Потеря интереса к учебе. Я совсем потерял интерес к учебе. Почему подростки становятся «трудными»

Перегрузки у подростков

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

  1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова
  2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма
  3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки
  4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей
  5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

  1. На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками
  2. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием)
  3. Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.
  4. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
  5. У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения
  6. Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Если ребенок потерял интерес к учебе

Нередко родителям подростков приходится слышать от своих повзрослевших детей: «Не хочу учиться!». Ребенок теряет интерес к учебе и больше времени уделяет играм и развлечениям. Вследствие чего его успеваемость в школе заметно снижается, а в дневнике все чаще появляются тройки и двойки.

Что делать в такой непростой ситуации? Рассказывать, что без образования для человека закрыты многие пути в жизни? Сидеть с ребенком вечерами над учебниками или нанимать дорогостоящих репетиторов? Ругать или взывать к совести? Кажется, еще вчера ваш малыш с радостью бежал в школу и получал одни пятерки, а сегодня, когда он стал старше, учеба перестала его интересовать. Причины, по которым у подростка пропадает интерес к учебе, могут быть самыми разными, но все-таки чаще всего психологи объясняют это происходящими в его организме бурными изменениями.

Вступающий на путь взросления ребенок нередко теряет интерес к тому, чем еще вчера с увлечением занимался. Вспомните свое детство, как от раскрасок вы постепенно переходили к куклам, затем начинали интересоваться школьными дискотеками, ну а потом уже и мальчики вам воспринимались не только как объект для игр.

Кроме того, ваш ребенок стремится ощущать себя взрослым, а школа в его сознании ассоциируется с опекой. Поэтому, прежде чем заводить с подростком разговор о его успеваемости, родители должны осознать, что перед ними уже не тот послушный и почти совсем соглашающийся мальчик, для которого их мнение было едва ли не истиной.

Сегодня, когда он переживает сложный этап становления личности и почти все подвергает сомнению, на него не подействуют те же методы воспитания, что и раньше. Следовательно, монологи с позиции «Я старше тебя и поэтому знаю, как надо поступать и что делать» не только не дадут желаемого результата, но могут даже отдалить подростка от вас.

Главная задача в этот период - установить с ребенком контакт на основе доверия. Какое-то время постарайтесь не заострять внимания на его успеваемости. Больше интересуйтесь, с кем он дружит, чем заполняет досуг, какие у него отношения с одноклассниками?

Другими словами, попытайтесь раскрыть для себя его внутренний мир. Только после того, как между вами установятся доверительные отношения и вы станете для подростка авторитетом, можно заняться и школьными оценками. Итак, вы добились основного - стали другом своему ребенку. Он не только прислушивается, но и считается с вашим мнением. Но это вовсе не означает, что он только ради вас станет послушным учеником. Ваш следующий шаг - ненавязчиво и без давления формировать мотивацию к учебе.

Это значит - определить цель, ради которой ему следует учиться. Попытайтесь, например, выяснить у своего ребенка, кем бы он хотел стать, и, отталкиваясь от этого, расскажите подростку, каким объемом знаний он должен обладать, чтобы добиться желаемого. Полезно в этой связи покупать дополнительную литературу по интересующим его вопросам и как можно больше говорить с ребенком на темы, входящие в круг его увлечений. При этом постарайтесь показать подростку, что, чем больше он знает, тем более интересным собеседником становится.

Побольше проводите время со своим ребенком за беседами на всевозможные темы, тем самым развивая у него логические способности и пробуждая интерес к знаниям.

Подобная тактика не только укрепит ваши с ним отношения, но и поможет ребенку почувствовать вкус к знаниям. Но в то же время будьте терпеливы, не ожидайте немедленных успехов. Если заметите, что подросток «топчется» на месте, говорите ему, что у него все получится.

Как бороться c прогулами вашего ребенка? Запрещать - бесполезно, потому что проконтролировать ребенка сложно. Почему бы не предложить ему следующее: он ходит в школу, не пропускает занятия, а уж если совсем невмоготу идти, пусть денек посидит дома, а вы напишете ему записку. Но договоритесь с ним сразу, чтобы он не злоупотреблял вашим доверием. Если у ребенка будет возможность остаться дома с вашего согласия, то у него пропадет желание прогуливать. А вы старайтесь не ослаблять контроль.

Почему подростки становятся «трудными»?

