Основные условия действенности социально педагогического процесса. Контрольная работа социально-педагогическая деятельность. Профессиональная деятельность и личность педагога

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

# # # ## #
## ## ## # # ##
# # # # # #
# # #### # #
# # # # #
### ### # #### ###

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Сущность понятий "социально-педагогическая поддержка" и "неполная семья". Педагогические условия успешной социально-педагогической поддержки детей из неполных семей. Опытно-поисковая работа по реализации программы социально-педагогической поддержки.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Категории детей с проблемами в социализации и социально-педагогическая работа с ними. Основные виды социально-педагогической деятельности. Содержание и формы социально-педагогической работы в начальной школе. Структура школьной социальной службы.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента. Особенности организации работы социально-педагогической работы в школе и система деятельности социального педагога. Содержание технологии менеджмента социально-педагогической деятельности.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2012

    Становление социально-педагогической деятельности в Росии. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь. Законодательная основа. Практическая деятельность социального педагога.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Сущность, функции и принципы измерения как основы социально-педагогической диагностики. Объект социально-педагогической диагностики Н.К.Голубев, К.Д.Радина. Структура и уровни социально-педагогической диагностики. Гипотезы и решения. Этика исследователя.

    монография , добавлен 21.02.2009

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Понятие социально-психологической адаптации у детей в приемных семьях, деятельность социального педагога. Социально-педагогическая деятельность, направленная на обеспечение преодоления возникающих трудностей в адаптации ребенка в приемной семье.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов - определенный процесс.

Нам необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1) понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса;

2) общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.

1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса

Понятие «процесс» происходит от лат. processus - прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.

В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:

а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);

б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская).

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).

Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.

Внутренний педагогический процесс , по мнению Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием - действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-педагогическое развитие человека;

б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;

в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.

Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.

По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как: а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности; б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например, с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности; в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи - реализация частной технологии воспитательной работы.

Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.

Социально-педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) (внутренний процесс) и обусловленную им целесообразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).

Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса. Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее решения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

(внутренние, внешние педагогические процессы, этапы педагогического процесса)

Понятие «процесс» происходит от лат. processus - прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.

В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:

а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин, педагог);

б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская, педагог).

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым –педагог,психолог (1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).

Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.

Внутренний педагогический процесс , по мнению Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием - действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-педагогическое развитие человека;

б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;

в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.

Внешний педагогический (образовательный) процесс , по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.

По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:

а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;

б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности;

в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи - реализация частной технологии воспитательной работы.

Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.

Социально-педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.

Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Всё выше сказанное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) {внутренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).

Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса.

Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее решения.

    Характеристика социально-педагогического процесса. Основные компоненты социально-педагогического процесса (этапы, субъект, объект, подходы)

Социально-педагогический процесс – целенаправленная последовательность действий педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Структура социально-педагогического процесса включает: субъект и объект, этапы и подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.

Субъект социально-педагогического процесса это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-то третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.

Объект социально-педагогического процесса определяется содержанием и направленностью социально-педагогического процесса.

Условия функционирования социально-педагогического процесса (СПП): наличие субъекта и объекта, наличие механизма обеспечения развития, соответствие условий протекания данного социально-педагогического процесса потребностям оптимального развития явления.

В широком плане СПП – это процесс социального развития человека в течении всей его жизни. Современная возрастная психология и педагогика выделяет определенные этапы возрастного развития, их качественные и количественные характеристики. Это помогает социальному работнику формулировать цели и выстраивать свои действия в социальной среде по отношению к конкретному человеку.

В узком плане СПП представляет собой результат саморазвития, самосовершенствования, а также результат целенаправленного влияния социального работника на личность.

Признаки развития , происходящего в социально-педагогическом процессе – это возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Этапы различаются в зависимости от того, что воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. Выделяют следующие основные этапы СПП :

Подготовительный;

Непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии):

Итоговый.

Каждый из них имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий.

Подготовительный этап СПП включает в себя целый ряд подэтапов.

    Диагностика предусматривает выявление:

Индивидуальных отклонений человека и возникших в связи с ними социальных проблем в развитии и самореализации;

Индивидуальных особенностей, возможностей человека; его позитивного потенциала, создающего перспективу для индивидуального, индивидуально-компенсаторного развития или путей наиболее целесообразного преодоления недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;

Особенностей жизненной позиции человека; его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию; возможностей достижения социально-педагогических целей, активности в работе над собой, особенностей восприятия воспитателя;

Условий среды, в которых он живет и имеет возможность для самореализации.

