Первый вечный огонь в ссср был зажжен. Анна юдкина "памятник без памяти": первый вечный огонь в ссср. Как это работает

45 лет назад, 8 мая 1967 года, у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны.

Традиция поддержания вечного огня в специальных горелках у монументов, на мемориальных комплексах, кладбищах, могилах восходит к античному культу Весты . Ежегодно 1 марта великий жрец зажигал в ее храме на главном Римском Форуме священный огонь, который жрицы-весталки должны были круглосуточно поддерживать в течение года.

В новейшей истории вечный огонь впервые был зажжен в Париже у Триумфальной арки на могиле Неизвестного солдата, в которой были погребены останки французского солдата, погибшего в боях Первой мировой войны. Огонь в мемориале появился спустя два года после его открытия. В 1921 году французский скульптор Грегуар Кальве выдвинул предложение: оборудовать памятник специальной газовой горелкой, которая позволяла бы освещать гробницу в темное время суток. Эту идею в октябре 1923 года активно поддержал журналист Габриель Буасси.

11 ноября 1923 года в 18.00 военный министр Франции Андре Мажино в торжественной обстановке впервые зажег пламя мемориального огня. С этого дня огонь на мемориале зажигается ежедневно в 18.30, в церемонии участвуют ветераны Второй мировой войны.

Традиция была заимствована многими государствами, которые создавали национальные и городские памятники в память о солдатах, павших в Первой мировой. Вечный огонь в 1930-1940-х годах был зажжен в Бельгии, Португалии, Румынии, Чехии.

Первой страной, которая увековечила мемориальным огнем память о погибших во Второй мировой войне, стала Польша. 8 мая 1946 года вечный огонь был зажжен в Варшаве на площади Маршала Юзефа Пилсудского, у восстановленной после фашистской оккупации Могилы неизвестного солдата. Честь провести эту церемонию была предоставлена дивизионному генералу, мэру Варшавы Мариану Спыхальскому. Возле мемориала был выставлен почетный караул из Представительского батальона Войска Польского.

В столице Германии Берлине вечный огонь горел в течение 20 лет в здании бывшей гауптвахты "Нойе вахе" (Neue Wache). В 1969 году, в 20-ю годовщину образования ГДР, в центре зала открытого там "Мемориала жертвам милитаризма и фашизма" установили стеклянную призму с вечным огнем, который был зажжен над останками неизвестной жертвы концентрационных лагерей Второй Мировой войны и неизвестного немецкого бойца. В 1991 году памятник был преобразован в "Центральный мемориал жертвам тирании и войны Федеративной Республики Германия", вечный огонь был демонтирован, вместо него установлена увеличенная копия статуи "Мать с погибшим ребенком" работы Кете Кольвица.

Вечный огонь в память о погибших во Второй мировой войне был зажжен во многих странах Европы, Азии, а также в Канаде и США.

В мае 1975 года в Ростове-на-Дону вечный огонь был зажжен на Мемориале "Жертвам фашизма" , на самом большом в современной России месте захоронения жертв холокоста.

На африканском континенте также получила распространение традиция зажигать вечный огонь. Один из самых старых и известных памятников - "Монумент Пионерам" (Voortrekker) в Претории был зажжен в 1938 году, он символизирует память о массовом переселении африканцев вглубь континента в 1835-1854 годах, получившем название Великий путь ("Die Groot Trek").

1 августа 1964 года вечный огонь был зажжен в Японии в Хиросиме на монументе "Пламя мира" в Мемориальном парке мира. По идее создателей парка, этот огонь будет гореть до полного уничтожения ядерного оружия на планете.

14 сентября 1984 года факелом, зажженным от пламени мемориала в Хиросиме, Папа Римский Иоанн Павел II открыл вечный огонь, символизирующий надежду человечества на мир , в Саде мира (Peace Garden) в Торонто в Канаде.

Первый огонь, посвященный памяти конкретной исторической личности, был зажжен в США в Далласе на Арлингтонском кладбище на могиле президента США Джона Кеннеди по желанию его вдовы Жаклин Кеннеди 25 ноября 1963 года.

Один из пяти вечных огней Латинской Америки также зажжен в честь исторической личности. В столице Никарагуа городе Манагуа на площади Революции горит пламя на могиле Карлоса Фонсеки Амадора - одного из основателей и руководителей "Сандинистского фронта национального освобождения" (СФНО).

7 июля 1989 года королева Великобритании Елизавета II зажгла "Огонь Надежды" на площади Фредерика Бантинга в Онтарио в Канаде. Этот вечный огонь, с одной стороны, является данью памяти канадскому физиологу, впервые получившему инсулин, с другой стороны, символизирует надежду человечества на победу над сахарным диабетом . Создатели монумента планируют погасить пламя, как только будет изобретено лекарство от диабета.

В странах, образовавшихся после после распада СССР, на многих монументах вечный огонь был потушен из-за экономических или политических соображений.

В 1994 году погас вечный огонь возле Памятника Воину-освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков (с 1995 года - Монумент Павшим во Второй мировой войне) в столице Эстонии.

Во многих городах России вечный огонь зажигают нерегулярно - в дни памяти и военных праздников - 9 мая, 22 июня, дни памяти значительных военных операций.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Добрый вечер, милостивые государи и милостивые государыни!

Введение

Этим постом я продолжаю исследование оккультной природы множества сооружений в Москве и СССР в целом. Скажу сразу: тема эта практически бездонна как огненное озеро бездны, куда по кончине нашего мира будет извержен ад и его обитатели.

Не претендуя на абсолютную истинность, я постараюсь изложить конкретную механику работы магического камня под названием «могила неизвестного солдата», а также второго магического прибора - зиккурата, более известного как мавзолей.

Причем (внимание мои критики!), укажу на конкретную связь сих магических кристаллов с московским метрополитеном и, в частности, со станцией метро «Добрынинская». Так, что у статьи будет конкретное продолжение, а ее начало лежит в недрах моего ЖЖ - знающий да уразумеет…

Я продолжаю утверждать, что сохранение в Российской Федерации и других постсоветских странах большевистской топонимики, памятников революционерам и их идейным вдохновителям, восхваление «вов» и другие деяния нынешних властителей, - имеют практическое волшебное значение, а не являются простым «уважением исторического прошлого». Просто они работают волшебниками…

Поэтому народ РФ продолжает находиться под колпаком большевистских волхвов, опутавших своей халдейской и египетской магией все наше общество.

Да, чуть не забыл, в этом посте опять будет много картинок!

Пятиконечная звезда - отражение на небе и на политической карте

Уважаемые читатели! Давайте окинем взором политическую карту СССР, выполненную в Совдепии. Что мы часто видим? Правильно - Москва и столицы других республик бывшего СССР большевики изображали в виде пятиконечных красных звезд.


Думаете, что это простая географическая метафора? Нет. Сие есть печать, коей большевики охраняли свои владения от конкурентов, главным из которых была Православная Церковь.

Пятиконечная звезда - давний символ сатанизма, точнее - самого диавола. Так его и изображают рогато-ушасто-бородатым.

