Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомления учащихся. Предупреждение перегрузки и утомляемости у младших школьников

Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ШКОЛЫ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Перечислите основные недостатки конструкций из алюминиевых сплавов.

Стоимость алюминиевых конструкций в несколько раз выше стальных. Модуль упругости алюминиевых сплавов приблизительно в три раза меньше, чем стали. Поэтому угроза прогибов алюминиевых балок и ферм при прочих равных условиях в три раза больше, чем стальных. Поскольку коэффициент линейного расширения почти в два раза больше, то необходимо частое устройство температурных швов.

Также следует учесть, что в местах контакта алюминиевых сплавов с другими материалами легко возникает электрохимическая коррозия, поэтому поверхности, соприкасающиеся со сталью или бетоном, нужно обязательно изолировать (окраска или применение прокладок из пластмассы и других материалов).

Представление о ЗОТ может быть соотнесено с основными про­блемами школы, связанными с заботой о здоровье учащихся, для решения которых, собственно, и используются здоровьесберегающие технологии. К таким проблемам можно отнести следующие:

1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоя­нию переутомления;

2) «школьные стрессы»;

3) распространение среди учащихся вредных привычек, за­висимостей;

4) неправильная организация физической активности уча­щихся, профилактики гиподинамии;

5) питание школьников во время их пребывания в образова­тельном учреждении;

6) предупреждение патологических нарушений, непосред­ственно связанных с образовательным процессом (« школь­ных болезней»);

7) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;

8) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

9) некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоро­вьесберегающих технологий.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранения и укрепления здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - мно­гоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая харак­теру решаемых задач и распределению сфер ответственности. В тра­диционном варианте можно выделить 3 уровня решения каждой из проблем: внутришкольный, включающий несколько аспектов, вне­школьный и общегосударственный.

Многие специалисты - педагоги, физиологи, медики, психоло­ги - считают учебные перегрузки главной причиной неблагополу­чия состояния здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гим­назиях, лицеях, школах с углубленных изучением нескольких пред­метов), несмотря на лучшие условия обучения и семейное благопо­лучие, состояние здоровья школьников оказывается хуже, чем в обычных школах).


Уже более 20 лет назад Алла Пугачева пела в известном хите о том, что «много задавать стали почему-то - нынче пятый класс хуже института». Уже тогда трудно было это оспорить, но проблема и в наши дни не только сохранилась, но и усугубилась. Более того, в школе появились новые, действительно необходимые предметы (ин­форматика, граждановедение, ОБЖ, валеология и другие), но объе­мы прежних программ практически не были сокращены, т.е. про­изошло уплотнение учебных программ с интенсификацией учебного процесса. Продолжительность рабочего дня современного пяти­классника, с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций, приближается к 12 часам, а старшеклассника - подчас составляет 14-16 часов. При этом у выпускников резко по­вышается ответственность за результаты, качество обучения: они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.

Проблема воздействия этих факторов на здоровье учащихся, не­посредственно связанная с целевой установкой школы, рассматри­вается главным образом на уровне школы. В этой связи можно выде­лить несколько аспектов решения этой проблемы.

Медико-гигиенические аспекты: усилия школы направлены на создание в классах и в школе в целом гигиенических условий, обес­печивающих оптимальную работоспособность учащихся и педаго­гов, состояние их психофизиологического комфорта. При несоответ­ствии этих условий требованиям СанПиНов быстрее наступает утом­ление, снижаются работоспособность и творческая продуктивность, повышаются затраты ресурсных сил организма школьника на вы­полнение требований учителя. Непосредственную ответственность за решение этих вопросов несут администрация школы и медицинс­кие службы (школы и Госсанэпиднадзора).

Финансово-экономические аспекты: решаются задачи изыска­ния средств и направления финансирования на оснащение школы и классов оборудованием, обеспечивающим поддержание необходимой для занятий и отдыха температуры в помещениях, создание опти­мальных условий экологии, воздушной среды, освещения, звуковой изоляции и т.п., а также финансовое обеспечение решения задач на других уровнях данной проблемы. Эти вопросы находятся в компе­тенции управления образования и директора школы, но важную роль могут (и должны) играть Совет школы и ее учредители.

Организационные аспекты: включают традиционную для шко­лы «магию» составления расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гиги­еническими требованиями, не ущемив интересов никого из учите­лей, а также выбор учебных программ, учебников, технологий, оп­тимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся. Ответ­ственные за эту работу - директор и завуч школы, научные органи­зации, курирующие школу.

Воспитательные аспекты связаны с формированием у школь­ников привычки и стремления трудиться так и в таких условиях, чтобы не наступало состояние переутомления. Важно выработать у учащихся разделяемую с учителем ответственность за свое психофи­зиологическое состояние, сформировать в их сознании связь между условиями учебной деятельности, достигаемыми результатами и сво­им здоровьем. Примером и организатором этой работы выступает учитель (особенно классный руководитель), а также школьный пси­холог.

Учебно-информационные аспекты связаны со стоящей перед шко­лой задачей обеспечить ученика знаниями, приемами, технология­ми, позволяющими с максимальной эффективностью решать учебные задания, добиваясь высоких результатов. В этой связи можно гово­рить о техниках понимания, запоминания, систематизации учебного материала и т.д., т.е. всего, что касается научной организации труда и применимо к условиям школы, урока. Даже при избыточном объеме учебных программ «средний» ученик сможет избежать переутомления, если будет владеть такими технологиями и получать в этом поддержку со стороны учителя. Речь идет о замене целевой установки образования «дать знания» установкой «научить учиться». Об этом много написано и сказано, поэтому здесь мы подчеркнем лишь здоро­вьесберегающий аспект этой стратегической проблемы образования.