Зачастую диагностика требует участия нескольких специалистов: медиков, психологов, педагогов. Это дает возможность получить более полную информацию, на основе которой можно сформулировать: показания, предостережения, советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом и его окружением.

2. Формулирование социально-педагогической проблемы – адресная оценка того, в чем нуждается человек и какого типа социально-педагогическая помощь ему нужна.

3. Социально-педагогическое прогнозирование возможного социального развития человека – один из наиболее сложных подэтапов процесса. Он основан на наличии у субъекта достаточно полной информации об объекте, необходимой для прогнозирования, а также на личном опыте и интуиции педагога. (Предметом его выступают: направленность и интенсивность индивидуального развития личности клиента, возможности его социального воспитания, перевоспитания, реабилитации, адаптации, обучения и профессиональной ориентации;возможности человека в развитии в целом, либо по определенным направлениям;способность воспитателя обеспечить достижение определенной социально-педагогической цели;соответствие условий, возможностей воспитуемого и воспитателя в направленном развитии человека.)

4. Определение целей и задач педагогической деятельности. Воспитатель определяет эти цели и задачи на основе:

Личностного понимания социального заказа воздействия на социальный объект;

Знания его индивидуальных признаков;

Оценки своих педагогических возможностей, условий воспитания.

5. Моделирование – эмпирическое создание образа целенаправленной педагогической деятельности по реализации конкретной педагогической технологии, обеспечивающей достижение поставленной цели с учетом возможностей реализации. Главное назначение педагогического моделирования заключается в том, чтобы обеспечить возможность выбора наиболее оптимального варианта педагогической технологии, который может способствовать достижению результата.

Непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии)этап СПП:

6. Выбор технологии и способа ее реализации. По своему содержанию социально-педагогическая технологи рассматривается как:

Обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности в работе с конкретной категорией людей;

Целесообразная, оптимальная последовательность этапов в работе с человеком, позволяющая достигнуть оптимального результата.

Первое предшествует второму - это проектирование процесса, второе – вариант его реализации. Педагогическая технология предусматривает определенную программу деятельности. Она бывает либо готовой, либо специально разрабатываемой в соответствии с индивидуальностью объекта. Для выбора (разработки) педагогической технологии необходимо знать: индивидуальные особенности объекта, социально-педагогическую цель; условия реализации педагогической технологии; возможные формы реализации (в стационарных условиях, в консультативно-практических условиях, в специализированном центре и т.д.); собственные возможности достижения цели; возможности по времени для реализации педагогической технологии. Выбранная технология реализуется социальным работником через индивидуальную методику. Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий.

7. Планирование социально-педагогической деятельности предусматривает разработку графика реализации выбранной технологии по времени, месту и видам занятий. Планирование способствует реализации замысла, обеспечивает комплексность и интенсивность педагогической деятельности.

8. Материальная подготовка предусматривает сбор методического и дидактического материала, необходимого для качественного проведения занятий.

(Реализация социально-педагогической технологии включает в себя следующие подэтапы.1. Апробация социально-педагогической технологии является начальным подэтапом в связи с индивидуализацией педагогической технологии, которую необходимо провести по отношению к отдельной личности либо группе.2. Адаптация субъекта и объекта при осуществлении ими социально-педагогической деятельности служит следующим целям:достижения взаимодействия;создания основы единства, согласованности, взаимопонимания между субъектом и объектом;эффективной реализации последующих действий.От уровня решения этих проблем зависит эффективность последующих действий. Практика показывает, что этот подэтап может затянуться. Особенно это характерно для работы с проблемными детьми по их перевоспитанию, исправлению. Достаточно трудно проходит адаптация в работе по педагогической коррекции детей, имеющих психологические отклонения в эмоциональной или активно-волевой сферах.3. Включение объекта в процесс саморазвития, самовоспитания носит индивидуализированный характер в зависимости от сферы социально-педагогической деятельности. Социальный работник, приобретая опыт в работе с данным объектом, постепенно наращивает своим усилия по достижению более высокого результата.4. Индивидуальный корректив для реализации педагогической технологии социальный работник выявляет путем апробации элементов избранной методики. На его основе проводится дальнейшее уточнение технологи применительно к данной социально-педагогической ситуации.5. Мониторинг по истечении определенного периода времени или исполнении определенного комплекса педагогических мер предусматривается для оценки динамичности СПП. Мониторинг позволяет отслеживать ход реализации процесса и оценивать результативность отдельных мероприятий или их комплекса, подэтапов второго этапа.)

