От каждого камня здесь мужеством веет. Смоленская крепостная стена

Давайте немного помечтаем и подумаем в сослагательном наклонении. Например, что было бы с нами, со страной, если в XV веке руководящей силой стал Великий Новгород, а не Москва? В 1973 году этим вопросом задался знаменитый славист, эмигрант, Александр Васильевич Исаченко. Опубликованная им статья «Если бы в конце XV века Новгород одержал победу над Москвой» тогда наделала много шума в научном мире.

В своей работе ученый описывает все те преимущества, которые бы ожидали нас при возвышении Великого Новгорода. Например, по мнению Исаченко, русский литературный язык сформировался бы намного раньше, и уже в XVII веке мы бы имели своих «мольеров», «расинов», а не «полуграмотное» «Житие протопопа Аввакума». А «Библия» была бы переведена на «нормальный», понятный русский язык уже в XVI веке.

Но победила Москва.… В июле 1471 году недалеко от речки Шелонь состоялось сражение, в котором 30-тысячное новгородское ополчение потерпело сокрушительное поражение от 5-тысячного московского войска. Поводом для войны послужил союз Новгородской республики с «католической» Литвой. Москва объявила Великий Новгород в «измене православию» и организовала общерусский «крестовый поход» на независимый город. В 1478 году Великий Новгород окончательно был присоединён к Московскому княжеству. Однако еще в течение века московские князья организовывали на город карательные походы, чтобы окончательно искоренить «вольный» новгородский дух.

Это была кульминация русской истории. Александр Исаченко трактует ее так: «Нельзя не заметить, что вся кровавая история русского самодержавия и деспотизма берет свое начало именно в Москве конца XV начала XVI веков… Московское государство строит и перестраивает свою идеологию на потерпевшей полный крах идеологии рухнувшей Империи. Вместо того, чтобы включиться в общеевропейское духовное движение Возрождения, Гуманизма и Реформации, Московития, уже отрезанная от Византии, всеми силами отмежевывается от латинского Запада».

Иными словами, ученый хочет до нас донести мысль, что мы имели возможность стать членами прогрессивного человечества уже в XVII веке:

«Москва с ее ультра-реакционным изоляционизмом была неспособна превратить полуазиатское государство в европейскую державу. Для этого потребовался полный пересмотр государственной идеологии, перенос центра новой империи на такое место, откуда поудобнее было бы «прорубить окно в Европу». Но если допустить, что руководящей силой на Руси еще в XV веке мог стать Новгород вместо Москвы, то и пресловутое «окно» оказалось бы излишним: ведь дверь в Европу через Новгород была бы открыта настежь».

Теперь давайте мысленно перенесемся в XV век, и попытаемся дать из глубины веков свой прогноз.

Представим, что история повернулась к России «лицом», и Великий Новгород победил московских деспотов. Вероятно, сначала новгородцы объединились бы с Литвой, поскольку Господин Великий любил торговать, а воевать не любил. Ему, как говорится, требовалась «крыша», роль которой выполняли приглашенные князья-наместники.

Кстати, последним новгородским наместником, когда город был еще независимым государством, являлся литовский Михаил Олелькович. Его активно поддерживал боярский род Борецких, который выступал за унию с католической Литвой. Но была еще партия, более крупная, сторонников Иоанна III, которые ратовали за объединение с Москвой. В конце 1470 года скончался пролитовский архиепископ Новгорода Иона. Новым архиепископом по жребию стал протодьякон Феофил, решительный противник унии. И в начале 1471 года Михаил Олелькович, расстроенный в чувствах, вынужден был покинуть Великий Новгород, не сумев противостоять мощной промосковской оппозиции. Покидая Новгородскую землю, он в сердцах разграбил Старую Руссу.

Но вернемся к прогнозу. Итак, Иоанн III проиграл «прогрессивному» Новгороду, и Московское княжество влилось в Новгородскую землю. И всем этим управляли бы литовский князь-наместник и «либеральные» новгородские бояре. При таком обороте, Новгородская земля разделила бы «политическую карму» Великого Княжества Литовского.

Скорее всего, в 1569 году Господин Великий Новгород стал третьим участником Люблинской унии (наряду с Польшей и Литвой), которая явила свету новое государственное формирование – Речь Посполитую. Не исключено, что присутствие в этом европейском союзе Новгородской Руси усилило бы его жизнеспособность, и Речь Посполитую не разделили бы между собой в конце XVIII века Прусское королевство, Габсбургская империя и Российская империя. Хотя бы потому, что Российской империи бы не было как факта.

Однако Великому Новгороду вряд ли бы удалось избежать политики полонизации населения, которую затеял король Сигизмунд III в конце XVI века. Вероятно, бритье бород и полная смена национального дресс-кода произошла бы уже до середины XVII века (на полвека раньше Петровских реформ). И, конечно, новгородцам пришлось бы постараться, чтобы сохранить Православную веру. В 1596 году Московская митрополия (как Киевской митрополия в реальной истории) едва ли избежала бы Брестской унии и присоединения к Римской католической церкви с папой римским во главе. Конечно, сложно представить, что русский дух безропотно с этим смирился, но на то и существует сослагательное наклонение, чтобы представлять невероятное.

Но и главное. Как известно, экономической мощью Великий Новгород был обязан двум факторам: город в полной мере не испытал на себе татарского ига и имел выгодное географическое положение на пересечении торговых путей. По сути дела, Господин Великий Новгород был торговыми воротами русского рынка. Объединение же с Польшей и Литвой, имевшими непосредственный доступ к Балтийскому морю, свел бы на нет все новгородское геополитическое преимущество, ибо система логистика поменялась на более выгодную. То есть Новгород мог быть Господином и Великим исключительно в условиях экономической изолированности остальных русских земель.

История не терпит сослагательного наклонения. Но даже бы, если бы она сделала исключение для Великого Новгорода, то это мало бы изменило его участь. «Под Москвой» или «под Литвой» этот город был запрограммирован на потерю своего могущества. В случае русской, состоявшейся, истории можно говорить, что Новгород принес себя в жертву, благодаря которой Россия сохранила Православную традицию. А если бы «виртуальная» история, которую мы рассматривали, вдруг стала реальной, то вряд ли сегодня мы вообще вспомнили о Новгороде.

Глава пятая
ИХ СИЯТЕЛЬСТВА КАЗАКИ

Возрастание мощи Российской Империи беспокоило западные страны. Особенно их тревожило усиление русского влияния в Азии и на Ближнем Востоке, где «ущемлялись колониальные интересы» и Великобритании, и Франции, и Германии, а, говоря прямо - возрастало русское влияние.

Русофобия стала ведущим фактором мировой политики.

Маленькая, экономически тогда еще довольно слабая, Япония стала орудием западных держав для ослабления России на Дальнем Востоке.

Интересы России здесь ограничивались мерами укрепления обороноспособности восточных границ и совершенно не имели агрессивного характера. Беспокойство русского правительства вызывали попытки западных держав и Японии расчленить и поработить Китай, превратить его в ряд колониальных владений, упиравшихся в сибирское «подбрюшье» России. В интересах Русского народа был независимый и дружественный, хотя и неактивно развивавшийся, Китай.

Такая позиция Империи не устраивала ни западные страны, ни Японию (хотя тогда ей большого значения не придавали). С другой стороны, русское экономическое проникновение на Корейский полуостров, безусловно, ущемляло в какой-то мере японские интересы, но эти разногласия вполне поддавались дипломатическим методам их решения. Можно было договориться с Китаем об обмене КВЖД и Квантунского полуострова на русские сферы влияния в Северной Маньчжурии. Японию устраивал протекторат над Кореей до устья реки Пин-Янг. Южно-маньчжурские порты было выгоднее всего объявить порто-франко. Это обеспечивало спокойное освоение Сибири, восстанавливало правильную дислокацию войск и флота и давало возможность Империи вести прочный миролюбивый курс на Западе.

Желая ослабить Россию, особенно в этом регионе, Англия и США приняли Японию под свое особое покровительство (заключив специальные договоры), постепенно подталкивая ее на войну с Россией.

