План японии по покорению космоса. Япония и космос. Аспекты автоматической посадки

Уже дважды переносили старт ракеты-носителя Н-IIВ с грузовым космическим кораблём Kounotori 7. Почему этот корабль так ждут на МКС и с чем связаны переносы запуска?

Кажется, что о космической программе Японии знают только специалисты. Программа существует, ракеты исправно запускаются, но никакого пиара, как бывает с Илоном Маском и его компанией Space X. А между тем Япония входит в число трёх стран в мире, доставляющих грузовые корабли для жизнеобеспечения Международной космической станции. У всех на слуху российские грузовые "Прогрессы", американские Dragon с возможностью возвращения, а про японские Kounotori (от яп. "белый аист") опять-таки знают лишь интересующиеся.

Японский "грузовик"

Вот и сейчас на орбиту полетит уже седьмая по счёту миссия с грузом для находящихся на орбите космонавтов. Миссия имеет название Kounotori 7 и стартует с японского космодрома Танегасима. Грузом космического корабля станут аж четыре с половиной тонны полезной нагрузки. В их числе новые литиево-ионные батареи, заказанные NASA для замены стареющих никель-водородных батарей. Это часть батарей, остальные прибудут на МКС со следующими запусками. Предполагается, что астронавты установят панели уже во время ближайшего выхода в открытый космос в октябре месяце.

На самом деле, своевременная замена батарей - это очень серьёзная проблема. Кроме того, что панели теряют свою способность вырабатывать электроэнергию из солнечного света с течением времени, отдельную проблему представляют микрометеориты, повреждающие панели. Спустя несколько лет работы батареи могут потерять до четверти генерируемой электроэнергии. Поэтому их приходится регулярно заменять.

Причем основная генерация электроэнергии лежит на американском сегменте. В российском секторе тоже есть батареи, но их недостаточно, мы пользуемся энергией, выработанной батареями, расположенными между модулями Unity и Destiny. Руководство "Роскосмоса" давно хочет исправить проблему с электроэнергией, для чего в 2022 году предполагается запустить российский модуль НЭМ, основной задачей которого станет генерация электричества.

В чём проблема?

Вот уже второй раз запуск тяжёлой ракеты-носителя Н-IIВ откладывается. Первый раз причиной переноса стала плохая погода, а вернее проходящий в Тихом океане тайфун. Причем в самой Японии сильного тайфуна не было, но он свирепствовал рядом с островом Гуам, где собирается телеметрия с ракеты во время запуска, поэтому с 10 сентября старт перенесли на 14 сентября.

14 сентября обнаружилась более серьёзная проблема. После заправки баков с топливом и окислителем система сигнализировала о проблеме с клапаном топливного насоса второй ступени. Оперативно решить эту проблему не смогли, поэтому запуск был перенесён на неделю и состоится в субботу, 22 сентября. По словам представителей компании Mitsubishi Heavy Industries, отвечающей за запуск ракеты, проблема устранена и запуск должен состояться вовремя.

Понятно, почему японские специалисты дуют на воду. Всё дело в том, что в июне 2018 года завершился неудачей старт частной японской ракеты Momo. Запущенная 30 июня 2018 года ракета оторвалась от земли и преодолела несколько десятков метров, однако внезапно рухнула и взорвалась, вызвав сильный пожар. Формально частная японская космонавтика никак не связана с государственной программой, однако для японцев сохранить лицо космической отрасли очень важно.

Процесс полёта

При этом у тяжёлой ракеты-носителя Н-IIВ проблем с запусками нет. С 2009 года она была запущена шесть раз, и все шесть запусков были успешными. Это более чем достойный результат. Стоит отметить, что японцы серьёзно перестраховываются при запусках, например, в отличие от российских специалистов, . Японский корабль достигнет станции лишь после пяти суток полёта (просто сравните это с российским "Прогрессом", достигшим станции за три часа сорок минут). Так проще, меньше надо привязываться к окну запуска, больше времени для манёвров, меньше цена ошибки при изменении орбиты.

Японские грузовые корабли, как и американские Dragon, не пристыковываются к МКС. Они замедляют скорость и подлетают к станции на максимально близкое расстояние, а там их уже ловят при помощи десятиметрового манипулятора Canadarm 2. Манипулятором подтаскивают к шлюзу, после чего начинают перегрузку полезной нагрузки на борт станции.

