Он скоро свету стал чужд. Пушкин А. Медный всадник. "О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? См.С. "Медный всадник"": оценки поколений


  1. Он всегда был писателем. Сначала без печати. В детстве няня называла его балаболкой. Он говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, с белыми звонкими досками, за постоянную болтовню в гимназии его прозвали римский оратор. Потом закончился дописьменный век его истории, начался письменный. В третьем классе он увлекся романами Ж. Верна и написал первое стихотворение. За это строгий словесник Баталин от лица педагогического совета наказал его. В пятом классе писатель к описанию Христа Спасителя как-то приплел русского поэта Надсона. За это опять получил нагоняй в виде кола от Баталина.
    Потом Баталин сменился другим советником, который дал писателю свободу. Он начал писать, получая пятерки. Ну а потом наступил третий период, уже печатный. Он окончил гимназию. Восьмиклассником как-то дрожащей рукой вывел У мель
    ницы. Рассказ был жуткий, с житейской драмой. Он отнес его в журнал Русское обозрение. Его опубликовали и вручили гонорар целых восемьдесят рублей. Взглянул на свою фамилию под рассказом, как будто и не моя! Было в ней что-то новое, совсем другое. И я другой. Я впервые тогда почувствовал, что другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать. Только одно я чувствовал: что я должен что-то сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать...

    Рассказ написан в виде воспоминаний, поэтому кажется довольно простым. В нем нет витиеватости, свойственной некоторым произведениям, заведомо претендующим на статус литературного творчества. Автор будто воссоздает картину прошлых лет, вспоминая свои переживания и чувства, которые обуревали его в то время. Безусловно, это был очень важный период его жизни. Не зря после того, как его рассказ был опубликован, герой почувствовал себя другим. Название рассказа на первый взгляд обещает открыть читателям, при каких обстоятельствах и каким образом происходило становление писателя. Но в словах Как я стал писателем явно видна и психологическая подоплека, и это, пожалуй, самое важное. Поэтому можно сказать, что этот рассказ повествует о переломном периоде жизни, когда предназначение человека претерпело качественные изменен

  2. Он всегда был писателем. Сначала без печати. В детстве няня называла его балаболкой. Он говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, с белыми звонкими досками, за постоянную болтовню в гимназии его прозвали римский оратор. Потом закончился дописьменный век его истории, начался письменный. В третьем классе он увлекся романами Ж. Верна и написал первое стихотворение. За это строгий словесник Баталин от лица педагогического совета наказал его. В пятом классе писатель к описанию Христа Спасителя как-то приплел русского поэта Надсона. За это опять получил нагоняй в виде кола от Баталина.
    Потом Баталин сменился другим советником, который дал писателю свободу. Он начал писать, получая пятерки. Ну а потом наступил третий период, уже печатный. Он окончил гимназию. Восьмиклассником как-то дрожащей рукой вывел У мель
    ницы. Рассказ был жуткий, с житейской драмой. Он отнес его в журнал Русское обозрение. Его опубликовали и вручили гонорар целых восемьдесят рублей. Взглянул на свою фамилию под рассказом, как будто и не моя! Было в ней что-то новое, совсем другое. И я другой. Я впервые тогда почувствовал, что другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать. Только одно я чувствовал: что я должен что-то сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать...
  3. Вы че дибилы чтоли, человек просить кратец...
  4. Он всегда был писателем. Сначала без печати. В детстве няня называла его балаболкой. Он говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, с белыми звонкими досками, за постоянную болтовню в гимназии его прозвали римский оратор. Потом закончился дописьменный век его истории, начался письменный. В третьем классе он увлекся романами Ж. Верна и написал первое стихотворение. За это строгий словесник Баталин от лица педагогического совета наказал его. В пятом классе писатель к описанию Христа Спасителя как-то приплел русского поэта Надсона. За это опять получил нагоняй в виде кола от Баталина.
    Потом Баталин сменился другим советником, который дал писателю свободу. Он начал писать, получая пятерки. Ну а потом наступил третий период, уже печатный. Он окончил гимназию. Восьмиклассником как-то дрожащей рукой вывел У мель
    ницы. Рассказ был жуткий, с житейской драмой. Он отнес его в журнал Русское обозрение. Его опубликовали и вручили гонорар целых восемьдесят рублей. Взглянул на свою фамилию под рассказом, как будто и не моя! Было в ней что-то новое, совсем другое. И я другой. Я впервые тогда почувствовал, что другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать. Только одно я чувствовал: что я должен что-то сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать...
  5. Он всегда был писателем. Сначала без печати. В детстве няня называла его балаболкой. Он говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, с белыми звонкими досками, за постоянную болтовню в гимназии его прозвали римский оратор. Потом закончился дописьменный век его истории, начался письменный. В третьем классе он увлекся романами Ж. Верна и написал первое стихотворение. За это строгий словесник Баталин от лица педагогического совета наказал его. В пятом классе писатель к описанию Христа Спасителя как-то приплел русского поэта Надсона. За это опять получил нагоняй в виде кола от Баталина.
    Потом Баталин сменился другим советником, который дал писателю свободу. Он начал писать, получая пятерки. Ну а потом наступил третий период, уже печатный. Он окончил гимназию. Восьмиклассником как-то дрожащей рукой вывел У мель
    ницы. Рассказ был жуткий, с житейской драмой. Он отнес его в журнал Русское обозрение. Его опубликовали и вручили гонорар целых восемьдесят рублей. Взглянул на свою фамилию под рассказом, как будто и не моя! Было в ней что-то новое, совсем другое. И я другой. Я впервые тогда почувствовал, что другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать. Только одно я чувствовал: что я должен что-то сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать...
  6. Я тоже могу так сделать. КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ - краткое содержание