Одна из задач - сформировать у школьников навыки ощущать (рефлексировать) наступление состояний утомления и переутомле­ния, по возможности предупреждать их возникновение и эффективно выходить из этих состояний. Это задача всего педагогического коллектива во главе с директором школы.

Психолого-педагогические аспекты предупреждения состояний переутомления связаны с работой учителя на уроке. Именно от его индивидуальной педагогической технологии зависит, в конечном сче­те, в каком состоянии выйдут ученики после урока, даже если этот урок последний: уставшими, утомленными, «измотанными» воздей­ствием учителя или бодрыми, удовлетворенными, поднявшимися на новую ступеньку образованности и самоуважения. По нашему мне­нию, именно от учителя, его воздействия на учащихся в наиболь­шей степени зависят направленность и величина вектора, интегри­рующего все воздействия школы на здоровье школьников. Поэтому этим вопросам в значительной степени посвящены материалы 2-го тома данной книги.

Профессионально-кадровые аспекты непосредственно связаны с предыдущими и определяют подготовленность учителя к работе, обязательным условием которой является профилактика состояний переутомления у учащихся. При этом сохраняется необходимость качественного выполнения учебной программы. Составной частью решения этой задачи является способность и умение учителя гра­мотно поддерживать свою работоспособность, не допускать собствен­ного переутомления. Личная ответственность учителя при этом со­четается с контролем со стороны директора школы.

Реализация индивидуального подхода к учащимся особенно важ­на в предупреждении состояний переутомления. Одна только необ­ходимость работать в несвойственном психофизиологическим воз­можностям организма темпе (для выраженных флегматиков, мелан­холиков) приводит к выраженному дистрессу и переутомлению. А сколько таких особенностей, которые необходимо учитывать про­фессиональному учителю! (Подробнее об этом - в главе, посвящен­ной учителю.)

Решать проблему переутомления в этом аспекте можно лишь при двух условиях: а) при методической оснащенности учителя, позво­ляющей ему предлагать учащимся разные по сложности задания, дифференцировать время на их выполнение, гибко подходить к оцен­ке результатов каждого учащегося, использовать формы и методы, не входящие в традиции классно-урочной системы (групповые мето­ды работы учащихся, их ролевое взаимодействие и т.д., что широко представлено в реестре современных педагогических техник и тех­нологий); б) при наполняемости классов в пределах 20 человек.

Уровень внешкольной поддержки и подкрепления связан в пер­вую очередь с участием родителей школьников в проводимой школой работе по уменьшению перегрузок учащихся. Это касается и коррек­ции стремления некоторых родителей нагрузить своего ребенка сверх меры различными занятиями (кружки, секции, занятия с частными педагогами, репетиторами и т.п.), и контроля со стороны родителей за соблюдением гигиенических условий выполнения школьником до­машних заданий, и организации отдыха детей. Научить своего ребен­ка эффективно отдыхать, чтобы потом иметь возможность так же эф­фективно, без ущерба для здоровья работать, - эту задачу родители могут грамотно решить только с помощью школы и при ее поддержке. С другой стороны, ученик, приходящий на занятия из дома уже в утом­ленном состоянии, создает дополнительные трудности для самого учи­теля, концентрирует на себе большую часть его внимания. Основная ответственность в этой нелегкой работе ложится на классного руко­водителя, социального педагога, завуча по внеклассной работе.

Есть и другой аспект работы школы, реализуемый на этом уров­не, - установление отношений сотрудничества с научными центра­ми, способными курировать проводимую в школе работу с точки зре­ния ее научной обоснованности, а также периодически проводить объективную оценку происходящих перемен.

Уровень общегосударственной поддержки связан с функцией школы как социального института, основной ячейки важнейшей государственной системы - образовательной. Призывая школьни­ков к социальной активности, воспитывая у них соответствующие черты личности, оценивая равнодушие как отрицательное качество, школа сама не должна оставаться безучастной к тому, что происхо­дит в стране, ждать, пока желаемые изменения произойдут без ее участия. Письмами в министерство и управление образованием, пред­ложениями, публикациями в СМИ, выступлениями по радио и теле­видению и т.п. педагоги школ могут существенно повлиять на пози­тивное решение тех кардинальных, стратегических вопросов, кото­рые отмечались выше. От многих решений на законодательном, нор­мативном уровнях зависит, придется ли школе, стремящейся изба­вить учащихся от перегрузок, идти вопреки существующим тради­циям и требованиям, работать на свой страх и риск или только гра­мотно выполнять то, что предписывают вышестоящие организации, внося необходимую творческую составляющую.

Результаты, получаемые от согласованной работы на всех уров­нях решения проблемы переутомления учащихся, эффективность этой работы обязательно должны отслеживаться по данным диагно­стики изменений, мониторинга.

При адекватном решении указанной проблемы достигается пре­дупреждение возникновения состояний переутомления у учащихся и педагогов вкупе с соответствующим снижением риска ухудшения здоровья школьников, в первую очередь - нервно-психического.

Проблема «школьных стрессов»

Эта проблема тесно связана с предыдущей. По сути состояния переутомления также являются дистрессом, но традиционно, ввиду своей значимости и специфичности для системы образования, выде­ляются в отдельную группу. К «школьным стрессам» можно отнес­ти патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим кли­матом в классах, конфликтами между учащимися, между учащими­ся и педагогами, дидактогенное воздействие учителей, а также не­правильно организованную систему проверки и оценки знаний уча­щихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирования, эк­замены).