Итоговый этап СПП предусматривает анализ и оценку действенности социально-педагогических технологий и определение следующих перспектив.

1.Предварительная оценка действенности социально-педагогической технологии позволяет:

Определить, в какой степени удалось решить проблему человека;

Принять решение о включении клиента в адаптационный процесс в новом состоянии, новых условиях.

Это итог педагогической реабилитации, коррекции перевоспитания, исправления. Адаптационный процесс закрепляет результат примененной технологии, позволяет увидеть ее достоинства и недостатки, обоснованность ее выбора. Начало адаптации имеет очень важное значение. Она не всегда проходит безболезненно, поэтому необходимо учитывать особенности клиента и прогнозировать своеобразие его адаптации, обеспечить поддержку и помощь ему в этот период.

2. Анализ проделанной работы и ее результативности – заключительный подэтап, который включает в себя выявление:

Позитивных и негативных аспектов использованной технологии;

Варианта ее реализации;

Собственной деятельности клиента как субъекта самосовершенствования.

Для оценки СПП необходима соответствующая технология: кто оценивает, что должно оцениваться, методика оценки каждого показателя (критерии). Результат может быть не только положительным. Иногда у социального работника происходит потеря уверенности в своих способностях, в себя. Самооценка (рефлексия) в определенной степени позволяет субъекту оценить не только то, чего удалось добиться, но и то, что приобрел воспитатель сам в качестве реального опыта.

Таким образом, каждый подэтап – достижение определенных (планируемых) результатов, которые характеризуются своими качественно-количественными показателями. Однако не все проблемы решаются просто. Педагогическая работа осуществляется со сложными проблемными людьми или с социальными группами. Следовательно, от социального работника требуется гибкость, умение видеть свои просчеты, искать новые методы и методические приемы.

Изменения в объекте социально-педагогической деятельности, как показывают специальные исследования, происходят постепенно, порой противоречиво и не всегда соответствуют прогнозу. Во многом развитие объекта зависит от особенностей субъекта (социального работника), его личной культуры, мотивации, профессиональной компетентности, отношения к педагогическому влиянию, активности, времени участия в деятельности. Происходит взаимодействие двух личностных культур: воспитателя и воспитуемого. Только личность высокой, богатой культуры может обогатить другую. Обязательным компонентом культуры воспитателя должны быть педагогические склонности, способности и профессиональные качества.

(Педагогическая склонность – влечение, предрасположенность к педагогической деятельности, которая включает: социальную направленность, профессиональную направленность, и педагогические способности.Социальная направленность – совокупность устойчивых социальных мотивов: альтруизм, духовность, социальная инициатива и активность, широкий кругозор, эрудиция, чувство нового, социальная ответственность, чувство долга, социальный оптимизм.Профессиональная направленность – совокупность психолого-педагогических свойств и качеств личности, определяющих ее предрасположенность к педагогике: интерес и любовь к детям, к человеку; контактность; потребность в передаче знаний, оказанию педагогической помощи;, стремление к самосовершенствованию.Педагогические способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения педагогической деятельности. Они разделяются на общие и специальные педагогические способности.Общие педагогические способности – адекватность восприятия, глубина интеллекта, объем памяти, распределение внимания, богатство воображения, сила эмоций и сопереживания, воля и терпение.Специальные педагогические способности – прогностические; конструктивно-организаторские; эмоционально-выразительные; коммуникативные; гностические; суггестивные; исследовательские.)

Личность и педагогическую деятельность социального работника отличают нравственные принципы, гуманистические ценности и этический кодекс.

Нравственные принципы: уважение личного достоинства человека, индивидуальный подход, этическая ответственность перед человеком за свое поведение, деятельность и ее результаты.

Кодекс этики социального работника включает: культуру поведения и общения; педагогический такт; уважение личного достоинства клиента; профессиональную честность и объективность; конфиденциальность по отношению к информации, полученной от клиента и его близких; приоритет интересов клиента; готовность к восприятию советов более компетентных специалистов в интересах клиента; готовность к прекращению социально-педагогической деятельности, если она недостаточна или вредна клиенту и т.д.