Мои критики часто приводят в пример употребления пятиконечных звезд на Святой Руси, включая погоны царских офицеров. Верно. Но ведь при отношении к символу нужно разметь: кто его использует. Так перевернутый крест может быть символом сатанистов, а может быть и римо-католиков. В первом случае мы наблюдаем обезьянничество сатаны, который ничего не придумал, кроме как перевернуть Животворящий Крест Иисуса Христа. Во втором, мы видим традицию, восходящую своими корнями к Апостолу Петру, который был распят именно на перевернутом кресте, мотивируя тем, что он не достоит быть умерщвлен методом Своего Учителя.

Так и с пятиконечной звездой. Как геометрическая фигура звезда нейтральна, но ведь большевики были сознательными богоборцами. И сколько они разрушили Православных Храмов? Сколько глумились над мощами святых и другими святынями? Сколько убили священников и мирян за Веру Православную? Потому в большевистской интерпретации пятиконечная звезда может иметь только одно богоборческое значение - знак поклонения диаволу и его аггелам.

Поэтому географическое представление Москвы в виде красной пятиконечной звезды есть не что иное, как сакральный вид из космоса. Это то, как видна Москва (и другие советские города) из инфернального мира. Или так, как ее хотели бы там видеть.

Причем, обратите внимание, часто СССР помещался внизу над Северным полюсом. Это тоже важный знак - сатана всегда мечтал поставить свой престол на севере, выше звезд (Ангелов) Божиих. Поэтому изображение Северного полюса в качество отсчета Совдепии далеко не случайно.


Могила неизвестного солдата

Но какова методика запечатывания сатанинской пентаграммой страны советов?

Рискну предположить, что механика воздействия пантеона «богов», запечатленная в комплексе «могилы неизвестного солдата», примерно такова.

Красная звезда отображается на тверди небесной, в тонких полях, где она и приобретает столь чудовищные размеры. Читателям наверняка не раз удавалось лицезреть собственную тень, которая в момент восхода и захода солнца или включения горизонтального к земле прожектора может достигать гигантских размеров. Понимаете тонкость: предмет небольшой, но его световое, волновое и иное зеркальное отображение принимает огромные размеры.

Вообще любые предметы отражаются в воде. А сам воздух постоянно наполнен водой. Посмотрите на такую категорию, как влажность - школьный курс физики. В облаках, в разных воздушных средах мы и можем наблюдать отражение любых предметов.

Тем более в воздушных зеркалах должен отражаться огонь, ибо он являет собой источник света. Вместе со своим звездным окормлением.

Простым способом увидеть огромную звезду над Москвой не получится, но если надеть инфернальные очки… и сесть в воздушном пространстве в полярных широтах!

Вечный огонь

Главной составляющей комплекса «могила неизвестного солдата» является, без сомнения, «вечный огонь» (на газе). Поскольку о сатанинском значении символа я уже писал, на сей раз этот раздел пропустим.

Для нас важно иное: принцип устроения капища. А устроено оно так. Внизу лежат кости убиенного воина (предположительно крещеного православного). Понятно, что тут применена красная магия, то есть магия, использующая для своих камланий - кровь человека. Это - жертва, над которой будут справлять тризны.

Эта кровь закладывается под красный гранит, привезенный из Междуречья - центра халдейской магической традиции. В граните проделывается отверстие, в которое подведена газовая труба, символически отождествляемая со змеем.

Этот инфернальный змей и представляет собой источник огня. Какова подмена! сатана является источником света?! Вечного света! Поэтому огонь и выходит из центра пентаграммы, коя может быть отождествлена со ртом диавола, из которого и изрыгается этот самый «вечный огнь». Что ж, очень даже символично.

К этому пожирающему огню и приносят живые цветы. Это тоже жертвы, которые должны быть мистически сожжены им. Хорошо, что еще живых людей («русских фашистов») не зажаривают на вечном огне!

Для сведения сообщу, что языческий римский вечный огонь, который охранялся весталками-жрицами, был упразднен Христианским Императором Теодозием аж в 391 году по Рождеству Христову.

Как видим, Христиане выбрасывали на помойку остатки языческих верований без сожалений. Увы, развращенная Франция и сатанинская Совдепия стали прибежищем древних поганых камланий…

Города-герои (4-7-12)

Города-герои являются зримым продолжением комплекса «могилы неизвестного солдата». Практика создания комплекса такая же. В основание каждого города-героя, который представлен гранитным параллелепипедом, было положен земля с мест сражений. Земля априори пропитанная кровью жертв войны. Опять мы видим красную магию!

Любопытно и количество городов-героев - их в настоящее время 12. Многие города-герои относятся не к РФ. Но их никто не убирает (хотя зачем казалось бы поклоняться Одессе, Керчи, Севастополю, Киеву, Минску, Бресту?). Но традиция продолжается.

Интересно, что сначала количество городов-героев было 4 (1945 год по Рождеству Христову); в 1965 году от Рождества Христова, когда стали активно выстраивать миф «вов», количество увеличилось до 7 (количество планет вместе с луной и солнцем в халдейской астрологии); в настоящее время таких городов - 12 (число зодиакальных созвездий в астрологии многих стран, включая халдейскую, египетскую и эллинско-римскую традиции).

А теперь внимание! Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1967 года по Рождеству Христову. Вспыхнул Вечный огонь, зажженный от огня Вечной славы у могилы героев «великой октябрьской социалистической революции» на Марсовом поле в Петрограде («Ленинград»). Факел с огнем из Петрограда в Москву сопровождала делегация во главе с героем СССР летчиком А. Маресьевым.

Это уже чистое религиозное поклонение!

Во-первых, мы видим прямую языческую связь «воср» и «вов».

В-вторых, перенесенный огонь - таинство. Как говорится, «от свечи к свече». Поэтому поклонение «вечному огню» восходит корнями не к 1945 году от Рождества Христова, а к 1917 году после Рождества Христова - к большевистскому перевороту. Так, что поклоняться приходится «дедушке Ленину»…

В-третьих, факел было поручено перевести «богу» - герою СССР. Герой - понятие эллинской традиции, сочетающей в себе отношение к миру мертвых. Герой - это переходное звено. Например, среди воинов в Элладе была традиция убиения, чтобы передать послание мертвым. Тем самым, герой СССР - это человек мистически связанный с миром мертвых «бойцов за социализм».

Да, интересно получается в итоге…

В новостях особо подчеркивалось, что именно этот Вечный огонь был первым в СССР. В конце 1990-х годов он перестал гореть в постоянном режиме и зажигался от газового баллона только раз в году 9 мая. Весной 2013-го была проведена реконструкция, в результате которой стало возможно возобновление постоянной работы Вечного огня. Церемония «возвращения» состоялась 6 мая, в преддверии Дня Победы. Первая часть церемонии прошла в областном центре на площади Победы, вторая - в самом поселке. По сообщению сотрудников местного краеведческого музея и ветерана войны, очевидца и участника тех событий, Вечный огонь на братской могиле был зажжен по инициативе фронтовика, директора местного газового завода, 9 мая 1955 года, а через два года, в 1957-м, был установлен памятник «Скорбящий воин», после чего мемориал принял свой современный вид.

Вечный огонь на Марсовом поле в Ленинграде был зажжен 6 ноября 1957 года, а в Севастополе на Малаховом кургане - 23 февраля 1958-го. Следовательно, первый Вечный огонь в СССР зажгли именно в поселке под Тулой. До 2013 года об этом практически никто не знал.

