Понятие школьная зрелость критерии оценки. Школьная зрелость под школьной зрелостью. Для работы в классе

Школьная зрелость - это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.

Обычно определение школьной зрелости проводится за полгода-год до поступления ребенка в школу. На основании полученных результатов родители ребенка получают консультации по улучшению здоровья ребенка и коррекции возможных недостатков и упущений в развитии ребенка и его подготовке к школьному обучению. Проводит определение школьной зрелости психолог.

Считается, что у большинства детей школьная зрелость наступает между шестью и семью годами. Именно в этом возрасте у ребенка наряду с непроизвольным вниманием развивается и внимание произвольное. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. К концу дошкольного периода наряду с наглядно-образным мышлением начинает формироваться мышление словесно-логическое или понятийное (начинает, потому что полностью словесно-логическое мышление формируется только к подростковому возрасту).

Из факторов, которые могут задержать наступление школьной зрелости, необходимо упомянуть следующие:

а) ребенок родился недоношенным или ослабленным и, несмотря на усилия врачей и родителей, все еще не догнал сверстников в психомоторном развитии;

б) ребенок родился доношенным, но имеет какой-либо неврологический диагноз (невропатия, невроз, ММД);

в) ребенок страдает хроническим соматическим или психосоматическим заболеванием, из-за обострений которого часто находился в больницах, лежал дома в постели (астма, тяжелый диатез, диабет, нефрологические нарушения и т.д.);

г) ребенок здоров психически и соматически, но с ним никогда не занимались, он педагогически запущен, и уровень его актуальных знаний совершенно неадекватен его календарному возрасту.

Для определения школьной зрелости психолог, как правило, пользуется стандартным набором методик, позволяющих оценить:

Общую информированность;

Уровень восприятия;

Развитие слуховой и зрительной памяти;

Развитие мышления;

Психосоциальную зрелость;

Уровень умственной работоспособности.

Ответы ребенка и результаты выполнения заданий оцениваются в баллах или других условных единицах. Потом баллы суммируются и сравниваются со средними данными, полученными экспериментальными психологами путем исследования большой и стандартизированной выборки детей старшего дошкольного возраста. Обычно выделяют три уровня школьной зрелости.

Высокий уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению в любой школе (в том числе и повышенного уровня), и есть достаточные основания полагать, что при внимании и адекватной помощи со стороны родителей он успешно справится с любой предложенной ему программой обучения.

Средний уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению по программе массовой начальной школы. Обучение в школе повышенного уровня может оказаться для него тяжеловатым, и если родители все же отдают его в такую школу, то (по крайней мере в начале обучения) они должны оказывать своему сыну (или дочери) очень существенную помощь, тщательно соблюдать режим дня, создавать для ребенка щадящую атмосферу, по возможности лишенную сильных стрессов. Иначе может наступить перенапряжение и истощение адаптационных механизмов организма ребенка.

Сама по себе такая жизнь - перенапряг в школе и щадящая обстановка в семье - неполезна для развития и психического здоровья ребенка, и если амбиции родителей не чрезмерно велики, то лучше не создавать такой ситуации. Лучше комфортно и хорошо закончить начальную школу, в конце ее еще раз пройти тестирование и, если способности ребенка действительно окажутся существенно выше среднего (ребенок не сумел проявить себя на первом тестировании или за три года начальной школы имел место значительный прогресс в развитии способностей ребенка), держать экзамен в какую-нибудь гимназию.

Низкий уровень школьной зрелости означает, что освоение даже обычной программы начальной школы будет представлять для ребенка значительную трудность. Если, несмотря на это, принято решение в школу идти, то для такого ребенка необходимы специальные коррекционные занятия по подготовке к школе. Их может осуществлять как психолог, наблюдающий ребенка, так и сами родители при помощи соответствующих пособий и в тесном контакте с психологом.

Как правило, при низком уровне школьной зрелости различные функции восприятия и мышления развиты неравномерно. Например, при неплохом уровне общей информированности и психосоциальной зрелости очень плохая зрительная память и почти полностью отсутствует произвольное внимание. Или - хорошая слуховая память (ребенок легко заучивает длинные стихи) и очень низкая умственная работоспособность. Психолог подскажет родителям, какие именно функции наиболее страдают у их сына (или дочки) и порекомендует соответствующие упражнения.

Очень низкий уровень школьной зрелости. Психолог обычно дает рекомендацию отложить поступление

в школу на год и посвятить этот год психофизиологическому закаливанию и устранению недостатков в развитии ребенка.

Готовить ребенка к школе можно самостоятельно (силами родителей, дедушек или бабушек), можно положиться на детское дошкольное учреждение (если ребенок посещает детский сад), а можно - отдать в специальные группы для подготовки к школе. Наилучшие результаты обнаруживает, как правило, сочетание всех трех методов.

