Понятие кризиса возрастного развития. Основные характеристики возрастных кризисов в жизни человека. Понятие о возрастном кризисе

Развитие психики может идти медленно и постепенно, а может – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Стабильный период характерен долгой продолжительностью, плавными изменениями структуры личности без сильных сдвигов и перемен. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности.

Кризисные периоды длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Происходят значительные сдвиги в развитии – ребенок резко меняется во многих своих чертах.

Для них характерны следующие особенности:

1. Границы, отделяющие начало и конец этих стадий от смежных периодов, крайне неотчетливы.

2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения.
(В то же время Л.С. Выготский считал, что яркие проявления кризиса – это скорее проблема социального окружения, не сумевшего перестроиться, чем ребенка. Д.Б. Эльконин писал: «Кризис поведения, часто наблюдаемый в трехлетнем возрасте, возникает лишь при определенных условиях и вовсе не обязателен при соответствующих изменениях во взаимоотношениях ребенка и взрослых». Аналогична позиция и А.Н. Леонтьева: «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис - это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом - управляемым воспитанием»).

3. Негативный характер развития.
Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Но создается и что-то новое. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис - это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка (Божович Л. И., 1979). Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Далее следует описание кризиса и следующего за ним стабильного периода, где выделено только самое важное, наиболее характерное. Касательно потребностей следует понимать, что потребности предыдущего времени не исчезают, просто в описании каждого из периодов указаны только те, что добавляются в связи с развитием ребенка.
Для детского возраста считается, что происходит чередование кризисов, связанных с социализацией (0, 3 года, подростковый кризис 12 лет) и саморегуляцией (1 год, 7 лет, 15 лет).

Считается, что кризисы социализации протекают обычно более остро, чем саморегуляции, возможно, в связи с тем, что они направлены вовне и «зрителям» удается увидеть больше. В то же время мой личный опыт работы и жизни с детьми показывает, что кризисы саморегуляции могут быть не менее тяжелыми, но многие их проявления скрыты в глубине детской психики и об их тяжести мы можем судить только по тяжести последствий, в то время как кризисы социализации чаще имеют более яркий поведенческий рисунок.

Чем старше возраст, тем в большей степени размыты грани возрастных кризисов. Кроме того, во взрослом состоянии, кроме нормативных кризисов (кризис 30-ти лет, кризис среднего возраста 40-45 лет и последний кризис, связанный с осознанием старения), могут иметь место разные личностные кризисы, связанные как с условиями существования, так и с особенностями личности (о них я сейчас писать не буду). Также стоит иметь в виду, что каждый позитивно разрешившийся кризис способствует тому, что следующий кризис имеет больше шансов на позитивное и легкое протекание. Соответственно, прохождение кризиса в негативном ключе, отказ от разрешения поставленной задачи, обычно приводит к тому, что последующий кризис (учитывая закон чередования) будет более острым и его позитивное прохождение будет затруднено.

О зоне ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития (то, что он может решить в сотрудничестве со взрослым).
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

* Думаю, проблема нарушения границ детьми и их травмирование о границы заключается в том, что теоретически границы возникают, исходя из условий существования, и они достаточно естественны, чтобы с ними не спорить. Но поскольку человек развивается не в естественной среде, а в искусственной, то границы, очерчиваемые для человека, носят в большей степени культурный характер, чем естественный. К тому же, если традиционные культуры не сомневаются в своих табу и поддерживаются всем обществом, то в современной культуре постоянно идет разрушение различных условностей – они ставятся под сомнение в первую очередь родителями, а вслед за ними и детьми.

Раннее детство: 0 – 3 года

Кризис новорожденности: 0-2 месяцев
Причина: катастрофическое изменение условий жизни (появление индивидуальной физической жизни), помноженное на беспомощность ребенка.
Характеристика: потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной.
Беспомощность и зависимость от мира решаются через возникновении доверия к миру (или недоверия). При благополучном разрешении рождается умение надеяться.

– индивидуальная психическая жизнь;
– комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем - улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения);
– возникновение привязанности.

Младенчество: 0-1 год
Основная деятельность: непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: сенсомоторная.
6 подстадий:
1. Врожденные рефлексы (до 3-4 мес.);
2. Моторные навыки, рефлексы, переходящие в действия (с 2-3 мес.);
3. Развитие координации между глазами и руками, появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий (с 4 мес.);
4. Координация средств и целей, возрастает способность к возпроизведению действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления (с 8 мес.);
5. Формирование связи между действием и его результатом, открытие для себя новых способов получения интересных результатов (с 11-12 мес.);
6. Ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей, появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме (с 1,5 лет).
Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта – понимание независимого от субъекта существования объектов.
Уровни привязанности: на уровне физического контакта, эмоций.
Потребности: чтобы взрослый откликался и удовлетворял все потребности (формирование ситуации привязанности). Основные потребности данного возраста – еда, комфорт, физический контакт, изучение мира.
Результат к концу периода: Разрушение тесной симбиотической ситуации между ребенком и заботящимся о нем взрослым, связанное с тем, что у ребенка появляется самостоятельная человеческая психическая жизнь, основанная на второй сигнальной системе.

