Почему поляне платили дань хазарам. Дань хазарам серебряной монетой и мехами

Хазарский каганат в средние века был полновластным хозяином огромной территории Евразии, заключенной между Аральским морем на Востоке до Киева на Западе и от Кавказа на Юге до Урала на Севере. Но откуда хазары берут свое начало, где лежат их корни? В 454 году н.э. умер знаменитый завоеватель, наводивший ужас на всю Европу, имя ему Аттила, в восточных источниках - Идиль (запомните это имя). После кончины Бича Божьего его империя распалась на отдельные народы и племена, в числе которых были и хазары. В середине VII века в Западно-Тюркском каганате происходила эпоха раздора и ослабления в это время многие народы, входившие в него, начали отделяться. Объявили себя независимыми и хазары, создав свое государство - Хазарский каганат, столицей стал город Итиль (вспомните как в восточных источниках называли Аттилу).

После появления государственности у хазар они приступили к агрессивной завоевательной политике. Под "горячую руку" хазарских каганов попали многие соседние племена. В это время на территории Кавказа появились мусульманские миссионеры, а вслед за ними арабские полчища. Хазары, объединившись с тюрками дали массированный отпор арабам. Хазары вели войны с могущественной в то время Византийской империей. Была завоевана братская Булгария, разбиты греческие войска, захвачен Крым, подчинены южные и центральные части восточнославянских земель и такие племена как вятичи, радимичи и поляне. Была образована огромная держава. Завоеванные и подчиненные народы платили дань хазарам.

Многочисленные народы, населяющие земли Хазарского каганата имели разную культуру, и, что более всего настораживало хазарских правителей - религию. Религия во все времена играла центральную роль в объединении народов, в превращении их в "монолит" с едиными целями и идеалами. Хазары на тот момент являлись язычниками, их религия называлась Тенгрианство - общая вера для многих тюркских племен. Не было единого Бога, следовательно, не было и единства. Каган начал искать новую монотеистическую религию, которая бы привела к идеологическому сплочению. Выбор стоял между тремя верами: христианством, исламом и иудаизмом. Ислам каган не мог принять из-за того, что хазары вели непрекращающиеся войны с мусульманами. Византийские императоры своими действиями и ревностными поступками в отношении религии дискредитировали христианство, поэтому оно тоже не рассматривалось как серьезная альтернатива Тенгрианству. Выбор пал на иудаизм. Кто знает, как бы развивалась история, если бы каган выбрал христианство.
Печальное положение было у восточных славян - они находились в тисках меж двух мощных на тот момент объединений - варяжских завоевателей и хазар. Таким образом произошло разделение на сферы влияния. Северные и западные племена становились зависимыми от скандинавов, южные и восточные от хазар. Славянские племена, занимавшие Стольный град Киев - поляне выплачивали дань хазарам. Большого количества источников по этому вопросу не было обнаружено, но до нас дошли сведения о том, что славяне платили дань серебром и мехами. Эти товары представляли особенное богатство и их можно было продать на других рынках. Наибольшей популярностью во всем мире пользовались меха. Также существует легенда о выплате дани обоюдоострыми мечами. Повествует она о следующем: однажды поляне решили выплатить дань мечами. Но хазарские старейшины увидели в этом неладное. Они сказали, что наши сабли, заточенные с одной стороны отражают веру только в Ветхий Завет, их же мечи, заточенные с двух сторон показывают веру в два Завета - Ветхий и Новый. Старцы посчитали, также, что такой вид меча символизировал сбор дани с двух сторон, одна из них была направлена на хазар. Эти мысли были пророческими.

В годы правления на Руси Святослава славяне значительно усилились, а князь затеял военный поход против Хазарского каганата. В 965 году славяне в союзе с огузами совершили поход на хазар, в результате чего последние понесли тяжелое поражение, но не были разгромлены окончательно. Завершил же дело Святослава его сын, крестивший Русь, Владимир. В 985 году в союзе с теми же огузами Хазарский каганат был окончательно разгромлен, а сами хазары стали платить дань Владимиру.

