Осада каморки герасима прощание с муму. Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Задание на выбор

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки проверяем домашнее задание: ученики читают последние пункты плана.
7. Осада каморки Герасима.
8. Прощание с Муму.
9. Возвращение на родину.

II. «Многочисленная дворня»
Задание выписать из текста рассказа имена и должности всей челяди побудит ученика заново перечитать рассказ, поможет в беседе на уроке полнее выявить главную мысль рассказа. Записывая под диктовку учеников на доске имена и должности дворовых, предложим детям проверить и дополнить записи в своих тетрадях, обратим внимание на правописание редких имен и слов, зададим ученикам вопросы, которые помогут охарактеризовать героев.

Галерея дворовых

1. Дворник Герасим.
2. Прачка Татьяна.
3. Башмачник Капитон Климов.
4. Дворецкий Гаврила Андреич.
5. Устинья Федоровна, жена дворецкого Гаврилы.
6. Лакей Степан.
Лакей - 1) слуга; 2) раболепный приспешник, подхалим.
7. Харитон, лекарь для госпожи.
8. Буфетчик дядя Хвост.
9. Форейтор Антипка.
Форейтор - кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом, т. е. гуськом.
10. Кучер Потап.
11. Садовник Ерошка.
12. Любовь Любимовна, старшая компаньонка барыни.
Компаньонка - женщина, которую нанимали в барские дома для развлечений, сопровождения куда-либо дам или девиц.
13. Компаньонка на случай бессонницы.
14. Приживалки.
Приживалка - бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.
15. Кастелянша.
Кастелянша - служанка, заведующая хранением и выдачей белья.
16. Шорник.
Шорник - мастер, изготавливающий ременную упряжь и некоторые другие изделия из кожи.
17. Швеи, столяры, портные, прачки, портнихи.
- Кого мы можем особо выделить из дворовых людей?
О Татьяне и Капитоне мы подробно говорили на предыдущем уроке. Выделим еще раз Гаврилу и лакея Степана: первый думает о том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду и не потерять своего положения, второй просто бездумно исполняет приказы барыни и распоряжения дворецкого.
- Появление кого из слуг вызывает у читателей улыбку, смех?
Обратим внимание на второстепенный, казалось бы, образ: это буфетчик дядя Хвост, «к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да: да, да, да». Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда надо было отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна «и распоряжался, то есть только так руками разводил». Когда Герасим распахнул дверь, дядя Хвост запер окно, когда Герасим захлопнул дверь, дядя Хвост отпер окно. В конце рассказа дядя Хвост урезонивает Гаврилу, сказав ему: «Ну-у!» В русском языке есть слово «прихвостень». Тургенев не зря дает этому герою прозвище «дядя Хвост». Этим он подчеркивает, что у буфетчика нет собственного мнения, его поступки полностью зависят от команды тех, кто стоит выше него.
- Каковы основные качества, объединяющие почти всех этих людей?
Отсутствие чувства собственного достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх наказания - все это черты, которые рождены в человеке отношениями барства и рабства. Раб, который смирился со своим положением человека без чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства, уважение к себе и к людям. Рабство лишает раба способности к состраданию.



III. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню
На четвертом уроке по изучению рассказа «Муму» мы подходим к важнейшему эпизоду рассказа - эпизоду, который условно можно назвать «Осада каморки Герасима». Динамичный, богато интонированный кульминационный эпизод должен без комментариев прочитать учитель.
Затем отметим манеру поведения, которую выбрала барыня («...она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей...»), и другие детали, которыми автор характеризует героев:
- трусость Гаврилы («...впереди выступал Гаврила, придерживая рукою картуз, хотя ветру не было...») и его попытки не уронить свой авторитет («Смотри, брат, - промолвил он, - у меня не озорничай!»);
- участие в «операции» дяди Хвоста;
- услужливость Степана («И Степан вскарабкался наверх, взял палку, просунул внутрь армяк и начал болтать в отверстии палкой, приговаривая: „Выходи, выходи!“»).
Еще раз прочитаем абзац: «Герасим неподвижно стоял на пороге...», подчеркнем развитие противопоставления: в первый год своей жизни в городе Герасим относился к дворовым как к своим - сейчас он, великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах».
Слово немец буквально означает немой : первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.
Отметим реплику Степана: «...он сделает, коли обещал. Уж он такой... Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то что наш брат. Что правда, то правда. Да».
Учитель читает эпизоды прощания Герасима с Муму и возвращения Герасима в деревню.
- Какие выражения были вам не совсем понятны?
Поясним, что значит выражение «такого необыкновенного леща мне в становую жилу поднес» и слова, данные в сносках.
Становая жила - середина спины.
Поднести (дать) леща - сильно ударить.
Главный вопрос, который возникает в сознании детей: почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Детям трудно понять, что несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.
Итак, когда Герасим шел топить Муму, он еще не думал уходить из города, от барыни и ее «людишек» в деревню, где он когда-то чувствовал себя свободным. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства, Герасим «прибежал в свою каморку, проворно уложил кое-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков».