Профессиональные знания социального работника, осуществляющего социально-педагогическую деятельность, включают в себя:

Знание нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального работника, системы учреждений, оказывающих помощь разным категориям населения);

Знание теории и истории социальной педагогики;

Знание методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей и взрослых в различных социумах;

Знание возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;

Знание социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);

Знание методов социального управления планирования профессиональной исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся:

Аналитические, предполагающие теоретический анализ: процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; состояния ребенка и окружающего его социума; проблем ребенка и совместной деятельности с ним по устранению этих проблем;

Прогностические – прогнозирование решения проблем ребенка посредством его вовлечения в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы;

Проективные – определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат;

Рефлексивные – самоанализ собственной деятельности социального работника на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблем;

Коммуникативные, предполагающие владение культурой межличностного общения.

Рассмотрим функции социального работника при осуществлении социально-педагогической деятельности .

1. Образовательно-воспитательная функция обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей взрослых, в котором социальный работник стремится использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

2. Диагностическая функция реализуется в изучении медико-психологических и возрастных особенностей, способностей человека, вхождения в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявление проблем.

3. Организаторская функция . Социальный работник организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, влияет на содержание досуга, содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений в социально-педагогической деятельности.

4. Прогностическая функция реализуется в участии социального работника в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума.

5. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая функция реализуется в предупреждении и преодолении негативных влияний, организации оказания социотерапевтической помощи, обеспечении защиты прав нуждающихся.

6. Организационно-коммуникативная функция реализуется во взаимодействии с добровольными помощниками, в деловых, личных контактах, во взаимодействии с детьми, семьями.

7. Охранно-защитная функция отражает использование арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие выполнению законности в отношении лиц, допускающих противоправные действия или воздействия на подопечных.

В соответствии с этими функциями социальному работнику в педагогической деятельности приходиться осваивать различные социальные роли: посредника, защитника интересов, участника совместной деятельности, духовный наставник, социальный терапевт, эксперт.

Основные виды помощи , оказываемы в процессе социально-педагогической деятельности, следующие:

- социально-информационная, направленная на обеспечение различных категорий взрослых, детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

- социально-правовая , включающая в себя соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

- социально-реабилитационная – оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

- социально-бытовая – содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях «группы риска»;

- социально-экономическая – оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям; материальная поддержка сирот, выпускников детских домов;

- медико-социальная – уход за больными детьми и профилактика их здоровья; профилактика алкоголизма, наркомании несовершеннолетних; медико-социальный патронаж детей из семей «группы риска»;

- социально-психологическая – создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок; устранение негативных воздействий в доме, школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

- социально-педагогическая – создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность; обеспечение развития и воспитания детей в семьях «группы риска».

"Социально-педагогическая деятельность" - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика - «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.
Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Социальные функции и задачи:
1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка),его состояние в стадии конфликта.
2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него
4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров. Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:
воспитательная
социально-правовал
социально-реабилитационная.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.
Отдельно следует остановится на прикладных задачах социальной педагогики. Это то, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.
Одна из прикладных задач социальной педагогики состоит:
1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятий добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
2. Поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научится общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.
Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научится разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так:
воспитать делать добро
научить организовывать свою жизнь
развивать познавательные интересы
помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

1. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -Пенза: Минобразование РФ, 1994.

4. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. - М.: МГСУ, 1996.

5. Теория и практика воспитательных систем. - М.: Ин-т теорет. педагогики и международных отношений, 1993.

ГЛАВА III. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность и содержание

В социальной педагогике выделяют социально-педагогический процесс. Под ним понимают динамику (изменение) развития соответствующего социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели.

Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показывает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается, воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать и оценивать своеобразие одного этапа от другого.

В теоретическом и практическом плане необходимы определенные, наиболее важные и существенные критерии оценки того, что получило качественное изменение и их показатели на данном этапе социально-педагогического процесса, а также технологии их выявления. В теории критерии и их показатели позволяют оценивать динамику протекания исследуемого этапа и всего социально-педагогического процесса. В практической деятельности социального педагога они свидетельствуют о соответствии развития норме или проявления своеобразного отклонения.