На этом закончилась эпоха владычества Хазарского каганата. Хазары расселились по многим территориям Евразии. Большая часть была расселена в Крыму, где остается и по наши дни, следует сказать, что их культура осталась практически без изменений, только называются они сейчас караимами. Это один из народов, являющихся чистыми, то есть без смешивания с другими племенами и народами. По сей день они являются иудаистами, хотя и не признают Талмуд. Таким образом народ наводивший страх и ужас на многие государства средневековья не исчез по прошествии более 10 веков. В результате заключения браков только с представителями караимов их культура осталась той, которая была у них боле 1000 лет назад.

«Повесть временных лет» причислила киевских «полян» к тем восточнославянским племенам, которые платили дань Хазарии. Впрочем, хронологические рамки даннической зависимости от хазар летописцем не определены, а с содержательной стороны этот период исчерпывается сказанием о дани мечами. После смерти Кия, Щека и Хорива хазары «наидоша» полян, «седящих на горах сих, в лесах», и сказали им: «Платите нам дань». Поляне «сдумавше… и вдаша от дыма меч». Хазары отнесли мечи «ко князю своему и к старейшинам своим» и сказали им: «Вот, добыли дань нову». Те же спросили их: «Что суть вдали?» Хазары показали мечи. «И реша старцы хазарские: «Не добра дань, княже! Мы взяли ее при помощи сабель, а у этих людей оружие обоюдоостро. Будут они брать дань с нас и с иных стран». Так все и случилось, заключает летописец, «владеют хазарами русские князья и до днешнего дня», ибо старцы хазарские «не от своея воли рекоша, но от Божья повеленья».

Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь:

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:). За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.

Вообще говоря, легенда о полянской дани, выплаченной хазарам мечами, вполне могла принадлежать не славянскому, а сарматскому населению Среднего Поднепровья. Упоминание меча, как характерного предмета вооружения скифо-сарматских народов, прослеживается в письменных памятниках со времен Геродота. Между тем археологические исследования в Среднем Поднепровье говорят о том, что меч «не имеет местных корней в культуре предшествующей поры» (Кирпичников А. Н., Медведев А. Ф. Вооружение//Древняя Русь: Город, замок, село. М., 1985. (Археология СССР). С. 320 ), а массовое вооружение мечами восточнославянских ополчений состоялось не ранее Х в., то есть тогда, когда Русская земля уже избавилась от даннической зависимости от хазар. Следовательно, легенда о дани мечами возникла у народа, который поселился в Среднем Поднепровье в VII - VIII вв. и с давних пор исповедовал культ меча. Этим народом могли быть, например, аланы или асы.

Но, к сожалению, использовать летописное сказание о дани мечами для каких-то исторических заключений практически невозможно, потому что под пером монаха-летописца народная легенда превратилась в развернутую поэтически-богословскую метафору, насыщенную библейскими отголосками. Противопоставление двулезвийного меча однолезвийной сабле, конечно, не могло иметь чисто военного смысла. Военная история свидетельствует, что сабля вовсе не была такой уж беспомощной перед мечом, более того, именно ей принадлежало будущее в кавалерийском деле. Но обоюдоострый меч — один из самых значимых библейских символов, атрибут народа-избранника. В 149-м псалме говорится: «…благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его». В Откровении Иоанна Богослова упоминается «острый с обеих сторон меч», который выходит из уст Христовых и является, таким образом, мечом духовным, который, по словам апостола Павла, «есть слово Божие» (Ефес., 6: 17).

Древнерусский читатель «Повести временных лет» воспринимал сказание о хазарской дани отнюдь не в военно-политическом аспекте. Слова о превосходстве обоюдоострого меча над саблей, вложенные летописцем в уста старцев хазарских, имели для него религиозный, эсхатологический смысл. Противопоставляя полянский меч своей сабле, вожди хазар (принявшие иудейство), «не от своея воли» признавали превосходство христианства над иудаизмом, «двух лезвий» нового меча духовного (Ветхий и Новый заветы) над «одним лезвием» Ветхого завета. Такой смысловой подтекст легенды ставит под сомнение содержащиеся в ней исторические сведения, в частности, как и чем хазары взымали дань с «полян» (Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 334 - 335 ).