IV. Выразительное чтение отрывка из рассказа
Работаем над чтением отрывка от слов: «А между тем в ту самую пору...» (с. 240) (с. 241) .
Непросто передать при чтении поэтичность описания летней ночи (от слов: «Только что наступившая летняя ночь...»): длинное предложение, в котором противопоставлены светлая и темная части неба, сменяется двумя короткими, словно бы задающими тональность, а затем Тургенев использует предложение-период из ста трех слов. Отметим в этом предложении необходимые паузы, выделим слова, на которые падает логическое ударение, и прочитаем так, чтобы передать певучесть тургеневского слога.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа от слов: «А между тем в ту самую пору...» (с. 240) - до слов: «...между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...» (с. 241) .

Духовные и нравственные качества Герасима - сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства

Урок развития речи

Сочинение по рассказу «Муму» - это первое сочинение по литературному произведению. При определении темы сочинения не стоит акцентировать внимание на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?», уводящий нас от текста художественного произведения. Мы считаем, что такая постановка вопроса смещает фокус внимания от наблюдения за словом и мыслью автора в область интерпретаций, доступную только квалифицированным литературоведам. Без должной квалификации рассуждение о таких проблемах превратится в досужие домыслы. Процесс литературного творчества и проблема соотношения персонажей и их прототипов - это особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.
Подготовка к сочинению
Определим тему сочинения так: «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“». Объединим урок литературы с уроком русского языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на втором уроке закончим работу.
Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.
Пример сложного плана сочинения
I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть. Герасим - главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим?
2. Как он выглядит?
3. Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана. При работе над вопросом: «Как выглядит Герасим?» - можно обратиться к иллюстрациям, данным в учебнике.
Обсудим качества характера, которые проявляет Герасим, и запишем на доске и в тетрадях слова, обозначающие эти качества, проведем с ними словарную работу.
Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие, чуткость.
Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу.
Домашнее задание
На усмотрение учителя: если сочинение писалось в классе (на уроках, включая урок русского языка), то можно задать тем, кто не отвечал устно, выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору...»; если сочинение дети только начали писать в классе, то задано будет закончить его дома.

Цель урока : работая над образом Герасима, показать его умение заботиться о слабом существе - Муму; осмыслить изменения в душе главного героя, способность протестовать против несправедливости; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Задачи:

  • обучающие : обучать сопоставлению текстовой информации и художественного образа, формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы,
  • развивающие : формировать умение оценивать поступки героя через эмоциональное восприятие; развивать логическое мышление обучающихся через проблемные вопросы; развивать умение учащихся соотносить поступок с художественным образом героя; научить навыкам исследовательской деятельности и работе с текстом, развивать устную речь учащихся, развивать умения обобщать изученное.
  • воспитательные: воспитывать чувство сопереживания герою, формировать чувство сострадания; формирование коммуникативной компетенции.

Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком,
как ухаживал Герасим за своей питомицей.
И.С.Тургенев “Муму”

1. Слово учителя.

Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, свою активную работу. Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость открытий.

2. Мотивационно-организационный этап. (см. Приложение 1).

Слайд 1. На слайде вы видите тему урока “Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима”

Подумайте, о чем сегодня будет идти речь на уроке? (И только? Разговор сегодня будет идти о чувствах глухонемого героя)

Выделите ключевое слово в названии урока (преображение).

Определим цели и задачи урока (Сегодня на уроке, работая над образом Герасима, постараемся осмыслить изменения в душе главного героя. Для того мы будем выполнять разные виды работы)

Как вы думаете, а чего жду я от вас я? (что вы будете активно работать на уроке, размышлять, сопоставлять, покажете все свои умения).

3. Слово учителя.

Часто рассказ И.Тургенева “Муму” остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” (вопрос написан на доске)

На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока. А для этого мы попытаемся понять поступки Герасима, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева.

4. Повторение ранее изученного материала.

Давайте вспомним, как окружающие относились к Герасиму? (боялись, не любили)

А любил ли кого-то Герасим? (Татьяну)

За что он её любил? (добрая, беззащитная, кроткая, что-то есть общее с Герасимом)

Казалось бы, Герасим нашёл своё счастье. Но что же произошло? (Барыня выдаёт Татьяну замуж за Капитона)

А стоило бы ему побороться за своё счастье?

Почему Герасим не ушёл от барыни? (он крепостной, он сам ничего не решает, у него есть чувство долга, он честный, ответственный, в нём заложен рабский дух с рождения, этот безропотный великан)

Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил злобы на Татьяну и Капитона.

5. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

Вскоре жизнь Герасима сделала крутой поворот.

Что это было? (Герасим нашёл Муму).

Как это произошло? Давайте вспомним этот эпизод (Проверка дом.задания – учащийся пересказывает эпизод как Герасим нашёл Муму) - стр.33

Какую роль сыграла в жизни Герасима Муму? (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим “очень доволен был своей судьбой” Герой испытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму).

Как герой ухаживал за своей питомицей? В тексте есть предложение, рассказывающее об этом. Найдите и прочитайте его выразительно.