Организационные аспекты этой проблемы решаются путем фор­мирования благоприятного психологического климата в школе в целом, в каждом отдельном классе, в педагогическом коллективе, для чего рекомендуется проводить разнообразные и доказавшие свою эффективность программы: дискуссии для решения спорных про­блем, социально-психологические тренинги, коллективные досуго­вые мероприятия и т.п. Положительную роль играет и открытие кабинета психологической разгрузки для учителей и учащихся. Но главная задача - правильная организация проверки знаний и сис­темы оценивания учащихся.

Для недостаточно профессионального и нравственного педагога эта ситуация представляет труднопреодолимый соблазн, когда уче­ник попадает в полную зависимость от учителя: можно «отыграть­ся» за плохое поведение школьника, за его недостаточную усидчи­вость, нелюбовь к предмету, а иногда и за не сложившиеся отноше­ния с родителями воспитанника. Результатом является не объек­тивная проверка усвоения учащимся нового материала, его способ­ности учиться, а оценка его поведения в состоянии стресса и прово­цирование фрустрации. Из теории психофизиологии и повседневной педагогической практики известно, что если для школьников с силь­ным типом нервно-психической организации такая ситуация может иметь тренирующее значение, то для большинства детей и подрост­ков подобный стресс, особенно при высоком уровне ответственности (экзамен), негативно влияет на состояние здоровья.

Освобождением детей с явной патологией от экзаменов пробле­мы не решить - необходима такая организация всей вертикали про­верочных процедур, которая и исключала бы состояние дистресса у школьников. В школе за это отвечают директор, врач и психологи. Поскольку главные действующие лица здесь - школьник и учитель, подробнее мы рассмотрим используемые в этих ситуациях техноло­гии в разделе, посвященном здоровьесберегающим технологиям в работе учителя.

Медико-профилактическими аспектами предусматривается: 1) выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от эк­заменов и выполнения наиболее трудных заданий; 2) готовность оказания необходимой медицинской (медикаментозной и психоте­рапевтической) помощи детям и педагогам в состоянии выраженно­го дистресса, купирование его последствий; 3) участие в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них пси­хологической устойчивости к стрессогенным воздействиям; 4) по­мощь психологам и учителям в разработке и реализации коррекци­онных программ для учащихся группы риска в той их части, кото­рая может быть обеспечена в стенах школы. Главную роль в этом играет школьный врач.

Воспитательные аспекты связаны с задачами: 1) формирова­ния у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, ус­тановок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам; 2) воспитания у них привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при са­мом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;

3) формирования у школьников потребности находиться в оптималь­ном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы. (К сожалению, приходится констатиро­вать, что состояния умеренно выраженной дисфории с элементами недовольства всем происходящим, тревожности, агрессивности и т.п. становятся все более характерными, типичными для подростков. А это - мощная предпосылка к употреблению одурманивающих ве­ществ: алкоголя, наркотиков, проявлению агрессивности как в сек­суальных действиях, так и в противоправных поступках.)

Задачи, связанные с учебно-информационными аспектами, со­ставляют по сути единое целое с задачами предыдущего уровня. Это:

1) выработка у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникатив­ной ситуации; 2) выработка у школьников навыков и умений само­обладания, психофизической саморегуляции для использования этих качеств, в первую очередь при ответах учителю, выполнении конт­рольных работ, сдачи экзаменов; 3) обучение психологическим на­выкам эффективного преодоления деструктивных состояний - ди­стресса, депресии, дисфории и т.п. Ответственность за реализацию этих задач несут классный руководитель и школьный психолог.

Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и педагогического такта по отношению к учащимся с повышенным риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожнос­ти. У каждого учителя должна быть полная информация о таких учащихся класса, в котором он проводит занятия, и выработана индивидуальная тактика педагогического взаимодействия с такими учениками. Для грамотных действий, направленных на оптимиза­цию психологического климата класса, желательно проведение пси­хологами социометрии.

Для решения кадровых задач предполагается: 1) обеспечение школы психологами, способными грамотно осуществлять в школе анитистрессовые программы, проводить диагностику и на основе ее результатов выделять группы риска и проводить с такими учащими­ся как индивидуальную, так и групповую реабилитационно-коррек­ционную работу; 2) повышение квалификации (профессиональной подготовки) всех учителей в вопросах психологии, психогигиены, педагогической психотерапии; 3) целенаправленно заниматься оп­тимизацией психологического климата педагогического коллекти­ва. Сложно рассчитывать, что в атмосфере склок, недоброжелатель­ства, враждебности среди учителей удастся создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в отдельных классах. Это сфера ответственности директора школы и психолога, но во многих случаях целесообразно приглашение психологов «со стороны» для диагностики и проведения работы с педагогическим коллективом.

Экономические аспекты - это финансовая поддержка всех вы­шеозначенных мероприятий и программ, изыскание дополнитель­ных источников финансирования.

На уровне внешкольной работы социальным педагогом прово­дится выявление стрессогенных воздействий, оказываемых на уча­щихся в семье и ближайшим окружением (родственниками, друзья­ми, соседями). По мере возможности предпринимаются попытки нормализации неблагополучного эмоционально-психологического климата в семьях, корректировки круга постоянного общения школьника. Состоятельным семьям рекомендуется обращаться в платные службы семейной психотерапии.

Участие школы в реализации общегосударственных программ может осуществляться путем лоббирования, поддержки через СМИ и родителей учащихся развития службы практической психологии в системе образования, а также внесения изменений в организацию экзаменационных процедур в школах и при поступлении в вузы.

