Покой нам только сниться блок. Размышления провинциального либерала

«О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» (тема Родины в поэзии А. А. Блока)

В наше время, когда часто можно услышать об­винения в адрес «совковии», когда многие тол­пами бегут из «нищей России» в благословенный западный рай, так и хочется обратиться к со­отечественникам словами Блока: «Полюби эту вечность болот!» Властитель дум поколения Сереб­ряного века, как никто другой любил несчастную, израненную, но не сломленную душу России.

Тема родины пронизывает все творчество поэта. Именно безграничная любовь к России рождала в нем веру в «скифов», сзывающих «на светлый братский пир».

Находятся те, кто обвиняет русскую интелли­генцию XIX и начала XX века в том, что она во­влекла Россию в пропасть, опьянила ее призыва­ми отринуть старое и создать новое. Но мы не имеем морального права обвинять А. Блока, В. Брюсова, С. Есенина и других, тех, кто искрен­не верил в гуманность народной души, в мистичес­кую всепобеждающую тайну России.

Ощущением необычайной таинственности про­никнуто стихотворение Блока «Русь». Поэт рису­ет образ бескрайней родины, которая сама не знает своих пределов. Ее населяют и вполне реаль­ные «разноликие народы», и будто пришедшие из древних поверий «ведуны с ворожеями». Великий смысл кроется в символическом образе поэтичес­кого вдохновения, которое посещает поэта на кладбище, куда протоптал он «тропу печальную, ночную». Когда читаешь эти строки, представля­ются могильные плиты могучих сынов России, предшественников автора. Нельзя быть поэтом «без роду, без племени». Духовные силы предков окрыляют лирического героя, наделяют его незапятнанной «первоначальной чистотой», искрен­ностью, бескорыстием.

Поэт неотделим от родины, и это родство позво­ляет ему почувствовать таинственное стихийное возмущение, зреющее в недрах ее души.

Попытка постичь великую тайну России через ее связь с прошлым звучит и в поэтическом цикле «Город». В стихотворении «Поединок» противо­стояние Петербурга и Москвы видится поэту как борьба Деда - «веселого царя» с «зловонным ка­дилом» - и «Ангела, Мученика, Посланца», «Светлого Мужа». В поединок вступает Петр, со­здавший «город торговли» и Георгий Победоно­сец, «кем возвысилась Москва». Именно первый русский император, проповедовавший западную культуру, на взгляд поэта, наводнил Россию оча­гами угнетения и разврата: бездушными фабрика­ми, где уничтожается уникальность человеческой души.

Но есть и другая Россия - Россия колоколен, разглашающих «веселый звон», Россия, укрытая от растления «прозрачным покрывалом Лучезар­ной Жены». Так символически видится Блоку древняя Москва, сохранившая наивную искрен­ность и чистоту души русского народа.

Тревога за Россию подвигла Блока обратиться к «Двенадцати» и «Скифам». Не все принимал он, гуманист по натуре, в образах носителей новой идеи.

Поэт проецирует тревожные события прошлого на современность и провидит еще предстоящие мятежные дни. «Степная кобылица несется вскачь», и этот стремительный бег рождает в душе лирического героя одновременно и тревогу за судьбу Отечества, и веру в его неизбывную мощь и чистоту.

В «Двенадцати» и «Скифах» Блок воспел сти­хию революции, но не разрушительная, а сози­дающая ее сила принималась поэтом. Он видел и темное, и светлое, таящееся в идее революции. Но слишком велика была его надежда на возрожде­ние России, чтобы мрачные настроения смогли по­бедить в его лире. Хотелось бы, чтобы современная Россия смогла породить поэта, способного обратиться к миру так, как это сделал Блок:

Россия - Сфинкс, ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью!..

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.


