Памятник затопленным кораблям история. Памятник Затопленным кораблям в Севастополе — самый загадочный памятник города. Предыстория создания достопримечательности

В Севастополе считается одной из самых узнаваемых достопримечательностей — этот монумент вы встретите в любом путеводителе. Объект имеет глубокое символическое значение, поскольку связан с проявлением мужества матросов Черноморского флота. Интересный факт: в 2016 году памятник Затопленным кораблям попал на рисунок российской банкноты 200-рублевого номинала. Севастопольская достопримечательность одержала уверенную победу в ходе всенародного голосования.

Расположен монумент в непосредственной близости от площади Нахимова и Приморского бульвара — оттуда открывается самый лучший обзор на оригинальное сооружение. В центре Северной бухты возвышается рукотворный утес, на котором установлена гигантская белая колонна — монумент сразу бросается в глаза. На самой набережной находится мемориальная доска с информацией об объекте. А вот GPS-координаты утеса: 44.618345, 33.524362.

История затопления

Сразу отметим, что история памятника Затопленным кораблям в Севастополе тесно связана с первой фазой Крымской войны. Альминское сражение оказалось для россиян неудачным, и над городом-героем нависла угроза оккупации. Князь Меншиков, верховный главнокомандующий, решил защитить внутренний рейд любой ценой. Так было принято решение избавиться от устаревших парусных судов, а заодно перегородить неприятелю вход в бухту. В 1854 году на траверзе двух артиллерийских батарей (Александровской и Константиновской) произошло затопление нескольких парусников:

  • «Силистрия»;
  • «Варна»;
  • «Уриил»;
  • «Селафаил»;
  • «Флора»;
  • «Сизополь»;
  • «Три святителя».

Наступила осень, и шторма частично разрушили заграждение, поэтому городские власти были вынуждены укрепить сооружение корветом «Пилад» и кораблем «Гавриил». На этом процесс не остановился — вскоре (1855 год) на дно отправились два фрегата («Мессемврия» и «Кагул»), а также парусники «Святослав», «Ростислав» и «Двенадцать апостолов». Фрегат «Мидия» стал последним «кирпичиком» во второй заградительной линии.

Стоит отметить, что погибшие суда имели свои команды, которые оставили родные палубы и пополнили собой ряды защитников Севастополя. За два года до описываемых событий был проведен эксперимент: устаревший купеческий бриг отправили в свободное плавание под огнем береговых батарей. Выяснилось, что корабль получил мизерные повреждения — после этого и начались разговоры о возведении дополнительных преград.

Идея затопления принадлежала капитану Зорину — оригинальную мысль тут же поддержал адмирал Нахимов. Севастопольская бухта была ключом к молниеносной победе вражеской коалиции — рейд нужно было срочно защищать всеми доступными способами. Впоследствии решение боевых командиров вызвало неоднозначные высказывания историков — многие полагали, что затопление не являлось острой необходимостью. Однако факты говорят о том, что защита Севастопольской бухты помешала коалиции захватить весь полуостров, выполнив свой первоначальный план.

В Севастополе памятник Затопленным кораблям, фото которого мы здесь разместили, воздвигнут не просто так. Почти год плохо укрепленный и не подготовленный к длительной осаде город успешно сдерживал неприятельские армады. Силы коалиции были измотаны до предела, и вскоре их оккупационным планам пришел конец. О героизме и доблести севастопольских защитников слагались легенды. Поэтому ничего удивительного в появлении мемориального комплекса нет.

Как появился монумент

В 1905 году севастопольцы праздновали пятидесятилетнюю годовщину успешной обороны своей малой родины. Городские власти решили построить искусственный остров и увековечить давний подвиг моряков оригинальным способом. Сооружение было воздвигнуто в 23 метрах от набережной, оно состояло из утеса, восьмигранного пьедестала и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками. В начале прошлого века по Российской империи ходили многочисленные черно-белые открытки с изображением достопримечательности.