Кризис 1 года
Причина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.
Характеристика: всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/бодрствования.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниями и речевой регуляцией разрешается через возникновение автономии, самостоятельности в противоположность сомнениям и стыду. При благополучном разрешении обретается воля. Развивается речевая саморегуляция.
Новообразования к концу кризиса:
– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;
– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;
– произвольность движений и жестов, управляемость;
– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).

Младший детский возраст 1-3 года
Основная деятельность: деятельность вместе со взрослым по освоению манипуляций с предметами. Взрослый как образец, как носитель культурно-исторического опыта. Вербализация контакта в совместной деятельности. Развитие игры как подражание конкретному действию, игры как развлечения и как упражнения.
Сфера деятельности: у мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
Стадия умственного развития: до 2-х лет продолжение сенсомоторной (см. выше 5-6 подстадия), далее – дооперациональная, которая не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Магический способ объяснения мира.
Уровни привязанности: на уровне похожести, подражания (теперь ему не нужно все время быть в физическом контакте с родными, надо просто быть похожими на них, и появляется больше простора для исследований) и потом на уровне принадлежности, лояльности (чтобы сохранить контакт с родителями, достаточно ими обладать).
Потребности: необходимо предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Физическое ограждение от опасности. Введение ограниченного количества четких границ и их совместное поддержание.
Это период, когда ребенок накапливает знания о себе через восприятие себя глазами заботящихся о нем взрослых. Он не умеет критически мыслить, соответственно принимает на веру все, что они сообщат ему о нем и на основании этого будет выстраивать свое «Я». Очень важно уметь давать безоценочную обратную связь, сообщая о его достижениях, ошибках и возможностях их исправления.
Результат к концу периода: становление самосознания ребенка, развитие речи, приобретение туалетных навыков.

Детство: 3 года – 12 лет

Кризис 3 лет
(нынче часто смещается к 2 годам)
Причина: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Взрослый как носитель социальных и личностных отношений.
Характеристика: так называемое семизвездие трехлетнего кризиса:
1) негативизм,
2) упрямство,
3) строптивость,
4) обесценивание,
5) стремление к деспотизму,
6) протест-бунт,
7) своеволие.
В рамках модели Ньюфелда, полагаю, все это можно считать проявлением противления и альфа-комплекса, что не удивительно, так как рождение личности и собственной воли, происходящее в период данного кризиса, требует защиты от внешних воздействий и указаний.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: столкновение «хочу» и «надо» решаются через возникновение «могу», появление инициативности в противовес чувству вины. При благополучном разрешении рождается умение ставить цели и добиваться их. Нахождение своего «Я».
Новообразования к концу кризиса:
– соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка;
– формирование внутренних позиций, рождение «Я»;
– произвольность мышления (логический тип обобщения).

Старший дошкольный период: 3-7 лет
Основная деятельность: игра, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит через сюжетную и процессуально-подражательную. В конце периода возможно введение игр по правилам. В это время происходит развития действия от операциональной схемы к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В коллективной форме сюжетно-ролевой игры происходит рождение смыслов человеческих действий.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: дооперациональная. Интуитивное, наглядное мышление, эгоцентризм (не способность представить отличную от своей точку зрения), появляются зачатки логического мышления и устанавливаются причинно-следственные связи.
доморальный. Ориентировка на одобрение-неодобрение (собственно, вместе с появлением «Я» появляется и нравственное сознание).
Уровни привязанности: на уровне чувства важности для другого, и потом на уровне любви (только на этом уровне он может быть несовершенным без боязни потерять привязанность). При прохождении уровня любви ребенок может захотеть заботиться о младшем или питомце. Ждать заботы ранее этого уровня – малореально.
Потребности: важно отнестись со вниманием к его потребностям и суждениям. Поддержка в отношениях собственности (для того, чтобы человек научился делиться, ему надо насытиться своей собственностью, своим правом распоряжаться). Поддержка в проявлении эмоций, дать возможность безопасно переживать слезы тщетности. Важно сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способностях.
Результат к концу периода: собственная позиция в системе социальных отношений.

Кризис 7 лет
Причина: замечаются собственные эмоции, чувства. Возникает возможность их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка.
Характеристика:
1) потеря непосредственности;
2) кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения;
3) замкнутость, неуправляемость.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: умение подчинять свои желания правилам способствует приобретению трудолюбия в противоположность комплексу неполноценности. При благополучном разрешении рождается компетентность.
Новообразования к концу кризиса:
– внутренний план действий;
– возникновение интегративного мышления, рефлексии;
– формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов;
– рождение Я-концепции, самооценки.

