Помощь ребенку в адаптации к школе. Адаптация детей к школе. Трудности адаптации первоклассников. Игра как способ адаптации

Для занятий спортом необходима специальная форма. В нее входит не только обувь, костюм, но и бюстгальтер. Эта вещь надежно фиксирует грудь, поэтому тренировки будут проходить с комфортом.

Почему нельзя использовать обычный бюстгальтер?

Бюстгальтер для спорта необходим так же, как и форма. Это позволяет сделать занятия комфортными. Стандартное белье с косточками и вставками из поролона используется для фиксации груди в состоянии покоя. Такие изделия не могут применяться даже при легких занятиях, не говоря о более интенсивных.

Косточки обычно врезаются в кожу, бретели натирают, а поролон создает эффект сауны, так как материал не может справляться с обильным потоотделением. С таким изделием заниматься будет неудобно, поэтому лучше приобрести специальное белье.

Отличия спортивного бюстгальтера от обычного

Бюстгальтер для спорта отличается от стандартной модели кроем. В нем бретельки не тонкие, а широкие. Они перекрещиваются на спине, обеспечивая поддержку груди. Спортивные изделия шьют из другого материала.

Спортивный лифчик представлен в виде ультра-короткого топа, в котором грудь плотно прижата к телу. Формы бюстгальтеров бывают различными. Если выбрать подходящее изделие, то оно позволит заниматься с комфортом.

Фиксация груди

При выполнении физических упражнений, особенно при большой амплитуде движений корпуса грудь должна быть крепко зафиксирована. Это обязательное условие, ведь молочные железы по большей части состоят из жировых и железистых тканей. При использовании обычного бюстгальтера существует вероятность того, что от регулярных тренировок (особенно если они включают прыжки и бег) грудь потеряет форму.

Не нужно подвергать риску здоровье, тем более что есть специальные бюстгальтер для спорта. Такие модели можно использовать и для интенсивных, и для небольших тренировок. Все виды и формы бюстгальтеров для спорта надежно фиксируют грудь, поэтому занятия будут максимально комфортными.

Вентиляция

Спортивный женский бюстгальтер создают из специальных материалов, которые применяются для пошива фитнес-одежды, в частности топов, леггинсов, футболок.

Слой качественного трикотажа, который прилегает к телу, является гигроскопичным материалом. Он отлично впитывает влагу, что дает возможность избежать появления раздражений на коже. За ним находится плотный защитный материал, который обеспечивает вентиляцию кожи и испарение пота. Обе ткани эластичные, поэтому легко принимают форму тела.

Дизайн

Если то сильно утягивать ее не нужно. Лучше выбрать спортивный лифчик в виде топа с плотными вкладками для поддержки и небольшого моделирования формы груди.

Бюстгальтер для спорта выпускается многими фирмами. Есть изделия от таких брендов, как "Милавица", "Эйвон", "Адидас" и "Найк". Это белье востребовано женщинами, так как качество его действительно на должном уровне.

Виды

Спортивное белье должно поддерживать грудь вне зависимости от интенсивности физических нагрузок. Главное, чтобы изделие подходило по размеру. Если модель слишком большая, то она не сможет обеспечить нужную фиксацию. Белье маленького размера будет нарушать циркуляцию крови, что опасно.

Также следует учитывать вид спорта, поскольку от интенсивности физической активности зависит и то, насколько плотной и эластичной должна быть ткань лифчика. Спортивный женский бюстгальтер может быть разным. Следует выбирать изделия, подходящие для конкретного вида спорта.

Есть лифчики для умеренных занятий, например, йоги. Имеются изделия и для более активных видов спорта, включая танцы, тренировки в зале. Если вас ждут сильные нагрузки, например аэробика или бег, то лучше приобрести бюстгальтер для фитнеса с максимальным уровнем фиксации. К выбору нижнего белья в данном случае нужно относиться очень серьезно.