К сожалению, торжественного открытия горожане не дождались — в 1905 году состоялась первая русская революция. А в 1917 году царский режим пал — по всей стране начали массово разрушаться памятники, так или иначе связанные с самодержавием. Но вот памятник Затопленным кораблям, фото которого впечатляли гостей города еще в прошлом веке, большевики решили пощадить. Правда, революционно настроенные чиновники стали предлагать свои варианты реконструкции. Вот несколько примеров:

  • переименование (это происходило с монументом около десяти раз);
  • смена символики (звезда вместо императорской короны);
  • подводка электрического освещения;
  • снятие бронзового креста (это в итоге и было сделано).

Крест был демонтирован в 1927 году, после чего о монументе на долгое время забыли. Таинственным образом памятник Затопленным кораблям выстоял в период ВОВ, хотя и находился в эпицентре событий. В 1941 году неподалеку от достопримечательности разорвалась мина, но объект не пострадал. Еще одну мину сумели обезвредить водолазы — это произошло сравнительно недавно, в 2005 году. Снаряды пролетали мимо объекта, бомбы не падали в его окрестностях — многие севастопольцы расценивают это как чудо.

В 1944 году передовые советские отряды достигли набережной Севастополя. К удивлению солдат, монумент стоял на месте, а чуть поодаль пылал «Продромос» — один из немецких танкеров. На старых фотоснимках запечатлен дымный шлейф и остов разрушенного взрывом немецкого корабля. В 1969 году достопримечательность перекочевала на герб Севастополя. Еще один интересный факт: памятник Затопленным кораблям описанием так и не обзавелся. В архивах и краеведческих центрах содержится очень мало сведений об этом объекте.

Чем памятник Затопленным кораблям заинтересует туристов

С набережной открывается прекрасный вид на старинную достопримечательность — можно рассмотреть не только сам утес, но и пьедестал со всеми декоративными элементами. Собственно, проектировщики (архитектор Фельдман и Академик Адамсон) так и задумали. Монумент включает следующие компоненты:

  • искусственная гранитная скала (высота достигает 9 метров);
  • восьмигранный пьедестал (выдается в сторону набережной);
  • триумфальная колонна;
  • капитель;
  • двуглавый орел.

Высота памятника (общая) составляет 16,7 метра, при этом семь метров приходится на триумфальную колонну. Особого внимания заслуживает навершие, состоящее из Андреевской ленты, императорской короны и двуглавого орла. Могучие крылья орла расправлены, клювы удерживают якорь и лавровый венок с вкраплением дубовых листьев. Грудь орла украшена щитом, на котором красуется барельеф Георгия Победоносца.

Основным материалом для скульптурной композиции послужила бронза — из нее выполнена капитель, база колонны и двуглавый орел. Если смотреть на монумент с набережной, можно увидеть бронзовый барельеф у самого навершия пьедестала — именно там изображены отправленные на дно парусники. Сохранилась и подпись академика Адамсона, создателя барельефа, датированная 1904 годом. Вершина скалы украшена датами «1854» и «1855», а к стене набережной прислонена пара якорей, снятых когда-то с погибших фрегатов.

Символическое значение монумента выражено в каждой детали — всё продумано до мелочей. Лавровые листья ассоциируются с триумфом, славой и очищением, дубовые — со стойкостью и силой. Орел повернут к морю обеими головами с умыслом — это грозный страж бухты, приготовившийся к противостоянию с захватчиками. А вот о создателях памятника известно не так уж много. Вот несколько интересных фактов, о которых вам не расскажут экскурсоводы:

  • Адамсон прибыл в Севастополь в 1904 году, но о цели его визита нигде не написано (есть версия, что он контролировал монтаж бронзовых элементов, отлитых в Петербурге);
  • Фридрих Энберг руководил технической стороной возведения монумента;
  • некоторые путеводители утверждают, что памятник Затопленным кораблям в Севастополе содержит секретную карту с отмеченными линиями затопления парусников;
  • есть исторические источники, согласно которым авторство Адамсона было подтверждено лишь в 1949 году (странно, что до этого никто не обращал внимания на подпись в нижнем углу бронзовой картины);
  • раньше со стороны моря виднелась закрепленная бронзовая мачта. выступающая из волн (потом этот элемент бесследно исчез);
  • в 1927 году Крым пострадал от мощного землетресения, но памятник остался на прежнем месте — еще один факт, будоражащий умы любителей мистицизма.

