеобразным ответом широкому кругу читателей, в первый же год В Англии и США разошлось более 28 тысяч копий книги, и на протяжении всего 20 века она оставалась в лидерах по продажам.

В 30-е года Хаксли принимал активное участие в деятельности «Союза обета мира». В 1937 году, в возрасте сорока трех лет, вместе с гуру Джералдом Гердом, он переезжает в США, надеясь, что климат Калифорнии улучшит его ухудшающееся зрение. Здесь начинается философский период его творчества, для которого было было характерно более подробное рассмотрение человеческой сущности, интерес к различным мистическим учениям («The Perennial Philosophy», «Через много лет» («After Many a Summer...»), «Time must have a stop»). Хаксли знакомится в с Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti), их (как и их жён) связывает крепкая дружба. Бывший скептик и бывший теософ верили теперь, что единственная дорога к миру и духовной истине должна быть субъективной - личностной.

Хаксли пишет множество эссе а также сценарии для фильмов в соавторстве с Кристофером Ишервудом. Некоторые из его сценариев так никогда и не были сняты. Лучшим считается сценарий для голливудского фильма «Гордость и предубеждение» (1940). Он берется написать такие сценарии как «Сага о Форсайтах», «Мадам Кюри». Вместе с Джоном Хаусманом и Робертом Стивенсоном он работает над фильмом «Джейн Эйр», главные роли в котором исполнили Орсон Уэллс и Джоан Фонтана.

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимым Хамфри Осмондом (Humphry Osmond). Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание. Впоследствии в переписке с Осмондом было употреблено впервые слово «психоделика» для описания влияния мескалина. Эссе «Двери восприятия» («The Doors of Perception») и «Небо и ад» («Heaven and Hell») описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на его творчестве. Так в последнем своем романе «Остров» он описал положительную утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир».

В 1961 году он знакомится с Альбертом Хоффманом - изобретателем ЛСД.

Незадолго до смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи. Хаксли умер в 1963 г. в Лос-Анджелесе от рака горла. Когда смерть была неизбежна, жена Олдоса сделала ему инъекцию ЛСД, которая позволила ему умереть спокойно, избежав судорог и удушья.

Олдос Хаксли ввел в обиход термин «футурология».

В семирную известность британскому писателю и философу Олдосу Хаксли (1894 - 1963) принес роман-антиутопия « ». Эта книга, в которой рассказывается история «дикаря» (обычного человека), попавшего в автоматизированный мир общества потребления - «капиталистический рай „Эры Форда“», считается одним из самых популярных произведений английской литературы XX века.

Другим знаковым сочинением автора стало эссе « ». В нем Хаксли описал воздействие психотропных веществ на сознание человека. Именно это произведение в далеких 60-х вдохновило молодых американских музыкантов назвать свою группу «The Doors».

Мы отобрали 10 цитат из книг писателя:

Человек в толпе ведет себя так, словно принял огромную дозу сильнодействующего наркотика. Он становится жертвой того, что я называю стадным ядом. « »

Затяжное самогрызение, по согласному мнению всех моралистов, является самым нежелательным. Поступив скверно, раскайся, загладь, насколько сможешь, вину и нацель себя на то, чтобы в следующий раз поступить лучше. Ни в коем случае не предавайся нескончаемой скорби над своим грехом. Барахтанье в дерьме - не лучший способ очищения. « »

Циником быть не так уж плохо, надо только знать, где остановиться. «Через много лет»

Кого Бог хочет погубить, того он лишает разума. Или, наоборот, делает слишком умным. « »

Вся беда литературы в том, что в ней слишком много смысла. В реальной жизни никакого смысла нет. « »

В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И, разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов. « »

Путь всякого интеллектуала, если он следует по этому пути достаточно долго и неуклонно, приводит его к той самой очевидности, от которой человек неинтеллектуальный никуда и не уходил. « »

Бегство в книги и университеты похоже на бегство в кабаки. Люди хотят забыть о том, как трудно жить по человечески в уродливом современном мире, они хотят забыть о том, какие они бездарные творцы жизни. Одни топят свою боль в алкоголе, другие (и их гораздо больше) - в книгах и художественном дилетантизме. «