Отношение немцев к гитлеру. Неволе длиться долго не дано

Почему немцы выбрали Гитлера и национал-социализм.
Социальная политика в национал-социалистической Германии.

***
******
Я и раньше слышал заявления, что Гитлер и национал-социализм имели успех в Германии только лишь по причине антисемитизма и шовинизма глубоко засевших в душе немецкого народа. Дескать, жажда реванша за проигранную войну была очень сильна и тогда пересилила их здравый смысл. Даже не побоялись начать новую мировую войну. Понятно, что все это для детей с отставанием умственного развития. Реальность была совершенно иной. Именно социальная политика в той Германии обеспечила А. Гитлеру и национал-социалистическому политическому режиму полную поддержку до последних дней его существования. Дай бог бы нашему мудрому и могучему иметь хотя бы сотую долю той верности от своего народа, что имел тогда в Германии национал-социализм …
****
****
********
"Свобода от нищеты и голода важнее всех других свобод" (Улоф Пальме)
"Если рабочий знает, что предприниматель - это его товарищ, то можете потребовать от такого рабочего что угодно" (Роберт Лей)
"Каждая по-настоящему социальная мысль является, в конечном счёте, национальной" (Адольф Гитлер, из выступления на партийном съезде 1936 г.)

************
За социальную сферу в III рейхе отвечало имперское министерство труда во главе с Францом Зельдте.

Гитлер писал в "Майн Кампф": "Национал-социалистический предприниматель должен знать, что процветание национальной экономики обеспечит и его благополучие, и благосостояние народа. Национал-социалистические работодатель и рабочий должны сообща трудиться на благо нации. Классовые же предрассудки и противоречия должны мирно разрешаться к общему удовлетворению в сословных палатах и в центральном парламенте".

Большое значение Гитлер придавал созданию СОЦИАЛЬНО ОДНОРОДНОГО ОБЩЕСТВА: "Мы хотим воспитать немецкий народ таким образом, чтобы он избавился от безумного сословного высокомерия, тёмной веры в сословный порядок, ложной веры в то, что следует ценить только умственный труд. Нужно сделать так, чтобы наш народ ценил любой труд, чтобы он верил в то, что любая работа облагораживает, чтобы он сознавал, что стыдно ничего не делать для своего народа, никак не содействовать укреплению и умножению достояния нации. Те желанные перемены в сторону оздоровления немецкой экономики и общества, которые не смогли вызвать теории, декларации, пожелания, должны последовать теперь вследствие участия в созидательной работе многих миллионов тружеников, их-то мы и должны организовать".

После прихода к власти Гитлер приказал щедро финансировать социальные программы: только до конца 1934 г. правительство инвестировало около 5 млрд марок на различные программы занятости - в три раза больше, чем за это же время оно инвестировало в промышленность. 1 февраля 1933 г. Гитлер заявил, что через четыре года безработица будет ликвидирована, и обещание выполнил:
когда нацисты пришли к власти, в Германии было 25,9 млн безработных (в США - 35,3 млн, во Франции - 14,1 млн),
в 1934 г. в Германии - 13,5 млн (в США - 30,6 млн, во Франции - 13,8 млн),
в 1935 г. в Германии - 10,3 млн (в США - 28,4 млн, во Франции - 14,5 млн),
в 1936 г. в Германии - 7,4 млн (в США - 23,9 млн, во Франции - 10,4 млн),
в 1937 г. в Германии - 4,1 млн (в США - 20 млн, во Франции - 7,4 млн),
в 1938 г. в Германии - 1,9 млн (в США - 26,4 млн, во Франции - 7,8 млн).
*********
Судя по этой динамике, в то время как в других странах безработица была ещё ВЫСОКА, в Германии она ПРАКТИЧЕСКИ ИСЧЕЗЛА. В Германии КРИЗИС БЫЛ ПРЕОДОЛЁН БЫСТРЕЕ, чем кто-либо ожидал. За границей о "немецком экономическом чуде" заговорили уже в 1936 г.: именно в этом году производство промышленной продукции превзошло довоенный уровень. Сначала положение улучшилось в промышленности, а затем и в аграрной сфере.

Выдвинутый Геббельсом лозунг "генерального наступления на безработицу" произвёл неслыханный общественный резонанс и имел самое сильное воздействие на немецкий народ. Огромное значение для ликвидации социальной напряжённости и сокращения безработицы имели обширные и щедро финансируемые общественные работы, среди которых особое место занимало строительство автобанов. 11 февраля 1933 г. Гитлер сказал: "Если раньше жизненный уровень народа измерялся протяжённостью железных дорого, то в будущем он будет определяться протяжённостью автомобильных дорог". Гитлер приказал финансировать строительство дорог из средств на страхование по безработице, привлекались и другие источники. Были отданы соответствующие распоряжения, и работа закипела. В июне 1933 г. Гитлер назначил инженера-художника Фрица Тогда "генеральным инспектором дорог". 600 тысяч безработных были заняты по программе строительства автобанов. В обслуживавшей строительство дорог промышленности было занято ещё 200 тысяч человек.

При Гитлере была принята программа "народного автомобиля". По поручению Гитлера Лей создал "Общество подготовки к созданию немецкого народного автомобиля (Volkswagens)", руководство которым поручили У. Лафференцу. У Вольфсбурга были построены заводы, на которых и начали производство "Фольксвагенов". Многочисленные мосты по пути протяжения автобанов по приказанию Гитлера строили то в виде римских акведуков, то в виде средневековых крепостных сооружений, то в стиле модернизма. Всё это делалось для того, чтобы путешественники могли наслаждаться красотой ландшафта, воспринимать красоты природы. Поэтому особое значение придавалось расположению и архитектуре многочисленных мостов. Поэтому немецкая сеть автобанов считалась самой красивой в мире. Немецкие автобаны состояли из двух линий прочного дорожного покрытия по 7,5 м шириной. Между ними шла трёхметровая полоса, предназначенная для зелёных насаждений. Каждая линия была разделена на два полотна, справа от каждого из них находилась полоса для стоянки.

Основополагающим документом, определившим развитие социальной сферы, был "закон об организации национального труда" от 20 января 1934 г. Этот закон, провозглашавший равенство прав работодателей и рабочих, сохранил своё значение и во время войны. В законе говорилось о планировании труда, в соответствии с которым владелец предприятия был подотчётен государственному арбитру труда, а в его лице государству во имя всеобщего благосостояния нации. Подобная интерпретация частной собственности, ориентированная на социальное благоденствие, НЕ БЫЛА ИЗВЕСТНА в "демократической" Германии 1920-х гг. В центр организации производственного процесса закон ставил "вождя предприятия". Интересы трудового коллектива, который именовался в законе "дружиной", были представлены имеющим совещательные функции доверительным советом; его важнейшей функцией было преодоление социальных конфликтов в целях наиболее полной реализации национальной общности. "Дружина" клялась "вождю предприятия" в верности и обязывалась беспрекословно повиноваться. В соответствии с принципом "фюрерства" главная ответственность за организацию и условия производства ложилась на "вождя предприятия". Нацисты считали, что предприниматель должен был вести себя иначе, чем в годы классовой борьбы: прежде всего он должен был разумно использовать свою экономическую и социально-политическую власть на благо немецкой общности. От рабочих же не требовалось какой-либо особенной активности - только лояльного поведения. Особенно активных и предприимчивых "вождей предприятий" нацистское руководство морально поощряло, присуждая им почётный титул "новатор труда".

Деятельность "вождя предприятия" в социальной сфере контролировалась "имперским арбитражем труда", имевшим региональные инстанции и подчинённому министерству труда. В задачу арбитража входило разрешение спорных вопросов и формирование общих правил организации производственного процесса. Арбитраж был своего рода головной социально-политической инстанцией, главная задача которой состояла в том, чтобы следить за законностью и ирреальной необходимостью массового увольнения рабочих, следить за сохранением приемлемого минимума в условиях труда, постепенно трансформируя последние в сторону улучшения; чтобы издавать и утверждать новые тарифные схемы оплаты труда. Сам же арбитраж был структурной частью министерства труда, представлявшего собой главное учреждение, регулирующее трудовые отношения.
Вторым по значению (после арбитража) ведомством по регулированию трудовых отношений стала государственная "администрация по оперативной организации работ", которая финансировала общественные работы и прочие программы занятости. С провозглашением в 1936 г. четырёхлетнего плана вмешательство государства в трудовые отношения усилилось: именно с 1936 г. и начинается прямой государственный контроль за движением зарплаты и рынком труда. Предпосылкой для расширения контроля над структурой занятости было введение трудовых книжек и составление баз данных обо всех занятых.