По предварительным сведениям, церемония должна была начаться в Туле на площади Победы в 9.00 и затем продолжиться в самом поселке. Для полной уверенности я попыталась найти в Интернете более подробную информацию о мероприятии, но безрезультатно. Меня это удивило, так как программа празднования 9 мая в областном центре была выложена на всех новостных порталах города за несколько недель до самого праздника. Позже оказалось, что мероприятие закрытое и предполагает присутствие только специально приглашенных гостей.

В 1941 году на этом участке было поле, по которому проходил передний край обороны города. В течение 45 дней, в октябре-декабре 1941-го, Тула находилась почти в полном окружении, подвергаясь артиллерийскому и минометному обстрелу, воздушным налетам, но город не был сдан. После войны он стремительно разрастался; на территории, где шли бои, были построены автовокзал, гостиница, жилые и административные здания, пространство между ними благоустроили и сделали пешеходным, а в 1965 году оно превратилось в площадь Победы . К 25-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой (1966) Туле был вручен орден Ленина, а через десять лет, 7 декабря 1976 года, присвоено звание «города-героя» с вручением медали «Золотая Звезда» .

У подножия монумента горит Вечный огонь, зажженный от пламени с могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены в Москве и доставленный в Тулу на бронетранспортере в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов, а также машины с участниками обороны города. Право зажечь Вечный огонь было предоставлено руководителям областных партийных организаций и участникам обороны . В советский период у мемориала был установлен «пост номер один», который ежедневно несли, сменяя друг друга, тульские комсомольцы и пионеры .

6 мая 2013 года в поселок Первомайский из Тулы должны были отвезти факел, зажженный от мемориала на площади Победы. Площадь является освоенным социальным пространством: это пешеходная зона, по ее периметру установлены скамейки, с раннего утра до позднего вечера она наполнена горожанами и гостями города. По моим наблюдениям, независимо от степени близости Дня Победы, в хорошую погоду у мемориала часто фотографируются и проводят время горожане и приезжие.

Выйдя на площадь, я увидела несколько полицейских перед зенитками, стоящими напротив мемориала: территория вокруг памятника была оцеплена, внутрь пускали только по приглашениям. На дороге были припаркованы две машины «Победа» и открытый военный ретроавтомобиль, в багажнике которого находилась переносная горелка для огня. К этому времени у мемориала уже стоял караул из двух курсантов артиллерийского училища, курсанты находились и по обе стороны дороги, ведущей к машине с горелкой. Как позже выяснилось, это и был маршрут факелоносца. Проходящие люди останавливались на несколько минут, наблюдая за действием, а потом продолжали свой путь. Я уже смирилась с тем, что не смогу подойти ближе, но один из полицейских удивленно спросил меня: «Так вы просто хотите пофотографировать?» - после чего разрешил пройти через оцепление. Так я оказалась на церемонии.

Топография церемонии была следующей. Если повернуться спиной к проспекту, справа от «Трех штыков» и Вечного огня стояли шесть ветеранов (войны и труда), за ними расположились молодые люди в гимнастерках военных лет. Рядом с ветеранами стояли губернатор области, его заместители и представители общественных организаций, а также ведущие церемонии - у всех на груди были георгиевские ленточки. Напротив мемориала находились группы молодежи: студенты младших курсов и кадеты. Все остальное пространство вокруг пламени, между ветеранами и молодежью, занимали журналисты федеральных и местных телеканалов, а также печатных СМИ. В церемонии зажжения факела принимали участие студенты Тульского государственного университета: в рамках акции «Пламя Победы» они принесли пластиковые лампадки, зажженные от Вечных огней в других городах-героях страны .

Мероприятие началось около 9 утра и продолжалось примерно 20 минут. Памятную акцию открыл метроном, отчитывающий секунды. Ведущие (мужчина и женщина) прочли стихи, в которых говорилось, что «огонь - это символ памяти». Далее со словами приветствия к присутствующим обратился участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Тулы, призвавший подрастающее поколение помнить об этой войне и быть «всегда готовыми защищать свою родину, у которой много врагов». Губернатор области подчеркнул, что передача факела для зажжения Вечного огня в поселке Первомайском - событие уникальное и важное, что «мы не должны быть иванами, не помнящими родства, мы должны быть людьми, которые умеют защищать свою победу». Как и в 1968 году, выступил студент-активист, но уже Тульского государственного университета. Кульминацией церемонии стало зажжение факела губернатором и ветераном. Затем ветеран пронес зажженный факел сквозь почетный караул артиллеристов строевым шагом, от этого факела была зажжена передвижная газовая горелка, вмонтированная в автомобиль. После чего огонь отправился в составе почетной колонны ретроавтомобилей и байкеров в поселок Первомайский. Тем временем студенты и кадеты возлагали красные гвоздики к мемориалу и фотографировались на его фоне .

В Первомайском торжественный митинг начался около 10.30 и продолжался примерно час. Местом его проведения стал мемориал, находящийся на территории поселка, в районе пересечения дороги Тула-Щекино (часть федеральной трассы «Симферополь») и автодороги, соединяющей Первомайский с градообразующим химическим предприятием. Мемориал является комплексом, главный монумент которого - скульптурная группа из двух скорбящих воинов (иногда памятник называют «Скорбящий воин»). Перед памятником - Вечный огонь и четыре братские могилы. В захоронениях покоятся останки солдат и офицеров 217-й и 290-й стрелковых дивизий 50-й армии, павших в боях за оборону и освобождение деревень Щекинского района: Воробьевка, Кочаки, Ясенки, Казначеевка, Ясная Поляна, Старая Колпна, Груманты, Мясоедово, Бабуринка, Деминка, Телятинки, а также умерших от ран и болезней в госпиталях. Всего в братских могилах захоронены 75 человек. Из них известны имена 44-х, они и высечены на мемориальных досках .

По периметру мемориала стояли молодые люди, их футболки и кепки образовывали многократно повторяющийся российский флаг, в руках они держали пластиковые лампадки. Полиция присутствовала, но весьма незаметно и в гораздо меньшем количестве, чем в Туле. По всей территории можно было свободно передвигаться, существовало только одно негласное табу - не повредить свежий газон.

Перед мемориалом сотрудники местного краеведческого музея развернули передвижную экспозицию с архивными фотографиями, в том числе с открытия памятника, находками местного отряда поисковиков. Одним из главных экспонатов была копия фотографии, запечатлевшей зажжение Вечного огня директором газового завода, фронтовиком Сергеем Джобадзе, и школьницей-пионеркой. По словам директора музея, на обороте оригинальной фотографии стоит надпись, сделанная от руки: «9 мая 1955 года» - этот ценный экспонат передала музею вдова директора . Часть экспозиции была посвящена его военным и трудовым заслугам. Также была представлена хроника открытия Вечных огней в СССР, начало которому было положено именно в Первомайском.

Церемония «возвращения» по своей программе очень напоминала празднование 9 мая. Публика на мероприятии собралась самая разнообразная: представители администрации; коллективы работников газовых и химических предприятий, которые в разное время курировали мемориал; ветераны войны и труда; школьники, кадеты, солдаты, студенты, пенсионеры. Царило ощущение праздника, чему способствовали звучавшие военные песни и концертная программа местного творческого коллектива, начавшаяся после официальных слов приветствия.