Бюстгальтер для занятий спортом может отличаться способом фиксации - утяжка или поддержка. Первый вариант отлично подходит для стройных девушек с маленькой грудью размера АА, А или В. Изделия шьют из плотного материала. Линии обхвата груди средних размеров.

Обладательницам пышных форм лучше выбрать изделие, обеспечивающее поддержку. Такой лифчик, как правило, состоит из 2 чашек. Модели размера С и больше должны быть оснащены широкими лентами которые эластично прилегают к телу.

Выбор

При выборе нижнего белья необходимо обращать внимание на уровень фиксации груди:

  • Слабая - подходит для йоги, ходьбы, пилатеса, езды на велосипеде.
  • Средняя - идеальна для катания на коньках, лыжах, роликах, подходит для танцевальных занятий и тренировок в зале.
  • Сильная - используется для бега, верховой езды, аэробики, тай-бо.

Выбрать то, что необходимо, будет легко, поскольку производители на этикетках обозначают степень поддержки груди.

Следует обращать внимание на материал, из которого изготовлен бюстгальтер. Стоит отдать предпочтение лифчику из натуральных материалов. Идеальным считается хлопок, который прекрасно впитывает влагу и обеспечивает вентиляцию.

В спортивном белье может и не быть синтетических деталей. Для обеспечения эластичности при пошиве изделия часто используется лайкра. Некоторые материалы покрыты антибактериальным слоем, который защищает кожу от воздействия микробов, предупреждает появление раздражений и воспалений.

Важно учитывать фасон. Грудь должна быть закрытой. Бретели следует выбирать широкие, чтобы нагрузка распределялась равномерно. В изделии не должно быть косточек, поскольку они могут травмировать кожу. По фасону изделия бывают:

  • сжимающими - отлично подходят для миниатюрной груди;
  • поддерживающими - можно выбирать женщинам с грудью среднего или большого размера.

Для спорта подходит только удобное белье. Если оно причиняет дискомфорт, лучше его заменить на новое. Ведь сейчас есть множество различных фирм, выпускающих качественные спортивные бюстгальтеры.

Маркировка

Где купить бюстгальтер для спорта? Изделия продаются в спортивных магазинах. Чтобы выбрать подходящий лифчик, обязательно следует обратить внимание на маркировку. Она бывает следующей:

  • Off-Set Seams - бесшовное белье, которое не натирает, а также отлично подходит для чувствительного типа кожи.
  • Compression - утягивающее белье качественно фиксирует Женщинам с небольшими размерами не обязательно покупать вещь с этой маркировкой.
  • Anti-Microbial - в состав входит материал, имеющий антибактериальные свойства. Изделие отлично подойдет женщинам с повышенным потоотделением.
  • Moisture Wicking - подходит для интенсивных занятий, изготовлен из влаговпитывающей ткани.
  • Molded Cups - подходит для аэробики и бега.

Где купить бюстгальтер для спорта кроме специализированных магазинов? Подобное изделие можно заказать даже на одном из популярных сайтов. Конечно, покупка "вслепую" сопряжена с долей риска, так как лифчик может не подойти по размеру.

Размеры

Буквенные обозначения есть на этикетке. Размер полноты чашечки базируется на разнице между обхватом груди под молочными железами и объемом, измеренным области выступающих точек. Эти показатели надо высчитать дома. Существуют следующие размеры:

  • АА - до 10 см.
  • А - до 12,5 см.
  • В - до 15 см.
  • С - до 17,5 см.
  • D - до 20 см.
  • Е - до 22,5 см.

Когда размер определен, следует выбрать марку спортивного белья. Сейчас многие популярные бренды выпускают качественные изделия для занятий спортом.

Фирмы

Белье с чашечками Panache прекрасно подойдет обладательницам пышных форм. Оно отлично поддерживает грудь 4-го и 5-го размеров. Оригинальная вставка между чашечками позволяет сделать изделие более красивым.

Бюстгальтер Nike отлично подходит для регулярных занятий спортом. Причем фирма выпускает белье для разных занятий. Товары бренда можно приобрести в специализированных магазинах.