Самураям искусно внушали, что без крупных территориальных завоеваний в Китае и Корее «Ниппон» навсегда останется захудалым островным государством. Президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт даже предупреждал, что, если кто-то попытается выступить против Японии, он «немедленно станет на ее сторону и пойдет так далеко, как это потребуется».

Предстоящую агрессию против России поддерживала и Германия. Кайзеру было выгодно отвлечь русские силы на Дальний Восток, столкнуть с Англией и Америкой. «Если Англия и Япония будут действовать вместе, - писал Вильгельм II в 1901 году, - они могут сокрушить Россию... но им следует торопиться, - иначе русские станут слишком сильными».

Японцы готовились к войне заранее. Уже в начале 1900-х годов на стратегических пунктах будущего театра войны концентрировались войска, проводились учения, организовывалось тыловое обеспечение. Особый упор делался на строительство флота и подготовку флотских экипажей.

Западные державы, и прежде всего США, Германия, Англия, оказывали Японии активную помощь в перевооружении, подготовке и военном снабжении армии. В частности, германские военные советники перестроили японскую армию на европейский лад.

К 1904 году Япония сосредоточила на дальневосточных границах с Россией сухопутную и морскую армады в 5 раз превосходившие русские вооруженные силы в этом регионе. Оснащены они были самым современным западноевропейским и американским оружием. Японский флот был по крайней мере в два раза больше российского Тихоокеанского флота.

В 1897 году была завершена первая очередь перевооружения русской армии трехлинейной винтовкой системы Мосина. С 1898 года началась вторая очередь. В 1902 году армия получила новые полевые трехдюймовые пушки, а к началу войны имела их 7150 стволов. Всего же к началу японской агрессии на перевооружение армии казна затратила 257 млн. руб., что вместе с расходами на флот составило гигантскую по тем временам сумму - 775 млн. руб.

Однако многие программы не были доведены до конца, требовалось работы еще на несколько лет, и тогда бы ни один агрессор не рискнул посягнуть на дальневосточный рубеж; понимая это, Япония, тайно подстрекаемая всеми мировыми антирусскими силами, торопилась с нападением.

В 1903 году Царь утвердил новую программу, согласно которой были построены 4 эскадренных броненосца, 2 крейсера, 2 заградителя и 2 подводные лодки. Всего перед войной с Японией на российский флот казна выделила 513 млн. руб., что составляло около четверти годового бюджета государства.

Военно-морская мощь России увеличилась бы еще более значительно, если бы не противодействие министра финансов С.Ю. Витте, а потом В.Н. Коковцова. Витте возражал против заказа за границей военных судов общей стоимостью 163 млн. руб., а Коковцов добился отмены решения Особого совещания об ассигновании 50 млн. руб. на перекупку двух броненосцев, строившихся в Англии для Чили и Аргентины, которые предполагалось ввести в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.

Решение Японии напасть на Россию в 1904 году в немалой степени было связано еще и с тем, что Транссиб к этому времени ещё не был введён в эксплуатацию. Сибирская и Китайско-Восточная дороги не были приспособлены к военным перевозкам на полную мощность, и еще не достроены Кругобайкальская и Амурская дороги, обеспечивающие движение по собственно российской территории (всё это затрудняло переброску резервов на Дальний Восток).

Примерно за год до начала боевых действий в Японии развернулась мощная пропагандистская кампания, которая, как уже подчеркивалось, велась преимущественно силами независимой от правительства печати. в большинстве из них отражавших мнение ультраправых группировок «Тайро досикай» («Антирусская лига») и "Кокурюкай" ("Общество Чёрного Дракона" или "Общество реки Амур"). Их позиция была более бескомпромиссной и агрессивной, нежели правительственная.

Этим ультра-патриотам удалось сформировать по своим лекалам японское общественное сознание. Они обещали японцам колоссальные выгоды от войны с Россией, японские города Урадзиосутоку и Хабарофусуку, "японскую Сибирь до Лены" и многомиллиардную контрибуцию. С самого начала ХХ века ими была развязана активнейшая антирусская пропаганда (русских старались представить как "варваров XVI века", с которыми необходимо бороться в интересах мировой цивилизации).

Японские солдаты распевали на маршах:

Смелей вступайте в Харбин и Порт-Артур,
И на вершинах Урала водрузите Флаг Восходящего Солнца.
Гоните русских в их старую Москву,
Заприте их там во тьме лесов и льдов –
И тогда пред нами – весь мир!

Сторонников великояпонской идеи «Вся Азия под одной крышей» самым деятельным образом поддерживали западные средства массовой информации. Возглавляли «крестовый поход» изданий «демократического свободного мира» в Японии британская газета "Japan Daily Mail", с главным редактором Фрэнком Бринкли.

Для западной пропаганды были характерны все те же тезисы, что и для неофициальной японской. Однако от последней ее отличала еще большая непримиримость по отношению к России и ко всему русскому. Даже японцы, убивавшие русских солдат и топившие русские корабли, делали попытки объективного анализа ситуации - в западной же печати такой подход был исключен.

«Демократическая» печать в Японии, и главным образом "Japan Daily Mail", стала настоящим центром по распространению антироссийской лжи. Согласно этим материалам, Россия «злодейством и хитростью» «оккупировала» не только Курильскую гряду, но и Сахалин – «исконно японский остров Карафуто, естественное продолжение Японского архипелага».

«Японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать нашу эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. По получении о сем донесения наместника Нашего на Дальнем Востоке, Мы тотчас же повелели вооруженною силою ответить на вызов Японии». (Высочайший Манифест от 28 января 1904 г.)

В Петербурге начался небывалый со времени войны на Балканах подъём патриотизма, особенно, разумеется, среди военного сословия. Журнал «Часовой» за 1931 год сохранил о том трогательное свидетельство. После посещения Государем Императором Морского корпуса мичманов и гардемаринов построили шпалерами во дворе по пути Его следования. Немедленно среди них пролетел слух, что Государь приказал не отправлять на войну вновь произведенных офицеров.

Забыв о дисциплине, мичмана и гардемарины начали покидать шпалеры и через дворы выбегать на набережную Невы, где стояла Царская карета и тройки свиты. Когда Августейшая чета вышла из парадного подъезда, весь корпус, 700 человек, окружил экипажи. Мичмана кричали: «Ваше Императорское Величество, ради Бога, не оставляйте нас на Балтике и на Черном море. Ради Бога, пошлите всех нас на войну!»

Государь отрицательно покачал головой.

Царская Чета села в карету. На козлах, на подножках, даже на крыше висели мичмана, молящие, чтобы их послали бить японцев. Кто успел, повис на тройках свиты, часть взяла подвернувшихся извозчиков, а большинство бросилось бегом вслед за каретой. Так необычная процессия добралась до Зимнего дворца…

Дети, как вам не стыдно, ведь вы простудитесь,-увещевал будущих моряков бледный и грустный Государь.-Смотрите, какой мороз. Останьтесь теперь у нас, пока вам не привезут шинелей, и напейтесь горячего чаю… Передайте от меня и Государыни вашим товарищам в корпусе, что мы их благодарим, что мы тронуты…

Как только Государь кончил эти слова, мичмана вновь закричали: «Ваше Императорское Величество… ради Бога…ради Бога…» «Хорошо, - ответил Государь, я распоряжусь, чтобы желающие…» «Все, все желаем, Ваше Императорское Величество!» «Хорошо,-повторил Государь,-я распоряжусь, чтобы часть из вас была отправлена… и больше не просите меня. Слышите?»

Императрица Александра Фёдоровна с первых дней войны совершенно отказалась от светской жизни. Огромный бальный зал Зимнего превратился в мастерскую, где сотни женщин разных сословий шили одежду, изготовляли перевязочные материалы. Каждый день Государыня посещала мастерскую, зачастую сама шила одежду или больничные рубашки для раненых. Николай II устраивал смотры войскам, инспектировал военные лагеря.

