Определение центра тяжести плоской фигуры лабораторная работа. Положения центра тяжести некоторых фигур

Лабораторная работа «Определение центра тяжести плоской пластины»

Цель : нахождение центра тяжести плоской пластины.

Приборы и материалы : плоская пластина произвольной формы, вырезанная из бумаги, нить с грузом, иголка, карандаш, линейка, штатив.

Указания к работе

    Вденьте нитку в иголку. К одному концу нити прикрепите груз (например, ластик).

    Вставьте иголку в пластину около края таким образом, чтобы пластина свободно вращалась на иголке (рис.2). Нить должна свободно свисать вдоль пластины

    Отметьте карандашом 2 точки на верхнем и нижнем крае пластины, через которые проходит нить.

    При помощи линейки проведите линию через эти точки.

    Повторите опыт ещё 2 раза, подвесив пластину в других точках.

    Линии должны пересечься в одной точке – центре тяжести пластины. Отметьте её на пластине (точка О ).

Ход работы

1.Зарисуйте схему опыта.

2.Закрепить пластину и подвес.

3.Провести линию через точки на пластине.

4.Закрепить пластину за другое отверстие и провести линию.

5.Закрепить пластину за третье отверстие и провести пластину.

6.Точка пересечения линий – центр тяжести тела.

7.Получив точку пересечения трех линий, убедитесь, что она является центром тяжести данной фигуры. Для этого, расположив пластину в горизонтальной плоскости, поместите ее центр тяжести на острие заточенного карандаша.

Вывод:

Данная работа предназначена для проведения по физике практической части: Центр тяжести. Затруднения в том, что в учебнике описания работы нет. Удобно напечатать практическую работу на каждого ученика, а предварительно задать домашнее задание по подготовке моделей(это экономит время на уроке).

Цели. Задачи определены в презентации по этой теме.

Вот приблизительный план для учащихся 7 класса.

Практическая работа «Определение центра тяжести плоской пластины»

Цель : нахождение центра тяжести плоской пластины.

Приборы и материалы : плоская пластина произвольной формы, вырезанная из бумаги, нить с грузом, иголка, карандаш, линейка.

Ход работы

    Вденьте нитку в иголку. К одному концу нити прикрепите груз (например, ластик).

    Вставьте иголку в пластину около края таким образом, чтобы пластина свободно вращалась на иголке (рис.1). Нить должна свободно свисать вдоль пластины

    Отметьте карандашом 2 точки на верхнем и нижнем крае пластины, через которые проходит нить(обозначьте точками А и В)

    При помощи линейки проведите линию через эти точки.

    Повторите опыт ещё 2 раза, подвесив пластину в других точках.

    Линии должны пересечься в одной точке – центре тяжести пластины. Отметьте её на пластине (точка О ).

Любое реальное тело, обладающее конечными размерами и массой, можно рассматривать как совокупность составляющих его частей. На каждую из этих частей в отдельности действует сила тяжести. Сила тяжести, которая действует на тело в целом, является равнодействующей этих сил. Точку приложения этой равнодействующей принято называть центром тяжести тела

Прямоугольник. Так как прямоугольник имеет две оси симметрии, то его центр тяжести находится на пересечении осей симметрии, т.е. в точке пересечения диагоналей прямоугольника.

Треугольник. Центр тяжести лежит в точке пересечения его медиан. Из геометрии известно, что медианы треугольника пересекаются в одной точке и делятся в отношении 1:2 от основания.

Круг. Так как круг имеет две оси симметрии, то его центр тяжести находится на пересечении осей симметрии.

Полукруг. Полукруг имеет одну ось симметрии, то центр тяжести лежит на этой оси. Другая координата центра тяжести вычисляется по формуле: .

Многие конструктивные элементы изготавливают из стандартного проката – уголков, двутавров, швеллеров и других. Все размеры, а так же геометрические характеристики прокатных профилей это табличные данные, которые можно найти в справочной литературе в таблицах нормального сортамента (ГОСТ 8239-89, ГОСТ 8240-89).

Пример 1. Определить положение центра тяжести фигуры, представленной на рисунке.

Решение:

    Выбираем оси координат, так чтобы ось Ох прошла по крайнему нижнему габаритному размеру, а ось Оу – по крайнему левому габаритному размеру.

    Разбиваем сложную фигуру на минимальное количество простых фигур:

    прямоугольник 20х10;

    треугольник 15х10;

    круг R=3 см.

    Вычисляем площадь каждой простой фигуры, её координаты центра тяжести. Результаты вычислений заносим в таблицу

№ фигуры

Площадь фигуры А,

Координаты центра тяжести

Ответ: С(14,5; 4,5)

Пример 2 . Определить координаты центра тяжести составного сечения, состоящего из листа и прокатных профилей.

Решение.

    Выбираем оси координат, так как показано на рисунке.