Может ли кто-то из вас сказать, какое художественное средство использует Тургенев? (сравнение)

Для чего он его использует? (показать силу любви Герасима к собаке Муму)

Объясните смысл этих слов: “Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей” (всё лучшее для неё, оберегал).

Вывод: Жизнь для главного героя наполнилась новым содержанием - заботой о дорогом существе.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

Что же случилось? Случилось несчастье - пропала собака.

Как пропала Муму? Напомни нам об этом... (пересказ эпизода о пропаже Муму - дом.зад пересказ учащегося. стр.39)

А почему пропала Муму? Попробуем разобраться.

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены...Чтоб ее сегодня же здесь не было... Слышишь? Сегодня же!)

Почему и как изменилось отношение барыни к собаке?

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) (Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, ёе не волновало, что будет чувствовать Герасим. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно, по своему желанию).

Слово учителя: Несмотря на то, что внешнее отношение барыни к Герасиму осталось прежним, но она задумала зло, не думая о том, что причинит Герасиму невыносимую боль.

Такое поведение человека называется лицемерием.

Лексическая работа

Лицемерие - отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

Кто ещё из героев лицемерит по отношению к другим? (дворня, челядь)

Слово учителя

Мы видим, что в рассказе искренний, честный человек только Герасим.

Подумайте, как этому человеку живётся среди лицемеров?

А что порождает неискренность, лицемерное отношение между людьми? (крепостное право)

При крепостном праве, чтобы выжить, нужно лицемерить.

Герасим жестокий человек?

Как вы оцениваете решение Герасима самому исполнить приказ барыни – убрать Муму? (Это решение далось ему нелегко. Он не мог допустить, чтобы кто-то издевался над его любимым существом, чтобы она медленно и мучительно умирала. Обратите внимание: как мучительно их расставание.

Выхода нет. Герасим очень любил Муму, и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только свободный, независимый человек)

Вспомните сцену прощания Герасима и Муму. Автор очень подробно и тщательно описывает все действия героев, их движения. Почему? (Это очень тяжёлое прощание, прощание с близким, родным существом. Мог ли жестокий человек так прощаться. Нет, так может прощаться только сильный человек)

А когда, как вы думаете, к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Так как Герасим глухонемой, у него обострено чувство внимания, наблюдательность. Наверно, это решение назрело тогда, когда у него отняли Татьяну, а далее когда прощался с Муму в трактире. Всё у него было, кроме любви. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь).

Посмотрим фрагмент мультфильма “Муму” (“Уход Герасима”) (см.Приложение 2, просмотр с 16 минуты)

Какие чувства вызывает у вас прозвучавший фрагмент?

Что помогает передать эти чувства? (музыка)

С чем ассоциируются удары колокола? (решение созрело)

Сколько раз звучит колокол? (3 раза)

Где ещё мы встречаемся с троекратными повторами? (в сказке)

После третьего удара, когда открывается дверь, лицо Герасима выражает иные чувства – он свободен, он личность. Решение уйти от барыни – сильное решение.

А если бы он умел говорить, как вы думаете, чтобы он сказал барыне? (Я свободен!)

Да, сцена ухода Герасима не оставляет никого из нас равнодушными.

Вернёмся к вопросу: “А почему герой не ушёл от барыни с собакой?” (тогда ещё решения уйти не было, а Муму уже утопил)

С кем сравнивает Тургенев Герасима в заключительной части рассказа? (со львом, стр.48, сравнение)

Выразительно прочитайте это описание.

Почему именно со львом? (Лев – символ храбрости и обновления, свободный зверь, он дитя природы, так ж, как и Герасим, он чувствует себя счастливым только на лоне природы)

Своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

Вернёмся к теме урока.

Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Вывод: Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно, потому что пока живо крепостное право, человек остаётся зависимым, но наступает момент, когда человек находит в себе силы освободиться от этой зависимости и становится духовно свободным. И помогает человеку преобразиться любовь – любовь к жизни.

Рефлексия.

Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.

Дом.задание: Задание распечатано на листочках:

Я намеренно даю вам это задание домой, чтобы вы осмыслили, какое преображение произошло с Герасимом (потому что это очень важно)

1. Синквейн “Преображение”

Задание на выбор

2.Написать сочинение-миниатюру: “Как бы я поступил на месте Герасима?”

3.Сочинение-размышление “Если бы Герасим умел говорить, чтобы он сказал барыне?”

Контрольный конспект урока литературы.

Тема:

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; выяснить, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия.

Задачи:

Обучающие:

    провести анализ эпизодов, с помощью которых можно проанализировать образ главного героя и второстепенных персонажей;

    проследить изменения, произошедшие в главном герое;

    вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к нравственным категориям (доброте, состраданию, сочувствию);

    воспитывать чувство сопереживания и душевную тонкость;

    воспитывать бережное отношение к слову;

    воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Развивающие:

    формировать умение анализировать художественный текст;

    развивать эмоциональную сферу учащихся;

    развивать умение выразительного чтения;

    развивать устную речь учащихся;

Тип урока: урок – беседа

Список использованной литературы:

    Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 271 с.

    Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320 с.

    Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева. – 2-е изд., стериотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 136 с.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

I . Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: вводное слово

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня мы подведем итог изучению

рассказа И. С. Тургенева «Муму».

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Откройте рабочие тетради, запишите дату, вид работы и тему сегодняшнего урока.

Метод: слушание

Прием : глобальное, неоценочное, нерефлексивное

Образец записи в тетрадях:

Второе марта

Классная работа

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Записать на доске дату, вид работы, тему урока

II. Домашнее

задание

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Домашним заданием у вас будет ответ на вопрос: «Кого вам больше жаль: Муму или Герасима?» Запишите его к себе в тетрадь. Сдаем на следующий урок.

Метод: слушание

Прием

Записать на доске дом. задание, вопрос.

III . Повторение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

А сейчас повторим то, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Итак, давайте вспомним главных героев

произведения. Назовите их.

Кого мы можем особо выделить из дворовых

Появление кого из слуг вызывает у читателя улыбку, смех?

Словарная работа:

Дядя Хвост - «Прихвостень».

Нет собственного мнения, его поступки полностью зависят от команды тех, кто выше него.

Каковы основные качества, объединяющие практически всех этих людей?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

Все это черты, которые рождены в человеке отношениями барства и раба. Раб, который смирился со своим положением человека без чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства, уважение к себе и к людям. Рабство лишает раба способности к состраданию.

Метод: слушание

Прием : детальное, неоценочное, нерефлексивное

Устный ответ ученика:

Герасим, Барыня, Муму

Татьяна. Герасим в нее влюбился.

Молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. У Татьяны не было гордости, не было уверенности в себе.

Капитон Климов. За него вышла замуж Татьяна. Он называет себя горемыкой. В женитьбе видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну.

Гаврила. Главный дворецкий барыни, «начальствующее лицо». В разговоре с барыней постоянно говорит на –с, хотя при разговоре с другими слугами –с не употребляет.

Лакей Степан В сравнении с Гаврилой – Гаврила думает о том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду и не потерять своего положения, Степан просто бездумно выполняет приказы барыни и распоряжения дворецкого.

Буфетчик дядя Хвост. Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда надо было отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна и «распоряжался, то есть только так руками разводил».

Отсутствие чувства собственного достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх наказания.

IV . Изучение нового материала. Работа с эпизодом «Осада каморки Герасима»

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Итак, приступим к анализу эпизода «Осада каморки Герасима». После прочтения, вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

    Какова манера поведения барыни?

    Поведение Гаврилы?

    Участие в «операции» дяди Хвоста?

    Поведение Степана?

Метод: чтение

Прием:

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Итак, отметим манеру поведения барыни.

Найдем в тексте характеристику поведения Гаврилы (его трусость и попытки не уронить свой авторитет)

Отметим участие дяди Хвоста.

Каково поведение Степана? Отметим его услужливость.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Прочитаем абзац со слов «Герасим неподвижно стоял на пороге…». Что изменилось в отношении Герасима к остальной дворне?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Итак, давайте отметим развитие противопоставления между Герасимом и остальной дворней.

Словарная работа:

Давайте обратим внимание на словосочетание «в немецких кафтанах».

Немец – немой, первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умеют говорить по-русски.

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово

Метод: слушание

Прием : детальное, неоценочное, нерефлексивное

…она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей…

…впереди выступал Гаврила, придерживая рукой картуз, хотя ветру не было…, …смотри, брат – у меня не озорничай!...

…Дядя Хвост открыл окно… Дядя Хвост закрыл окно…

…И Степан вскарабкался наверх… приговаривая: «Выходи, выходи!»…

Выразительное озвученное чтение

Устный ответ:

В первый год своей жизни в городе Герасим относился к дворовым как к своим – сейчас он «великан в красной рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах»

Выразительное чтение эпизода со слов «На следующее утро барыня проснулась довольно поздно…» до слов «… Дядя Хвост запер окно».

Чтение отрывка со слов: «Герасим неподвижно стоял на дороге…» до слов «… Гаврила сделал шаг вперед»

V . Работа с эпизодом прощание Герасима с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Метод: чтение

Прием: выразительное озвученное чтение

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Почему Герасим сам пошел топить Муму?

Больно ли было Герасиму прощаться с Муму?

Что произошло с Герасимом после того, как он утопил Муму?

Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Почему он все-таки утопил ее?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

Итак, когда Герасим шел топить Муму, он еще не думал уходить из города, от барыни и ее людишек в деревню, где он когда-то чувствовал себя свободным. Прощание с единственным существом разорвало оковы внутреннего рабства.

Устный ответ:

Он не хотел, чтобы подлые и жалкие люди с чувством ненависти убили его собаку.

Герасиму было больно.

Он ушел в деревню

Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считали этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли.

Метод: слушание

Прием : детальное, неоценочное, нерефлексивное

Чтение эпизода со слов «…Спустя час после всей этой тревоги…» до слов «.. разбегались какие-то широкие круги…»

VI . Подведение итогов

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Итак, чем Герасим отличается от остальной дворни?

Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?

Какой протест, с помощью ухода Герасима, хотел показать автор?

Метод: слово учителя

Прием: заключительное слово

Всем спасибо за урок. До свидания.

Против разрушения своей души.

Протест против крепостного права.

Татьяна, прачка

Татьяна, молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое белье. У нее не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и ее все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет:
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни».
Мы читали отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос», посвященный русской женщине. По мнению Некрасова, женщина по-настоящему красива тогда, когда ее красота соединяется с чувством гордости и самоуважения. Татьяну с детства заставляли работать за двоих, у нее не было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с нее «соскочила».
Герасим был немой от рождения, но он не был безответным, у него было чувство собственного достоинства. Татьяна была безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. Герасим хотел кому-то помогать, кого-то защищать и увидел, что Татьяна нуждается в защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.
Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона. Дворецкий заставил Татьяну изобразить пьяную. Герасим пьяных не любил и толкнул Татьяну прямо к Капитону. Через год после свадьбы Капитон спился, и его вместе с женой отправили в деревню. Татьяна на прощание поцеловалась по-христиански с Герасимом. Это был единственный человек в ее жизни, который жалел ее и заботился о ней.

III. Герасим и Муму
Учимся составлять план и выделять границы эпизодов. Учитель продолжает выразительное чтение рассказа (он должен полностью прозвучать на уроках), останавливаясь в нужных местах, чтобы обозначить границы эпизода, просит учеников предлагать варианты названия эпизода.

Пример плана рассказа
1. Неожиданная находка.
От слов: «Все это происходило весною...» (с. 222) .
2. «Ладная собачка испанской породы».
От слов: «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком...» (с. 224) .
3. Муму и барыня.
От слов: «Так прошел еще год» (с. 225) .
4. Приказ барыни.
От слов: «До самого вечера барыня была не в духе...» (с. 228) .
5. Муму возвращается.
От слов: «Впрочем, его беспокойство было напрасно...» (с. 230) .
6. Ночной переполох.
От слов: «Герасим уже прежде догадался...» (с. 231) .
На этом уроке чтение заканчиваем словами: «...Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму».
Обратим внимание учеников, что Герасим не побоялся уйти на поиски собаки, хотя это было нарушением порядка: дворовые не могли уходить из дома и оставлять работу без особого распоряжения хозяина.

Домашнее задание
Закончить составление плана.
Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.

Урок 45
«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки проверяем домашнее задание: ученики читают последние пункты плана.
7. Осада каморки Герасима.
8. Прощание с Муму.
9. Возвращение на родину.

II. «Многочисленная дворня»
Задание выписать из текста рассказа имена и должности всей челяди побудит ученика заново перечитать рассказ, поможет в беседе на уроке полнее выявить главную мысль рассказа. Записывая под диктовку учеников на доске имена и должности дворовых, предложим детям проверить и дополнить записи в своих тетрадях, обратим внимание на правописание редких имен и слов, зададим ученикам вопросы, которые помогут охарактеризовать героев.

Галерея дворовых

1. Дворник Герасим.
2. Прачка Татьяна.
3. Башмачник Капитон Климов.
4. Дворецкий Гаврила Андреич.
5. Устинья Федоровна, жена дворецкого Гаврилы.
6. Лакей Степан.
Лакей - 1) слуга; 2) раболепный приспешник, подхалим.
7. Харитон, лекарь для госпожи.
8. Буфетчик дядя Хвост.
9. Форейтор Антипка.
Форейтор - кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом, т. е. гуськом.
10. Кучер Потап.
11. Садовник Ерошка.
12. Любовь Любимовна, старшая компаньонка барыни.
Компаньонка - женщина, которую нанимали в барские дома для развлечений, сопровождения куда-либо дам или девиц.
13. Компаньонка на случай бессонницы.
14. Приживалки.
Приживалка - бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.
15. Кастелянша.
Кастелянша - служанка, заведующая хранением и выдачей белья.
16. Шорник.
Шорник - мастер, изготавливающий ременную упряжь и некоторые другие изделия из кожи.
17. Швеи, столяры, портные, прачки, портнихи.
- Кого мы можем особо выделить из дворовых людей?
О Татьяне и Капитоне мы подробно говорили на предыдущем уроке. Выделим еще раз Гаврилу и лакея Степана: первый думает о том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду и не потерять своего положения, второй просто бездумно исполняет приказы барыни и распоряжения дворецкого.
- Появление кого из слуг вызывает у читателей улыбку, смех?
Обратим внимание на второстепенный, казалось бы, образ: это буфетчик дядя Хвост, «к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да: да, да, да». Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда надо было отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна «и распоряжался, то есть только так руками разводил». Когда Герасим распахнул дверь, дядя Хвост запер окно, когда Герасим захлопнул дверь, дядя Хвост отпер окно. В конце рассказа дядя Хвост урезонивает Гаврилу, сказав ему: «Ну-у!» В русском языке есть слово «прихвостень». Тургенев не зря дает этому герою прозвище «дядя Хвост». Этим он подчеркивает, что у буфетчика нет собственного мнения, его поступки полностью зависят от команды тех, кто стоит выше него.
- Каковы основные качества, объединяющие почти всех этих людей?
Отсутствие чувства собственного достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх наказания - все это черты, которые рождены в человеке отношениями барства и рабства. Раб, который смирился со своим положением человека без чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства, уважение к себе и к людям. Рабство лишает раба способности к состраданию.

III. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню
На четвертом уроке по изучению рассказа «Муму» мы подходим к важнейшему эпизоду рассказа - эпизоду, который условно можно назвать «Осада каморки Герасима». Динамичный, богато интонированный кульминационный эпизод должен без комментариев прочитать учитель.
Затем отметим манеру поведения, которую выбрала барыня («...она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей...»), и другие детали, которыми автор характеризует героев:
- трусость Гаврилы («...впереди выступал Гаврила, придерживая рукою картуз, хотя ветру не было...») и его попытки не уронить свой авторитет («Смотри, брат, - промолвил он, - у меня не озорничай!»);
- участие в «операции» дяди Хвоста;
- услужливость Степана («И Степан вскарабкался наверх, взял палку, просунул внутрь армяк и начал болтать в отверстии палкой, приговаривая: „Выходи, выходи!“»).
Еще раз прочитаем абзац: «Герасим неподвижно стоял на пороге...», подчеркнем развитие противопоставления: в первый год своей жизни в городе Герасим относился к дворовым как к своим - сейчас он, великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах».
Слово немец буквально означает немой : первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.
Отметим реплику Степана: «...он сделает, коли обещал. Уж он такой... Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то что наш брат. Что правда, то правда. Да».
Учитель читает эпизоды прощания Герасима с Муму и возвращения Герасима в деревню.
- Какие выражения были вам не совсем понятны?
Поясним, что значит выражение «такого необыкновенного леща мне в становую жилу поднес» и слова, данные в сносках.
Становая жила - середина спины.
Поднести (дать) леща - сильно ударить.
Главный вопрос, который возникает в сознании детей: почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Детям трудно понять, что несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.
Итак, когда Герасим шел топить Муму, он еще не думал уходить из города, от барыни и ее «людишек» в деревню, где он когда-то чувствовал себя свободным. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства, Герасим «прибежал в свою каморку, проворно уложил кое-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков».

IV. Выразительное чтение отрывка из рассказа
Работаем над чтением отрывка от слов: «А между тем в ту самую пору...» (с. 240) (с. 241) .
Непросто передать при чтении поэтичность описания летней ночи (от слов: «Только что наступившая летняя ночь...»): длинное предложение, в котором противопоставлены светлая и темная части неба, сменяется двумя короткими, словно бы задающими тональность, а затем Тургенев использует предложение-период из ста трех слов. Отметим в этом предложении необходимые паузы, выделим слова, на которые падает логическое ударение, и прочитаем так, чтобы передать певучесть тургеневского слога.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа от слов: «А между тем в ту самую пору...» (с. 240) - до слов: «...между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...» (с. 241) .

Урок 46
Духовные и нравственные качества Герасима - сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства

Урок развития речи

Сочинение по рассказу «Муму» - это первое сочинение по литературному произведению. При определении темы сочинения не стоит акцентировать внимание на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?» 10 , уводящий нас от текста художественного произведения. Мы считаем, что такая постановка вопроса смещает фокус внимания от наблюдения за словом и мыслью автора в область интерпретаций, доступную только квалифицированным литературоведам. Без должной квалификации рассуждение о таких проблемах превратится в досужие домыслы. Процесс литературного творчества и проблема соотношения персонажей и их прототипов - это особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.

Подготовка к сочинению
Определим тему сочинения так: «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“». Объединим урок литературы с уроком русского языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на втором уроке закончим работу.
Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.

Пример сложного плана сочинения
I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть. Герасим - главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим?
2. Как он выглядит?
3. Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана. При работе над вопросом: «Как выглядит Герасим?» - можно обратиться к иллюстрациям, данным в учебнике.
Обсудим качества характера, которые проявляет Герасим, и запишем на доске и в тетрадях слова, обозначающие эти качества, проведем с ними словарную работу.
Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие, чуткость.
Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу.

Домашнее задание
На усмотрение учителя: если сочинение писалось в классе (на уроках, включая урок русского языка), то можно задать тем, кто не отвечал устно, выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору...»; если сочинение дети только начали писать в классе, то задано будет закончить его дома.