    Он всегда был писателем. Сначала без печати. В детстве няня называла его балаболкой. Он говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, с белыми звонкими досками, за постоянную болтовню в гимназии его прозвали римский оратор. Потом закончился дописьменный век его истории, начался письменный. В третьем классе он увлекся романами Ж. Верна и написал первое стихотворение. За это строгий словесник Баталин от лица педагогического совета наказал его. В пятом классе писатель к описанию Христа Спасителя как-то приплел русского поэта Надсона. За это опять получил нагоняй в виде кола от Баталина.
    Потом Баталин сменился другим советником, который дал писателю свободу. Он начал писать, получая пятерки. Ну а потом наступил третий период, уже печатный. Он окончил гимназию. Восьмиклассником как-то дрожащей рукой вывел У мель
    ницы. Рассказ был жуткий, с житейской драмой. Он отнес его в журнал Русское обозрение. Его опубликовали и вручили гонорар целых восемьдесят рублей. Взглянул на свою фамилию под рассказом, как будто и не моя! Было в ней что-то новое, совсем другое. И я другой. Я впервые тогда почувствовал, что другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать. Только одно я чувствовал: что я должен что-то сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать...

  7. Он всегда был писателем. Сначала без печати. В детстве няня называла его балаболкой. Он говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, с белыми звонкими досками, за постоянную болтовню в гимназии его прозвали римский оратор. Потом закончился дописьменный век его истории, начался письменный. В третьем классе он увлекся романами Ж. Верна и написал первое стихотворение. За это строгий словесник Баталин от лица педагогического совета наказал его. В пятом классе писатель к описанию Христа Спасителя как-то приплел русского поэта Надсона. За это опять получил нагоняй в виде кола от Баталина.
    Потом Баталин сменился другим советником, который дал писателю свободу. Он начал писать, получая пятерки. Ну а потом наступил третий период, уже печатный. Он окончил гимназию. Восьмиклассником как-то дрожащей рукой вывел У мель
    ницы. Рассказ был жуткий, с житейской драмой. Он отнес его в журнал Русское обозрение. Его опубликовали и вручили гонорар целых восемьдесят рублей. Взглянул на свою фамилию под рассказом, как будто и не моя! Было в ней что-то новое, совсем другое. И я другой. Я впервые тогда почувствовал, что другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать. Только одно я чувствовал: что я должен что-то сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать...
    .
  8. Goodluck
  9. Он всегда был писателем. Сначала без печати. В детстве няня называла его балаболкой. Он говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, с белыми звонкими досками, за постоянную болтовню в гимназии его прозвали римский оратор. Потом закончился дописьменный век его истории, начался письменный. В третьем классе он увлекся романами Ж. Верна и написал первое стихотворение. За это строгий словесник Баталин от лица педагогического совета наказал его. В пятом классе писатель к описанию Христа Спасителя как-то приплел русского поэта Надсона. За это опять получил нагоняй в виде кола от Баталина.
    Потом Баталин сменился другим советником, который дал писателю свободу. Он начал писать, получая пятерки. Ну а потом наступил третий период, уже печатный. Он окончил гимназию. Восьмиклассником как-то дрожащей рукой вывел У мель
    ницы. Рассказ был жуткий, с житейской драмой. Он отнес его в журнал Русское обозрение. Его опубликовали и вручили гонорар целых восемьдесят рублей. Взглянул на свою фамилию под рассказом, как будто и не моя! Было в ней что-то новое, совсем другое. И я другой. Я впервые тогда почувствовал, что другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать. Только одно я чувствовал: что я должен что-то сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать...
  10. Тупая ослица