Глава ДАФ Лей стремился максимально возможно расширить сферу компетенций ДАФ. С их помощью Лей искренне хотел создать бесконфликтную и дружную народную общность. Главными компонентами его кредо были: развитие государства всеобщего благосостояния, улучшение возможностей социального роста для каждого человека, а также достижение социального согласия путём укрепления единства народа. Как истинный последователь Гитлера, Лей стремился покончить с политическим плюрализмом и классовой борьбой; он был убеждённым нацистом, воспринимавшим партийную доктрину почти как религию и относившимся к Гитлеру, как к пророку. Гитлер полностью доверял Лею.

Руководство ДАФ часто оказывало на предпринимателей давление, требуя более высокой зарплаты. ДАФ требовало более продолжительных отпусков и обеспечения лучших условий труда. По инициативе ДАФ был принят указ, в соответствии с которым с 5 декабря 1933 г. рабочие освобождались от налогов, если их зарплата не достигала 183 марок.

До войны он постоянно расширял сферу своих компетенций, и постепенно ДАФ превратилось в суперведомство, целое бюрократическое государство, главное орудие установления "коричневого коллективизма". Достижения ДАФ в социальной сфере были весьма значительны. Он действительно поднял социальный статус рабочего. В предвоенные годы ДАФ много занималась организацией материального вспомоществования; важную роль в работе играла пропаганда, с помощью которой ДАФ пыталась повысить чувство достоинство рабочих, создать для них лучшие жизненные условия и изжить у пролетариата ощущение оставленных наедине со своими проблемами париев общества. Организация и контроль над профобучением означали, что ДАФ получил в свои руки важное средство влияния на социальный рост рабочих (это направление Лей рассматривал как одно из приоритетных). Разумеется, кроме заботы о рабочих, ДАФ исполняла и определённые охранительные функции: в её ряды входили так называемые "рабочие дружины" - идеологическая милиция Лея на предприятиях, а также доверительные советы, суды чести и юрисконсульты ДАФ.

Активность ДАФ в некоторых сферах давала положительные результаты: так, программа "Красота труда" привела к облегчению условий труда на предприятиях. На собрании ДАФ в Магдебурге в 1937 г. Лей сказал: "Я буду стараться внушить народу такой рабочий этос, который помог бы ему узреть в труде нечто прекрасное и возвышенное. Я буду стремиться к тому, чтобы наши заводы и фабрики стали храмами труда, я буду стремиться сделать рабочих самым уважаемым в Германии сословием". Нацисты проявили исключительную изобретательность в культурном воспитании рабочих, в эстетизации труда. При этом рационализация труда шла рука об руку с функционалисткой эстетикой. Интересно отметить, что большевики, напротив, в этом направлении почти ничего не делали, полагаясь, на то, что улучшение условий труда наступит само собой. Немцы же стремились сделать НАОБОРОТ.

Девизом немецкого ведомства "Красота труда" были слова: "немецкие трудовые будни должны стать прекрасными" - таким образом рабочим хотели вернуть чувство собственного достоинства, ощущение значимости своего труда. 30 января 1934 г. в рамках ДАФ была создана КДФ, в котором был отдел "Эстетика труда", возглавленный Шпеером. В этом отделе Шпеер с коллегами вели работу с предпринимателями, и те переоборудовали заводские корпуса, расставляли цветочные горшки, отмывали окна и расширяли их площадь, учреждали на заводах и фабриках столовые, бывшие до того большой редкостью. В отделе проектировали простую функциональную заводскую столовую посуду, мебель для рабочих столовых (которую стали выпускать в больших количествах), обязывали предпринимателей консультироваться со специалистами по вопросам вентиляции и освещения рабочих мест.

В задачу ведомства "Красота труда" входила не только забота о благоприятной психической атмосфере на производстве, но и о чистоте и о цветах на рабочем месте, о естественном и искусственном освещении. Всё это было призвано повысить самоуважение и самооценку рабочих. Хотя ведомство и имело лишь консультативный статус, при необходимости оно могло оказать на предпринимателя давление; в частности, ведомство занималось организацией соревнования на звание "национал-социалистическое образцовое предприятие" (это звание присваивалось КДФ на один год). Заключив соглашение с имперской палатой изобразительных искусств, ведомство "Красота труда" привлекало художников к оформлению возводимых производственных помещений. Ведомство активно занималось бытовыми условиями рабочих на производстве - гигиеной (душ или рукомойники), питанием (качество продуктов, цены и оформление столовых или рабочих буфетов), а также жилищными условиями на тех производствах, где людям приходилось длительное время трудиться вдали от дома. Ведомство "Красота труда" предлагало улучшить жилищные условия строительных и дорожных (занятых на автобане) рабочих за счёт создания и использования разборных домов. Этими и подобными проектами занимался целый институт ДАФ - Институт научной организации труда.

Вообще, деятельность ведомства была обширна и многообразна: украшение деревенских улиц и исследования в сфере функциональной производственной эстетики; благоустройство рабочих мест в шахтах и в речном судоходстве; изготовление функциональной и удобной мебели для конструкторских бюро и хорошего слесарного и столярного инструмента и наведение порядка на заводских дворах. Со стороны руководства ДАФ постоянно раздавались призывы расставлять в заводских цехах цветы, строить при предприятиях открытые бассейны и спортивные площадки для рабочих. В 1935 г. была проведена акция "хорошее освещение рабочих мест - хорошая работа", в которой улучшение трудовой гигиены связывалось с поднятием производительности труда, в котором были заинтересованы и предприниматели. Затем последовали кампании: "чистые люди на чистом предприятии", "чистый воздух на рабочем месте", "горячая еда на предприятии". В 1935 г. ведомство "Красота труда" отметило 12 тысяч предприятий, на которых значительно улучшились условия труда; на эти цели предприниматели истратили 100 млн рейхсмарок.

Все эти мероприятия имели ясные социальные цели, сводившиеся к ликвидации социальной напряжённости. На промышленных предприятиях для рабочих делали душевые, раздевалки, аккуратные туалеты, бассейны. Помимо практического значения проводимых мероприятий, рабочим пытались внушить впечатление партийной заботы о простом человеке.

Ведомство "Красота труда" в своей политике активно использовали понятие эстетизации труда и технической эстетизации: культивировались функциональные промышленные постройки, стальные функциональные конструкции, обтекаемые формы гоночных автомобилей, подводных лодок и самолётов. Движение "город-сад", рационализация, архитектурный модернизм, культ техники, идеология эффективности были направлены на создание индустриального общества без классовой борьбы, что и являлось целью нацистов.

В 1936 г. ведомство "Красота труда" отсчитывалось, что ревизовано 70 тыс. предприятий, на заводах построены десятки тысяч кухонь и столовых, комнат отдыха, бассейнов и спортивных площадок на общую сумму в 1 млрд рейхсмарок.

Большое значение Лей придавал организации соревнования на предприятиях, о необходимости которого он говорил в 1938 г.: "... Если мы говорим об обязанностях людей, то для их наиболее полного исполнения им нужны и права. Первое и самое важное правило - это открытие пути для самых способных. Раньше у нас в стране очень трудно было пробиться наверх, а сейчас ситуация радикально изменилась. Возможности для развития человека НЕ ДОЛЖНЫ ЗАВИСЕТЬ ОТ ДЕНЕГ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ. БЕДНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ТАКИЕ ЖЕ ШАНСЫ, КАК И БОГАТЫЙ....".