Изменения в уровне фоновой стрессированности учащихся и педагогов, частота возникновения выраженных дистрессов в процессе оценки уровня подготовленности школьников, безусловно, должны отслеживаться по результатам мониторинга, что легко достижимо, т.к. большинство анкет и тестов, связанных с оценкой здоровья, включают вопросы или целые разделы, касающиеся стресса, близ­ких к нему состояний и причин, их вызывающих.

В результате успешного решения этой проблемы на всех уровнях ее проявления удастся оградить здоровье школьников от разруши­тельного воздействия дистресса, связанного с образовательным про­цессом, а также сформировать у подростков готовность предупреж­дать и преодолевать без ущерба для своего здоровья различного рода стрессы, которые так характерны для современного общества.

«Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомления учащихся»


Каждому учителю хорошо известно значение научной организации труда, которая открывает широкие перспективы для повышения эффективности любой деятельности (в частности и урока), для достижения поставленной цели наиболее рациональными и экономными путями. Одним из важнейших принципов научной организации труда является принцип оптимизации. Назовем его основные черты.

Оптимальный - это не наилучший вообще, то есть не идеальный процесс обучения, это и не простая середина между максимумом и минимумом. А оптимальный - это наилучший для имеющихся сегодня условий путь для достижения реальных возможностей учеников и учителя в данный момент.

При внедрении принципа оптимизации применяются не какие-то дополнительные, а минимально необходимые действия. Конечно, процесс обучения никогда не станет эффективным, если учитель не будет хорошо знать своих учеников, если он не научится комплексно планировать задачи образования, развития школьников, выделять главное, существенное в содержании урока, выбирать наиболее рациональное сочетание методов, средств и форм обучения.

Здесь я не ставлю целью проанализировать все названные способы оптимизации обучения, а хотела бы более подробно остановиться на наиболее эффективных для урока информатики методах обучения и оптимальном использовании учебного времени на уроке

Выбор оптимальных методов обучения - это один из центральных моментов оптимизации учебного процесса, вместе с тем он вызывает особенно существенные затруднения. Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Так как урок в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:

    методы организации учебно-познавательной деятельности;

    методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

    методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из конкретных методов обучения.

Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

В своей практике я использую и некоторые специальные методы, направленные на обеспечение интереса школьников к учению, повышения их ответственности к учебе. К таким методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод познавательной игры, метод учебных дискуссий, метод поощрения, метод создания ситуаций успеха в учебе, метод предъявления учебных требований. И как показывает практика, большое значение имеет контроль и самоконтроль, осуществляемый методами устного, письменного, лабораторного, индивидуального, фронтального контроля и др.

Проиллюстрируем выбор методов обучения, и оптимальное использование учебного времени на уроке в процессе изучения темы: "Организация циклических процессов в языке Паскаль", на одном из уроков, посвященному изучению оператора цикла с параметром и решению задач с использованием данного оператора. Определив основные цели урока, приступаю к основной части урока.

I. Актуализация опорных знаний происходит в форме фронтального опроса с последующим контролем повторенного материала в виде Паскаль-диктанта. Из средств наглядности использую таблицы «Операторы цикла» (блок-схема + запись на языке Паскаль).

Какие виды циклов вы знаете?

В каких случаях применяется каждый из этих циклов?

Объяснить, как работают эти циклы.

В чем сходство и различие этих циклов?

Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Вопрос я ставила так: "О чем вы думали во время ответов своих товарищей?"

Следили за ответами товарищей - 14.8 %

Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их - 19.8%

Думали об изучаемом материале - 9.3 %

Думали о разном, кроме изучаемого предмета - 53.8 %

Занимались посторонними делами - 2.7 %.

II. Паскаль-диктант.

Дайте определение цикла.

Какого типа может быть переменная параметра цикла?

Условие выхода из цикла в цикле с предварительным условием.

В каком операторе цикла обязательно исполнится хотя бы один раз?

В операторе цикла с последующим условием записать условие, чтобы тело цикла выполнилось 3 раза, и цикл прекратил работу:

1 вариант: 2 вариант

writeln(x:3,y:5); writeln(x:4,y:6);

until ... ; until ... ;

После диктанта проводим моментальную проверку и анализ предполагаемых ошибок и затруднений.

Изложение нового материала провожу в виде беседы, что кажется с внешней стороны как диалог, но диалог этот несколько необычный, поскольку, беседуя, я не только сообщаю новый материал, но и с его помощью ставлю вопросы, которые подталкивают учащихся к самостоятельным «открытиям».

К каждому уроку для каждого ученика готовлю опорный конспект урока, в котором излагаю самое главное, существенное. Здесь отражается и план урока, и ход работы, задания и упражнения, которые рассматриваются на уроке, а также домашнее задание. Поэтому ребята на уроке у меня не тратят время на запись теоретического материала, а это время освобождается для закрепления и отработки навыков и умений, на решение задач. Например, на этом уроке мы успеваем решить 5 задач.

Задача № 1 (устно). Сколько раз будет выполнено тело цикла в следующих фрагментах программ:

a) for k:=-1 to 1 do ...

b) for k:=10 to 20 do ...

c) for K=20 to 10 do ...

d) k:=5; r:=15; for i:=k+1 to r-1 do ...

for i:=0 to k*r do ...

f) k:=r; for i:=k to r do ...

Задача № 2. Определить значение переменной s и i после выполнения следующих операторов:

for i:=2 to n do i=2 (2да) i=3 (3да) i=4 (4да) i=5 (5нет)

s:=s+100 div i; s=50; s=83; s=108;

Ответ: s=108; i=5.