Освобождение славян Среднего Поднепровья от хазарской дани, по всей видимости, было тесно связано с событиями, происшедшими в конце VIII - начале IX в. в Хазарии.

В это время перед правящей верхушкой Хазарского каганата с особой остротой встал вопрос о государственной религии. Каждый из двух могущественных соседей Хазарии пытался навязать ей свою веру: Византия действовала через крымские епископии, халифат посылал на Северный Кавказ свои армии. Стремясь обеспечить себе культурную, а вместе с тем и политическую независимость, хазары выбрали третью религию — иудаизм.

Евреи издавна составляли заметную прослойку населения в южных областях Хазарского каганата. В Крыму и на Таманском полуострове еврейские памятники известны с I в. н. э. Со второй трети VI в. на Кавказе появились еврейские беженцы из Сасанидского Ирана — участники подавленного восстания маздакидов. А преследование евреев, начатое в Византии Ираклием еще в 20-х гг. VII в. и затем возобновленное Львом II Исавром (717 - 741 гг.), сделало еврейскую общину в Хазарии еще более многочисленной.

В Крыму, на Кавказе и в Поволжье евреи занялись тем же, чем занимались всюду, — торговлей и финансовыми спекуляциями. Их вклад в экономический рост Хазарии был весьма велик. Кроме того, раввины и отдельные представители еврейского купечества, как люди грамотные и бывалые, часто привлекались ко двору кагана для исполнения различных государственных, в том числе и международных, поручений. Но все же их влияние на дела в каганате никогда не было решающим, а националистический оттенок религии «избранного народа» исключал активный прозелитизм: для последовательных талмудистов исповедующие иудейство иноплеменники все равно оставались «проказой Израиля». Укоренение иудаизма со статусом государственной религии в стране с преобладающим нееврейским населением было уникальным явлением в мировой истории, которое стало возможным лишь благодаря совершенно исключительному стечению обстоятельств, внешних и внутренних.

К обстоятельствам внешним относилось настойчивое желание византийского императора и багдадского халифа видеть хазар в числе своих единоверцев. К обстоятельствам внутренним — кризис политической системы каганата. «Быстрый рейд» Марвана 737 г. в глубь хазарских владений (зеленые стрелки на карте), закончившийся военным разгромом Хазарии и принятием каганом мусульманства, вызвал рост патриотических настроений среди хазарской знати. Поборники независимости сплотились вокруг бека. В поисках религиозно-идеологического символа возрождения Хазарии они остановились на звезде Давида. Иудаизм стал для них религией, которая обеспечивала хазарам «вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами» — Византией и халифатом (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 264 ). Согласно традиции, основатель иудейской династии хазарских беков носил имя Обадия.

Хазары в большинстве своем обратились по примеру знати в иудаизм. Но кроме хазар, в каганате проживало еще 25 народов, многие из которых исповедовали ислам; в городах значительным влиянием пользовались христианские общины. Религиозная реформа Обадии вызвала среди них открытое недовольство. В начале IX в. в Хазарии вспыхнула гражданская война. Противники иудаизма, которых, возможно, поддерживал каган, призвали на помощь мадьяр; бек противопоставил им печенежские сабли. Доселе несокрушимая хазарская плотина, воздвигнутая между Уралом и Каспием, дала трещину, и в нее хлынули заволжские кочевые орды.

Хазарская смута длилась почти два десятка лет. Константин Багрянородный с лаконичностью государственного человека записал ее последствия: «первая власть» (правительство) одержала победу; побежденные бежали к мадьярам; все, кто не убежал, перебиты. Мятеж был подавлен дорогой ценой. Значительная часть собственно хазарского населения была истреблена, и власть бека, фактически полностью отстранившего кагана от дел, могла теперь опереться только на наемников — печенегов и гузов.

Западные окраины каганата в период междоусобицы были брошены на произвол судьбы. Византия, например, почти без усилий вернула себе Крым. Вероятно, днепровские славяне также воспользовались случаем, чтобы заявить о своей независимости от кагана. Случилось это, по всей видимости, в первой четверти IX в.