Организованные на производстве соревнования способствовали не только увеличению объёма промышленного производства, но и подъёму отдельных рабочих по социальной лестнице и причиной повышения социального престижа рабочих профессий. Основными формами соревнования были соревнование по профессиям (преимущественно для рабочей молодёжи) и (с 1936 г.) - соревнование отдельных предприятий. Достижения отдельных предприятий рассматривались экспертами по различным параметрам - от производственных до социальных вопросов.

В августе 1936 г. указом Гитлера было введено награждение победителя, которому присваивалось звание "национал-социалистическое образцовое предприятие" и переходящее знамя. В указе говорилось, что предприятия, претендовавшие на звание "образцовых", должны не только соблюдать разработанные ДАФ принципы, такие как "красота труда", но и удовлетворять требованиям к уровню профессиональной подготовки, к "степени общности" между фюрером предприятия и его подчинёнными. В 1937 г. в соревнованиях по профессиям (под лозунгом "Дорогу самым способным и дельным") приняло участие 1,8 млн человек.

ДАФ имела возможность материально поддерживать рабочих в случае болезни, потере рабочего места и травмы на производстве. Реализация лозунга "твоё здоровье не является только твоим личным делом" рассматривалось режимом как предпосылка оптимальной отдачи рабочих на производстве и роста производительности труда. Новые медицинские программы по профилактике заболеваний на предприятиях и в школах, по охране материнства и детства носили прогрессивный характер.

Важнейшими сферами социальной политики Лей считал жилищное строительство и социальное страхование: хорошая просторная квартира играла решающую роль в вопросах создания и защиты большой здоровой семьи, а достаточное социальное обеспечение по болезни и старости должно было дать немецкому народу уверенность в завтрашнем дне. Надо отметить, что вскоре после прихода к власти нацистам удалось преодолеть застой в движении жилищных кооперативов. При Шахте кредитование этих проектов занимало прочное положение в системе расходов рейхсбанка. Имели место также государственные социальные жилищные программы: один из самых активных сторонников Лея гауляйтер Й. Бюркель провозгласил во вновь присоединённом к Германии Сааре осуществление большого проекта социального жилищного строительства, при этом было устроено демонстративное сожжение бараков бедноты как последнего символа классового разделения.

Программы "Института труда" в рамках ДАФ, посвящённые концепции новой политики в сфере зарплаты, профессионального образования и здравоохранения, носили весьма прогрессивный характер. К примеру, программа предусматривала введение государственной пенсии вместо практикуемых отчислений в счёт будущей пенсии. Кроме введения государственного пенсионного обеспечения, планировалась ликвидация разделения социального обеспечения на рабочее, для служащих и для крестьян; в новую систему планировалось включить всех, на чём во времена республики всегда настаивали лидеры рабочего движения. В социальном жилищном строительстве ДАФ добивался достижения соответствующих современным требованиям и представлениям размеров жилья. Для преодоления проблем с жильём ДАФ и правительство широко использовали налоговые льготы, субсидии и дарственные; они вкладывали деньги в жилищное строительство.

Собственно идеологическая работа в ДАФ с 1937 г. была сосредоточена в ведомствах "Праздники" и "Народное образование". Ведомство "Праздники" забрало в сферу своей деятельности народный театр и самодеятельность, народные развлекательные программы. С помощью сети отделений ведомство "Праздники" организовало массовые посещения трудящимися театральных спектаклей и концертов с классическим репертуаром. При этом часть расходов брали на себя предприятия. Это ведомство организовывало на предприятиях художественные выставки, товарищеские вечера, совместные празднования или юбилеи, вечера хорового пения, танцевальные вечера и кружки по интересам, начиная от филателистов и кончая любителями шахмат. С 1937 г. ведомство "Праздники" получило полномочия для организации и проведения праздников на селе; при этом подчёркивалась необходимость целенаправленной работы по сохранению традиционных крестьянских обычаев и традиций, по поощрению народного творчества и ремесла. Разумеется, немецкая публика положительно реагировала на деятельность ДАФ: 60 млн участников в 224 тыс. мероприятий в 1939 г. - это впечатляющие цифры.

К 1939 г. 75 % трудящихся были так или иначе вовлечены в работу ДАФ. Экономист ДАФ Эрнст Шустер в 1936 г. говорил: "Устройство свободного времяпровождения и отдыха возможно только исходя из определённого мировоззрения и в рамках общего мировоззрения. Общее мировоззрение даст нам ответ о цели и смысле свободного времени и отдыха и убедит нас в том, что достижение искомой цели возможно только в рамках совместных усилий и организации". В такой системе отдых являлся главным фактором демонстрации народной общности. Нацистская политика свободного времени приводила к социализации немцев.

Многие мероприятия ДАФ имели несомненные признаки модернизации в социальной сфере, несмотря на то, что нацисты, в подражание средневековью, хотели представить свои начинания как "сословные". В Третьем Рейхе были воссозданы "имперские сословия" - ремесленные, торговые, промышленные и творческие. Немцы, входящие в эти сословия, имели социальную безопасность и гарантированное существование. Нацистская "сословная" система была инструментом воспитания кадров, рычагом увеличения производительности труда и интенсификации производства.

Социальная политика ДАФ в довоенные годы являлись настоящим прорывом в социальной сфере. Так, если в 1933 г. из 42 тыс. берлинских рабочих 28 тысяч из-за непродолжительности отпуска не покидали Берлин, то вскоре средний минимальный годовой отпуск промышленного рабочего был увеличен с 3 до 6 дней (для молодёжи - до 7). ДАФ сделала отпускные путешествия и экскурсии доступными для миллионов людей. Вопросами планирования и организации отдыха рабочих занялась созданная 27 ноября 1933 г. в рамках ДАФ организация, имевшая название "Сила через радость" (КДФ). Она, например, предлагала немцам ранее для них непривычные поездки в отпуск (Гитлер требовал "достаточного" отпуска для немецких рабочих). На учредительном собрании Лей заявил, что в связи с растущим напряжением на производстве в выходные дни рабочие должны полноценно отдыхать; что только насыщенный впечатлениями и активной разнообразной деятельностью и развлечениями отпуск в состоянии дать полноценный отдых, и только он готовит человека к активному труду и самоотдаче. Безделье же порождает преступные намерения, ощущение пустоты и никчёмности, а "это очень опасно для государства". Для того чтобы пробудить у рабочих чувство счастья и благодарности и ликвидировать у них комплекс неполноценности, нужно обеспечить им доступ к культурным ценностям, доступным ранее только буржуазии. Для содействия физическому и духовному здоровью нужно расширять возможности для массового спорта, организовывать для рабочих туристические поездки; туризм должен способствовать усилению любви к Родине, к её природе и ландшафтам. В конечном счёте Лей ожидал от КДФ помощи в создании "новой общности, нового общества национал-социалистического государства". Благодаря членским взносам и дотациям ежегодные расходы КДФ в 1933-1942 гг. составляли в среднем 26,7 млн марок.

Как партийная организация, КДФ ("Сила через радость") имела несколько уровней: имперский, гау (областной), окружной и местный. В составе КДФ находилось ведомство туризма, путешествий и отпуска под руководством доктора Бодо Ляферентца. Под лозунгом "немецкий рабочий путешествует" была инициирована туристическая кампания для простых немцев - это носило беспрецедентный характер. Организацией такого туризма занималось ведомство туризма, путешествий и отпуска. Пресс-секретарь ДАФ сказал о работе этого ведомства: "лучшим доказательством народного характера новой власти и лучшей пропагандой за неё является то, что тысячи людей с мозолистыми руками стали счастливыми отпускниками". В самом деле, КДФ и её программа для отпускников была одним из самых популярных начинаний нацистского режима. Более того, вследствие популярности этой программы КДФ стала одним из самых ярких символов нацистского режима и предметом зависти иностранцев. Большой интерес у иностранных гостей вызывала работа ведомства спорта во главе с имперским спортивным руководителем Гансом фон Чамером и Остеном, а также ведомство "Красота труда" во главе с архитектором Альбертом Шпеером.