Как часто родители обращаются с такой проблемой – подросший сын или дочка абсолютно не хотят учиться. «Что хотите со мной делаете – не буду учиться» - заявляет очередной «трудный» подросток. Что же делать? Прежде всего, необходимо понять причину снижения интереса к учебе. За разнообразием причин есть одна фундаментальная. И объясняется она самой природой подросткового возраста.

В начальной школе мотивация учебы - «быть хорошим». Для мамы, для учительницы. Взрослая мотивация - «я должен это неинтересное выучить, чтобы потом...» появляется в лучшем случае лет в 15. С 10 до 15 – провал. Именно в этот период познавательный интерес подростка перенаправляется с учебы на познание себя, как личности и осваивание способов жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. В этом возрасте подросток постигает две чрезвычайно важные науки: он учится понимать себя и понимать других. И это главная задача подросткового периода.

Как ни парадоксально звучит – но тревогу надо бить как раз в случае, если этого не происходит. И сын или дочка, вместо того, чтобы бежать гулять с я – просиживает все вечера перед компьютером или книгой.

Конечно, есть ситуации, когда интерес к учебе настолько падает – что это грозит дальнейшему обучению. В этой ситуации возможно, к выше названной причине добавляются еще «отягчающие» обстоятельства. Например, разочарование в учителях. К этому возрасту, ребенок уже снимает розовые детские очки и видит взрослых во всей красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности.

Или - сложные отношения внутри семьи. Трудно представить, что в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учился бы нормально. Когда нет дружбы, понимания, доверия - в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками дочери или сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой.

Сильная перегрузка тоже может быть одним из «отягчающих» обстоятельств. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям.

А может быть – это и конфликты с одноклассниками или учителями. Вряд ли Вы продолжали бы ходить на свою работу, если бы Вас там ругали, оскорбляли и даже били.

В любом случае, если оценки ребенка «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. И тут закон прост: если у нас есть ресурсы на то, чтобы разобраться в интересах взрослеющего подростка (в том, что нужно ему), у него найдутся ресурсы разобраться в наших интересах (в том, что нужно нам).

Подростки - это уже не маленькие дети, а взрослеющие личности. Поэтому мы и решили создать отдельный раздел для того, чтобы и родители могли задавать вопросы о своих детях-подростках, и сами подростки имели возможность разобраться в сложных на данный период для них ситуациях.

Так что при возникновении потребности получить краткий ответ на свой вопрос, относящийся к теме «Подростки», пожалуйста, удовлетворяйте её здесь, на нашем блоге в форме комментариев и не забудьте подписаться на обновления по e-mail, поставив галочку ниже. Как только ответ на Ваш вопрос будет опубликован, мы отправим Вам письмо с уведомлением и ссылкой на соответствующую страницу блога.

В случае необходимости более подробной консультации, обратитесь, пожалуйста, к нам за индивидуальной консультацией. Выход из любой сложной ситуации всегда есть и эффективное решение реально найти! Вместе мы сможем Вам помочь!

Психологическая служба Центра «Диалог»

Причиной неуспеваемости большинства российских школьников и студентов является отсутствие интереса к учебе. И никакие уговоры родителей, наказания, беседы с учителями и директором не могут вернуть желание сесть за учебники и конспекты. Психологи говорят о том, что «метод кнута» никак не мотивирует к учебе, а лишь наоборот, формирует четкую причинно-следственную связь «не хочешь делать, как все, будешь наказан». Поэтому педагоги и воспитатели всего мира сходятся во мнении, что лучший способ вернуть интерес к учебе - не заставлять, а мотивировать.

Помните о цели

Многие родители и педагоги делают ошибку, говоря подростку, что учеба – главная цель в жизни. На самом деле все выглядит несколько иначе. Учеба как процесс не является целью. Это лишь действие, которое ведет к достижению главного результата: успешной карьеры, высокой заработной платы и социального статуса.

Поэтому школьнику необходимо определиться сразу, что он хочет получить в итоге. Если цель заключается в получении желаемой и высокооплачиваемой работы, то без учебы никак не обойтись. А если такого желания нет, то можно уже сейчас занимать место в очереди на получение пособия по безработице.

Подросток, который научился ставить цели и достигать их, и сам поймет, что имея солидный багаж знаний, он обладает конкурентным преимуществом на рынке труда. И вероятность того, что компания выберет именно его из тысяч других, довольна высока. Поэтому главным мотивирующим фактором должно стать достижение конечной цели.