Рискну предложить следующий алгоритм действий родителей в предшкольный для их чада год.

1. Если ваш ребенок не посещал до этого никакое детское дошкольное учреждение, обязательно отдайтеего в детский сад. Иначе при поступлении в школу на вашего ребенка навалятся сразу три типа стрессов: иммунологический (тридцать детей в классе - это минимум, и полторы тысячи в средней школе), социальный

(домашнему ребенку придется пробовать себя во всех социальных ролях, не имея никакой предварительной подготовки. "Обучалки-развивалки" не в счет, потому что там все происходит под контролем взрослых) и, наконец, собственно учебный. Очень разумно первые два вида стрессов пережить раньше, чем ребенок пойдет в первый класс.

2. Сходите к психологу и определите уровень школьной зрелости вашего (еще шестилетнего) ребенка.

3. Если уровень оказался средним, и вы собираетесь в "дворовую" школу по микрорайону, то все в порядке.

Вам будет достаточно выполнить дома те рекомендации, которые даст психолог, и правильно сориентировать ребенка на занятия по подготовке к школе в детском саду. Если же вы "замахиваетесь" на какую-нибудь школу с "уклоном", то предшкольный год для вас - это год интенсивных занятий. Именно вам и именно в этот год нужно отдавать ребенка в группу по подготовке к школе. Лучше всего, если это будет та самая школа, в которой вы хотите учиться. Ваш ребенок не слишком пластичен, ему будет комфортней, если к школе (а если повезет, то и к учительнице) он привыкнет заранее. Тщательно выполняйте все домашние задания, заранее приспосабливайте режим дня ребенка к школьному обучению. Именно в этом случае разнесение разных типов стрессов во времени и пространстве просто жизненно необходимо. Всего сразу, да еще и спецшколу в придачу, ваш ребенок попросту не выдержит.

Школьная незрелость

неготовность ребенка к адекватной адаптации к школьным требованиям, причинами которой выступает несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Определение школьной незрелости совпадает с конкретным возрастом – моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма на уровне как мозговых структур, так и тканей и органов. Повышается физическая выносливость, хорошо развиты крупные мышцы, несколько отстают в развитии мелкие. Основные свойства нервных процессов практически приближаются по своим функциональным характеристикам к свойствам взрослых людей. Появляется способность к стабильному произвольному управлению своим поведением, планированию и программированию действий. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослых людей.

Недостаточная функциональная зрелость потенциально обусловливает риск как с точки зрения усвоения программы, так и с точки зрения низкой работоспособности, недостаточности произвольной регуляции поведения и повышенной заболеваемости.

Признаками школьной незрелости выступают: а) быстрое пресыщение интеллектуальными нагрузками при сохранении активности в игровых формах обучения, б) отсутствие интереса к отвлеченным (абстрактным) понятиям, в) недостаточное понимание пространственных отношений, г) преобладание внешних (игровых) мотивов деятельности, д) отсутствие познавательных и учебных интересов. Дети, страдающие школьной незрелостью, неадекватно оценивают условия школьной ситуации и дисциплинарные требования, часто совершают действия, не имеющие отношения к уроку, испытывают затруднения в управлении своими действиями, подчинении своей активности требованиям учебной ситуации. В зависимости от степени выраженности школьной незрелости, можно выделить общую школьную незрелость – неготовность к школьному обучению в целом и специфическую , подразумевающую незрелость определенной сферы психического развития (интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную) к выполнению функциональных нагрузок школьного обучения.

Школьная незрелость определяется детерминацией двух основных факторов: пограничной интеллектуальной недостаточностью и незрелостью эмоционально-волевых свойств личности ребенка. При этом ведущим фактором является незрелость эмоционально-волевой сферы, по-разному сочетающаяся с интеллектуальной недостаточностью. Неустойчивое внимание, повышенная истощаемость и другие отклонения в регуляции произвольных форм деятельности препятствуют нормальному протеканию познавательных процессов.

При правильной организации обучения у детей со школьной незрелостью к 10 годам значительно уменьшаются признаки интеллектуальной недостаточности, а в 66 % случаев наступает полная компенсация пограничной интеллектуальной недостаточности и ликвидация школьной неуспеваемости. В то же время незрелость эмоционально-волевых свойств личности в дальнейшем, особенно в сочетании с эмоциональной неустойчивостью органического или возрастного характера, может прогрессировать, нередко сменяясь личностной дисгармонией и завершаясь формированием акцентуаций характера преимущественно демонстративного, неустойчивого или возбудимого типа. В классном коллективе дети со школьной незрелостью эмоционально-волевого типа часто оказываются в роли непринимаемых или изолированных, что также способствует формированию дисгармонии личностного развития школьника, снижению учебной мотивации, образованию проблем в обучении и воспитании так называемого «вторичного круга».

