Пороги реки Нил: историческая справка. Выходные в Асуане: живописные пороги Нила, Западная пустыня, Асуанская плотина и древности фараонов Значение слова пороги нила

Команда RideThePlanet передаёт из Уганды:

Дмитрий Данилов: «Для многих участников проекта RideThePlanet Уганда уже давно стала вторым домом. Мы приезжаем сюда каждый год и проводим здесь иногда по несколько месяцев. Всему причиной - река Белый Нил, которая берет начало в озере Виктория и на протяжении более сорока километров рушится серией порогов. Расположение на экваторе делает Уганду практически всесезонным местом для каякинга. Пороги Белого Нила - одни из самых популярных среди каякеров всего мира. Белый Нил сложно сравнить с какой-то другой рекой на планете, такую большую и теплую воду не найти больше нигде. Огромные волны, бочки и пороги позволяют сплавляться и тренироваться спортсменам всех уровней в то время, когда на домашних реках стоит лед.

Основной порог для фристайла здесь, Nile Special, расположен вблизи уютного кемпинга «Hairy Lemon» на острове, что позволяет каякерам жить в комфорте и тренироваться каждый день на одной из лучших волн в мире. В самом пороге таких волн две - Nile Special, которая „работает“ при большом уровне воды в реке, и волна The Club, где можно серфить при низком уровне. Обе волны очень разные - «спешл» высокая и быстрая волна для исполнения самых высоких трюков и отработки новых элементов, и широкий и пенистый «клаб» - где каякеры зачастую отрабатывают программу для соревнований и оттачивают технику. Кстати, так же, как и волны, называются два самых популярных в Уганде сорта пива - Nile Special и Club!

Алексей Лукин: „В Уганде на Ниле не так много порогов и катальных мест, но обычно каждое из них имеет свое название, а в некоторых случаях имена даны даже препятствиям в самих порогах. Например в Пороге «Itanda» есть несколько циклопических валов-бочек под собственными именами – «Ramp», «Pencil Sharpiner», «Сuban», «Ashtray», «Bad Place»…

Приезжая в Африку с лодкой, ты почти наверняка сразу едешь в кемп «Hairy Lemon». «Lemon», как мы его любя называем, это кемпинг, который находится на острове, в конце сплавной секции в верховьях Нила. После того, как в истоках Нила у озера Виктория построили плотину, путь всех каякеров прямо из аэропорта пролегает обычно прямо сюда. И даже до постройки плотины, когда наверху еще оставалось много классных порогов с легким доступом, большинство начинало свои сплавы отсюда. А всему причиной является волна, настоящая гигантская волна для фристайла - Nile Special. Каякеры стремятся в Lemon, потому что от берега острова до волны плыть не более десяти минут.

Остров существует исключительно за счет природных ресурсов - электричество от солнечных батарей и подача воды из мельницы-помпы, которая установлена в одной из проток реки рядом с островом и работает круглосуточно, поднимая воду в бак на острове, откуда она распределяется по всем душам и туалетам. Рядом с островом на «материке» есть маленькая ферма, с которой на ужин периодически попадает свежее мясо, овощи и фрукты. Заведует островным раем хозяин, южноафриканец Пол. Правда, длительное проживание в таком месте довольно сильно бьет по карману, поэтому те, кто приезжает сюда «зимовать» на месяц или несколько, обычно либо находят себе какую-нибудь работу на острове, либо живут недалеко от волны в деревне у местных. Конечно, жить в деревне непросто, так как весь быт падает на твои плечи: готовить нужно на углях, так как с дровами некоторая напряженка, а о душе и электричестве мечтать и не приходится. Но чего не вытерпишь ради любимого фристайла на бурной воде!..

Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.

Пороги Нила, сыновья школы, Авеста, колония, Великий шёлковый путь, олимпионик.

Объясните смысл этого слова.


Перечень тем

А) Шумерские города-государства

В) Древний Китай

Б) Персидская держава

Г) Финикия

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) Шумерские города-государства - клинопись (иллюстрация 3).