Ведомство спорта занималось не только производственной гимнастикой и спортивным досугом, но и организацией больших спортивных соревнований и спортом для отпускников. С 1936 г. оно проводило закрытые спортивные циклы для СС, отвечало за состояние спортивной работы в лагерях трудовой повинности и на строящихся автобанах. В распоряжении этого ведомства были собственные спортивные базы и дома отдыха (включая лыжные базы) в Гарце, Баварии, Тироле, а также базы и инвентарь для занятий парусным спортом и греблей. Считавшийся буржуазным парусный спорт стал доступен многим: недельный курс стоил 5-60 марок, включая услуги инструктора. На Химзее был открыт парусный клуб для девушек. Однонедельные курсы горных лыж на горных курортах, включая инструктора, проживание, питание, инвентарь и дорогу, стоили 23 марки. Чтобы представить масштаб цен: средняя зарплата в Германии составляла около 170 рейхсмарок.

Ведомство туризма, путешествий и отпуска охватывало почти все возможные современные направления туризма. Организовывались однодневные туристические поездки по стране, в уик-энд проводились вылазки на природу на велосипедах, пешком или в комбинации с автобусной экскурсией. Часто практиковались туристические поездки всем коллективом предприятия или семейные путешествия по вполне доступным ценам. Существовали двухнедельные просветительские поездки - по Рейну, в "присоединённую" Австрию или в Шварцвальд. На доступном уровне цены удерживались за счёт многочисленных социальных скидок. Например, билет в поезде в третьем классе стоил для отпускника на 5-75 % меньше. Столь же серьёзные скидки были на гостиницу. А ведь до прихода к власти нацистов иностранный туризм считался привилегией верхушки общества. А теперь он стал доступен даже для рабочих. ДАФ распространила свою активность на считавшиеся "буржуазными" горные лыжи, теннис, верховую езду, театр и танцевальные клубы, спорт, вечеринки рабочих коллективов. Неделю отпуска можно было провести и в баварских Альпах за 11 долларов, включая прокат лыж и инструктаж. 14-дневный летний отпуск на Тегернзее стоил 54 рейхсмарки. В 1936 г. на острове Рюген был построен морской курорт - первый из запланированных пяти климатических курортов, принимавших в год 350 тыс. гостей. Недельный курс на таком курорте стоил всего 20 рейхсмарок.

Для организации морского туризма сначала использовались старые суда. Затем 1 мая 1936 г. в Киле было заложено два корабля "Вильгельм Густлов" и "Роберт Лей", по 25 тыс. тонн водоизмещения каждый, рассчитанных приблизительно на одинаковой число пассажиров. Примечательно, что каюты на судах не делились на классы. Суда были спущены на воду в мае 1937 г. На "Роберте Лее" на 1600 пассажиров приходилось 40 ванных комнат и 100 душей. Недельный круиз (рабочий отпуск и составлял неделю) на Мадейру стоил чуть больше 150 рейхсмарок, включая дорогу и 5-6 разовое питание. До прихода к власти нацистов поездка на Мадейру стоила около 400 рейхсмарок и была доступна только состоятельным людям. Морские путешествия КДФ мгновенно завоевали популярность - на Гельголанд ходил пассажирский лайнер "Адмирал", в Геную - "Сьерра Кордова", в норвежские фьорды - "Осеана", на остров Тенерифе (Канары) - "Роберт Лей". Большую часть судов КДФ арендовала. Пятидневное морское путешествие в Норвегию обходилось в 55 рейхсмарок (включая железную дорогу и полный пансион в пути). Наиболее удачно организованными были дневная поездка на остров Гельголанд, плавания на пароходе по Балтике или по Средиземному морю, на Мадейру, Азоры или Канары, а также просветительские экскурсии в Венецию, Неаполь и Афины. Планировались даже поездки в Японию, но им помешало начало Второй Мировой войны.

Кроме упомянутых специальных ведомств, в КДФ (в 1939 г. - 7,5 тыс. штатных сотрудников и 130 тыс. внештатных совместителей) был даже свой "народный театр" и собственный симфонический оркестр (90 человек), непрерывно гастролировавший по стране. В крупных городах "ведомство праздников" располагало собственными сценами и разъездными театральными труппами; многочисленные передвижные киноустановки добирались до самых глухих углов Германии. Для рабочих билеты на концерты и в театр дотировались КДФ (в берлинскую оперу билет для рабочего стоил 1 рейхсмарку). Средства на дотацию поступали от ДАФ, самой богатой общественной организации Третьего Рейха. В 1934-1942 гг. КДФ было израсходовано 240 млн рейхсмарок.

Участие в программах КДФ было добровольным, что объяснялось её огромной популярностью. До 1939 г. в туристических программах КДФ приняло участие свыше 7 миллионов немцев; ещё 35 млн - в организованных КДФ пикниках; только в 1938 г. КДФ устроила 140 тыс. представлений-капустников для 50 млн зрителей. КДФ даже организовывала поездки рабочих на Байрейтский фестиваль музыки Вагнера. Недельное пребывание по путёвке КДФ (три концерта, ночлег, питание) стоили 65 рейхсмарок, что было вполне по карману простому человеку. Просветительская однодневная экскурсия в "немецкий Париж" - Лейпциг - стоила 4,5 рейхсмарки, включая поезд, обед, план города и расписание работы выставок. В 1934 г. в рамках организации ДАФ "Сила через радость" в туристические туры отправилось 2 миллиона человек, в 1935 г. - 3 млн, в 1936 г. - 6 млн, в 1937 г. - 9 млн человек. До начала 1938 г. было зарегистрировано 384 морских путешествий (490 тыс. участников) и 60 тыс. других путешествий (19 млн участников). Ещё до начала войны, в 1939 г., 7 287 715 немцев участвовало в 76 106 поездках и путешествиях, 20 895 402 немцев приняло участие в 1 017 243 спортивных соревнованиях. Политическая активность КДФ (и в целом ДАФ) в сфере досуга была действенной и эффективной: в 1934 г. в отпускных путешествиях участвовало 2,3 млн немцев, в 1938 г. - 10,3 млн, а непосредственно перед войной мероприятиями КДФ был охвачен каждый второй немец - насчитывалось 54,6 млн участников различных мероприятий КДФ. Не в последнюю очередь благодаря ДАФ Гитлер смог заручиться поддержкой самого квалифицированного, трудолюбивого и дисциплинированного в западном мире рабочего класса.
************
ВЫВОДЫ

Итак, в основе нацизма лежала реальная социальная динамика; сохранение и поддержание этой динамики для Гитлера было принципиально важно, и он готов на многие жертвы ради достижения качественно более высокого социального уровня развития немецкого общества в мирное время и НЕ СЛИШКОМ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ падение социальной сферы во время войны.

Начало II Мировой войны 1 сентября 1939 г. НЕ СТАЛО для немцев датой, знаменующей в социальной сфере перемены в худшую сторону. Причина в том, что после начала войны (1939 г.) нацистское государство старалось не подвергать население излишним перегрузкам, и на первом этапе войны её влияние на немецкое население, как в общественной, так и в частной жизни было НЕЗАМЕТНЫМ. Такой "щадящей" установки Гитлер не отменил даже тогда, когда возникла действительная потребность и необходимость жёстких мер. Следует констатировать, что в демократической Англии мобилизация людей и ресурсов оказалась более радикальной, чем в Третьем Рейхе. Нацистское руководство не хотело проводить радикальных мер на рынке труда: никаких решительных мер не принималось даже для необходимой в конце войны перегруппировки трудовых ресурсов. Предпринятые в конце концов меры (отбор с невоенных предприятий квалифицированных рабочих, закрытие ремесленных предприятий и т. д.) были НЕДОСТАТОЧНЫ и НЕ ОТВЕЧАЛИ растущим потребностям военной экономики.