Для бега идеально подходят модели от бренда Shock Absorber. Эта английская фирма занимается выпуском различных изделий. В их пошиве используются новые технологии, поэтому лифчики достаточно комфортные. Известная фирма "Милавица" выпускает несколько видов бюстгальтеров для спортивных занятий. Бренд производит также эластичные топы для занятий йогой и гимнастикой. Для их изготовления используются гигроскопичные материалы.

Изделия марки Avon предназначены для активного отдыха. В их основу входит поэтому лифчик считается очень удобным.

Среди большого ассортимента бюстгальтеров обязательно найдется подходящая модель. Нужно лишь определить необходимые размеры.

Правильно подобранный спортивный бюстгальтер больших размеров обеспечит комфортные условия для тренировок, а, значит, сделает их более эффективными и полезными. Для полных девушек с большим бюстом выбор бюстгальтера для занятий фитнесом или йогой задача более сложная, чем для «стройняшек», ведь удержать пышную грудь во время тренировок намного труднее, чем маленькую. Если она будет «прыгать», то это не только будет доставлять дискомфорт, но и может привести к тому, что со временем бюст потеряет форму.

Как выбрать спортивный купальник больших размеров

По степени поддержки спортивные модели бюстгальтеров выбираются в зависимости от вида тренировок, для которых они предназначены. Если это ходьба, гимнастика или йога, то достаточно будет мягкой поддержки, для занятий танцами, катания на роликах или силовых тренировок необходим бюстгальтер средней степени поддержки, а для бега, аэробики, тайского бокса, верховой езды не обойтись без моделей самого высокого уровня поддержки.

Все бюстгальтеры для занятий спортом делятся на модели, поддерживающие грудь или прижимающие ее к грудной клетке, как на фото.

Полненьким девушкам с не очень большой грудью подойдет и второй вид бюстгальтеров - они выполнены без разделения на чашечки из плотной эластичной ткани. Тем же, у кого грудь имеет внушительные размеры, лучше выбирать бюстгальтеры с чашечками, как на фото, обеспечивающие надежную поддержку бюста.

При выборе спортивных бюстгальтеров большого размера очень важно обратить внимание на лямки, которые должны быть достаточно широкими и мягкими, чтобы не врезались в кожу и обеспечивали хорошую поддержку груди. Не менее важно также, чтобы лента, проходящая под грудью, тоже была широкой, как на фото, эластичной и мягкой.

Надежная поддержка груди зависит и от того, как выполнен бюстгальтер сзади. Оптимальный вариант - Т-образная спинка или перекрещивающиеся бретели.

Отличным выбором станут спортивные бра Speedo Underwire с регулируемыми мягкими ремешками, фиксированной спинкой и мягкой лентой вокруг грудной клетки.

Если этот бюстгальтер предназначен для занятий с небольшими нагрузками, то модель Powersleek обеспечивает великолепную поддержку при тренировках разной интенсивности. Он подходит для размера груди C-D, для чашечек DD Powersleek обеспечивает высокий уровень поддержки, а для чашечек DDD - средний. У моделей этого бренда — регулируемые спереди мягкие бретели и смягченная лента вокруг грудной клетки.

Одним из наиболее комфортных для дам полной комплекции считается бюстгальтер Moving Comfort Luna с раздельными чашечками без швов. Благодаря сетчатым зонам обеспечивается хорошая вентиляция и пот свободно отводится от тела. С помощью регулируемых широких бретелей осуществляется необходимое прилегание к телу. Чашечки имеют плотные встроенные подкладки, которые дополнительно поддерживают грудь.

Бюстгальтеры для занятий спортом этой марки изготавливаются из специального материала с великолепным влагоотведением, благодаря чему он всегда остается сухим изнутри и на коже не возникает раздражений.