Урок 47
Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия

Урок развития речи. Итоговый урок

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму» - это первый опыт сочинения по литературному произведению. От него во многом зависит формирование умения, говоря терминологией психолингвистов, порождать тексты - размышления на заданную тему. Учитель со всей серьезностью отнесется к анализу сочинений учащихся по рассказу «Муму». Анализ будет доброжелательным и побуждающим учеников к работе над собой.
Работа над ошибками в классе часто сводится только к работе над орфографическими ошибками, что происходит от желания учителя упростить свою задачу. Выберем такой путь, который будет более соответствовать интересам учеников. Проанализируем удачные и неудачные случаи построения сочинения, отметим удачно приведенные примеры. Напомним, что переход к раскрытию нового пункта плана отмечаем новым абзацем.
Выделим в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок. Из текстов школьных сочинений выпишем несколько примеров, нуждающихся в литературном редактировании, и выберем оптимальный вариант построения предложений.
Важно, чтобы такая работа проводилась систематически. Это побудит учеников более ответственно относиться к работе со словом.
Отработку орфографических ошибок можно будет провести на уроке русского языка.
Закончив анализ сочинений, учитель подведет итоги работы класса в течение полугодия.

Урок 48
Резервный урок

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

1 ЧАС

Урок 49
А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии А. А. Фета

В учебник по литературе для 5 класса, переработанный в 2006 г., в отличие от прежнего издания, включено три стихотворения А. А. Фета, причем в разделе, предусматривающем адаптированное для пятиклассников монографическое изучение.
Предлагаем учителям схему работы с этими стихотворениями, которую они смогут использовать и как канву, и как толчок к собственному поиску.
Желательно, чтобы учитель заранее сделал отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений: «Чудная картина...» и «Весенний дождь», чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами.

I. Артикуляционная разминка
Учим и коллективно проговариваем новую скороговорку, повторяем скороговорки, разученные ранее.

II. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения
Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнем занятие с зарисовки-ассоциации.

Работа с ассоциациями
- Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние . Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.
- Итак, зима, ночь, полнолуние . Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трех-четырех предложений).
На зарисовку-ассоциацию отводится около трех минут. После этого дети читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.


- Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое - всего восемь строк - стихотворение Фета.
Если учитель приготовил ксерокопии текстов, то следует их раздать в этот момент. Учебник в таком случае пока не нужен.
Стихотворение читает учитель, лучше два раза, чтобы дети успели почувствовать текст. Затем можно сравнить зарисовки-ассоциации детей и картину, нарисованную Фетом.
При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике (с. 246) .
- Какие чувства у вас вызвала «чудная картина», нарисованная Фетом?
«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, легкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.
- Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?
Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать четкие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.
- Сколько предложений в стихотворении?
- Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберем его по составу. Есть ли в предложении глаголы?
Грамматические основы подчеркиваем прямо в тексте (если перед детьми ксерокопии).
Все стихотворение представляет собой одно сложное предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части подлежащее выражено местоимением ты , сказуемое - кратким прилагательным родна . Во второй части однородные подлежащие (в назывных предложениях) - равнина, луна, свет, снег, бег , но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим словно застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоянна.
- Какие элементы пейзажа описывает поэт?
Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной - полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.
- Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?
Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина белая , луна полная , небеса высокие , сани далекие , бег одинокий . Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты - единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.
- Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.
Стихотворение написано трехстопным хореем; это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.
- Обратим внимание на звукопись. Как звучит в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?
Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передает ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.
- В последней строке поэт говорит об одиноком беге саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?
Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.
Предложим прочитать это стихотворение нескольким детям, причем некоторые из них смогут прочитать его уже наизусть.
- Перед нами была зимняя картина, а теперь попробуем перенестись в весенний день.

III. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия
Выразительное чтение и анализ стихотворения
Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.
- Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.
- Стихотворение «Чудная картина...» действительно словно картина в раме. Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?
По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно. (Дети нумеруют «кадры» в тексте ксерокопии.)
1. Окно, за окном - свет.
2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план) .
3. Воробей купается в песке (крупный план) .
4. Надвигается дождевая туча, из которой льет дождь, видны струи (общий план) .
5. Вдали, освещенная солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план) . Выражение «в золотой пыли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план) .
6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план) .
7. Качаются липы (крупный план) . Звук капель дождя.
- Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?
Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит) , мы чувствуем движение, видим изменения в природе.
- Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?
Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит»). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождем, но называет его что-то , и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.
К следующему уроку предложим детям нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворениям: к «Чудной картине...» - одну иллюстрацию, к «Весеннему дождю» - семь (по числу описанных нами кадров). Распределим задания так, чтобы на одну и ту же тему рисовали два-три ребенка. На следующем уроке дети представят свои рисунки; выстроенные в последовательности, они помогут запомнить стихотворение наизусть.
Если остается время, прочитаем последнее из данных в учебнике стихотворений.

IV. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора
Стихотворение ученики могут прочитать самостоятельно, потом два-три ученика представят свои варианты звучания этого текста.
- Облетающие листья, тучи, буря - это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывает конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?
Подведем детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры; все стихотворение построено на этом скрытом сравнении (потребуется вспомнить понятие метафора ). Осенняя буря у Фета - это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» - это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл противопоставления в стихотворении А. А. Фета.

V. Страницы биографии А. А. Фета
Дети читают и пересказывают текст учебника (с. 245) . Особое внимание уделим последнему абзацу:
«Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию выражать тончайшие, едва уловимые переживания, для которых словно бы не придумано слов, а есть лишь интонации, откуда-то ветром приносимые звуки, едва различимые очертания. Но в том и состоит заслуга Фета, что все эти впечатления он сумел выразить в слове».
Самым сложным из этих трех предложений будет второе, попросим детей прокомментировать его, объяснить, что значат слова: «Фет научил русскую поэзию...»