Гитлер не хотел увеличивать тяготы населения, и благодаря его стараниям война почти не изменила ни жизненный уровень, ни состояние снабжения, ни рынок труда, ни достигнутый уровень социальной защищённости, ни трудовой законодательство. Примечательно то, что остался без изменений и 8-часовой рабочий день, хотя за счёт дополнительно оплачиваемых сверхурочных работ продолжительность рабочей недели увеличивалась, а отпуска и праздники несколько сокращались. После начала войны отменили отпуска, но в ноябре 1939 г. запрет на отпуска был снят. В начальный период войны иногда объявляли воскресенье рабочим днём. 4 сентября 1939 г. вместо всеобщего снижения зарплаты последовало лишь её замораживание, а задержка всевозможных доплат и отпусков была через два месяца отменена. От специфических военных мер в социально-экономической сфере остались высокие налоги на алкоголь, сигареты, на театральные билеты и на проезд в общественном транспорте. К 1942 г. подоходный налог по сравнению с 1939 г. почти удвоился, но частные сбережения граждан росли и с 1938 г. до 1941 г. выросли в четыре раза, составив 44,6 млрд рейхсмарок. К сбережению средств (а, следовательно, и финансированию военных расходов) призывал лозунг: "в войну копить - после войны строить"; немецкого обывателя он прельщал перспективой иметь после войны собственный дом.

Провал концепции блицкрига означал начало тотальной войны. Гитлер не планировал; она стала импровизацией, расстроившей систему социальных гарантий, на которую первоначально возлагали так много надежд, и которая рассматривалась как надёжный каркас режима. В соответствии с планами Шпеера, с осени 1943 г. немецкое производство предметов потребления должно было радикально сократиться, но этого не произошло, или из политических соображений не было осуществлено до конца. Поэтому словосочетание "тотальная война" имела для большинства немцев скорее пропагандистское значение вплоть до начала 1945 г., когда союзники начали военные действия на немецкой территории. Советский Союз, напротив, вёл тотальную войну с самого начала; она и стала главной причиной нашей победы.

В заключение нужно констатировать, что утрата свободы с лихвой компенсировалась в Третьем Рейхе социальным равенством и благополучием (или перспективой таковых), к тому же для большинства немцев ликвидация социальной нужды значила несравненно больше, чем свобода. Можно сказать, что немецкий народ был опьянён идеалом национальной общности, социализмом, теоретики которого сами верили и старались убедить немцев, что на место векового немецкого разъединения и демократическо-партийного эгоизма встаёт верность и дисциплина единой нации, благополучие которой является основным предметом забот фюрера.

Влияние войны на уровень цен и доходов, на уровень снабжения, на рынок труда и условия труда по сравнению с первой мировой войной было незначительным. Социальный мир был нерушим, и лишь наступление союзников разрушило внутренний порядок в Третьем рейхе. Нацистская социальная политика до самого конца только укрепляла волю немцев к сопротивлению и консолидации во время войны.

"Я не измеряю успешность нашей работы по возникновению новых улиц. Я не измеряю её по нашим новым фабрикам и новым мостам, которые мы строим, а также по дивизиям, которые мы можем мобилизовать. Напротив, в центре суждения об успешности этой работы стоит немецкий ребёнок, немецкая молодёжь. Только тогда, когда созданы условия для их роста и развития, я могу быть твёрдо уверен в том, что мой народ не исчезнет, а, значит, и наша работа не окажется напрасной".

«СЛАВЯНСКИЙ ШАНС» ГИТЛЕРА

Среди рассказов о том, как упустил шанс выиграть мировую войну, особое место занимает история об иррационально негативном отношении фюрера к славянам. Именно это якобы вызвало ответную ненависть русских, которые устали от сталинского террора и первоначально встречали германские войска с цветами и песнями, как освободителей. Следствием стало сплочение русского народа вокруг ненавидимого им Сталина и поражение Третьего рейха. Если бы изначально гуманно отнесся к русским, многие встали бы на его сторону, и советский режим быстро потерпел бы поражение.

Если сказка о «Гитлере-освободителе» циркулирует разве что в самых маргинальных неонацистских кругах да в прессе маленьких и гордых прибалтийских государств, то миф об «ошибке Гитлера в обращении со славянами» встречается сплошь и рядом - начиная с мемуаров генералов вермахта и заканчивая газетой «Вашингтон Пост», которая в одной из своих статей в 2005 году написала не допускающим возражений тоном: «Гитлер считал русский народ врагом, с которым надо обращаться соответственно. Жестокость нацистов обратила ненависть русских к Сталину против оккупантов». Статья, между прочим, называлась «Учиться на ошибках Гитлера».

В этой главе я намеренно обхожу вопрос о том, могло ли более «мягкое обхождение» со стороны немецких войск привести к массовому коллаборационизму. На мой взгляд, отношение русского народа к захватчикам было многократно продемонстрировано его историей, а предатели, сотрудничающие с врагом, встречаются в любой стране и в любые времена. Поскольку книга моя посвящена мифам о Гитлере, более актуальными представляются другие вопросы: было ли отношение Гитлера к славянам чем-то иррациональным, нетипичным для немцев? И существовала ли значительная разница в отношении к населению Советского Союза между Гитлером и его армией?

Итак, начнем. Первый тезис, который, возможно, удивит кое-кого из моих читателей: вовсе не испытывал к славянам такую лютую ненависть, как, например, к евреям. Евреи были для него средоточием мирового зла, самой страшной угрозой для германского народа, целенаправленно стремящейся погубить арийскую расу. Славяне, и русские в частности, - всего лишь один из множества неполноценных народов, не хуже и не лучше китайцев или негров. Об этом свидетельствует, например, «Майн Кампф»: если евреям там посвящено множество страниц, то о России и русских сказано сравнительно немного. Основная мысль такова:

«Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены… Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось ее государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам - превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. Именно так были созданы многие могущественные государства на земле. Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счет именно германского ядра в ее высших слоях населения… Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства. Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы, которая лучше, чем что бы то ни было, подтвердит безусловно правильность нашей расовой теории… Наша задача, наша миссия должна заключаться прежде всего в том, чтобы убедить наш народ: наши будущие цели состоят не в повторении какого-либо эффективного похода Александра, а в том, чтобы открыть себе возможности прилежного труда на новых землях, которые завоюет нам немецкий меч».

Как говорят американцы, ничего личного, просто бизнес. Германии нужно жизненное пространство. Немцам нужны новые земли. Их нужно очистить от лишнего населения. Это лишнее население - славяне? Что ж, тем хуже для них.

И еще один важный момент: то, что пишет о «громадной государственной роли германских элементов» и «более низкой культуре» русских, - это не его личная выдумка. На этом убеждении воспитывались целые поколения немцев задолго до Гитлера. Отношение к славянам - и русским в частности - как к варварам берет свои истоки в раннем Средневековье, когда немцы продвигались на восток, очищая от славянских племен территории нынешней восточной Германии и западной Польши. Племена западных славян - к примеру пруссы - уничтожались под корень. Позднее духовно-рыцарские ордена - самый известный из которых, конечно же, Тевтонский - предпринимали крестовые походы в славянские земли, чтобы огнем и мечом обратить язычников в истинную веру или как минимум отправить их на тот свет. Случались, конечно, и досадные недоразумения, как в 1242 году от Рождества Христова, когда некий славянский князь разбил представителей духовного рыцарства на льду озера… Но поражение было совсем незначительным, и вообще, это не считается…

Представление о России - Московии - как об отсталой стране, населенной варварами, проходит сквозь века. Даже петровские реформы ничего в этом не меняют. Подъем Российской империи приписывается исключительно влиянию иностранцев, приглашенных на русскую службу. Статусом непререкаемой научной истины пользуется в европейской науке так называемая норманнская теория, которая гласит, что славяне совершенно неспособны создать собственное государство и потому вынуждены были пригласить скандинавских князей во главе с . С тех пор вся русская правящая элита - западноевропейская по своей крови. Только благодаря этому Россия еще существует как государство.

Настал XIX век. Казалось бы, Просвещение должно способствовать устранению национальных предрассудков. Ан нет: к русским войскам, которые приходят в Германию освобождать ее от Наполеона, относятся как к диким казакам, которые чем скорее уберутся из цивилизованной Европы, тем лучше. Двумя десятилетиями позже немцы зачитываются трудом де Кюстина, не скрывающего презрительное отношение к русским варварам. Найденный в одной из пещер в долине реки Неандер череп древнего человека - неандертальца, значительно уступающий по объему черепной коробки современному человеку, скептики немедленно объявляют «черепом русского казака».