Сейчас остаётся только надеяться, что запуск японского грузового корабля пройдёт успешно и космонавты на Международной космической станции получат груз уже в середине следующей недели. Снабжение МКС - дело ответственное, а космонавты ждут каждого запуска.

Читателям предлагается первый материал из увлекательного цикла ознакомительных статей о космической программе Японии.

Этой статьей, уважаемые читатели нашего сайта, мы открываем цикл материалов о японской космической программе. «О чем?!» – наверняка спросите вы. И будете совершенно правы – о японской программе освоения космоса известно не так много, а точнее, не слишком широкому кругу людей.

Конечно, любой школьник (по крайней мере, пока) знает, кто такой Юрий Гагарин и чем он знаменит. Некоторые даже вспомнят, когда именно и на каком корабле проходил его полет. Американцы до сих пор свято помнят имя своего первого астронавта (даже те из них, кто не знает, кто такой Гагарин) – Алана Шепарда, несмотря на то, что полет его, строго говоря, был с уборбитальным. Ну и конечно, в США все чтут легендарного командира экипажа «Аполлона-11», первого человека, ступившего (пока не доказано обратное) на поверхность Луны. Наконец, совсем недавно стал модным термин «тайконавт» вместе с именем первого китайца на орбите – Яна Ливэя.

Совсем недавно мы отмечали даже 50-летие орбитального полета первых четвероногих астронавтов – собак Белки и Стрелки. Скажите, уважаемые читатели, а слышали ли вы хоть об одном японском астронавте? Меня, например, всегда удивлял тот факт, что, несмотря на то, что почти любой человек с уверенностью назовет Японию одной из стран-лидеров в области высоких технологий, едва ли один из ста слышал что-то о космической программе этой страны. Казалось бы, кому, как не японцам с их технологиями покорять космос? Могу уверить вас, что в Японской космической программе немало интересного – у Страны восходящего солнца есть свои ракеты-носители, аппараты гордых детей Аматэрасу летали к Луне и астероидам, планируются полеты к Венере и Марсу. Японцы создали солнечную яхту и имеют свой «дом» на МКС. Обо всем этом мы расскажем вам. Сегодня же мы решили начать не с кораблей и спутников, «камней, палок и железок», а с людей, посланников Японии в космосе. Итак, сегодня мы представим вам самых примечательных японских астронавтов… и тех, кто почти ими стал.

Гагарин восходящего солнца

Итак, Юрий Гагарин, первый космонавт СССР и всего мира:

Алан Шепард, первый американский астронавт:

Ян Ливэй, первый китайский тайконавт:

А это – самый первый астронавт от Японии и первый японец в космосе, Тоёхиро Акияма (秋山豊寛):

Самое удивительное заключается в том, что первый японский астронавт… астронавтом не был вовсе! Он родился в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году, и вряд ли мог себе представить, какое будущее его ожидает: что космический корабль Советского Союза, тогдашнего врага Японии, разгромившего в 1945 г. Квантунскую армию, не просто доставит его на орбиту много десятков лет спустя, а сделает первым японским астронавтом. Дорога к космосу началась для Акиямы в 1966 г. – именно в этом году он поступил на работу в телерадиокорпорацию ТВS (Tokyo Broadcasting System). В ней он хорошо продвигался по службе, занимая все более значительные должности, и в 1989 прошел отбор по программе коммерческого космического полета, контракт на который ТВS заключила с Советским Союзом, чтобы отметить 40-летие своего основания. Таким образом, Акияма стал еще и первым профессиональным журналистом в космосе, причем не только в Японии, но и в мире!

С октября 1989 года он тренировался в центре подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина, а 2 декабря 1990 года на корабле «Союз ТМ-11» стартовал в космос. Командиром экипажа был В.М.Афанасьев, бортинжинером – М.Х.Манаров, оба – советские космонавты.

Корабль стыковался со станцией «Мир», на ней японец провел около 5 дней. За это время он вел прямые репортажи с орбиты и даже ставил научные эксперименты… с японскими древесными лягушками! Всего его полет продолжался 7 суток, 21 час и 54 минуты. К сожалению, выяснилось, что журналисты не очень подходят для космического полета: несмотря на подготовку, во время полета у Акиямы были проблемы с вестибулярным аппаратом, т.н. космическая болезнь.

