На деревьях желтеют листочки найти основу предложения. Лексические темы по развитию речи детей

СТИХИ ПРО ОСЕНЬ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)

Осень идёт

Следом за летом
Осень идёт.
Жёлтые песни
Ей ветер поёт,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву.
(В. Степанов)

Хлопотунья

Далеко ещё зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи...

Где же взять зимой сластей
Для детей
И для гостей?
(В. Степанов)

В лесу осиновом

В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит –
В лесу осиновом
Наступит осень.
(В. Степанов)

Птицы улетают

Птиц провожают
В дорогу леса:
Долгое эхо
Летит в небеса.
Птиц провожают
В дорогу луга:
Выросли травы
В большие стога.
Даже вослед им,
Как будто крылом,
Пугало машет
Пустым рукавом.
(В. Степанов)

Осень, осень.
В гости просим!
Осень, осень,
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
(И. Суриков)

Сентябрь

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.

Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
(Р. Сеф)

Почему деревья осенью сбрасывают листья?

– Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
(В. Орлов)

Листопад

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)

Листопад

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
– Мы с кленов …
– Мы с яблонь …
– Мы с вишен …
– С осинки …
– С черемухи …
– С дуба …
– С березы…
Везде листопад:
На пороге морозы!
(Ю. Капотов)

Ути-ути

Под берёзой,
Под осиной,
Шевелясь едва-едва,
Будто выводок утиный,
По реке плывёт листва.

– Не забудьте, не забудьте
Возвратиться к нам весной!..
– Ути-ути!.. Ути-ути...
Утихает мир лесной.

И стоят деревья-мамы,
И тревожно шелестят,
И глядят на самых-самых
Жёлтых
маленьких
листят...
(М. Яснов)

Октябрь

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
(В. Берестов)

Осенняя Гамма

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля.
Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.
Снег!
(Лучезар Станчев)

В октябре

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
(Г. Ладонщиков)

Поздняя осень

У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
(Г. Ладонщиков)

Опустел скворечник –
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
(И. Токмакова)

Кончается лето

Кончается лето
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
(И. Токмакова)

Листопад

Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся Москва.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: - Улетим! -
и ныряют в лужу.
(Ю. Коринец)

Осенний клад

Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
(И. Пивоварова)

Осы к осени желтее,
Полосатее и злее, –
Видно, бабушкин компот
Им покоя не даёт.
И варенье, и повидло
Есть у нас, а им
Обидно.
(В. Степанов)

Осень наступила

Стала сладкою рябина...
Вся трава - как веник...
Муравей несет дубину
В теплый муравейник...

В муравейнике напилит
Из нее поленья...

Потому что наступила
Осень... к сожаленью...
(А. Анпилов)

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
(В. Авдиенко)

Непослушный дождь

Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит,
Побелеешь – снегом станешь –
До апреля не растаешь.
(Т. Конева)

Осенние слёзы

Плакали ночью
Желтые клены.
Вспомнили клёны,
Как были зелёны.
С жёлтой берёзы
Тоже капало.
Значит, берёза тоже
Плакала…
(Э. Машковская)

Добрая волшебница

В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала Осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила:
Ярко – жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется.
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
(Ю. Капустина)

Озорники

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, –
Дождь из листиков и я.
(Л. Разводова)

Осеннее

Улетает птичья стая,
Тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка
На ветру дрожит осинка.
Говорю ей:
– Успокойся,
Белой зимушки не бойся.
(И. Мельничук)

На кусте-кусточке –
Жёлтые листочки,
Виснет тучка в просини, –
Значит, дело к осени!

В красных листьях бережок.
Каждый листик – как флажок.
Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже
К октябрю готовится...
В красных листьях бережок.
Каждый листик – как флажок!
(И. Демьянов)

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
утонуло лето.
Я ему бросаю круг –
свой венок последний.
Только лето не спасти,
если день – осенний.
(Г. Новицкая)

Летят дождинки

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
(И. Демьянов)

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
(М. Геллер)

Праздник урожая

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
(Т. Бокова)

Улетали лебеди

Улетали лебеди
С севера на юг.
Растеряли лебеди
Белый-белый пух.
То ли пух лебяжий
В воздухе блестит,
То ли в окна наши
Первый снег
Летит.
(В. Приходько)

Кричит ворона в небе: – Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нем поселилась осень!
(Е. Интулов)

Осеннее одеяло

На деревьях
Листьев мало.
На земле –
Невпроворот.

Из лоскутьев
Одеяло
На прощанье
Осень
Шьёт.
(С. Островский)

Осень #Времена_года@roditeli_i

Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
(И. Винокуров)

Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.
(И. Мазнин)

Осень-лиса

Прошла лиса под кустом
И обожгла листву
Хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал
Осенний лес.
(Н. Красильников)

В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
"Осень. Снова осень!"

Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
"Осень. Скоро осень!"

На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб рябине:
"Осень. Скоро осень!"

Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
"Скоро заметелит
И завьюжит скоро!"
(А. Ефимцев)

Целых три месяца девушка Лето гуляла по лесу. С ней подружились буквально все: зверушки и птицы, деревья, кусты, цветы, бабочки и жучки. С девушкой Лето было так хорошо и тепло! Потому что Лето - девушка веселая, с ней очень интересно. Она дарила луговым цветам яркие и нежные краски, лесным ягодам - чудесный аромат. А сколько звонких песен она сочинила для птиц, ими наслаждался весь лес!
Но вот прошли три летних месяца - июнь, июль и август, и вечером тридцать первого августа девушка Лето, попрощавшись со всеми, убежала куда-то в другие края. И сразу вслед за ней, подули неизвестно откуда прилетевшие холодные ветры, а на деревьях появились первые желтые листочки.
Теплолюбивые птички забеспокоились - холодно!
- Нужно лететь вслед за Летом в теплые края! - размышляли вожаки птичьих стай.
Заплакали цветы, склонив свои головки. Они-то знали, что скоро совсем замерзнут. Да и деревья приуныли, глядя, как с их ветвей слетает на землю пожелтевшая листва. Зверушки в лесу совсем растерялись. Что теперь будет?
Наступил первый день осени - первое сентября. Ранним утром все в лесу увидели, как к ним через поле идет уже совсем другая девушка с умными немножко грустными глазами.
- Это Осень, - прошептали деревья.
- Да, это она! - подтвердили травы и цветы.
- Что ж вы приуныли! - сказала Осень, с улыбкой глядя на всех. - Не бойтесь! Все будет хорошо. Только всем жителям леса нужно как следует подготовиться к приходу холодов.
Вам, травы и цветы, помогут эти опадающие желтые листья. Они укроют и защитят ваши корешки от зимних морозов. Так, чтобы весной вы смогли снова расцвести.
А вы, воробьи и синицы, галки и вороны, тоже не волнуйтесь. Я вам приготовила к зиме пищу. Посмотрите на эти ягоды шиповника и рябины. Они для вас!
Малыши: ежики, мышки и белочки, почему растерялись? Ищите в лесу грибы, орехи и яблоки, а в поле зернышки. Делайте для себя запасы на холодную и голодную зиму. Тогда она вам не будет страшна!
Деревья и кусты, не плачьте! Все листики, которые вы потеряете сейчас, весной снова вырастут из ваших почек. Только не растеряйте запасы живицы, что течет по вашим стволам. Она - ваше питание на долгую зиму.
Ну, а вы, наши дорогие певчие птицы! Вам не уберечься здесь от холодов. Потому летите на юг. Вы перезимуете там, а весной, когда потеплеет, вновь вернетесь к нам. Мы вас будем ждать с нетерпением!
После таких приободряющих слов золотокудрой Осени весь лес повеселел, зашумел, загудел в работе. А певчие птицы, обсудив планы перелета и отдохнув, как следует, собрались в далекое путешествие.
И вот уже ранним утром к югу потянулись стаи перелетных птиц. А девушка Осень, провожая их, глядела в небо им вослед и желала доброго и счастливого пути.

ТЕМА «ОСЕНЬ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:


  • названия осенних месяцев;

  • основные приметы осени;

  • что происходит с деревьями, как изменилась трава, значе­ние слова «листопад»;

  • что делают осенью животные и птицы;

  • чем занимаются люди;

  • какие подарки людям принесла осень;

  • почему об осени говорят «золотая».

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, уро­жай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелет­ные, зимующие;

действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступа­ет, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, жел­теют, сохнут, моросит.

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Дождь - дождик, дождичек, солнце - солнышко,

лужа - лужица, дерево - деревце,

ветер - ветерок, лист - листок, листик, листочек,

туча - тучка, лес - лесок,

сад - садик, птица - птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один - много» (детям от 6 лет)
Месяц - месяцев, дерево - деревьев,

дождь - дождей, фрукт - фруктов,

лужа - луж, овощ - овощей,

урожай - урожаев, листья - листьев,

сад - садов, птица - птиц,

огород - огородов, слякоть - слякоти,

зонт - зонтов, лес - лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) - осеннее,

ветер (какой?) - осенний,

аллея (какая?) - осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цве­ты, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? - дождливая,

Дует ветер - ветреная;

если на улице холодно, какая погода? - холодная;

если пасмурно - пасмурная,

Сыро - сырая,

Хмуро - хмурая,

Солнечно - солнечная,

Ясно - ясная.

Образование множественного числа глаголов, существи­тельных и прилагательных «Один - много» (скажи по об­разцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день - наступили осенние дни,

на дереве желтый лист - на деревьях желтые листья,

плывет темная туча - плывут темные тучи,

стоит большое дерево - стоят большие деревья,

идет холодный дождь - идут холодные дожди,

дует сильный ветер - дуют сильные ветры,

висит теплая куртка - висят теплые куртки,

летит птичья стая - летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень» (детям 6 -8 лет)

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах жел­теют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дож­ди. Они не такие, как летом, - теплые и сильные, а мелкие и холодные.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, стано­вится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теп­лую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).

Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.

Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты - в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые шта­ны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, бо­тинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя - осень поздняя,

день веселый - день грустный,

день солнечный - день пасмурный,

облако белое - туча черная,

Холодная - жаркая,

Хорошая - плохая.

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) - ... ;

школьники идут с портфелями (куда?) - ... ;

листья на деревьях стали (какими?) - ... ;

цветы на клумбах (что сделали?) - ... ;

птицы улетают (куда?) - ... ;

звери делают на зиму (что?) - ... ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) - ....

Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:


  1. когда наступает осень;

  2. осенние месяцы;

  3. приметы осени в природе;

  4. красота золотой осени;

  5. что делают птицы и животные осенью;

  6. труд человека в осенний период;

  7. осенняя одежда.
Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки» (детям от 6 лет)

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завя­ли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик - мед, белка - орешки, медведь - капусту, лисичка - яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь 1 на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья.

Птички улетели в теплые края.

А.Н. Плещеев

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой - клин, мокрый - блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду - от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Игра «Здравствуй, осень!»

Ведущий Здравствуй, осень!

Дети водят хоровод.
Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Имитируют приготовление пи­рогов.
Принесла я вам муки -

Дети Значит, будут пироги.

В едущий Принесла вам гречки -

Дети Каша будет в печке.

Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам

Дети И для супа, и для щей.

Ведущий Рады ли вы грушам?

Разводят руки, показывая коло­ду меда.
Дети На зиму насушим.

Ведущий Принесла и меду -

Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки -

что мед! На варенье, на компот.

Дети: Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба припасла,

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

В едущий: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо! Кто

од дождик попадет Тот сейчас

водить пойдет. Убегают, «прячутся от дож­дя».
Осенние листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели,

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими дви­жениями.

ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (6-8 лет) должны знать:


  • названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелет­ных птиц;

  • понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);

  • куда улетают птицы, почему;

  • части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);

  • голоса, повадки птиц, их жилье.
Расширение словарного запаса детей:

названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;

признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;

действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Птенец - птенчик,

перо - перышко,

голова - головка, головушка,

соловей - соловушка,

шея - шейка,

жаворонок - жаворонушек,

крыло - крылышко,

скворец - скворушка,

гусь - гусек, гусенок,

утка - уточка,

лебедь - лебедушка,

гнездо - гнездышко,

журавль - журавушка, журка,

трясогузка - трясогузонька,

аист - аистенок,

цапля - цапелька.

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6 -8 лет)

Грач - грачонок - грачата, аист - аистенок - аистята,

стриж - стриженок - стрижата, журавль - журавленок - журавлята,

кукушка - кукушонок - кукушата, лебедь - лебеденок - лебедята,

скворец - скворчонок - скворчата, утка - утенок - утята,

гусь - гусенок - гусята.

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, ка­кая стая?» (детям 6 -8 лет)

Клин лебедей - лебединый, караван журавлей - ... , стая уток - ... , ... грачей - ... , ... соловьев - ... .

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один - много»

Грач - грачи - грачей,

птица - птицы - птиц,

стриж - стрижи - стрижей,

аист - аисты - аистов,

жаворонок - жаворонки - жаворонков,

скворец - скворцы - скворцов,

трясогузка - трясогузки - трясогузок,

журавль - журавли - журавлей,

гусь - гуси - гусей,

утка - утки - уток,

селезень - селезни - селезней,

ласточка - ласточки - ласточек,

соловей - соловьи - соловьев,

лебедь - лебеди - лебедей,

кукушка - кукушки - кукушек,

гнездо - гнезда - гнезд,

яйцо - яйца - яиц,

птенец - птенцы - птенцов.

Лексический строй речи

Материал для запоминания «Расскажи о птице»

Ласточка - «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомы­ми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длин­ные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.

Лебедь - прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.

Кукушка - птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).

Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный - у самочки, ярко-желтый - у самца. Ест червей и насекомых. Гнез­да вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.

Грач - черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.

Журавль - крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длин­ные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших боло­тах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, кореш­ками. Голос - громкий крик - курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.

Жаворонок - маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами.

Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем па­дать вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет.

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (де­тям 6 -8 лет)

Ласточка - щебечет,

грач - кричит «гра»,

соловей - заливается, свистит, щелкает,

кукушка - кукует,

журавль - курлычет,

жаворонок - звенит.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, грач (грач).

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»


  1. кто это;

  2. какая это птица (перелетная, зимующая);

  1. внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);

  1. чем питается;

  2. как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.
Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).

МИНУТКА ОТДЫХА

Журавли

Высоко в голубой дали

Над землей летят журавли.

Летят они, курлычут,

Нас за собою кличут,

Как будто говоря:

«Летите вместе с нами!

За темными лесами,

За синими морями

Есть теплые края;

Там, в зелени долины,

Мы скоротаем зиму,

А раннею весной

Вернемся в край родной!»

На шесте - дворец,

во дворце - певец,

А зовут его - ... (скворец).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

Кто без нот и без свирели

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

Игра «Скворушка прощается»


Текст дети читают вместе с

ведущей.

Кружатся.

Смотрят вверх.

Машут кистями рук, расстав­ленных в стороны. Плавно машут кистью вытя­нутой правой руки.
Осень, непогодушка,

Тополь пожелтел,

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается.

С нами милый скворушка

До весны прощается.

Наше поле опустело,

Опустел и лес, и сад.

Гуси серые летят.


Приседают.

Ходят, наклоняя голову.

Прыгают на месте.
Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Плавно и гордо

Умеют держаться,

Очень бесшумно

На воду садятся.

Плавные покачивания подняты­ми вверх руками.
Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти

Встряхивание рук перед собой.


встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно

Горизонтальные движения ру­ками вправо - влево.


помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже

покажем –

Крылья сложили назад.

Игра «Уточка»

Среди детей выбирается уточка. Дети идут за ней гуськом и повторя­ют все ее движения.

Уточка луговая, серая, полевая, Где ты ночку ночевала?

Под кустом, под березкой. Сама, утя, хожу, Детей своих вожу. Сама, утя, поплыву, Детей своих поведу.