Психодиагностические методики, использующиеся для определения степени функциональной готовности к обучению в школе (С. Н. Костромина, 2008):

1) для диагностики словесно-логического мышления методика Замбацявичене (модифицированный для детей 6–7 лет тест Амтхауэра) и наглядно-образного мышления «Лабиринт» Д. Б. Эльконина или методика Д. Векслера;

2) для диагностики уровня развития памяти методика «10 слов»;

3) для диагностики уровня развития произвольности методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, умения действовать по образцу методика «Домик» (субтест из теста Керна – Йирасека), умения ориентироваться на систему требований методика «Узор» Л. И. Цеханской;

4) для диагностики темпа деятельности и особенностей работоспособности теппинг-тест Ильина (адаптированный для детей 6–7 лет).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА C 1901 года эта улица проходила от Шишмаревского до Серебрякова переулка и называлась 7-й линией Новой Деревни. Параллельно существовали еще два наименования – Новая и 3-я Гусева улица. 1-й Гусевой была современная Дибуновская улица, 2-я Гусева или просто

Из книги Англия. Билет в одну сторону автора Вольский Антон Александрович

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Дезадаптация школьная совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса учащегося требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних

Из книги автора

Психический инфантилизм (личностная незрелость) отставание в развитии личности, выражающееся в сохранении черт более младшего возраста: несамостоятельность, повышенная внушаемость, постоянное стремление к получению удовольствия, преобладание игровой мотивации,

Из книги автора

Тревожность школьная постоянно или ситуативно проявляемое обучающимся состояние повышенного беспокойства, ощущение страха и угрозы в ситуациях, связанных с обучением (например, контрольные работы, экзаменационные испытания, повышенная эмоциональная или физическая

Из книги автора

Школьная неуспешность различные отклонения в учебной деятельности школьника, которые либо напрямую, либо опосредованно связаны с успеваемостью учащегося.Можно выделить три варианта школьной неуспешности: «общее и глубокое отставание в учении» (18,1 % от всех

Из книги автора

Школьная фобия невротическое состояние, сопровождающееся симптомами расстройства здоровья, которые возникают перед посещением школы и позволяют уклониться от нее. Внешне это состояние похоже на проявление школьной тревожности и симптомы девиантного поведения

Готовность ребенка к школе.

Понятие "школьная зрелость"

Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой сопряжены с немалыми трудностями.

Особое значение имеет начало школьной жизни . О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя может даже стать причиной снижения веса ребенка. Часть детей довольно быстро – в течение первой четверти преодолевают неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма, их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Эти дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время – нередко на весь учебный год и даже дольше.

В чем же причины затрудненной адаптации детей к начальной школе? Одной из них специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности.

Причиной школьной незрелости ребенка , как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.
Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания следовать им.

Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от не одобряемых взрослыми действий. Наука "властвовать собой" часто представляется непосильной задачей, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.
"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста.

Готовность к обучению в начальной школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых“ весьма велико – почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–15%.

В современной ситуации проблема “школьной зрелости” вновь обострилась. Это связано:

· во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;

· во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие и коррекцию школьно­необходимых функций (утрата преемственности);

· в-­третьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;

· в-­четвертых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения , как правило, отличаются большей сложностью.

Между тем результаты гигиенических исследований показали, что среди современных детей 7-го года жизни школьно­незрелые составляют более 40%, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Причем среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6 против 28,6%). Эти результаты были отмечены среди детей, посещающих ДОУ. Полагаем, что среди детей, не посещающих детский сад, их число будет выше.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможны без достаточного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к 5–6 годам. При этом исследования, проведенные в 44 массовых детских садах Санкт-Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей 6–7 лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% детей, фонема тический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ребенка. Ко всему следует добавить, что у 45,8% детей оказались несформированными зрительно­-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что примерно половина детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Аналогичные данные о том, что среди детей 7-го года жизни 50% не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что "школьная зрелость" наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).

Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня "школьной зрелости" позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. Между тем в арсенале медицинских работников есть утвержденная Минздравом России методика для определения функциональной готовности к обучению. В ее основу положены психофизиологические критерии, отобранные на основании исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Определение готовности детей к обучению в начальной школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы рекомендуем проводить диагностику “школьной зрелости” дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно­необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда . Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4–5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.

Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что больше всего различий в степени "школьной зрелости" у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было показано выше, девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.