Быть первым

Школьный класс или студенческая аудитория – это в первую очередь коллектив, где каждый ученик/студент является его частью. Взаимодействие коллектива можно представить в виде часового механизма, где каждая отдельная шестеренка приводит в движение систему деталей и частей единой системы. И если где-то случается поломка, то нарушается цикличная и слаженная работа всего механизма.

Так и в учебе. Если ученик не справляется с учебой, то, скорее всего, и общий показатель успеваемости в классе будет падать. Чтобы вернуть желание учиться и сформировать ответственность за результаты не только перед собой, но и перед всей группой, полезно проводить коллективные интеллектуальные игры. Это позволит снова почувствовать себя частью единой команды и стремиться достичь как личностных, так и коллективных результатов.

Материальный интерес

Сильным мотивирующим фактором для школьника являются деньги. Причем поощрять хорошие отметки в школе могут не только родители. Сегодня в России действуют несколько как государственных, так и частных благотворительных фондов, которые выплачивают стипендии школьникам, показывающим отличные результаты в учебе, являющимся неформальными лидерами в классах и помогающим одноклассникам «подтянуть» успеваемость по тому или иному предмету. Хотите иметь собственные деньги – начинайте учиться.

Дисциплина

Демотивируют школьников и личные увлечения. К примеру, компьютерные игры или социальные сети. Если время, проведенное перед монитором компьютера, превышает три часа, то пора изменить вид деятельности: сделать небольшую физическую разминку, прогуляться по улице, выпить чашку чая или заняться другим полезным делом.

Если же зависимость от клавиатуры и мышки уже довольно сильная, то можно обратиться к школьному психологу. Помните, что подростки, одержимые компьютерными играми и серфингом в социальных сетях, чаще склонны к возникновению депрессии, затруднению в общении со сверстниками и в два раза чаще совершают попытки суицида.

Усталость

Сегодня такое психологическое расстройство, как «синдром профессионального выгорания», чаще диагностируется у работающих людей. Однако выгорание также присуще школьникам и студентам. В такие моменты подросток чувствует апатию, замыкается в себе, теряет интерес к учебе. Чтобы этого не произошло, необходимо разнообразить свое времяпрепровождение. К примеру, занятия спортом, увлечения и хобби могут стать отличной профилактикой выгорания.


В заключение хотелось бы добавить, что потеря интереса к учебе – дело временное, и скорее всего через некоторое время процесс обучения вновь сможет втянуть школьника. Однако поддерживать его интерес к образованию должны также родители и учителя. Если подросток ощущает незаинтересованность взрослых в этом вопросе, то и сам вскоре проникается безразличием к происходящему.

Если умный ребенок, прежде учившийся исключительно на "хорошо" и "отлично" начинает приносить из школы одну "двойку" за другой, чаще всего родители реагируют двумя способами. Либо обвиняют "скатившегося" ученика в лености и наказывают (запрещают пользоваться компьютером или планшетом, смотреть телевизор), либо пытаются исправить ситуацию обещаниями всяких благ за "нормальные оценки" и нанимают репетиторов.

Психологи и педагоги призывают родителей не спешить с выводами, репрессиями и посулами, а успокоиться и подумать, в чем причина неуспеха. Возможно, ребенок попал в ситуацию, в которой обречен на неудачу. И бороться с неуспехами в учебе надо совершенно другими способами. Профессионалы выделили шесть основных причин, из-за которых ученик просто не может справиться с трудностями в школе.

Сделал все правильно - опять двойка

Многие школьники, да и взрослые тоже, просто не умеют читать. Это не просто технический навык, позволяющий превратить напечатанные на бумаге знаки и символы в текст. За каждым словом должен возникать образ. И главный результат чтения - хоть книги, хоть условий задачи по математике - не устное воспроизведение письменной речи, а возникновение в голове цепочки образов. Именно с этим у многих возникают проблемы. Из-за чего они появляются? Кто-то грешит на книжки с картинками, не оставляющими простора для фантазии малыша, кто-то - на засилие мультиков. Ребенок при этом может вполне грамотно писать, до определенного момента вполне успешно учиться по всем предметам, но однажды задания становятся чуть сложнее и для их успешного выполнения "поверхностного чтения" уже оказывается недостаточно. Из-за этого школьник просто не понимает, что от него требуется. И, как следствие, не может дать правильный ответ.