К собравшимся обращались губернатор, главы муниципального образования и местной администрации, а также руководство газовых компаний, осуществивших монтаж новой горелки . Ее монтировщикам (газосварщику, машинисту экскаватора, слесарю-ремонтнику) были вручены грамоты с благодарностями. После мелодекламаций на тему памяти и Вечного огня как ее символа тульский ветеран зажег факел от передвижной горелки и передал его 91-летнему ветерану Великой Отечественной войны, заслуженному учителю России, жителю поселка Первомайский Василию Новикову, который с помощью кадетов зажег Вечный огонь. «Хочу обратиться к юному поколению, - сказал ветеран. - Берегите Россию, делайте ее великой и непобедимой державой!» . Затем последовало танцевальное представление с лампадами, данное местным самодеятельным коллективом, после чего ведущие пригласили всех присутствующих возложить цветы, венки и традиционную гирлянду из еловых веток, которую ежегодно плетут подростки из поселкового спецучилища. Старшие школьники выложили лампадками (потом собранными педагогами) слова «Мы помним», затем прогремел ружейный салют. Завершилась церемония небольшим концертом, после которого началось массовое фотографирование на фоне памятника и Вечного огня. Ветеранов долго не отпускали журналисты и местные жители, которые хотели сфотографироваться или вручить цветы.

Вот как Василий Новиков рассказывал о зажжении Вечного огня журналистам:

«Смерть - это забвение… Вечный огонь зажгли 9 мая 1955 года. Памятник открыли в 1957-м. Сюда перенесли захоронения с местного кладбища. Первое перезахоронение было в 1948 году. На фронт я ушел в 18 лет. Был летчиком. Когда огонь зажигали, было мне 33 года. Была солнечная, такая же, как и сегодня, только теплее, погода, в конце пошел теплый дождь. Было много народа, даже больше, чем сейчас. Все были веселые, жизнь налаживалась. Память о войне и Победе была повсюду, только десять лет прошло. Сейчас, глядя на Вечный огонь, приходят мысли об огне войны, убивающем людей, и мирном огне. Когда только погас огонь, была обида: как это так, это же память… Но мы понимаем, времена были такие. Хочу пожелать молодым любить Россию!»

Огонь в сакральном и публичном пространствах

Огонь как священная стихия или знак присутствия божества существует во многих мифологиях, религиях и культах. Постоянно или на определенное время поддерживаемое пламя в специально отведенном месте встречается в ритуальных практиках, посвященных богам (зороастризм), царю и воинам (Мидия), жрецам (Персия), скотоводам и земледельцам (Парфия). Храмы огня повсеместно основывали в честь побед . В Ветхом Завете содержится предписание непрестанно поддерживать огонь в жертвеннике .

В скинии и в Иерусалимском храме вплоть до его повторного разрушения римлянами в 70 году находилась менора - золотой семиствольный светильник, который зажигался первосвященником в сумерки и горел всю ночь. Вечный огонь поддерживался внутри храма Аполлона Дельфийского в Греции. Храм Весты в Риме символизировал собой главный домашний очаг - «очаг государства», пока в 394 году по приказу императора Феодосия он не был закрыт.

В католических и православных храмах вечный свет - лампада или свеча, означающие постоянное присутствие Святого Духа, - горит перед дарохранительницей . В православных храмах непрерывное горение поддерживается также в неугасимых лампадах перед особо чтимой святыней (иконой, мощами и могилами почитаемых святых).

Из народных обрядов наиболее близок к этой традиции обычай южнорусских крестьян на святки «греть покойников» (или «родителей»), цель которого - согреть усопших родственников и повысить урожайность. Дмитрий Зеленин относил данный обычай к культу предков и земледельческому культу .

В публичном пространстве первый огонь был зажжен в годовщину подписания перемирия в Первой мировой войне 11 ноября 1923 года на могиле Неизвестного солдата под Триумфальной аркой в Париже . После этой войны во многих странах-участницах были произведены торжественные перезахоронения останков неопознанных павших воинов.

Вечный огонь в СССР

К 1937 году Вечный огонь был зажжен на могилах Неизвестного солдата в Бельгии, Польше, Португалии, Румынии и Чехословакии . В СССР одним из самых известных является Вечный огонь на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. В большинстве исследований его принято считать первым в СССР , что неудивительно, учитывая его местонахождение и идеологическое значение. В 1917 году на Марсовом поле было произведено публичное захоронение революционеров и жертв вооруженных уличных столкновений. Первую реконструкцию этого мемориала провели в 1920 году, в результате чего был разбит сквер с монументальной оградой вокруг могил борцов за победу революции. Надгробие «с неугасимым светильником» на месте захоронения жертв Великой октябрьской социалистической революции было сооружено осенью 1957 года в преддверии ее 40-й годовщины .

Есть две версии того, кто и как зажигал Вечный огонь на Марсовом поле. Согласно одной из них, это был сталевар Жуковский, зажегший его факелом от мартена № 1 с завода имени Кирова . Согласно другой, более обоснованной, версии, опирающейся на статью «Ленинградской правды», он был зажжен старейшей коммунисткой Ленинграда Прасковьей Кулябко и секретарем горкома ВЛКСМ В.Н. Смирновым. Впрочем, другой рабочий Кировского завода, Петр Зайченко, 9 мая 1960 года зажигал факел от огня на Марсовом поле для открытия мемориала на Пискаревском кладбище. Примечательно, что в той же статье «Ленинградской правды» и в «Бюллетене исполкома Ленгорсовета трудящихся» решение об открытии надгробия и зажжении огня осенью 1957 года представляется как исключительно местная, ленинградская, инициатива исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся и лично первого секретаря Ленинградского горкома партии .

Зажжение Вечного огня на Марсовом поле реализовало идею народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского о самопожертвовании во имя общего блага, что обеспечивает память, а значит, и бессмертие героев . Именно он разрабатывал надписи для гранитного мемориала 1919 года, посвященных бойцам революции:

«Не жертвы - герои лежат под этой могилой. Не горе, а зависть рождает судьба ваша в сердцах всех благодарных потомков. В красные страшные дни славно вы жили и умирали прекрасно».

Несмотря на то, что Вечный огонь был зажжен почти через 40 лет после создания этой эпитафии, идея преемственности поколений и памяти потомков воплотилась в самой церемонии открытия, в которой участвовали представители нескольких поколений советских людей .

История мемориала в Первомайском

Как уже говорилось, «возвращение» Вечного огня в Первомайский стало заметным информационным поводом в местной прессе. Естественно, меня заинтересовал тот факт, что первый Вечный огонь в СССР был зажжен не в Ленинграде и Москве, а в небольшом рабочем поселке; что инициаторами его зажжения выступили работавшие на заводе фронтовики, а не высокопоставленные советские идеологи. Пилотный опрос, проведенный на торжественном митинге 9 мая, показал почти полное отсутствие исторических знаний о мемориале (не дублирующих информацию, данную в СМИ) у респондентов в возрастной категории до 70 лет и/или у людей, не имеющих отношения к мемориалу в силу своих профессиональных обязанностей. Поэтому я решила, что для изучения истории мемориала самым продуктивным методом будут интервью и беседы с экспертами, в качестве которых были выбраны работники администрации Первомайского (военно-учетного стола), муниципального архива, военкомата и краеведческого музея города Щекино, ветераны войны и труда, а также активист местного молодежного объединения.