Повторная диагностика (в апреле – мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе применяется далеко не всегда. Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что довольно много 6летних детей садится за парты. Это связано со многими причинами, в т. ч. и с тем, что продолжительность обучения в начальной школе увеличена сейчас до 4 лет. Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в 1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев, и даже ранее. Однако гигиенисты уверены в том, что 6-летние дети (до 6,5 лет) могут быть приняты в школу, учебно-воспитательный комплекс или любое другое образовательное учреждение, реализующее программы начального обучения, только в том случае, если учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких детей. Минобрнауки России прилагает усилия для того, чтобы адаптировать школы для обучения "шестилеток", но наши наблюдения показывают, что необходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь идет о сокращении продолжительности урока, организации динамической паузы в середине учебного дня, постепенном наращивании учебной нагрузки (ступенчатый режим обучения в начале учебного года), обеспечении дневного сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный день, и др. Таких школ на сегодняшний день очень мало. Между тем следует помнить, что "незрелость" не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Проблема готовности ребенка к процессу школьного обучения набирает свою актуальность уже начиная с выпускных групп детского сада. Еще более острой проблему диагностики делает обучение детей в школах с шестилетнего возраста.

Определение

Школьная зрелость - это понятие психолого-педагогического характера. Прежде всего оно означает соответствие определенного физического уровня и социального развития определенным требованиям педагогики. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Это и физиологическая, и психологическая, и социальная готовность.

Важность психологической готовности

Определение школьной зрелости необходимо проводить до сентября, до того, как ребенок пойдет в первый класс. Нередко бывает так, что при поступлении в школу первоклассник умеет и считать, и писать, но внутренне и психологически к обучению в школе еще не готов. Родители чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка, абсолютно забывая о таком показателе, как эмоциональная и социальная готовность обучаться в условиях школы, ведь именно эти аспекты и обеспечивают успешность обучения.

Соответствие уровню ребенка

Выготский писал о том, что в процессе развития ребенка есть оптимальные сроки для различных типов обучения. Это означает, что на определенных возрастных этапах обучение конкретному предмету или знаниям оказывается более легким и плодотворным, именно поэтому столь важна своевременная оценка школьной зрелости.

Известно, что до четырехмесячного возраста обучать младенцев речи неэффективно, а двухлетнего ребенка вряд ли кто-то станет обучать грамоте. Все по той причине, что в данном возрасте ребенок еще не созрел для этого. Тех функций, которые нужны для такого типа обучения, у него попросту нет.

Компоненты готовности

Школьная зрелость - это достижение ребенком такого уровня развития психики, который обеспечивает ему способность принимать непосредственное участие в процессе школьного обучения.

Это значит, что есть немало объективных причин, которые могут затруднить процесс освоения ребенком школьных навыков. В их основе лежит физиология головного мозга, а именно незрелость корковых и регуляторных структур. Таким образом понятие «школьная зрелость» базируется и на психологических составляющих, и на физиологии ребенка, и на его биологической готовности к учебе.

Учебные занятия необходимо организовывать строго с в соответствии с теми возможностями, которыми обладает ребенок на данном этапе. На пороге школы ребенок должен быть зрелым:

  • физически,
  • умственно,
  • эмоционально,
  • социально.

Если умственное (или же родители и педагоги ставят во главу угла, то здоровье ребенка и его психическая готовность оказываются вне поля зрения. При этом имеется в виду не только здоровье физическое, но и социальное. Школьная готовность и школьная зрелость - термины синонимичные, они включают в себя весь спектр показателей. Готовый к обучению интеллектуально ребенок не станет успешным, если у него нет зрелости социальной или эмоциональной. Психологи в один голос утверждают: пусть лучше ребенок будет немного недотягивать до высокого уровня интеллектуального развития, но у него не будут присутствовать симптомы Речь не идет о тех детях, которые уже достигли школьной зрелости.

Это показатель, который должен быть оценен каждым из родителей, прежде чем отправлять ребенка по достижении определенного возраста в школу. Пусть лучше дочь не будет претендовать на звание «Мисс Лучшая Первоклассница», но у нее пройдут нервные тики. Со временем успех придет, а трудности социальной адаптации в первом классе могут оказать негативное влияние на все последующее обучение.

Уровни зрелости: высокая готовность

Школьная зрелость ребенка - это показатель, который имеет четыре уровня. Высокий отличается наличием следующих навыков и свойств у ребенка:

  • хорошее физическое развитие;
  • готовность деткой руки к письму;
  • умение аккуратно копировать печатный или письменный тест;
  • умение работать с ножницами;
  • хороший слух;
  • достаточно широкий кругозор, общая осведомленность;
  • богатый словарный запас;
  • умение читать по слогам;
  • ребенок понимает переносный смысл пословиц;
  • знает цифры;
  • регулирует свое поведение;
  • обладает устойчивым стремлением пойти учиться.

Средний уровень

Он предполагает:

  • готовность руки к письму;
  • хороший слух;
  • знание стихов, сказок, хороший словарный запас;
  • ребенок слышит сказку или историю и после ее прочтения взрослым может ответить на простые вопросы;
  • знает цифры и счет в пределах 10;
  • произвольно регулирует свое поведение;
  • при незначительной помощи взрослого способен решать учебные задачи.