Б) Персидская держава - рельеф (иллюстрация 1).

В) Древний Китай - (иллюстрация 4).

Г) Финикия - маски (иллюстрация 2).

Таким образом, А - 3, Б - 1, В - 4, Г - 2.

Ответ: А - 3, Б - 1, В - 4, Г - 2.

Ответ: 3&1&4&2

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Охотник отправился к Гильгамешу,

Пустился в путь, стопы обратил к Уруку,

Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово:

«Некий есть муж, что из гор явился,

Во всей стране рука его могуча,

Как из камня с небес, крепки его руки!

Бродит вечно по всем горам он,

Постоянно со зверьём к водопою теснится,

Постоянно шаги направляет к водопою.

Боюсь я его, приближаться не смею!»

Пояснение.

Миф о Гильгамеше относится к шумерской культуре.

Ответ: А.

Ответ: А

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Дорийское завоевание, разделение территории государства на двадцать сатрапий, правление императора Цинь Шихуанди, правление императора Диоклетиана, первое морское путешествие вокруг Африки, строительство городов из глиняных кирпичей.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.

Пояснение.

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - строительство городов из глиняных кирпичей; Б - разделение территории государства на двадцать сатрапий; В - правление императора Цинь Шихуанди; Г - первое морское путешествие вокруг Африки;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.

Пояснение.

А) Шумерские города-государства - черный.

Б) Персидская держава - зеленый.

В) Древний Китай - желтый.

Г) Финикия - красный.

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Пояснение.

В) Китай - ярко выраженная горная страна: 80% его территории составляют горы и плоскогорья. Западный Китай представляет собой наиболее обширное в мире высокое нагорье, отличающееся резко континентальным климатом. Восточный Китай расположен несколько ниже Западного и доступен со стороны моря, так как он прорезан в продольном направлении большими долинами рек, которые издавна были важнейшими торговыми магистралями.

Восточный Китай отличается от Западного более мягким климатом и более разнообразной растительностью. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура и появились древнейшие государства.

Наиболее древним районом расселения китайского народа является область среднего и нижнего течения реки Хуанхэ (Желтая река), а также равнина, прилегающая к Печилийскому заливу. Умеренный климат и плодородная лессовая почва способствовали здесь раннему развитию земледельческого хозяйства. Общее количество осадкой, выпадающих в этой местности, достигает 50-60 см, этого достаточно, чтобы обеспечить хороший урожай проса.

Однако неравномерное распределение осадков часто вызывало неурожаи. Поэтому население Древнего Китая принуждено было создавать систему искусственного орошения. Грандиозные катастрофические наводнения реки Хуанхэ, связанные с постоянным повышением уровня дна реки, были страшным бедствием для земледельцев. Река, выходя из своего старого русла, разливалась по всей окружающей местности, разрушая поселения и уничтожая посевы.

В древних легендах и мифах отразилась борьба населения с грозной рекой и его упорная забота об организации земледельческого хозяйства. В мифе о борьбе Желтого императора Хуан-ди с чудовищем Че Ю описывается, как древний император низвел с неба богиню засухи для борьбы с водной стихией. В одной легенде рассказывается, как древний герой Юй углубил русло реки, старался улучшить ее течение, пробивая для этой цели скалы, и даже укреплял ее берега мифическими «живыми землями». Народ оценил Юя за его труды. Он был избран царем и основал династию Ся.

В древности в Северном Китае было гораздо больше лесов, чем теперь. На это указывают надписи на гадательных костях, в которых описываются охоты на оленей, а также упоминания о больших лесах в «Книге песен». Значительный лесной покров обеспечивал более равномерное выпадение осадков, давал людям возможность заниматься охотой и предоставлял им в большом количестве дерево - древнейший материал для изготовления орудий.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Соответствие тем и слов: для темы А - сыновья школы, Б - Авеста, В - Великий шёлковый путь, Г - колония.