  11. Он всегда был писателем. Сначала без печати. В детстве няня называла его балаболкой. Он говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, с белыми звонкими досками, за постоянную болтовню в гимназии его прозвали римский оратор. Потом закончился дописьменный век его истории, начался письменный. В третьем классе он увлекся романами Ж. Верна и написал первое стихотворение. За это строгий словесник Баталин от лица педагогического совета наказал его. В пятом классе писатель к описанию Христа Спасителя как-то приплел русского поэта Надсона. За это опять получил нагоняй в виде кола от Баталина.
    Потом Баталин сменился другим советником, который дал писателю свободу. Он начал писать, получая пятерки. Ну а потом наступил третий период, уже печатный. Он окончил гимназию.
  12. КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ - краткое содержание

    Он всегда был писателем. Сначала без печати. В детстве няня называла его балаболкой. Он говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, с белыми звонкими досками, за постоянную болтовню в гимназии его прозвали римский оратор. Потом закончился дописьменный век его истории, начался письменный. В третьем классе он увлекся романами Ж. Верна и написал первое стихотворение. За это строгий словесник Баталин от лица педагогического совета наказал его. В пятом классе писатель к описанию Христа Спасителя как-то приплел русского поэта Надсона. За это опять получил нагоняй в виде кола от Баталина.
    Потом Баталин сменился другим советником, который дал писателю свободу. Он начал писать, получая пятерки. Ну а потом наступил третий период, уже печатный. Он окончил гимназию. Восьмиклассником как-то дрожащей рукой вывел У мель
    ницы. Рассказ был жуткий, с житейской драмой. Он отнес его в журнал Русское обозрение. Его опубликовали и вручили гонорар целых восемьдесят рублей. Взглянул на свою фамилию под рассказом, как будто и не моя! Было в ней что-то новое, совсем другое. И я другой. Я впервые тогда почувствовал, что другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать. Только одно я чувствовал: что я должен что-то сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать...

    Рассказ написан в виде воспоминаний, поэтому кажется довольно простым. В нем нет витиеватости, свойственной некоторым произведениям, заведомо претендующим на статус литературного творчества. Автор будто воссоздает картину прошлых лет, вспоминая свои переживания и чувства, которые обуревали его в то время. Безусловно, это был очень важный период его жизни. Не зря после того, как его рассказ был опубликован, герой почувствовал себя другим. Название рассказа на первый взгляд обещает открыть читателям, при каких обстоятельствах и каким образом происходило становление писателя. Но в словах Как я стал писателем явно видна и психологическая подоплека, и это, пожалуй, самое важное. Поэтому можно сказать, что этот рассказ повествует о переломном периоде жизни, когда предназначение человека претерпело качественные изменения.

Цели урока : познакомить с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке; на основе исследовательской работы с текстом рассказов в группах выявить их общую проблематику; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать монологическую речь учащихся, умения сопоставлять, делать выводы, доказывать собственное мнение; повторить и закрепить понятия «метафора» и «олицетворение».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни».

По произведениям М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом «Сатирикон».

Цели урока : познакомить с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке; на основе исследовательской работы с текстом рассказов в группах выявить их общую проблематику; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать монологическую речь учащихся, умения сопоставлять, делать выводы, доказывать собственное мнение; повторить и закрепить понятия «метафора» и «олицетворение».