Младший школьный период: 7-12 лет
Основная деятельность: учебная деятельность. Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий. Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида. Впоследствии учитель организует кооперацию со сверстниками как опосредующее звено между началом формирования нового действия при работе с взрослым и полностью самостоятельным интрапсихическим формированием действия. Таким путем дети осваивают не только операциональный состав действий, но и их смыслы и цели, осваивают учебные отношения.
По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Кроме того для 10-11-летнего человека важно получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение и получают общественную оценку.
Сфера деятельности: операционально-техническая.
Стадия умственного развития: стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения. Возможность понять, что другой видит мир иначе, чем я.
Уровень нравственного сознания: конвенциональная мораль. Стремление вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми, потом из поддержки авторитета.
Уровни привязанности: на уровне желания, чтобы тебя знали (если не было проблем в предыдущих уровнях и если отношения с родителями благоприятные). Иногда этот уровень достигается только в взрослой жизни.
Потребности: уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания. Нуждается в поддержке при общении во внешнем мире, в помощи по правильному отношению к оценке себя.
Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Необходимо сформировать познавательную мотивацию.
В 10-11 лет ребенок нуждается в коллективной общественно-полезной деятельности, которая признается окружающими как значимая помощь обществу.
Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль.

* Я предполагаю, что уровень развития интеллекта, нравственного сознания и уровни привязанности коррелируют между собой. Так, без преодоления эгоцентризма не дорасти до желания быть познанным, а способность к интеграции дает возможность развиться автономной морали.

Отрочество: 12-19 лет
(фактически до момента выхода во взрослую жизнь, очень индивидуально)

Подростковый кризис 12 лет
(ранее обычно идентифицировался, как кризис 14 лет, но сейчас «помолодел»)
Причина: выход в большой мир приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, происходит соотнесение себя и общества.
Характеристика: наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму. При благополучном разрешении рождается верность.
Новообразования к концу кризиса:
– умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка;
– чувство взрослости;
– рефлексия.

Подростковый период 12-15 лет
Основная деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. К 12 – 13 годам развертывается потребность в общественном признании, осознании своих прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой общественно полезной деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития. Осознание себя в системе общественных отношений, осознание себя общественно значимым существом, субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других; выходу за пределы самого себя, когда «я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу - «я для всех», приводя к развитию сознательного отношения к другим людям, к окружающему; стремлению найти свое место в коллективе - выделиться, не быть заурядным; потребности играть определенную роль в обществе.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: стадия формальных операций – формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
Уровень нравственного сознания: зарождение автономной морали. Поступки определяются своей совестью. Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, потом - на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: углубление и развитие предшествующих уровней, начало сепарации
Потребности: самоопределение себя в системе отношений с другими людьми, проявления потребности в уважении, доверии, признании, самостоятельности. Если в 12-13 лет ребенок не имеет опыта реально общественно-полезной деятельности и признания за нее, то далее труд будет ассоциирован исключительно со средством для прожития, очень трудно будет получать удовольствие от работы.
Результат к концу периода:
– развитие самосознания,
– развитие мировозрения и философского мышления,
– формирование системы теоретических знаний.

Юношеский кризис 15 лет
(так называемый период философской интоксикации)
Причина: стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни при отсутствии такой возможности.
Характеристика: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера.
Ряд основных противоречий, присущих этому возрасту: чрезмерная активность может привести к изнурению; безумная веселость сменяется унынием; уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью; высокие нравственные стремления сменяются цинизмом и скептицизмом; страсть к общению сменяется замкнутостью; тонкая чувствительность переходит в апатию; живая любознательность – в умственное равнодушие; страсть к чтению – в пренебрежение к нему; стремление к реформаторству – в любовь к рутине; увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: выбор между способностью заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять или закрытостью из-за собственной уязвимости приводит либо к развитию интимности и общительности, либо к поглощенности собой и избеганию межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. При позитивном разрешении рождается способность к выстраиванию глубоких интимных взаимоотношений, к любви.
Новообразования к концу кризиса:
– профессиональное и личностное самоопределение;
– ценностно-смысловая саморегуляция поведения;
– складывается личная система ценностей;
– формирование логического интеллекта;
– гипотетико-дедуктивное мышление;
– задается личный стиль мышления;
– осознание своей индивидуальности.

Юношеский период: 15-19 лет
Основная деятельность: учебно-профессиональная деятельность. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает в 14 – 15 лет стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.
Для этого периода характерны :
– “эгоцентрическая доминанта” – интерес к собственной личности;
– “доминанта дали” – установка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие;
– “доминанта усилия” – тяга подростка к сопротивлению, преодолению,
к волевым напряжениям;
– “доминанта романтики” – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития:
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Совесть. Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: cтановление сепарации, становление способности вступать в танец привязанности.
Потребности: рассматривать взрослого как старшего соратника. Есть желание оградить некоторые сферы своей жизни от грубого вмешательства. Иметь собственную линию поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Становление интимности – это контакт плюс две вещи:
– я не нуждаюсь в мониторинге себя, когда я с тобой (доверие);
– я могу сказать тебе все важное, что я думаю в этот момент, не опасаясь негативного ответа.
Еще одно условие для зарождающей интимности - это долгосрочность отношений. Безопасность рождается в контакте с человеком, которого давно знаешь. Очень рискованно входить в интимность с малознакомым. (Интимность – это не обязательно нежность, ласка. Можно во время даже интимной ссоры испытывать чувство безопасности).
Результат к концу периода:
– самостоятельность, вступление во взрослую жизнь;
– контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм;
– нравственные убеждения.