Но ведь русские студенты, дворяне, деятели культуры - Тургенев, Достоевский, многие другие - жили и работали в Германии! - может возразить мне читатель. Да, это так. И отношение к ним было вполне нормальным - потому что немцы, повторюсь, рассматривали правящую и интеллектуальную элиту Российской империи как представителей иной расы, нежели та, к которой относилась основная масса населения. Да что там говорить - иные русские дворяне придерживались того же мнения.

1871 год. Основание Германской империи. Один из немногих вопросов, по которому существует широкий общественный консенсус, - это отношение к России. Один из столпов европейской социал-демократии, Фридрих Энгельс, писал: славяне «нежизненны и никогда не смогут обрести какую-нибудь самостоятельность». Они «никогда не имели своей собственной истории… и лишь с момента достижения ими первой, самой низшей ступени цивилизации уже подпали под чужеземную власть или лишь при помощи чужеземного ярма были насильственно подняты на первую ступень цивилизации». Под этими словами мог подписаться любой германский либерал. Все политические силы, кроме консерваторов, рассматривали Россию как варварскую страну, оплот рабства и угнетения. Отношение консерваторов было, впрочем, ненамного лучше - отличие заключалось в том, что они пропагандировали монархическую солидарность с практически уже немецкой по крови династией Романовых.

В конце 1870-х годов перед Германией встает вопрос: кого выбрать в качестве основного союзника - Австрию или Россию? «Железный канцлер» Бисмарк видит всю слабость Австро-Венгрии и выступает против тесного союза с ней… но тем не менее вынужден такой союз заключить. Причина - уже упомянутое выше негативное отношение германского общества к России. Пока Бисмарк находился у власти, он пытался не портить окончательно хороших отношений с восточным соседом, понимая, что их разрыв повлечет за собой скорое сближение России с Францией - союз, который возьмет Германскую империю в клещи. Преемники «железного канцлера» высокомерно проигнорировали этот факт, в результате чего в Первой мировой войне им пришлось сражаться на два фронта.

«Кузенчик, в твоей стране чудовищное свинство. Мы идем, чтобы вас окультурить и наконец-то хорошенько продезинфицировать» - такие слова от имени германского императора Вильгельма II в адрес его двоюродного брата Николая II печатались на сатирических почтовых открытках в 1914 году. По воспоминаниям русских офицеров, вошедших в Восточную Пруссию в начале войны, местное население в ужасе разбегалось - перед войной им рассказали, что русские выпускают вперед диких человекообразных казаков, которые питаются человечиной. И этому верили на полном серьезе! А как могло быть иначе, если представление о русских как о недочеловеках воспитывалось начиная со школьной скамьи? Не верите? Вот цитаты из германских школьных учебников начала ХХ века:

1908 год: «Русские - это полуазиатские племена. Их дух не является самостоятельным, чувство справедливости и реальности заменены слепой верой, им не хватает страсти к исследованиям. Раболепие, продажность и нечистоплотность, - это чисто азиатские черты характера».

1925 год: «Русский дух как таковой, видимо, не приспособлен к творческой созидательной деятельности; почти всем, что создано Россией во внешних и внутренних делах, она обязана немцам, состоявшим на русской службе, или прибалтийским немцам».

8 июля 1915 года, в разгар Первой мировой войны, почти полторы тысячи ведущих представителей немецкой интеллектуальной элиты подписались под меморандумом рейхсканцлеру Теобальду фон Бетманн-Гольвегу. В этом меморандуме существование России называется «величайшей опасностью для Германии и Европы». Поэтому западные русские земли необходимо заселить немцами, а славянское население куда-нибудь выселить. Здесь уже напрямую слышатся интонации гитлеровского Генерального плана «Ост».

Спрашивается: почему, собственно говоря, должен был рассуждать как-то иначе, нежели миллионы его соотечественников? Его отношение к славянам как к недочеловекам вполне объяснимо. И все же оно существенно отличалось от той ненависти, которую испытывал к евреям. Достаточно вспомнить, что в начале 1920-х годов он весьма активно общается с представителями белой эмиграции; впоследствии эмигранты припеваючи живут в Третьем рейхе, не опасаясь никаких преследований. В Германии активно действует - и даже получает определенное поощрение со стороны НСДАП - Русская православная церковь за рубежом. Которая, к слову сказать, не остается в долгу, устами своих иерархов восхваляя фюрера. Что совершенно не мешало ей впоследствии громогласно требовать от Русской православной церкви покаяния за сотрудничество со Сталиным. Разумеется, в своей деятельности РПЦЗ столкнулась с несколькими ограничениями, - и все же православные церкви находились в несопоставимо более выгодных условиях, чем синагоги. В конечном счете , пусть и после существенных колебаний, пошел на формирование воинских частей из русских коллаборационистов… еврейские же батальоны СС существуют только в анекдотах.

Отношение Гитлера к славянам было сугубо прагматичным. Их земля должна принадлежать немцам. Для этого часть из них должна быть уничтожена, а часть - находиться на положении рабов. Жалеть недочеловеков нет никакого смысла. «В этом году в России умрет от голода от 20 до 30 миллионов человек. Может быть, даже хорошо, что так произойдет: ведь некоторые народы необходимо сокращать», - скажет Геринг в беседе с Чиано в ноябре 1941 года, вне всякого сомнения, повторяя мысль обожаемого фюрера. Всего на европейской территории России должно остаться не более 15-30 миллионов человек. Остальные пусть переселяются на восток или умирают - как им будет угодно. Оставшихся тоже ждет незавидная участь.

«Заметьте себе, господа, что с помощью демократии невозможно удержать то, что когда-то было взято силой. Покоренные нами народы в первую очередь должны обслуживать наши экономические интересы. Славяне созданы для того, чтобы работать на немцев, и ни для чего больше. Наша цель - поселить в местах их нынешнего проживания сто миллионов немцев. Немецкие власти должны размещаться в самых лучших зданиях, а губернаторы жить во дворцах. Вокруг губернских центров в радиусе 30-40 километров будут размещаться пояса из красивых немецких деревень, связанных с центром хорошими дорогами. По ту сторону этого пояса будет другой мир. Там пусть живут русские, как они привыкли. Мы возьмем себе только лучшие их земли. В болотах пусть ковыряются славянские аборигены. Лучше всего для нас было бы, если бы они вообще объяснялись на пальцах. Но, к сожалению, это невозможно. Поэтому - все максимально ограничить! Никаких печатных изданий. Самые простые радиопередачи. Надо отучить их мыслить. Никакого обязательного школьного образования. Надо понимать, что от грамотности русских, украинцев и всяких прочих только вред. Всегда найдется пара светлых голов, которые изыщут пути к изучению своей истории, потом придут к политическим выводам, которые в конце концов будут направлены против нас. Поэтому, господа, не вздумайте в оккупированных районах организовывать какие-либо передачи по радио на исторические темы. Нет! В каждой деревне, на площади - столб с громкоговорителем, чтобы сообщать новости и развлекать слушателей. Да, развлекать и отвлекать от попыток обретения политических, научных и вообще каких-либо знаний. По радио должно передаваться как можно больше простой, ритмичной и веселой музыки. Она бодрит и повышает трудоспособность».

Так говорил в одном из своих застольных монологов. Может, это все были фантазии свихнувшегося безумца, которые совершенно не разделялись его окружением? Против этого говорит в первую очередь громадная работа, проделанная по Генеральному плану «Ост» и сопутствующим документам. Как справедливо отмечает Ю. Квицинский, «было бы неверным считать этот план, как и сотни других подобных ему немецких документов, шизофреническими продуктами свихнувшегося фюрера и его непосредственного окружения. Поражает глубокая, скрупулезная научная проработка как общей концепции, так и деталей этой людоедской программы, которая, несомненно, потребовала серьезных коллективных усилий большого отряда специалистов - политологов, этнографов, географов, историков, философов, экономистов, аграрников, медиков и т. д. Известно, что первый вариант этого плана был сверстан в апреле - мае 1940 года доктором Конрадом Майером - 39-летним ученым с мировым именем, директором Института сельского хозяйства и аграрной политики Берлинского университета, штандартенфюрером СС, руководителем Имперского исследовательского совета и проч. и проч. В компании с ним трудились десятки и сотни его коллег, а также представители армии, органов безопасности, промышленности, банков, профсоюзов и общественных объединений».