Оборудование : компьютерная презентация; иллюстрации к прочитанным произведениям, предметы, о которых написаны мини-сочинения, схемы персонажей, выполненные ребятами.

Эпиграфы к уроку: …И смешная же она, Русь-то, не глядя

На весь трагизм её жизни.

М. Горький

…Ах, эти мелочи! Как чесоточный зудень,

Впиваются они в организм человека, и

Точат, и жгут его. Нет места для работы

Здоровой мысли, нет свободной минуты

Для плодотворного труда! Мелочи, мелочи,

Мелочи- заполонили всю жизнь.

М.Е.Салтыков- Щедрин

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Работа по новой теме.
  1. Слово учителя.

Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни- в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. « Наше поколение, -говорил Осоргин,- находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои- прототипов. Ведёт же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.

Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя- Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов.

Он родился и вырос в Перми, « в глубокой провинции, в деревянном доме, окружённом несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась…независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса… Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведённые здесь,- лучшими университетами. « Всё, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг,- всё это было раньше вышито зелёной гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие: «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».

  1. Творческая «защита» 1 группы.

«Осоргин- служитель правды и справедливости».

(Устный журнал: каждый ученик, перелистывая свою страницу, рассказывает.)

1-ученик. «На пороге».

В 1897г. Михаил Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. Из дома он захватил только «узел», в который «завернул» свои детские впечатления- всё, что он вычитал в великой книге Природы. Но студенческие годы его выпали на то время, когда по всей России не было такой обители, где не жили бы «люди, желающие пересоздать мир и во имя этого готовые на всякую жертву». «Молодые женщины, которым как раз время весело жить и молодо любить, надевали посконное платье и шли по деревням изучать народ». Да и «все недурные люди» были прежде всего служителями «правды и справедливости». Как тут остаться в стороне? В 1899г. За участие в студенческих волнениях Михаила Ильина высылают в Пермь под негласный надзор полиции. Опала оказалась недолгой. Через год он восстанавливается в университете, в 1902г. Оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой. Он не берёт денег с бедных. И вообще рассматривает свою деятельность как защиту «прав трудового народа».

2-ученик. «Служитель правды и справедливости».

Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога»- литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Он говорит своим, ни на кого не похожим голосом: о самых серьёзных вещах он рассуждает с иронией, никогда не выступает бесстрастным летописцем, не скрывает своей позиции.

…Очень скоро в адвокатской конторе « стали спать по ночам подозрительные люди, бежавшие с политической каторги, на машинке отстукиваться тексты пылких и буйных прокламаций».

В 1904г. Михаил Андреевич вступает в партию социал-революционеров. Однако революционером он был недолго, и никогда – особенно активным (по его собственным словам, «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом…по полной неспособности к руководящим ролям»).

Но полиция, очевидно, не считала его «пешкой». Во всяком случае, в декабре 1905г. Михаил Андреевич был арестован. Приговор- три года ссылки в Нарымский край Томской губернии. По счастью, удалось обмануть правосудие: Осоргина выпустили на время из тюрьмы- под залог, и назад он не вернулся.

Поначалу он скрывается в деревне под Москвой, где занимается в основном рыбной ловлей, в город старается не ездить, и не только потому, что это может плохо кончиться. «Не столько плохи дела, как плохи люди…Дошло до того, что отличить революционера от хулигана».

Оставаться близ Москвы становится опасно, и Михаил Андреевич перебирается в Финляндию. Из писем оттуда видно, что уезжать ещё дальше ему очень не хочется: «За границу поеду лишь в крайности». И всё же такая «крайность» наступила, и довольно скоро. Поздней осенью 1906г. Недавний узник таганской тюрьмы оказывается в Италии, на вилле «Мария»- в приюте многих русских эмигрантов.

3-й ученик. «В Италии».

«Узелок», с которым пермский гимназист Михаил Ильин шагнул из родного дома в большую жизнь, «не нашли и не отняли даже при обысках». Здесь, в Италии, он вышел из партии, так как партийные дела волновали его все меньше и меньше. Всё больше и больше он погружается в литературные занятия.

