Петров водкин натюрморт. Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт

Петров-Водкин - Утренний натюрморт

1 вариант сочинения-описания

"Утренний натюрморт" Петрова-Водкина довольно красочная и насыщенная картина, произведение искусства. Она сразу привлекает внимание использованными тёплыми тонами и светлыми оттенками. Живость и яркость сполна присутствуют на этом полотне.

Блестящий чайник и яйца

Теперь стоит перейти к сюжету картины, к тому, что на ней изображено. Используя вид сверху, художник разместил на переднем плане стол оранжевого цвета. Однако поверхность стола не пуста, на ней находится блестящий чайник на ножках(а рядом лежит крышка от него), два яйца, сиротливо лежащих посредине, прозрачный стакан с чаем, стоящий на блюде. Там же лежит и ложка.

Букет

Стоит обратить внимание на бросающийся в глаза букет полевых цветов, которые стоят в небольшой прозрачной вазе. Рядом с ними небрежно валяется закрытый коробок спичек. Подле стола, с левой стороны картины видно голову сидящей собаки, которая завситливо посматривает на два яйца.

Какие же выводы по изображённому на картине мы можем сделать? Кто хозяин этой собаки и этого дома? Во-первых, можно предположить, что это жилище находится в сельской местности, поскольку букет цветов совершенно не похож на купленный в магазине. Скорее всего он собран собственноручно для украшения стола. Простая посуда и грубый стол только подтверждают это предположение.

Исходя из увиденного, можно догадаться, что хозяином дома является мужчина. Об этом свидетельствует минимум декора и аксессуаров, простота в посуде и в еде. Также вполне вероятно, что этот мужчина одинок и живёт вместе с собакой. Этот факт подтверждают два яйца. Скорее всего, одно из них предназначено хозяину, а другое - его любимому питомцу. Посуды для других жильцов на столе также не имеется.

Лёгкий завтрак хозяина свидетельствует о том, что, скорее всего, он отправляется на работу, возможно, связанную с физическим трудом, ведь с полным желудком работать физически довольно непросто. Соответственно, его возраст составляет 25-40 лет. Не исключено, что он работает в поле, где и нарвал цветов по пути домой, чтобы порадовать свой взор и взор своего любимца.

Конечно, смотря на эту картину, можно сделать множество далеко идущих выводов, не каждый из которых будет правилен, но основной вывод таков: "Утренний натюрморт" изображает типичный завтрак мужчины(каа молодого, так и старого), который проживает в деревне со своим верным другой - собакой, и, возможно, работает в поле.

2 вариант сочинения для 6 и 5 класса

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - известный русский художник. Он написал множество замечательных картин, интересны и выразительны его натюрморты. Один из выдающихся - "Утренний натюрморт", написанный в тяжелое голодное время, в 1918 году.

Художник изобразил простой деревенский завтрак. На улице раннее утро, комната залита солнечным светом. В центре картины стол. Он далеко не новый, его рыжеватого цвета поверхность покрыта царапинами. На обычном деревянном столе, даже не застеленном скатертью, стоит чудесный букет. Нежно-голубые и желтые полевые цветы в прозрачной стеклянной вазе очаровывают своей красотой. Кажется, что стоит наклониться и почувствуешь их тонкий аромат. Стебли и листья светло-зеленого цвета прописаны с особой тщательностью. Из съестного только пара неочищенных вареных яиц и стакан свежезаваренного чая.

Стакан стоит в блюдце, в нем же чайная ложка, она видна сквозь чай. Художник четко прорисовал граненый стакан, в трех гранях виднеется ложка. Рядом находится никелированный чайник, который идеально начищен и блестит на солнце. В нем, как в зеркале, отражается все, что находится на столе, и даже рыжий кот, которого нет на полотне. С чайника снята маленькая крышка, она находится неподалеку. И это неслучайно, автор подчеркивает реальность происходящего, чай заварили совсем недавно, забыли накрыть крышкой. Слева изображен спичечный коробок, он имеет четкую форму. Никелированная трубка, находящаяся рядом, источник блеска. Вообще, художник играет бликами, они на большинстве поверхностей.

На заднем плане изображена собака. Она ярко-коричневого цвета. Глаза собаки грустные, усталые, ее взгляд устремлен на хозяина. На картине нет человека, но он находится рядом, его окружают домашние любимцы. Когда смотришь на полотно, кажется, что находишься на месте хозяина стола. Полотно наполнено светом, чистотой. Художник использовал только светлые и яркие краски, от картины веет свежестью. Петров-Водкин создал очень приятную картину. Она проста, но оставляет очень радостное впечатление.

покойствие и покой овладевают зрителем во время просмотра этого натюрморта. В голодное время такой завтрак был желанным, художник запечатлел прекрасное утро и реальную жизнь, без прикрас. Возможно, что автор выразил в ней свой взгляд на жизнь, веру в лучшее будущее.

«Утренний натюрморт» написан в тот период, когда символизм и модерн еще не утратили влияния на творчество художников, но уже уступили место кубизму и вместе с ним экспрессионизму. Натюрморт Петрова-Водкина - яркое тому подтверждение, если говорить о принципах построения предметов картины, стремления живописца к ровным геометрическим формам и реальности изложения. Полотно имеет заурядный сюжет и легко читается зрителем. Кроме того, Кузьма Сергеевич уделил внимание колориту сюжета, отдал предпочтение свежим краскам, легким и теплым, тем самым наделив постановку приятным летним светом и радостью.