…Эту войну окрестили «ненужной», бессмысленной, «не поддержанной ни народом, ни обществом». Достаточно почитать статьи Ульянова - Ленина тех дней: «Это – борьба деспотического и отсталого правительства с политически свободным (?!!) и культурно быстро прогрессирующим народом… …Да здравствует японская социал-демократия!»

Но вот – несколько примеров, очень разрозненных… Из целого ряда городов России только четвертого февраля пришло двадцать тысяч рублей народных пожертвований на армию. Для сравнения: пуд пшеницы по ценам 1904 года стоил 48 копеек, пуд муки – полтину.

Киевская Мариинская община и Вяткинский Красный Крест на свои средства снарядили и послали в Маньчжурию два двухсотместных полевых госпиталя. Сахарозаводчики в 1904 году отправили в войска 73 тысячи пудов сахара-рафинада, 16 тысяч пудов сахарного песка и 270 тысяч рублей денег.

К полтавскому губернатору пришел из Миргородского уезда старик-крестьянин Иван Курбак, принесший все свои сбережения – тысячу рублей – с просьбой «передать Царю-Батюшке на нужды войны»… Сектанты-молокане Благовещенска отслужили молебен за здравие Государя и о даровании победы, пожертвовав в пользу семей фронтовиков тысячу сто рублей. Благовещенский золотопромышленник Опарин дал на армию 25 000.

Ученицы Мариинской гимназии в Рязани отказались от назначенного бала, прося пожертвовать деньги за его устроение на фронтовые лазареты… Дворянство Симбирской губернии ассигновало на нужды фронта свыше сорока тысяч рублей, земство – шестьдесят тысяч. Почему не им посвящен дом-музей в «Ульяновске»?!

Московские православные храмы собрали пожертвований на армию 150 тысяч рублей, монастыри – двадцать шесть тысяч. Иверская община отправила на Дальний Восток десять вагонов теплой одежды. Московское дворянство пожертвовало на сухопутные силы м и л л и о н рублей, на флот, полевые лазареты и пособия семьям убитых воинов – еще семьдесят пять тысяч. Московское кредитное городское общество дало полмиллиона на военно-морские силы, Красный Крест и теплые вещи для солдат. Московские биржевики собрали денежную помощь семьям фронтовиков – триста пятьдесят тысяч рублей серебром.

В Петербурге в кассу Главного Управления Общества Красного Креста на оказание помощи раненым и больным воинам за одну неделю войны поступило м и л л и о н д в е с т и д в а д ц а т ь т ы с я ч р у б л е й. Императрица Александра Фёдоровна за Свой счет отправила на фронт 43 вагона посылок – десять тысяч офицерских и триста тысяч солдатских. В каждой солдатской посылке заключалось: полный комплект белья, мыло, чай, сахар, табак, марля от мошкары, финский нож, рыболовные крючки, петли, пуговицы. В офицерских были также кофе, печенье, клюквенный экстракт, лимонная кислота. Итальянский Красный Крест посылал в маньчжурское летнее пекло лимоны ящиками.

Французские журналисты открыли подписку на приобретение крейсера, который они намеревались подарить России.

Об этом надо помнить так же, как о «Варяге» и «Стерегущем»…

Продолжение следует

Праздник для учащихся начальных классов

"Мой любимый город - Смоленск"

Корнеева Лариса Анатольевна, учитель начальных классов

Цели:

    познакомить учащихся с историей города Смоленска;

    обобщить представления детей о родном городе Смоленске;

    рассказать о памятниках, посвящённых Великой Отечественной войне;

    способствовать развитию желания изучать историю Смоленска;

    развивать речь учащихся, умение выступать перед зрителями и слушать других выступающих;

    воспитывать чувство гордости за свою Родину, любви и бережного отношения к историческим и культурным памятникам.

Оборудование:

    фонограмма песен о Смоленске;

    план смоленской крепости;

    буквы, из которых составляется название нашего города;

    рисунки детей с изображением города;

    стихотворения о Смоленске;

    фотографии известных мест города;

    видео фильм о Смоленске;

    компьютерная презентация о памятниках Смоленска, посвящённых Великой Отечественной войне;

    проектор, компьютер;

    бумажные сердечки для пожеланий;

    ручки;

    магниты.

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит песня «Всё это ты, Смоленск» в исполнении детского хора учеников начальных классов.

Ведущий 1: Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живёт; дом, где родился; берёзку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, всё это и есть Родина, то есть родное место.

Звучит отрывок из стихотворения А. Твардовского «Земляку».

1 ученик:

Идёшь с людьми в строю необозримом,-

У каждого своя родная сторона,

У каждого свой дом, свой сад,

Свой брат любимый,

А Родина у всех у нас одна…

Ведущий 2: Россия-наша Родина. Но у каждого человека есть то место, в котором он родился. Для нас Смоленск – это наша малая родина.

Послушайте стихотворение нашего земляка Алексея Бодренкова «Смоленск»

2 ученик:

Тогда еще не было русской державы,

Дымились леса на заре.

И прежде, чем встали московские главы,

Смоленск возвели на Днепре.

3 ученик:

Не раз было небу от пламени жарко:

Ключ-город в осаде пылал.

И прежде, чем выступил Минин с Пожарским,

Атаки Смоленск отбивал.

4 ученик:

Не раз и не два заслонял он собою

Просторы великой страны.

И прежде, чем быть Бородинскому бою,

Был бой у Смоленской стены.

2 ученик:

Мы знаем, как с ним тяжело расставаться, -

Дрались мы каждой горе,

И прежде, чем к Волге фашистам прорваться,

Их много легло на Днепре.

3 ученик:

От каждого камня здесь мужеством веет

Дней наших и дней старины,

И если ты хочешь быть духом сильнее,

Побудь у Смоленской стены.

Ведущий 2: Это стихотворение стало гимном нашего города.

Ведущий 1: Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие по родному городу. Вы узнаете много интересного из истории возникновения нашего города; о том, как наши земляки храбро защищали наш город в разных войнах; о том, какие памятники им посвятили.

Ведущий 2: Нашему городу в 2013 году исполнилось 1150 лет. Эти годы исчисляются с той поры, когда было первое упоминание о Смоленске в древней летописи «град велик и мног людьми» Здесь с давних пор жили кривичи – племя, занимавшееся ремёслами, охотой, рыболовством и торговлей.

Ведущий 1: Реки играли важную роль в жизни наших предков. Они защищали от врагов, давали рыбу. По рекам можно было путешествовать на лодках и заниматься торговлей. Реки с давних времён были главными дорогами. Наши предки смолили лодки, чтобы придать им прочность и сохранить от гниения. Поэтому наш город и назвали Смоленск.

Стихотворение Натальи Толбатовой «Смоленск (триптих)»

1 ученик:

На берегах Днепра порой весенней,
Преодолев распутицу и холод,
Отважных кривичей возникло поселенье.
Расти, Смоленск, славянский новый город!
2 ученик:
И город рос на зависть злым соседям,
Растил детей и строил терема.
И сила русского богатыря-медведя
Сводила неприятелей с ума.
3 ученик:
Путём прельстившись «из варягов в греки»,
Литва подмяла город под себя.
Года текли тогда, как медленные реки…
Терпи, Смоленск, и пленным Русь любя.
4 ученик:
Чтобы враги дорогу к нам забыли,
Чтоб город-ключ не отдавать в полон,
Наш град стеной могучей окружили.
Держись, Смоленск, ты всей Руси заслон!
5 ученик:
О, эти стены мужества и воли!
Друзья их славят, но трепещут галлы.
О, город-страж! Твоя почётна доля,
Здесь люди неприступны, словно скалы.
6 ученик:
Россия и Смоленск разят врагов,
Стирают в порошок, как с наковальней молот!
Во всей красе с днепровских берегов
Сияй, Смоленск, великий русский город!

Ведущий 1: Наши первоклассники уже знают буквы и умеют читать. Давайте послушаем, как они понимают, что для них значит город Смоленск. Они могут дать объяснение каждой букве слова «Смоленск».

