Отрывок из телеграммы военачальника. Зимние заметки о летних впечатлениях

7.11.

Из Программы КПСС

«При коммунизме не будет классов, исчезнут социально – экономические и культурно -

бытовые различия между городом и деревней; по уровню развития производительных сил и характерутруда, формампроизводственныхотношений,бытовымусловиям,степени

благосостояния населения деревня поднимется до уровня города. С победой коммунизма

произойдёт органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем, работники физического труда по своему культурно-техническому уровню поднимутся до уровня людей умственного труда. Таким образом, коммунизм покончит с делением общества на классы и социальные слои, в то время как вся история человечества, за исключением первобытных времён, была историей классового общества.

Деление на противоположныеклассывелокэксплуатациичеловекачеловеком,

классовой борьбе и антагонизму между нациями и государствами. При коммунизме будет

происходитьвсебольшеевсестороннее сближениенацийнаосновеполнойобщности

экономических, политических и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества.

Коммунизм - это строй, где расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека. Семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчётов и будут целиком строиться на чувствах взаимной любви идружбы. КПСС,какпартиянаучногокоммунизма,выдвигаетирешаетзадачи коммунистическогостроительствавмеруподготовкиисозревания материальныхи духовных предпосылок, руководствуясь тем, что нельзя

перепрыгивать через необходимые ступени развития, равно как задерживаться на достигнутом, сдерживать движение вперёд. Решение задачстроительствакоммунизмаосуществляетсяпоследовательными этапами. Вближайшеедесятилетие(1961 -1970годы)Советский Союз,создавая материально - техническуюбазукоммунизма,превзойдётпопроизводству продукциина душу населения наиболее мощную и богатую

страну капитализма - США; значительно поднимется материальное благосостояние и культурно - технический уровень трудящихся, всембудет обеспеченматериальныйдостаток;всеколхозыисовхозыпревратятся в высокопроизводительные и высокодоходные хозяйства; в основном будут удовлетворены потребности советских людей в благоустроенных жилищах; исчезнет тяжелый физический труд; СССР станет страной самого короткого рабочего дня. В итоге второго десятилетия (1971 -1980 годы) будет создана материально - техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилиематериальных икультурныхблагдлявсегонаселения;советскоеобщество вплотную подойдёт к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдёт постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество. Полностьюпостроениекоммунистического обществазавершитсявпоследующий период. Величественноезданиекоммунизмавоздвигаетсяупорнымтрудом советского народа - рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Чем успешнее их труд, тем ближе осуществление великой цели – построение коммунистического общества ».

Вопросы и задания к документу:

1) Укажите, какие характерные черты будущего коммунистического общества отмечены в данном документе?

2) Укажите, какими обстоятельствами руководствовались члены Президиума ЦК КПСС, когда принимали решение о публичном осуждении культа личности и его последствий на ХХ и ХХП съездах партии

ОТВЕТ:

1) - При коммунизме не будет классов, исчезнут социально – экономические и культурно -

бытовые различия между городом и деревней;

По уровню развития производительных сил и характерутруда, формампроизводственныхотношений,бытовымусловиям,степени благосостояния населения деревня поднимется до уровня города.;

С победой коммунизма произойдёт органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей;

Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем, работникифизического труда по своему культурно-техническому уровню поднимутся до уровня людейумственного труда;

Коммунизм покончит с делением общества на классы и социальные слои;

2) XX съезд обычно считается моментом, положившим конец сталинской эпохе и сделавшим обсуждение ряда общественных вопросов несколько более свободным; он знаменовало ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве и возвращение многих прежде запретных имён. Однако на деле критика Сталина прозвучала лишь на закрытом заседании ЦК. На съезде обсуждались отчёты центральных органов партии и основные параметры 6-гопятилетнего плана. Съезд осудил практику отрыва «идеологической работы от практики коммунистического строительства», «идеологического догматизма и начётничества».

Обсуждалось также международное положение, роль социализма как мировой системы и борьба его с империализмом, распад колониальной системы империализма и становление новых развивающихся стран. В связи с этим, был подтверждён ленинский принцип о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Съезд принял решение о многообразии форм перехода государств к социализму, указал, что гражданские войны и насильственные потрясения не являются необходимым этапом пути к новой общественной формации. Съезд отметил, что «могут быть созданы условия для проведения мирным путём коренных политических и экономических преобразований».

Осуждение культа личности Сталина

Главные события, сделавшие съезд знаменитым, произошли в последний день работы, 25февраля, на закрытом утреннем заседании. В этот день Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», который был посвящён осуждению культаличности И. В. Сталина. В нём была озвучена новая точка зрения на недавнее прошлое страны, с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 1930-х - начала1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина. В докладе была также поднята проблема реабилитации партийных и военных деятелей, репрессированных при Сталине.

Несмотря на условную закрытость, доклад был распространён по всем парт ячейкам страны, причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; обсуждение доклада велось также в ячейках ВЛКСМ.

«Смягчённый» вариант доклада был обнародован в качестве постановления Президиума ЦККПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма. Решения съезда по транспорту.

7.12.

«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых

дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена такого коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения».

1) Назовите известные вам события мировой истории, которые произошли в тот же период, что и описанное в мемуарах событие?

2) Укажите, какие яркие события в жизни в СССР произошли в обозначенный в документе период?

16 Апреля - Организуется научно-исследовательская станция «Северный полюс-11» под руководством Н. Н. Брязгина:

3 Июля - Франция провозгласила независимость Алжира, поскольку на референдуме за это решение высказались 91 процент проголосовавших (1 июля). Временное правительство Алжира в изгнании вернулось в страну;

4 Августа - Лидер организации Африканский Национальный Конгресс Нельсон Мандела был заключён в тюрьму, в которой провёл 28 лет. За это время он стал символом борьбы чернокожего населения Южноафриканской Республики против расистского режима апартеида. После выхода на свободу Мандела был избран президентом страны;

2) Новочеркасское восстание 1962 года

7.13 .

началось. Около 11 часов утра я явился в заседание Совета Республики и попросил Н.Д.