Уровень ниже среднего

На данном этапе обучение в школе может создавать для ребенка существенные трудности. Характеризуется:

  • удовлетворительным или хорошим физическим развитием;
  • умением удовлетворительно копировать печатные или же письменные буквы;
  • слабо развитой речью;
  • умением устанавливать очевидные сходства и различия в понятиях, осуществлять несложные операции обобщения (например, объединить картинки по принципу «животные» или «растения»);
  • неустойчивым желанием учиться.

Низкий уровень

Деток на данном уровне отдавать в школу не рекомендуется. Основные свойства и признаки его таковы:

  • хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
  • узкий кругозор;
  • отсутствие готовности руки к письму;
  • маленький словарный запас;
  • умение пересказывать текст только при содействии взрослого;
  • слабая мотивация к учебе;
  • отсутствие навыков произвольной деятельности.

Методика школьной зрелости Керна-Иразека

Для определения уровня подготовленности ребенка родителям удобнее всего будет при помощи теста Керна-Иразека. Он состоит из трех частей:

  • нарисовать человека;
  • скопировать слова, написанные от руки;
  • срисовать десять точек, которые располагаются в виде пятиугольника.

Выполнение данных заданий позволяет получить представление об уровне психического развития ребенка, его моторике, мышлении.

Для проведения данного теста берут чистый лист бумаги и ручку (карандаш). Слева взрослый пишет простую фразу: «Он ел суп». Размеры главной буквы должны быть приблизительно 1,5 см, а остальных - 1 см.

Потом рисуют десять точек в форме прямоугольника. Расстояние между ними должно составлять приблизительно 1 см., а диаметр - 2 мм.

Ребенка просят изобразить на чистой стороне человека: «Пожалуйста, нарисуй, мужчину так хорошо, как у тебя получится». Если малыш хочет нарисовать женщину, необходимо настоять на том, что изображать нужно именно мужчину, но подсказывать взрослый не должен.

После непродолжительного отдыха дают второе задание: «Посмотри на фразу на левой стороне листа. Ты пока еще не учился писать, но сейчас попробуй - может быть, получится. Внимательно посмотри, как написано здесь, и рядом справа напиши точно также».

К заключительному заданию дают такую инструкцию: «Здесь нарисованы точки. Постарайся рядом изобразить такие же».

При этом ребенка необходимо хвалить, не подгонять его, разрешать делать исправления.

Когда у малыша получится выполнить все задания, следует оценить полученные результаты. Оптимально делать это вместе с педагогом, но можно провести оценку самостоятельно. Используется пятибалльная шкала, где самый высокий балл - 1, а самый худший - 5.

Оценка задания «Нарисовать мужчину»

Производится следующим образом.

  • 1 балл - хорошо прорисована голова, конечности, туловище. Есть шея. Размеры головы не превышают туловище, на ней изображены детали (глаза, рот, нос). Есть кисти рук. Фигура имеет соответствующую мужскую одежду. Рисунок сделан синтетическим способом (видно, что ноги растут из туловища, а не просто прикрепляются к верхней части).
  • 2 балла - выполнены все требования, кроме синтетического способа.
  • 3 балла - рисунок имеет голову, конечности, туловище. У фигуры нет волос, ушей и пр.
  • 4 балла - примитивное изображение с головой и туловищем. Конечности нарисованы при помощи только одиночных линий.
  • 5 баллов - нет четкой прорисовки туловища.

Копирование слов

Оценивается так:

  • 1 балл - фраза скопирована полностью и аккуратно. Буквы ребенка могут быть больше, однако превосходят образец не более, чем в два раза. Фраза начинается с заглавной буквы, изображены все три слова на горизонтальной линии. От нее может быть отклонение вверх или вниз, однако не более, чем на 30 о.
  • 2 балла - образец списан хорошо. Фраза может быть крупнее более чем в два раза, уходить вверх или же вниз;
  • 3 балла - наблюдается разбивка на три слова. Хотя бы четыре буквы прописаны четко;
  • 4 балла - совпадение с образцом двух букв;
  • 5 баллов - каракули.

Срисовывание точек

Оценивается следующим образом:

  • 1 балл - порядок скопирован, отклонения от образца незначительны. Может наблюдаться увеличение или же уменьшение, однако не более, чем в два раза. Рисунок расположен параллельно образцу.
  • 2 балла - расположение точек соответствует. Отклонения не более трех точек на такое расстояние, которое не превышает половины изначального расстояния между точками на образце.
  • 3 балла - в целом изображение соответствует образцу, оно не больше первоначального более, чем в два раза. Число точек может не совпадать. Их количество не должно превышать 20 и быть менее 7.
  • 4 балла - общий контур не соответствует, однако состоит из точек.
  • 5 баллов - каракули.