Очень часто на вопрос "Любишь ли ты читать книги?" ребенок с такой проблемой отвечает, что ему "скучно". А скучно ему именно из-за того, буквы механически складываются в слова, не формируя образов и упуская сюжеты. Такие дети часто могут очень подробно пересказать содержание мультфильма или передачи, но не могут ответить на вопрос о причинах поведения героя, если только они не были разжеваны авторами.

Что делать? Учить читать по-настоящему. Это можно делать в любом возрасте. Психолог Александр Лобок советует такую технику. Надо взять подходящую ребенку по возраст книжку. Для малышей - сказки, для подростков - хоть учебник по физике. И читать им ее вслух, обрывая предложения на середине. А дальше дети должны сами домыслить возможную фразу. Причем угадывать каноническое продолжение совершенно не обязательно, хотя правильный ответ, конечно, в конце концов надо сообщить. Важнее другое - поиграть со словом, на котором оборвалось повествование. Понять, что оно может значить, какие смыслы несет. В результате у ребенка сформируется навык полноценного восприятия слова, и проблема постепенно будет решена.

Никак не получается

Столкнувшись с трудной задачей, ребенок сразу "пасует", даже не пробует с ней справиться. Любая ситуация, в которой не гарантирован успех, начинает пугать ребенка, забирая силы, нужные для того, чтобы с ней справиться. Очень часто с этим сталкиваются отличники, которые поначалу благодаря собственной сообразительности или хорошему общему развитию со всем справлялись играючи, а потом сложность заданий повысилась, и разделываться с ними так же влет уже не удается.

Что делать? Самое главное - поддержать веру ребенка в собственные способности и в спокойной обстановке просто разобрать еще раз (возможно, и не один) то, что вызвало сложности. Скорее всего, ребенок просто упустил какой-то важный нюанс. Но самое главное - по-настоящему поверить в своего ребенка. Любую неискренность он тут же считает - это особенность детского восприятия. А для школьника вера в него родителей - необходимая составляющая успеха.

Ничего не понимаю

Еще одна типичная проблема: в целом успевающий ребенок не может разобраться с какой-то темой или испытывает трудности с одним предметом. Почему так происходит? Обучение в школе - череда взятий вершин, преодолений сложностей. Некоторые из них удается взять с первого раза. Другие - только с третьего или с пятого.

Что делать? Принять за истину, что у каждого человека своя скорость обучения, свои особенности восприятия новой информации. Далеко не всегда быстрая обучаемость - показатель большого ума. Альберт Эйнштейн, Андрей Сахаров - оба великих физика не успевали постигать школьный курс в одном темпе со своими одноклассниками. Задача родителей не превратить ребенка в загнанную лошадь, а помочь качественно усвоить весь материал. Поэтому любая агрессия со стороны взрослых будет только ухудшать ситуацию. Иногда может быть целесообразным подключить репетитора, чтобы тот снова объяснил неосвоенный на уроке материал.

Не хочу учиться

С одной стороны, состояние вполне понятное: кто сам, по доброй воле, захочет вставать рано утром, тащиться с ранцем в школу, сидеть там на уроках, получать "двойки" и замечания от учителей, а потом еще и мучиться до глубокой ночи с "домашкой"? И, главное, никакой радости, сплошная обязаловка. "Школа - такое место, где детям отвечают на вопросы, которые они не задавали", - утверждает известная поговорка. В какой-то момент это начинается надоедать.

Что делать? Разобраться в ситуации и, в первую очередь, в своем родительском поведении. Ребенок, да и подросток, об всем этом, в принципе, думать не должен. Просто потому, что детство - время подвигов. Подвиг познания - один из них. Каждый день ступать на новую территорию, решать новые проблемы и задачи - это все должно приносить радость.

Но происходит так только при одном очень важном условии - если рядом есть взрослые, которые эти подвиги видят и понимают. Если мама и папа считают, что "пятерка" - единственная нормальная оценка" и воспринимают каждые "пять баллов" как нечто само собой разумеющееся, а за все другие отметки ругают, то у школьника просто не будет сил для новых подвигов. Ведь чтобы совершить каждый из них, нужны серьезные усилия. И вот тогда любое желание учиться отпадает. Поэтому хвалите своих детей за все успехи. Поймите, что каждый день ребенка в школе - опыт первопроходца. И любое преодоление трудностей - уже большое достижение ученика.