В письменных источниках я нашла два варианта датировки создания мемориала и зажжения Вечного огня: сентябрь 1956 года и 9 мая 1957-го. Первым, самым доступным источником оказался весьма содержательный сайт муниципального образования Первомайского. При прочтении «Исторической справки» меня удивила ее тональность: много личных воспоминаний и подробностей. Как позже выяснилось, справка была почти дословным извлечением из мемуаров Петра Шарова - директора Щекинского химического комбината (1962-1976). Данные мемуары являются самой исчерпывающей летописью поселка и мемориала, в них в качестве даты создания памятника фигурирует 1956 год:

«На территории бывшей деревни Кочаки, где находился административный поселок (сейчас он называется Временным) рядом со Свято-Никольской церковью, находилась братская могила, на которой стоял небольшой деревянный обелиск со звездой. При строительстве поселка в 1948 г. было принято решение перенести останки погибших воинов на новое захоронение. Новую братскую могилу устроили на месте современного памятника, над ней установили бетонный обелиск с оградой. В 1956 г. по инициативе местного военкомата с разных мест района были перевезены останки павших воинов к месту расположения бетонного обелиска. Тут же возник вопрос о сооружении нового памятника с надгробными плитами и Вечным огнем» .

Следующим моим шагом был поиск сведений о мемориале в краеведческой литературе. В двух самых подробных работах по краеведению Щекинского района о данном мемориале написано крайне скупо. Например, в одной из них ему посвящено всего предложение: «Вечный огонь горит на братских могилах и у обелисков в Щекине и поселке Первомайском» . Немного больше информации содержится в другой работе: «На братской могиле советских воинов в 1956 году был установлен памятник и зажжен первый в районе Вечный огонь» . Таким образом, 1956-й еще раз указан в качестве года зажжения Вечного огня, что, однако, не вносило окончательной ясности в этот вопрос.

В отсутствие информации я также изучала этапы развития завода. Оказалось, что Щекинский газовый завод был введен в эксплуатацию 15-17 мая 1955 года , тогда бытовой газ был подан в Тулу, а первая очередь газопровода «Москва - Щекино» была запущена 30 мая . Известно, что газ для Вечного огня был местным, то есть логично предположить, что зажжение Вечного огня и пуск завода должны были быть взаимосвязаны. Помимо этого, я встретила две версии того, когда поселок был газифицирован. По одной, - в 1956 году, первым в Щекинском районе . По версии местной газеты «Щекинский химик», поселок газифицировали после пуска Щекинского газового завода в 1955-м, тогда же директор предприятия предложил зажечь Вечный огонь на братской могиле .

Надо сказать, что пуск завода был преждевременным, предприятие было к нему не готово: почти сразу вышли из строя три из четырех газогенераторов, потребовались дорогостоящие демонтаж и повторный монтаж конструкций; в результате старый директор завода был снят, а на его место назначен фронтовик и опытный организатор Сергей Джобадзе. К осени 1956 года заводом все еще не выполнялся план, так как официально его пустили в мае 1955 года, а фактически он все еще продолжал монтироваться. В итоге московский газопровод подключили к магистрали с природным газом «Ставрополь - Тула» . В 1957 году завод начинал работать на полную мощность. Таким образом, зажжение Вечного огня в Первомайском не только было тесно связано со свежей памятью о войне, но также являлось воодушевляющим символом окончательного пуска завода, нового для района газового производства, так тяжело давшегося всем, кто трудился на нем в это послевоенное десятилетие.

Следующим этапом моего исследования стало изучение подшивки за 1950-е годы районной газеты, которая за время своего существования несколько раз переименовывалась и в разное время называлась «Искра» (1931-1934), «Щекинский шахтер» (1936-1954) и «Знамя коммунизма» (с 1955 года) (сейчас газета называется «Щекинский химик») . В сводках о праздновании Дня Победы за 1955-й и 1956 год не было упоминаний об открытии Вечного огня в Первомайском, однако по данным репортажам можно реконструировать празднование 9 мая в тот период. В них речь идет о торжественном юбилее 10-летия Победы, митингах, которые проходили на братских могилах и у памятников . Настоящей находкой стала статья в «Знамени коммунизма» от 12 мая 1957 года. Вот как «торжественный митинг» описывался в том праздничном номере:

«Сюда, на митинг, посвященный открытию памятника, 9 мая собрались тысячи трудящихся газового завода, треста “Щекингазстрой” и других предприятий, служащие учреждений, учащиеся школ. В пять часов вечера председатель поселкового Совета т. Стрижков открывает митинг. Звучит Гимн Советского Союза. Перед могилой воинов установлена небольшая мраморная арка. На ней высечено: “Память о вас не померкнет в веках”. К арке подходит пионерка Люба Коротких и зажигает газовый факел. Директор газового завода т. Джобадзе и управляющий трестом “Щекингазстрой” т. Волков снимают с памятника белое полотнище - и перед тысячами собравшихся представляется скульптурная группа: на мраморном постаменте два воина с непокрытыми головами. Один, склонившись, держит венок, а другой - боевое знамя. На постаменте золотом начертано: “Вечная слава героям-воинам Советской армии и партизанам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. Слово предоставляется секретарю Щекинского горкома КПСС т. Ухабову. Он говорит о славных боевых подвигах, совершенных советским народом под руководством Коммунистической партии в годы Великой Отечественной войны. Один за другим выступают представители трудящихся: т. Рахманов, управляющий трестом “Щекингазстрой” т. Волков, заместитель председателя завкома газового завода т. Писаревская, ученица четвертого класса Баздерева. Представители предприятий, учреждений, общественных организаций, школ возлагают к подножию памятника венки. Гремит троекратный салют. Траурную мелодию сменяет могущественная волна Гимна Советского Союза. Митинг окончен. Никогда не померкнет в сердцах советских людей память о воинах, отдавших свою жизнь за нашу любимую Родину» .

Из статьи следует, что вечером 9 мая 1957 года , на полгода раньше, чем на Марсовом поле, в поселке Первомайском Щекинского района Тульской области на открытии мемориала павшим в боях за освобождение родины в Великую Отечественную войну был зажжен Вечный огонь. Таким образом, он является первым Вечным огнем в СССР, посвященным памяти героев Великой Отечественной войны, и вообще - первым Вечным огнем в СССР.

Меня интересовал не только вопрос даты открытия, но и авторство памятника. В работе библиографа Щекинской муниципальной центральной библиотеки, посвященной всем мемориалам Великой Отечественной войны в Щекинском районе, есть информация, что памятник изготовлен на Калужском заводе монументальной скульптуры (сейчас Калужская скульптурная фабрика) и автор его неизвестен. Памятник принят на госохрану 9 апреля 1969 года по решению Тулоблисполкома. В этой работе 1957-й указывается в качестве года «капитального оборудования могилы»: установки скульптурного памятника и Вечного огня, который в описи мемориала числится как «неугасаемый факел» .