Разбирая компоновку и повествование картины на составляющие, можно отметить необычный ракурс композиции. Кажется, будто автор смотрит на обеденный стол сверху через призму. Поэтому перспектива так искажена и возникает ощущение, что «здесь что-то не так». Первый план, который стал чуть ли не единственным в работе, забрал все пространство холста. Это правильный ромб столешницы. На ней расположены предметы утренней трапезы вкупе с растительным декором - букетом полевых цветов. Завтрак еще не тронут и все застыло в ожидании, включая рыжего пса у стола и кота, такого же красного и холеного, который отражается в гранях чайника.

Все блестит свежестью и чистотой. Петров-Водкин акцентировал внимание на деталях, которые современному обывателю кажутся теперь раритетом и экспонатами антикварной лавки. Это спичечный коробок сиреневого цвета, граненый стакан, многогранный чайник на ножках с двумя крышками. Даже трогательные колокольчики и желтые цветки девясила кажутся чем-то далеким из детства.

Очень интересна техника письма художника. Она достаточна сухая, монотонная, при этом прозрачная. Петров-Водкин не играет с контрастом, его тени и свет практически не отличаются по характеру и насыщенности. Видимо, поэтому натюрморт выглядит таким декоративным и надуманным. Однако стремясь оживить предметы, автор применяет очевидные художественные приемы - рефлекс от коричневого дерева на яичной скорлупе, отражение и преломление изображения в поверхности чайника, блики на стеклянной банке и искажение стеблей цветов в воде. Правда, отсутствие видимых глубоких теней создало эффект дымной поволоки красок.

«Утренний натюрморт» отражает настроение автора и его мастерство отображать самые обыденные сцены из жизни. Кузьма Сергеевич вырвал утренний кусок пробуждения наступающего дня в контексте. Он уделил внимание тому моменту, который кажется для многих едва ли не самым важным перед началом трудовых будней. Видимо, букет собран еще вчера, а яйца еще горячи от недавней варки, чай не остыл и источает аромат, такой бодрящий и терпкий. Чья-то рука бережно накрыла стол, приготовила спички для того, кто чиркнет о бортик коробки и закурит свою папиросу. Эта же рука наказала рыжему псу ждать хозяина. Прекрасное утро и приятное предвкушение.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - мощный, самобытный, необычный живописец со своим оригинальным видением цвета, перспективы, формы, композиции. Его полотна выразительны до предела, в них всегда немного деталей, но много чувства и глубокого смысла. В творчестве Петрова-Водкина отразилась переломная эпоха, свидетелем которой он был: первая мировая война, революция, гражданская война. В трудный 1918 год он жил в Петербурге и работал преподавателем художественного училища. Именно тогда он создал несколько выдающихся натюрмортов и мы постараемся повнимательнее рассмотреть два из них - "Утренний натюрморт" и "Селедка". Всем известно, что время было довольно голодным, питание - скудным и однообразным и, видимо, неслучайно, на обеих картинах присутствует еда. Эта примитивная обычная пища тем не менее изображена с долей торжественности, радостным и светлым чувством.

Натюрморт "Селёдка".
Перед нами поверхность стола, застеленная мятой розовой бумагой. Под бумагой виднеется полотно, в котором узнается более ранняя картина художника и в перевернутом углу ее различается подпись самого Петрова-Водкина. Скорее всего, это даже не стол, а готовая картина, которую положили на пару табуреток - подобие стола. И, чтобы не испортить поверхность, - накрыли бумагой.

Перспектива нарочито-несуразная, как будто бы горизонтальная поверхность стола наклонена в сторону зрителя - того и гляди с нее скатятся предметы, которые на ней лежат. Предметов этих немного: две картофелины, краюха ржаного хлеба и немного порыжевшая селедка на темной бумаге. На блестящем боку селедки играют блики. Скорее всего, это какой-то паек, который автор получил как профессор и с радостью принес в свою мастерскую, где собирается разделить нехитрый обед с парой друзей.

Многие свидетели тех лет рассказывают, что селедка была тогда единственным доступным лакомством и очень всем надоела. А все же, когда подкатывало чувство голода, то люди радовались и селедке. Так с помощью всего лишь нескольких предметов художник изобразил то суровое время - правдиво, честно и оптимистично.

Натюрморт "Утренний натюрморт".
В "Утреннем натюрморте" радости и оптимизма еще больше, хотя по обилию пищи он уступает "Селедке" - из еды там два куриных яйца да неполный стакан чая. Зато не уступает по экспрессивности и внутреннему драматизму.

Скорее всего, дело происходит на террасе в светлое, но не слишком солнечное летнее утро. Деревянный стол изображен в той же "неправильной" наклонной перспективе. На нем всего лишь несколько предметов, из которых большая часть наделена стеклянным, металлическим или глянцевым блеском, что дает художнику по-разному "играть" со световыми бликами на всех поверхностях - рыжей столешнице, начищенном чайнике, блюдце, стакане с чаем, вазе, преломившейся чайной ложке. Предметы отражаются друг в друге: в маленьком чайнике яйцо отражается как в зеркале и накладывается на другое отражение - рыжего кота. Из-за стола выглядывает смышленая морда собаки.

Только человека не видно, но его присутствие угадывается во всем. Это он собрал на утренней прогулке сине-желтый букет полевых цветов. Это на него поглядывает коричневая собака. Это его кот отражается в чайнике. Это ему принадлежит коробок спичек и ему предназначен нехитрый завтрак. Маленькая зарисовка дачной жизни того времени. И опять, как и в "Селедке", мы видим в картине подкупающую честность, оптимизм, какой-то особенно умный, мудрый и добрый взгляд художника на жизнь.