У Хазарии не было сил привести своих бывших данников к покорности. Напротив, в Итиле принимались срочные меры для охраны своей территории, дабы удержать западную границу каганата хотя бы на линии Дона. С этой целью на донском левобережье, ближе к низовью реки, во второй половине 830-х гг. была сооружена крепость Саркел. Какое важное значение имела эта твердыня в глазах хазарского правительства, видно по тому, что возглавить ее строительство были приглашены лучшие византийские инженеры во главе с братом жены императора Петроном Каматиром. Но объединенные хазаро-византийские усилия уже не могли отдалить неумолимое превращение Дона в «Русскую реку», а Понта — в «Русское море».

1. Расселение восточно-славянских племен

2. Соседи восточных славян

3. Занятия славян

4. Нравы и обычаи древних славян

5. Община и её характеристика

6. Города

7. Общественный строй

8. Славянское язычество

1. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке. От Невы и Ладожского озера на севере до среднего Поднепровья на юге. В 6-9 веках славяне объединились в общности, носившие не только родовой, но и территориально-политический характер. Названия таких общностей происходили либо от названия местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи). В "Повести временных лет" названо 15 племенных союзов восточных славян. Каждый союз включал по 120-150 племён. Каждое племя состояло из родовых общин и занимало территорию 40-60 км.кв. К 8-9 веку эти племенные союзы имели свои центры-грады. Племенные союзы расселились следующим образом:

Словене ильменские: район озера Ильмень, река Волхов и Мста. Центр - Новгород, возникший приблизительно в 859 году.

Кривичи: вокруг южной части Чудского озера, в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Центр-Смоленск, основан в 863 году.

Вятичи: по реке Оке и Волге, верховья реки Москвы. Их главные города: Ростов (862 г.), Суздаль (1024 г., как говорит летопись).

Радимичи: жили по рекам Сож, Сейм, Десна и Днепр.

Северяне: жили по рекам Десна, Рось, по левому берегу Днепра. Главный город-Чернигов (с 9 века).

Поляне: среднее течение Днепра. Главный город-Киев (приблизительно 5 век).

Древляне: располагались по правому берегу Днепра, южнее р.Припяти. Главный город -Искоростень (9 век).

Дреговичи: расселились к северу от р.Припяти, по правому берегу Днепра.

Полочане: по реке Полота. Главный город-Полоцк (862 год).

Волыняне и бужане: по правому берегу Днепра, в бассейне реки Южный Буг.

Уличи: нижнее Поднепровье, между Днепром и Прутом.

Тиверцы: между Днестром и Прутом.

Хорваты, дулебы: Прикарпатье. Главный город-Ужгород (9век).

2. До появления славян в Восточной Европе она была заселена другими племенами. Эти племена были многочисленные, но слабые и разбросанные по необъятным просторам. На западе это были эсты, чудь, водь, ижора, лопари, емь, финны. На севере: югра, остяки, вогулы. В районе Белоозера: весь. В Волжско-окском бассейне: мещера, мурома (финно-угорское племя!), меря, черемисы, мордва. В Пермском краю: вотяки, зыряне, пермяки. Все эти племена были финно-угорскими. Они были миролюбивы, поэтому восточные славяне, поселившись здесь, обложили их данью, но постепенно началась ассимиляция с этими народами.



На юго-восточном побережье Балтийского моря жили балтские племена. Это литва, латыши, жмудь, пруссы, ятвяги, жемайты и др. Эти племена были воинственны и нередко производили набеги на славянские земли. Важнейшими соседями здесь были скандинавские племена варягов. Происхождение варягов (викингов или норманнов, руссов) спорно. Есть точка зрения, что они являются предками славян. Они нападали на поселения славян, часто выступали в роли наемных дружинников, участвовали в торговле с Хазарией и Византией. Занимались разбоем на торговых путях. Типичными поселениями скандинавов были торговые места-вики, они основали их в Ладоге, а затем на Днепре под Смоленском. Считается, что главным их занятием была международная торговля, но славяне, столкнувшись с варягами, стали строить свои укреплённые поселения для борьбы с ними. Так возникли поселения Ладога, Изборск, Белоозеро, Новгород.