Авксентьева,председателяСовета,предоставитьмнекакпредседателюВременного

правительства немедленно слово для срочного сообщения, которое я должен сделать Совету Республики. Получив слово, я заявил, что в моем распоряжении находятся бесспорные доказательстваорганизацииЛенинымиегосотрудникамивосстанияпротив Революционногоправительства.Язаявил,чтовсевозможныемерыдляподавления восстания приняты и принимаются Временным правительством, что оно будет до конца бороться с изменниками Родины и революции, что оно прибегнет без всяких колебаний к военнойсиле,ночтодляуспешностиборьбыправительствунеобходимонемедленное содействие всех партий и групп, представленных в Совете Республики, нужна помощь всего народа. Я потребовал от Совета Республики всей меры доверия и содействия. Для того чтобы восстановитьсебеатмосферутоговремени,представитьсебенастроениесобравшихся, достаточно вспомнить, что во время моей речи члены Совета Республики не раз стоя, с особымподъемом,свидетельствовалиосвоейполнойсолидарностисВременным правительством в его борьбе с врагами народа. В минуту этого всеобщего национального взрыва только некоторые вожди партий и группировок, тесно связанных с двумя крайними флангамирусскойобщественности,немоглипреодолетьвсебежгучейненавистик правительствуМартовскойреволюции:онипродолжали сидеть,когдавсесобрание поднималось как один человек. Эти непримиримые были с-д интернационалист Мартов, к-д Милюков и два-три корниловских казака. Уверенный в том, что представители нации до конца осознали всю исключительную тяжесть и ответственность положения, я, не ожидая голосования Совета, вернулся в штаб к прерванной срочной работе, уверенный, что не пройдет 1,5 часов как я получу сообщение о всех решениях и деловых начинаниях Совета Республики и помощь правительству. Ничего подобного не случилось».

Вопросы и задания к документу:

1) Какие события мировой истории произошли в тот же период, что и описанное в мемуарах событие?

2) Укажите, какие яркие события в жизни в СССР произошли в обозначенный в документе период.

ответ

1) 24.10.1917 На Итальянском фронте начинается сражение при Капоретто (до 10 ноября). Войскам Австро-Венгрии и Германии удается прорвать линию фронта. Итальянские части создают новый рубеж обороны по реке Пьяве.

27.10.1917 Яша Хейфец, скрипач родом из России, в возрасте 16 лет выступает с первым концертом в США (Карнеги-холл).

28.10.1917 Премьер-министром Италии становится Витторио Орландо.

2) Никаких, еще не существовало СССР.

7.14.

Выдержки из интервью журналу «Знание» чл.-корр. АН СССР А. Аганбегяна в апреле 1965г. (опубликовано не было) «В последние 6 лет темпы развития нашей экономики снизились примерно в 3 раза. Темпы в сельском хозяйстве – примерно в 10 раз (с 8% в год до 0,8%). За это время рост товарооборота снизился примерно в 4 раза. За это же время очень снизился рост реальных доходов населения СССР, которые вообще чрезвычайно низки (в настоящее время в СССР на душу населения реальный доход в среднем составляет 40-50 руб. в месяц). Внешние причины. Мы значительную часть средств тратим на оборону... Из 100 млн. работающих в СССР 30-40 млн. заняты в оборонной промышленности. У нас постоянный не эквивалентный обмен с другими странами. Мы торгуем в основном сырьем, т.к. многие страны, в том числе социалистические, не хотят покупать у нас готовую продукцию из-за ее низкого качества. Главные причины–внутренние.

1.Неверное направление хозяйственного развития страны.

2.Несоответствиесовременнымтребованиямжизнисистемыпланирования, стимулированияиуправлениясоветскойэкономики.Многиегодымыбезудержно

придерживалиськурсасверх индустриализации.Дажевпоследниегоды,когда необходимостьвэтомотпала,продолжалсяэтоткурс.Всеэтопроисходилопри искусственномзадерживанииотраслейэкономики,неотносящихсяктяжелой промышленности, и наносило им ущерб. ...Наша система планирования, стимулирования и управленияпромышленностьюсложиласьв30-егоды.Послеэтогоменялисьтолько вывески:авсеоставалосьоснованнымнаадминистративныхметодахруководстваи планирования. Очень тяжело сказывается на нашей экономике чрезмерный централизм и отсутствие демократии в хозяйстве... У нас фактически отсутствует роль цены и стоимостных отношений. Главным является – централизованное распределение.

Вопросы и задания к документу:

1) Каковы внутренние причины описанного в документе явления?

2) Назовите основные черты советской экономики данного периода.

ОТВЕТ

1) 1.Неверное направление хозяйственного развития страны.

2.Несоответствиесовременнымтребованиямжизнисистемыпланирования, стимулированияиуправлениясоветскойэкономики

3. чрезмерный централизм и отсутствие демократии в хозяйстве.

4. отсутствует роль цены и стоимостных отношений

5. Главным является – централизованное распределение

2) – незавершенные реформы;

Падение темпов экономического роста;

Кризис в аграрном секторе и обострение продовольственной проблемы;

Отставание в области НТР;

Полная бюрократизация власти;

Диктат партийно-государственного аппарата.

7.15

«К вопросу о высылке из России меньшевиков, народных социалистов, кадетов и тому подобных я бы хотел задать несколько вопросов ввиду того, что эта операция, начатая до моего отпуска, не закончена и сейчас. Решительно «искоренить» всех энесов? Народных социалистов Пешехонова, Мякотина, Горнфельда? Петрищева и др. По-моему, всех выслать. Вреднее всякого эсера, ибо ловчее. То же А.И. Потресов, Изгоев и все сотрудники «Экономиста» (Озеров и многие, многие другие). Меньшевики: Розанов (врач, хитрый), Вигдорчик Мигулоиликак-то вэтомроде),ЛюбовьНиколаевнаРадченкоиеемолодаядочь (понаслышке злейшие враги большевизма); И.А. Рожков (надо его выслать, неисправим);С.Л.Франк(автор«Методологии»).КомиссияподнадзоромМанцева,Мессингаидр. должна представить списки, и надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго. Насчет Лежнева (бывший «День») очень подумать: не выслать ли? Всегда будет коварнейшим, насколько я могу судить по прочитанным его статьям. Озеров, как и все сотрудники «Экономиста», -враги самые беспощадные. Всех их - вон из России. Делать это надо сразу. К концу процесса эсеров, не позже. Арестовать несколькосотибезобъявлениямотивов - выезжайте,господа!Всехавторов«Дома литераторов»,питерской«Мысли»;Харьковобшарить,мыегонезнаем,этодлянас «заграница». Чистить надо быстро, не позже конца процесса эсеров».