2. Объяснение смысла слов:

сыновья школы - название учеников школ в шумерских городах;

Великий шёлковый путь - торговый путь между Китаем и странами Средиземноморья;

Авеста - священная книга зороастризма - религии древних персов;

колония - поселения, основывавшиеся финикийцами в чужих землях.

Тема: "Пять порогов Нила"

(игра - путешествие по "Древнему Египту" для зачётного урока)

Цели: - закрепить изученный материал по теме "Древний Египет";

проверить уровень усвоения изученного материала;

содействовать развитию познавательного интереса к предмету.

содействовать формированию умений поддержки, взаимовыручки.

Тип: урок обобщающего повторения.

Форма проведения: урок – игра..

Оборудование: карта "Древний Египет",

Игровые задания на отдельных листках, свёрнутых в свиток,

Игровая фишка-кораблик (4шт.), фишки-ракушки (4 шт.).

Описание игры.

Участники игры, молодые писцы, путешествуют по Нилу по заданию фараона.

Путешествие по Нилу полно опасностей и преград. На своём пути игроки должны преодолеть пять нильских порогов.

Это возможно только при выполнении заданий, которые "поджидают" на порогах. Правильно выполнил - продолжай путь. Допустил ошибки - прибегни к помощи ведущего, найди правильный ответ. Но, каждая ошибка отмечается фишкой-ракушкой, которая прикрепляется на ваш кораблик. По прибытии в Мемфис- конечную цель путешествия - надо будет отчистить от них корабль(выполнить дополнительные задания). Только после этого можно пойти на доклад к фараону. Писец, успешно выполнивший задания фараона, получает почётное звание "Заслуженный писец Древнего Египта "(оценка "5") или "Старший писец Древнего Египта"(оценка "4"), ученик, получивший оценку "3", получает свидетельство соответствии своих знаний званию "Писец".

Если кто-то из учеников затрудняется ответить на вопрос, то вместо него может ответить другой участник. По своему желанию ответивший может выручить друга преодолеть порог или оставить себе очко для очистки судна от ракушек на последнем этапе игры.

Маршрут путешествия:

от истоков Нила до города Мемфиса, с остановками на всех порогах.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.

Писец получает от фараона задание.

" Мы, фараон Древнего Египта, повелеваем писцу совершить плавание от истоков Нила до нашей столицы Мемфиса. И представить нам доклад о состоянии дел в стране: как живут, чем занимаются жители Египта, как приумножают наши богатства».

От истоков Нила до первого порога

(задание для начала путешествия)

а) - покажи, как изменялись границы Египта, опиши их (В 3 тысячелетии до н.э. и в середине

2 тысячелетия до н.э.)

б) - Покажи направления походов Фараона Тутмоса III , расскажи, с какой целью он совершал

Эти походы.

в) - покажи на карте г. Гиза. Чем знаменит этот город?

г) - покажи на карте столицы Северного Египта, Южного Египта, Объединённого Египта.

II. Порванный папирус (5 порог)

египтяне занимались земледелием, это им весьма удаётся благодаря природным условиям, таким, как, ... (обрыв текста). Но есть немало факторов, которые мешают этим заданиям... (обрыв текста).

войсками фараонов были завоёваны в Африке – богатая золотом … (обрыв текста), в Азии – богатый залежами медной руды ….(обрыв текста) полуостров и страны: ….(обрыв текста), ….(обрыв текста), ….(обрыв текста).

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из ……(обрыв текста). Так называется сплав двух металлов:…... (обрыв текста), ...…(обрыв текста).

Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Солнца….(обрыв текста). Так же египтяне верили, что после смерти они продолжают жить в …..(обрыв текста).

III . Жизнь и занятия Египтян (4 порог)

Славные воды Нила несут твой корабль ко 4 -му порогу. Здесь тебя ждут жители Древнего Египта с просьбой: расскажи нам о нашей жизни, занятиях.

