Основные черты развития первобытного общества. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе. Общественное разделение труда

Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая власть.

Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Социальная власть родовой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным (От лат. роtеstа - власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества в целом.), общественным характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества.

Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

1. Общее собрание рода;

2. Совет старейшин (старейшина);

3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.

Черты власти родовой организации следующие:

1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);

2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;

3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);

4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;

5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;

6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.


В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.

Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.

Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно-историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов.

Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Естественно необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.

Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс получил название неолитической революции, т. к. произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы.

С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства и послужила неолитическая революция.

Неолитическая революция приводит к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.

Первое крупное общественное разделение труда - это отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства дает возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивается у кочевых народов, так как все их имущество находится в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждаемой форме, а образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен будучи главным средством обособления индивидов делает стадное существование ненужным.

Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность, которой во многом способствовало второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от скотоводства и земледелия . Происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.

В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда - появлению класса купцов , которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности , что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность, и наследство сосредоточиваются в рамках отдельной семьи.

Таким образом, крупные общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между ними, а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними.

Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.

Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходное стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, не постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. На разных территориях этот процесс отличался своими особенностями, суммируя которые можно выделить два пути формирования государства. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, "азиатский способ производства" (вначале - Древний Восток, затем - Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались-социально-экономические отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, то есть само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Этот путь возникновения государства именуют западным или европейским.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).

Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство - профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других сракторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.

Что касается форм возникновения государства, то они были выделены в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Выделяют три формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую. Все эти формы относятся к государствам европейского пути развития. Афинское государство является классической формой возникновения государства, т. к. в данном случае государство возникает из расслоения общества и классовых противоречий, без вмешательства каких-либо дополнительных факторов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде процесс формирования государства проходил именно в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества - патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. Германское государство возникло в результате завоевания германскими племенами Римской империи, что породило необходимость создания особого аппарата власти, чтобы удерживать в подчинении завоеванные народы, находящиеся к тому же на гораздо более высокой ступени развития. Можно сказать, что, в отличие от Афинского государства, возникновение государства у римлян и германцев было ускорено: в отношении римлян - внутренними противоречиями, а в отношении германцев -внешними факторами.

Хотелось бы подчеркнуть следующее. Возникновение государства и права рассматривается наукой как естественно-исторический процесс. Во-первых, это означает, что это было не одномоментным действием, а длительным, длящимся во времени процессом, прошедшим многие стадии. Постепенно определенные черты родовой организации отмирали, на смену им приходили черты государственной власти. Во-вторых, сам процесс формирования государства носил естественно-исторический характер. То есть государство возникло естественно, в ходе исторического развития общества как объективная необходимость. На всех территориях земного шара родовая организация рано или поздно исчерпывала себя, обретая новые, не свойственные ей по определению черты. И во всех случаях на смену родовому строю приходила именно государственная организация общества. Из этого напрашивается вывод, что государство являлось единственно возможной альтернативой дальнейшего развития общества. Государство стало объективно обусловленной формой человеческой организации, в силу исторических условий пришедшей на смену родовому строю. Все это и позволяет характеризовать возникновение государства как естественно-исторический процесс.

Что касается особенностей возникновения Древнерусского государства, то этот вопрос подробно рассматривается в курсе истории государства и права России. Чтобы избежать дублирования материала, мы лишь коротко осветим основные особенности этого процесса. Во-первых, фактические данные об этом процессе достаточно противоречивы. Существуют две теории происхождения Древнерусского государства, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Это т. н. норманнская и антинорманнская теории (на самостоятельное изучение). Во-вторых, российское государство миновало период рабовладельческого строя, что является существенной особенностью. Объясняется это следующими факторами: высоким уровнем развития производительных сил (орудий труда) у восточных славян, что позволяло достигать больших результатов при меньших затратах человеческих сил; климатические условия, которые делали невыгодным содержание рабов; более позднее, по сравнению с другими народами, разложение родового строя (задержка во многом обусловлена последствиями ледникового периода); наличие верви - крестьянской общины, сплоченной очень тесными внутренними связями, которая вытесняла рабский труд.

Итак, на всех территориях процесс возникновения государства характеризовался рядом типичных черт и стадий, которые и формируют институт государства как особого социального феномена. При этом у многих народов наблюдались существенные отклонения от "типового" процесса формирования государства, что можно рассматривать как особенности возникновения государства на различных территориях.

Первобытное общество - это период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

Первые письменные хроники появились свыше 5000 лет назад, однако есть сведения о существовании первой человеческой расы в Африке около 2,5 млн. лет назад.

Эволюция первобытных людей происходила на фоне ледниковых эпох. Около 15 000 лет назад ледянки начали таять, климат стал более благоприятным. Земля стала плодоносить, покрылась растительностью, деревьями и травами, появились различные представители флоры и фауны, а в общинах первобытных людей стали складываться различные жизненные уклады.

Государство не существовало всегда, оно образовывалось постепенно, с момента становления социализации человечества.

Ученые и политологи сошлись во мнении, что экономической основой первобытнообщинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Иными словами, все орудия труда, пища, одежда, принадлежали всем, а точнее обобщенной группе людей. Формы социальной организации в тот период, такого человеческого общежития были различны, как то родовая община, племя, человеческое стадо и др.

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо дать характеристику социальной власти и нормам, существовавших в первобытном обществе.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества.

Для первобытнообщинного строя характерен коллективный характер

труда, разделение труда, по полу и возрасту, мужчины - войны и охотники, женщины и дети - собиратели плодов и ягод.