С 1908г. Осоргин- постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии: за 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина. В 1913г. Вышла его книга «Очерки современной Италии», страны, которую автор впоследствии называл «Романом своей молодости». В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются рассказы Осоргина, герои которых- эмигранты, о них Михаил Андреевич будет писать всю жизнь:

«Эмигранты, это- такие оригиналы, которые живут не там, где им душой хочется, а там, где их сердцу тяжело. Я им симпатизирую,- вы можете считать их врагами…Сентиментальных гражданских слёз « о пасынках России» я лить также не стану; им это будет обидно…

Настоящий эмигрант отличается от всех прочих сородичей тем, что он в своих исканиях заранее лишен надежды найти, так как ищет вне земли обетованной».

4-й ученик. «Дым Отечества».

В 1916г., так и не добившись официального разрешения, М.А.Осоргин на свой страх и риск возвратился на родину.

Вас же сошлют в Нарым.

Чем Нарым хуже Рима? А может быть, и не сошлют.

Не сослали- подоспела Февральская революция 1917г. Поначалу он принял её восторженно, активно включаясь в борьбу «не во имя будущего, а лишь по невозможности мириться с настоящим».

С первых же дней Октябрьского переворота 1917г. Осоргин призывает не подчиняться самозваному правительству, неустанно разъясняет массам «бандитский характер власти», разоблачает лживые лозунги. Призывая ко всеобщей политической забастовке, понимает: поражение неизбежно. Он очень любит Россию, но хорошо знает её: она вечно «позволяет кататься на своей вые каждому любителю верховой езды. Иногда, встав на дыбы, она опрокидывает всадника- и сейчас же позволяет взнуздать себя другому».

1921г. Голод в Поволжье. Осоргин- главный редактор газеты «Помощь», органа Комитета помощи голодающим. В голодающие губернии пошли составы с продовольствием. Престиж вождей оказался под угрозой. От иностранной помощи пришлось отказаться…В результате в Поволжье погибли 5 млн. человек, но политическое положение было спасено. Осоргин вместе с другими членами Комитета оказался на Лубянке. Был намечен к «ликвидации», но благодаря вмешательству верховного комиссара Лиги Наций Ф.Нансена смертную казнь заменили ссылкой. Формально на три года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».

5-й ученик. Защитник «незначительного».

В чем смысл и цель бытия, тайна Природы, назначение человека? Осоргина ответы религии на эти вопросы не устраивали. Он не хотел быть рабом- ни царским, ни Божьим.

Ещё в 1914г., в Италии, он вступил в масонскую ложу, полагая, что целью масонства является свободное познание тайны Природы.

Во время второй парижской эмиграции Осоргин- один из самых активных и влиятельных русских масонов. Он поселился в местечке Шабри, в неоккупированной зоне. Отсюда, подвергая себя большой опасности, посылал корреспонденции в Америку, в газету «Русское слово».

Мечта о возвращении на родину так и осталась с ним до конца его дней. Философ Джордж Гурвич писал в некрологе: «Осоргин был не только крупнейшим писателем. Он был замечательным человеком… последним рыцарем духовного ордена русской интеллигенции».

  1. Беседа по вопросам к рассказу Осоргина «Пенсне».

Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»?

Какие замечания писателя о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?

В рассказе Осоргина пенсне имеет физиономию, кристальную душу. Как называется используемый автором данный приём художественной выразительности? Дайте определение. (Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления; метафора(гр.metaphora- перенос)- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Как показаны в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?

Обратимся к отрывку из рассказа Осоргина: от слов «Часы шагают, хворают, кашляют…» до «…суетливая сплетница- почтовая марка».

4. Чтение мини-этюдов (1-2) о вещах, которые принесли ребята, с использованием олицетворения, метафор (индивидуальное задание 1 творческой группы).

Наверно, в жизни часто так бывает,

Наверно, с этим сталкивался каждый,

Когда предмет на время пропадает.

Какой-нибудь простой, но очень важный.

Казалось бы, сережки и сережки!

Они должны быть в паре непременно.

Но стоит только расстегнуть застежку,

И пропадет одна из них мгновенно!

Зато потом она опять найдется,

И вдруг ты, ужасаясь, понимаешь,

Что заново теперь искать придется,

Ведь, где вторая, ты уже не знаешь.