Зачем учиться, если есть компьютер, который все умеет

Это еще один способ ухода от учебных трудностей. С компьютером все легко - нажал на кнопку и получил искомое. Думать не надо, напрягаться - тоже. Техника, кажется, сама все знает. И для родителей, а особенно - для учителей, компьютер превращается в конкурента. Человек зачастую проигрывает машине и тогда ребенок уходит от всех жизненных проблем в виртуальную реальность.

Что делать? Самое неудачное решение - это запретить гаджеты. Надо сделать так, чтобы реальная жизнь и в том числе учеба ребенку была интересней и приносила больше удовольствия, чем сидение за компьютером. При всех своих достоинствах новые технологии не в силах заменить радости живого человеческого общения, дать любви и заботы. И на этом могут и должны сыграть родители. А вот учителю придется каждый день доказывать, что он интереснее интернета. Такая уж у него работа.

При этом исключать компьютеры из обихода совершенно необязательно и даже вредно. Во-первых, как показывают многие исследования, даже игры, на них тратится разумное время, приносят пользу и помогают развитию. Во-вторых, гаджет - это всего лишь интструмент. И его можно использовать как инструмент познания. Самое главное - правильно поставить задачу. Если учителя не справляются, делать это придется самим родителям.

Вообще ничего не хочу

Большинство детей, которых приводят к психологам с этой проблемой, страдают от одного и того же. Их родители - люди, неуверенные в себе или несостоявшиеся. Они живут не той жизнью, о которой мечтали, и переносят собственные ожидания и незавершенные стремления на детей по принципу "Я не смог стать счастливым, а тебя заставлю!". Разумеется, этот путь никогда не приводит к успеху.

Что делать? Маме и папе надо для начала пересмотреть собственное отношение к себе и к жизни. И потом разобраться, чего же они хотят от своего ребенка. А потом принять, что их сын или дочка - самостоятельная личность со своими склонностями, интересами, устремлениями и желаниями. Ребенок имеет полное право быть собой и жить своей жизнью. Если же родители начинают ломать потомка "через колено" и навязывать свои представления о занятиях, интересах и увлечениях, - это верный путь к психозам и депрессиям.

Что-то случилось с нашими маленькими школьниками – дети не хотят учиться, стали быстрее утомляться, чаще появляется плохое настроение и беспочвенные капризы, апатия и сонливость зачастили в гости, постоянные простуды не дают житья. А в тетрадках – Боже мой! – нелепые и глупые ошибки и описки. А почерк, некогда бывший вполне приличным – это и вовсе отдельная печальная история! “Весна… – вздыхаем мы – витаминов мало, организм растёт, перестраивается – гормоны дают о себе знать, да и запутанная сложность школьных программ зашкаливает – откуда тут нормальному самочувствию и состоянию взяться?” Это точно, песня про первый класс, который “вроде института”, перестала уже давно быть шуткой и стала всеобщим родительским стоном.
Спорить трудно, всё это действительно имеет место быть – и весна с витаминами, и программы с интегралами, и гормональные изменения в растущих организмах. Но ведь весеннему школьному “авитаминозу” подвержены далеко не все дети, у некоторых вполне хватает “пороха в пороховницах” добраться до летних . И дети вроде бы одного возраста, и программы одинаковые, а параллельный класс выглядит совершенно иначе.
И тут из тени появляется личность учителя, как же много от неё зависит! Что для него становится важнее – годовые контрольные, мониторинги, отчёты, оценки, результаты или своевременное и плавное развитие подопечных? Не всегда учителю хватает умения чувствовать, верно оценивать ситуацию, умения разряжать атмосферу и быстро собрать коллектив, не всегда достаёт чуткости и способности отказаться от каких-то вещей в пользу гармонии.

Думается, тут дело не только в профессионализме и опыте, а кое в чём другом, но темой для важного разговора станет именно сама ситуация: когда учитель учит “напролом”, оглядываясь и принимая во внимание лишь показатели и нормы, а не живых маленьких людей.

Что делать родителям? Мы не будем обсуждать радикальные меры, как перевод в другую школу или другой класс. Поразмышляем о том, как родители могут помочь своим маленьким ученикам избежать стресса, сохранить своё здоровье и – что тоже немаловажно! – желание учиться. Очень важную роль играет здесь родительский настрой. Как говорится: “если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней”. Попробуем увидеть положительное в создавшейся проблеме и преодолеть её по возможности легко и с юмором.