Член каждой половозрастной группы играл определенную социальную роль, то есть выполнял в общественной жизни определенную функцию, выполнение которой ожидало от него общество. Взрослый мужчина должен был охотиться и поступать с добычей определенным образом, а отнюдь не по своему усмотрению. Каждый ребенок, по достижении определенного возраста, проходил обряд инициации (посвящения во взрослые, связанного с довольно жестокими испытаниями), после чего сразу же получал статус взрослого, получая все соответствующие права и обязанности.

В первобытном обществе власть исходила от всех взрослых членов рода (старейшины, военные вожди, жрецы), которые назначались собранием членов рода.

Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить и пользоваться оружием (копья, палки, камни).

Так же, для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

  • 1) наличие примитивных орудий труда, в связи с чем, человек без помощи всего рода был неспособен выжить и обеспечить себе пропитание, одежду и жилище. Экономика первобытной общины базировалась на примитивном ручном труде, не знавшем даже помощи домашних животных. Хозяйство родового строя было добывающим (т.е. получающим готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства плодов, рыбной ловли). Потребности росли с каждым днем, община разрасталась, и потребляли ровно столько, сколько добывали, не было излишков и запасов, в связи с чем, по экономическим признакам все были равны. Для последующих стадий общественного развития характерно уже производящее хозяйство. Например, для аграрного общества - это земледелие, скотоводство и ремесло, а для индустриального - это в первую очередь промышленность. Все предметы добычи делились на всех членов общины, в зависимости от приложенных им усилий;
  • 2) экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода;

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

  • 1) базировалась на родовых (семейных) отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по кровному родству, а также общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве самостоятельной единицы, обладающей общим имуществом, орудием труда и его результатом. Роды образовывали более крупные объединения, такие как фратрии, племена, союзы племен. Род играл решающую роль в становлении первобытного общества, власть, в основном, распространялась только в рамках рода, выражая его волю;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии;
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции и обычаи членов рода;
  • 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;

Таким образом, власть в первобытном обществе в первоначальном своем виде не давала никаких преимуществ и основывалась только на авторитете. Позднее она стала видоизменяться и приобретать новые черты.

Структура первобытного общества. Первобытнообщинный строй состоит из нескольких этапов своего развития. Каменный век большинство народов пережили примерно 30 тысяч лет назад. В то время люди присваивали себе готовые продукты природы, которые добывались с помощью примитивных орудий труда (палка, камень, заточка и др.). Общественное устройство этого периода характеризуется как стадное общество, а точнее человеческое стадо. Именно в данном периоде начинают формироваться навыки коллективного труда и коллективного потребления добытых продуктов и мяса. Отдельные группы жили, по-видимому, изолированно, связи между ними были случайными. Брачные отношения в стаде первоначально были беспорядочными. Постепенно, половые отношения в стаде приобретали отграниченный характер, устанавливались определенные запреты на брачные отношения (между братьями-сестрами, матерьми-детьми, отцами-детьми и др. кровными близкими родственниками). С течением времени развивается животноводство, сельскохозяйственная деятельность, усовершенствуются орудия труда (появляется копте, топор, подобие ножа, лук и наконечники стрел). Постепенно человеческое племя накапливает определенный опыт во всех сферах деятельности (охоте, рыбной ловле, животноводстве, сельском хозяйстве), который совершенствует навыки любой сферы деятельности и делает ее наиболее эффективной (накопленные с опытом приемы помогают поймать определенное животное, рыбу, сохранить культуры овощей и фруктов). Меняются и производственные отношения, появляются зачатки коллективного труда, общественная собственность. Также на данном периоде появляются зачатки брачных отношений между разными членами стада. На этом этапе стадо уже преобразуется в род. Наиболее устойчивой формой являлась родовая община, которая представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности ведения совместного хозяйства. Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Род сыграл решающее значение в социальном развитии первобытных людей. Он выступал подлинным общественным объединением, объединенный единой целью производства и потребления продуктов жизнедеятельности. Появилась общая собственность рода на землю, орудия труда, предметов добычи. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов. В первоначальном виде в родоплеменной организации власть принадлежала всему роду и осуществлялась в интересах всех его членов. Наиболее значимые вопросы жизнедеятельности общества, разрешение существенных споров, распределение обязанностей, военные стратегии, религиозные церемонии и т.п. разрешались на общем собрании (совете) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли. Для непосредственного управления собрание выбирало «лучшего среди равных», то есть наиболее опытного и умного главу рода (старейшину, волхва, вождя). Вождь (глава рода) не имел никаких преимуществ перед другими членами рода, трудился наравне с другими, не отличался материальными ресурсами, однако, обладал непреклонным авторитетом и уважением. Рассмотренные выше формы организации власти в родовой общине дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, своеобразная первобытная демократия. Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение. Обычаи представляли из себя непререкаемые запреты (табу), рассказы (мифы),проецирующие поведение в той и иной ситуации, а также магические знаки, обряды и ритуалы. Соблюдение обычаев было обязательным для каждого члена рода. Обычаи были неприкосновенны и священны, поэтому не поддавались пересмотру и осуждению. Обычаи сыграли важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение каждого члена рода так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу). Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ними непримиримых противоречий. Таким образом, характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:

  • 1) они исходили от рода и выражали его волю и интересы;
  • 2) исполнялись в силу привычки на добровольных началах, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;
  • 3) органов, карающих за неисполнение обычаев, не существовало, однако вместо них было всеобщее осуждение собратьев по роду;
  • 4) не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.

Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления и регулирования поведением людей при помощи определенных общих норм. Итак, в лице общины и родоплеменной организации наблюдается четкие отграниченные социальные институты, поведение членов племен регулируется уже не только инстинктами, но и определенными социальными нормами и правилами. Важнейшей ступенью социального человеческого развития явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появляются совершенные орудия труда, совершенствуется скотоводство и земледелие. Люди стали производить больше, чем потреблять, появились излишки, а в последствие запасы продуктов, и как следствие появилось неравенство (у кого больше запасов). Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от природных явлений, что привело к значительному приросту населения. Также появился обмен товарами, появились зачатки оказания услуг, человек стал использовать в промышленной деятельности не только животных, но и человеческий труд (например, в обмен на часть произведенного продукта), появляются зачатки рабства. Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу. Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом». В период присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного продукта, а с появлением скотоводства и земледелия обмен становится необходимым для выживания. У некоторых членов общества, имеющих излишки, появляется право «торговаться» на их продажу (обмен), в связи с чем они еще больше увеличивают свой запас и становятся экономически независимыми от других членов племени. Появляются люди, которые занимаются обменом продуктов между общинами. Это приводит к новому разделению общественного труда появлению купцов, которые не участвуют в процессе производства, а занимаются только обменом товаров потребления. Появляется частная собственность, и в связи с ее появлением и материальное отличие членов общества. Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности семьи. Она становится социальной формой материальной обособленности, вся частная собственность сосредотачивается в рамках одной семьи и передается по наследству. Возникновение частной собственности вызвало расслоение на богатых и бедных. На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что возникла необходимость регулирования экономических отношений, неравенства, появилась необходимость защиты частной собственности. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в ораны военной демократии для ведения войны с соседними племенами, для защиты своей территории и населения. В этот момент зарождается навязывание воли сильных и богатых членов племени на всех соплеменников.

Таким образом, перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

В истории человечества первобытный строй был самым продолжительным. Он существовал сотни тысячелетий у всех народов от момента выделения человека из мира животных до образования первого классового общества.

Основные черты первобытного общества: 1) крайне низкий уровень развития производительных сил; 2) коллективный труд; 3) общинная собственность на орудия труда, землю; 4) уравнительное распределение продуктов природы и труда; 5) сильная зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней примитивностью орудий труда.

Для первых ступеней человеческой истории решающее значение имело естественное богатство в видесредств к жизни (плодородие почв, обилие животных, рыбы, наличие пригодных для разведения злаков земель). Позднее решающее значение приобретает естественное богатство в виде средств труда (полезные ископаемые, лес, водопады и др.).

В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс подразделял развитие экономики первобытного общества на два периода:

1. Период преимущественного присвоения готовых продуктов природы, или период присваивающего хозяйства ;

2. Период ведения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности, или период воспроизводящего хозяйства.

Период присваивающего хозяйства . Состояние производительных сил характеризуется: 1) примитивно изготовленными орудиями труда (оббитый камень был универсальным орудием труда); 2) коллективным характером труда (совместное собирательство готовых продуктов и охота). Это была простая кооперация без разделения по полу и возрасту (эпоха палеолита – древнего камня).

Одним из первых переломных моментов в развитии хозяйственной деятельности людей периода первобытного стада явилось овладение огнем посредством трения.

Ф. Энгельс, изучавший материальную культуру первобытного общества, отмечал, что по своему всемирно-историческому значению, освобождающему человечество действию, добывание огня человеком было выше изобретения паровой машины, т. к. оно впервые дало людям господство над определенной силой природы и окончательно вырвало их из мира животных.

В эпоху мезолита (среднего камня) с совершенствованием орудий труда, накоплением производственного опыта, усложнением хозяйственной деятельности возникло естественное разделение труда по полу и в известных границах – возрасту. Женщины сосредоточились на собирательстве, мужчины - на охоте. Старики были хранителями накопленного опыта и изготавливали орудия труда.

Первоначально господствующее положение в родовой общине занимала женщина (матриархат), которая являлась продолжательницей рода и играла доминирующую роль в добывании и производстве средств существования. Родовая материнская община существовала вплоть до неолитической эпохи.



Период воспроизводящего хозяйства (неолитическая экономическая цивилизация). Наступившая в VII–VI тыс. до н. э. эпоха неолита характеризуется большим разнообразием орудий труда и их усовершенствованием. Но самое главное, что в этот период возникли скотоводство и земледелие, которые в совокупности составили сельское хозяйство – главную отрасль первобытного хозяйства и обеспечили относительную независимость людей от наличия готовых продуктов природы.

Первобытное скотоводство появилось на основе охоты. Охотники не всегда убивали пойманных диких молодых животных (поросят, козлят и т.д.) Началось приручение животных, их разведение под контролем человека.

Первобытное земледелие возникло из собирательства. Посевы собранных зерен в землю намного увеличило количество получаемого человеком продовольствия. Постепенно совершенствовались земледельческие орудия труда (от простой копательной палки до мотыги и деревянного серпа с кремниевой насадкой. Первыми окультивированными продовольственными растениями считаются ячмень, пшеница, просо, рис, бобы, кукурузу, тыкву.

Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию впервые совершили племена, жившие в долинах рек Тигр, Евфрат, Нил, Ганг, Янцзыцзян, в Передней Азии, в южной части Средней Азии, в Центральной и Южной Америке.

Начало организованной производственной деятельности человека знаменует переход от первобытности к древним цивилизациям. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрной революции» или «неолитической революции».