В прошлую среду оказался пассивным наблюдателем одного весьма показательного случая. Я ехал от м. Ленинский проспект до универмага «Москва», на троллейбусе, номер которого в данном случае не так важен. Прошёл в конец салона. Там стоял не то, чтобы мент, а, скорее, даже ментёныш, выглядящий особенно забавно в привычной серой дублёнке. Этакий хлыщ, ниже меня ростом и какой-то дохлой комплекции. Ему звонит сотовый, он отвечает, но на какой-то тарабарщине. Прошу простить мне эти скромные проявления ксенофобии. Короче, по двухполосному дублёру Ленинского проспекта ехали его родственники на мерседесе коробковидной формы. В таких обычно гоняет правительство с напрочь отшибленным чувством вкуса или особенно комичные пережитки 90-ых. Троллейбус стал в пробке. Ментёнышу тут же понадобилось выйти из него, чтобы почеломкаться с родичами. Он стал нервно жать на кнопку выхода. Потом, когда понял, что водитель клал на его острую потребность, пошёл к кабине водителя. И стал гугниво препираться с водителем. Водитель тоже попался упёртый хрыч и из принципа не стал выпускать ментёныша. Тут из мерседеса поскакали малолетние родственники к троллейбусу и стали барабанить по двери троллейбуса. Водитель терпел-терпел, но когда они несколько раз ударили ногой по двери выскочил и попытался надавть им подзатыльников. Малолетние ублюдки не смутились и сами набросились на горячего водителя, а сзади накинулся ещё и вышедший из автобуса ментёныш. Безобразная на редкость была картина. Из мерседеса вскоре выскочил и сам плодовитый папаша и с криком «Вы чего детей обижаете?» сам отвалил подзатыльников незадачливому водителю. Этим деткам место в колонии… Было бы мне очень не всё равно, пришлось бы им совершить незапланированный визит к проктологу. А так и водителю не зря перепало. Интересно, а все богатые приезжие устраивают своих отпрысков в силовые структуры, типа чтобы укорениться?
Вообще, часто в последнее время ощущаю в себе какую-то беспричинную агрессию. То есть даже не в себе, она как бы плавает в воздухе. И эта копящаяся злоба может выродиться во что-то безумное. До сих пор удавалось оставаться в рамках приличий, выплескивая избыточную энергию на спортивной площадке. Но


«Уже с угрозою сжималась
Доселе добрая рука.
Уж подымалась и металась
В душе отравленной тоска...»

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2008. Системы подсчёта очков в волейболе.
  • 26.11.2008. И Кванта Милосердия не достанется уродам ВКонтакте
  • 19.11.2008. Случай в троллейбусе...
  • 06.11.2008. Мировой волейбол...
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

И представте же, до сих пор ещё спорят, что, может быть, голова когда и отлетит, то ещё с секунду, может быть, знает, что она отлетела, — каково понятие! А что если пять секунд!

Достоевский, «Идиот»
Кругом было странное замешательство. Сквозь поясницу ещё вращавшегося палача начали просвечивать перила. Скрюченный на ступеньке, блевал бледный библиотекарь. Зрители были совсем, совсем прозрачны, и уже никуда не годились, и все подавались куда-то, шарахаясь, — только задние нарисованные ряды оставались на месте. Цинциннат медленно спустился с помоста и пошёл по зыбкому сору. Его догнал во много раз уменьшившийся Роман, он же Родриг:

— Что вы делаете! — хрипел он, прыгая. — Нельзя, нельзя! Это нечестно по отношению к нему, ко всем... Вернитесь, ложитесь, — ведь вы лежали, все было готово, все было кончено!

Цинциннат его отстранил, и тот, уныло крикнув, отбежал, уже думая только о собственном спасении.

Мало что оставалось от площади. Помост давно рухнул в облаке красноватой пыли. Последней промчалась в чёрной шали женщина, неся на руках маленького палача, как личинку. Свалившиеся деревья лежали плашмя, без всякого рельефа, а ещё оставшиеся стоять, тоже плоские, с боковой тенью по стволу для иллюзии круглоты, едва держались ветвями за рвущиеся сетки неба. Всё расползалось. Всё падало. Винтовой вихрь забирал и крутил пыль, тряпки, крашенные щепки, мелкие обломки позлащенного гипса, картонные кирпичи, афиши; летела сухая мгла; и Цинциннат пошёл среди пыли и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему.

Набоков, «Приглашение на казнь»



S A P I E N T I S A T !


1~2: — «РОВЕСНИКИ С УНИВЕРСИТЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ» (~ SAPIENTI SAT !)