Таким образом, варяги оказали значительное влияние на культуру славян и развитие торговых отношений.

Западными соседями славян были поляки (ляхи). Жили по берегам Вислы. Наиболее тягостными и опасными соседями славян были юго-восточные народы, орды кочевых азиатских народов, которые непрерывным потоком шли через урало-каспийские степи - "ворота народов". Начиная с аваров(6-начала 7 века) (обры), которые "примучили" славян, они не давали покоя населению Русской равнины. На территории современной Венгрии авары создали своё государство - Аварский каганат. Это было непрочное объединение, держалось на военном подчинении. Авары нападали на дулебов. Но в 7-8 веках объединённые войска франков и славянских племен разбили аваров. Вместо них в 7 веке в нижнем Поволжье создали своё государство тюрко-язычные хазары - Хазарский каганат. Столица - город Итиль. Оно существовало до 10 века и было уничтожено Святославом. Славяне платили дань хазарам от "дыма". Особенность хазар заключается в том, что они часто меняли кочевой образ жизни на оседлый. Весной и летом - кочевали, а осенью возвращались в свои города. Город Итиль стал крупным торговым центром на Волжском торговом пути. В 8 веке хазары приняли иудаизм.



Хазарский каганат закрыл "ворота народов" и на 2,5 столетия прекратились нашествия с Востока.

С начала 9 века славяне стали сталкиваться с прорывавшимися через хазарские земли другими кочевниками: болгарами, торками, печенегами. Часть из них сумели обосноваться в северном Причерноморье, например печенеги. Они до 11 века, а именно 1036 г., постоянно совершали нападения на славянские земли. Они жили в Крыму и северном Причерноморье; там где были Днепровские пороги, они устраивали засады и жили за счёт грабежей торговых караванов. Особенно активной деятельность печенегов была в 10-11 веках .

В 11-13 веках половецкие орды заняли Северное Причерноморье и со второй половины 12 века принудили часть славян уйти из среднего Поднепровья на северо-восток, где были суровые условия для жизни.

На Средней Волге племя болгар создало своё государство - Волжскую Булгарию, которая просуществовала до 1236 года. Столица-город Булгар (ныне Казань) был построен по восточному образцу. Булгары приняли ислам в 10 веке, у них была арабская письменность. Город Булгар находился на Волжском торговом пути и был своеобразной "перевалочной базой", поэтому он и процветал. Болгары совершали нападения на славянские земли, но немногочисленные. Отношения со славянами в основном были мирные.

Важную роль в жизни восточных славян играли отношения с Византийской Империей. Константинополь - Царьград поражал славян красотой и величием. Отсюда Русь вывозила вина, фрукты, золото, металлические изделия, шёлк, керамику и т.д. В Византию ввозили, в основном, рабов. Кроме торговых отношений были и военные столкновения. В 9 веке князья Оскольд и Дир побывали в Константинополе (860 г.), поход был удачным, Византия официально признала Русь как государство.

ВЫВОД: колонизация славян носила, в основном, мирный характер. Славяне проживали по соседству с многими племенами и оказывали взаимное влияние друг на друга. Славянские племена были многочисленными, более развитыми, поэтому они большее влияние оказывали на финно-угорские племена.

3. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими находками, обнаружившими семена злаков: рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха. Выращивали технические культуры: лён, коноплю. Огородные культуры: капуста, свёкла, репа. Неурожай репы приводил к голоду. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом. Отсюда название зерновых культур: "жито". Южные земли обгоняли в своём развитии северные. Большая часть заселённой славянами территории была покрыта лесами, поэтому сначала необходимо было вырубить деревья, оставшиеся пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называлась подсечно-огневая . Она была распространена на севере и в центральных районах. Основными орудиями труда здесь были топор, мотыга, соха , борона-суковатка, заступ, которым рыхлили землю, серпы. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотёрками и ручными жерновами. Работать сохой было тяжело, но в лесной зоне нужна мелкая пахота, поэтому соха была незаменима. Земля отдыхала 10-15 лет, потом к ней возвращались. Рубка, сжигание лесов - трудоемкая работа, поэтому подсечное земледелие всегда связано с коллективным трудом мужчин.