С – свободный, сильный, счастливый.
М – мужественный, миролюбивый.
О – основательный, обаятельный.
Л – ласковый, лучезарный, лесистый.
Е – еловый, ежевичный.
Н – непобедимый, непокорённый, неприступный.
С – смоляной, сосновый.
К – крепкий, каменный, красивый.
У детей в руках буквы, из которых на доске собирается слово «СМОЛЕНСК».

Ведущий 2: Продолжаем наше путешествие. В 990 году в наш город приезжал великий князь Владимир, которого народ с любовью назвал «красно солнышко». Он крестил смоленских жителей, и с тех пор все смоляне стали православными. В сентябре 2015 года на набережной в Смоленске ему установлен памятник. Давайте заглянем в глубину времён и послушаем наших ребят, с чего начиналось строительство Смоленска. Первой каменной постройкой был Успенский собор, который на соборном холме в 1101 году заложил князь Владимир Мономах. (показывает рисунок храма)

Ведущий 1: Внук Владимира Мономаха – князь Ростислав Мстиславович построил несколько церквей, но до наших дней сохранилась только одна – Храм Петра и Павла. (показывает фотографию церкви). Сыновья князя Ростислава тоже строили церкви в Смоленске. Мы можем видеть церковь Иоанна Богослова, построенную князем Романом Ростиславовичем (показывает фото). И церковь Архангела Михаила, построенную князем Давидом Ростиславовичем. (показывает фото) Это три самых древних храма Смоленска, построенных в 12 веке и сохранившиеся до наших дней.

На доске план смоленской крепости с изображением и названиями всех башен

Ведущий 1: Главным оборонительным сооружением в Смоленске была крепостная стена. Построенная архитектором по имени Фёдор Конь в 1602 году. Совершим путешествие вокруг крепостных стен. Что расскажут нам башни? Смоленскую крепость строили 6 лет. Более 400 лет стоит она, защищая Смоленск. Много войн пережила. Часть стены пострадала при войне с поляками, при войне с французами, при войне с гитлеровской Германией.

(7 учеников подготовили краткие сообщения, дети держат фотографии башен крепости)

1 ученик: Смоленская крепость имела 38 башен. 9 башен имели ворота. До наших дней сохранились только 17 башен. У каждой башни своё название.

2 ученик: Башня Громовая вынесена вперёд и позволяет вести круговую оборону. Грохот снарядов напоминал раскаты грома, поэтому она получила такое название.

3 ученик: Башня Донец названа так в честь донских казаков, которые в ней сражались.

4 ученик: Авраамиевская башня получила своё название от монастыря, основанного великим смоленским святым Преподобным Авраамием Смоленским.

5 ученик: На Маховой башне в минуту опасности подавали различные сигналы: днём махали какими-либо предметами, а ночью сигналили огнями.

6 ученик: На башне Бублейка при приближении врага били в бубны.

7 ученик: Через ворота Копытенской башни, стуча копытами по мостовой, выгоняли пастись домашний скот.

Группа детей читает стихотворение «Смоленская крепость». (Звучит спокойная мелодия)

1 ученик:

Смоленская крепость!
Как витязи башни
Застыли на страже веков…
Земля смоляков,
Мастеров, хлебопашцев,
И гордость моя, и любовь!
2 ученик:
Глазами бойниц
Смотришь в дальние - дали,
Где клином летят журавли,
Смоленская крепость,
Ты символом стала
Защиты родимой земли…
3 ученик:
Ты,- как ожерелье
На шее лебяжьей
Смолянки, не взятой в полон,
Смоленская крепость,
Навеки на страже
Поставил тебя Фёдор Конь.
4 ученик:
Мой город любимый,
Тебя россияне
Ключом называют не зря.
Здесь птицею вещей
Из пепла восстанет
Святая Россия моя!!!

Ведущий 1: Почти 2 года защитники смоленской крепости храбро сражались, защищая наш город от поляков. Командовал обороной города воевода Михаил Борисович Шеин. Но поляки взорвали одну из башен и ворвались в город. В разгар жестокой битвы взорвались пороховые склады на Соборном холме. Жители Смоленска, которые молились в храме и искали защиты, погибли под развалинами древнего собора. Долгих 43 года Смоленск был под властью Польши. В 1654 году наш город освободили и решили построить новый собор в память о победе русских войск. (Показывает фотографию Смоленского кафедрального Успенского собора)

Ведущий 2: Летом 1812 года в нашем городе объединились две русские армии и дали отпор армии Наполеона. Город весь горел в огне пожара, но мужественно удерживал врага. Смоленскому сражению 4-5 августа 1812 года посвящены памятники Смоленска. (Показывает фотографии)

Ведущий 1: Мы продолжаем наше путешествие по городу. Сейчас мы поговорим о нашем городе в годы суровых испытаний, во время Великой Отечественной войны. (Звучит тревожная музыка)

Ведущий 2: Уже через 18 дней после начала войны развернулось Смоленское сражение, продолжавшееся с 10 июля по 10 сентября 1941 года. Именно под Смоленском наши войска заставили гитлеровцев остановиться. В результате сражения был сорван план врага о «молниеносной войне». И хотя город был захвачен, работали партизанские отряды, которые сражались с врагами. В Смоленске много памятников, посвящённых Великой Отечественной войне. (Просмотр презентации)

Ведущий 1: После войны наш город отстроили заново. Восстановили некоторые старинные дома и построили множество новых красивых домов.

Ребята, а в каких местах города Смоленска вы бывали? Куда вас водили ваши взрослые и где вы любите бывать? (Ответы детей.)

А каких вы знаете известных в нашей стране и за рубежом людей, родившихся в нашем городе и области? (Ответы детей.)

Верно. Это первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин, композитор Михаил Иванович Глинка, поэты Исаковский, Твардовский, Рыленков, писатель – фантаст Беляев, скульптор Микешин, великие святые земли Смоленской Авраамий и Меркурий и многие другие.

Ведущий 2: Заканчиваем наше путешествие. Какой он, Смоленск, сегодня и завтра? Сегодня это один из крупнейших, промышленных, сельскохозяйственных, культурных, научных городов России. А каким он будет завтра и в последующие годы, решать вам, поколению 21 века. Но я думаю, что смогли сделать ваши деды, прадеды, родители, вы сохраните и приумножите. Я верю, что вы будите с радостью изучать историю Смоленска, чтобы любить и беречь свой город. Такой город достоин любви и бережного отношения.

Вниманию участников и гостей праздника представляется видео клип Виктора Шантыра «Смоленск», где учащиеся знакомятся с известными историческими местами нашего города.

Ведущий 1: В заключении праздника давайте напишем пожелания всем жителям Смоленска на бумажных сердечках.

Ведущий 2: Давайте прикрепим сердечки вокруг карты нашего города, чтобы согреть Смоленск нашей заботой и любовью.

Если вы впервые приедете в Смоленск и спросите любого смолянина, что же вам в первую очередь посмотреть, то получите ответ: «Конечно, Стена и Собор!»

Почему Стена и Собор? И почему с большой буквы? Да, в нашем городе есть много других памятников и интересных мест, достойных внимания гостей, но эти два места горячо любимы и почитаемы всеми смолянами. Они входят в зрительный образ любимого города с раннего детства и кажется, что знания о них – о Соборе и о Стене, впитаны каждым горожанином как бы ниоткуда, прямо из воздуха нашего древнего города.

Колокольчик "Смоленск"
Коллекция Сергея и Ирины

Колокольчик "Башня громовая"
Коллекция Сергея и Ирины

Колокольчик "Смоленск"
Коллекция Сергея и Ирины

Хочу рассказать вам о смоленской крепостной стене, которую жители Смоленска уважительно называют «наша Стена» и «наша Крепость» и очень удивляются, когда кому-то из гостей придет в голову назвать Стену кремлем. Нет, только так говорят смоляне: «встретимся около Стены» или «пойдем на Крепость». И это не только потому, что кремль – это только «крем , кремник стар. и кром (от кромить , кромленое место ), детинец, внутренняя крепостца, крепость внутри города ; стена с бойницами, воротами, башнями, ограждающая важнейшую часть города, дворец, казну и пр.» (толковый словарь В.Даля). А смоленская крепость даже в период своего деревянного детства защищала не только детинец, но и весь окольный город.