Основные занятия древних египтян?

Какие культуры они выращивали?

Почему египтяне строили каналы?

Чем питались египтяне?

IV. В стране большого Хапи . (3 порог)

Чтобы преодолеть 3-ий порог, вам необходимо разгадать чайнворд

Устройство для подъёма воды.

Правитель в древнем Египте.

Подчинённый фараона, заставляющий рабов работать на строительстве пирамид, дамб и рытьё каналов.

Сооружение для отвода воды.

Крупное водяное травянистое растение, листья которого в Древнем Египте считались священными.

Злой бог пустыни.

Египетский фараон, который вёл длительную войну в Азии (около 1500г.до н.э.)

Мастер, создающий объёмные изображения из глины, кости, дерева, металла.

Бог Солнца в Древнем Египте.

Искусство счёта.

Учёный, который занимается изучением движения небесных светил.

Столица объединённого Египта (около 3000 лет до н.э.).

Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале.

Ветер, дующий из пустыни.

Знак древнеегипетской письменности.

16. Новая столица Египта (со второй половины 2-го тысячелетия до н.э.)

V. Кто мог это сказать? (2 порог)

Для преодоления 2-го порога вам необходимо ответить на вопросы. Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?

Из –за зависти мой брат заколотил меня в гроб и опустил в воды Нила. Но моя верная жена искала меня и нашла. Я воскрес, но больше я не хочу возвращаться к людям, остаюсь в царстве мёртвых. Пусть мой сын правит в моём царстве. __________________________________________________________________

Я скрывала его, я прятала его из-за страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот. Чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребёнок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!» _______________________

Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на всё, вплоть до убийства. ______________________________________________________________________

Имя моё Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слёз, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся._____________________________________________

Текст с ошибками. (1 порог)

Игроку предлагается «папирус» с ошибками, которые нужно найти (подчеркнуть) и исправить.

Древний Египет.

Давным-давно, где-то 7 тыс. лет назад, в долине реки Ефрат образовалось государство Египет.

Оно расположено в прибрежной части Австралии. Основным занятием древних египтян была охота на кенгуру. Также они занимались строительством пирамид для своих шейхов. Правители Египта очень часто устраивали военные набеги на соседние народы. Это обогащало фараона и его воинов-жрецов.

Был захвачен Синайский полуостров, известный породистым скотом, Нубия- поставщик железной руды. В это время границы Египта сократились, он простирался от первого порога до дельты Нила.

Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Сет-владыка царства мёртвых, почитали бога Солнца-Анубиса. Умерших хоронили в красивых гробах, называемых «сундуком». Всех, и богатых, и бедных хоронили в песках пустыни по берегам Нила.

Задания для очистки судна:

Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в древнем Египте или Российскому школьнику? Объясните, почему вы так думаете?

На чём и чем писали ученики египетских школ?

В древнеегипетском тексте сказано: «Горе земледельцу! Он связан, связаны его жена и дети». О чём идёт речь?

Теперь пора писцу во дворец фараона.

Игрок выполняет последнее задание: отчитывается перед фараоном о достижениях

Древних египтян.

Подведение итогов: в зависимости от показанных знаний игрокам выдаётся свидетельство о присвоении ему звания.


Координаты порогов :

  • 1-й порог проходит в черте Асуана ( ). Оригинальное положение 1-го порога было выбрано для сооружения Асуанской плотины .
  • 2-й порог находился на севере Судана, на границе Нижней Нубии и Верхней Нубии, в наше время на его месте расположено водохранилище Насер , образовавшееся в результате строительства Асуанской плотины ( )
  • 3-й порог располагается в районе местечка Томбос (англ.) русск. , Нубия ( )
  • 4-й порог (самый труднопроходимый в древности) находился в пустыне Дар ал-Маназир (англ.) русск. . Затоплен в результате строительства дамбы Мероэ (англ.) русск. в конце 2008 года. ( )
  • 5-й порог располагается в районе впадения вади Эль-Хумар в Нил ( )
  • 6-й порог находится в районе города Абу-Дом ( ). Здесь течению реки препятствуют скалы гряды Гебель-Раувияна, отклоняющие поток на восток. Река выходит к перекатам, пройдя сквозь 15-километровый каньон Шаблука (с ар.  - «жёлоб»).