Ведущей системой земледелия в южных районах был перелог. Здесь были плодородные земли в большом количестве, и с истощением почвы "перекладывались" на новые участки. Здесь инструменты были другими: рало, деревянный плуг с железным наконечником. В качестве рабочего скота использовали валов, а на севере-лошадей. В лесостепной полосе существовала паровая система с двупольным севооборотом. В 8-9 веках в лесостепной полосе возникло пашенное земледелие , где использовался плуг с отвалом, способный переворачивать пласт земли.

Второе занятие - скотоводство, имеющее подсобное значение; было оседлым. Слово "скот" означало "деньги". Лошади были только тяжеловесами. В качестве денег использовали также мех куницы и шкурки ценных зверей, т.е. пушнину.

Третье занятие - промыслы (лесные и речные): охота, рыболовство, собирательство, бортничество .

Большую роль в экономике восточных славян в это время играла военная добыча. Племенные вожди совершали постоянные набеги друг на друга и на Византию. Именно под ударами славянских племен Византийская Империя ослабела.

Пятое занятие - торговля. Существовало 2 торговых пути: "Из варяг в греки" и Волжский торговый путь. Путь "из варяг в греки" шёл из Балтийского моря в реку Неву, затем в р.Волхов, после - в оз.Ильмень, по реке Ловать, волоком до Днепра, а по Днепру до Чёрного моря. Этот путь - своеобразная "столбовая дорога", связывающая Северную и Южную Европу. Он возник в конце 9 века. Наиболее развитые земли славян контролировали его. Главными городами-контрольными пунктами были Новгород, Смоленск, Киев. Другой путь - Волжский, связывающий Русь со странами Востока. Шёл из Новгорода в Торжок, Москву-реку, Волгу, через Ярославль, Булгар, Итиль.

Вывозили : меха (пушнина), мёд, воск, рабов. В Западную Римскую Империю вывозили хлеб (злаковые культуры: пшеницу, рожь измеряли с помощью четверика ; мера заимствована у римлян).

Ввозили : предметы роскоши, оружие, вина, серебряные монеты.

Торговля постепенно развивалась от меновой к денежной форме. Сначала эквивалентом служили скот и меха, а затем - слитки серебра(гривны). Киевские – 300 грамм, новгородские – 400. Мелочь из обрезков серебряной гривны носила название ногаты ирезаны. При отсутствии собственных месторождений серебра и золота славяне покупали иностранные монеты и переплавляли их. Внешняя торговля обслуживала потребности знати, а основная масса славян жила в условиях натурального хозяйства , поэтому внутренняя торговля была развита слабо.

В середине VI в. новая волна кочевников вышла из глубин Азии – то были авары, многочисленная тюркская орда, которая продвинулась в Восточную Европу, вела постоянные войны с Византией и в конце концов осела на территории современной Венгрии. Как и 200 лет назад, во время гуннского нашествия, удару подверглись южные области восточных славян. Славяне в течение VI – VII вв. вели с аварами постоянные войны. На исходе VII в. авары были разгромлены франками; с тех пор начинается быстрый упадок непрочной аварской державы. Но на этом тяжкие испытания для славян не кончились. В середине VII в. Азия бросила в Поволжье, Северное Причерноморье, на Северный Кавказ новые кочевые тюркские орды – хазар, которые на несколько столетий стали опасными соседями восточных славян. Хазары – кочевое племя тюркского происхождения; но оно не было похоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южно-русских степях. Часть восточнославянских племён оказались в зависимости от государства хазар – Хазарского каганата, чей центр сначала размещался на Северном Кавказе, а позднее переместился в устье Волги, где располагалась хазарская столица Итиль. Но хазарское нашествие затронуло славянские земли лишь краем. Вскоре между землями восточных славян и хазарами установились соседские отношения. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами: славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.