Прогресс производительных сил, повышение искусности работника стали возможными на основе общественного разделения труда (ОРТ). Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда первое крупное ОРТ , существенно повысившее его производительность. Оно привело к прогрессивным сдвигам в жизни и быте первобытных людей.

Появились новые способы изготовления орудий труда: пиление, сверление, шлифовка камня. Создавались более разнообразные деревянные орудия труда. Возникли прядение и ткачество, развивались средства водного и наземного передвижения. Зарождается керамическое производство. Появляются веретено и примитивный ткацкий станок. В этот период были открыты полезные свойства ряда металлов (меди, бронзы, железа). Пору появления медных изделий называют энеолитом. Производство меди было освоено древнейшими народами на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Индии в IV тыс. до н.э. Выплавка меди первоначально представляла собой простой обжиг руды на костре и в примитивных плавильных печах. (К энеолиту относят и так называемую трипольскую культуру (IV–III тыс. до н. э.). Появились металлические орудия труда, оружие, украшения. Уже в бронзовом веке были изобретены плуг и колесница. Бронзовый век (конец III – нач. I тыс. до н.э.) характеризуется изготовлением орудий из сплава меди с другими металлами, преимущественно с оловом.

В социальном отношении медно-бронзовая культура характеризовалась переходом от матриархата к патриархату, поскольку решающую роль в хозяйственной жизни стали играть скотоводство, земледелие и ремесло – занятия главным образом мужчин. Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению.

Крупные сдвиги произошли в экономических отношениях. Для охоты, собирательства, рыболовства природные богатства выступали как ничьи, не являлись объектами собственности. Хотя община стремилась закрепить свой приоритет на охотничьи угодья, но их границы носили условный характер, часто менялись с перемещением общины к новым, более богатым угодьям или вслед за движением стад диких животных. Иное дело - когда нужны годы, чтобы освоить и использовать пригодные для обработки участки земли, лучшие пастбища для скота. Расширился круг объектов присвоения, утверждается общинная собственность на все более широкий круг средств производства (включая лучшие природные ресурсы). В неолитической цивилизации преобладали общинная собственность и уравнительное распределение.

На последней ступени патриархата появляются новые, более производительные железные орудия труда. Впервые выплавка железа стала развиваться в странах Древнего Востока (в Египте и Местопотамии) в начале II тыс. до н. э., а в Европе – в нач. I тыс. до н. Использование железа усложнило производство орудий труда, этим стали заниматься специалисты, освобожденные от занятия сельским хозяйством. Произошло второе крупное общественное разделение труда – выделение ремесла.

Для хранения семян, урожая, мяса, приготовления пищи на огне были изобретены керамические сосуды разной формы, украшавшиеся узорами. Археологи различают этапы неолита по характеру керамических сосудов: культура линейно-ленточной керамики, когда преобладало мелкое подсечно-огневое земледелие; культура воронковидных кубков, распространенных в Северной Европе в IV–III тыс. до н. э. Были освоены соха и деревянный плуг, в которые впрягались волы. Результатом второго разделения труда в скотоводческих племенах стало изобретение веретен, ткацких станков, орудий для обработки кож, пошива одежды из тканей и кожи.

Железные орудия труда позволили древнему земледельцу превратить леса в пашни, поднять производительность труда, получать прибавочный продукт и, следовательно, породили эксплуатацию человека человеком. Поэтому железный век становится последним этапом в истории первобытнообщинного строя, периодом его разложения.

Причины разложения и гибели превобытнообщинного способа производства.

1) Появление более совершенных орудий труда, использование новых приемов работы позволили отказаться от коллективного общинного труда .

Так, в земледелии после появления плуга отпала необходимость в коллективном возделывании почвы. Для добывания мясной пищи раньше требовался труд большой группы охотников, в условиях же развитого скотоводства такой труд стал уже ненужным. Общее жилище утратило свое экономическое значение и стало заменяться домами отдельных семей.

2) Родовая община постепенно стала превращаться в первобытную соседскую (территориальную) общину .

В отличие от родовой эта община состояла не только из родственных, но и неродственных семей, ведущих самостоятельное хозяйство на выделенных им участках. Пахотная же земля оставалась в собственности общины. Она периодически перераспределялась между ее членами. В общей собственности сохранялись также выгоны (луга), пустоши, леса. Но обработка пахотных земель производилась уже самостоятельно семьей, и урожай присваивался ей же. Имущество семьи уже не поддавалось контролю общины, оно становилось объектом индивидуального товарного обмена и обогащения частных собственников.

3) В соседской общине в условиях существования коллективной собственности возникла и частная собственность .

Такое переплетение двух начал заключало в себе глубокие противоречия. Частная собственность являлась отрицанием коллективной собственности. Частная собственность возникла из общинной в двух формах:

1. Верхушка территориальной общины и племени, концентрировавшая в своих руках право распоряжаться лучшими землями, стадами, захваченными богатствами, а затем и пленными, закрепляла это имущество за собой.

2. Мелкие частные собственники выделились из общины, имели имущество, необходимое для воспроизводства. Они подвергались эксплуатации в косвенной форме – выплачивали налоги, подати, поставляли людей и вооружение в войско, становились должниками, а порой попадали и в долговое рабство.

Мелкая частная собственность сочеталась с общинной – совместными выпасами для скота, страховыми запасами семян и т. п.

4) Занятие земледелием, которое предполагало оседлый образ жизни, привело к увеличению средних размеров общины, возникновению территориальной общины и в итоге довольно больших постоянных поселений, а затем и городов, которые насчитывали десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские; город обычно окружался рвом.