Во времена В. Мономаха в 11-12 веках оборонительное сооружение представляло собой земляной вал с тыном на вершине, затем выстроили деревянную крепостную стену, но с развитием артиллерийского оружия в 16 веке возникла необходимость строительства каменной стены. И она была выстроена под руководством зодчего Федора Ивановича Коня за шесть лет (с 1596 по 1602 годы). Протяженность крепости составляла тогда 6500 метров (например, длина Новгородского кремля – 1487 метров, Тульского - 1066 метров), было построено 38 башен, имеющих новую трехъярусную систему боя (например, Новгородский кремль имел 12 башен, а Тульский – всего 9).

И не прошло даже десятка лет, как Смоленская крепость подтвердила свое оборонительное значение и стала неприступным памятником мастерству своего создателя и каторжному труду тысяч безымянных строителей. Уже в 1609 году к стенам Смоленска в который раз за его историю подошли поляки, но смоляне под руководством воеводы М.Б. Шеина и под укрытием своей новой каменной стены обороняли город 20 месяцев, до 1611 года! Этому способствовал и тот факт, что при строительстве Ф. Конь решил как бы «вынести» башни за периметр стены, что позволило защитникам простреливать все пространство от башни до башни, и нападающие просто нее могли подойти к крепости ближе, чем на пушечный или ружейный выстрел. И как во все времена, Смоленск защищал собою от врагов путь в Москву, столицу русского государства.

Укрывала стена русских солдат и в 1812 году, защищавших Смоленск от наполеоновской армии, служила верой и правдой и во время Великой Отечественной войны, давала не только защиту воинам, но и кров и тепло горожанам.

Например, известен факт, что оставляя Смоленск в ноябре 1812 года, Наполеон отдал приказ взорвать 9 башен крепостной стены. А так как очень многие деревянные постройки погибли и в августе, во время обороны города, и в ноябре, при изгнании французов, то губернатор дал разрешение горожанам использовать кирпич разрушенных башен для скорейшего строительства каменных зданий.

Я также хорошо помню рассказы своей бабушки, что после освобождения Смоленска от фашистов в сентябре 1943 года возвращающимся домой беженцам негде было жить, город был разрушен почти до основания. И опять горожанам дала крышу и тепло наша Стена – люди восстанавливали город и почти до конца 40-х годов жили в башнях и переходах крепостной стены.

Так может быть в этом и кроется секрет любви смолян к своей Крепости, что во все времена она защищала собою не царя и не воеводу, не князей и бояр, а весь город, всех смолян, всю Россию на западных ее рубежах.

Так что приезжайте к нам в Смоленск, пройдите вдоль крепостной стены, прикоснитесь к ее седым камням, кажется хранящим запах пороха и дыма, и тогда вы поймете, почему наш город называется Ключ-городом, а самое любимое место для смолян – наша Стена.

Тогда еще не было Русской державы.
Дымились леса на заре.
И прежде чем встали московские главы,
Смоленск возвели на Днепре.

Не раз было небу от пламени жарко:
Ключ-город в осаде пылал.
И прежде чем выступил Минин с Пожарским,
Атаки Смоленск отбивал.

Не раз и не два заслонял он собою
Просторы великой страны.
И прежде чем быть Бородинскому бою,
Был бой у Смоленской стены.

Мы знаем, как с ним тяжело расставаться, -
Дрались мы на каждой горе.
И прежде чем к Волге фашистам прорваться,
Их много легло на Днепре.

От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у смоленской стены.

(стихи А.М. Бодренкова,
ставшие неофициальным гимном Смоленска)

Ирина Кормильцева

Фото Анны Барановой

Использована литература:
З.И.Пастухова «По Смоленщине» (М., 1985)
В.В. Косточкин «Старым Смоленским трактом»(М., 1972)
ru.wikipedia.org.wiki/Смоленская_крепость
http://www.allcastles.ru/castles/russia/smolensk































































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет . Региональный компонент, информатика и ИКТ.

Класс . 9.

Цели .

  • контроль знаний учащихся по предметам регионального компонента; расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; сформировать умения учащихся работать с космическими снимками.
  • развивать умения учащихся применять полученные знания на практике, прививать навыки исследовательской работы, развивать умения учащихся работать в группе.
  • повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся, воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине.

Оборудование.

  • Компьютеры (количество ПК = количество команд +1), проектор, цифровая доска, выход в Интернет, листы-задания к конкурсам, бланки ответов.

Программное обеспечение.

  • MS Word, MS PowerPoint, Opera, Google Earth, подготовленные учителем презентация “Знакомьтесь: моя малая родина – Смоленщина” и программа “СмолОлбасть”.

Подготовка к мероприятию.

  • Каждый класс формирует команду (4-5 человек) для участия в конкурсе, готовит название команды, связанное со Смоленщиной, эмблему, приветствие.
  • Жеребьевка для определения места размещения команды во время проведения конкурса.
  • Может быть, подготовка ведущих данного праздника, а также консультантов-контролеров для команд-участников.

Ход мероприятия

Слайд 1. (через проектор на доску проецируется титульный лист презентации)

По ранее проведенной жеребьевке команды занимают свои рабочие места, знакомятся с правилами участия в конкурсе (например, работа с каждой частью программы “СмолОлбасть” только в отведенное для этого время, проверка результатов работы после проведения всех конкурсов и др.).

Смоленщина готовится к празднованию целого ряда юбилейных дат:

  • 2010 год – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне и 100-летие Александра Твардовского;
  • 2011 год – 50-летие полета в космос Юрия Гагарина;
  • 2012 год – 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года;
  • 2013 год – 1150-летие города Смоленска.

Готовясь к этим юбилейным датам, сегодня мы постараемся лучше узнать нашу малую родину и заполнить “белые страницы” о Смоленщине.

Представление и приветствие команд.

Проведение конкурсов.

Декламируется стихотворение Владимира Простакова “СМОЛЕНЩИНА” и демонстрируются слайды 3-12.

Спроси у хлебороба иль солдата,
Спроси ты у березки полевой:
А чем моя Смоленщина богата?
Ответ один:
Завидною судьбой.
Она - и в крыльях прошлого России,
Где взмах орла вещает галлу - смерть,
И в радостной улыбке ее сына,
Пробившего космическую твердь,
Она и в звуках “Славься” величавых,
И в самой острой теркинской строке,
И в бликах зорь, задумчивых и алых,
Что по утрам колышутся в реке.
Она и в первой радости зазимья,
И в неуемной трели соловья...
Произношу с любовью твое имя:
Смоленщина моя!
Ты славишься и русским хлебосольством,
Душевностью своей и простотой...
На всех материках твои посольства -
То ль в песенной строке,
То ль в славе трудовой!

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА

Слайд 13. Посмотрите на карту Смоленщины – похожа на сердце. Около 50 тысяч квадратных километров “сердечной” земли, что составляет 0,3 % площади России. Занимая незначительную часть страны, она по своим размерам превосходит ряд государств Западной Европы, например, Нидерланды, Швейцарию, Бельгию, Словакию и др.

Задание 1.

Используя ресурс http://kosmosnimki.ru/, определите крайние северные, южные, восточные и западные точки области, а также районы, которым они принадлежат.

Задание 2.

...
Тогда еще не было русской державы.
Дымились леса на заре.
И прежде чем встали московские главы,
Смоленск возвели на Днепре.
...
Вот и станция Красное;
Вдоль кювета, в стороне
Поле чистое ржаное
Колосками машет мне.
...
От смоленских суглинков,
Из лесов и болот
Имя тихое Глинка
Над полями встает.
...
Тихий Велиж, древний Велиж,
Город-городок лесной,
Ты на стол, как скатерть стелешь
Луг, расцветший за Двиной.
...
Иду по России метельной,
Простившись навек с суетой...
Не что-нибудь – ратная Ельня
Стоит за моею спиной!