Школьная зрелость - это показатель, который предполагает по данному тесту от 3 до 15 баллов в сумме. Уровень ее рассчитывается так:

  • 3-6 баллов - высокий уровень психологической зрелости;
  • 7-12 - средний;
  • 13-15 - низкий уровень, необходимость проконсультироваться со специалистом.

Диагностика школьной зрелости позволяет вовремя определить особенности развития ребенка. Нередко оказывается так, что документальный возраст не соответствует психологическому и социальному. Поэтому родители должны заранее обратить внимание не только на интеллект ребенка, но и на другие его способности. При необходимости проводится коррекционная работа с психологом, которая позволяет избежать трудностей при обучении младшего школьника.

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить.

Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а вовсе не то, что называется вождением за руку.

А. С. Макаренко

Школьная зрелость, или школьная готовность, - это способность ребенка успешно справиться с той работой, которую ему предложит школа. Школьная зрелость - обобщенное название готовности ребенка выдерживать школьные нагрузки. Если бы мы смогли еще до поступления ребенка в школу правильно учесть уровень и особенности развития каждого, то смогли бы избежать многих трудностей, по крайней мере на первых этапах обучения.

В школьной готовности выделяется несколько составляющих: физическая, социальная, моральная, интеллектуальная. Физическая готовность - способность ребенка выдерживать нагрузки, связанные с длительным сидением за партой, держать ручку и карандаш, без усталости работать на протяжении всего школьного дня.Социальная готовность означает способность ребенка вступать в контакт с другими людьми, понимать стоящие перед ним задачи, выполнять основные требования человеческих отношений.Моральная готовность подразумевает определенный уровень сформированности нравственных качеств личности, прежде всего ответственности, умения подчинять сиюминутные настроения необходимости выполнить задание.Интеллектуальная готовность означает такой уровень умственного развития, на котором ребенок способен обобщать и различать понятия, следить за ходом рассуждений учителя, произвольно сосредоточиться на решении какой-либо задачи.

По мнению ученых, дополнительного изучения требуют и такие специфические показатели, как развитие моторики мелких мышц кисти, чистота звукопроизношения и некоторые другие. В совокупности эти качества определят общий уровень готовности ребенка к школьному обучению, то, насколько успешно ребенок «впишется» в школьный коллектив. Для подготовленных детей поступление в школу происходит безболезненно, за исключением некоторой утомляемости, связанной с повышением нервно-психической нагрузки и ограничением двигательной свободы. Это ограничение переживается трудно, поскольку ребенок привык выражать свои чувства, прежде всего, движениями. Поэтому спокойно просидеть целый урок - задача, требующая от многих первоклассников большого напряжения. Знакомая картина: после занятий первоклассники буквально вылетают из школы. Не потому, что им надоели уроки, а потому, что они, как говорится, засиделись. Однако двигательная ограниченность (гипокинезия) - далеко не самый трудный барьер, который приходится преодолевать младшему школьнику. Гораздо более сложными являются проблемы, связанные с интеллектуальной сосредоточенностью и становлением взаимоотношений внутри классного коллектива.

Уровень умственного развития - один из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школе. Его конкретные характеристики: особенности восприятия, быстрота соображения, устойчивость внимания, умственная работоспособность и др. - сразу же определят, что и как будет происходить с ребенком в классе. Если ребенок страдает недостаточной сообразительностью, быстрой утомляемостью, рассеянностью, повышенной отвлекаемостью, то это всегда ведет к одному и тому же результату - плохому усвоению учебной программы, низкой успеваемости.

Какие же основные причины неготовности 6-7-летнего ребенка к школе? Первая - социальная запущенность. Какими бы прекрасными ни были природные задатки малыша, с первых дней жизни они требуют постоянной тренировки и развития, без которых, оставаясь определенное время в виде скрытых возможностей, постепенно, но неумолимо теряют свой потенциал. Начальная школа - едва ли не последний рубеж, где еще можно остановить процесс стагнации умственных способностей ребенка. Но именно здесь учителей подстерегает опасность ошибочно принять ограниченность знаний ребенка за ограниченность его умственных способностей.

Вторая причина - отклонения в развитии, несовпадение фактических темпов развития с возрастными нормами. И если это несовпадение существенное, то с началом школьного обучения лучше повременить, чем столкнуться с проблемой неуспеваемости, которая очень больно ранит ребенка и может привести к непредсказуемому повороту его судьбы.

Предложено много методик определения школьной зрелости. Все они страдают различными недостатками: одни недостаточно информативны, другие громоздки, третьи непонятны детям, четвертые не подходят для учителей. Поэтому проблема создания хорошего теста школьной зрелости давно стоит в плане научных исследований.