Вопросы к документу:

2) Каково историческое (культурное) следствие реализации меры о которой идет речь в документе

ОТВЕТ

1) высылка меньшевиков, народных социалистов, кадетов из России;

Решительно «искоренить» всех энесов (народных социалистов). Арестовать несколькосотибезобъявлениямотивов - выезжайте,господа!

2) установление однопартийной системы в стране, начало массовых репрессий.

7.16.

Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании «Рузвельт. ... Я хочу заверить... собравшихся за этим столом членов настоящей конференции... в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее. ...Я думаю..., что три нации, объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поколений.Черчилль. Это – величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества...Сталин. ...Я надеюсь, что мы примем все меры к тому,чтобы...использоватьтусилуивласть,которыенамвручилинашинароды...Рузвельт. ...Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу – операции через Канал <Ла-Манш>, я хочу сказать, что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой операции...Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе... Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта».

Вопросы и задания к документу:

1) Наосноветекстаизнанийпоисторииукажитенеменеетрехосновныхвопросов, обсуждавшихся на конференции.

2)КакиепричинызадержкинамечаемойоперациичерезЛа-Маншупомянулвсвоем выступлении Ф. Рузвельт?

ОТВЕТ

1 Это Тегеранская конференция, на которой решались вопросы:

Открытия второго фронта,

Разделение Германии.

Создание ООН.

2) ...Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца.

7.17.

Из совместного заявления Л. Каменева и Г. Зиновьева «Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <...> Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние... начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше]выступление...вусловияхблагоприятныхдлянашихврагов.[Наше]влияние... растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильнойтактикемыможемполучитьтреть,атоибольшемествУчредительном собрании.<...>ТольконаСоветысможетоперетьсявсвоейреволюционнойработеи Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы –вот тот комбинированный типгосударственныхучреждений,ккоторомумыидем.<...>Говорят:1)занасуже

большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! –ни то, ни другое неверно, и в этом все дело. В России за нас большинство рабочих и часть солдат. Но все остальное –под вопросом. Мы все уверены, например, что еслиделотеперьдойдетдовыбороввУчредительноесобрание,токрестьянебудут голосоватьвбольшинствезаэсеров.Чтожеэто – случайность?Солдатскаямасса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. <...> Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас... Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

Вопросы и задания к документу:

1) На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые

приводились сторонниками вооруженного восстания.

2)Укажитенеменеетрех аргументов,которыеприводятсявзаявлениипротивидеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

ОТВЕТ

1)Могут быть приведены следующие аргументы:

1) за большевиков - большая часть народа;

2) большевики уже взяли под свой контроль многие Советы, в том числе Петросовет,

3)большевики могут опереться на помощь международного пролетариата;

4) влияние большевиков при дальнейшем промедлении начнет снижаться;

5) большевикинесмогутвыигратьвыборыв Учредительноесобрание,т.е.легально прийти к власти;

6) революциииеёдостижениямугрожают«контрреволюционные»мерыВременного правительства.

2) Могут быть указаны следующие аргументы:

1)влияние большевиков не падает, а со временем только растет;

2) у большевиковпоявилисьнеплохиешансыполучитьболеетретиголосовв Учредительном собрании и законным путем стать преобладающей политической силой;

7.18.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развитиянеуклоннопретворяетсявжизнь.Приостановленосползаниестранык экономическомуисоциально-политическомукризису...Началсяпроцессоздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силуновыеметодыхозяйствования.ВсоответствиисЗакономогосударственном предприятии(объединении)идётпереводобъединенийи предприятийнахозрасчети самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизньновые,прогрессивныеформывнутрипроизводственныхтрудовыхотношенийна основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий дляэффективногохозяйствованияпервичных звеньев экономики.Развёрнутаяпо инициативепартииработапозволилавозобновитьростреальныхдоходовтрудящихся. Реализуютсяпрактическиемерыпоувеличениюпроизводствапродуктовпитанияи предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса

страны.Значительнаяработапроведенапопереосмыслениюсовременныхреальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройкавсёглубжевходитвжизньсоветскогообщества,оказываетнанеговсё возрастающее преобразующее воздействие».

Вопросы и задания к документу:

1) Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции?Укажите любые четыре направления

2) Каковы политические итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии .

ОТВЕТ

1) Девятнадцатая Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза проходила в Москве с 28 июня по 1 июля 1988 года. Она открылась в Москве 28 июня 1988 года. На открытии с речью выступил М. С. Горбачёв. В ней говорилось о преимуществе перестройки, постройки к 2000 году жилья и гуманизации социализма.

Переводобъединенийипредприятийнахозрасчети самоокупаемость.

Широко обсуждён и принят Закон о кооперации.

Входят в жизньновые,прогрессивныеформывнутрипроизводственныхтрудовыхотношенийна основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность.

1)итоги, например:

Неудача в преодолении кризиса;

Распад СССР;

2)причины, например:

Ограниченность возможностей реформирования командной моде­ли экономики;

Отсутствие общественного согласия;

Сепаратизм союзных республик.

Итоги могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие причины

7.19.