Как вы уже догадались, речь идет о муниципальных образованиях области. Административно-территориальное устройство Смоленщины менялось неоднократно. Согласно закону 1996 г. в области 27 муниципальных образований. За отведенный промежуток времени, используя программу “СмолОбласть”, отметьте их на космическом снимке.

Задание 3.

Здесь хвойной тишиной пропахли воды;
Как воды, здесь прозрачна тишина,
И кажется – душа родной природы
В лазурных зеркалах отражена.

Самобытность природы Смоленщины заметно выражена в неповторимых по облику голубых жемчужинах-озерах. В отличие от озерных областей северо-запада России, на Смоленщине их не так много – известно несколько сотен естественных водоемов разной площади и происхождения. Гордостью Смоленщины считается озеро Сапшо, которое за шатровую зелень шести островов, красоту елово-соснового ожерелья Н.М. Пржевальский назвал “Байкал в миниатюре”.

За отведенный промежуток времени, используя программу “СмолОбласть”, отметьте предложенные озера на космическом снимке.

Задание 4.

Посмотрев на карту Смоленщины, можно увидеть, что почти все реки, протекающие по территории области, начинаются в ее же пределах.

Из 1149 рек здесь насчитывается 440 длиной более10 км. Рек протяженностью свыше 25 км всего 30. Длину более 50 км имеют 25 рек. Одиннадцать рек имеют длину в пределах 100-200 км. Днепр и еще три реки имеют длину, превышающую 200 км (Угра – 257 км, Остер – 227 км, Сож - 214 км). Общая протяженность всех рек области – более 16 тыс. км, средняя – примерно 14 км.

За отведенный промежуток времени, используя программу “СмолОбласть”, отметьте предложенные реки на космическом снимке.

На следующих тропинках внимательно познакомьтесь с заданиями и, записав ответы в бланке ответов, сдайте их контролерам и приступайте к работе с программой.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА

Слайд 18. Смоленщина – удивительный край. Неповторима ее историческая судьба, тесно связанная с историей нашего отчества.

Не раз было небу от пламени жарко:
Ключ-город в осаде пылал.
И прежде чем выступил Минин с Пожарским,
Атаки Смоленск отбивал.
Не раз и не два заслонял он собою
Просторы великой страны.
И прежде чем быть Бородинскому бою,
Был бой у смоленской стены.
Мы знаем, как с ним тяжело расставаться, -
Дрались мы на каждой горе.
И прежде чем к Волге фашистам прорваться,
Их много легло на Днепре.

Есть интереснейшие достопримечательности на Смоленщине. Пожалуй, и сами смоляне не подозревают, сколько уникальных достопримечательностей расположено на территории области. А между тем, на Смоленщине находится более трех тысяч объектов культурного наследия!

Задание 1.

Подвиг этого полулегендарный соотечественника периода борьбы против монголо-татар - гимн русскому духу, русской боевой славе. Это наши исторические корни, источник мужества, неувядаемый образец преданности русской земле, готовность на самопожертвование.

До нас дошла легенда, в которой повествуется о татарском походе на Смоленск по возвращении их из Венгрии в 1242 году. По легенде оборону Смоленска от монголо-татар возглавил некоторый воин. Он же, собрав необходимые силы, направился с ними к деревне и разбил стоявшие там татарские отряды. Однако, победа была омрачена гибелью самого воина, которого позднее за совершенные подвиги православная церковь объявила святым. Таким образом, монголо-татарам не удалось на этот раз установить свое иго на Смоленщине.

Кто и где разбил эти татарские отряды?

Задание 2.

В боях под этим населенным пунктом Смоленщины Наполеон потерял убитыми, ранеными и пленными более 9000 человек, 52 офицера, 2 генерала, 70 орудий и множество обозов. Это сражение - одно из самых больших сражений 1812 года. Назовите место, где произошло это событие.

Задание 3.

Слово "гвардия” происходит от старогерманского или скандинавского слова Warda или Garda – стеречь, защищать. Советская гвардия, родилась в ходе Смоленского сражения, развернувшегося в середине июля 1941 г. на Западном стратегическом направлении. Войска, удачно сочетая оборонительные и наступательные действия, почти на два месяца заставили противника перейти к обороне и задержали его продвижение к Москве.

Назовите место, где родилась Советская гвардия.

Задание 4.

В 1867 году при земляных работах на строительстве железнодорожной ветки Москва - Варшава были найдены серебряные и медные украшения, остатки железного меча, а также арабские монеты X века. С 1874 года на этом месте ведутся раскопки. Этот археологический комплекс - археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, является одним из самых значительных археологических памятников страны. Назовите этот комплекс.

Задание 5.

Постановлением Совета Министров РСФСР №356 от 10.09.1990 г. “в целях сохранения памятников истории и культуры, уникального природного ландшафта и памятных мест, связанных с именем великого русского писателя А.С. Грибоедова” был образован этот государственный историко-культурный и природный музей-заповедник. На его территории находятся уникальные мемориальные, архитектурные, исторические и природные памятники федерального значения, связанные с именами А.С. Грибоедова, А.С. Хомякова, П.С. Нахимова, С.С. Уварова, М.А. Булгакова, который начинал здесь свою врачебную и писательскую деятельность. Назовите это место смоленской земли.

Задание 6.

Куда попал я
И в какую сказку?
“Мария Клавдиевна, отвори!
Я выберу кленовые салазки
И покатаюсь
С горки до зари...”
Но открываю двери
В терем чудный,
Где гостем был
И Врубель
И Серов...
И я в плену,
Мне оторваться трудно
От росписи,
чеканки
и ковров.

Где на Смоленщине возник настоящий школьный городок, в котором была открыта сельскохозяйственная школа для крестьянских детей, построены интернат, пасека, керамическая, вышивальная и кузнечная мастерские? Назовите это место.

с демонстрацией слайдов 26-33.

Меркурий Смоленский, деревня Долгомостье, Починковский район.

Одно из самых больших сражений 1812 года произошло в районе г. Красного 3-6 ноября. В нем принимал участие сам Наполеон с основными силами. Несмотря на полководческое искусство Наполеона, французские войска были разбиты. Поражение наполеоновской армии под Красным поставило ее на грань катастрофы.

В боях под Ельней родилась советская гвардия. 18 сентября 1941 года считается Днем рождения советской гвардии.

Гнёздовский археологический комплекс расположенный около посёлка Гнёздово к западу от Смоленска. Древнескандинавское название Гнёздова, сохранённое в сагах, - Syrnes.

Гнёздовский комплекс археологических памятников IX - XVII вв. - курганный могильник, когда-то насчитывавший 3500 - 4000 курганов и несколько поселений, в том числе укреплённых. К настоящему времени сохранилось около 1500 курганов и одно поселение. Гнёздово является крупнейшим курганным могильником Восточной и Северной Европы. Собранные во время археологических раскопок коллекции являются важной частью таких музеев, как Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Смоленский государственный музей-заповедник.

Хмелита - государственный историко-культурный и природный музей-заповедник в Смоленской области в Вяземском районе. Расположен в восточной части области в 37 км к северо-западу от Вязьмы, в 260 км от Москвы по обеим сторонам автодороги Вязьма - Холм-Жирковский.

Флёново - деревня в Смоленском районе. Расположена в западной части области в 13,5 км к юго-востоку от г. Смоленска. В прошлом хутор, выкупленный в 1894 году Марией Тенишевой, которая и создала в российской провинции художественный центр, получивший европейскую известность. В нем творили художники И.Е. Репин, М.А. Врубель, композитор И.Ф. Стравинский, гостил Ф.И. Шаляпин.

За отведенный промежуток времени, используя пункт “История” программы, отметьте ответы на космическом снимке.

Смоленская земля...