Выбирая спортивный бра, не поленитесь примерить его, при этом несколько раз поднимите руки, нагнитесь, сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы убедиться в том, что не возникает никаких неприятных ощущений - лямки не должны впиваться в тело, бюстгальтер слишком давить и затруднять дыхание, грудь выскакивать при интенсивных движениях, а спинка задираться. Если вы чувствуете себя в нем удобно, то выбор сделан правильно.

Когда ребенок становится первоклассником, он поднимается на новую ступень своего развития. Первоклассники уже более самостоятельны, усидчивы, умеют концентрировать свое внимание на необходимых вещах.

Придя в школу, малыш попадает в непривычные для него условия с незнакомыми людьми. И чтобы процесс обучения был легким и интересным, ребенок должен адаптироваться к новым школьным условиям и коллективу, с которым будет учиться.

Психологическая готовность состоит из интеллектуальной и мотивационной зрелости. Мотивация игры должна уступить место мотивации учебы.

Физиологический аспект показывает готовность организма к нагрузкам.

Этапы физиологической адаптации

Адаптация первоклассников - главный вопрос, который рассматривается. Акцентируют внимание родителей на необходимости помощи и поддержки первокласснику. Собрания проводятся не в обычной форме, а в виде специальных психолого-педагогических семинаров, на которых рассказывают:

  • Как помочь ребенку «войти» в учебный процесс.
  • Как должен быть правильно организован день.
  • Как научиться быть собранным и внимательным.
  • Чем мотивировать самостоятельность выполнения домашних заданий.

Психологическая адаптация требует комплексного подхода: совместная работа школьного коллектива и родителей поможет детям начать новый этап своей жизни.

Причины дезадаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников связаны с несоответствием психофизиологических и социальных функций к требованиям системы обучения. Ребенок не хочет посещать учебное заведение, у него нет друзей в классе, в связи с этим снижаются защитные функции, появляются частые заболевания.

Существует три типа школьной дезадаптации:

  1. Неовладевание темой, фрагментарное усвоение знаний без целого понятия, что выражается в хронической неуспеваемости.
  2. Нарушение эмоционального отношения к учителям, предметам, перспективам, связанным с учебой.
  3. Нарушение поведения, недисциплинированность.

Причинами, вызывающими дезадаптацию школьников, могут быть:

  • Недостаточная мотивация к учебному процессу.
  • Неумение вести себя самостоятельно, принимать решения.
  • Непринятие необходимых норм поведения.
  • Общение со взрослыми вызывает трудности, что приводит к непониманию информации, изложенной учителем.
  • неуверенность в своих силах.
  • Неготовность физиологических процессов организма.

Адаптация первоклассника в условиях ФГОС пройдет легче, если ему будут помогать родители.

Учителя и психологи составляют такой план учебы, который будет помогать детям быстрее и легче адаптироваться к школе. Программа должна быть разработана с учетом результатов диагностирования в процессе обучения.

Для того чтобы адаптация прошла легко, надо:

  • Максимально быстро познакомить детей друг с другом.
  • Показать положительные стороны каждого ученика.
  • Создать коллектив с доброжелательной атмосферой.
  • Учить детей помогать друг другу.
  • Помогать ученикам самореализоваться.
  • В первый год сильно не критиковать учеников, акцентировать внимание на положительных качествах.
  • Оценивание в первых классах отсутствует, однако для стимулирования учения должна быть разработана система контроля.

Адаптация первоклассника в условиях ФГОС происходит с помощью заведения классным руководителем индивидуального портфолио, в котором отражаются основные аспекты учебы ребенка, а также его духовно-нравственное развитие и физическое здоровье.

Проводятся внеурочные мероприятия, цель которых - развить личностные качества, например, в сфере патриотизма на основе семейных отношений.

Период адаптации пройден

Адаптация прошла успешно, если:

  • Ребенок с удовольствием посещает школу.
  • Принимает активное участие в жизнедеятельности класса.
  • Нет проблем с усваиванием школьной программы.
  • Самостоятельно выполняет домашние задания.
  • Появляется самоконтроль за своим поведением.
  • Спокойная, адекватная реакция на временные неудачи.
  • Общение с учителями и сверстниками вызывает только положительные эмоции.