Согласно исторической справке на сайте поселка и мемуарам Петра Шарова, скульптурную группу заказали в киевских архитектурных мастерских, а проект постамента и планировку разработали руководители завода совместно с архитектором Екатериной Нежурбидой. Гранитные, облицовочные и надгробные плиты привезли из Москвы. Первый газ для факела был подан с газового завода, затем его переключили на природный газ .

Предположение о том, как могло произойти расхождение в датировке, у меня возникло после знакомства с учетными карточками военных мемориалов с захоронениями в военном комиссариате по Тульской области в Щекинском районе. Согласно данным документам, в Щекинском районе есть 17 военных захоронений, которые были обустроены с 1949-го по 1971 год. Среди них 14 памятников изготовлены на Калужском заводе монументальной скульптуры, о чем свидетельствуют их учетные карточки, - в ряде случаев указано, что автор неизвестен или что это серийное производство. В карточке первомайского мемориала лишь отмечено, что автор неизвестен, но не обозначено место изготовления, а также указан 1957 год как дата создания. Возможно, это и сбило с толку составителя очень подробного издания о мемориалах района .

В краеведческой литературе и местной периодике я искала не только даты, но и упоминания, подчеркивающие, что первомайский Вечный огонь был первым в СССР. Я обнаружила это только в статье секретаря комитета ВЛКСМ завода «Азот», в которой также повторяется дата открытия мемориала в 1956 году и подчеркивается помощь Сергея Джобадзе в осуществлении этой инициативы:

«Много таких памятников в средней полосе России оставила война, но этот памятник особый. Ровно 24 года назад, 9 мая 1957 года, над могилой был зажжен Вечный огонь. Это был первый Вечный огонь героям Великой Отечественной войны. Его зажгли работники газового завода, ныне производственного объединения “Азот”. […] Несмотря на трудное положение со строительством, бывший директор газового завода С.А. Джобадзе и управляющий трестом “Щекингазстрой” В.А. Волков выделили средства для сооружения памятника и строителей-специалистов» .

В последующих публикациях также говорится о сооружении памятника в 1956 году и о том, что это был первый Вечный огонь в СССР:

«В сентябре 1956 года был сооружен этот памятник коллективом Щекинского газового завода. А потом впервые в нашей стране именно здесь был зажжен над братской могилой Вечный огонь» .

Петр Шаров в мемуарах особенно подчеркивает, что этот Вечный огонь «зажгли впервые в Советском Союзе. А сделали это работники нашего завода» .

Пролить свет на запутанную ситуацию с датами мне помогли только в совете ветеранов «Щекиназота»: как оказалось, мемориал открывали дважды. 9 мая 1957 года произошло второе открытие, приуроченное в том числе к 40-летней годовщине октябрьской революции , а первое открытие памятника и зажжение Вечного огня состоялись в сентябре 1956-го и было посвящено 15-летию со дня освобождения Щекина и Ясной Поляны от немецко-фашистских захватчиков (декабрь 1941 года).

По воспоминаниям моего информанта, в сентябре 1956 года состоялся торжественный митинг, на котором присутствовало очень много народа. Мероприятие курировалось Щекинским военкоматом. Огонь зажигали военные: либо кадровые, либо участники Великой Отечественной войны, фронтовики с правом ношения военной формы. Тогда мемориал был не полностью благоустроен (по-видимому, не до конца оформлен периметр, бордюры вокруг памятника, Вечного огня и братских могил), сама конструкция горелки была временной: бытовой газ для факела подавался с завода . В 1957 году его подключили к компрессорной станции с природным газом, и мемориал приобрел свой окончательный вид, которой и сохранял с небольшими изменениями до реконструкции 2013 года.

Необходимо отметить, что ни в фондах бывшего партийного архива Тульской области (сейчас Центр новейшей истории) - архивах производственного объединения «Азот» и Щекинского ВЛКСМ, - ни в протоколах заседаний Щекинского горисполкома (Щекинский муниципальный архив) я не нашла никаких прямых свидетельств об открытии памятника и зажжении Вечного огня. Поиск в фондах Государственного архива Российской Федерации также не дал никаких результатов.

Главными экспертами по истории мемориала выступили сотрудники местного краеведческого музея, именно они давали интервью журналистам, организовывали передвижную музейную экспозицию на церемонии «возвращения» Вечного огня. По словам директора музея, были опрошены ветераны войны и труда, которые в 1950-х жили и работали в поселке. Выяснилось, что живых свидетелей зажжения огня почти не осталось: кого-то подводила память - что неудивительно, учитывая почтенный возраст; кто-то помнил только открытие памятника, но не помнил момента зажжения; кто-то помнил плач женщин при перезахоронении останков павших. Высказывались противоречивые версии. Только один ветеран смог вспомнить, что Вечный огонь был зажжен 9 мая 1955 года, а через два года, в 1957-м, был установлен памятник. О том, что Вечный огонь является первым в СССР, директору музея рассказывал еще руководитель первомайского кинокружка при Доме культуры, которого уже нет в живых. Сотрудники музея также предприняли попытку найти либо саму повзрослевшую пионерку, зажигавшую Вечный огонь, либо информацию о ней, для чего в местную газету было помещено объявление. Оказалось, что она погибла в результате ДТП в 1970-х годах. В музее склоняются к версии, что в 1955 году был зажжен Вечный огонь, а в 1957-м был открыт памятник, поскольку на той самой архивной фотографии, где запечатлено открытие мемориала, памятника еще нет, хотя ракурс предполагает его наличие .

Первый первомайский Вечный огонь не стал главным не только в СССР, но даже в Тульской области, хотя от него и зажигались другие огни - однако только в пределах Щекинского района. Так, 9 мая 1975 года факел с огнем из поселка Первомайского был доставлен на автомобиле в город Щекино. В тот день была открыта стела-обелиск «Воинам-щекинцам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны» и был зажжен Вечный огонь , тогда же был зажжен Вечный огонь на братской могиле в городе Советске Щекинского района . Вечный огонь в Туле уже зажигали от пламени с могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены в октябре 1968 года .

Заключительные замечания

Первыми памятниками, созданными на советской территории еще во время войны, являлись надгробия на могилах красноармейцев, они выполнялись в основном в виде пирамид-обелисков, увенчанных звездой. Материалы, из которых они делались, были самыми доступными на тот момент: дерево, камень, кирпич, гипс, бетон, иногда железо. Первые в СССР военные скульптурные памятники стали ставить на территориях, освобожденных Красной армией. Исследователи отмечают характерные тенденции в монументальной мемориализации каждого послевоенного десятилетия. Например, считается, что в 1950-е наиболее распространенным было создание индивидуальных памятников погибшим героям (Александру Матросову в Великих Луках, молодогвардейцам в Краснодоне, Зое Космодемьянской в Москве) . А вторую половину 1960-х (после масштабного празднования 20-летнего юбилея Победы) называют временем повсеместного создания мемориальных комплексов с повторяющимся набором визуальных образов .