Все можно объяснить, конечно, просто,

Ведь мы так неловки, неосторожны,

И память коротка, и ум не острый,

И сто ещё придумать можно!

Но есть один ответ на все сомненья:

Смеясь, нас вещи просто за нос водят!

У них есть свой характер и стремленья,

И иногда они гулять уходят…

5. Творческая «защита» 2 группы учащихся.

Слово учителя об И. С. Шмелёве.

Даром воображения Иван Сергеевич Шмелёв был наделён в полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел: яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна…И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах.

« Живая была метла- бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала. И половая щётка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу- «наказана». Я утешал её, гладил её волосики..» Он говорил и с людьми, и с игрушками, и с тою же метлой или половой щёткой.

1-й ученик.

Шмелев рано испытал счастье писательского труда. Незадолго до окончания гимназии , мартовским вечером 1894г., он вспомнил почему-то прошедшее лето, рыбную ловлю на речушке, глухой омут у старой мельницы, и вдруг всё ожило в его воображении. Единым махом, сам поражённый произошедшим, Шмелев написал рассказ.

Своё сочинении осмелился отдать в журнал «Русское обозрение». О судьбе рукописи долго ничего не знал. Но через год автору, теперь уже студенту Московского университета, почтальон вручил толстую книжку журнала. Студент открыл её с дрожью- и прочитал столь знакомое название: «У мельницы».

2-й ученик.

Чтение эпизода, посвящённого переживаниям героя, которые были вызваны публикацией его произведения .

Беседа по вопросам:

  1. Как вы думаете, почему герой не испытывал радости?
  2. Какое определение даёт искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения?
  3. Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать…- готовиться»? Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?

3-й ученик представляет составленную схему системы персонажей рассказа Шмелева «Как я стал писателем», указав в ней всех главных и второстепенных персонажей, род их деятельности и то, как они связаны друг с другом.

4-й ученик читает рассказ на одну из тем: «Как я готовился к сочинению», «Как я написал своё первое сочинение», «Отзыв на рассказ «Как я стал писателем» Шмелева».

6. Беседа по «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом».

  1. Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто публиковал на страницах журнала свои произведения?
  2. Назовите настоящее имя Тэффи.
  3. Прочитайте приведённые отрывки из «Всеобщей истории…» и объясните, как создаётся сатирический эффект?

(на экране)

«В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом».

«Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».

«Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке- илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нём». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь- вздую».

  1. Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории…» следующие выражения: цари грызлись; терпение лопнуло; вместе тошно, а врозь скучно; с него взятки гладки и т. д. Уместно ли использование подобной лексики при создании исторического труда? Какой стиль намеренно искажают авторы данного произведения?

Чтение истории существования класса, написанной в духе писателей «Сатирикона».

Позвольте поприветствовать вас, о досточтимые отроки и девы!

Не побрезгуйте скудоумием моим, не осудите скромный труд, чёрт знает для чего начатый мною и по лени моей, которая вперёд меня родилась, ещё не законченный, и который, чтоб он провалился, вряд ли будет закончен.

Как это ни скучно, но нам приходится обратиться к делам давно минувших лет, когда берёт начало эта запутанная история возникновения и становления славного коллектива, в дальнейшем именуемого «Нашим классом».

История умалчивает, кто, зачем и почему, чтоб ему провалиться на этом месте, направил маленькие, не твёрдо стоявшие на земле стопы детей к зданию Храма Науки, в дальнейшем именуемому «нашей школой», но притопали они сюда в 200 каком-то году. И по сю пору остаются тут, хотя коварные и беспощадные служители Храма Великого Бога Просвещения прилагают неимоверные усилия досрочно закончить тот многотрудный путь, на который мы ступили много лет назад.

В те давние- давние времена, желая некоторым образом ознаменовать сие важнейшее событие своей жизни, эти достойные представители касты первоклассников, проливали горькие слёзы и мусолили распухшими, красными носами элегантные наряды своих матерей.

В это досточтимое племя 1 «А» класса вошли девы и отроки, достигшие уже того возраста, когда их плечи и мудрые главы возвышались из-за скамей, именуемых ныне партами.