«24 октября было уже совершенно очевидно, что восстание неизбежно, что оно уже началось. Около 11 часов утра я явился в заседание Совета Республики и попросил Н.Д. Авксентьева, председателя Совета, предоставить мне как председателю Временного правительства немедленно слово для срочного сообщения, которое я должен сделать Совету Республики. Получив слово, я заявил, что в моем распоряжении находятся бесспорные доказательства организации Лениным и его сотрудниками восстания против Революционного правительства. Я заявил, что все возможные меры для подавления восстания приняты и принимаются Временным правительством, что оно будет до конца бороться с изменниками Родины и революции, что оно прибегнет без всяких колебаний к

военной силе, но что для успешности борьбы правительству необходимо немедленное

содействие всех партий и групп, представленных в Совете Республики, нужна помощь всего народа. Я потребовал от Совета Республики всей меры доверия и содействия. Для того чтобы восстановить себе атмосферу того времени, представить себе настроение собравшихся, достаточно вспомнить, что во время моей речи члены Совета Республики не раз стоя, с особым подъемом, свидетельствовали о своей полной солидарности с Временным правительством в его борьбе с врагами народа. В минуту этого всеобщего национального взрыва только некоторые вожди партий и группировок, тесно связанных с двумя крайними флангами русской общественности, не могли преодолеть в себе жгучей ненависти к правительству Мартовской революции: они продолжали сидеть, когда все собрание поднималось как один человек. Эти непримиримые были с-д интернационалист Мартов, к-д Милюков и два-три корниловских казака. Уверенный в том, что представители нации до конца осознали всю исключительную тяжесть и ответственность положения, я, не ожидая голосования Совета, вернулся в штаб к прерванной срочной работе, уверенный, что не пройдет 1,5 часов как я получу сообщение о всех решениях и деловых начинаниях Совета Республики и помощь правительству. Ничего подобного не случилось».

Вопросы и задания к документу:

1)Какие три события мировой истории произошли в том же году, что и описанное в мемуарах событие? Перечислите их.

2)Какие наиболее яркие события произошли в обозначенный в документе период? Укажите не менее трех. Привлекая исторические факты раскройте историческое значение одного из них

ОТВЕТ

1) ПАДЕНИЕ Российской империи;

Окончание первой мировой войны;

Октябрьская социалистическая революция разделила мир на два лагеря - капиталистический и социалистический.

2) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

последствия, например:

Утверждение политики «военного коммунизма»;

Разгул красного террора;

Организация Рабоче-Крестьянской Красной Армии;

Начало Гражданской войны в России;

причины, например:

Разгон большевиками Учредительного собрания, большинство делегатов которого отказалось признать декреты съезда Советов;

Ярко выраженная классовая политика большевиков, их курс на мировую революцию.

Последствия могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие причины

БЛОК №1
1. Прочтите отрывок из заявления политического деятеля.
«Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота. Центральный Комитет не сумел занять решительную позицию осуждения и
противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. Среди заговорщиков оказались члены партийного руководства, ряд
партийных комитетов и средств массовой информации поддержал действия государственных преступников. Это поставило коммунистов в ложное положение.
Многие члены партии отказались сотрудничать с заговорщиками, осудили переворот и включились в борьбу против него. Никто не имеет морального права огульно обвинять всех коммунистов, и я как Президент считаю себя обязанным защитить их как
граждан от необоснованных обвинений.
В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске. Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций
определят они сами.
Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального
секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост.
2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев.
3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом РФ.
4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков.
5) Заявление сделано в 1993 г.
6) В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России.

2. Прочтите отрывок из воспоминаний.
«С 27 февраля, день за днём, с утра и до вечера, к Думе являлись всевозможные делегации, приходили непрерывной вереницей полки в полном составе, рабочие всех заводов и фабрик, учащиеся и т. д. В толпе царило радостное и восторженное настроение,
всюду сохранялся порядок. У всех на устах было имя М.В. Родзянко, к которому шли
и шли без конца. По много раз приходилось Михаилу Владимировичу выходить к
толпе и объяснять народу создавшееся положение. Михаил Владимирович выбивался
из сил.
Свивший себе тут же в Думе прочное гнездо совет рабочих депутатов первое
время держался как-то в стороне. Появились и из их лагеря ораторы, речи которых
сначала лились в унисон с тем, что говорилось от имени Думы. Однако скоро картина
резко изменилась. Тон представителей этой организации стал менять свою окраску.
Уже чувствовались демагогия и пораженчество. Последнее обстоятельство сильно беспокоило Михаила Владимировича, который не мог один бороться с этими явлениями.
Ряды членов Г. Думы, разделявших первое время непосильный одному человеку труд,
стали редеть…
Совет рабочих депутатов блестяще воспользовался создавшимся положением и
быстро, очень талантливо наладил дело пропаганды. И вот народ, стремившийся
узнать правду и желавший понять происходящее, шел за разъяснениями в Думу, а
здесь его встречали не депутаты, и народ получал "соответствующие" разъяснения и
инструкции, приведшие его в результате к 25 октября».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) События, описанные в тексте, относятся к 1905 г.
2) Явление, описываемое в воспоминаниях, получило название «режим двоевластия».
3) Одним из современников событий, описываемых в воспоминаниях, был А. Ф.
Керенский.
4) Исторический деятель, о котором говорится в воспоминаниях, был одним из лидеров партии эсеров.
5) Автор воспоминаний отмечает высокую популярность в начале описываемых
событий исторического деятеля, о котором говорится в воспоминаниях.
6) Автор воспоминаний позитивно оценивает роль представителей социалистических партий в описываемых в воспоминаниях событиях.

3. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы... Я всё это
охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно
я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный Комитет, это сделал съезд партии... Эти вопросы созрели, и их
нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало
бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению
времени.
Яркий пример тому - Чехословакия 1968 года. Я много раз советовал президенту
Новотному: "Поднимите занавес, разоблачите злоупотребления, если они у вас
были"... Новотный сердился и говорил: "...у нас ничего подобного не было". Я ему отвечал: "Если это не сделаете вы, то это сделают другие, и вы окажетесь в очень незавидном положении". Новотный не послушался меня, и все знают, к чему это привело и
его самого, и всю Чехословакию».

1) Автор воспоминаний до момента своей смерти занимал высшие партийные и государственные посты.
2) Говоря о съезде партии, автор отрывка имеет в виду XX съезд КПСС.
3) Автор воспоминаний был одним из руководителей СССР во время упомянутых
событий в Чехословакии.
4) Автор воспоминаний пишет, что его работа по разоблачению Сталина проводилась исключительно по морально-нравственным соображениям.
5) Автор утверждает, что именно он был автором идеи о необходимости разоблачения Сталина.
6) В ходе упоминаемых в тексте событий в Чехословакию были введены войска
стран Организации Варшавского договора.

4. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых
дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути, а путь, пройденный мною, хороший, и я его
не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей
внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил
эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела.
Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить
США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь
возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали
вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К
такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего
предложения».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автором воспоминаний является В. М. Молотов.
2) Кризис, о котором идёт речь в данном отрывке, относится ко второй половине
1950-х гг.
3) Кризис, о котором идёт речь, удалось преодолеть благодаря взаимным уступкам
СССР и США.
4) Автор воспоминаний пишет, что решение о действиях в условиях кризиса принималось коллективно.
5) Автор утверждает, что одной из целей действий советского руководства в условиях кризиса являлось развязывание войны против США.
6) Руководителем Кубы в период кризиса являлся Фидель Кастро.

БЛОК №2
1. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Кто
был царём в этот период?
Из воспоминаний М. В. Родзянко:
«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами. <...>
Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё
ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. <...>
Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражён переменой
настроения жителей столицы.
Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской
власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно - царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения
всех в великом деле войны.
...Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.
Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о
том, что несёт за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения
России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил,
ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путём
организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и
коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства...»

2. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика

науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и
внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма
оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это
в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
3. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите
месяц и год, к которому относится данное воспоминание.
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся
над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных,
военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, левыразимая радость заливала меня...
слёзы радости текли из глаз...
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что...
выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при
тридцатиградусном морозе в открытых полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы... бесконечная гордость за наших солдат,
молодых офицеров и генералов... В этот момент счастья странным образом забылись
поражения первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

4. «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все
продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина
на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет
студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов,
красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции.
Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто
вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!»
К какому году относится запись в дневнике? С каким событием связана ситуация в
университете? В какой форме проявлялась общественная активность студентов?

БЛОК №3
1. «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и...искусства в целях
укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и
искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов,
рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций
(ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения
этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования
кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и
стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций)...»
Какие причины преобразований названы в данном постановлении Политбюро ЦК
ВКП(б)? Укажите две причины.

2. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.


Из письма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано
1930г.).
«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала - мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из
черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не
существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в
моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены
бес-численные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой
стране... И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных»,
«Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как
лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской
семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской
войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает -
несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми - аттестат белогвардейца-врага, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...»
Ответьте на основании источника и вашего знания истории, как сложилась творческая судьба этого писателя, и объясните, почему она сложилась таким образом.

3. Прочтите отрывок из мемуаров Г.К. Жукова и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140
прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей
освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для
наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...
Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла.
Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.
Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя,
начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией,
миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши
войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...
20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»
Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух особенностей
этой операции. Кто их советских военачальников отличился в этом сражении?
4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение
исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева
«11 июня <...> прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилась, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика
подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития
науки и техники, модернизации отечественного машинос

Часть 1

Ответами к заданиям 1—19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами(например: НиколайВторой).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Венский конгресс

2) «Славная революция» в Англии

3) присоединение Новгорода к Московскому государству

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) Грюнвальдская битва

Б) заключение Плюсского перемирия между Россией и Швецией

B) издание манифеста о вольности дворянской

Г) переход к нэпу, замена продразвёрстки продналогом

ГОДЫ

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся ко второй половине XIX в.

1) монастырские крестьяне; 2) мировой посредник; 3) выкупные платежи; 4) временнообязанное состояние; 5) земская управа; 6) губной староста.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Напишите пропущенное слово.

Единственный всесоюзный ____ за всю историю существования СССР был проведён по вопросу о сохранении СССР 17 марта 1991 г.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) развитие отношений между Древнерусским государством и Византией

Б) расширение территории в XVI в.

B) реформаторская деятельность Екатерины II

Г) экономические реформы А. Н. Косыгина

ФАКТЫ

1) присоединение к России Астрахани

2) взятие Корсуни войском князя Владимира Святославича

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) начало ваучерной приватизации

5) принятие Постановления «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

6) созыв Уложенной комиссии

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Закон Божий, в десятословии нам преподанный, научает нас седьмый день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

Б) «...В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ был издан в период правления Павла I.

3) В соответствии с данным документом в России образовалась новая социальная группа — вольные (свободные) хлебопашцы.

4) Данный документ был издан в период правления Александра I.

5) В соответствии с данным документом крестьяне получили личную свободу.

6) Данный документ был издан в период правления Александра II.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А

Фрагмент Б

7. Какие события из перечисленных ниже относятся к правлению царя Михаила Фёдоровича? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) создание полков «нового строя»

2) Соляной бунт

3) Смоленская война

4) освобождение Москвы от поляков

5) заключение Ништадтского мирного договора

6) заключение Столбовского мирного договора

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» — ____.

Б) США приняли официальное решение о распространении ленд-лиза на СССР в ____ 1941 г.

B) Союзницей Германии во Второй мировой войне была ____.

Пропущенные элементы:

1) О. В. Кошевой

2) Бельгия

6) Ф. И. Толбухин

9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A) разорение Москвы в 1382 г.

Б) оборона Пскова во время Ливонской войны

B) Синопское сражение

Г) «перестройка» в СССР

УЧАСТНИКИ

1) хан Тохтамыш

2) И. П. Шуйский

3) хан Едигей

4) П. С. Нахимов

5) Ю. В. Андропов

6) Э. А. Шеварднадзе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из заявления и укажите фамилию его автора.

«В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературой в СССР. За этот срок я, ни разу не выезжая за пределы СССР, написал ряд сатирических повестей, а затем четыре пьесы, из которых три шли при неоднократных цензурных исправлениях, запрещениях их и возобновлениях на сценах государственных театров в Москве, а четвёртая — «Бег» была запрещена в процессе работы над нею в Московском Художественном театре и света не увидала вовсе.

Теперь мне стало известно, что и остальные три к представлению запрещаются.