Геология

Второй, третий и четвёртый пороги находятся на территории Нубийской возвышенности - холмистой местности, где Нил сильно изгибается, неоднократно меняя направление своего течения. Здесь река протекает через кристаллические породы фундамента Сахаро-Аравийской плиты . Регион характеризуется сейсмической активностью .

Иллюстрации


Напишите отзыв о статье "Пороги Нила"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пороги Нила

– Но ты ведь меня и вправду обрадовала! – искренне возразила я. – Это просто из-за них...
– А ты скоро придёшь опять? Я соскучилась... Так неинтересно одной гулять... Хорошо бабушке – она живая и может ходить куда хочет, даже к вам....
Мне стало дико жаль эту чудесную, добрейшую девчушку...
– А ты приходи когда захочешь, только когда я буду одна, тогда нам никто не сможет мешать, – искренне предложила я. – А к тебе я скоро приду, вот только кончатся праздники. Ты только подожди.
Стелла радостно улыбнулась, и снова «украсив» комнату сумасшедшими цветами и бабочками, исчезла... А мне без неё сразу стало пусто, как будто она унесла с собой частичку радости, которой был наполнен этот чудесный вечер... Я посмотрела на бабушку, ища поддержки, но она о чём-то очень увлечённо беседовала со своей гостьей и на меня никакого внимания не обращала. Всё опять вроде бы встало на свои места, и снова всё было хорошо, но я не переставала думать о Стелле, о том, как она одинока, и как несправедлива иногда почему-то бывает наша Судьба... Так, пообещав себе как можно скорее вернуться к своей верной подружке, я опять полностью «возвратилась» к своим «живым» друзьям, и только папа, очень внимательно целый вечер за мной наблюдавший, смотрел на меня удивлёнными глазами, как будто сильно стараясь понять, где же и что же такое серьёзное он со мной так обидно когда-то «проморгал»...
Когда гости уже начали расходиться по домам, «видящий» мальчик вдруг начал плакать... Когда я его спросила, что же такое случилось, он надул губки и обиженно произнёс:
– А где зе девоська?.. И миска? И бабосек нету...
Мама лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав, никак не желающего с нами прощаться, второго сына, ушла домой...
Я была очень расстроена и очень счастлива одновременно!.. Это было впервые, когда я встретила другого малыша, у которого имелся похожий дар... И я дала себе слово не успокоиться, пока не удастся убедить эту «несправедливую» и несчастную маму, каким по-настоящему огромным чудом являлся её малыш... У него, как и у каждого из нас, должно было оставаться право свободного выбора, и его мама не имела права это у него отнимать... Во всяком случае, до тех пор, когда он сам начнёт что-то понимать.
Я подняла глаза и увидела папу, который стоял, оперевшись на дверной косяк, и всё это время с большим интересом за мной наблюдал. Папа подошёл и, ласково обняв меня за плечи, тихонечко произнёс:
– Ну-ка пойдём, ты расскажешь мне, за что это ты здесь так горячо воевала...
И тут же мне стало на душе очень легко и спокойно. Наконец-то он всё-всё узнает и мне больше никогда не придётся ничего от него скрывать! Он был моим лучшим другом, который, к сожалению, не знал даже половины правды о том, в чём по-настоящему заключалась моя жизнь... Это было нечестно и это было несправедливо... И я только сейчас поняла, как странно было всё это время от папы скрывать мою «вторую» жизнь только лишь потому, что маме казалось – папа не поймёт... Я должна была дать ему ещё раньше такой шанс и теперь была очень рада, что могу это сделать хотя бы сейчас...