Практическая диагностика школьной зрелости страдает также многими недостатками. Немало примеров неправильного тестирования и понимания его результатов. Это опасно. Если на этапе определения школьной готовности и особенностей развития школьника будут сделаны неправильные выводы, то очень легко повести ребенка по ложному пути. Будущие его неудачи будут предопределены учительской ошибкой.

Любой ребенок твердо знает, что днем светит солнце, а ночью темно; есть правая и левая рука, на руке пять пальцев, у собаки четыре лапы, у него два уха и т. д. Но даже при ответах на эти вопросы он нередко ошибается. Почему? Он видит напряженное ожидание, ощущает настороженность, чувствует готовность учителя получить неправильный ответ. Тогда и возникает ситуация, когда учитель, ориентируясь на чисто внешние проявления, оценивает ребенка как неспособного к полноценному овладению учебным материалом. Если берут такого ребенка в школу, то начинают уменьшать для него программные требования, называя это уровневой дифференциацией, подгоняя ее к своему представлению о потенциале ребенка. Этим и фиксируют учебную неполноценность. Как не вспомнить хороший опыт немцев: для них все дети - без индивидуальных различий - поставлены в равные условия. Требования одинаковые, а оценки, естественно, разные - кто как может. Каждый оказывается на своем уровне. И нет проблем.

В нашей практике еще не всегда применяются всесторонне продуманные тестовые испытания для поступающих в школу. Вот завуч, тестируя ребенка, ставит ему диагностический вопрос: «На дереве сидели три воробья. К ним прилетели еще два. Сколько ворон стало?» Ответ на этот вопрос должен свидетельствовать о внимательности ребенка, навыках устного счета. Допустим, ребенок ошибся. О чем может свидетельствовать его ошибка? Вариантов много: невнимательность, неумение распределять внимание, непонятливость, игнорирование условий, неумение считать и многие другие. Какой диагностический вывод будет правильным? Только последующие целенаправленные диагностические задания помогут выявить истинную причину. Или такой пример. Ребенка привели на диагностическую беседу 15 марта. За окном снег и метель. Ребенок подготовлен, знает, что по календарю уже наступила весна. На вопрос завуча: «Какое теперь время года?» он ответил: «Весна». «Как докажешь?» Ребенок молчит. Профессор промолчал бы тоже. Или тестируют ребенка на скорость чтения за 1-й класс. По данным Б. Зайцева, скорость чтения в конце начальной школы должна быть 130-170 слов в минуту, что дает ему возможность отлично учиться в средней школе. Скорость 100-130 слов в минуту дает шанс овладевать программой на «4». Если же ребенок читает со скоростью меньше 80 слов в минуту, то надежды учиться хорошо у него почти нет.

Но скорость чтения непосредственно с умственными способностями не связана. Очень умные люди читают медленно. Тугодумы, о которых мы уже упоминали, зачастую умные и сообразительные люди, быстрого чтения им ни за что не одолеть. Значит ли это, что, если ребенок будет читать недостаточно быстро, он уже безнадежен?

Нельзя, естественно, отрицать действия языковой неразвитости, которая может стать причиной отставания в учебе. Если даже ребенок и понимает суть поставленной задачи, знает правильный ответ, но лексическое и синтаксическое оформление его ответа несовершенное, то пользы от такого знания мало.

В этом случае учитель будет отчетливо понимать, что необходимо корректировать язык, форму изложения, но не мысль. Мы же часто, не вникая в смысл сказанного, пытаясь подкорректировать язык, искажаем мысль. Это дезориентирует ученика, он сбивается, забывает, что хотел сказать. Спустя некоторое время ученик уже боится отвечать в классе и постепенно теряет интерес к обучению.

На практике обычно применяется не один, а комплекс тестов для изучения школьной зрелости. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, так как можно всесторонне исследовать возможности ребенка. Плохо, так как эта процедура обременительна, занимает много времени. Ребенок нервничает, устает, ошибается. Возможно, нужен один общий план теста, выполнение которого не должно превышать 15-20 мин. Если он показывает наличие здравого смысла и сознательное понимание основных жизненных отношений, ребенок, без всякого сомнения, может обучаться в школе.

Такой комплексный тест под названием «Карта достижений ребенка» был разработан несколько лет назад и прошел всестороннюю проверку при приеме детей в 1-й класс. Он имеет недостатки, но преимуществ по сравнению с другими тестами, у него больше. Отзывы учителей положительные. Надежность теста не ниже 80 %.

КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА

Днем светло, а ночью. . .

Правильно

Неправильно

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

Правильно

Неправильно

Какое животное больше - лошадь или собака?

Правильно

Неправильно

Кто бегает быстрее - заяц или черепаха?

Правильно

Неправильно

Какие оттенки имеет красный цвет?

Правильно

Неправильно

Картинки с изображением посуды, обуви, овощей, одежды, мебели (20 штук). Разложи по объединяющему эти предметы признаку.