Как вы уже поняли, объект овеян многочисленными легендами, слухами и домыслами. Есть сведения о том, что подлинная длина колонны превышает 19 метров. Дело в том, что колонна является стержнем всей композиции и частично уходит под воду (и даже под землю). Диоритовые плиты понадобились для закрепления шпиля — всего было потрачено 48 двухметровых элементов, сцепленных между собой прочными скобами. Мы привыкли называть монумент гранитным, на самом же деле он диоритовый.

Существует легенда, согласно которой в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль Нахимова. Некоторые энтузиасты проверяли этот миф, фотографируя памятник Затопленным кораблям с разных ракурсов. Выяснилось, что контур, визуально напоминающий фуражку Нахимова, — всего лишь самообман.

Старожилы еще в советские времена рассказывали о том, что революционеры намеревались демонтировать орла вместе с короной. Около 300 человек собралось на набережной. Обвязали навершие тросами и начали тянуть — но символ царской России не поддался. Впоследствии от попыток уничтожения достопримечательности власти отказались.

Как добраться

Объект расположился в самом сердце Севастополя, поэтому транспортных проблем у туристов не возникает. Местные жители предпочитают ездить на лайнах (так они называют маршрутки), курсирующих между Приморским бульваром и самыми отдаленными районами Севастополя. Стоимость поездки на маршрутном такси колеблется в пределах 10-13 рублей. Лучше всего использовать маршрутки № 110, 109, 12, 16 и 120. Также вы можете сесть на один из троллейбусов — в нужную сторону ходят номера 3, 7, 5, 12, 9 и 13.

Выходить можно на площадях Нахимова и Лазарева, но перед отправлением уточните, движется ли троллейбус или маршрутка к центру. Дальше ваш путь будет пролегать по Приморскому бульвару в направлении набережной. Хорошим решением будет пешая прогулка от площади Лазарева — вы сможете насладиться видом старого Севастополя и подышать морским воздухом. По дороге вам встретятся Дворец детского творчества и театр Луначарского.

Добираться на собственном автомобиле достаточно легко — ключевые магистрали сходятся у площади Нахимова. Припарковаться можно в Артиллерийской бухте — там имеется бесплатная стоянка. Дальше — к бульвару. Идти придется недолго, а героический монумент сразу бросается в глаза.

Памятник затопленным кораблям - одна из самых известных достопримечательностей Севастополя, увековеченная на эмблеме города. Воздвигнут он был более ста лет назад в честь событий, который произошли в начале XIX века. Несмотря на давность событий, связанных с установкой памятника, история возникновения данного монумента и очертания данного памятника известны не только жителям города, но и всем, кто хотя бы раз побывал здесь.

В 23 метрах от Приморского бульвара посреди моря установлена искусственная 9-метровая гранитная скала, на которой возвышается восьмигранный пьедестал. На его вершине стоит триумфальная колонна, капитель которой украшает обращенный в сторону моря двуглавый орел, увенчанный большой императорской короной. Расправив могучие крылья, он держит в своих клювах венок с якорем в честь кораблей, которые были затоплены в бухте, а также моряков, храбро сражавшихся на берегу.

Данный монумент был установлен в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя для того, чтобы увековечить скорбный и героический эпизод прошедшей эпохи. Надпись на пьедестале гласит: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». После поражения в 1854 году русских войск на реке Альме положение Севастополя было крайне тяжелым. Для того чтобы предотвратить атаку с моря, русское командование приняло решение о затоплении части устаревших парусных судов. Береговые батареи и затопление кораблей делало Северную бухту неприступной для вражеских кораблей, что помогло выдержать суровую осадную зиму. Команды затопленных кораблей пополнили ряды защитников севастопольских бастионов и продолжали доблестные сражения и оборону на берегу.

