Памяти добролюбова история создания. «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

Идеал общественного деятеля в стихотворении

«Памяти Добролюбова».

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий. Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики. Он отразил самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на общественную атмосферу эпохи. Он создал собственную «некрасовскую школу» поэзии. Некрасов сконцентрировал свое внимание на одной теме – теме народа, и на протяжении многих лет поэт оказывается в центре литературной жизни России: он был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал «Современник», выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал «отечественные записки», который выпускался с 1868 года и до конца жизни Некрасова.

Работая в журнале «Современник», судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Он пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

Добролюбов написал несколько критических статей: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и «Когда же придет настоящий день?». Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.

Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.

Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение «Памяти Добролюбова». В это стихотворении Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается Некрасовым в следующих строках:

Сознательно мирские наслаждения

Ты отвергал, ты чистоту хранил…

Как женщину ты родину любил…

Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

Но слишком рано твой ударил час,

И вещее перо из рук упало.

Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

Плачь, русская земля! Но и гордись –

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно…

Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России. Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами? Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:

Природа – мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря Некрасову человечество помнит его и чтит.

Пользовался литературой:

1. Большая Советская Энциклопедия

2. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство: АСТ


Насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, " ...

Тоже не является положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничтожит духовные ценности. Билет №38 Основные темы раннего творчества горького рассказ “израиль” М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с...

Его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия. - Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. ...

Добролюбова» (1864) и др.) Н. А. Некрасов воскрешает символический образ поэта-пророка, восходящий еще к поэзии декабристов и содержащий традиционный социальнобунтарский аспект (не столь важный для Пушкина, но очень важный для Некрасова, как и для декабристов). Важно, что лирический герой Некрасова не отождествляется с пророком, как у Пушкина или Лермонтова. Лирический герой восхищается пророком...

В ряде своих стихотворений Николай Алексеевич рисует человека особенного, необыкновенного, идущего путем Белинского и Герцена и возвышающегося до их подвига. Так, в стихотворении 1864 года «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого мы проведем, поэт выражает тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял сам Добролюбов.

Не случайно при первой публикации этого стихотворения Некрасов в качестве эпиграфа поставил строки из восьмистишия самого Добролюбова, закончив их словами: «Шествуй тою же стезёю». В облике критика Николай Алексеевич прежде всего поэтизирует подчинение личной жизни делу свободы, отказ от мирских наслаждений, подчинение страстей рассудку, аскетическую самоотверженность и самопожертвование. Нужно заметить, что некрасоведы установили не абсолютное соответствие героя этого стихотворения прототипу. Поэт намеренно наделяет образ Добролюбова чертами суровости и аскетизма, видя в них свойства особенных людей новой эпохи. Говоря о том, что Добролюбов «учил умирать», Некрасов отнюдь не прославляет смерть и не считает её выражением некой ценности. Он поэтизирует ту же самоотверженность, показывает неизбежность трагического финала у тех, кто готов к подвигу и способен на него.

Некрасов смело и уместно воспользовался риторическим оборотом «Плачь, русская земля!», который применил сам критик в полемике с Н. Гречем. Только на этот раз поэт допустил «кощунственную» переадресовку. Процитированные слова теперь связаны не с царем: ими оплакивается критик-демократ. Вместо «отца» родной земли возвеличивается её великий сын. В то же время Некрасов зовёт не только плакать по поводу смерти этого человека, но и — существенное добавление — гордиться его жизнью. Рисуя образ подвижника гражданского служения родине, поэт передаёт его этическую и эстетическую привлекательность. Добролюбов окружен в этом реквиеме светом прекрасного, ибо он сын природы-матери, наделившей его своими дарами, ибо в нём самом совмещены «сокровища душевной красоты», он является «светильником разума». Это выражение напоминает восклицание Горацио над телом трагедийного Гамлета. В обоих случаях речь идёт об угасании великой личности. Будучи «сеятелем», он одновременно относится к лучшим, редким всходам «нивы жизни». Герою произведения «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого нас интересует, приданы и черты возвышенного: он изображается на фоне стоящей «под небесами» русской земли; масштаб его деяний соразмерен с безграничностью родины, его возлюбленной; он «высоко вознёсся» над другими. Его великое сердце («какое сердце биться перестало!») пульсировало в ритм с «честными сердцами» людей, с «золотым сердцем» народа. Наконец, отметим, что «суровому» герою стихотворения даны приметы «пророка»: у него «вещее» перо; взывая к жизни новой, он готовил «перлы для венца». Завершается стихотворение необычным трехстишием без рифм, в котором последняя строка короче других, она словно обрывается на середине. Высокую ноту сменяет её неожиданный обрыв, словно подступила спазма, словно дыхание перехватило. На этом завершим анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» (Некрасов).

Николай Некрасов и Николай Добролюбов познакомились благодаря журналу «Современник». Добролюбов пришел работать в редакцию журнала, а Некрасов был одним из его совладельцев. Пламенной дружбы между мужчинами не образовалось, ведь у них была серьезная разница в возрасте. Однако Некрасов неоднократно восхищался талантливостью молодого критик и поэта–сатирика, который мог точно и объективно дать оценку любому литературному произведению.

В своих публикациях, Николай Добролюбов мог понятно и доходчиво объяснить читателям суть различных литературных поэм, произведений и стихов. Но, в свои двадцать пят лет Николай Добролюбов скончался от чахотки. И в этот момент Некрасов искренне понял, какого уникального человека забрала судьба. Ведь он был настоящим гением, который мог в пару простых и понятных слов вложить жизненную истину.

В 1864 году Некрасов пишет стихотворение «Памяти Добролюбова». Николай Алексеевич пишет о том, что, несмотря на юные годы, Добролюбов был необычайно мудрым и зрелым мужчиной. Уже в свои двадцать два года его называл грозой поэтов, ведь он критиковал литературные произведения без всяких утаиваний, без каких-либо поблажек. Добролюбов считал, что творить литературу нужно не для славы, а для свободы. Только тогда в ней будет заложен стержень и глубокий смысл.

Некрасов отмечает, что молодой критик необычайно любил свою родину, однако она, как суровая любовница, слишком поздно оценила талант юного публициста.

По мнению Николая Алексеевича, творчество Добролюбова смогло бы проникнуть в сознание людей, изменить общественное мнение. Однако смерть посчитала иначе и забрала его.

Некрасов говорит о том, что Николай Добролюбов был уникальным человеком. Такого русская земля еще не рождала. Критик жил не для себя, не для великой славы, а для своей родной России. Всеми силами души он пытался изменить жизнь и судьбу простого человека к лучшему. И за это ему огромная благодарность!

Стихотворение «Памяти Добролюбова» было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику «Современника». Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулёза.

Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова.

Стихотворение напечатано в «Современнике» № 11-12 за 1864 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру эпитафии, но лишено романтической условности, свойственной произведениям этого жанра в середине 19 в. Наоборот, в стихотворении читатель получает реалистический психологический портрет друга и соратника автора.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – значение личности и творчества Добролюбова для воспитания русской революционной молодёжи.

Основная мысль: Николай Добролюбов – пример жизни, полностью посвящённой борьбе за счастье родины. Некрасов писал позже, что «старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».

Стихотворение состоит из 6 строф, разных по длине: четыре четверостишия, одно пятистишие и одно семистишие, оборванное на высокой ноте. Это пример того, как форма подчинена содержанию.

Обращаясь к покойному другу на ты , как если бы он был жив, лирический герой начинает своё рассуждение с парадоксальной мысли: «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать». Далее поэт развивает эту мысль о том, что подвиг Добролюбова есть жизнь, отданная родине, любовь к которой сначала противопоставляется любви к земной женщине, а затем превозносится в гордом и торжественном плаче: «Плачь, русская земля, но и гордись...» Завершает стихотворение обращение к матери-природе, рождающей таких людей и не дающей заглохнуть ниве жизни.

Тропы и образы

В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.

Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого – праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова – суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).

Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).

Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).

При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра .

Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная. Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова

7 252 0

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов .

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение , в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», - именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист. Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».