Она дала миру и Отечеству тысячи выдающихся людей, прославивших ее своими достижениями в науке, культуре, спорте, других видах деятельности. Имена многих смолян стали символом воинской доблести, чести, трудовой славы.

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРОПИНКА

Задание 1.

Немало поэтов дала России Смоленская земля. Лучшие из них приобретали громкую всероссийскую известность, уходили в Петербург и в Москву. Автор стихов:

“Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя”.

– единственный большой поэт, который всю жизнь прожил в Смоленске и посвятил родной земле всё своё творчество, отдал ей всю душу. Назовите поэта и место его рождения.

Задание 2.

Будущий поэт был двенадцатым ребенком в бедной крестьянской семье. Читать и писать он научился самостоятельно и в деревне слыл грамотеем: за пять копеек писал письма по просьбе односельчан, читал Псалтирь над усопшими (за это платили целый рубль!). Многие стихотворения поэта положены на музыку, а его визитной карточкой стала песня “Катюша”. Назовите поэта и место его рождения.

Задание 3.

Жизнь данного поэта – неотъемлемая часть истории России. Это – поэт, чьим голосом в годину подвига и горя говорил народ.

На войне, в быту суровом,
В трудной жизни боевой,
На снегу, под хвойным кровом,
На стоянке полевой, -
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой.
Назовите поэта и место его рождения.

Задание 4.

Речь пойдет о советском писателе-фантасте, одном из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: “Голова профессора Доуэля”, “Человек-амфибия”, “Ариэль”, “Звезда КЭЦ” и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). Назовите писателя и место его рождения.

Задание 5.

Манера исполнения этого певца неповторима и легко узнаваема, характеризуется обаянием, неизменно отличным звучанием яркого, звонкого и полётного лирического баритона, мощным зарядом оптимизма и юмора. Он исполнял такие популярные песни, как: “С чего начинается Родина”, “Как провожают пароходы”, “Я шагаю по Москве”, “Голубые города”, “У леса на опушке...”, “Берёзовый сок”, “Как, скажи, тебя зовут?”, “На безымянной высоте”, “Серёжка ольховая” и др. Назовите певца и место его рождения.

Задание 6.

Этого композитора часто называют “Пушкиным русской музыки”. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, наш соотечественник стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Назовите его имя и место рождения.

Ответы (после сдачи бланков ответов) с демонстрацией слайдов 42-48.

  • Николай Иванович Рыленков, деревня Алексеевка ныне Рославльский район.
  • Михаил Васильевич Исаковский, деревня Глотовка Ельнинского уезда.
  • Александр Трифонович Твардовский, хутор Загорье, ныне Починковский район.
  • Александр Романович Беляев, Смоленск.
  • Эдуард Анатольевич Хиль, Смоленск.
  • Михаил Иванович Глинка, в селе Новоспасском близ Ельни.

За отведенный промежуток времени, используя пункт “Культура” программы, отметьте ответы на космическом снимке.

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА

Задание 1.

Выдающийся отечественный киноактер. Зрители полюбили его, прежде всего, по роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая “Кавказская пленница”, “Операция “Ы”, “Самогонщики” и других. Но на счету актера немало и драматических ролей: “Когда деревья были большими”, “Они сражались за Родину”, “Двадцать дней без войны”... Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Герой Социалистического Труда, Кавалер Ордена “За заслуги перед Отечеством” III степени. Назовите его имя и место рождения.

Задание 2.

Народная артистка СССР. Прекрасная актриса, чей талант засверкал разнообразными гранями в картинах ее мужа Сергея Колосова: "Дороги Анны Фирлинг", "Вызываем огонь на себя", "Помни имя свое", "Мать Мария" и др.

Свою сценическую карьеру актриса начала как балерина, но была вынуждена прекратить занятия танцами из-за проблем со здоровьем. Дебютировала в кино в 1954 году в фильме “Укротительница тигров” и сразу в главной роли, получив признание критиков и зрителей ярким образом Лены Воронцовой. Во время съёмок этого фильма ей пришлось без дублёров входить в клетку с тиграми и выступать с ними на арене. Назовите её имя и место рождения.

Задание 3.

Народная артистка РСФСР. Удивительное обаяние, чувство юмора и неповторимая искренность сделали ее одной из наилюбимейших актрис XX века, подарили обожаемых героинь многим поколениям зрителей. Звездными стали роли в фильмах "Девчата" и "Королева бензоколонки", принесшие актрисе мировую славу. Снималась ещё в общей сложности в 24 фильмах. Озвучивала несколько киноролей: её голосом говорит Нина в “Кавказской пленнице” и Николь в “Как украсть миллион”. Принимала участие в озвучивании общеизвестных в СССР мультипликационных фильмов “38 попугаев”, “Привет мартышке”, “Бабушка удава”. Назовите её имя и место рождения.

Задание 4.

Hapoдный apтиcт CCCP. Выдающийся актер широчайшего диапазона - от комедийных ролей (Киса Воробьянинов - "12 стульев", Лелик - "Бриллиантовая рука", Сокол-Кружкин - "Берегись автомобиля") до драматических (Серпилин - "Живые и мертвые", Дубинский - "Белорусский вокзал", Копалыч - "Холодное лето пятьдесят третьего"). Снялся более чем в 60 фильмах. С самого раннего детства нам знаком голос этого актера по мультфильму “Ну, погоди!”. Назовите его имя и место рождения.

Задание 5.

У будущей актрисы с ранних лет начал проявляться интерес к книгам и сцене. Она читала и с большим удовольствием пересказывала прочитанное своим друзьям. В школе был самодеятельный театр и девочку взяли суфлёром.

Народная артистка СССР. Выдающаяся актриса, сыгравшая главные роли в фильмах своего мужа Ивана Пырьева: "Трактористы", "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Сказание о земле Сибирской", "Кубанские казаки" и др. Назовите её имя и место рождения.

Задание 6.

Советский актёр театра и кино, режиссёр, театральный педагог, лауреат Сталинской премии, Народный артист СССР. Был актёром широкого диапазона и с успехом играл как острохарактерные, так и комедийные роли. Кроме того им были созданы мягкие, лиричные образы, неоднократно исполнял роль Ленина. Фильмография велика, вот лишь некоторые из фильмов: “Чайка”, “Белеет парус одинокий”, “Поколение победителей”, “Падение Берлина”... Назовите его имя и место рождения.

Ответы (после сдачи бланков ответов) с демонстрацией слайдов 58-63.

  • Никулин Юрий Владимирович, родился в городе Демидов.
  • Касаткина Людмила Ивановна, родилась в селе Володарское ныне Вяземского района.
  • Румянцева Надежда Васильевна, родилась в селе Потапово, Гжатский район.
  • Папанов Анатолий Дмитриевич, родился в городе Вязьма.
  • Марина Алексеевна Ладынина, родилась в деревне Скотинино Смоленской губернии, ныне Темкинский район.
  • Плотников Николай Сергеевич, родился в городе Вязьма.

За отведенный промежуток времени, используя пункт “Кино” программы, отметьте ответы на космическом снимке.

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА

Задание 1.

Назовите нашего земляка, советского авиаконструктора, генерал-майора инженерно-технической службы, дважды Героя Социалистического Труда. Под его руководством созданы самолеты-истребители Ла-3, Ла-5, Ла-7 и ряд их модификаций, имевшие высокие боевые качества и сыгравшие большую роль в годы Великой Отечественной войны. Его именем названы улицы в Москве и Смоленске. Назовите его имя и место рождения.

Задание 2.

О ком из наших земляков идет речь “советский военный и государственный деятель, главный маршал авиации СССР, дважды герой Советского Союза; в годы Великой Отечественной войны - один из лучших советских асов-истребителей. Самый результативный ас из числа воевавших на истребителях “Як”? Назовите его имя и место рождения.

Задание 3.

Один из наших земляков - советский физик и инженер, специалист в области прикладной газодинамики, разработчик ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, главный конструктор по второму тематическому направлению РФЯЦ-ВНИИТФ, кандидат технических наук. За большие заслуги в развитии оборонной промышленности, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1961 года (“закрытым”) ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали “Серп и Молот”. Назовите его имя и место рождения.