Родителям надо не забывать контролировать состояние здоровья ребенка под влиянием учебной нагрузки. Положительная стабильность здоровья означает процесс адаптирования к школе завершенным.

Заключение

Становление ребенка школьником - важный этап в его жизни. Чтобы этот этап прошел плавно и безболезненно, родители должны прислушиваться к рекомендациям психологов и учителей в вопросе адаптации к школьной жизни. И помнить, что период адаптации у каждого ребенка индивидуален, однако поддержка, помощь и уверенность в своих силах помогут ребенку легко преодолеть изменения в своей жизни и стать полноценным школьником.

Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе - задача педагогического коллектива, а также родителей.

Что такое адаптация?

Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад. Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным. Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.

Адаптация детей к обучению в школе - настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача. Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.

Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье. Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу. Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.

Однако социализация - это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе - это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка - задача родителей и педагогов.

Степени адаптации

Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе. Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая - это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.

Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев. На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе. Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября. Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.

Третья группа - это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление - маленький школьник замыкается в себе. Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье. Без специалиста в этой ситуации не обойтись.

Трудности, с которыми еще приходится столкнуться

Успешная адаптация ребенка к школе - задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей - лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей - заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.

Вербилизм - еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, - это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе - это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

Хроническая неуспеваемость

В начале обучения каждый ребенок - это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой - в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей. Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций. Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.

В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.

Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.

Как учитель может оказать помощь ребенку?

Первый учитель - это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:

  1. Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра - математика, ручка - письмо, кисточка - рисование, гармонь - пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
  2. Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
  3. Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).

По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:

  1. Нравится ли тебе в школе?
  2. Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
  3. Тебе нравятся твои одноклассники?
  4. Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
  5. Ты радуешься, когда отменяют уроки?
  6. Ты дружишь со многими одноклассниками?
  7. Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки - короче?

Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.

Игра как способ адаптации

Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника - целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент. В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.

Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант - поход. Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.

Что могут сделать родители?

Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи. Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!

Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром. Спешка - дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром - в школу, в обед - домашнее задание, вечером - вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.

Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).

Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки. Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.

Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня. Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна - огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем. Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:

  • ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
  • у малыша появились новые друзья;
  • домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
  • малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
  • ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.

Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем. Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.

Подведем итог

Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи - все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.


Основные вопросы для обсуждения:
  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адап­тации к школьному обучению.
  4. Родительский практикум по проблеме.

(Слайд 1) Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.

Что же происходит?
Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 2)

  1. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
  2. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, соз­дание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
  3. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
  4. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  5. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
  6. Организация правильного питания ребенка.
  7. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
  8. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 2)

  1. Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребенка со стороны всех членов семьи.
  2. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
  3. Первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для его родителей.
  4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьно­му дню.
  5. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
  6. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
  7. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (ба­бушек, дедушек, сверстников).
  8. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  9. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
  10. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельно­стью.
  11. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Взаимоотношение с ребёнком в семье.

1. Шкала общения родителей с ребенком. (Слайд 3)
Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи - индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.


Методы воспитания, вызывающие у ребенка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

целовали

обвиняли

обнимали

осуждали

отвергали

симпатизировали

одергивали

сопереживали

позорили

улыбались

читали нотации

восхищались

лишали чего-тонеобходимого

делали приятные сюрпризы

шлепали, пороли

делали подарки

ставили в угол

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в про­цессе Вашего общения с малышом.

2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. (Слайд 4)

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вме­сте, это нестыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

3. Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 5)
- Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 6)
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

4. Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (Слайд 7-8)

    Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

    Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

    Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

    Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

    Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

    После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

    Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

    Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

    В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

    Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку .

    Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него .

    Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

    Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Итоги и выводы:

Помогать преодолевать детям адаптационный период.
-Оказывать детям поддержку.
-Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

Литература:

  • Корнеева Е.Н. ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000год.
  • Алла Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год.
  • Алоева М.А. лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростон-на-Дону. Феникс 2007 год.
  • Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.