Не менее интересно сложилась и его карьера после полета. В 1991 году он снимал в Казахстане репортаж о судьбе Аральского моря. В 1995 г. ушел из своей корпорации в знак протеста против ее коммерциализации. После этого первый японский астронавт… организовал ферму по выращиванию грибов и риса в префектуре Фукусима! Воистину, Японии достался самый нестандартный первый астронавт в мире.

Терешкова по-японски

Во времена первых космических полетов считалось, что космос – дело не женское. Даже полет Валентины Терешковой мало что изменил – прекрасная половина человечества украсила собой космическое пространство в массовом порядке намного позже.

А что же с японцами, а точнее, с японками? Первой дочерью Аматэрасу в космосе стала Тиаки Мукаи (向井千秋):

В сравнении с Терешковой, побывавшей на орбите в 1963 году, и даже первой «космической» американкой Салли Райд (она летала в космос в 1983 году), Тиаки существенно «припозднилась»: она добралась до космоса только в 1994 году. Летала она на американских «шаттлах», причем целых два раза – второй раз в 1998 году. Общий ее налет составил довольно солидные 8 суток 21 час и 44 минуты. Кстати, в первый раз она летала в космос на печально знаменитом шаттле «Колумбия», погибшем 1 февраля 2003 года.

Турист из Японии

Космический туризм – последний писк туристической моды. Причем удовольствие это пока еще очень и очень недешевое – речь идет о миллионах долларов. Японцы, однако, и тут не ударили в грязь лицом. Вернее, почти не ударили.

Знакомьтесь, это – Дайсукэ Эномото (榎本大輔):

Как видите, на астронавта он мало похож. Собственно, так и есть: этот милый японец – предприниматель, владелец интернет-фирмы «Livedoor». Он должен был стать седьмым в истории космическим туристом, и одновременно первым – из Азии и Японии.

Он должен был лететь на российском корабле «Союз» в сентябре 2006 года. Однако в августе из-за «несоответствия медицинских показателей» от полета он был отстранен. Примечательно, что вместо него в космос отправилась Ануше Ансари – американка иранского происхождения, первая в истории женщина – космический турист.

Крайний

На самом деле, космонавты – люди весьма суеверные. Например, они никогда не говорят «последний», только «крайний». Так вот, крайним среди японцев пока является Соити Ногути (野口聡一):

Он вполне профессиональный астронавт, в первый раз в космос должен был отправиться в 2003 году, однако из-за уже упомянутой нами катастрофы шаттла «Колумбия» полет был перенесен. В итоге стартовал он 25 июля 2005 года, на шаттле «Дискавери», это был первый полет системы Space Shuttle после той трагедии.

За свои полеты Ногути не раз выходил в открытый космос и работал на Международной космической станции:

До самого последнего времени он и вернулся только недавно – 2 июня 2010 года. Это было крупным событием в Японии, корреспонденты ведущего информагентства Киодо Цусин специально ездили в Казахстан и всю ночь в дикой степи ждали возвращения спускаемого аппарата «Союза», на котором возвращался астронавт, чтобы взять у него интервью сразу после открытия люков.

На этом, дорогие посетители нашего сайта, мы прощаемся с вами. Ждите следующих наших статей о космической программе Японии!

P.S. Читайте следующие статьи данного цикла.

19:32 05/02/2018

0 👁 802

Самое важное, чему научились японцы после приведения их в чувство мировым сообществом в 1945 году – это маскировать свои военные приготовления. Тогда «варвары» очень быстро опустили их на грешную землю, с заоблачных высот самооценки. Хотя до этого, страна «восходящего », целое десятилетие наводила животный ужас, своей «цивилизованностью, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

И надо отдать им должное, в настоящее время они, находясь в оккупации, умудряются не сильно отстать технологически, в ряде критически важных отраслей. Не трудно догадаться, что страна способная строить и эксплуатировать АЭС, без сомнения справится (рано или поздно) и с созданием ядерного оружия. Авария на Фукусиме, открыла эту внешне не заметную деталь.

В свою очередь, космическая программа Японии преследует другую фундаментальную цель – создание (разных), и под ядерное оружие в том числе. Просто все это маскируется под мирное и даже местами коммерческое (порой откровенно клоунское) изучение и освоение космоса.

Причем, Северной Корее (КНДР) – это нельзя в принципе, хотя она не уничтожала десятки миллионов людей, а Японии – это можно. С учетом исторических знаний, даже сомнений не возникает – они, в отличие от корейцев, уже бы применили ОМП (оружие массового поражения). Опыт имеется, причем колоссальный, правда химический и бактериологический, но это тоже весьма неприятно.

Позор и унижение, от своего поражения, японцы не забыли и не простили – они затаились. Япония напоминает хитрую лисицу, которая медленно, буквально по частям (лапка, хвостик, носик), попадает в домик зайца погреться. Что происходило дальше вы в курсе. И «лисице» конечный результат тоже понятен. Но амбиции и инстинкты хищника, снова толкают её (в итоге), под увесистую лапу медведя, который обязательно вступится за зайца.

А пока, 3 февраля 2018 года, японская ракета успешно вывела на микроспутник TRICOM-1R, весом 3 кг. Сама ракета весит около 2,6 тонн, при этом её диаметр – 52 см, длина – 9,54 м. Публика от восторга фонтанирует кипятком.

Предыдущая попытка, в январе 2017 года, закончилась провалом, однако определенные выводы были сделаны. И все подается в СМИ таким образом, чтобы сложилось впечатление, что это все не серьезно, а понарошку. Японцы очень наловчились пускать пыль за прошедшие годы. Они с наигранной наивностью сообщают, что в ракете используются аккумуляторные батареи, предназначенные, в том числе, и для обычных бытовых целей.

А малые размеры ракеты, это для экономичности (расходы составляют 3,6 млн. долларов). Хотя тут они лукавят. Вывод на орбиту груза весом 3 кг, за 3,6 млн. долларов – это все что угодно, но не экономия. Достаточно поинтересоваться, во сколько обходится доставка на орбиту 1 кг груза в других странах. Вас ждут поразительные открытия.

По вполне понятным причинам, «самураи» не могут открыто заявить об окончании оккупации. Объявить о создании ракет малой и средней дальности и разместить их на колесных пусковых установках, они тоже не могут. У них нет главного компонента – ядерной боеголовки. Фукусима все «наломала».

А обычные боеприпасы не помогут Японии, а лишь навредят. Старательно выстраиваемый имидж миролюбивой нации, сползет как поломавшаяся маска. Поэтому они продолжают возить ракеты на обычных грузовиках.

Ну, я же не могу пропустить день космонавтики, правда? :)
Куча новостей про японский космос:)

Для начала рассказ о том, откуда летают японские корабли:
Косми́ческий центр Утино́ура (яп. Утиноура-Утю:-Ку:кан-Кансокусё?) - космодром, расположенный на побережье Тихого океана вблизи японского города Кимоцуки (бывший Утиноура), в префектуре Кагосима. До момента образования Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) в 2003 году, он обозначался как Космический центр Кагосима и работал под эгидой Института Космонавтики и Аэронавтики (Institute of Space and Aeronautical Science, ISAS). С космодрома Утиноура стартуют твердотопливные ракеты-носители «Мю», которые применялись для всех запусков японских космических аппаратов научного назначения, а также геофизические и метеорологические ракеты. Выводимые космические аппараты могут иметь наклонение орбиты в пределах от 29° до 75° к плоскости экватора. Центр располагает станциями дальней космической связи для обеспечения полётов межпланетных станций.
Строительство Космического центра Кагосима, предназначенного для экспериментальных запусков больших ракет было начато в 1961 году, и завершено в феврале 1962 года. Ранее, до основания этого стартового комплекса, испытательные запуски японских ракет «К150», «К245» и «Каппа» производились с испытательной ракетной базы Акита в Митигаве (39°34′00″ с. ш. 140°04′00″ в. д. (G) (O)), с середины 1950-ых до 1960-ых. Однако запуск крупных ракет требовал более широкую акваторию для падения отработанных ступеней, чем узкое Японское море. После оценки преимуществ и недостатков различных площадок, для строительства космодрома был выбран город Утиноура в префектуре Кагосима, расположенный прямо на побережье Тихого океана. При возведении комплекса конструкторы использовали преимущества естественного холмистого ландшафта.

Твердотопливные ракеты, созданные в Японии, как правило, получали названия по буквам греческого алфавита - «Альфа», «Бета», «Каппа», «Омега», «Ламбда», и «Мю», некоторые буквы были пропущены из-за отмены проектов. Семейство ракет «Мю», использующееся и поныне, является самым мощным и сложным.
Первым ракетным запуском, осуществлённым с новой площадки, стал запуск ракеты «К150», представлявшей собой уменьшенную копию ракеты «Каппа», в августе 1962 года. После этого начались полномасштабные испытания ракет серий «Каппа» и «Ламбда», с параллельным форсированием работ по программе «Мю». 11 февраля 1970 года, после четырёх аварий, экспериментальный спутник был успешно выведен на орбиту с помощью ракеты «Ламбда-4S» («L-4S-5»). Космический аппарат «Осуми» (названный в честь полуострова в префектуре Кагосима) стал первым японским искусственным спутником Земли. В дальнейшем, значительный прогресс в создании ракет класса «Мю» позволил осуществлять один запуск научного космического аппарата в год. Последнее поколение ракет «Мю-5» впервые продемонстрировало свои возможности запуском исследовательского спутника «MUSES-B» («Харука») в феврале 1997 года.
После перехода ISAS в состав JAXA, космодром был переименован в Космический центр Утиноура, и за ним были сохранены запуски тяжёлых твердотопливных ракет научного назначения.
Как запускался космический "грузовик" два года назад:


Группа японских корпораций во главе с «Мицубиси» строят первую в мире орбитальную электростанцию. Сейчас специалисты из университета Киото готовятся к наземным испытаниям.
Станция представляет собой группу из 40 спутников, оснащенных солнечными батареями. Они будут передавать накопленную энергию на землю бесконтактным способом с помощью электромагнитных волн. Принимать сигнал на планете будет огромное «зеркало», диаметром 3 км., которое разместят в пустынном районе океана.
Преимущество орбитальной электростанции в том, что она не зависит от погоды. По оценкам специалистов, она будет работать в 10 раз эффективнее, чем земная.

Японский экспериментальный космический парусник IKAROS («Икар») за шесть последних месяцев набрал, благодаря своему парусу, «работающему» за счет давления солнечного света, дополнительно 100 м. в секунду или 360 км. в час, сообщает японское космическое агентство JAXA.
Аппарат был запущен 21 мая 2010г. одновременно с исследовательским зондом «Акацуки», и они вдвоем отправились к Венере. В начале лета «Икар» начал раскручиваться и разворачивать свой парус – 14-метровое квадратное мембранное полотно. Парус толщиной 7,5 микрона – тоньше человеческого волоса – сделан из полиимидной смолы, укрепленной алюминием. Общая масса аппарата составляет 310 кг. Кроме того, на нем закреплены тонкие солнечные батареи и блоки из жидких кристаллов, способные при переключении менять свою отражательную способность и соответственно значение ускорения. С помощью переключения кристаллов с разных сторон паруса специалисты рассчитывали менять направление движения аппарата.
IKAROS стал первым в истории успешно заработавшим космическим парусником, отправленным в межпланетное путешествие. В наст.вр. парусник находится на расстоянии в 10,5 млн.км. от Венеры.

Успех первого в истории космического парусника омрачается провалом миссии его «попутчика» – венерианского зонда «Акацуки». Из-за нештатного срабатывания клапана топливной системы эта космическая станция не смогла выйти на орбиту вокруг Венеры и пролетела мимо. Ученые рассчитывают повторить попытку вывести аппарат на орбиту вокруг Венеры через шесть лет, когда «Акацуки» вновь окажется в окрестностях планеты. Об этом сообщает «Российский космос».

Японское министерство экономики, торговли и промышленности планирует расширить программу спутниковой разведки полезных ископаемых на Восточную и Западную Африку, сообщил информационный портал Nikkei. В наст.вр. Япония использует спутниковые технологии для поиска металлов в Южной Африке, таких как платина и РЗМ.
Замминистра указанного министерства Ешикатсу Накаяма планирует на текущей неделе призвать делегатов конференции в ЮАР по инвестициям в горную промышленность из более чем 40 африканских стран объединить усилия с Японией в сфере спутниковой геологоразведки в свете того, что существует надежда на открытие месторождений вольфрама и никеля в восточной части Африки и марганца – в западной. Также Япония стремится перехватить инициативу у Китая в Южной Африке и Замбии, где китайские фирмы скупают права на добычу хрома и меди.

Президент японского космического агентства Кейдзи Тачикава поделился с журналистами планами по участию в проекте лунной базы. Японские роботы могли бы заменить астронавтов при выполнении различных работ на поверхности спутника.
По мнению Тачикавы, роботы могут выполнять строительные и геологоразведочные работы, добывать полезные ископаемые. В качестве кандидатов рассматриваются модифицированные варианты роботов Asimo и Qrio, созданные корпорациями Honda и Sony. Кроме того, многие земные машины и механизмы могут быть адаптированы для использования на Луне.
Двадцатилетний план японского космического агентства согласуется с планом принятым в 2004 году администрацией Джорджа Буша о создании к 2025 году обитаемой лунной базы. База должна служить промежуточным пунктом для высадки человека на Марс.
Проект колонизации Луны может стать значительным подспорьем для японской космической отрасли, переживающей не лучшие времена.
Гм, гм... Особенно с поправкой, что Обама решил на Луну не летать.

ТОКИО/ЦУКУБАи (Это там, где находится ускорительный центр и лаборатория КЕК ), 12 апр - РИА Новости, Сергей Коцюба. Фотовыставка РИА Новости, посвященная 50-летию первого полета человека в космос открылась во вторник в Национальном космическом центре Японского агентства по аэрокосмическим исследованиям (JAXA), в наукограде Цукуба.
"Мы ставим своей целью провести такую выставку, которая бы подчеркнула вклад, внесенный в освоение космического пространства советскими, а затем, российскими управляемыми космическими кораблями", - заявил один из организаторов юбилейных гагаринских мероприятий Такаки Такидзаки, начальник департамента общественных связей JAXA.
Фотографы Агентства печати "Новости" (предшественника РИА Новости) были в числе первых советских журналистов, которые сфотографировали Гагарина, и сейчас в интернет-архиве агентства находится порядка 3 тысяч таких снимков.
На выставке в Японии представлены более 30 уникальных фотоснимков из архива агентства. Посетители экспозиции также могут увидеть подлинный образец скафандра российских космонавтов, наборы космического питания и выполненную в натуральную величину модель спускаемого аппарата ракетоносителя "Союз", принадлежащие JAXA.
"Гагарин был первым, сделать то, что сделал он, больше не удастся никому", - сказала сотрудница административного отдела Национального космического центра в Цукуба Киоко Ханари.

Фотовыставка проходит в Японии рамках целого комплекса мероприятий заявленных как "Главное событие нынешней весны - Космос тогда и сегодня - от 50-летия первого полета Гагарина до полета Фурукава". Японский астронавт Сатоси Фурукава в этом юбилейном году должен быть доставлен российским космическим кораблем "Союз" на международную космическую станцию (МКС), где он проработает свыше полугода.
Цукуба находится в 75 километрах к северо-востоку от Токио, недалеко от районов наиболее пострадавших от разрушительного землетрясения и цунами 11 марта. Последствия разгула стихии вынудили администрацию расположенного в Цукуба космического центра отменить часть торжественных мероприятий, в том числе Неделю науки и техники, открытие которой должно было состояться 16 апреля.

Однако, по заверениям организаторов, на фотовыставке, посвященной полету Гагарина,это никак не скажется. Выставка, как и планировалось, продлится до середины лета 2011 года.

Из стран Азии и Африки к титулу «космической державы» ближе всего стоит Япония. Еще в январе 1955 года Национальный научный совет Японии принял решение участвовать в исследованиях верхних слоев атмосферы во время Международного геофизического года (1957- 1958 годы).

Был создан специальный комитет по геофизическим ракетам. В 1955 году стартовали ракеты - первая японская ракета «Карандаш», за ней «Бейби», с помощью которых проверялись телеметрические системы, системы слежения и средства поиска ракет, упавших в океан. В 1956-1957 годах были запущены ракеты «Каппа». По программе Международного года спокойного солнца (1964-1965 годы) с помощью ракет «Ламбда» и «Каппа» исследовались явления в ионосфере, характер распространения радиоволн, магнитные поля, космические лучи, солнечное и галактическое рентгеновское излучение.

Перспективы развития космических исследований в Японии намечены в докладе Национального совета по космическим исследованиям, появившемся в 1964 году. В этом документе намечены шесть основных задач в области космических исследований: разработка искусственных спутников, проектирование метеорологических ракет, совершенствование ракет-носителей, разработка средств и методов использования спутников, запущенных другими странами; научные исследования с помощью геофизических ракет и создание разнообразного измерительного оборудования.

Но, несомненно, самым важным событием в развитии японской ракетной техники станет запуск спутника, который будет знаменовать начало космонавтики в Японии. 26 сентября 1966 года с полигона Утиноура стартовала четырехступенчатая ракета «Ламбда-4», последняя ступень которой должна была стать спутником Земли. Из-за неправильной работы системы ориентации последняя ступень с приборным отсеком не вышла на орбиту. Эксперимент, на который было истрачено 250 тыс. долл., окончился неудачей. Но неудачи не ослабят позиции Японии в борьбе за титул «космической державы».

Японской национальной космической программой руководит Национальный совет по космическим исследованиям при премьер-министре страны. В космических исследованиях участвуют министерства науки и техники, обороны, образования, почты и связи, транспорта, внешней торговли.

При Токийском университете действует с апреля 1964 года Институт авиационно-космических наук. В нем три отдела: науки, техники и аэронавтики. В распоряжении института имеется пусковой комплекс в Кагосима (на юге страны) и испытательный центр Митикава (на севере острова Хонсю). Работы по созданию ракет «Каппа», «Ламбда» и «Мю» ведет группа специалистов института под руководством профессора X. Иотокава. Эти ракеты, созданные и испытанные японскими инженерами, в различных комбинациях способны доставлять полезные грузы на различные высоты и на орбиту вокруг Земли.

Несмотря на явное стремление к самостоятельным космическим исследованиям, руководители японской космической программы не смогли отказаться от совместных экспериментов с американскими учеными. Еще в 1962 году с американского полигона Уоллопс-Айленд были запущены ракеты для исследования ионосферы. На борту ракет были установлены приборы, разработанные американскими и японскими учеными. Так началось сотрудничество с НАСА. Совместные эксперименты продолжаются. Как сообщил бюллетень «Аэроспейс дейли», между Японским научно-техническим управлением и НАСА достигнуто неофициальное соглашение о продаже Японии американских систем управления для ракет-носителей. Ранее ряд американских фирм выразил согласие продать Японии свои системы управления, однако министерство обороны США не дало на это санкции.

Американские системы управления будут, очевидно, установлены на усовершенствованных образцах японской ракеты-носителя «Мю-4», с помощью которой будут продолжены попытки вывести на орбиту первый японский искусственный спутник Земли.

Япония идет на самые различные формы сотрудничества с США не как «слабая сторона», а рассчитывая на соперничество в будущем. Японские промышленные фирмы и корпорации наживаются на производстве различных видов оружия, в том числе ракетного. Во многих случаях они уже успешно конкурируют с США. Сначала японская промышленность производила по лицензиям некоторые образцы американских ракет. В настоящее время уже организовано производство целого ряда образцов отечественного ракетного оружия.

Следуя наметившейся тенденции, авиационно-промышленные компании Японии начали разработку и производство космической техники. Причем при создании различных образцов космической техники не упускаются из вида возможности ее использования в военных целях. Так, фирма «Мицубиси» работает над созданием зенитных ракет и ракет класса «воздух-воздух» с 1955 года. Сейчас фирма продолжает работы в области ракетного оружия и одновременно проектирует первый японский спутник и несколько образцов высотных ракет по заказу Управления науки и техники Японии.

Автомобильной фирме «Принс» принадлежит ведущая роль в производстве военных и исследовательских ракет. Среди ее продукции двигатели на твердом топливе, которые используются в различных видах управляемого и неуправляемого ракетного оружия. Как сообщает ежегодник «Джейн», начиная с 1957 года фирма «Принс» начала производство ракет «Карандаш», «Бейби», «Омега», «Каппа» и «Сигма» для института авиационно-космических наук при Токийском университете. Сейчас фирме поручено производство ракет «Ламбда» и «Мю», с помощью различных комбинаций которых предполагается запустить первые японские спутники.

Заведующий отделением агентства Ассошиэйтед Пресс в Японии Д. Рандольф в своей статье «Япония как ядерная держава» с тревогой пишет, что по своим характеристикам японская ракета «Мю» не уступает американской боевой ракете «Минитмен», Рандольф делает вывод, что Япония скоро может стать весьма грозной ядерной державой.