Задача № 3. Из чисел от 10 до 99 вывести те, сумма цифр которых равна n (0

Вопросы для обсуждения:

Каким образом можно выделить последнюю (младшую) цифру числа?

Каким действием можно выделить первую (старшую) цифру числа?

Обозначим через k - очередное число,

P1 - старшую цифру числа k,

P2 - младшую цифру числа k,

S - сумму цифр числа о k будем печатать только в том случае, когда сумма P1 и P2 будет равна S.

Решение этой задачи идет методом работы под руководством учителя. Сначала составляем блок-схему, а затем приглашаем ученика к доске записать программу на языке Паскаль.

AR k,n,P1,P2,S:INTEGER;

WRITELN("введите целое число");

Readln(n); {вводим целое число}

For k:=10 to 99 do

P1:=k div 10 {выделяем старшую цифру}

IF S=n THEN WRITELN(k);

3. Практическая работа на ЭВМ.

Задача № 4. Вычислить (1*2) + (2*3) + (3*4) + ... +(50*51).

Сколько слагаемых? Как изменяется I?

Чему равно начальное значение суммы S?

Как накапливается сумма?

Какова формула для поиска очередного слагаемого?

Составит блок-схему и программу самостоятельно. Проверку осуществить по ответу, кто не справился, загрузить файл C2.PAS.

Задача № 4.*Найти сумму первых 10 чисел последовательности Фибоначчи. Числа Фибоначчи вычисляются так a1 = a2 = 1, ai = a i - 1 + a i - 2.

Задача № 5. * В бригаде, работающей на уборке сена, имеется N косилок. Первая из них работала m часов, а каждая следующая на 10 минут больше, чем предыдущая. Сколько часов проработала вся бригада?

5. Домашнее задание. При планировании и сообщении домашнего задания учитель должен обратить внимание на следующее: оптимален ли его объем и сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы; предусмотрел ли учитель способы повышения интереса к домашней работе (новизна задания, опыты, наблюдения, поиски собственных примеров, отработка общеучебных умений и навыков и др.); предложил ли учитель ученикам бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, предупредил ли о возможных затруднениях, порекомендовал ли пути их преодоления, четко ли сообщил требования к оформлению домашней работы; были ли дифференцированы домашнее задание для наиболее подготовленных учеников и предусмотрены ли формы помощи слабоуспевающим.

Задача № 6. Найти все двузначные числа, которые делятся на n или содержат цифру n.

Указание: Если двузначное число удовлетворяет условию задачи, то для него выполняется хотя бы одно из 3-х условий:

Первая цифра числа n или вторая цифра числа n, или само число k делится на n: k mod n =0.

Задача № 7. Вычислить: а) 1+2+4+8+...+28

Задача № 8.* Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих кубиков?

Для дифференцированного подхода к ученикам, как правило, выбираю два варианта упражнений (упражнения со * для сильных учеников). Но дифференцировать необходимо также и помощь слабоуспевающим. Здесь есть также возможность экономии времени урока. В данном уроке для решения задачи N 4 есть вопросы-подсказки для слабого ученика.

Из практики известно, что у трети учащихся слабо развиты навыки самоконтроля. Поэтому широко применяю специально разработанные таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля, работу с контрольными вопросами, взаимопроверку работ. Так, при подведении итогов данного урока, в целях контроля за изученным материалом, ребятам было предложено самостоятельно составить вопросы по изученному материалу, а затем они коллективно обсуждались учениками и давались ответы на них.

А теперь охарактеризуем некоторые способы экономии времени на уроке, так как потеря только 5 минут на уроке оборачивается потерей 4 рабочих недель в течение учебного года. Чаще всего тратятся драгоценные минуты на построение учеников у входа в класс вместо того, чтобы впустить их до звонка на урок. До 3-х и более минут уходит на оргмомент, когда учитель добивается должной тишины, тратит время на отметку отсутствующих вместо того, чтобы взять сведения у старосты, не ставит сразу же учебные задачи перед учениками. Часто учитель не намечает заранее, кого спросить, и долго ищет фамилию ученика в журнале. Во время опроса часто планируется собеседование с большим числом учеников, чем это реально возможно за отведенное время. В результате первый и второй ученики опрашиваются подробно, а третий и четвертый наспех. А это приводит к тому, что учитель не аргументирует оценок, не дает советов по дальнейшей работе с материалом. Порой мы вызываем учеников к доске по одному, вместо того чтобы дать возможность еще 2 ученикам заранее подготовить блок-схему, сделать записи и пр. Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Принцип оптимизации не отвергает индивидуальный опрос, но в каждом конкретном случае необходимо определять потребность в таком опросе, учитывая его подготовительные функции для усвоения новой темы, для проверки умения связно излагать свои мысли, для накопления оценок. В одном случае можно будет обойтись без индивидуального опроса и использовать только фронтальную беседу, в другом, наоборот, больше ему уделить времени, чем обычно, то есть, необходим методически обоснованный выбор варианта данной формы контроля.

При изложении нового материала, как показывают наблюдения, излишнее время уходит на освещение второстепенных вопросов, на неоправданное большое число однообразных примеров, лишнее время тратится на создание проблемной ситуации в то время, когда ученики еще не имеют достаточного багажа знаний и умений, чтобы самостоятельно доказать выдвинутое предположение, сделать обобщение. Много времени тратится на конспектирование нового материала, вместо того, чтобы изучать материал с использованием опорного конспекта.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий учителя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются затем не только экономией его, но также более высокими результатами обучения. Оптимизация обучения освобождает учителя от весьма распространенных, но нерациональных затрат времени - таких, как дополнительные занятия, внеурочные опросы для накопления отметок, собеседования со слабоуспевающими в конце четверти. Она исключает выполнение чрезмерно большого числа упражнений на уроках, перегрузку учащихся домашними заданиями. Именно исключение или резкое сокращение затрат времени на "доделывание" и "переделывание" является одним из основных требований оптимизации обучения.