Для того чтобы заградить вход неприятельским кораблям на рейд и тем самым спасти Севастополь, изначально были затоплены семь кораблей. После разрушительных зимних штормов, которые частично разрушили установленную для вражеских кораблей преграду, были затоплены еще три корабля. Вторая линия заградительной линии была создана при затоплении еще шести судов. Таким образом, в общей сложности 16 затопленными кораблями были образованы две защитные линии, между которыми расположили боновое заграждение.

Огонь береговых батарей и установленные заградительные сооружения сделали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота, благодаря чему город был спасен. Долгое время автор памятника оставался неизвестным, а сам монумент после установки имел несколько названий. Благодаря проведенным исследованиям удалось выяснить, что в создании этого монумента принимали участие архитектор В.А.Фельдман и военный инженер О.И.Энберг. Изображение этого величественного и гордого памятника в 2000 году появилось на флаге города Севастополь, а сам монумент является одним из самых почитаемых для самих жителей этого города и его гостей.

Главной достопримечательностью Севастополя, его визитной карточкой, точнее сказать символом, является знаменитый памятник «Затопленным кораблям». Уникальное место, вызывающее неподдельный интерес у всех, кто оказывается рядом с ним.

Предыстория основания

Началось все в первом месяце осени 1854 года, когда советские солдаты потерпели поражение в битве на Альме. Англо-французский флот намеревался проникнуть в Севастопольскую бухту, завоевать город. Вице-адмирал Корнилов принял единственно правильное и рациональное на тот момент решение – затопить корабли. Он высказал свою идею Меньшикову, командующему Черноморским флотом и легендарному адмиралу Нахимову.

Те в свою очередь поддержали Корнилова, и Меньшиков отдал приказ затопить старые парусные фрегаты, естественно предварительно сняв с них оснастку и орудия. Вечером 11 сентября 1854 году под воду ушли первые семь судов. Весной 1855 года затопили еще шесть судов. Целый год длилась первая оборона Севастополя. Много погибло солдат, но цель была достигнута – враг не смог достичь своей цели. А значит, все жертвы были не напрасными.

История основания

Ровно через пятьдесят лет, благодаря скульптору из Эстонии А. Адамсону, архитектору Фельдману и инженеру Энбергу, в 23 метрах от , появился памятник Затопленным кораблям. Изначально монумент планировалось назвать совершенно по-другому. Было предложено более 10 вариантов, но, ни один из них «не прижился». В то же время современное название за памятником закрепилось только через 25 лет, в 1930 году. На мой взгляд, даже не стоило выдвигать другие версии. Название красноречиво, и в полной мере оправдано.

Стоит отметить важную особенность монумента – он, если можно так выразиться, не подвластен никаким невзгодам и перипетиям судьбы. Его не смогли разрушить ни сильнейшие волны Черного моря в сильные штормы, ни ужасное Ялтинское землетрясение 1927 года. Во время него, пострадал знаменитый . Ни даже длительная Великая Отечественная война.


Архитектурные особенности

Основание монумента имеет восьмиугольную форму, выложено из гранита. Белоснежная колона из диорита и мрамора удерживает капитель из бронзы, на которой «комфортно» расположился двуглавый орел. Высота самой колонны, без гранитного рукотворного мыса – 7 метров. Общая высота памятника более 16 метров. А размах крыльев бронзового орла – почти три метра. Его взор обращен к морю, а в клюве надежно закреплен якорь и дубово-лавровый венок.

С 1969 года, символ Севастополя включили в герб города, а с 2016 года он «красуется» на сторублевой купюре. На основании монумента надпись: «В память кораблей … для заграждения входа на рейд». А на барельефах – сцены боя и карта Севастопольской бухты. На берегоукрепительном сооружении – два якоря, снятые с трагически погибших кораблей.