Как данные тенденции реализовывались в локальных контекстах? Как мне рассказывал ветеран поискового движения, под руководством местных военных сбором и поиском останков павших солдат занимались колхозники за трудодни . Захоронениями занимался районный военный комиссариат. По его архивным сведениям, на 2 апреля 1945 года в Щекинском районе были 2 братские и 15 индивидуальных могил, а в мае 1946-го - уже 17 братских и 8 индивидуальных .

5 апреля 1945 года и 29 мая 1946-го исполком Щекинского райисполкома депутатов трудящихся утвердил постановление «О благоустройстве и культурном содержании братских и индивидуальных офицерских и красноармейских могил, имеющихся на территории района», согласно которому обязал всех председателей сельсоветов уточнить количество могил на их территориях и возложил несение охраны и содержания могил на конкретные колхозы. Изготовление изгородей, памятников-пирамид и дощечек с надписями, оборудование могил (дерн и цветы, высадка деревьев) были возложены на колхозы, шахты и предприятия, находящиеся на территории сельсовета. Также было указано привлекать к делу ремонта и «любовного ухаживания» за захоронениями местную комсомольскую организацию . Впоследствии за каждым мемориалом были закреплены курирующие их предприятия и школы. К 1970 году только на трех из семнадцати братских могил обелиски не были заменены на памятники, что было исправлено через год . В 1990-е мемориалы перешли на баланс местных администраций, их состояние стало контролироваться районными военными комиссариатами. В соответствии с Законом РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и приказом министра обороны РФ от 10 апреля 1993 года № 185 «О мерах по исполнению» данного закона, до 9 мая военный комиссариат направляет главам администраций района просьбу о проведении обследований мемориалов и предоставлении письменных отчетов об их состоянии .

Мемориалы в крупных городах создавались известными скульпторами и архитекторами, их проекты сохранились либо в частных, либо в государственных архивах. История таких памятников менее противоречива, поскольку они находятся в фокусе внимания с момента создания (справочники, путеводители, газетные статьи, наборы открыток). Памятники в небольших населенных пунктах, как правило, являются типовыми монументами серийного производства, впрочем, они гораздо более вариативны в плане визуальных образов, чем это может показаться на первый взгляд. Например, в Щекинском районе более двадцати различных скульптурных памятников, посвященных павшим в Великой Отечественной войне, причем только в двух случаях известны фамилии авторов.

В начале своего исследования я стремилась реконструировать то, как все было «на самом деле», чтобы элементы головоломки соединились, не было противоречий, которые так смущали меня в различных источниках. Мое первоначальное стремление выяснить, в каком именно году был зажжен Вечный огонь, постепенно сошло на нет, так как я пришла к выводу, что это попросту невозможно. Я не могу с полной уверенностью сказать, какой документ или чье свидетельство является наиболее исчерпывающим и убедительным. Сначала я склонялась к версии 9 мая 1957 года, так как архивный номер газеты с репортажем об открытии памятника и зажжении Вечного огня казался мне самым достоверным источником (как мне сказали в архиве: «Есть документ, есть факт»). Затем я узнала о первом открытии памятника в сентябре 1956 года и повторном - в 1957-м, приуроченном к 40-летию революции, и эта версия объясняла многие оставшиеся вопросы и также казалась вполне правдоподобной. Тем не менее я раз за разом вглядывалась в снимок, на котором директор завода и пионерка зажигают неугасимый факел, сравнивала его с другими старыми фотографиями мемориала, включала пространственное воображение и соглашалась с музейными сотрудниками, что при данном ракурсе в кадр должен был войти памятник, если бы он там стоял в это время, - но его нет.

Сейчас, почти через два года после начала исследования, я размышляю не над тем, в каком году был зажжен Вечный огонь в Первомайском, а над тем, как сохраняется и передается память о том или ином событии. Как определить степень его значимости в локальной истории отдельно взятого населенного пункта? Зависит ли она от масштаба события и как оценить этот масштаб? Как и в течение какого времени сохраняется память о событии? Сколько лет о нем будут помнить очевидцы, насколько подробное представление о нем будут иметь их потомки почти через 60 лет? Какие свидетельства сохранят архивы?

В преддверие 70-летнего юбилея Победы интерес к мемориалам и их судьбе особенно велик. Ретроспективно зажжение первого Вечного огня в СССР - значимое событие, и не только в масштабах района и области. Но воспринималось ли оно подобным образом в тот момент, когда происходило, заметили ли его современники и как мы можем об этом судить теперь? Я предполагаю, что данное событие, с одной стороны, можно рассматривать как потенциальное «место памяти», то есть «значимое единство материального или идеального порядка, которое воля людей или работа времени превратили в символический элемент наследия памяти некоторой общности» . С другой стороны, на его примере можно проследить переход от индивидуально-коммуникативной памяти к коллективно-культурной и наоборот


История Вечного огня Ве́чный ого́нь постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо. Непрерывное горение достигается путём подачи газа к определённому месту, в котором возникает искра. Ве́чный ого́нь постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо. Непрерывное горение достигается путём подачи газа к определённому месту, в котором возникает искра.огоньгазаискраогоньгазаискра Он горит зимой и летом, днем и ночью, символизируя, что память о подвиге защитников Родины будет жить вечно. Он горит зимой и летом, днем и ночью, символизируя, что память о подвиге защитников Родины будет жить вечно. Традиция Вечного огня зародилась после Первой мировой войны, когда в 1921 году в Париже был открыт памятник­мемориал Неизвестному солдату. Традиция Вечного огня зародилась после Первой мировой войны, когда в 1921 году в Париже был открыт памятник­мемориал Неизвестному солдату.


История Вечного огня В России традиция зажигать Вечный огонь появилась В России традиция зажигать Вечный огонь появилась значительно позже: первый мемориал «Вечный огонь» значительно позже: первый мемориал «Вечный огонь» был создан не в столице, а в небольшом поселке Перво­ был создан не в столице, а в небольшом поселке Перво­ майский Щёкинского района Тульской области, у мону­ майский Щёкинского района Тульской области, у мону­ мента павшим героям. Вечный огонь зажегся здесь 6 мая мента павшим героям. Вечный огонь зажегся здесь 6 мая 1956 года, через 12 лет после Победы года, через 12 лет после Победы. И лишь 10 лет спустя И лишь 10 лет спустя мемориал памяти Неизвестного солдата появился в Москве. мемориал памяти Неизвестного солдата появился в Москве.


История Вечного огня 7 мая 1967­го факел Вечного огня зажгли от пламени, пылающего на Марсовом поле в Ленинграде, – и началась эстафета по его доставке в Москву. 7 мая 1967­го факел Вечного огня зажгли от пламени, пылающего на Марсовом поле в Ленинграде, – и началась эстафета по его доставке в Москву. Рассказывают, что на всем пути стоял живой коридор – люди хотели видеть то, что было для них свято. Улицы Москвы также были до отказа заполнены людьми. Рассказывают, что на всем пути стоял живой коридор – люди хотели видеть то, что было для них свято. Улицы Москвы также были до отказа заполнены людьми. У Манежной площади факел принял Герой Советского Союза, У Манежной площади факел принял Герой Советского Союза, легендарный летчик Алексей Маресьев и передал его Леониду Брежневу. Сохранились уникальные кадры хроники, запечатлевшие этот миг – плачущие мужчины и женщины замерли, стараясь не пропустить самого важного момента. легендарный летчик Алексей Маресьев и передал его Леониду Брежневу. Сохранились уникальные кадры хроники, запечатлевшие этот миг – плачущие мужчины и женщины замерли, стараясь не пропустить самого важного момента.