Плутарх: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспита-ния сде-лались хорошими - это в нашей власти».

Цель - найти ответы на вопросы:

  • Каковы причины перегрузок, возникающих у учащихся при вы-полне-нии до-машнего задания?
  • Как помочь ученику справится с выполнением домашнего зада-ния?
  • На что обратить внимание при постановке домашней ра-боты по от-дель-ным предметам?

2. Постановка проблемы.
Причины нарушения здоровья учащихся.
«-- Ну почему так много задают! Мы что роботы, все это решить. Опять буду учить полдня. Я устал и у меня болит голова. И толку что я учу, все равно не спрашивают! »
Это говорит мой ребенок, который учится в седьмом классе. Что ему от-ветить не знала. Когда учился в начальной школе, мы как-то не заме-чали особо, что он сильно устает после школы, и не было жалоб, что много задают домашней работы? Я как родитель, переживаю, что мой ребенок явно испы-тывает стресс, что существенно влияет на его здоро-вье и соответственно на ус-пехи в учебе.
Дети составляют свыше 27% населения России, это социальная группа, наиболее чувствительная к воздействию вредных факторов среды обитания. Сегодня мы с тревогой отмечаем, что в последние годы сохраняется тенден-ция ухудшения состояния здоровья детей. По данным результатов профилак-тических осмотров детского населения в школах за период 2005/2006 - 2008/2009 учебный год число детей имеющие про-блемы с пониженным слу-хом, зрением, дефектами речи, нарушением осанки и ряд других заболева-нии, увеличивается с каждым годом.
Что могло стать причиной подобной ситуации?

  • ухудшение ус-ло-вий жизни
  • психоэмоциональные стрессы
  • неудовлетворительное каче-ство питания
  • неблагоприятная экологическая обстановка
  • несо-блюде-ние санитарно-гигиенических требований
  • увеличение учебных нагру-зок
  • увеличение объема домашнего задания

По данным Научного центра здоровья детей в настоящее время каж-дый третий ребенок не готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигатель-ного аппарата, 30% детей имеют нарушения в сер-дечно сосудистой, дыха-тельной системах.

В последние годы значительно увели-чился недельный учебный план школьников, а учебные программы зна-чи-тельно усложнены, и их авторы стали все больше соглашаться, что трудно учиться детям даже с отменным здоровьем.
Многие школы нашей страны уже работают по 5-дневной неделе, что привело сокращению учебного года почти на 40 дней. Хотя учебные планы по-прежнему рассчитывают на 6 дней в неделю. Количество уро-ков воз-росло в начальной школе до 6 вместо 4-5, а в средней до 8 уроков в день, взамен 5-6. Количе-ство уроков и объема учебного материала требует увеличение объема знаний, следовательно, растет и время на подготовку домашнего зада-ния.
Если суммировать время занятий в школе и дома, то получится, что рабо-чий день в начальной школе со-ставляет 10-11 часов, а в средних классах до 14-15 часов. Увеличение на-грузки не проходит бесследно: удетей отмечается большая распростра-нённость и выраженность нервно-психическихнаруше-ний, боль-шая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфунк-циями, более низкая сопротивляемость болезням и другие наруше-ния. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у де-тей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза - психо-неврологических отклонений, в 3 раза - патология органов пищева-рения.
Перегрузка домашней работой.
Объем домашнего задания и время на его выполнения должен соответ-ствовать требованиям Са-ни-тарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобра-зова-тельном учреждении СанПиН. Кроме того, для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник и не давать домашних заданий по рисова-нию, пению, труду и физкультуре.
Рассмотрим график максимального времени на выполнения домаш-него задания с учетом возраста учащегося, рекомендуемого СанПиНом. Из-данного графика мы видим следующее:

С каждым годом количество предметов возрастает, учебная на-грузка увеличивается и соответственно время на выполнение домаш-него задания тоже. Как должно быть распределено время на отдельно взятые предметы с точки зрения рекомендации СанПиНа. Удобно рас-смотреть данный момент с помощью таблицы, где указаны предметы в соответствии общеобразова-тельной программы многих школ и учтена возрастная особенность уча-щихся. Общая сумма времени усреднена, поскольку в день у учащихся от 4 до 6 уроков, основные предметы повторяются каждодневно, остальные по-вторяются 2-3 раза в неделю.
При опросе учащихся, родителей учащихся а также учителей нашей школы получили следующие результаты. Учителя начальной школы считают, что ученик должен укладываться в график, предложенный нормативами. Однако при пятидневной учебной на-грузке, количество предметов в день увеличено. Следовательно, время на подготовку тоже, что уже приводит к перегрузке домашней работы минимум на 30 минут в день, за 5-дневную неделю составляет 2,5 часа, и на понедель-ник задания тоже бывают. Родители детей начальных классов говорят о том, что приходится по-мо-гать при выполнении домашней работы, так как иногда ребенок не справля-ется или может просидеть за учебниками с тетрадками намного больше времени, чем указано в нормативах СанПина. Учащиеся, как правило, под-тверждают слова родителей.
Среднее звено - учащиеся 5-8 класс. Аналогичная ситуация по перегрузке учебного плана и домашней работы. При опросе учителей предметни-ков, оказалось, что каждый превышает время выполнения домашнего задания на 10-15 минут, итого за день от 30 минут до 1 часа, за шести-дневную неделю перегрузка составила в среднем 1,5-2,5 часа. Что за-даем больше, уже видно. Учащиеся этого звена все больше говорят, о том, что самостоятельно не справляются домашним заданием, и просят помощи у родителей и одно-классников.
В старших классах ситуация под контролем по домашнему заданию, но перегрузка в учебном плане присутствует. Хотя ученики при отве-тах на во-прос, сколько времени уходит на выполнение, отвечали, что на дни с боль-шей учебной нагрузкой требуется больше времени на выпол-нение домаш-него задания.
3.Способы решения проблемы .
Организация домашней учебной работы.
Важную роль на пути преодоления перегрузок, формирование умении и навыков во время учебного процесса. Их формирование сейчас предусматри-вается учебными программами по большинству предметов. Организация до-машней учебной работы - часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания невозможно рассматривать отдельно от содержания, ха-рактера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего за-дания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятель-ная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием до-машнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего за-дания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функ-ции. В чём же они состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим средством углуб-лённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Навык становится прочным многократном выполнении различных уп-ражнений. Сколько нужно таких упражнений - зависит от особенностей ма-териала и от индивидуальных особенностей учащихся. Одни достигают не-обходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражне-ниями качество навыка. Другие же должны дома с помощью инструкции в учебнике или тетради повторно этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. И естественно, что домашняя учебная работа не может быть копией того, что было на уроке.
Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. При не выполнении условии, домашняя работа приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание - прекращается и ум-ственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосред-ственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоя-тельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функ-ций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоя-тельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффектив-ный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание ини-циативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу - одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете,- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любозна-тельность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творче-ство. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие уча-щиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополни-тельную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познава-тельные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познава-тельные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних зада-ний. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные воз-можности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к до-машней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профес-сиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом - одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоя-тельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирова-ние опыта творческой деятельности - всё это является условиями формиро-вания потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию - это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может форми-роваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной ра-боты:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, от-дель-ным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усво-енных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое - то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа уз-наёт цены на учебные принадлежности, другая - цены на продукты, третья - на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания це-лесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа - такая, которая может быть рас-считана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой диффе-рен-цированного подхода на этом этапе является организация самостоятель-ной работы младших школьников, которая реализуется посредством сле-дующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Одна на весь класс - самый распространённый вид домашней работы, бе-рущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих спо-собностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отра-батываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания анало-гично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Классификация ТДЗ

Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную ин-формацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.
Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то про-верка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообраз-ные формы проверки, но преобладающей всё-таки оста-ётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домаш-ними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просмат-ривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспи-тательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формирова-нию у них адекватной самооценки. О педагогическом значении проверки домашних за-даний в своё время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если органи-зован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезор-ганизует учащихся, по-нижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности про-верки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограни-чивается лишь вы-ставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка до-машней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отмет-ках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установ-ления очерёд-ности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.
А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи ис-ключать нельзя. Опыт-ные учителя и здесь предусмотрительны. Одни при-учают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в про-цессе про-верки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи вы-полнять дру-гое задание, по выбору самого ученика, и для этого предостав-ляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получи-лось решение, не ог-раничиваясь обычным «не понял», «не сумел».
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учи-теля в любом классе.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в ка-кой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требова-ния:
. задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
. задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
. задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учи-тель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккурат-ность в работе (установка на контроль);
. задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индиви-дуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуа-лизацию заданий);
. задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
. задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумы-вания, наблюдений (разнообразие заданий);
. задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск реше-ний, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
. в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
. каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей уче-ния);
. задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоен-ные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
. проверить выполнение домашнего задания - значит установить факт его вы-полнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, ис-пользованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание ма-териалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вы-зова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить доста-точно данных для суждения о знаниях каждого ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависи-мости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в на-чале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше да-вать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, кон-тролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вы-текает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит после-дующий урок.
Недопустимо , когда плохо подготовленный урок заканчива-ется до-машним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового мате-риала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порож-дает хрони-ческое недопонимание. Следует помнить, что домашнее задание разъ-ясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как де-лать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень про-стым для сильных учащихся. Необходимо предупредить излишнее увле-чение домашними заданиями, ко-торое может привести к перегрузке уча-щихся: ис-ключить задания, рассчи-танные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отни-мающие много времени, но не дающие нужного по-ложительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и не-верный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения ко-торых уча-щиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоор-динирован-ные учителем по другим предметам. Постановка четкой цели каждого до-машнего задания, отбор их видов и ре-альная оценка всех возмож-ностей уча-щихся предупредит опасность пере-грузки. Согласно современным педагоги-ческим и гигиеническим требованиям, обу-чение в первом классе проводиться без домашних заданий (только со второго полугодия возможны задания по чтению). Однако нередко это требование нарушается, как нару-шается оно и тогда, когда на выходные, праздничные и каникулярные дни дети получают домашние задания.

МБОУ Видновская СОШ №2

Ленинского муниципального района

Московской области

Создание условий преодоления перегрузки учащихся в основной и средней школе.

Выступление на педсовете

Дронниковой Е.И.,

учителя высшей категории

Когда говорят о школьной перегрузке, невольно вспоминается песенка о бедном первоклашке, который бьется над задачами, недоступными и кандидату наук. Характерен и припев песни: «То ли еще будет…».

Чего мы добиваемся, нагружая наших детей все больше и больше с каждым учебным годом?