Например, для трипольской культуры (территория нынешней Украины) были характерны поселения в 20–50 домов, расположенных концентрическими кругами на площади 2–3 га. Поселение в Доброводах (Украина) имело площадь около 250 га, дома расположены по 9–10 кольцам, население могло составлять 10–20 тыс. чел. По сути дела это уже город. Неолитические города обнаружены в Передней Азии, на Ближнем Востоке.

5) Для производства строительных материалов, сооружения домов, храмов, укреплений требовались искусные работники, архитекторы. Так возникло третье общественное разделение труда – выделение строительства как особого вида деятельности групп людей.

6) Усложнение структуры общества, необходимость следить за природными циклами, определять сроки посевов, уборки урожаев, находить наилучшие пастбища, распределять труд между различными видами занятий (особенно в связи с сезонностью земледелия и скотоводства), соединять эти занятия с обрядами, религиозными поклонениями, а также охранять поселения и имущество от покушений соседних общин или мигрирующих скотоводческих племен привело к четвертому крупному общественному разделению труда выделению вождей и жрецов, воинов .

Усложнение организации производства в соседской общине усложнило и функции управления. Старейшины стали освобождаться от непосредственного участия в общих производственных процессах как лица, выполняющие нужные общине общественные функции. В руках старейшин и племенных вождей оказались меновые операции. Одним из первых предметов обмена и наиболее распространенным объектом возникающей частной собственности стал скот, а затем орудия труда, различного рода домашняя утварь, украшения.

7) Развитие воспроизводящего хозяйства привело к появлению прибавочного продукта на основе роста производительности труда, т. е. производимые средства существования стали превышать непосредственные ежедневные потребности в них.

Прибавочный продукт мог накапливаться или перераспределяться. Стал возникать обмен продуктами между родственными общинами, который носил случайный характер.

Из-за различий в природно-климатических условиях одни общины стали специализироваться на земледелии, другие на скотоводстве. Это способствовало росту производительности труда, созданию на этой основе запасов пищи и значительному увеличению численности общин.

Специализация семей и общин на определенных видах деятельности в результате развития общественного разделения труда неизбежно вела к развитию обмена продуктами труда как внутри общины, так и между общинами; без этого было невозможно удовлетворение личных и производственных потребностей. Внутри общины обмен осуществлялся в натуральной неэквивалентной форме. Обмен между специализированными общинами становился все более регулярным, что ориентировало на определенную эквивалентность; однако всеобщего эквивалента, тем более в денежной форме, хозяйственная практика еще не выработала. Можно говорить лишь о зарождении товарного производства, создании некоторых продуктов в количествах, превышавших потребности семьи и общины и предназначенных для обмена с другими общинами, формировании рыночных отношений, хотя и в примитивной форме. Следовательно, «экономический» этаж пирамиды общества в эпоху неолита был в основном застроен, хотя на большей части общинной земли преобладали первобытные натуральные отношения.

С развитием воспроизводящего хозяйства продукт стал производиться постоянно для обмена, т.е. превратился в товар (вещь, произведенную для обмена). Обмен стал осуществляться регулярно.

8) Началось социальное расслоение однородной прежде общины . Появление классов (немногочисленного эксплуататорского класса - верхушки общества - и эксплуатируемого класса - остальных членов общины - означало гибель первобытного общества.

Старейшины общины, племенные вожди, колдуны и знахари, военные предводители постепенно присваивали себе лучшие земли и пастбища, распоряжались растущей долей общинного богатства, обходя традиционную первобытную уравнительность. Пользуясь своим привилегированным положением, главы племен стали присваивать часть прибавочного продукта, созданного в общине, а также продуктов, полученных путем обмена. Частному накоплению способствовали войны между общинами. Военачальники, родовые старейшины обогащались путем захвата для себя лично наибольшей части военной добычи, в том числе и военнопленных, становящихся рабами. Расширение рамок частной собственности и замена ею общественной собственности не могли не вести к имущественному и социальному неравенству людей.

9) Сформировались крупные межобщинные объединения – племена, особенно в районах орошаемого земледелия. Все более частыми стали военные столкновения за лучшие земли и пастбища, зернохранилища, скот. Однако ни государства , ни права, ни обеспечивавшего их специального аппарата еще не существовало, хотя постепенно возникали предпосылки для их зарождения . Собственники нуждались в механизме защиты своего имущества.

10) Родовая община в период своего разложения включала в себя наряду со свободными также и несвободных людей – военнопленных, труд которых использовался в хозяйствах общин. Использование в общинах несвободных людей (рабов) в качестве рабочей силы характерно для эпохи патриархального рабства. Эта длительная эпоха отмечалась в истории развития многих народов, в том числе и тех, у которых впоследствии рабовладельческое общество не сложилось, например, в нашей стране.

11) Что касается верхнего этажа пирамиды общества – духовного мира человека – то здесь наблюдались перемены не менее значительные, чем в технологической и экономической базе общества. Резко возрос уровень познания окружающего мира.

Вести земледелие в соответствии с периодами природных циклов, выращивать скот, заниматься ремеслом, строительством невозможно без обширных и разнообразных знаний, накопленных предыдущими поколениями (если принять среднюю периодичность активной жизни поколения того периода в 15–20 лет, то за тысячелетие сменялись 50–60 поколений). Сформировались зачатки наук – астрономии, арифметики, биологии, медицины, материаловедения, агрономии. Хотя, конечно, до абстрактных обобщений было еще далеко, но первичное миросозерцание находило отражение в системе верований, мифов. Искусство неолита – живопись, обрядовая музыка и танцы – отражало эти мифы. Все более сложными становились религиозные верования, создавая и поддерживая множество норм, «табу».