Задание 4.

Один из наших земляков стал одним из пионеров вертолетостроения. Советский ученый, специалист в области аэродинамики, основоположник советского вертолетостроения, генерал-лейтенант инженерно-технической службы. В 1930 г. по его схеме создан первый экспериментальный вертолет ЦАГИ – 1-ЭА, в 1941 г. сконструировал двухместный вертолет "Омега", впервые показанный на воздушном параде в Тушино (1946 г.). Несмотря на то, что его имя не носит ни один вертолет, выработанные им теоретические основы и практические решения, подготовленные им специалисты явились основой, на которой возникло отечественное вертолетостроение. Назовите его имя и место рождения.

Задание 5.

Российский и советский учёный в области автоматического управления, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Основные труды по теории автоматического регулирования, самонастраивающимся системам, информационным проблемам теории управления, системам автоматического управления движущимися объектами. Результаты, полученные ученым в теории автоматического управления сложными объектами, нашли широкое применение в ракетно-космической технике. Один из основоположников отечественной космонавтики, работавший в тесном контакте с ведущими деятелями советского ракетостроения и космонавтики - С. П. Королёвым, В. П. Глушко и др. Назовите его имя и место рождения.

Задание 6.

О ком идет речь в стихотворении Ольги Бергольц?

И сегодня за чертой вселенской
Побывал, вернувшись на ночлег,
На родную Землю, наш смоленский,
Наш родной, наш звездный человек.
Назовите его имя и место рождения.

Ответы (после сдачи бланков ответов) с демонстрацией слайдов 72-78.

  • Лавочкин Семен Алексеевич, Смоленск.
  • Колдунов Александр Иванович, дер. Мощиново Монастырщинского района.
  • Захаренков Александр Дмитриевич родился в городе Смоленске.
  • Юрьев Борис Николаевич, Смоленск.
  • Петров Борис Николаевич, Смоленск.
  • Гагарин Юрий Алексеевич, в деревне Клушино, Гжатского района.

За отведенный промежуток времени, используя пункт “Авиация-космонавтика” программы, отметьте ответы на космическом снимке.

ЗНАМЕНИТАЯ ТРОПИНКА

Задание 1.

Назовите русского архитектора и военного строителя ХVI –начала ХVII вв., уроженца Смоленщины, который в 1585-93 гг. руководил строительством "Белого города" в Москве. Назовите его имя и место рождения.

Задание 2.

Рисовальщик, скульптор, живописец. Автор знаменитого памятника "Тысячелетие России". Им сочинены проекты памятников: императрице Екатерине II, португальскому королю Педро IV в Лиссабоне; сербскому князю Михаилу Обреновичу и Черному Георгию; адмиралу Грейгу, "победам черноморского флота" и матросу Шевченке - в Николаеве; адмиралам Корнилову, Нахимову и Истомину - в Севастополе; Богдану Хмельницкому - в Киеве; императору Александру II - в Ростове-на-Дону; Ермаку - в Новочеркасске; императрице Екатерине II - в Екатеринодаре; Минину - в Нижнем Новгороде и многие другие. Кто он, наш знаменитый земляк и где родился?

Задание 3.

Выдающийся скульптор современности, народный художник, действительный член Академии художеств СССР, Лауреат Государственной премии и Ленинской премии. Герой Социалистического Труда, автор более 700 скульптур, находящихся в 40 музеях нашей страны и во многих зарубежных музеях. За заслуги в области скульптуры избран действительным членом Императорской Академии художеств (1916 г.). Почётный гражданин Смоленска 1964 г. Назовите его имя и место рождения.

Задание 4.

Выдающийся земляк, внесший большой вклад в историю нашей Родины. Герой Наварина и Синопа, организатор и вдохновитель обороны Севастополя, отдавший за него самое дорогое, что у него было, свою жизнь. “Сердце Севастополя перестало биться” сказал после его смерти один из последних, оставшихся в живых организаторов обороны Севастополя Э.И. Тотлебен. Его имя носят улицы и корабли, военно-морские училища. Его именем названы ордена 1-й и 2-й степени и медаль. Назовите его имя и место рождения.

Задание 5.

В начале осени 1739 года жена небогатого помещика, владельца одного из сел Смоленской губернии, Дарья Васильевна, ожидавшая ребенка, увидела необычный сон - на нее катилось солнце. Вскоре родился сын. Ему было отпущено всего 50 с небольшим лет жизни - но какой! Надпись на пышном погребальном катафалке гласила: “...усерднейший сын Отечества, присоединитель к российской империи: Крыма, Тамани, Кубани; основатель и соорудитель победоносных флотов на южных морях, ...основатель и соорудитель многих городов, покровитель наук, художеств и торговли...” Это не было преувеличением. Действительно, он из тех людей, которые составляют славу и гордость России, Смоленщины. Назовите его имя и место рождения.

Задание 6.

Прославленный русский путешественник, первый исследователь природы Центральной Азии, генерал-майор. Им проведено 5 научных экспедиций, пройдено 32268 км, из них 20000 нанесено на карту. Ученый открыл 218 новых видов растений и животных, среди них дикая лошадь, названная его именем, горный тибетский медведь, дикий верблюд. Он первым описал области Ордоса, Джунгарии, Кашгарии, установил северные границы Тибетского нагорья, открыл высочайшие хребты Бурхан-Будда, Гумбольдта, Риттера, Загадочный Московский и др. Назовите его имя и место рождения.

Ответы (после сдачи бланков ответов) с демонстрацией слайдов 87-93.

  • Конь Федор Савельевич, Дорогобужский уезд. В 1596-1602 гг. построил крепостную стену в Смоленске.
  • Микешин Михаил Осипович, Рославльский уезд.
  • Коненков Сергей Тимофеевич, деревня Караковичи Ельнинского уезда
  • Нахимов Павел Степанович, родился в селе Городок Вяземского уезда Смоленской губернии ныне - село Нахимовское Холм-жирковского района.
  • Князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический, село Чижево Духовщинского уезда.
  • Пржевальский Николай Михайлович, сельцо Кимборово ранее Смоленского уезда, ныне Починковский район.

За отведенный промежуток времени, используя пункт “Знаменитые люди” программы, отметьте ответы на космическом снимке.

Сохраните результаты своей работы с программой и проверьте их.

Результат работы команды = бланки ответов + работа с картой.

После подведения итогов, будет предоставлено время для апеляций. Следите за информацией.

Сегодня вы показали, как хорошо вы знаете географию, историю и литературу Смоленщины, а также вы смогли заполнить космический снимок нашей области достижениями наших земляков. Как много мест вы смогли сегодня заполнить! Но есть свободные места. Они не только для достижений смолян, о которых уже известно и мы не успели рассказать сегодня. Эти места и для вас, совсем скоро выходящих во взрослую жизнь. Удачи!

Источники информации

  1. География Смоленской области 8-9: учебное пособие / Под ред. А.П. Катровского. – 5-е изд., перераб. И доп. – Смоленск, 2006 г.
  2. Друзья природы/ Под ред. Н.К. Павлова. Смоленск: Изд-во “Московский рабочий”, 1970 г.
  3. Земля Смоленская Родная/ З.Ф. Шиманова, Т.К. Полякова, Смоленск: СОИУУ, 1997 г.
  4. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIIIвека/ Г.А. Ластовский, Смоленск: Изд-во “Русич”, 2009 г.
  5. Литература Смоленщины: учебник-хрестоматия по литературному чтению – 9 /Составитель Г.С. Меркин. – Смоленск, 1994
  6. Поэты земли Смоленской/ В.С. Баевский, Л.В. Павлова, Смоленск: Комитет по образованию
  7. Природа Смоленской области/ Под ред. В.А. Шкаликова. – Смоленск: Изд-во “Универсум”, 2001 г.
  8. Смоленск в исторических судьбах России/ А.А. Кондрашенков. – Смоленск: СГПУ, 2002 г.