    Обозначим фигуры номерами и выпишем из таблицы необходимые данные:

№ фигуры

Площадь фигуры А,

Координаты центра тяжести

    Вычисляем координаты центра тяжести фигуры по формулам:

Ответ: С(0; 10)

Лабораторная работа №1 «Определение центра тяжести составных плоских фигур»

Цель: Определить центр тяжести заданной плоской сложной фигуры опытным и аналитическим способами и сравнить их результаты.

Порядок выполнения работы

    Начертить в тетрадях свою плоскую фигуру по размерам, с указанием осей координат.

    Определить центр тяжести аналитическим способом.

    1. Разбить фигуру на минимальное количество фигур, центры тяжести которых, мы знаем, как определить.

      Указать номера площадей и координаты центра тяжести каждой фигуры.

      Вычислить координаты центра тяжести каждой фигуры.

      Вычислить площадь каждой фигуры.

      Вычислить координаты центра тяжести всей фигуры по формулам (положение центра тяжести нанести на чертеж фигуры):

Установка для опытного определения координат центра тяжести способом подвешивания состоит из вертикальной стойки 1 (см. рис.), к которой прикреплена игла 2 . Плоская фигура 3 изготовлена из картона, в котором легко проколоть отверстие. Отверстия А и В прокалываются в произвольно расположенных точках (лучше на наиболее удаленном расстоянии друг от друга). Плоская фигура подвешивается на иглу сначала в точке А , а потом в точке В . При помощи отвеса 4 , закрепленного на той же игле, на фигуре прочерчивают карандашом вертикальную линию, соответствующую нити отвеса. Центр тяжести С фигуры будет находиться в точке пересечения вертикальных линий, нанесенных при подвешивании фигуры в точках А и В .

Конспект урока по физике 7 класс

Тема: Определение центра тяжести

Учитель физики МОУ Аргаяшская СОШ №2

Хидиятулина З.А.

Лабораторная работа:

«Определение центра тяжести плоской пластины»

Цель : нахождение центра тяжести плоской пластины.

Теоретическая часть:

Центр тяжести есть у всех тел. Центром тяжести тела называется точка, относительно которой суммарный момент сил тяжести, действующих на тело, равен нулю. Например, если подвесить предмет за его центр тяжести, то он останется в покое. То есть, его положение в пространстве не изменится (он не перевернётся вверх ногами или на бок). Почему одни тела опрокидываются, а другие — нет? Если из центра тяжести тела провести линию, перпендикулярную полу, то в случае, когда линия выходит за границы опоры тела, тело упадёт. Чем больше площадь опоры, чем ближе расположен центр тяжести тела к центральной точке площади опоры и центральной линии центра тяжести, тем более устойчивым будет положение тела. Например, центр тяжести знаменитой Пизанской башни расположен всего в двух метрах от середины её опоры. А падение случится лишь тогда, когда это отклонение составит около 14 метров. Центр тяжести тела человека находится примерно на 20,23 сантиметра ниже пупка. Воображаемая линия, проведённая отвесно из центра тяжести, проходит ровно между ступнями. У куклы-неваляшки секрет заключается также в центре тяжести тела. Её устойчивость объясняется тем, что центр тяжести у неваляшки находится в самом низу, она фактически стоит на нём. Условием сохранения равновесия тела является прохождение вертикальной оси его общего центра тяжести внутри площади опоры тела. Если вертикаль центра тяжести тела выходит из площади опоры, тело теряет равновесие и падает. Поэтому чем больше площадь опоры, чем ближе расположен центр тяжести тела к центральной точке площади опоры и центральной линии центра тяжести, тем более устойчивым будет положение тела. Площадь опоры при вертикальном положении человека ограничена тем пространством, которое находится под подошвами и между стопами. Центральная точка отвесной линии центра тяжести на стопе находится на 5 см впереди от пяточного бугра. Сагиттальный размер площади опоры всегда преобладает над фронтальным, поэтому и смещение отвесной линии центра тяжести легче происходит вправо и влево, чем назад, а особенно трудно — вперед. В связи с этим устойчивость на поворотах при быстром беге значительно меньше, чем в сагиттальном направлении (вперед или назад). Нога в обуви, особенно с широким каблуком и жесткой подошвой, устойчивее, чем без обуви, так как приобретает большую площадь опоры.

Практическая часть:

Цель работы: Используя предложенное оборудование, опытным путём найти положение центра тяжести двух фигур из картона и треугольника.

Оборудование: Штатив, плотный картон, треугольник из школьного набора, линейка, скотч, нить, карандаш..

Задание 1: Определите положение центра тяжести плоской фигуры произвольной формы

С помощью ножниц вырежьте из картона фигуру произвольной формы. Скотчем прикрепите к ней нить в точке А. Подвесьте фигуру за нить к лапке штатива. С помощью линейки и карандаша отметьте на картоне линию вертикали АВ.

Переместите точку крепления нити в положение С. Повторите описанные действия

Точка О пересечения линий АВ и CD даёт искомое положение центра тяжести фигуры.

Задание 2: Пользуясь только линейкой и карандашом, найдите положение центра тяжести плоской фигуры

С помощью карандаша и линейки разбейте фигуру на два прямоугольника. Построением найдите положения О1 и О2 их центров тяжести. Очевидно, что центр тяжести всей фигуры находится на линии О1О2

Разбейте фигуру на два прямоугольника другим способом. Построением найдите положения центров тяжести О3 и О4 каждого из них. Соедините точки О3 и О4 линией. Точка пересечения линий О1О2 и О3О4 определяет положение центра тяжести фигуры

Задание 2: Определите положение центра тяжести треугольника

С помощью скотча закрепите один из концов нити в вершине треугольника и подвесьте его к лапке штатива. С помощью линейки отметьте направление АВ линии действия силы тяжести (сделайте отметку на противоположной стороне треугольника)

Повторите аналогичную процедуру, подвесив треугольник за вершину С. На противоположной вершине С стороне треугольника сделайте отметку D .

С помощью скотча прикрепите к треугольнику отрезки нитей АВ и CD . Точка О их пересечения определяет положение центра тяжести треугольника. В данном случае центр тяжести фигуры находится вне пределов самого тела.

III . Решение качественных задач

1.С какой целью цирковые артисты при хождении по канату держат в руках тяжелые шесты?

2.Почему человек, несущий на спине тяжелый груз, наклоняется вперед?

3.Почему нельзя встать со стула, если не наклонить корпус вперед?

4.Почему подъемный кран не опрокидывается в сторону поднимаемого груза? Почему без груза кран не опрокидывается в сторону противовеса?

5.Почему у автомашин и велосипедов и т.п. тормоза лучше ставить на задние, а не на передние колеса?

6.Почему, грузовик нагруженный сеном легче переворачивается, чем тот же грузовик нагруженный снегом?


Цель работы: Используя предложенное оборудование, опытным пупутём найти положение центра тяжести двух фигур из картона и треугольника. Цель работы: Используя предложенное оборудование, опытным пупутём найти положение центра тяжести двух фигур из картона и треугольника. Оборудование и материалы: Штатив, плотный картон, треугольник из школьного набора, линейка, скотч, нить, карандаш.


Ход работы Любое реальное тело, обладающее конечными размерами и массой, можно рассматривать как совокупность составляющих его частей. На каждую из этих частей в отдельности действует сила тяжести. Сила тяжести, которая действует на тело в целом, является равнодействующей этих сил. Точку приложения этой равнодействующей принято называть центром тяжести тела.


Задание 1: Определите положение центра тяжести плоской фигуры произвольной формы С помощью ножниц вырежьте из картона фигуру произвольной формы. Скотчем прикрепите к ней нить в точке А. Подвесьте фигуру за нить к лапке штатива. С помощью линейки и карандаша отметьте на картоне линию вертикали АВ. .


Задание 2: Пользуясь только линейкой и карандашом, найдите положение центра тяжести плоской фигуры С помощью карандаша и линейки разбейте фигуру на два прямоугольника. Построением найдите положения О1 и О2 их центров тяжести. Очевидно, что центр тяжести всей фигуры находится на линии О1О2


Задание 2: Пользуясь только линейкой и карандашом, найдите положение центра тяжести плоской фигуры Разбейте фигуру на два прямоугольника другим способом. Построением найдите положения центров тяжести О3 и О4 каждого из них. Соедините точки О3 и О4 линией. Точка пересечения линий О1О2 и О3О4 определяет положение центра тяжести фигуры


Задание 3: Определите положение центра тяжести треугольника. С помощью скотча закрепите один из концов нити в вершине треугольника и подвесьте его к лапке штатива. С помощью линейки отметьте направление АВ линии действия силы тяжести (сделайте отметку на противоположной стороне треугольника)


Задание 3: Определите положение центра тяжести треугольника. Повторите аналогичную процедуру, подвесив треугольник за вершину С. На противоположной вершине С стороне треугольника сделайте отметку D. С помощью скотча прикрепите к треугольнику отрезки нитей АВ и CD. Точка О их пересечения определяет положение центра тяжести треугольника. В данном случае центр тяжести фигуры находится вне пределов самого тела.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Физика"

Наши готовые презентации по физике делают сложные темы урока простыми,интересными и легкоусвояемыми. Большинство опытов, изучаемых на уроках физики, невозможно провести в обычных школьных условиях, показать такие опыты можно с помощью презентаций по физике.В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по физике для 7,8,9,10,11 класса, а также презентации-лекции и презентации-семинары по физике для студентов.