^ ТЕМА «ОСЕНЬ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:


  • названия осенних месяцев;

  • основные приметы осени;

  • что происходит с деревьями, как изменилась трава, значе­ние слова «листопад»;

  • что делают осенью животные и птицы;

  • чем занимаются люди;

  • какие подарки людям принесла осень;

  • почему об осени говорят «золотая».

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, уро­жай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелет­ные, зимующие;

действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступа­ет, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, жел­теют, сохнут, моросит.

^

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Дождь - дождик, дождичек, солнце - солнышко,

лужа - лужица, дерево - деревце,

ветер - ветерок, лист - листок, листик, листочек,

туча - тучка, лес - лесок,

сад - садик, птица - птичка.

^ Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один - много» (детям от 6 лет)
Месяц - месяцев, дерево - деревьев,

дождь - дождей, фрукт - фруктов,

лужа - луж, овощ - овощей,

урожай - урожаев, листья - листьев,

сад - садов, птица - птиц,

огород - огородов, слякоть - слякоти,

зонт - зонтов, лес - лесов.

^ Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) - осеннее,

ветер (какой?) - осенний,

аллея (какая?) - осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цве­ты, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

^ Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? - дождливая,

Дует ветер - ветреная;

если на улице холодно, какая погода? - холодная;

если пасмурно - пасмурная,

Сыро - сырая,

Хмуро - хмурая,

Солнечно - солнечная,

Ясно - ясная.

^ Образование множественного числа глаголов, существи­тельных и прилагательных «Один - много» (скажи по об­разцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день - наступили осенние дни,

на дереве желтый лист - на деревьях желтые листья,

плывет темная туча - плывут темные тучи,

стоит большое дерево - стоят большие деревья,

идет холодный дождь - идут холодные дожди,

дует сильный ветер - дуют сильные ветры,

висит теплая куртка - висят теплые куртки,

летит птичья стая - летят птичьи стаи.

^ Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень» (детям 6 -8 лет)

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах жел­теют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дож­ди. Они не такие, как летом, - теплые и сильные, а мелкие и холодные.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, стано­вится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теп­лую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).

Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.

Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты - в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые шта­ны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, бо­тинки.

^ Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя - осень поздняя,

день веселый - день грустный,

день солнечный - день пасмурный,

облако белое - туча черная,

Холодная - жаркая,

Хорошая - плохая.

^ Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) - ... ;

школьники идут с портфелями (куда?) - ... ;

листья на деревьях стали (какими?) - ... ;

цветы на клумбах (что сделали?) - ... ;

птицы улетают (куда?) - ... ;

звери делают на зиму (что?) - ... ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) - ....

Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:


  1. когда наступает осень;

  2. осенние месяцы;

  3. приметы осени в природе;

  4. красота золотой осени;

  5. что делают птицы и животные осенью;

  6. труд человека в осенний период;

  7. осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки» (детям от 6 лет)

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завя­ли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик - мед, белка - орешки, медведь - капусту, лисичка - яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

^ МИНУТКА ОТДЫХА


Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь 1 на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья.

Птички улетели в теплые края.

^ А.Н. Плещеев

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой - клин, мокрый - блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду - от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

^ Игра «Здравствуй, осень!»

Ведущий Здравствуй, осень!

Дети водят хоровод.
Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

^ Имитируют приготовление пи­рогов.
Принесла я вам муки -

Дети Значит, будут пироги.

В едущий Принесла вам гречки -

Дети Каша будет в печке.

^ Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам

Дети И для супа, и для щей.

Ведущий Рады ли вы грушам?

Разводят руки, показывая коло­ду меда.
Дети На зиму насушим.

Ведущий Принесла и меду -

Дети Полную колоду!

Ведущий: А уж яблоки -

что мед! На варенье, на компот.

Дети: Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба припасла,

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

В едущий: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо! Кто

од дождик попадет Тот сейчас

водить пойдет. ^ Убегают, «прячутся от дож­дя».

Осенние листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели,

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими дви­жениями.

^ ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (6-8 лет) должны знать:


  • названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелет­ных птиц;

  • понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);

  • куда улетают птицы, почему;

  • части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);

  • голоса, повадки птиц, их жилье.
Расширение словарного запаса детей:

названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;

признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;

действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»


Птенец - птенчик,

перо - перышко,

голова - головка, головушка,

соловей - соловушка,

шея - шейка,

жаворонок - жаворонушек,

крыло - крылышко,

скворец - скворушка,

гусь - гусек, гусенок,

утка - уточка,

лебедь - лебедушка,

гнездо - гнездышко,

журавль - журавушка, журка,

трясогузка - трясогузонька,

аист - аистенок,

цапля - цапелька.

^ Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6 -8 лет)

Грач - грачонок - грачата, аист - аистенок - аистята,

стриж - стриженок - стрижата, журавль - журавленок - журавлята,

кукушка - кукушонок - кукушата, лебедь - лебеденок - лебедята,

скворец - скворчонок - скворчата, утка - утенок - утята,

гусь - гусенок - гусята.

^ Образование притяжательных прилагательных «Скажи, ка­кая стая?» (детям 6 -8 лет)

Клин лебедей - лебединый, караван журавлей - ... , стая уток - ... , ... грачей - ... , ... соловьев - ... .

^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один - много»


Грач - грачи - грачей,

птица - птицы - птиц,

стриж - стрижи - стрижей,

аист - аисты - аистов,

жаворонок - жаворонки - жаворонков,

скворец - скворцы - скворцов,

трясогузка - трясогузки - трясогузок,

журавль - журавли - журавлей,

гусь - гуси - гусей,

утка - утки - уток,

селезень - селезни - селезней,

ласточка - ласточки - ласточек,

соловей - соловьи - соловьев,

лебедь - лебеди - лебедей,

кукушка - кукушки - кукушек,

гнездо - гнезда - гнезд,

яйцо - яйца - яиц,

птенец - птенцы - птенцов.

^ Лексический строй речи

Материал для запоминания «Расскажи о птице»

Ласточка - «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомы­ми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длин­ные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.

Лебедь - прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.

Кукушка - птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).

Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный - у самочки, ярко-желтый - у самца. Ест червей и насекомых. Гнез­да вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.

Грач - черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.

Журавль - крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длин­ные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших боло­тах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, кореш­ками. Голос - громкий крик - курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.

Жаворонок - маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами.

Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем па­дать вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет.

^ Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (де­тям 6 -8 лет)

Ласточка - щебечет,

грач - кричит «гра»,

соловей - заливается, свистит, щелкает,

кукушка - кукует,

журавль - курлычет,

жаворонок - звенит.

^ Классификация понятий «Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, грач (грач).

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»


  1. кто это;

  2. какая это птица (перелетная, зимующая);

  1. внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);

  1. чем питается;

  2. как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.
Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).
^ МИНУТКА ОТДЫХА


Журавли

Высоко в голубой дали

Над землей летят журавли.

Летят они, курлычут,

Нас за собою кличут,

Как будто говоря:

«Летите вместе с нами!

За темными лесами,

За синими морями

Есть теплые края;

Там, в зелени долины,

Мы скоротаем зиму,

А раннею весной

Вернемся в край родной!»

На шесте - дворец,

во дворце - певец,

А зовут его - ... (скворец).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

Кто без нот и без свирели

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

Игра «Скворушка прощается»


^ Текст дети читают вместе с

ведущей.

Кружатся.

Смотрят вверх.

Машут кистями рук, расстав­ленных в стороны. Плавно машут кистью вытя­нутой правой руки.
Осень, непогодушка,

Тополь пожелтел,

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается.

С нами милый скворушка

До весны прощается.

Наше поле опустело,

Опустел и лес, и сад.

Гуси серые летят.

Приседают.

Ходят, наклоняя голову.

^ Прыгают на месте.
Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Плавно и гордо

Умеют держаться,

Очень бесшумно

На воду садятся.

^ Плавные покачивания подняты­ми вверх руками.
Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти

Встряхивание рук перед собой.


встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно

^ Горизонтальные движения ру­ками вправо - влево.


помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже

покажем – Крылья сложили назад.