Остатки и пережитки общинного строя имеют место и в современном мире. Эти пережитки проявляются в сохранении натурального хозяйства, остатках родоплеменных отношений, традиционном господстве племенных вождей. К этому типу сообществ относятся аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. В 1915 г. западные антропологи насчитывали приблизительно 650 таких обществ, большинство из которых были тогда еще живы (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991, с. 80). Народы, относящиеся к этому типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого, настоящего и будущего, нет идей о необходимости развития, изменений. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. При этом типе цивилизации человек и природа едины, нераздельны, существуют в гармонии. Вся жизнь общества подчинена природному циклу (у эскимосов, например, все трудоспособные члены племени обязаны выполнять в течение года определенные операции, которые соответствуют временам года: сезон охоты, сезон сбора плодов и ягод, сезон рыбной ловли и т.д. Это характерно и для кочевых степных племен при перемещении в поисках пастбищ). Духовная культура, верования также связаны с обожествлением сил природы: Вода, Земля, Огонь и т. д. В социальной организации господствует коллективизм: община (родовая, клановая), племя. Государства нет, но существуют властные отношения, регулирующие процессы внутри общества (власть вождя наследственного или выборного). Связь между людьми и обожествляемыми силами природы выполняют либо вожди, либо жрецы (шаманы, колдуны), которым приписывались сверхъестественные способности, позволяющие выводить общество из затруднений.

Итак, сущность этого типа цивилизации: неизменность, гармония и единство с природой. Графически это выглядит как замкнутый круг.

За последние 500 лет этот тип цивилизации подвергся масштабному разрушению. Встреча с людьми других цивилизаций привела к нарушению хрупкого равновесия между человеком и природой. Остались лишь деформированные анклавы в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

Понятие «первобытное общество», его основные признаки. Понятие «первобытное общество» возникло в науке во второй половине XIX века. До этого времени это общество называли «доисторическим». В Европе и США используют термин «протоистория».

Первобытное общество – архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением.

Начальная точка истории – 3 миллиона лет назад – появление человека и первых орудий труда.

Завершение первобытной истории – появление государства и письменности – 3 тысячи лет до нашей эры.

Периоды развития первобытного общества. Ученые создавали разные концепции периодизации, общей нет. Все зависит от уровня знаний эпохи. Еще зависит от критерия деления. Самая первая периодизация сложилась в XVIII веке в эпоху Просвещения – периодизация Фергюстона (Великобритания). Он разделил историю на две эпохи: дикости и варварства. Эпоха дикости: люди не могут сами себя обеспечивать, крайне дикие отношения, создали стереотип дикаря, жили примитивным бытом. Эпоха варварства: сохранение первобытной основы, имеют металл, сельское хозяйство, упорядочение отношений. В основном к этой эпохе можно отнести индейцев Северной Америки. У них уже появились пиктограммы, начала зарождаться цивилизация. Фергюстон признавал, что были народы, которые вступили на путь цивилизации (ацтеки, Египет, Вавилон). В XIX веке Льюис Генри Морган (американец) конкретизировал эту периодизацию. В 1877 году вышла книга «Древнее общество». Он первым составил концепцию о том, что существует еще цивилизация. Критерий для ее выделения – умственное развитие человека (человек привязал технику к социальным отношениям). Представил периодизацию в форме лестницы, где дикость и варварство разделил на три ступени: низшую, среднюю, высшую. На каждой ступени делались какие-то открытия:

низшая ступень дикости – охота и собирательство;

средняя ступень дикости – огонь, рыболовство, собирательство, охота;

высшая ступень дикости – охота становится индивидуальной, приручение собаки и кошки;

низшая ступень варварства – научились делать глиняную посуду, появление керамики, переход к первому промышленному производству (пока только для себя);

средняя ступень варварства – появление земледелия и скотоводства, металлообработка (сплав меди и олова);

переход к высшей ступени варварства характеризуется появлением торговли, гончарного круга.

Задержки развития племен Морган объяснял климатическими условиями. Концепция Моргана работала до XIX века.

В Швейцарии Бахофен заявил, что существует другой критерий первобытного общества – семейные отношения. В 1871 году вышла его книга «Теория матриархата». Суть концепции: выделил три периода: - эпоха промискуитета (неупорядоченные семейно-половые связи); - матриархат: труд женщины приносил большую пользу: рыболовство, гончарное дело, проще было вести родословную по женской линии. Здесь ученый опирался на факты: в Австралии явный матриархат, в Африке нет, на Тибете матриархат; - патриархат: появление пашенного земледелия, передача обязанностей мужчине, формирование единобрачия, муж – глава юридический и экономический. Классикой патриархата выступают индусы, народы Кавказа.

В 30-е годы ХХ века советский ученый П. П. Ефименко создал новую периодизацию, написал книгу «История первобытного коммунистического общества». Критерием периодизации является изменение форм социального устройства. Первый период – первобытное человеческое стадо. Затем эпоха родовой общины – неандертальцы. Затем эпоха материнского рода (материнской родовой общины). Затем эпоха отцовской общины. Соотносил разум с эпохой матриархата. В послевоенное время произошла модернизация взглядов Ефименко. Автор новой концепции был Косвин. Он говорит об эпохе ПЧС (первобытного человеческого стада). - Разделил на 2 периода: архантропы (2 млн. лет назад) и палеоантропы-неандертальцы (150 тысяч лет назад). Завершение периода неандертальцев связано с появлением человека разумного (40-50 тысяч лет назад). - Матриархат. - Отцовская родовая община (пашенное производство, появление металла – 7 тысяч лет назад). - «Военная демократия»: все решают военизированные мужчины. Этот период завершается появлением государства.