Совет первый: “Я – воздушный шарик”. Лёгкий и полётный, который не улетает от проблем, а парит НАД ними (при этом видит, замечает мелочи и решает задачи – легко и играючи). Это мантра для мамы! Большими красными буквами на холодильнике или над кроватью: “школа – это только ЧАСТЬ жизни!” Не стоит слишком зацикливаться на ней! Образование – безусловно, важная, ответственная, совершенно необходимая вещь. Но пока ещё ни одна образовательная программа не сделала “ножку маленькой, душу большой”, а ученика здоровым и счастливым. Это не самое главное, хоть и важная часть жизни – мама должна именно это транслировать ребёнку, а не трагедию, страх, уныние и вселенскую скорбь. Всё почти как во время беременности: мама напрягается – напрягается ребёнок, мама раздражается и пугается – раздражается и унывает ребёнок, мама досадует – а ребёнок уже не в состоянии справиться с этим шквалом эмоций, у него более уязвимая нервная система, чем у мамы, поэтому ему становится всё равно: желание перерастает в нежелание, появляется апатия (лень, говоря нашим родительским языком), отвращение к учёбе, а потом, как защитная реакция, и проблемы со здоровьем. Поэтому ищем в себе (в себе!) лёгкость и юмор – это совсем не значит, что мы уходим от реальных сложностей и проблем.

Совет второй: “Мы с тобой из одного футбольного клуба!” А раз мы – одна команда, значит, преодолеем все сложности. Важный момент – мы не противопоставляем себя вместе со школьными предметами ребёнку. Наоборот: мы “болеем” за ребёнка, вместе с ним выступаем против этих “занудных” правил (но ведь в них есть смысл – простим им это занудство!), вредных примеров и каверзных задач. И обязательно победим их! Такой настрой придаст ребёнку гораздо больше силы и уверенности, чем привычная установка разъясняющего и поучающего взрослого.

Совет третий: “Постоим на голове!” Иногда дело заходит настолько далеко, что уже сам вид школьного стола с белеющей на нём тетрадкой наводит тошнотворное уныние на ученика. Это включается ассоциативная память, шепчущая: “от этой картинки не жди ничего хорошего”. Значит, пришло время разнообразить ассоциативный ряд, поменять угол зрения и декорации. Сядьте делать какие-то уроки на диван или на пол, не пишите примеры в тетрадке, а выкладывайте их из карточек, спичек, орехов. С книгой для чтения переселитесь на балкон или вообще в парк. Приёмы смешные и нелепые на первый взгляд, но очень может быть, что станет легче, и рабочее место перестанет восприниматься как каторга и навевать тоску.

Совет четвёртый: “Отдохнём!” А лучший отдых, как известно – это смена деятельности, настолько частая, насколько это необходимо для ребёнка. Чередуем умственные, подвижные, сидячие, творческие занятия, возвращаемся к непонятному и нерешённому после подобного перерыва. Есть потребность это делать после каждого задания? Значит, пока так. Со временем ребёнок сможет концентрировать внимание на одном виде деятельности дольше. Кстати, прекрасная разрядка – это помощь по дому. Часто родители школьников стараются оградить чадо от домашних дел, считая это лишней нагрузкой. Напрасно! Конечно, всё хорошо в меру. Например, протереть пыль, вымыть пару тарелок, выстирать свои носки – на бедную Золушку этот набор ну никак не тянет, времени занимает немного, маме помощь, а ребёнку – радость от помощи маме плюс перерыв.

Совет пятый: “Человек – существо творящее”. Это его естественное состояние. Всячески поддерживаем детское творчество, хобби, увлечения – не путать с развлечением. Впрочем, приятные мелочи в разумных количествах, помогающие отвлечься и переключить внимание – милые покупки, поход кафе, шарики, мороженое, аттракционы – это, возможно, тоже иногда неплохо, подобные “конфетки” дарят на какое-то время хорошее настроение и эмоциональную разрядку. Но речь идёт именно о творчестве, тут совершенно другой принцип: творить – значит отдавать: свою энергию, силу, мысли, идеи. Причём, делать это с радостью и удовольствием (раз человек увлечён – то это подразумевается само собой). А чем больше отдашь, тем больше получишь – закон Природы, справедливый и незыблемый. Увлекается ребёнок чем-то – отлично! Поддерживаем и не боимся нанести ущерб учёбе. Бывает, что родители, когда есть какие-то неполадки в школьной жизни ребёнка, запрещают сыну или дочери посещать любимый кружок или студию, надеясь, что запрет сподвигнет школьника на учебные подвиги. Грубая ошибка! Не только не сподвигнет, но и лишит возможности самовыражения и разрушит доверие к родителям.