Таким образом, в наступающем сезоне ни одна из них, в том числе и любимая моя работа «Дни Турбиных», больше существовать не будут».

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Ледовое побоище

Возникновение Английского парламента

Битва на р. Боже

Война Алой и Белой розы в Англии

Пропущенные элементы:

1) битва на р. Шелони

2) начало создания Русской Правды

4) Аугсбургский религиозный мир

6) распад Франкской империи

7) восстание под предводительством У. Тайлера в Англии

9) включение в состав Московского государства Смоленска Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, и я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) Кризис, о котором идёт речь в данном отрывке, относится ко второй половине 1950-х гг.

3) Кризис, о котором идёт речь, удалось преодолеть благодаря взаимным уступкам СССР и США.

6) Руководителем Кубы в период кризиса являлся Фидель Кастро.

Рассмотрите схему и выполните задания 13—16.

13. Укажите век, когда в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «5». Ответ запишите в виде слова.

14 .Назовите монарха, при котором установилась западная граница России, обозначенная на схеме.

15. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII -XVIII вв. — ____ — обозначена на схеме цифрой “4”».

16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

17. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

A) Д. И. Фонвизин

Б) Андрей Рублёв

B) И. Е. Репин

Г) А. Т. Твардовский

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) картина «Переход Суворова через Альпы»

2) картина «Крестный ход в Курской губернии»

3) роман «Они сражались за Родину»

4) икона «Троица»

5) комедия «Недоросль»

6) поэма «Василий Тёркин»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.

2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.

4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.

5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.

19. Укажите изображения объектов, возведённых в период руководства СССР политического деятеля, при котором произошли события, отражённые на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти объекты.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20—25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа

«Мы уповаем, что большей части из верных подданных Наших ведомо, с каким прилежанием и попечением Мы сына своего перворожденного Алексея воспитать тщились.

И хотя Мы его многократно и во многие кампании воинские с собою брали, дабы обучить воинскому делу, також иногда и в Москве оставляли, вруча ему некоторые в Государстве управления для предбудущего обучения; а потом и в чужие края посылали, надеясь, что он, видя так регулярные Государства, склонится к добру и трудолюбию.

Но сие семя учения на камни пало: поскольку он не только оному не следовал, но и ненавидел, и ни к воинским, ни к гражданским делам никакой склонности не являл; но упражнялся непрестанно в обхождении с непотребными и подлыми людьми.

Мы, сожалея о Государстве Своём и верных подданных, дабы от такого властителя в худое состояние не были приведены, властью отеческою, по которой по правам Государства Нашего и каждый подданный Наш сына своего наследства лишить, и другому сыну, которому хочет, оное определить волен, и яко Самодержавной Государь для пользы Государственной, лишаем его, сына Своего Алексея, за те вины и преступления, наследства по Нас престола Нашего Всероссийского, хотя б ни единой персоны Нашей фамилии по Нас не осталось, и определяем и объявляем по Нас помянутого престола наследником другого сына Нашего, Петра, хотя еще и малолетнего, ибо иного возрастного наследника не имеем, и заклинаем прежде помянутого сына Нашего Алексея родительскою Нашею клятвою, дабы того наследства ни в которое время себе не претендовал и не искал».

22. Привлекая исторические знания, укажите, какой порядок престолонаследия был установлен в России автором данного документа. Укажите два других порядка престолонаследия, существовавших в разное время в государстве Русь и в Российском государстве.

23. В 1549 г. впервые в российской истории было созвано собрание представителей всех слоёв российского общества. В дальнейшем вплоть до конца XVII в. эти собрания собирались с разной периодичностью для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Укажите название, под которым вошли в историю собрания, о которых идёт речь. Укажите две причины того, что период наибольшей активности этих собраний пришёлся на 1610-1620-е гг.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Успехи в развитии экономики, достигнутые Россией на рубеже XIX -XX вв., не позволяли ей ликвидировать отставание от стран Западной Европы и США».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 Вот уже сколько месяцев толкуете вы мне, друзья мои, чтоб я описал вам поскорее мои заграничные впечатления, не подозревая, что вашей просьбой вы ставите меня просто в тупик. Что я вам напишу? что расскажу нового, еще неизвестного, нерассказанного? Кому из всех нас русских (то есть читающих хоть журналы) Европа не известна вдвое лучше, чем Россия? Вдвое я здесь поставил из учтивости, а наверное в десять раз. К тому же, кроме сих общих соображений, вы специально знаете, что мне-то особенно нечего рассказывать, а уж тем более в порядке записывать, потому что я сам ничего не видал в порядке, а если что и видел, так не успел разглядеть. Я был в Берлине, в Дрездене, в Висбадене, в Баден-Бадене, в Кельне, в Париже, в Лондоне, в Люцерне, в Женеве, в Генуе, во Флоренции, в Милане, в Венеции, в Вене, да еще в иных местах по два раза, и всё это, всё это я объехал ровно в два с половиною месяца! Да разве можно хоть что-нибудь порядочно разглядеть, проехав столько дорог в два с половиною месяца? Вы помните, маршрут мой я составил себе заранее еще в Петербурге. За границей я не был ни разу; рвался я туда чуть не с моего первого детства, еще тогда, когда в долгие зимние вечера, за неумением грамоте, слушал, разиня рот и замирая от восторга и ужаса, как родители читали на сон грядущий романы Радклиф, от которых я потом бредил во сне в лихорадке. Вырвался я наконец за границу сорока лет от роду, и, уж разумеется, мне хотелось не только как можно более осмотреть, но даже всё осмотреть, непременно всё, несмотря на срок. К тому же хладнокровно выбирать места я был решительно не в состоянии. Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я, — зато я всё видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама. Вся „страна святых чудес“ представится мне разом, с птичьего полета, как земля обетованная с горы в перспективе. Одним словом, получится какое-нибудь новое, чудное, сильное впечатление. Ведь я теперь, сидя дома, об чем тоскую наиболее, вспоминая о моих летних странствованиях? Не о том, что я ничего не разглядел в подробности, а о том, что вот почти ведь везде побывал, а в Риме, например, так и не был. А в Риме я бы, может быть, пропустил папу...» Одним словом, на меня напала какая-то неутолимая жажда нового, перемены мест, общих, синтетических, панорамных, перспективных впечатлений. Ну чего ж после таких признаний вы от меня ожидаете? Что я вам расскажу? что изображу? Панораму, перспективу? Что-нибудь с птичьего полета? Но, пожалуй, вы же первые скажете мне, что я высоко залетел. Кроме того, я считаю себя человеком совестливым, и мне вовсе не хотелось бы лгать, даже и в качестве путешественника. А ведь если я вам начну изображать и описывать хотя бы только одну панораму, то ведь непременно солгу и даже вовсе не потому, что я путешественник, а так просто потому, что в моих обстоятельствах невозможно не лгать. Рассудите сами: Берлин, например, произвел на меня самое кислое впечатление, и пробыл я в нем всего одни сутки. И я знаю теперь, что я виноват перед Берлином, что я не смею положительно утверждать, будто он производит кислое впечатление. Уж по крайней мере хоть кисло-сладкое, а не просто кислое. А отчего произошла пагубная ошибка моя? Решительно от того, что я, больной человек, страдающий печенью, двое суток скакал по чугунке сквозь дождь и туман до Берлина и, приехав в него, не выспавшись, желтый, усталый, изломанный, вдруг с первого взгляда заметил, что Берлин до невероятности похож на Петербург. Те же кордонные улицы, те же запахи, те же... (а впрочем, не пересчитывать же всего того же!). Фу ты, бог мой, думал я про себя: стоило ж себя двое суток в вагоне ломать, чтоб увидать то же самое, от чего ускакал? Даже липы мне не понравились, а ведь за сохранение их берлинец пожертвует всем из самого дорогого, даже, может быть, своей конституцией; а уж чего дороже берлинцу его конституции? К тому же сами берлинцы, все до единого, смотрели такими немцами, что я, не посягнув даже и на фрески Каульбаха (о ужас!), поскорее улизнул в Дрезден, питая глубочайшее убеждение в душе, что к немцу надо особенно привыкать и что с непривычки его весьма трудно выносить в больших массах. А в Дрездене я даже и перед немками провинился: мне вдруг вообразилось, только что я вышел на улицу, что ничего нет противнее типа дрезденских женщин и что сам певец любви, Всеволод Крестовский, самый убежденный и самый развеселый из русских поэтов, совершенно бы здесь потерялся и даже, может быть, усомнился бы в своем призвании. Я, конечно, в ту же минуту почувствовал, что говорю вздор и что усомниться в своем призвании он не мог бы даже ни при каких обстоятельствах. Через два часа мне всё объяснилось: воротясь в свой номер в гостинице и высунув свой язык перед зеркалом, я убедился, что мое суждение о дрезденских дамах похоже на самую черную клевету. Язык мой был желтый, злокачественный... «И неужели, неужели человек, сей царь природы, до такой степени весь зависит от собственной своей печенки, — подумал я, — что за низость!» С этими утешительными мыслями я отправился в Кельн. Признаюсь, я много ожидал от собора; я с благоговением чертил его еще в юности, когда учился архитектуре. В обратный проезд мой через Кельн, то есть месяц спустя, когда, возвращаясь из Парижа, я увидал собор во второй раз, я было хотел «на коленях просить у него прощения» за то, что не постиг в первый раз его красоту, точь-в-точь как Карамзин, с такою же целью становившийся на колени перед рейнским водопадом. Но тем не менее в этот первый раз собор мне вовсе не понравился: мне показалось, что это только кружево, кружево и одно только кружево, галантерейная вещица вроде пресс-папье на письменный стол, сажен в семьдесят высотою. «Величественного мало», — решил я, точно так, как в старину наши деды решали про Пушкина: «Легко, дескать, слишком сочиняет, мало высокого». Я подозреваю, что на это первое решение мое имели влияние два обстоятельства, и первое: одеколонь. Жан-Мария Фарина находится тут же подле собора, и в каком бы вы ни остановились отеле, в каком бы вы ни были настроении духа, как бы вы ни прятались от врагов своих и от Жан-Марии Фарины в особенности, его клиенты вас найдут непременно и уж тут: «Одеколонь ou la vie», одно из двух, выбора не представляется. Не могу утверждать слишком наверное, что так и кричат именно этими словами: «Одеколонь ou la vie!», но кто знает — может быть и так. Помню, мне тогда всё что-то казалось и слышалось. Второе обстоятельство, разозлившее меня и сделавшее несправедливым, был новый кельнский мост. Мост, конечно, превосходный, и город справедливо гордится им, но мне показалось, что уж слишком гордится. Разумеется, я тотчас же на это рассердился. Притом же собирателю грошей при входе на чудесный мост вовсе не следовало брать с меня эту благоразумную пошлину с таким видом, как будто он берет с меня штраф за какую-то неизвестную мне мою провинность. Я не знаю, но мне показалось, что немец куражится. «Верно, догадался, что я иностранец и именно русский», — подумал я. По крайней мере его глаза чуть не проговаривали: «Ты видишь наш мост, жалкий русский, — ну так ты червь перед нашим мостом и перед всяки немецки человек, потому что у тебя нет такого моста». Согласитесь сами, что это обидно. Немец, конечно, этого вовсе не говорил, даже, может, и на уме у него этого не было, но ведь это всё равно; я так был уверен тогда, что он именно это хочет сказать, что вскипел окончательно. «Черт возьми, — думал я, — мы тоже изобрели самовар... у нас есть журналы... у нас делают офицерские вещи... у нас...» — одним словом, я рассердился и, купив склянку одеколону (от которой уж никак не мог отвертеться), немедленно ускакал в Париж, надеясь, что французы будут гораздо милее и занимательнее. Теперь рассудите сами: преодолей я себя, пробудь я в Берлине не день, а неделю, в Дрездене столько же, на Кельн положите хоть три дня, ну хоть два, и я наверно в другой, в третий раз взглянул бы на те же предметы другими глазами и составил бы об них более приличное понятие. Даже луч солнца, простой какой-нибудь луч солнца тут много значил: сияй он над собором, как и сиял он во второй мой приезд в город Кельн, и зданье наверно бы мне показалось в настоящем своем свете, а не так, как в то пасмурное и даже несколько дождливое утро, которое способно было вызвать во мне одну только вспышку уязвленного патриотизма. Хотя из этого, впрочем, вовсе не следует, что патриотизм рождается только при дурной погоде. Итак, вы видите, друзья мои: в два с половиною месяца нельзя верно всего разглядеть, и я не могу доставить вам самых точных сведений. Я поневоле иногда должен говорить неправду, а потому... Но тут вы меня останавливаете. Вы говорите, что на этот раз вам и ненадобно точных сведений, что занужду вы найдете их в гиде Рейхарда, а что, напротив, было бы вовсе недурно, если б и каждый путешественник гонялся не столько за абсолютной верностью (которой достичь он почти всегда не в силах), сколько за искренностью; не боялся бы иногда не скрыть иного личного своего впечатления или приключения, хотя бы оно и не доставляло ему большой славы, и не справлялся бы с известными авторитетами, чтоб проверять свои выводы. Одним словом, что вам надобны только собственные, но искренние мои наблюдения. — А! — восклицаю я, — так вам надобно простой болтовни, легких очерков, личных впечатлений, схваченных на лету. На это согласен и тотчас же справлюсь с записной моей книжкой. И простодушным быть постараюсь, насколько могу. Прошу только помнить, что, может быть, очень многое, что я вам напишу теперь, будет с ошибками. Разумеется, не всё же с ошибками. Невозможно ведь ошибиться, например, в таких фактах, что в Париже есть Нотр-Дам и Баль-Мабиль. Особенно последний факт до того засвидетельствован всеми русскими, писавшими о Париже, что в нем уже почти нельзя сомневаться. В этом-то, может, и я не ошибусь, а, впрочем, в строгом смысле и за это не ручаюсь. Ведь говорят же вот, что быть в Риме и не видать собора Петра невозможно. Ну так посудите же: я был в Лондоне, а ведь не видал же Павла. Право, не видал. Собора св. Павла не видал. Оно конечно, между Петром и Павлом есть разница, но все-таки как-то неприлично для путешественника. Вот вам и первое приключение мое, не доставляющее мне большой славы (то есть я, пожалуй, и видел издали, сажен за двести, да торопился в Пентонвиль, махнул рукой и проехал мимо). Но к делу, к делу! И знаете ли: ведь я не всё только ездил и смотрел с птичьего полета (с птичьего полета не значит свысока . Это архитектурный термин, вы знаете). Я целый месяц без восьми дней, употребленных в Лондоне, в Париже прожил. Ну вот я вам и напишу что-нибудь по поводу Парижа, потому что его все-таки лучше разглядел, чем собор св. Павла или дрезденских дам. Ну, начинаю.

    Я вот уже сколько раз замечал - стоит только человеку публично, в тех же соц-сетях озвучить - какого человека он для отношений ищет, как на него обрушивается какой то невероятный вал негатива, обесценивания и вообще - агрессии.

    За то, что человек взял на себя смелость... (Взял. На себя. Смелость!! - а ведь многие "ищущие отношений" - даже этого не готовы сделать...) - сформулировать и озвучить то, что ему важно в избраннике/избраннице?

    За то, что понял - ДЛЯ ЧЕГО ему отношения нужны?

    Заявить "ищу жену/мужа" (не "секс на один раз", ни "лёгких и романтических отношений", ни чего либо другого) - как по мне, так весьма ответственный шаг, требующий как минимум внутренней решимости и готовности к этому!

    Откуда столько едкого сарказма и агрессии??

    Или любое заявление о подобном - сталкивает большинство читающих со своей неспособностью это сделать (по типу, и я хотел бы - но не могу, куча стыда и внутренних запретов мешает?)

    И поэтому - лучше злиться и обесценивать - чем испытывать стыд и фрустрацию?

    Или все же это банальный комплекс несоответствия и неполноценности?

    Если, например, я прочел в запросе девушки: "Ищу мужчину (такого то и такого то", с з пл от 500 т р" - не примеряю ли я это на себя?

    И если нет у меня такой зарплаты - возникает ощущение несоответствия. "Я - хуже других..."

    И рождается злость.

    "Ах ты с%ка меркантильная, да как же ты можешь?!? Такое то требовать??"

    Или если женщина читает в запросе мужчины: ищу симпатичную, до 25 лет, без детей...

    -"Ах ты гад, да как же ты можешь то... А как же я?? Ну ладно, пусть я симпатичная, но не всем же "до 25 быть"?? А детей я куда дену??"

    Я думаю, что злости и негативных чувства - рождается тем больше, чем больше ВНУТРИ есть неприятия себя.Своей ситуации, своего положения.

    Несогласия - с тем, кто ты есть.

    И желания - быть кем то другим.

    Тогда любая ситуация выбора - даже кого то и где то там, не имеющая непосредстаенно к тебе никакого отношения - поднимает эту боль.

    "Я не доволен (не довольна собой).И своей жизнью.И я живу -совершенно не так, как хотелось бы.И являюсь не тем, кем хочу быть".

    А это страшно.Понимать - что ты живёшь, "по минимуму", не используя свои возможности, и свой потенциал.Не в мире с собой -а в состоянии постоянного внутреннего раздрая и ощущения "несоответствия".

    Несоответствия - в первую очередь своим же собственным представлениям о себе...

    И эта боль и злость - может стать тем самым топливом, готовностью и решимостью - что бы изменить что то в своей Жизни, в самом себе.

    Что бы изменить это "несоответствие".

    Если для мужчины - ну может начать зарабатывать больше. Или ощутить. собственную ценность и значимость - вне зависимости от своей профессии и дохода.

    А для женщины? - да наверное тоже.Например - понять и ощутить - что она хороша и достойна любви - такой какая она есть.Без этой постоянной борьбы за "моложе", "стройнее", "упругее".

    И что она уже не девочка, которой важно заслужить расположение мамы - своей "хорошестью", "нужностью"... И своё право быть в отношениях, в контакте - только будучи удобной и "оправдывая требования". Той же "мамы"...

    А может- так и остаться ядовитыми и злобными комментариями в интернете...