Вот как, например, расценивались в меморандуме Института труда Немецкого трудового фронта в ноябре 1941 года перспективы российской экономики: «Будущая экономика России должна не только полностью зависеть в хозяйственном плане от мощной экономики Запада, не только не иметь никакой военной промышленности, но и подвергнуться глубокой структурной перестройке, чтобы, исходя из вполне очевидных политических соображений, народы России никогда не перешагнули определенного жизненного уровня. В России надо позволить работать только таким предприятиям, продукция которых требует для своего производства лишь низкой и средней квалификации. Закрыть промышленные предприятия, которые предъявляют высокие требования к работающим на них коллективам, как, например, заводы по выпуску оптики, самолетов, локомотивов. С русских не надо требовать квалифицированного труда, чтобы держать их благополучие на этом основании на самом низком уровне. Россиян надо использовать только на добыче сырья, в сельском и лесном хозяйстве, на ремонтных и строительных предприятиях и ни в коем случае - на станкостроительных заводах и верфях, на производстве приборов и самолетов. Огромные естественные богатства России позволяют сохранить нетронутыми природные богатства Германии и Европы. Огромные пространства России позволяют также разгрузить нашу страну от вредных производств. Мы сможем, в частности, закрыть часть немецких металлургических заводов, перенеся тяжесть металлургических производств на Восток. То же самое касается свертывания добычи угля за счет завоза дешевого угля из бывшего СССР».

Допускаю, что несколько утомил читателя длинными цитатами. Но без них в данном случае, увы, совершенно никак. Перейдем к следующему вопросу: возможно, офицеры вермахта - как они станут об этом говорить после войны - наотрез отказывались выполнять приказы о жестоком обращении с местным населением и в свободное от основной работы время копали колодцы в русских деревнях, принимали роды у русских женщин и кормили с ложечки манной кашей русских раненых? Увы, факты говорят об обратном. Поведение вермахта на востоке было таково, что значительная часть немецкого общества до сих пор отказывается в него верить. Организованная в середине 1990-х годов передвижная выставка Гамбургского института социальных исследований «Война на уничтожение - преступления вермахта 1941-1944», убедительно демонстрирующая ответственность германской армии за военные преступления, вызвала в ФРГ целую бурю эмоций, порой весьма негативных по отношению к организаторам мероприятия. Тем, кто желает подробнее ознакомиться с поведением вермахта на советской земле, настоятельно рекомендую прочесть недавно переведенную книгу Г. Кноппа «Вермахт: итоги» и работу А. Дюкова «За что сражались советские люди». Здесь же позволю себе ограничиться выдержками из приказов немецких военачальников касательно войны на востоке.

Э. Гепнер, май 1941 года: «Война против России является важнейшей частью борьбы за существование немецкого народа. Это давняя борьба германцев против славян, защита европейской культуры от московско-азиатского нашествия, отпор большевизму. Эта борьба должна преследовать цель превратить в руины сегодняшнюю Россию, и поэтому она должна вестись с неслыханной жестокостью».

Г. Гот, ноябрь 1941 года: «Восточный поход надо закончить иначе, чем, например, войну с французами. Этим летом нам стало еще яснее, что здесь, на Востоке, сражаются два внутренне несоединимых воззрения: германское чувство чести и расы немецкого солдатского сословия, насчитывающего вековую историю, против азиатского способа мышления и его примитивных инстинктов, вбитых небольшим количеством еврейских интеллектуалов: страха перед кнутом, пренебрежения нравственными ценностями, всеобщего нивелирования, отбрасывания собственной ничего не стоящей жизни… Эта борьба может закончиться только уничтожением одного из противников. Примирение невозможно».

В. Рейхенау, декабрь 1941 года: «Снабжение питанием местных жителей и военнопленных является ненужной гуманностью. Все, в чем отечество отказывает себе и руководство с большими трудностями посылает на фронт, солдат не должен раздавать врагу, даже в том случае, если это является трофеями. Они являются необходимой частью нашего снабжения. Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянок воинских частей. Все остальное, являющееся символом бывшего господства большевиков, в том числе и здания, должно быть уничтожено. Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения».

Но, может, младшие офицеры и рядовые вели себя иначе? Дневник рядового Эмиля Гольца, 28 июня 1941 года: «На рассвете мы проехали Барановичи. Город разгромлен. Но еще не все сделано. По дороге от Мира до Столбцев мы разговаривали с населением языком пулеметов. Крики, стоны, кровь и много трупов. Никакого сострадания мы не ощущали. В каждом местечке, в каждой деревне при виде людей у меня чешутся руки. Хочется пострелять из пистолета по толпе». Рядовой Вальтер Траве, письмо домой: «Наступил час расплаты, которой мы давно ждали. Большевики скоро будут разбиты, а евреи - уничтожены. Мы их расстреливаем везде, где только обнаружим, несмотря на пол и возраст… Германцы на Востоке должны быть подлинными викингами, и все низшие расы должны быть уничтожены. Мы не имеем права на мягкость и малодушие».

Таких документов сотни и тысячи. Их настолько много, что может показаться, что все военнослужащие вермахта были садистами и убийцами. Разумеется, это не так. И среди генералов, и среди рядовых было немало людей, не одобрявших жестокостей в отношении мирного населения. И все же такие жестокости совершались повсеместно - и по приказу высшего командования, и по инициативе частей. Воля одного человека не могла быть единственной причиной. Сказывалась многовековая традиция отношения к славянам как к дикарям, варварам, которые ненамного лучше зверей.

Своего отношения к русским ни вермахт, ни его главнокомандующий не изменили до самого конца войны. Конечно, когда началась цепочка неудач и поражений, немцам пришлось стиснув зубы терпеть в рядах вермахта и СС формирования, укомплектованные русскими и представителями других «неполноценных» народов. Что ж, в данном случае возобладал трезвый практический расчет - если недочеловеки готовы убивать друг друга, почему бы не предоставить им такую возможность? Какого-то кардинального изменения «славянской политики» Гитлера это не означало.

Адольф Гитлер, безусловно, является персоной нон грата в современном немецком обществе. Т.е. в современной Германии его идеи и вообще весь национал-социализм на всех уровнях порицаются. В школе, университете, в телевидении, книгах – немцы вообще воспитываются с очень сильной прививкой от любого проявления национализма и тоталитаризма. Вообще это очень и очень интересный пример, ему подобного я больше в истории и не вспомню, когда вся идентичность общества выстраивается на основе как бы «негативного» воспоминания. Не на основе повествования о великой победе, великих личностях и свершениях, а на основе представления, что, мол, «мы, немцы, устроили ужасную бойню, это было ужасно, мы виноваты и теперь мы должны следить за тем, чтобы такое больше не повторилось». В этой системе ценностей Гитлер занимает, естественно, место одного из главных «антигероев».

При этом я не согласен с высказыванием здесь, что немцы стараются избегать в разговоре темы нацизма и личности Гитлера. По моему опыту – ничуть. Я как-то проводил среди знакомых немцев даже мини-опрос: «имя какого исторического персонажа у вас ассоциируется с немецкой историей?». И кто бы вы думали победил? Гитлер. Но не потому, что его так любят, а наоборот – просто люди не стеснялись признаться, что да, увы, но на историю Германии фюрер оказал очень сильное и негативное воздействие. Кстати, заметно очень существенное отличие от любых подобных опросов в России (про русскую историю), где люди сразу начинают думать в сторону «кто тут у нас самый-самый герой».

Среди молодежи в Германии есть, правда, другая тенденция. А именно – Гитлер постепенно превращается в персонажа поп-культуры. О котором все вроде бы знают, что он «плохой», но было это так давно, что можно уже и посмеяться. Или мемчики прикольные сделать. В Германии в последние несколько лет выходила книга, а потом ее экранизация, «Он снова здесь» - эдакая фантастика, что Гитлер вдруг просыпается посреди современного Берлина. И начинаются всякие его приключения в мире масс-медиа и шоу-бизнеса. Так вот книга стала бестселлером. Просто молодежи уже часто пофиг о том, что было 70 лет назад. А имя вроде бы на слуху, да в играх всяких компьютерных встречается. Опять-таки, Гитлера не оправдывают, его просто начинают представлять смешным.