Дальнейшая судьба затопленных кораблей

Многих туристов интересует вопрос: «Суда, затопленные у берегов Севастополя во время первой обороны города, до сих пор находятся на дне?». Не скрою, меня также интересовал данный вопрос, и я нашел на него ответ. Нет – кораблей там давно нет. Их начали поднимать со дна через два года после знаменательных событий.

Кстати, некоторые суда были отремонтированы и продолжили службу. Правда большинство из них все же пошли на утилизацию. Очистка Севастопольской бухты от кораблей-героев проходила на протяжении более 10 лет. Сегодня акватория в этих местах чистая.


Как доехать (добраться) до памятника Затопленным кораблям

Добраться до достопримечательности не составит труда, как на автобусе, так и на маршрутном такси или троллейбусе. Не говоря уже о собственном автомобиле. Если поедете автобусом или «маршруткой», садитесь на 12, 16 или 117 номер. Троллейбусом – 5, 12 или 13. В обоих случаях выходите на остановке «Площадь адмирала Нахимова». Две — три минуты и вы у цели.

Автотуристы ориентируются на карту. Точные координаты и карта находятся внизу поста, под фото . Многие путешественники отправляются сюда пешком, чтобы по дороге осмотреть и другие значимые места знаменитого города-героя Крымского полуострова.

Фото

Это то место, в котором практически все напоминает о славной и величественной истории российского флота.

Город изначально строился как главная крепость Российской Империи на Черном море. За более чем двухсотлетнюю историю своего существования, Севастополь пережил две обороны, каждая из которых продемонстрировала несгибаемый дух горожан. Его имя вписано золотыми буквами в морскую летопись нашей страны.

Славная история города отражена в монументах, которые величественно возвышаются на улицах.

По моему мнению, одним из наиболее значимых и интересных городских обелисков является памятник затопленным кораблям, который напоминает о трагических событиях, произошедших в период первой обороны города с 1854 по 1855 гг.

Памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте одновременно является символом города и отражен на его гербе. От себя хочу сказать, что монумент действительно не похож на все остальные уже тем, что величественно возвышается над морем метрах в двадцати от берега.

Историческая справка

Памятник затопленным кораблям находится в центральной городской бухте недалеко от того самого места, где осенью 1854 года были затоплены 7 боевых кораблей российской флота для того, чтобы не допустить неприятеля. В начале сентября 1854 Севастополь подвергся осаде англо-французского флота. Корабли, которые входили в состав неприятельской флотилии, были гораздо современней и технически совершенней наших судов, а поэтому командованием города в лице князя Меньшикова было принято решение не вступать в бой с неприятелем.

Чтобы предотвратить прорыв врага в городскую гавань, поперек фарватера 10 сентября затопили 7 кораблей различных классов. Экипажи с потопленных судов вместе с корабельным вооружением пополнили ряды доблестных защитников города на бастионах, которые в то время опоясали со всех сторон. Именно с этого периода и берет отсчет первая славная оборона Севастополя, продлившаяся порядка 349 дней и продемонстрировавшая всему миру несгибаемый русский дух. В течение осени командованием было принято решение о затоплении еще нескольких кораблей, а всего за период обороны на дно легло порядка 75 боевых судов. Уже после окончания боевых действий и подписания мирного договора, корабли были подняты, и некоторые из них продолжили свою службу в рядах Черноморского флота.

Создание монумента

Автор памятника затопленным кораблям известный прибалтийский скульптор Адамсон А.Г. вместе с соавторами архитектором Фельдманом В.А. и инженером Энбергом О.И. постарался воплотить в монументе всю трагичность и в тоже время значимость данного события.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе был открыт в 1905 году, когда в Российской Империи отмечалось пятидесятилетие Первой обороны Севастополя. Монумент величественно возвышается в паре десятков метров от набережной Приморского бульвара. Собой он представляет созданную из гранита искусственную скалу, верх которой обрамляет колонна с орлом, крепко держащим в своем клюве круглый венок с якорем.