* Забавно то, что в качестве результатов кризисов в классической психологии приводятся те достижения, которые по Ньюфелду могут развиться у ребенка значительно раньше:
1. Чувство собственной важности по Ньюфелду возникает после 4-х лет, а в классической психологии этому соответствует претензия на уважение после кризиса 7 лет.
2. После 12 лет у подростков возникает чувство общности – “мы”. По Ньюфелду же это соответствует третьему уровню привязанности – принадлежности и характерно для детей после 3-х лет.
3. Чувство интимности/ безопасности по Ньюфелду возможно после 7 лет, а классическая психология относит его проявления к юношескому периоду. Хотя, насколько я понимаю, зачастую и в более позднем возрасте люди не всегда способны ощутить безопасность в общении с теоретически самыми близкими людьми в семье.
Эти расхождения наводят на мысль о том, что фактически классическая практическая психология изучает в большей степени отклоняющееся поведение, а не то, что хотелось бы видеть как норму.

Взрослость 19-60 лет
(фактически с момента определения собственного пути до момента выхода на пенсию)

Кризис определения пути (характерен для человека, берущего власть над своей судьбой полностью в свои руки с осознанием своей ответственности – иногда человек так и не делает этого или только частично – так называемые маменькины сынки или папины дочки)
Причина: не только психологическое, но и реальное отделение от семьи, вставание на собственные ноги, возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно.
Характеристика: любовные и профессиональные метания. Время создания семьи, освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму.
Новообразования к концу кризиса:
– способность к близости без потери собственной идентичности;
– при благополучном разрешении рождается верность.

Молодость: 19-30 лет
(границы возраста очень условны, от самоопределения до желания воспроизведения себя в детях или учениках).
Основная деятельность: интимно-личностное общение с противоположным полом. Молодость – пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком. Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, самим собой.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное, словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания:
Уровни привязанности: научение танцу привязанности в отношениях с партнером, друзьями, позиции альфы с собственными детьми и почитанию родителей.
Потребности: в самоопределении личностном и профессиональном, создании семьи.
Результат к концу периода:
– самоопределение – осознание себя в качестве члена общества, конкретизируется в новой общественно значимой и профессиональной позиции;
– способность к близости без потери собственной идентичности.

Кризис творческой активности

Причина: нарастание мастерства сопровождается увеличением рутины. Семейная и профессиональная жизнь стабилизируются и возникает понимание, что способен на большее.
Характеристика: переоценка собственной удовлетворенности своей семьей и своей работой. Часто именно в это время люди разводятся, меняют профессию.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: рутина в противовес творческой активности. Забота о воспитании нового поколения (продуктивность) в противоположность «погружению в себя» (застою).
Новообразования к концу кризиса:
– способность подчинять свою деятельность идее. Понимание, что безыдейное существование – скучно;
– способность осознанно подойти к воспитанию подрастающего поколения (детей или учеников)

Средний возраст: 30-45 лет
(границы возраста очень условны, от нахождения своей судьбы до переосмысления своей роли во благо общества)
Основная деятельность: время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?» Переосмысление представлений о своей жизни.
Сфера деятельности: операционально-техническая.
Стадия умственного развития: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Поступки определяются своей совестью. Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: танец привязанности в отношениях с партнером, друзьями, альфа-позиция с собственными детьми и почитание родителей.
Потребности: в нахождении идеи, цели, смысла жизни.
Результат к концу периода: самореализация и творчество. Человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее.

* Где-то между кризисами творческой активности и середины жизни проходит кризис опустевшего гнезда, когда дети покидают семью. Это кризис бывает наиболее острым в ситуации, когда кризис творческой активности был решен негативно.
Кроме того в зрелом возрасте нас поджидают еще многие ситуационные кризисы.
Критериями успешного проживания кризиса можно считать:
– принятие человеком ответственности за свое внутреннее неблагополучие;
– отношение к этому как к сигналу для необходимости внутренних и, возможно, последующих внешних изменений без ощущения жалости к себе или сетований на несправедливость происходящего;
– отношение к внутреннему неблагополучию как к физической боли, которая свидетельствует о наличии физиологических «сбоев» в организме - ведь следует не только снимать боль, но и лечить ее причину.

Кризис среднего возраста
(осознанное определение своей судьбы в творческом и семейном плане на основе предыдущего опыта)
Причина: пока мы стоим на вершине – самое время поискать иные стратегии для достижения старых целей. Или пересмотреть цели. Или сменить шире на глубже. Или еще как-то. Очень хочется оговориться относительно того, что спуск – не сокращение возможностей, не солидность-скучность-пресность, не отказ от чего-то. По крайней мере, большая его часть. Спуск – принципиально иной способ движения. Требующий других навыков, нежели те, к которым мы привыкли.
Характеристика: актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса).
Противоречие, разрешаемое в кризисе: общечеловечность (способность интересоваться судьбой людей за пределами семейного круга) в противовес самопоглощенности.
Новообразования к концу кризиса:
– самоактуализация.