И, наконец, еще одна вещь. Хотя национал-социализм и начатая им война порицаются, существует интересное явление. Попробуйте расспросить современных немцев о том, что делали их деды/прадеды в то время. 9 человек из 10 (если не больше) расскажут истории, что, мол, вот как раз мой предок был не такой как все, он никого не убивал, нацистов не любил и тихо критиковал. Или вообще вредительствовал Третьему Рейху и прятал у себя преследуемых коммунистов/евреев. И так повсеместно. Остается, конечно, вопрос, а кто же тогда воевал, шел завоевывать и вообще поддерживал этот Третий Рейх? Но таково уж свойство памяти – на коллективном уровне устойчивое представление «как было плохо», на лично-семейном – табу и забвение нелицеприятных моментов биографии.

«Русские нам не враги». Как современные немцы относятся к Великой Отечественной?

Обозреватель «АиФ» побеседовал в Германии с множеством людей, включая внука Рудольфа Гесса (одного из главных военных преступников фашистской Германии). И выяснил - День Победы вызывает уважение, однако большинству жителей ФРГ неизвестно, сколько жизней мы потеряли на той войне.



У 15-летнего Гюнтера внезапно случилась истерика - через час после начала экскурсии. Он упал на колени возле барака и начал рыдать, размазывая слёзы по щекам. Вокруг мальчика собралась толпа. Кто-то из одноклассников звонил по мобильнику, кто-то искал по карманам таблетки. «Почему?! - кричал Гюнтер. - Как немцы могли творить ТАКОЕ с людьми?! Да заслуживаем ли мы вообще прощения?»
Нервные срывы герман­ских подростков в экс-концлагере СС Дахау под Мюнхеном - довольно частое явление. Несмотря на это, посещение мемориала входит в обязательную школьную программу для старших классов. Детям показывают печи крематория, где сгорели десятки тысяч узников, газовые камеры и фото изуверских опытов врачей-эсэсовцев. «Это нужно, чтобы всё не по­вторилось вновь, - сообщил мне сотрудник музея. - Ведь самое страшное зло со временем забывается». Пожалуй, так и есть. Согласно опросам, 80% немцев сейчас не знают, что их деды убили в СССР 27 миллионов человек…


Митинг участников Молодежного каравана мира в бывшем немецко-фашистском концентрационном лагере Дахау. 1986 г. Фото - РИА Новости

«Страна льдов и снегов»
«Что я думаю о Дне Победы? О, русские кажутся мне загадочными героями из фантастиче­ских фильмов. Наверное, такими и должны быть люди, опрокинувшие Гитлера. Многим немцам до сих пор непонятно, почему Германия решила с вами воевать. Как у народов у нас много общего - взять хотя бы любовь к сосискам и пиву!»
73-летний юрист Рольф Клемент был ребёнком, когда началась война. Его двоюродный брат, офицер вермахта, замёрз в Сталинграде. Он говорит, обид тут быть не может: «Мы напали, вы защищались. Всё честно». А вот к американцам и англичанам у Рольфа иное отношение: «Летом 43-го их авиа­ция полностью сожгла Гамбург, погибли 42 тыс. человек. Разве это правильная война?» Немцы часто подчёркивают в беседах: Гитлер - чудовище, но им при его власти тоже пришлось несладко. Вспоминают и гибель армии Паулюса, и бомбардировки городов, и падение Берлина. Они прекрасно осведомлены о холокосте и миллионах евреев, умерщв­лённых в концлагерях. Однако о морях крови, которой истёк Советский Союз, жителям ФРГ известно не так уж много.
«Для немцев Россия, - считает историк Герхард Бюх­ляйн, - страна льдов и снегов, где «генерал Зима» заморозил бедных мальчиков, одетых в форму со свастикой. Но в Германии стесняются рассуждать на тему, что вермахт и СС сотворили на оккупированной территории СССР. На ТВ и в прессе не забывают упомянуть: лишь 6 тыс. солдат (из 100 тыс. взятых в плен в Сталинграде) вернулись домой. Однако мало кто в курсе, что в эсэсовских концлагерях были замучены 3 млн советских военнопленных. Мы ужасаемся авианалётам союзников - 600 тыс. нем­цев заживо похоронили под обломками зданий в Берлине, Дрездене, Регенсбурге. И понятия не имеем, что из-за блокады Ленинграда от голода и обстрелов умерло ровно столько же людей»


Гамбург 1943г.


Мюнхен (как и Гамбург) тоже бомбили, хоть и слабее. Отдельные «знаковые места» Третьего рейха уцелели, но их разрушили потом сами немцы. Например, снесли пивную «Бюргербройкеллер», где толкал речи Гитлер (во избежание паломничества неонацистов). Человек, к которому я приехал на интервью, везёт меня в центр города.
- Знаете, - говорю я попутчику. - Увидел бы нас мой дед - ему бы это не понравилось.
- Хм, - замечает он в ответ. - А моему уж тем более. Я - и сижу рядом с русским!

«Мы убили так много?!»
Мой дедушка - советский военный лётчик, был сбит в конце 1944-го и находился в плену до капитуляции Германии. Дед же моего собеседника, 34-летнего инженера Вольфа Гесса, - заместитель Гитлера по партии, обергруппенфюрер Рудольф Гесс. Сам Вольф настроен антифашистски и искренне считает, что 9 Мая - это освобождение его страны от диктатуры. «Хочу знать, - спрашивает он. - Если я приеду в Россию, у меня не будет сложностей?» «Конечно нет, - говорю я. - Даже те, кто воевал, простили немцев». Вольф кивает: «Я никогда не ощущал, что русские наши враги. А… сколько мирных жителей погибло в СССР?» Отвечаю - около 18 миллионов. Расстрелы заложников, массовые казни в Бабьем Яре, карательные акции, машины-«душегубки» в Краснодаре. Вольф бледнеет. «Неужели так много?!»
Эту фразу я часто слышу в Германии. «Хотите посмотреть фото в Интернете? - интересуюсь я. - Там эсэсовцы позируют рядом с горами трупов. В архивах есть тысячи снимков». Мой спутник погружается в раздумья. «У нас редко об этом говорят, - вздыхает он. - Главная тема зверств нацистов - холокост».
Моё мнение - холокост ни в коем случае нельзя забывать. Это безумное уничтожение целого народа, от младенцев до стариков. Другое дело - получается, что покаяние за звер­ства немецкой армии весьма избирательно. Одному факту посвящены фильмы, ток-шоу и телепередачи, другие обходят молчанием. Даже в Австрии, в городе рядом с экс-концлагерем СС Маутхаузен, я спрашивал прохожих, кого именно убивали в бараках. Мнения разделились. «Кажется, евреев», - сказал один человек. «Коммунистов», - вспомнил второй. Русских не назвал никто, а ведь 39% узников Маутхаузена составляли советские военнопленные. Образ Восточного фронта в мыслях современных немцев - снега, ужасы штурма горящего Берлина и потерявшие человеческий облик солдаты в Сталинграде. Отмечая 9 Мая как день разгрома Третьего рейха, Германия всё ещё не осознала масштаба жертв среди населения СССР. Нет, не нужно, чтобы перед нами бесконечно извинялись. Хорошо было бы просто помнить…



Узники немецкого концлагеря Маутхаузен, Австрия. 5 мая 1945 год. Источник фото - РИА Новости

Один из школьников, прибывших в Дахау в группе с Гюнтером, разговорился со мной, пока его однокласснику давали успокоительное. «Вы из Москвы? Наверное, большой город. А я вот даже не знаю - немцы во время войны были в Москве?» «Полным-полно, - ответил я пареньку. - Они кучу домов построили вокруг кинотеатра «Форум», Московский университет помогли соорудить, заводы восстанавливали». «Так это были пленные? - смутился мальчик. - Ой… извините меня за вопрос». «Нет проблем, - улыбнулся я. - Зато теперь вы знаете правду».

.