С одной стороны - это насыщение учащихся знаниями, умениями и навыками, что и будет способствовать их успешной социализации. Одним словом - подготовка к взрослой, благополучной жизни.

С другой стороны - огромный поток информации, в котором ребенок зачастую просто тонет. Это постоянный контроль со стороны взрослых, требующих быть успешным во всем. Для большинства ребят это достаточно сложно, отсюда снижение самооценки, интереса к обучению, нежелание ходить в школу и, как следствие - стрессы и неврозы.

В таких условиях проблема сохранения здоровья детей России не только весьма актуальна, но вызывает особую тревогу. По данным психодиагностических исследований число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, а в старших – 5%; у 80 % школьников нарушена социальная адаптация (трудно войти в коллектив, наладить взаимоотношения со сверстниками, педагогами, недопонимание с родителями).

Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.

Для сохранения, поддержания и защиты здоровья детей большое значение имеют следующие факторы:

  1. условия учебного труда (наличие рабочего места, лучше отдельной комнаты; всех школьных принадлежностей, необходимой литературы)
  2. психологический климат в семье и школе (единство требований семьи и школы, оценка поступков ребенка, а не его самого, развитие адекватной самооценки);
  3. режим дня. Распорядок дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день, ночной сон не менее 8-10 часов, короткий отдых (20-30 мин.) днем. Обязательно ограничить просмотр телепередач, фильмов-боевиков и фильмов ужасов, длительную работу за компьютером, которые травмируют психику ребенка, ухудшают его зрение, портят осанку, двигательная активность для девочек 4-9, для мальчиков 7-12 часов в неделю.)
  4. образ жизни семьи в целом (спокойная обстановка в семье, интерес к жизни друг друга, желание всегда прийти на помощь)
  5. состояние здоровья (наследственные и текущие заболевания)

При этом следует заметить, что стрессовые ситуации преследуют ребенка и в периоды «кризисного возраста» (6-7 лет, 12-14 лет, 17-18 лет) и в периоды адаптации (1 класс, 5 класс, 10 класс, переход в новую школу или класс), и в периоды сдачи экзаменов и ЕГЭ. Но само понятие «стресс» не является разрушающим, если сформировано правильное отношение к этому периоду, если есть поддержка близких и знающих людей, сформированы навыки прохождения стресса.

Очень важно знать индивидуальные особенности своего ребенка: как ученик воспринимает информацию, нужно ему один раз увидеть текст или необходимо услышать объяснения взрослого; достаточно ли развита долговременная память или нужны дополнительные упражнения; может ли ребенок достаточно долго удерживать внимание на уроке и при выполнении домашних заданий или ему требуются дополнительные перерывы.

Наиболее трудное время во все годы обучения - после 20 декабря и середина февраля.

1 спад работоспособности компенсируется каникулами (лучше, если с 25 декабря). В феврале предусмотрены каникулы только для 1-х классов, поэтому остальным ребятам требуется снизить нагрузку, усилить питание.

Годовая динамика работоспособности :

Первые месяцы обучения (адаптация)- вырабатывание

1 класс- 6-8 недель

2-4 классы до 3-4 недель

5 классы - увеличение до 4-6 недель

в последующие годы 2-3 недели

Объем домашних заданий должен четко соответствовать возрастным нормам, а также времени для его выполнения:

Ребенок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.

Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30-40 минут делать 15-минутные перерывы, когда можно попрыгать на скакалке, постучать мячом, принять душ, поиграть в игры для снятия напряжения.

Поэтому еще раз хочется напомнить о мерах снятия нагрузки в домашних условиях:

  1. режим дня;
  2. смена вида деятельности (рисование, лепка, танцы, купание);
  3. прослушивание музыки;
  4. занятия спортом, посещение секций и кружков;
  5. посещение бассейна.

Жизнь сегодня строится на небывалых скоростях: многое нужно успеть в течение суток!

Нашим детям тоже трудно: необходимо приготовить все уроки, сходить в музыкальную школу, к репетитору или в кружок, в компьютерный класс, вынести мусор, купить хлеба, встретиться с друзьями и т.д. Надо не только все успеть, но сделать так, чтобы везде ты был одобрен, успешен…

А легко ли самому справить с нагрузкой, да еще, если родители в вечной погоне за заработком? И ребенок ищет спасения в окружающей среде, которая далеко не всегда благополучна. Отсюда уход из дома, фразы детей «меня никто не понимает», «я никому не нужен» и в итоге асоциальная компания, где «научат, как жить».

Чтобы не оставлять ребенка один на один с его проблемой, не усугублять ее, и не решать на уровне интуиции в учебных заведениях края работает более тысячи обученных специалистов (педагогов-психологов), к помощи которых и следует оперировать. Данная помощь оказывается бесплатно как для учащихся, так и для родителей. Да и самому знающему педагогу хотя бы раз приходилось обращаться к специалистам за консультацией. Также в крае работают 14 центров ППМС, где логопеды, психологи, неврологии дефектологии помогут родителям определить маршрут воспитания и обучения ребенка.

Наиболее важным моментом является выбор школы или класса для обучения. Так как никто не несет большей ответственности за ребенка, как сам родитель.

Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что родители, в силу амбиций, недостаточной осведомленности, а иногда и моды отдают ребенка со слабым здоровьем, логопедическими или психологическими проблемами в школы, классы повышенного уровня обучения, чем усугубляют проблемы ребенка и получают новые. Поэтому не следует делать поспешных выводов, а лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом.

На память ребенка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери.

Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине.

Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить его на несколько дней, чтобы не перегружать память.


Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.

3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.

5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.

На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.

Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.

У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.

Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.