В течение долгих 4-х лет они демонстрировали чудеса мужественности, прогрызая глубокие дыры в граните науки. Некоторые наиболее увлекшиеся индивиды в своём рвении попробовать на вкус все науки переключились и на

Стены коридора, и на камни ступеней, и на дерево перил и подоконников. Что вызвало лёгкое неудовольствие главного жреца Храма науки, который лаконично и доходчиво объяснил свою позицию, сказав: «Погодите, я до вас доберусь, спиногрызы зубастые!»

Много чистейшей родниковой воды утекло с того времени из фильтров школьной трапезной; сколько славных носов, мудрых лбов, несгибаемых коленей, зорких глаз пострадало на перекрёстках пространств и лестниц досточтимого Храма Науки и Просвещения, пока накопив фундаментальный опыт использования средств массовой информации и новейших достижений науки в деле получения высоких оценок своей деятельности, не перешли они в 5 класс.

И до сих пор продолжаются их многотрудные мытарства. И много ручек сломано, и много карандашей очинено, и много ремней порвано о части тела, кои из-за природной стыдливости не может назвать смиренный летописец перед лицом столь уважаемых персон. А до покорения Храма Науки им ещё

пилить и пилить. И пожелаем им на этом трудном пути всяческих успехов.

Смиренный раб ваш, ученик 8 «А» класса, руку приложил в лето 2013 числа 15 апреля.

7. Творческое задание 3 группы учащихся (по творчеству Тэффи).

1) Рассказ о Надежде Александровне Тэффи Бучинской).

2) Анализ составленной схемы системы персонажей рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» с указанием всех главных и второстепенных персонажей, рода их деятельности и того, как они связаны друг с другом.

3) Пересказ истории, рассказанной Тэффи в произведении «Жизнь и воротник» «от лица» воротника и Олечки Розовой.

4) Какой человеческий порок высмеивает писатель- сатирик в рассказе «Жизнь и воротник»?

8. Творческое задание 4 группы учащихся (по творчеству М.М.Зощенко).

1) Небольшое сообщение о жизни и творчестве М.М.Зощенко.

2) Какую цель преследовал М.М.Зощенко, занимаясь литературной деятельностью?

3) Кто ведёт повествование? Что вы можете сказать об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?

Посмотрите инсценированный отрывок из рассказа «История болезни».

Ответьте на вопрос: «Какую функцию в рассказе Зощенко выполняют следующие слова и выражения: чуть у него пар изо рту не идёт от жара; набуровим вам воды; распатроню; поднимаете тарарам и т.д.?»

  1. В начале 20 века преобразования в жизни общества влекли за собой изменения в языке, например, появилось много сложносокращённых слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно означает?

9. Викторина «Мир вещей». Вниманию ребят предлагаются названия различных вещей, которые становились «героями» прочитанных произведений (решето с крыжовником (рассказ «Хамелеон», Очумелов), заячий тулупчик («Капитанская дочка», Пугачёв), белые замшевые перчатки («После бала», полковник), очки с тёмными стёклами, зонтик и калоши («Человек в футляре», Беликов).

10. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Мир вещей в моей жизни».


Иван Сергеевич Шмелев – известный русский писатель первой половины 19 века, любивший Россию и ее природу. Однако становление «создателем произведений» было в его жизни неожиданным, и он пишет об этом рассказ «Как я стал писателем».

Иван Сергеевич начинает свое сочинение с детства, убеждаясь, что «не делался писателем, а всегда им был», когда без умолку болтал и оживлял предметы. Это настолько натренировало его фантазию и представление о мире, что Шмелев начинает писать в раннем возрасте, одержимый поэтами и философами.

Иван Сергеевич повествует все до мельчайших деталей, без утайки, высказывая свое мнение по каждому поводу.

Он красочно доносит до нас свои чувства, переживания, радости, чтобы мы тоже смогли проникнуться ими. Автор старается передать читателю весь мир, увиденный собственными глазами. Нам же раскрывается личность Шмелева, его душа и внутренний мир.

Этот рассказ довольно необычный: он заставляет над многим задуматься, читая его, невольно улыбаешься. А в конце приходишь к выводу, что чтобы не делалось, все к лучшему.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

20 июня 2014

Известный русский писатель, публицист Иван Сергеевич Шмелев, характеризуя свою семью, дает ей такое описание: коренные москвичи, староверцы, торговые крестьяне. Как видим, на принадлежность к интеллигенции, писательской среде нет и намека. Упоминание того же факта содержит рассказ (ниже - краткое содержание) «Как я стал писателем» Шмелева.