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Чудная картина...» и «Весенний дождь» (или одного из них, по усмотрению учителя, в зависимости от уровня литературного развития класса).
Нарисовать иллюстрации к этим стихотворениям.

Трагический рассказ Ивана Тургенева «Муму» является одним из образцов классической литературы, в красках описывающий весь трагизм и бесправие существования крепостных крестьян в России. Жестокость и трогательная привязанность тесно переплелись в сюжете этого рассказа, описывающих реалии бытия крепостных и безграничную власть хозяев — помещиков над ними. На тему «Почему Герасим утопил Муму» школьники пишут целые сочинения, стараясь найти ответ и оправдание жестокому поступку главного героя.

Рассказ Тургенева «Муму». О чём писал автор

Герои рассказа:

  • Центральный герой рассказа — глухонемой крепостной дворник Герасим , не имеющий ничего в жизни: ни дома, ни близких. Единственное, что скрашивало его однообразную тяжёлую жизнь, была любовь к прачке Татьяне.
  • Прачка Татьяна — тихое и забитое существо, осознающее и принимающее своё бесправие.
  • Хозяйка Герасима и Татьяны — властная и капризная барыня , жестокие прихоти которой должны были исполняться тотчас же. Крепостных она за людей не считает и её жестокое отношение к Татьяне, которую она насильно приказывает выдать замуж за алкоголика Капитона, тому пример.
  • Муму — маленькая дворняжка , спасённая главным героем рассказа от неминуемой смерти и являвшаяся его единственным близким и преданным ему существом.

Однажды Герасим совершенно случайно спасает тонущего щенка. Он даёт собачке кличку Муму и оставляет его себе. Зачем же он делает это? Трогательная забота и нежность , которую проявлял главный герой к Муму, может сравниться лишь с заботой матери о собственном ребёнке. Не имея близких и друзей, Герасим находит родную понимающую его душу в этой маленькой преданной собачке.

Это весьма необычное поведение главного героя — во времена крепостного права отношение к животным было исключительно потребительское. Собаки не пользовались особой любовью у хозяев и предназначались лишь для охраны двора.

Эгоистичной, думающей только о себе барыне был важен лишь собственный покой. Поэтому услышав ночью лай Муму, она приказывает избавиться от собачки. Животное похищают и увозят, но преданная собачка перегрызает путы и возвращается к любимому хозяину. И когда барыня обнаруживает Муму во дворе во второй раз, она приказывает утопить несчастное животное.

Безусловно, приказ барыни мог выполнить любой из дворовой челяди, но расправиться с Муму вызывается сам Герасим .

Так зачем Герасим утопил Муму вместо того, чтобы предпринять какие-то действия по спасению дорогой ему собачки? Почему не отпустил её на волю, сохранив тем самым жизнь? Ответ на этот вопрос заложен в самой сути жестокого крепостного права.

Почему Герасим утопил Муму

Герасим был крепостным с рождения. Бесправное положение казалось для него естественным. Мысль о том, что он может принимать решения о своей судьбе самостоятельно , даже не приходит ему в голову. Сначала, по прихоти барыни, он был взят из деревни в усадьбу. Следующей потерей главного героя рассказа была прачка Татьяна, безответная глубокая любовь к которой была смыслом его жизни.

Когда Герасим решил утопить Муму, он уже понимал, что привязанность к этой маленькой собачке сделала его зависимым от чувств . Каждая потеря в жизни главного героя причиняла ему невыносимые страдания, и он не желал больше испытывать эту боль. Так зачем он лично решил лишить жизни собачку, к которой был так трогательно привязан? Зачем он покорился воле взбалмошной старухи, даже не предприняв попытки каким-то образом спасти дорогое ему существо?

Рождение и жизнь в статусе крепостного крестьянина также сыграло свою роль. Получив воспитание крепостного крестьянина, наш герой психологически осознавал и принимал безграничную власть барыни над собой и своей жизнью. Он понимал, что ослушание приказу может повлечь более жестокую кару как для Муму, так и для самого Герасима. И, страшась страданий своих и единственного близкого существа, решил исполнить жестокий приказ сам, выбрав для этого наиболее лёгкий, на взгляд Герасима, способ убийства собачки.

В итоге Герасим потерял все, что было дорого ему в жизни . И единственный самостоятельный поступок, который совершает в отчаянии главный герой — уходит в деревню.

Автор в конце рассказа пишет, что больше Герасим никогда не заводил собак и прожил свою жизнь бобылём. Он понимал, что уязвимым его делают чувства любви и привязанности , и больше не хотел ни с кем сближаться, пускать кого-то в свою душу и сердце. И единственное спасение от кажущихся ему неминуемых потерь он видел в одиночестве.

Возможно, таким способом главный герой старался уберечься от душевной боли и страданий при потере дорогих ему существ.