Следующая периодизация – антропологическая. Критерий – изменение биологических форм человека: 1)австралопитеки (от 1 до 5 млн. лет назад); 2)архантропы (3 млн. лет назад). Виды: синантроп (Китай) – питекантроп (Индонезия) – «гейдеберский человек» (Европа) – антлантроп (Атлантика); 3)переход к неандертальцам; 4)эпоха неоантропа (кроманьонец) – стоянка Кроманьон во Франции (40 тысяч лет назад – появление кроманьонца).

Еще одна периодизация – экономическая. Критерий –экономический: 1)присваивающее хозяйство; 2)производящее хозяйство. Переход ко второму этапу назывался «неолитическая революция» (Гордан Чайлд, 1956 год);

В целом, периодизация истории первобытного общества отражает, с одной стороны, авторские взгляды, с другой стороны, общий уровень научных знаний о первобытности. Но главное – периодизация помогает историку систематизировать и обобщить информацию об истории первобытного общества.

Признаки первобытного общества. 1)Низкий уровень развития орудий труда и технологии производств (ручная). Могли мало произвести. 2)Низкие демографические показатели (30-40 лет – продолжительность жизни). Высокая детская смертность. Низкая плотность населения. 3)Коллективная организация производства в рамках родовой общины. 4)Уравнительная система распределения продуктов совместного труда. Не было имущественного неравенства. 5)Главная форма семейных отношений – кровнородственная связь. 6)Устные способы передачи информации. 7)Политеистические религиозные верования (ветер дует – это Бог ветра).

Первобытная культура

Теория, объясняющая происхождение культуры в человеческом обществе, называется теорией антропосоциокультурогене за . В современной науке существует несколько конкурирующих теорий происхождения культуры. Отсутствие единой теории антропосоциокультурогенеза не мешает нам рассмотреть некоторые важнейшие моменты далекого прошлого в истории человечества Согласно данным археологии, наиболее вероятной родиной всех людей была Африка, ее юго-восточные районы. Но нельзя полностью исключить другие возможности. Например, есть предположение об очаге антропогенеза в предгорьях северной Индии.

Процесс антропогенеза (формирования homo sapiens — современного вида людей) начался около 3 — 3,5 млн. лет назад . Самые древние палеоантропологические находки обнаружены в XX в. в юго-восточной Африке (олдовайские раскопки). Стоянки первобытных людей найдены во многих районах земли. Это означает, что на протяжении сотен тысяч лет наши предки расселялись и осваивали все новые и новые климатические и географические зоны: вначале тропики и субтропики, предгорные районы, затем умеренный пояс, наконец, местности отдаленные и с более суровым климатом (так называемое «кружевное расселение»). Более миллиона лет назад древнейшие люди через Кавказ прошли в Европу, позднее, через сотни тысяч лет новые людские потоки шли сюда через Балканы. Около 20 тысяч лет назад из Азии люди впервые попали на американский континент. Затем через 10 тысяч лет туда прошла вторая волна заселения. Австралия осваивалась также несколькими заходами, переселенцами из юго-восточной Азии.

Расширение обжитого мира (ойкумены ) способствовало возникновению и закреплению расовых отличий между первобытными людьми. Расселение часто сопровождалось длительной изоляцией больших групп людей, что приводило к появлению региональных расовых и культурных различий. Ведь в новой природной среде менялся характер пищи. Люди сталкивались с незнакомыми природными явлениями и материалами и осваивали их. Так сформировались первые своеобразные очаги первобытной культуры : в африканско-средиземноморском, сибирско-китайском и европейском регионах.

Кроме того, зарождающееся человечество пережило периоды похолодания, засух (это сопровождалось значительным снижением биопродуктивности окружающей среды), повышенной влажности. С экологической точки зрения, человеческий род превосходит всех других близких ему животных в умении приспосабливаться к разнообразным условиям жизни. Главным средством такого приспособления стал труд, орудийная деятельность, возникшая около 2,5 млн. лет назад .

Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке , стали кость, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений. Исходные производственные занятия наших предков — собирательство, охота, рыболовство, создание домашней утвари. Наряду с этим развивается сфера непроизводственных отношений, досуг, общение, в рамках которого возникают обряды, игры, обычаи, регулируются брачно-семейные отношения.

Во всех этих занятиях формируются первичные знаковые системы (речь, средства счета, натуральная изобразительная деятельность, ритмичные коллективные действа и др.), основное предназначение которых состоит в укреплении единства данного сообщества людей. Древность вербального языка сравнима с нижнепалеолитическим искусством — более 700 млн. лет. Возраст праязыка современного человека и, соответственно, развитой непроизводственной сферы первобытной культуры составляет не менее 200 тысяч лет.

В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества . Происходит накопление позитивных знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная , прогностика (гадания, знамения), практическая магия.

Реальная культурная сила деятельности человека на ранних стадиях истории еще очень невелика, однако ее творения лежат в основе современной цивилизации.

Периодизация первобытной культуры

Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:

Каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.);

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

Железный век (1-ое тыс. до н. э.).