Зрелость: 45-60 лет
(границы возраста очень условны, от самоактуализации до выхода на пенсию или снижения жизненной активности из-за физической немощи)
Основная деятельность: вершина жизненного пути личности. Самореализация и творчество. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, передача опыта. Критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Поступки определяются своей совестью. Ориентация на личные этические принципы.
Уровни привязанности: танец привязанности в отношениях с партнером, друзьями, с собственными выросшими детьми и альфа-позиция с родителями. Формирование отстраненной заботливой позиции к внукам.
Потребности: в нахождении идеи, цели, смысла жизни. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества.
Результат к концу периода: самоусовершенствование. Сплавление личных и общественных целей.

Старость

Кризис подведения итогов (суммирование, интеграция и оценка всей прошлой жизни).
Причина: снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния.
Характеристика: это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: удовлетворенность прожитой жизнью (интеграция) в противоположность отчаянию.
Новообразования к концу кризиса:
– мудрость.

Старость за 60 лет и более
(границы возраста очень условны, от снижения жизненной активности из-за физической немощи до конца жизни)
Основная деятельность: психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью.
Уровни привязанности: переживания горя об утрате привязанностей (смерть близких людей). Формирование отстраненной заботливой позиции к внукам и правнукам.
Потребности: смирение. Принятие заботы.
Результат к концу периода: смерть – как окончательное рождение Личности, подведение итогов.

* Фактически позитивное или негативное прохождение последнего кризиса напрямую зависит от наполненности предшествующей жизни. Если решения, принятые в предыдущие кризисы, могут быть пересмотрены в дальнейшем (при следующем кризисе), то решение последнего кризиса – окончательное.

Мрия Войчук
mria_ts

Фото flickr.com/photos/dongissel

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.

Возрастные кризисы - особые,относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии, ведущие к новому качественно специфическому этапу,характеризующиеся резкими психологическими изменениями.Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой,которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Согласно Л.С.Выготскому,самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований.Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в том,что они не сохраняются в том виде,в котором возникают в критический период,и не входят в качестве необходимого слагаемого в общую структуру будущей личности.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни.Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития.Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Кризис одного года :

Кризис трех лет:

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.Это разрушение,пересмотр старой системы социальных отношений,кризис выделения своего «Я».Ребенок,отделяясь от взрослых,пытается установить с ними новые,более глубокие отношения.

Л.С.Выготский.Характеристики кризиса трех лет:

Негативизм (ребенок дает негативную реакцию не на само действие,которое он отказывается выполнять,а на требование или просьбу взрослого)

Упрямство (реакция ребенка,который настаивает на чем-то не потому,что ему этого очень хочется,а потому,что он требует,чтобы с его мнением считались)

Строптивость (направлена не против конкретного взрослого,а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений,против принятых в семье норм воспитания,против навязывания образа жизни)

Своеволие,своенравие (связано с тенденцией к самостоятельности:ребенок хочет все делать и решать сам)

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого.Обесценивается то,что было привычно,интересно,дорого раньше.У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе.Он психологически отделяется от близких взрослых.Причины кризиса трех лет кроются в столкновении потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого,противоречие между «хочу» и «могу».

Кризис семи лет:

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка.Он связан с появлением нового системного новообразования - «внутренней позиции»,которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.Меняется и среда,и отношение ребенка к среде.Возрастает уровень запросов к самому себе,к собственному успеху,положению,появляется уважение к себе.Происходит активное формирование самооценки.Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей,к перестройке потребностей и побуждений.То,что было значимо раньше,становится второстепенным.Все,что имеет отношение к учебной деятельности,оказывается ценным,то,что связано с игрой,- менее важным.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.

Кризис юности:

Период юности характеризуется наличием кризиса,суть которого в разрыве,расхождении образовательной системы и системы взросления.Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.Кризис проявляется в крушении жизненных планов,в разочаровании правильности выбора специальности,в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре,к социальной реальности,к своему времени),авторство в становлении своих способностей,в определении своего собственного взгляда на жизнь.В юности происходит овладение профессией,создание своей семьи,выбор своего стиля и своего места в жизни.

Кризис 30лет:

Выражается в изменении представлений о своей жизни,иногда утрате интереса к тому,что раньше было в ней главным,в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.Иногда происходит пересмотр собственной личности,приводящий к переоценке ценностей.Это означает,что жизненный замысел оказался неверным,что может привести к перемене профессии,уклада семейной жизни,к пересмотру своих отношений с окружающими людьми.Кризис 30лет нередко называют кризисом смысла жизни,в целом он знаменует переход от молодости к зрелости.Смысл - это то,что связывает цель и стоящий за ней мотив,это отношение цели к мотиву.

Проблема смысла возникает тогда,когда цель не соответствует мотиву,кода ее достижение не приводит к достижению предмета потребности,т.е.когда цель была поставлена неверно.

Кризис 40лет:

Существует мнение,что средний возраст является временем тревоги депрессии,стресса и кризисов.Наблюдается осознание расхождения между мечтами,целями и действительностью.Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни.Главные проблемы кризиса среднего возраста:убывание физических сил и привлекательности,сексуальность,ригидность.Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами,жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали,что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление,как кризис идентичности.Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе,его неспособность определить,кто он такой,каковы его цели и жизненные перспективы,кем он является в глазах окружающих,какое место занимает в определенной социальной сфере,в обществе и т.д.