Правильно

Неправильно

Сопоставь по величине предметы в комнате. Начинай с самых больших.

Правильно

Неправильно

Утром мы завтракаем, а в полдень …

Правильно

Неправильно

Расскажи свою любимую сказку (1 мин.)

Правильно

Неправильно

Постой на цыпочках с открытыми глазами.

Правильно

Неправильно

Небо голубое, а трава...

Правильно

Неправильно

Черешни, груши, сливы, яблоки... Это что?

Правильно

Неправильно

Продолжить предложение на причинно-следственную связь типа «Вечером мы ложимся спать, потому что...» (устали, зашло солнце и т. п.) <\13)»

Правильно

Неправильно

Зачем на улице устанавливают светофоры?

Правильно

Неправильно

Который теперь час? Покажи на бумажных часах целый час, половину, четверть.

Правильно

Неправильно

Что такое Москва, Пермь, Курск?

Правильно

Неправильно

Приседай медленно (4-5 раз подряд).

Правильно

Неправильно

Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...

Правильно

Неправильно

Подними брови вверх, опусти. Следить, чтобы не было лишних движений головы, лица.

Правильно

Неправильно

Собака больше похожа на курицу или на кошку?

Правильно

Неправильно

Поправь меня, если я ошибусь. Ты Саша (он Андрей), тебе 12 лет (ему 6), ты живешь в Перми (Курске), на улице Грибоедова (...) и т. д.

Правильно

Неправильно

Зачем на всех автомобилях есть тормоза?

Правильно

Неправильно

Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание… Это что?

Правильно

Неправильно

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Правильно

Неправильно

Поймай мяч двумя руками (5 бросков)

Правильно

Неправильно

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Правильно

Неправильно

Какой транспорт самый быстрый?

Правильно

Неправильно

Чем отличается старый человек от молодого?

Правильно

Неправильно

Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Правильно

Неправильно

Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Правильно

Неправильно

Саша принес 2 яблока, Оля принесла 3 груши, сколько орехов стало?

Правильно

Неправильно

Как ты расскажешь дома, своим друзьям о своем экзамене в школе?

Правильно

Неправильно

Инструкция по тестированию

Подготовьте необходимое для выполнения заданий оборудование: большой разноцветный мяч; 20 картинок с изображением 4 разновидностей предметов: посуда - 5, мебель - 5, овощи - 5, одежда - 5; бумажные часы. Тестирование проводится в классе. Дети заходят по очереди. Присутствует классный руководитель, который проводит тестирование, завуч, родители. Среднее время выполнения - 20 мин. На каждый ответ отводится 30-40 сек. Если ответа нет, идут дальше. Ответ фиксируется «галочкой» в карте достижений. После выполнения теста подсчитываются баллы. Отличный результат - 160-140 баллов, средний - 130-80 баллов, низкий - 70-32 балла.

В экспериментальных исследованиях одаренные дети выполняли этот тест за 15 мин. Большинство детей затратило на ответы 19-20 мин. Примерно 40% детей превысили это время. Но даже если дети не успевают справиться с заданием в установленное время, не спешите зачислять их в ряды не созревших для школы. Скорее всего, они тугодумы, нуждающиеся в коррекционной поддержке.

Определение школьной зрелости - чрезвычайно важный и ответственный момент. Учитель априори, т. е. без специальных доказательств, убежден, что каждый ребенок, достигший школьного возраста, готов к обучению. Помочь определить его особенности, заранее наметить линию коррекции выявленных недостатков поможет тестирование школьной зрелости. Оно будет проводиться учителем вместе с завучем и в присутствии родителей. Для диагностики используются различные тесты, учитель выберет тот, который сочтет наиболее информативным и наименее обременительным для ребенка.

Для работы в классе

Диагностическая методика

Название: Осень.

Форма, метод: Игра-конкурс.

Цель: Диагностика мышления, восприятия, выявление нестандартных детей.

Реализация: Конкурс проводится во время прогулки в осенний (весенний, летний, зимний) парк или лес. Учитель предлагает детям:

1. Найти самое интересное дерево и объяснить свой выбор.

2. Кто больше всего звуков услышит в лесу и каких?

3. Какие изменения происходят в лесу в разное время года?

4. Придумать сказку про лес и его обитателей.

5. Кто увидит больше красок осени? И т. д.

Вариации: То же самое - на озеро, речку или в поле.

Обработка результатов: Вне класса дети обычно лучше проявляют свои способности и возможности. Внимательное наблюдение поможет педагогу лучше понять отдельных детей.

Выводы: Прогулка всегда дает пищу для размышлений. Результаты заносятся в карту наблюдений. Выявляются дети, которым нужна помощь, и дети, которые могут помочь учителю оказать эту помощь другим.