Ниже кратко рассмотрим каждый из периодов развития культуры первобытной эпохи.

Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств.

Железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры.

Периодизация первобытной истории проводится по различным основаниям. В соответствии с формами социальной организации различают:

  1. праобщину;
  2. раннеродовую общину;
  3. позднеродовую общину;
  4. соседскую общину.

На этих стадиях доминируют кровнородственные связи и естественное разделение труда . В зависимости от характера пищевой базы, родство и общинная власть определяются либо по женской линии (обильная и легко доступная пища преимущественно растительного происхождения; матриархат), либо по мужской (добыча пищи зависит от сезонных факторов; патриархат). Семейно-брачные отношения проходят сложную эволюцию, содержанием которой является усиление культурных и ослабление биологических факторов (запрет на близкородственные брачные связи, установление межродового брачного партнерства и т.п.).

Хозяйственное развитие первобытного общества проходит такие этапы:

  • потребляющее хозяйство;
  • неолитическая революция;
  • производящее хозяйство.

Хронологическая периодизация первобытной истории довольно приблизительна. Наиболее длительное время просуществовала первобытная община — от 1,5 млн. лет до 100 — 40 тысяч лет назад. Это эпоха нижнего и среднего палеолита. Господствовало присваивающее (потребляющее) хозяйство: основными занятиями были собирательство, охота, позже — рыболовство. Обработка камня очень примитивна (около 10 операций).

Первобытная община господствовала от 100 — 40 тыс. лет до 10 — 5 тыс. лет назад (исключая изолированно существовавшие общины, сохранившие остатки родового строя вплоть до наших дней), начиная с верхнего палеолита, в мезолитическую эпоху и вплоть до раннего неолита. Это время расцвета первобытной куль туры . Изготовление разнообразных каменных орудий требует большого числа операций (до 300). Степень совершенства этих орудий велика. Так, ножами из обсидиана первобытные люди, возможно, делали хирургические операции. В этот период происходит постепенный переход от собирательства к земледелию, прежде всего в тех местах, где произрастали злаковые растения. Некоторые животные (козы, овцы, собаки, лошади, свиньи, быки, коровы) одомашниваются. Значительные культурные последствия имело освоение верховой езды, изобретенной в степях восточной Европы.

Древние люди изобрели первые культурные материалы — керамику, пряжу и ткань. Появились средства передвижения — челны, сани, лыжи, а с изобретением колеса — повозки.

Особое значение в истории первобытной культуры имела неолитическая революция — длительный исторический период, оз­наменовавший переход от присваивающего к производящему хозяйству. Земледелие вызвало колоссальные изменения в жизни людей: улучшается обеспеченность пищей, которая может долго храниться; ритм и объем сельскохозяйственных работ изменяют общественную организацию, возникает социальное разделение труда. Растет численность населения, появляются городища — большие поселения, стабильно существовавшие в течение многих столетий. Накопление знаний о растениях сопровождается изобретением агротехнических приемов и сельскохозяйственных орудий, фактически проводится искусственная селекция в животноводстве.

Центрами возникновения земледелия являются Передняя Азия, долина реки Хуанхэ, Юго-Восточная Азия, Срединная Америка (Месоамерика). Поскольку земледелие возникает не везде, а в разных местах и в разное время, постольку неолитическая революция стала мощным фактором неравномерности культурного развития регионов.

Последний период первобытной культуры — разложение родовой и возникновение протокрестьянской, или соседской общи ны . Хронологическая граница этого периода — от 10-5 тыс. лет тому назад. По археологическим признакам это время позднего неолита, для которого характерно расширение зоны земледелия и переход к использованию металла, прежде всего в тех местах, где имелись рудные месторождения (Передняя Азия). В наиболее развитых районах формируется основа первых архаических цивилизации.

Основные черты первобытной культуры.
Особенности первобытной духовной культуры

Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита . Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад). По отдельным предметам, найденным в погребениях, можно сделать предположение о зарождении культовых представлений, зачатков первобытной мифологии и позитивных знаний. Есть археологические находки, свидетельствующие, что природные объекты используются для натуральной изобразительной деятельности, в которой исследователи видят прообраз искусства.

Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности . Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.

Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь . Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.

Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы . Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Вторая отличительная черта первобытной культуры - ее бесписьменность .

Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец .

Постепенно складывались элементы духовной культуры . Это:

Первоэлементы морали;

Мифологическое мировосприятие;

Ранние формы религии;

Ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Главным условием начала культурного процесса, явился язык . Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение . Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами . Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные проявления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу , то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу позднее формируются понятия нравственности и законности.

Слово табу переводится, как запрет , а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом , т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность .Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание . Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство . Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.

На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культуре.

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами . Они были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты - табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал - . Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится . Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти . В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей , которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, - религии, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

Первоначальные формы религии

Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры . Перечислим их:

Тотемизм - (totem - «его род») - поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.

Анимизм - (anima - «душа») - вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.

Ф етишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) - приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.

Магия - вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.

Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах . Наиболее древними являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско-родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.

Таким образом, в первобытном обществе складываются предпосылки для формирования всех форм духовности. Их возникновение оправдано социальной необходимостью. Вместе с тем, существует большое количество фактов, культурный смысл которых до сих пор не разгадан. Это, например, предназначение и технология мегалитических сооружений, типа Стоунхэнджа в Англии, смысл некоторых наскальных рисунков, происхождение астрономических знаний у дагонов в Африке и аборигенов Австралии. Возможно, тайны первобытной культуры еще пригодятся человечеству.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.