Во всех древних описаниях расселения восточнославянских племён говорится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных соседей. Восточно-Европейская равнина настойчиво перемешивала народы, соединяла их речными и озёрными путями, лесными дорогами. Так, в районе обитания новгородских словен рядом с вятичами и кривичами жили угро-финские племена: весь, корела, чудь, мурома, мордва. Ростов был поначалу главным поселением мери, а Белоозеро – веси. Муром являлся главным поселением угро-финского племени мурома, располагавшегося в то время в междуречье Волги и Оки, где также обитали мордва и черемисы.

Сильные и многолюдные восточнославянские союзы племён подчиняли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения в основном были мирными и добрососедскими. Против внешнего врага славяне и их соседи зачастую выступали единым фронтом.

Собирая дань с окрестных племён, некоторые славяне сами находились в даннической зависимости от более сильных иноплеменных соседей. Так, поляне, северяне, радимичи, вятичи платили долгое время дань хазарам. К концу VIII – началу IX в. полянское ядро восточных славян освобождается от власти хазар.

С VII века в Нижнем Поволжье создали своё государство тюркоязычные хазары- Хазарское царство, включив в состав своего государства земли вплоть до Днепра, получая дань с покоренных племен. Они уже жили в городах, столицей был город Итиль. В VIII веке они приняли иудаизм – (религия единобожия, возникшая среди еврейских племен, в основе культ бога Яхве, священная книга - Тора). Хазары контролировали торговлю по Волге, собирали дань со многих народов, в том числе и со славянских племен – полян.

Но, пожалуй, самым мощным государством в культурном и экономическом отношении была ^ Византийская империя. Чем привлекала славян Византия? (богатая страна, развитая культура и ремесла) Восточные славяне стремились к установлению торговых отношений с Византией, были времена, когда ходили воевать Царьград. Путь из Восточной Европы в Византию именовался «из варяг в греки». Что же касается пограничных с восточными славянами земель и народов, то эта картина выглядела так: на севере жили финно-угорские племена: черемисы, чудь заволочская, весь, корела, чудь. Эти племена занимались в основном охотой и рыболовством и находились на более низкой ступени развития. Постепенно при расселении славян на северо-восток большая часть этих народов оказалась ассимилированна. К чести наших предков надо отметить, что этот процесс проходил бескровно и не сопровождался массовыми избиениями покорённых племён. Типичными представителями фино-угорских народов являются эсты - предки современных эстонцев.

На северо-западе обитали балто-славянские племена: корсь, земигола, жмудь, ятвяги и пруссы. Эти племена занимались охотой, рыболовством и земледелием. Они славились как храбрые воины, чьи набеги наводили ужас на соседей. Поклонялись они тем же богам, что и словяне, принося им многочисленные кровавые жертвы.

На западе славянский мир граничил с германскими племенами. Взаимоотношения между ними были очень напряжёнными и сопровождалисьчастыми войнами. Западные славяне оттеснялись на восток, хотя почти вся Восточная Германия когда-то была заселена славянскими племенами лужичан и сорбов.

На юго-западе славянские земли граничили с Византией. Её Фракийские провинции были заселены романизированным населением говорившем на греческом языке. Здесь же оседали многочисленные качевники, приходивщие из степей Евразии. Таковы были угры, предки современных венгров, готы, герулы, гунны и другие номады.

На юге, в бескрайних евразийских степях Причерноморья бродили многочисленные племена качевников-скотоводов. Здесь проходили пути великого переселения народов. Зачастую от их набегов страдали и славянские земли. Некоторые племена, например торки или чёрные каблуки были союзниками славян, другие - печенеги, гузы, половцы кипчаки враждовали с нашими предками.

На востоке со славянами соседствовали буртасы, родственная им мордва и булгары волжско-камские. Основным занятием булгар была торговля по реке Волге с арабским халифатом на юге и пермскими племенами на севере. В низовьях Волги распологались земли Хазарского Каганата со столицей в городе Итиль. Хазары враждавали со славянами до тех пор пока князь Святослав не уничтожил это государство.