Если смотреть на памятник со стороны набережной, то можно заметить барельеф, на котором есть эскиз, демонстрирующий затопление кораблей. На нем выгравированы слова «В память кораблей, затопленных в 1854 и 1855 г.г. для заграждения входа на рейд». Примечательно то, что напротив памятника возле подпорной стены со стороны набережной навечно закреплены два якоря с потопленных судов.

Монумент хорошо просматривается практически с любой точки Севастопольской бухты и негласно считается самой центральной частью города. Для Севастополя и Крыма Памятник затопленным кораблям является своеобразным символом принадлежности к великой русской истории.

Как добраться


Монумент удобно расположен в самом центре города возле набережной Приморского бульвара.


Добраться до него можно без проблем практически из любой точки города.

  • На общественном транспорте. Примечательно то, что местные жители обыкновенные маршрутки ласково называют лайнами. Проезд из любой точки города обойдется примерно в 10-13 рублей. В сторону Приморского бульвара ходят троллейбусы № 3, 5, 7, 9, 12, 13. Можно воспользоваться маршрутными такси № 109, 16, 12, 110, 120, 109. Перед тем, как садиться в городской транспорт, следует обязательно уточнить, едет ли он в направлении центра. Выходить на остановке площадь Лазарева или Нахимова. И в том, и в другом случае необходимо будет немного пройти через Приморский бульвар в сторону набережной. Я рекомендую выйти на площади Лазарева и прогуляться до памятника пешком. В этом случае вы сможете не только подышать чистейшим морским воздухом, но и увидите достаточно интересный в архитектурном плане театр имени Луначарского и Дворец детского творчества (бывший Дворец Пионеров).

  • Если вы предпочитаете совершать поездки на личном автотранспорте, то все равно держаться следует по направлению к центру города. Машину лучше всего оставить на набережной Артиллерийской бухты, где есть небольшая бесплатная автостоянка и дальше отправиться пешком по набережной Приморского бульвара. Памятник затопленным кораблям, который представлен на фото ниже, вы узнаете сразу. Эту величественную стелу, возвышающуюся над морем, нельзя спутать ни с чем.

Памятник затопленным кораблям по праву считается символом Севастополя, а поэтому это место я рекомендую посетить одним из первых.

Хобби севастопольского преподавателя физики и математики Владимира Салтанова — Памятник затопленным кораблям. Он всесторонне изучает главный символ Севастополя — от истории его создания до количественных характеристик. Причем делает он это не только по книгам, справочникам и путеводителям, но и на основе самостоятельных практических исследований. Версию истории памятника В.Салтанова мы представляем сегодня читателям «Севастопольской газеты».

Что вы знаете о главном символе Севастополя — Памятнике затопленным кораблям? Каковы общая высота монумента, расстояние от берега, размер колонны? И, вообще, скульптурное изображение какой именно птицы венчает знаменитый рукотворный севастопольский символ? Эти и другие вопросы севастопольский преподаватель физики и математики В.Салтанов неоднократно задавал жителям Севастополя и выяснил следующее: большинство опрошенных имеют об этом весьма расплывчатое представление.

О том, что памятник связан с событиями Первой обороны Севастополя, как правило, верно отвечает большинство опрошенных, но вот в деталях... Оказывается, далеко не все уверены в том, что колонну венчает изображение орла. Некоторые, например, считают, что это чайка.

А вот сколько метров от берега до памятника? Какие только цифры не называют экскурсоводы: 10 метров, 15, 12, 25! В.Салтанов не поленился и измерил расстояние лично… Впрочем, не будем забегать вперед, а расскажем обо всем по порядку.

Тема настолько увлекла В.Салтанова, что он принялся изучать памятник со всей серьезностью настоящего исследователя и продолжает делать это уже много лет. И вот что выяснил.