И совет напоследок, то, о чём мы подумали в самую первую очередь: “Ночь, улица, фонарь, аптека”. В нашем случае: “прогулка, полноценное питание, здоровый сон, витамины”. Поддержать не только боевой дух и настрой, но и тело нашего школьного “воина” тоже нелишнее. О здоровом образе жизни и разумном режиме написаны трактаты, поэтому не будем останавливаться на столь очевидных вещах.

Будем надеяться, что эти советы помогут справиться с весенней школьной “депрессией”. Начинаем с себя (как, впрочем, и в любом другом деле) и помогаем настроиться на нужный лад маленькому ученику. И тогда все школьные проблемы нам будут нипочём!

Ответ психолога.

Здравствуйте!

Насколько я понял, в общем-то Ваша жизнь вполне даже ничего себе! Учитесь, любите, есть телек, есть возможность съесть что-нибудь вкусненькое....
Но есть при этом некое чувство недовольства собой. Есть ощущение усталости и бессмысленности, есть даже что-то, похожее на депрессию.
Это может быть и эмоциональным выгоранием, эффектом демотивированности в силу переутомления, несоответствия количества усилий полученному результату. Даже возможно, это некий формат детской "возвратной рефлексии", то есть, когда ребенку хочется всего и сразу, надоело быть взрослым, хочется побыть слабеньким и капризным, беззащитным и зависимым.... Ну, бывают у нас такие периоды. Ничего страшного! Все их переживают и Вы переживете!
В качестве понятной и яркой метафоры я могу Вам еще предложить вот такую формулу, хорошо знакомую, но не очень понимаемую:
" ОГОНЬ, ВОДА и МЕДНЫЕ ТРУБЫ".
Это этапы, периоды, которые мы переживаем постоянно:
Огонь, когда мы пылаем энтузиазмом, боремся, сражаемся, осваиваем новое, воплощаем что-то, воюем и т.д.
Вода. Вот, мы достигли, согрелись, добились и... И, вроде как, начинается нормальная жизнь. Все само идет, само течет, и нам вроде бы комфортно. Но через какое-то время, у нас начинается дискомфорт! Мы перестаем ощущать явную динамику. Нам кажется, что мы "в потоке". Как в воде: сами не плывем, а нас просто несет течение!
В особо трудных ситуациях, кажется, что вообще нет никакого движения.
Пробовали ходить под водой? Это безумно трудно! Это много усилий и мало эффективности!
Это реально трудный период!
А иногда эта вода может превратиться в лед! И тогда вообще никакое движение не возможно. Да. Для этого периода характерны ощущения бессмысленности, демотивации, утраты радости и полноты жизни, пассивности и даже апатии!
Но и это проживается. И этот период заканчивается.
После будут уже медные трубы! Мы становимся сильнее и мудрее, устойчивее и спокойнее. Мы готовы к следующему этапу жизни!
Что можно делать в период "воды":
- думать, соображать и учиться, нарабатывать новые навыки и умения, расширять чисто человеческие компетенции (заниматься полезными повседневными делами, заниматься благотворительностью в любом виде, уделять внимание родным и близким, повышать ресурс терпеливости и терпимости)
- заниматься собой, самосовершенствованием и самопознанием.
- пересмотреть жизненные планы, ценностные ориентиры, позиции и установки. Может быть, пришло время сформировать новые ценности и отказаться от старой системы?
Дайте себе возможность отдохнуть от всего. Нр отдых бесконечно длить нельзя, иначе он перестает быть отдыхом! Поставьте себе "мысленный будильник", отдохните на полную, но по "звонку" начинайте действовать! Радикальных изменений сразу не нужно- это будет лишнее. Но постепенно Вы будете вносить коррективы в привычный жизненный уклад! Постепенно изменится многое.
И неудовлетворенность собой и жизнью сменится ощущением и видением новых перспектив и горизонтов!
И последнее... Купите витамины (например, Берокку) и попейте дней десять - четырнадцать. Прямо вот таким курсом.
Это не будет лишним!
Держитесь. Все будет хорошо.