Кризис ухода на пенсию:

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию.Сказывается нарушение режима и уклада жизни.Наблюдается невостребованность принести пользу людям,ухудшается общее здоровье,снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти,творческого воображения,зачастую ухудшается и материальное положение.Кризис может осложниться утратой близких.Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека.

22) Новорожденность (0 2(3)месяца)

Новообразования:К концу 1месяца жизни появляются первые условные рефлексы.Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления,т.е.первая специфическая реакция ребенка на человека.«Комплекс оживления» проходит 3стадии: 1)улыбка; 2)улыбка +гуление; 3)улыбка +вокализация +двигательное оживление (к 3месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения.Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С.Мухина];потребность во впечатлениях [Л.И.Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка,при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды.Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Социальная ситуация развития:Полная биологическая зависимость от матери.

Ведущая деятельность:Эмоциональное общение со взрослым (мамой).

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические.Ребенок,рождаясь,физически отделяется от матери,что уже является травмой,а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод,воздушная среда,яркая освещенность,необходимость смены питания);

2) психологические.Отделяясь от матери,ребенок перестает ощущать ее тепло,что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов,которые помогают ему в первые часы жизни.К ним относятся сосательный,дыхательный,защитный,ориентировочный,хватательный («цеплятельный»)рефлексы.Последний рефлекс достался нам от предков-животных,но,будучи не особенно нужным,он вскоре исчезает.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни:постепенно увеличивается время бодрствования;развивается зрительное и слуховое сосредоточение,т.е.возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах;развиваются первые сочетательные и условные рефлексы,например на положение при кормлении.Идет развитие сенсорных процессов – зрения,слуха,осязания,причем оно происходит значительно быстрее,чем развитие моторики.

23 вопрос .Младенчество(0-1год)

Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2моментов.

Во-первых,младенец даже биологически – беспомощное существо.Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности.Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого:питание,перемещение в пространстве,даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе,как с помощью взрослого.Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально.

Во-вторых,будучи вплетенным в социальное,ребенок лишен основного средства общения – речи.Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым,но это общение своеобразное – бессловесное.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Грудной возраст (первые два месяца)характеризуется полной беспомощностью и зависимостью младенца от взрослых.Он имеет:зрительные,слуховые,вкусовые,обонятельные ощущения;сосательный рефлекс.

Со 2-го месяца появляется способность различать цвета,единый образ лица и голоса матери (восприятие человеческого облика).Младенец умеет держать голову,может сосредоточиться,услышав речь взрослых.

На этом этапе жизни возникает комплекс оживления (при виде матери ребенок улыбается,оживляется,двигается).

На каждом этапе младенчества появляются свои особенности:

♦ 3-й месяц жизни:формируются хватательные движения;распознаются формы предметов.

♦ 4-й месяц:предметы узнаются младенцем;он совершает намеренные действия (берет,трясет игрушку),сидит,если есть поддержка;повторяет простые слоги;различает интонацию высказываний взрослых.

♦ 5-6 месяцев:следит за чужими действиями;координирует свои движения.

♦ 7-8 месяцев:ребенок запоминает образ предмета,активно ищет исчезнувший предмет;формируется фонематический слух;он садится самостоятельно,стоит,если его поддерживают,ползает.Появляются разнообразные чувства:страх,отвращение,радость и т.п.Возникают речевые звуки как средство эмоционального общения и воздействия на взрослых (лепет);малыш связывает воспринимаемый предмет с его именем/названием:поворачивает голову к называемому предмету,хватает его.

♦ 9-10 месяцев:ребенок устанавливает связь между предметами,устраняет барьеры,препятствия,мешающие достижению цели;стоит сам,ползает;ассоциативная память достаточно прочная:узнает предметы по их частям;предметное общение со взрослыми - в ответ на называние теми какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.

♦ 11-12 месяцев:понимание слов людей и команд;появление первых осмысленных слов;умение ходить;овладение способами воздействия на взрослых;случайное открытие новых возможностей достичь цели;развитие наглядно-действенного мышления,исследование предметов.

♦ Развитие речи и развитие мышления идут обособленно.Складывается базовое доверие или недоверие к миру (в зависимости от условий жизни и поведения матери).

Новообразования:ходьба как физическое выражение самостоятельности ребенка,появление первого слова как средства эмоциональной ситуативной речи.

Кризис одного года :

Развитие ходьбы.Ходьба - основное средство передвижения в пространстве,основное новообразование младенческого возраста,знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Появление первого слова:ребенок узнает,что каждая вещь имеет свое название,увеличение словаря ребенка,направление развития речи идет от пассивного к активному.0

У ребенка возникают первые акты протеста,противопоставления себя другим,так называемые гипобулические реакции,которые особенно выявляются,когда ребенку в чем-то отказано (кричит,падает на пол,отталкивает взрослых и т.п.).

В младенческом возрасте «...автономной речью,практическими действиями,негативизмом,капризами ребенок обособляется от взрослых настаивает на своей самости».