Чтобы помнили

В канун 50-летнего юбилея Первой обороны города в России было решено воссоздать картину защиты Севастополя и превратить былые места сражений в огромный мемориальный комплекс, который должен был напоминать потомкам о том, как «...русская армия и флот в 11-месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы».

В 1899 году был образован специальный комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, который возглавил сам Великий князь Александр Михайлович — сын младшего брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, участника обороны Севастополя, заслужившего Георгиевский крест в Инкерманском сражении.

5 августа 1903 года газета «Крымский Вестник» в статье, посвященной 50-летию Севастопольской обороны, писала: «Государю-Императору благоугодно было назначить празднование юбилея Севастопольской обороны осенью 1904 года... В самом городе, на берегу бухты у Приморского бульвара, разбитого на месте бывшей Николаевской батареи, будут отмечены два события обороны — переправа гарнизона через рейд и преграждение входа в Севастопольскую бухту...»

К тому времени комитет уже рассматривал различные предложения, связанные с возведением монумента, посвященного (ну, если по сути) заграждению севастопольского фарватера.

В архиве Музея ЧФ РФ и по сей день хранятся два проекта памятника, разработанные до 1901 года. Авторы одного из них — севастопольский архитектор A.Вейзен, инженеры Ф.Еранцев и Г.Долин, другого — начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Ф.Энберг.

A.Вейзен планировал возвести «Общий знак обозначения линии затопления кораблей» на берегу, на существующем и сейчас полукруглом «пятачке» над морем. После чего, вероятно, и возникла идея монумента. Таким образом, спустя 50 лет после обороны 1854-1855 гг. в память о затоплении кораблей на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море в десяти греческих саженях от берега был возведен монумент.

Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50х75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли.

Памятникъ затопления кораблей

Тогда же родилось и первое название — «Памятникъ затопления кораблей». Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года. С этого времени новые путеводители упоминают монумент на своих страницах.

Правда, вначале, не решаясь использовать какое-либо определенное название, писали просто: «Вблизи яхт-клуба, у Приморского бульвара, на искусственно сделанном из гранита островке высится 9-саженной высоты гранитная колонна, увенчанная орлом, в память затопления кораблей Черноморского флота в 1854 г. для заграждения входа в Севастопольскую бухту неприятелю».

Было и такое «полное» описание: «Памяти заграждения фарватера затопленными кораблями, начало которого мы сделали еще 11-го сентября 1854 г., поставлен в воде против центральной части бульвара подобающий монумент».

В путеводителе по Крыму 1914 года уже есть фотография с подписью: «Памятник затопленным кораблям» и лаконичный рассказ: «В нескольких саженях от берега, на отдельной скалке колонна — памятник кораблям, затопленным 11 сентября 1854 г.».

Справедливости ради отметим, что Ф.Энберг нашел более оригинальное решение. Он предложил установить в море два белокаменных обелиска. Один недалеко от набережной Приморского бульвара, другой вблизи Константиновского равелина. Ближайший к Приморскому бульвару обелиск увенчан двуглавым орлом, который, склонив обе головы, держит в клювах венок. При этом нижняя часть венка свисает ниже капители. Орел как бы опускает венок на воду бухты. На берегу, там, где сейчас стоит подпорная стена с якорями, автор предлагал выстроить павильон с двумя статуями.

В свое время именно этот проект и был отправлен в столицу на высочайшее утверждение.

К лету 1901 года его с некоторыми обязательными к исполнению поправками вернули в Севастополь. Архитектор В.Фельдман, следуя замечаниям, внес существенные изменения в проект: он заменил квадратную колонну на круглую и предложил воздвигнуть ее на искусственной скале, выступающей из моря.

Кстати, около 30 лет назад дочь Ф.Энберга Рогнеда Вундер передала Национальному музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию этого проекта. На фотографии надпись: «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.», а на самом рисунке видно, что над капителью колонны как бы парит двуглавый орел, несущий в клювах венок и якорь на цепи (одним клювом орел держит венок, а другим поддерживает цепь с якоря).