Вечный огонь С 1997 года к Вечному огню от Мавзолея переведен государственный Пост 1, на который заступает почетный караул Президентского полка. С 1997 года к Вечному огню от Мавзолея переведен государственный Пост 1, на который заступает почетный караул Президентского полка. Вечный огонь горит в больших парках Вечный огонь горит в больших парках крупных городов. крупных городов.




Пост Почётного караула у Вечного огня в Москве на Могиле Неизвестного Солдата (Пост 1) главный караульный пост в Российской Федерации, Почётный караул у «Могилы Неизвестного Солдата» в Александровском саду в Москве. Пост Почётного караула у Вечного огня в Москве на Могиле Неизвестного Солдата (Пост 1) главный караульный пост в Российской Федерации, Почётный караул у «Могилы Неизвестного Солдата» в Александровском саду в Москве. ПосткараульныйПочётный караулМогилы Неизвестного СолдатаАлександровском садуМоскве ПосткараульныйПочётный караулМогилы Неизвестного СолдатаАлександровском садуМоскве В соответствии с Указом Президента России Бориса Ельцина «Об установлении поста Почетного караула у Вечного огня в Москве на Могиле Неизвестного Солдата» от 8 декабря 1997 года, Почётный караул стоит на посту в Александровском саду у Вечного огня ежедневно с до часов. В соответствии с Указом Президента России Бориса Ельцина «Об установлении поста Почетного караула у Вечного огня в Москве на Могиле Неизвестного Солдата» от 8 декабря 1997 года, Почётный караул стоит на посту в Александровском саду у Вечного огня ежедневно с до часов.УказомПрезидента РоссииБориса Ельцина8 декабря1997 годаУказомПрезидента РоссииБориса Ельцина8 декабря1997 года




Факты Часовые вооружены самозарядными карабинамиСКС. Часовые вооружены самозарядными карабинамиСКС.СКС Часовые проходили специальную ежедневную подготовку: солдаты отрабатывали строевой шаг, приёмы с оружием, слаженность движений. Для этого был изготовлен специальный деревянный макет Мавзолея. Часовые проходили специальную ежедневную подготовку: солдаты отрабатывали строевой шаг, приёмы с оружием, слаженность движений. Для этого был изготовлен специальный деревянный макет Мавзолея.строевой шагстроевой шаг Военнослужащие роты почётного караула «печатают шаг» передвигаются так называемым «гусиным шагом», впервые введённым в России императоромПавлом I, который заимствовал его из практикипрусской армии. Военнослужащие роты почётного караула «печатают шаг» передвигаются так называемым «гусиным шагом», впервые введённым в России императоромПавлом I, который заимствовал его из практикипрусской армии.гусиным шагомРоссииПавлом Iпрусской армиигусиным шагомРоссииПавлом Iпрусской армии Караульные проходили от Спасских ворот до «точки» (Мавзолея) ровно за 2 минуты 35 секунд, делая 210 шагов. Караульные проходили от Спасских ворот до «точки» (Мавзолея) ровно за 2 минуты 35 секунд, делая 210 шагов. В декабре 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвойпрах неизвестного солдата был перенесён в Александровский сад из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград). В декабре 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвойпрах неизвестного солдата был перенесён в Александровский сад из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград).1966 годаразгрома немецких войск под Москвойбратской могилы на 40-м километреЛенинградского шоссеЗеленоград1966 годаразгрома немецких войск под Москвойбратской могилы на 40-м километреЛенинградского шоссеЗеленоград 8 мая 1967 года на месте перезахоронения открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного Солдата», созданный по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова, Ю. Р. Рабаева и скульпт 8 мая 1967 года на месте перезахоронения открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного Солдата», созданный по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова, Ю. Р. Рабаева и скульпт 8 мая1967 годаМогила Неизвестного СолдатаЮ. Р. Рабаева 8 мая1967 годаМогила Неизвестного СолдатаЮ. Р. Рабаева


Вечный огонь в городе Хабаровске Вечный огонь остается, несмотря на все политические перемены, символом подвига, национальной независимости Вечный огонь остается, несмотря на все политические перемены, символом подвига, национальной независимости и подлинной любви к Родине. и подлинной любви к Родине.



Вечную память о ком-нибудь или о чём-либо. Как правило, он входит в тематический

К нему всегда приносят цветы, приходят, чтобы поклониться, постоять и помолчать. Он горит в любую погоду: зимой и летом, в любое время суток: днем и ночью, не давая угаснуть человеческой памяти…

Вечный огонь зажигался и в К примеру, в Древней Греции, не угасая горело олимпийское пламя. Во многих храмах его как святыню поддерживали специальные жрецы. Позже эта традиция перекочевала в древний Рим, где вечный огонь горел постоянно в храме Весты. До этого его использовали как вавилоняне, так и египтяне и персы.

В современности традицию зародили после Первой мировой, когда в Париже в 1921 году открыли мемориал неизвестного солдата - памятник, Вечный огонь которого освещает В нашей стране впервые его торжественно зажгли не в столице, а в маленьком поселке Первомайский под Тулой, у памятника героям, павшим в Великой Отечественной войне. В Москве же сегодня горят сразу три символа памяти: у а также на и на Поклонной горе.

Для многих воинские памятники являются знаком благодарности тем, кто смог отвести от мира угрозу фашизма, однако Вечный огонь является особенным. Иногда кажется, что пламя вырывается из камня само по себе, однако это не совсем так, поскольку человек видит только результат работы очень сложных устройств. Механизм представляет собой трубу, посредством которой подается газ в устройство, где создается искра. Такой конструкции нужна периодическая профилактика. Специалисты регулярно проверяют целостность трубопровода, чистят от оседающей пыли или нагара механизм, высекающий искру, обновляют внешнюю облицовку, выполненную обычно из металла в виде факела или звезды.

Сгорание внутри устройства происходит в горелке, куда ограничен доступ кислорода. Пламя, выходя наружу, обтекает конус сквозь отверстия в короне. Вечный огонь горит независимо от погоды: от дождя, снега или ветра. Его конструкция продумана таким образом, что он остается защищенным всегда. В безветрие дождь, попадающий в конус, самовыводится наружу по водоотводной трубе, а вода, оказавшаяся на дне металлического цилиндра, равномерно стекает из отверстий в нем. А когда идет косой ливень, то капельки, попадая на раскаленную горелку, сразу испаряются, не добираясь до ядра пламени. То же самое происходит и при снеге. Оказавшись внутри конуса, он сразу же тает, выводясь наружу. На дне металлического цилиндра снег только окружает пламя и никак не может его затушить. А предусмотренные на короне зубцы отражают порывы ветра, образуя перед отверстиями своеобразный барьер из воздуха.

Мемориалы, созданные в память о погибших героях, были установлены во многих городах бывших республик СССР. И практически везде они сохранились, о чем свидетельствуют их многочисленные фото. Вечный огонь является обязательным атрибутом этих мемориалов, оставаясь самым святым и самым дорогим символом памяти о подвиге.