1~4: — «РУССКАЯ ЕВРАЗИЯ» (~ SAPIENTI SAT !)

2~5: — «РУСЬ МОЯ! ЖЕНА МОЯ!» (~ !)

3~6: — «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ» (~ SAPIENTI SAT !)

4~5: — «РЕАЛИЗАЦИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОЕКТА» (~ SAPIENTI SAT !)

4~7: — «СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ: “БЛАЖЕННЫ БУДУТ НЕПЛОДНЫЕ”» (~ SAPIENTI SAT !)

5~8: — «... КАК: “ДОГИЙ ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ”» (~ SAPIENTI SAT !)

6~9: — «ТАЙНА (ДОЛГОГО) ПУТИ: “ЛУННАЯ СОЛЯРНОСТЬ”» (~ SAPIENTI SAT !)

8~9: — «... КАК: “ПЯТЬ СЕКУНД МЫШЛЕНИЯ ОТЛЕТЕВШЕЙ ГОЛОВЫ”»
(~ СМ. ЭПИГРАФЫ + 6~9 + SAPIENTI SAT !)

Не только Радикальный Субъект покинул человеческий архетип и находится сегодня даже не на периферии, а вне её, но и постлюди, люди постмодерна (Нос и его товарищи ) тоже покинули человеческое качество, тоже вышли за границу — во тьму кромешную. Не только жестокий Радикальный Субъект стал нечеловеком, но и те последние люди, которые бродили со своими шинелями, тоже стремительно утратили это достоинство.

Через всю картину – человек, которому отсекают члены. За повторное участие в междоусобии наказывают отсечением руки. Грозят, что, если что, и между ног отрежут. Потом, уже в конце, когда его спрашивают, чем же собирается он воевать, весело отвечает, что между ног-то осталось!

Целиком набросок сценария Никиты Сергеича Михалкова о Куликовской битве (1981 г.) - под катом.
Комментарии бессильны.

К «Дмитрию Донскому»
1. Мальчик-князь.
2. Путешествие в Орду и обратно. У мамы на груди плачет.
3. Мужание.
4. Куликово поле. Туман. Великое стояние. (Мальчик идет по полю в тумане. Звуки, цветы, жуки, бабочки… Туман медленно рассеивается. Две рати по 250 тыс. человек.)
* * *
Образ Москвы. Она должна стать четким действующим лицом картины. Строительство Кремля. Замечательный повод показать русский характер.

* * *
Бой на реке Пьяне.
Герой, плавающий и ныряющий, которого убьют под водой стрелой, пригвоздив к коряге. Его отношения с рыбами.
Пока жив, он их ловит и отпускает, и словно разговаривает с ними. А потом те же рыбы проплывают мимо него, пригвожденного к коряге.
* * *
До того как ныряльщик вступит в бой:
Погружается в воду у другого берега… Подводное его путешествие. Рыбы – разной формы и величины, вьющиеся вокруг, плавающие в разных направлениях, с разной скоростью… Шевелящиеся водоросли… Неторопливые раки…
Выныривание и… ужас от того, что он видит. Топчут в воде наших ребят. Ужас того, что творится на поверхности земли, после тишины и покоя речного подводного мира.
* * *
Одежда с мороза, с веревки. Отличная фактура и повод для движения драматургического.
* * *
Дичающие лошади под татарскими седлами – табуном в лесу.

* * *
Не бояться импровизировать в детали, в быте, в этнографии. Все эти вещи, хорошо сделанные, сами могут «держать» напряжение.
* * *
В «Донском» нужно создать особенную, святую атмосферу во всем, что связано будет с преподобным Сергием Радонежским. Именно атмосферу.
* * *
ПНР с трюков на осаждающие крепость войска. Пошел снег летом… Наплыв в зиму, войска стоят там же и так же, но в сугробах.
* * *
В трюках должен интересовать не сам трюк, а их каскад, панорама, наслоения, соединение, умножение.
* * *
Кровь в воду пустить при питье.
* * *
Удивительные, поражающие сегодняшнего человека события там – норма.

Никита Михалков
Мои дневники
© Михалков Н., 2016;
© Киноконцерн «Мосфильм» (Кадры из фильмов);
© ООО «Издательство «Э», 2016