Раннее детство

21 сентября (3 октября) 1873 года - дата рождения писателя. А местом появления на свет было Замоскворечье. Именно в этом районе Москвы, в родительском доме находился исток творчества будущего мастера русского слова.

Отец и мать не имели высокого образования, но чтили законы прадедов, были религиозны, трудолюбивы. Такое отношение к жизни передавалось и детям.

Рассказ «Как я стал писателем» содержит большой фрагмент, где описано раннее детство героя. Читателю сразу становится ясно, что уже в те годы начинает формироваться умение Шмелева по-своему видеть окружающий мир, желание быть в нем и взаимодействовать с каждым, кто в нем есть.

Первый большой успех

В рассказе «Как я стал писателем» Шмелев повествует о своем первом литературном опыте. Это было произведение «У мельницы». Написал он его после 8-го класса гимназии, то есть будучи еще совсем молодым человеком.

Произведение получило хорошую оценку редактора журнала «Русское обозрение» и было опубликовано в нем без правок и каких-либо сокращений. Кроме того, юный автор был приглашен в журнал к сотрудничеству. Для молодого человека это было грандиозным успехом. Хотя Шмелев считал, что все случилось само собой, поэтому радовался успеху, но недолго - «захватили» другие дела.

Видео по теме

Первые шаги к успеху

В детстве он был увлекающимся ребенком, отлично знал Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других русских писателей. В третьем классе гимназии увлекся произведениями Жюля Верна. Они так захватили мальчика, что он, используя сюжет любимого автора, написал собственное поэтическое произведение. Стихи имели успех среди гимназистов, но учитель словесности не оценил их, так как героями произведения маленького поэта были именно учителя.

Другим сочинениям Шмелева учитель тоже не давал высокой оценки. Причина была в том, что эти произведения по форме и по содержанию были необычны, выходили за рамки программы. Результатом взаимного непонимания между учителем и учеником стало то, что мальчик был оставлен на второй год.

Через некоторое время писатель понял, что это было большим счастьем. Сменился учитель словесности, который разрешил писать все, что хотел маленький автор. В этот период было написано много лирических сочинений, за которые гимназист Шмелев получал только «пятерки» с большими плюсами.

Причины успеха

Читая рассказ или краткое содержание «Как я стал писателем» Шмелева, понимаешь, как бывает важно встретить на пути человека, который укажет верное направление, вдохновит на дело. А оно может оказаться главным в жизни. Люди, которые тебя окружают, - одна из причин любого успеха, и творческого в том числе.

Природная любознательность и умение увлечься делом остались со Шмелевым навсегда. В разные периоды своей жизни он интересовался и юриспруденцией, и ботаническими открытиями, и бытом людей разных сословий, и многими другими темами. Все это нашло отражение в творчестве писателя и привело его к мировому успеху. Высокую оценку его литературным работам дали Бунин, Куприн и другие видные писатели.

Рассказ или краткое содержание «Как я стал писателем» Шмелева дает понять читателю, какой трудный путь нужно пройти писателю, чтобы получить всеобщее признание.

Характер автора в тексте рассказа

Автобиографический рассказ-воспоминание «Как я стал писателем», краткое содержание которого мы рассматриваем, имеет еще одну большую ценность для читателя. Здесь очень тонко, с большим мастерством Иван Шмелев описывает процесс становления характера человека. А начинается он с самого раннего детства.

Герой произведения видит все окружающие предметы одушевленными. У каждого есть своя мечта, тайна, желания. Но понять эти предметы не может никто, кроме маленького мальчика. Такое видение мира говорит о богатом воображении, поэтичности, которые в будущем помогли стать замечательным мастером слова.

Герой рассказа говорит о том, что умение писать пришло вдруг, внезапно, и рассказ «У мельницы» был написан с ходу. Но читатель понимает, что мастерство оттачивалось годами, еще тогда, когда учитель словесности разрешил писать все и в любых количествах. Трудолюбие, стремление к совершенству, умение наслаждаться результатом своей работы, большая ответственность за то, что ты делаешь, - главные черты характера героя рассказа «Как я стал писателем».