24. Возрастные характеристики детства : возраст ные рамки,социальная ситуация,ввд,новообразования,кризис

Раннее детство 1-3года

ССР:семья ребенка с сохранением позиций мамы

ВВД:Предметно-манипулятивная деятельность:

а)соотносящая(матрешки,пиримидки)

б)орудийная (посудка,машинки)

Ноовобразования:

Формирование мелкой моторики,совершенствоание крупной моторики

Формирование восприятия,которое играет главную роль среди всех психических процессов

Память,внимание -непроизвольная,механическая,двигательная

Мышление -наглядно-действенное

Развитие речи!этот период сенситивен для развития речи (1,5 - 3тыс.слов)

Появление сознания (Я сам!)

Кризис 3х лет:

Негативизм

Бунт против значимого взрослого

Агрессия

Стремление к самостоятельности

Возрастные кризисы развития личности

Из них состоит вся наша жизнь...

В каждом периоде жизни человека окружают свои сложности, характерные именно для этого возраста. В психологии существует понятие периодизация - разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, свои закономерности человеческого развития. В различные периоды жизни существуют стабильные и кризисные стадии. Развитие человека как личности определяется тем, что общество ожидает от него, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним в разном возрасте. Человек, взрослея и развиваясь, проходит ряд следующих друг за другом стадий не только психологических, но и биологических, то есть связанных с физическими изменениями и процессами в организме.

На каждой стадии личность приобретает определенное качество (новообразование), которое сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы могут возникать на всех возрастных стадиях. Это поворотные моменты, когда решается вопрос, вперед мы пойдем в своем развитии или назад. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть как позитивным, так и негативным. Очень интересно узнать, какие же кризисы подстерегают вас в жизни, тем более, что в их описании многие из нас могут узнать и ситуации из собственной жизни.

Другими словами, вся наша жизнь состоит из кризисов. Ведь мы постоянно решаем проблемы, ставим перед собой задачи и снова решаем их. А еще взрослеем, развиваемся, меняемся.

Возрастные кризисы – особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Форма, длительность и острота протекания кризиса зависят от индивидуальных особенностей, условий среды и окружения, в которых находится человек.
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов; часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. А кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться в дальнейшей жизни. Все кризисы могут смещаться во времени и не имеют четких временных рамок.

Сколько по времени длятся кризисы и как они протекают?
Кризисы длятся недолго, около нескольких месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до года или даже двух лет. Обычно это краткие, но бурные стадии.

Для ребенка кризис означает резкую перемену во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Могут появиться яркие эмоциональные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Для взрослого человека кризисы также играют значительную роль в жизни. В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но обязательно создается и что-то новое, необходимое для преодоления дальнейших жизненных трудностей.

Это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) из-за препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может.
Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования. Например, в детстве это рост человечка, размер собственных ручек и ножек, умение или неумение ходить, говорить, самостоятельно кушать, привычное и обязательное присутствие рядом значимых взрослых. Для взрослого это может быть счет в банке, автомобиль, жена и дети, социальный статус, а также духовные ценности. А кризисное состояние лишает его этой опоры, пугает переменами и неуверенностью в завтрашнем дне.

Однако, следует выделить и большое количество положительных моментов. Кризис дает увидеть главное и настоящее в человеке, разрушает бессмысленные и внешние атрибуты его жизни. Происходит очищение сознания, понимание истинной ценности жизни.
Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и перестройка, развитие и личностный рост - с другой. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. И психологи полагают такое течение ситуации необходимым.

Преодоление и исход кризисов
Исход кризиса зависит от того, насколько конструктивным (созидательным) или деструктивным (разрушительным) был выход из этого кризиса. Другими словами, пользу или вред принес этот период человеку. Это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека, и обязательно должны привести к какому-то решению и поступку. Это неприятный момент, так как человек выбивается из своего привычного ритма. Все жизненные кризисы подобны матрешке: один сменяет другой, и с каждым из них мы становимся больше как личности. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает «застревает» в нем, не решаю собственных проблем, уходя в себя. Правильное разрешение кризиса ведет к эволюции в развитии личности – лучшего понимания наших целей, желаний, стремлений, гармонии человека в отношениях с самим собой.

У каждого из нас имеются внутренние резервы (адаптационные свойства) для того, чтобы решить возникающие психологические трудности. Но эти защитные механизмы не всегда справляются со своей задачей. Рассматривая кризисы как закономерность, можно предсказать и смягчить неизбежные последствия и перемены, а также избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека. Кризис как «индикатор» развития, показывает, что человек уже изменился физически и психически, но еще не может справляться с этими изменениями. Человек может преодолеть его и, тем самым, войти в новую реальность, а может и не преодолеть, оставаясь в прежних тесных рамках, которые ему уже не подходят. Самостоятельное преодоление кризиса считается наиболее благоприятным для развития человека.



Однако в жизни могут возникать различные ситуации, ведь иногда мы стоим лицом к лицу с психологическими проблемами и просто не знаем как можно с ними справиться. Иногда лучше получить помощь профессионала, чтобы как следует разобраться в собственных жизненных обстоятельствах.