Три в одном

Амандус Адамсон
Однако севастопольцы привыкли связывать Памятник затопленным кораблям с именем эстонца Амандуса Адамсона. Долгое время севастопольским исследователям памятника не было известно о каких-либо свидетельствах того, что А.Адамсон когда-либо бывал в Севастополе. И вот относительно недавно (в 2011 году) краткую информацию об этом В.Салтанову удалось прочитать в архивном экземпляре газеты «Крымский Вестник».

Напомним, А.Адамсон — автор памятника «Морякам броненосца «Русалка» (Таллин, 1902), в создании которого признанный художник и скульптор проявил себя как мастер монументального искусства. К тому же он — действительный член Академии художеств, в списке работ которого и «Памятник затопления кораблей в Севастополе». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у Памятника затопленным кораблям три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

Именно эти авторы упомянуты на аннотационной доске, украшающей верхнюю кромку подпорной стены напротив Памятника затопленным кораблям: «Чугунный барельеф установлен 16.10.2005 г. Севастопольским эстонским национально-культурным обществом во главе с Эрихом Рихардовичем Каллингом к 100-летию со дня сооружения памятника и 150-летию со дня рождения А.Г. Адамсона».

Непобежденный

Интересное обстоятельство: памятник уцелел, пережив революцию 1917 года. Каким образом? В то время монумент получил очередное наименование: «Колонна памяти погибшим морякам». За всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у памятника встречается более 10 различных названий. Правда, движимые благими побуждениями, борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением.

Вполне возможно, что именно тогда с короны сняли крест. Да, революционный «ветер перемен» был тогда посерьезнее землетрясения 1927 года, которое монумент тоже выдержал.

Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, Памятник затопленным кораблям каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей. И это, заметьте, при том, что рано утром 22 июня 1941 года, между монументом и берегом взорвалась одна из первых неконтактных мин, сброшенных в Севастопольскую бухту. Другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года. А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер «Продромос». На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф черного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножия Памятника затопленным кораблям.



Таинственная вуаль

Еще один необъяснимый факт: в это трудно поверить, но у всемирно известного памятника до недавнего времени не было ни одного достоверного описания. Если читать путеводители, справочники и более серьезную краеведческую литературу, создается впечатление, что наш монумент наглухо закрыт какой-то таинственной вуалью.

Может быть, как раз поэтому практически во всех описаниях присутствуют ошибки и неточности. Сами по себе они уже стали историей и даже своеобразной литературной достопримечательностью.

Еще одна загадка кроется в следующем: только со стороны моря открываются главные детали оригинальной скульптурной композиции. Если от закругленного выступа набережной смотреть на орла сбоку, то хорошо видно, что головы его вовсе не склонены и венок опирается на капитель. К верхней же части венка прикован висящий на цепи морской якорь. По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая — из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах. Увенчанный большой императорской короной с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орел чествует героев и он... обращен к морю.

Поэтому в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: Памятник затопленным кораблям — торжественный Монумент Славы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: «А.Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для заграждения входа на рейдъ».


На фото 1963 года видно основание памятника

А теперь работа над возможными ошибками. Итак, общая высота памятника — 16,7 м, высота колонны — 7,1 м, средний диаметр колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — 2,67 м.

На вершине скалы с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом изображено число «1854», на правом — «1855».

Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Чтобы убедиться в том, что все это именно так, В.Салтанову пришлось не однажды вскарабкиваться на искусственную скалу памятника, демонстрируя поистине чудеса скалолазания в попытках заснять тот самый, необходимый ему фрагмент.

А чтобы убедиться в том, что от берега до памятника на самом деле 23 метра (10 саженей), стоит, как настоящий исследователь, попробовать преодолеть это расстояние вплавь. Кстати, у В.Салтанова получилось на полметра больше!?

Слушала и запоминала Евгения ЩЕРБАКОВА