Современные психологи рассматривают такие периоды
в развитии человека, как:

  • новорожденный (1-10 дней);
  • грудной возраст (10 дней - 1 год);
  • раннее детство (1-3 года);
  • первое детство (4-7 лет);
  • второе детство (8-12 лет);
  • подростковый возраст (13-16 лет);
  • юношеский возраст (17-21 год);
  • зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;
  • второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);
  • пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);
  • старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);
  • долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации. Далее мы приведем основные периоды психического развития человека и опишем соответствующие каждому из них возрастные кризисы.

Кризисы бывают:

· Большие – изменение взаимоотношений ребенка с окружающим миром (кризис новорожденности, 3 лет, подросткового возраста – 13-14 лет);

· Малые – перестройка внешних отношений. Протекают более сглажено. Кризис завершается новообразованием – сменой вида деятельности (кризис 1 года, 6-7 лет, 17-18 лет).

Переход от одного кризиса к другому – это изменение сознания и отношения ребенка к окружающей действительности, ведущей деятельности. Кризис обычно возникает при переходе из одного физического или психологического возраста в другой. В этот период происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих.

В период критической фазы дети трудно воспитуемы, у них проявляется упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.

Негативизм – когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется только потому, что этого требует взрослый. Эта реакция обусловлена не содержанием требования взрослого, а отношением ребенка к взрослому.

Упрямство – реакция ребенка, когда он настаивает не потому, не потому, что ему этого хочется, а потому он этого потребовал.

Строптивость – бунт ребенка против всего образа жизни, норм воспитания, всех взрослых. Если взрослый не изменяет своего поведения, строптивость долго удерживается в характере.

Позитивная роль кризиса: Стимулирует поиск новых форм реализации себя в данной профессии. Конструктивная функция выражается в стремлении повысить квалификацию, занять новую высокую должность.

Деструктивная роль кризиса: выражается в образовании профессионально нежелательных качеств личности. Эскалация (дальнейшее продвижение) данного процесса приводит к формированию несостоятельных работников, пребывание которых на данной должности становится нежелательным. Выход – хобби, спорт, быт. нежелательный выход – алкоголизм, правонарушения, бродяжничество.

Обзор кризисов

1. Кризис новорожденности – переход от внутриутробного к внеутробному, от одного типа питания к другому, от темноты к свету, к другим температурным воздействиям. Эти изменения могут нанести удар по органам чувств и нервной системе. Решающие обстоятельства нормального развития создаются взрослыми, иначе ребенок погибнет через несколько часов. Приспособиться к новым условиям помогают наследственно закрепленные безусловные рефлексы: 1) пищевые рефлексы (при прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся); 2) защитные и ориентировочные (схватывание палочек или пальцев, вложенных в его ладони). Важное психическое новообразование возникает в конце 1 месяца – «комплекс оживления» (улыбается, увидев маму).

2. Кризис одного года – своеобразное отделение ребенка от взрослого. Связан с всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций при непонимании желаний, слов, жестов ребенка, или понимании, но не выполнении того, что он хочет (некоторые при очередном «нельзя» или «нет» пронзительно кричат, падают на пол – что связано со стилем воспитания – мало самостоятельности, непостоянство требований – большая самостоятельность, терпение и выдержка помогут избавиться). Наблюдается непослушание – любознательность наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. Новообразование – появление автономной речи (би-би, ав-ав, другие собственно придуманные слова), связанное с потребностью общения со взрослым.

3. Кризис 3 лет (Я сам) – выражен в потребности ребенка к повышенной самостоятельности. Выражается это в форме упрямства, несговорчивости. Этот кризис связан со становлением самосознания ребенка (узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, активно начинает пользоваться местоимением «Я»). Т.о. новообразованием является – «Я» - происходит первый шаг на пути формирования как личности, осознающему себя как личность (начинает сравнивать себя с окружающими, постепенно складывается самооценка, уровень притязаний, чувство стыда, потребность в самостоятельности и достижении успехов).

4. Кризис 7 лет – ребенок начинает испытывать потребность в серьезной деятельности. Игры перестают его удовлетворять (именно это, а не умение читать и выводить буквы – важный признак готовности к школе). Младшему школьнику приходится затрачивать много усилий, чтобы научиться учиться, освоить деятельность учения. Основное психическое новообразование – возрастание произвольной регуляции активности, осознание своих изменений как субъективных, так и приобретенных новых знаний, умений, новых положений.

5. Кризис подросткового возраста – переход от детства к взрослости. Выражается в стремлении заявить о себе, показать свою индивидуальность. Формируется новое представление о себе. Часто проявляется в резких и неустойчивых формах поведения. Связан с активным половым развитием и снижением интеллектуальной деятельности. Проявляется в негативизме, эгоцентризме.

6. Кризис 17 лет – период приобретения социальной зрелости – достойное и оправданное место в обществе еще должно быть обретено. «Копирование» взрослых.

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния , фобий, и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств. Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей. Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию. Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды. Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет. Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке. Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам. Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим. Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании. Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни. Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных . Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других. Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености. Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет . Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием. Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом. Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет. Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений. Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно. В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием. Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей. Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться .