Повесть страшная месть гоголь читать краткое содержание. Николай гоголь - страшная месть. Два эпических уровня произведения, две традиции

Даниил Бурульбаш приехал из хутора в Киев на свадьбу. Вдруг один из казаков обернулся на какое-то бусурманське чудовище.

Колдун, колдун... - зашумели все.

А когда на лодке по Днепру поплыли, страшное зрелище вдруг увидели казаки: мертвецы поднимаются из могил.

Как услышала о колдуна Екатерина, жена Даниила, начали ему сниться странные сны: будто ее отец есть тот самый колдун. И он требует от нее, чтобы она его полюбила, а от мужа отказалась.

Отец Екатерины действительно странный человек по мнению казаков: водки не пьет, не ест свинины, всегда мрачный. Они с Данилой даже подрались - сначала на саблях, а затем раздались выстрелы. Данила были ранены. Екатерина, заклиная маленьким сыном, помирила отца с мужем.

Но Даниил, начал следить за стариком. И недаром. Он увидел, как тот ночью ушел из дома, превратился в чудовище в бусурманському яркой одежде. Колдун вызвал душу Екатерины. Возраст требовал от нее любви, но душа была непреклонна.

Даниил засадил колдуна в подвал за решетку. Не только за колдовство, но и за то, что он замышлял плохое против Украины.

Екатерина отреклась от отца. Коварный колдун уговаривает дочку отпустить его. Он клянется, что станет монахом, что будет жить по законам Божьим.

Послушала Екатерина отца, открыла дверь, он сбежал и снова начал творить беда. Даниил не догадался, кто освободил колдуна. Но охватили казака недобрые предчувствия скорой смерти, он завещал жене следить за сыном и отправился в жестокую драку с ляхами. Там и погиб. И как будто кто-то в бусурманському одежде со страшным лицом убил его...

Екатерина после гибели мужа сошла с ума, распустила косы, танцевала полуобнаженная, что-то пела. До хутора приехал человек, который начал рассказывать казакам, что воевал вместе с Даниилом и был его лучшим другом. Еще говорил, мол, Бурульбаш завещал ему: если погибнет, пусть друг возьмет его вдову за женщину. Услышав эти слова, Екатерина закричала: «Это отец! Это мой отец-колдун!» Мнимый друг обернулся на бусурманскую чудовище, выхватил нож и зарезал сумасшедшую Екатерину. Отец зарезал дочь!

Не имел колдун после того страшного поступка покоя, скакал он конем Карпатскими горами, встретил святого схимника - и убил его. Словно что-то грызло того проклятого, ад и разрывало, он уже не знал, что его заставляет двигаться. И вот на вершине горы увидел неистовый беглец огромного всадника. Всадник тот подхватил грешника своей могучей десницей и задавил. И уже мертвый мертвыми глазами увидел колдун страшное зрелище: множество мертвецов, похожих лицами на него. И они стали его грызть. А один был такой большой, что только шевельнулся - и произошел в Карпатах землетрясение.

А почему все это произошло? Об этом сочинил песню старый бандурист. Когда два товарища, Иван и Петр, воевали с турками, Иван взял в плен турецкого пашу. Король Стефан наградил Ивана. Тот отдал половину награды Петру, который начал завидовать и решил отомстить. Он столкнул Ивана вместе с конем и маленьким сыном в пропасть.

На Божьем суде потребовал Иван, чтобы все потомки Петра не знали на земле счастья, а последний в роде оказался худшим, вором. Таким вором, чтобы все мертвецы после смерти грешника грызли его, а Петр был бы таким большим, что грыз бы от ярости самого себя.

Так и случилось.

А Иван обернулся странным рыцарем-всадником, сидящим на вершине Карпат и смотрит на свою страшную месть.

Николай Васильевич Гоголь

Страшная месть

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.

Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, - как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков - никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак - старик.

Это он! это он! - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! - И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.

Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.

Что это за колдун? - спрашивали молодые и небывалые люди.

Беда будет! - говорили старые, крутя головами.

И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.

На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.

Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорого́ю и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен.

Посереди Днепра плыл дуб. Сидят впереди два хлопца; черные козацкие шапки набекрень, и под веслами, как будто от огнива огонь, летят брызги во все стороны.

Отчего не поют козаки? Не говорят ни о том, как уже ходят по Украйне ксендзы и перекрещивают козацкий народ в католиков; ни о том, как два дни билась при Соленом озере орда. Как им петь, как говорить про лихие дела: пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба и черпает воду; пани их Катерина тихо колышет дитя и не сводит с него очей, а на незастланную полотном нарядную сукню серою пылью валится вода.

Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те - не горы: подошвы у них нет, внизу их как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга - не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц.

Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою.

Что, моя молодая жена, моя золотая Катерина, вдалася в печаль?

Я не в печаль вдалася, пан мой Данило! Меня устрашили чудные рассказы про колдуна. Говорят, что он родился таким страшным… и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Слушай, пан Данило, как страшно говорят: что будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы. И на другой день находили мертвым того человека. Мне чудно, мне страшно было, когда я слушала эти рассказы, - говорила Катерина, вынимая платок и вытирая им лицо спавшего на руках дитяти. На платке были вышиты ею красным шелком листья и ягоды.

Пан Данило ни слова и стал поглядывать на темную сторону, где далеко из-за леса чернел земляной вал, из-за вала подымался старый замок. Над бровями разом вырезались три морщины; левая рука гладила молодецкие усы.

Не так еще страшно, что колдун, - говорил он, - как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла притащиться сюда? Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость, чтобы перерезать нам дорогу к запорожцам. Пусть это правда… Я разметаю чертовское гнездо, если только пронесется слух, что у него какой-нибудь притон. Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать. Однако ж, думаю, он не без золота и всякого добра. Вот где живет этот дьявол! Если у него водится золото… Мы сейчас будем плыть мимо крестов - это кладбище! тут гниют его нечистые деды. Говорят, они все готовы были себя продать за денежку сатане с душою и ободранными жупанами. Если ж у него точно есть золото, то мешкать нечего теперь: не всегда на войне можно добыть…

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Страшная месть. Будем рады, если вы прочтете эту книгу полностью.

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» изобилует фольклорными элементами. Эта повесть — одна из самых мрачных во всем цикле «Вечеров». Главному герою Данило Бурульбашу придётся столкнуться с ужасным родовым проклятием.

Гоголь «Страшная месть» – краткое содержание

Действие происходит на свадьбе сына Есаула Горобеца. На это торжество съехалось куча народу, среди прочих приглашенных и Данило Бурульбаш со своей красавицей-женой Катериной. По заведенному обычаю в дом, где проходит свадьба, есаул вносит святые образа. Внезапно народ в толпе замечает, как один из гостей превращается в безобразного старика и тут же исчезает. Старые казаки, бывшие на свадьбе, все как один утверждают, что исчезнувший старик — знаменитый колдун и его появление не сулит ничего хорошего.

Возвращаясь из Киева после свадьбы по Днепру, Бурульбаш с ватагой казаков видит развалины старого полуразрушенного замка, рядом с которыми расположено кладбище. И тут глазам путников открывается жуткая картина: из могил поднимаются мертвецы, пронзительно вопя: «Душно мне». Потрясенные казаки пытаются быстрее покинуть проклятое место, а Данило погружается в невеселые мысли — два плохих предзнаменования за прошедшие дни гнетут его. Приезд отца Катерины, угрюмого и жестокосердного человека, не добавляет поводов для веселья.

Приехав на хутор, Данило ссорится с тестем, когда тот в грубых выражениях спрашивает молодых, почему же они так поздно вернулись домой. Ссора доходит до точки кипения, оба казака выхватывают сабли и с минуты на минуту между ними разгорится бой. Только благодаря уговорам Катерины удаётся предотвратить поединок.

На следующий день молодой казак удивлен поведением тестя за столом, тот не ест галушек и свинины. Вечером Бурульбаш видит, как в полуразрушенном замке, стоящем на другом берегу реки, в одной из комнат зажигается свет. Терзаемый любопытством, молодой казак вместе с другом отправляется узнать, что случилось в замке. Они замечают, как в ту же сторону направляется и тесть.

Взобравшись на дерево, видит Данило чудную картину, как тесть превращается в колдуна, что недавно видывали на свадьбе у знакомых. С помощью заклинания вызывает он дух Катерины, а тот обвиняет чародея в убийстве матери. Потрясенный происходящим, Бурульбаш спешит к себе домой, чтобы рассказать жене о случившемся, но оказывается, она все это видела ночью во сне. Данило, убедившись в том, что его тесть якшается с нечистой силой, приказывает бросить его в подвал, и ждет колдуна неминуемая казнь.

На следующий день добросердечная Катерина, поддавшись уговорам отца, выпускает его из тюрьмы и сама тотчас падает в обморок от нахлынувшей дурноты.

Тем временем, на Малороссию нападают поляки, и Бурульбаш чувствует приближение скорой смерти, однако готов прийти на помощь родной земле. В кровопролитном сражении казаки побеждают поляков, а Данило в пылу сражения застрелен взявшимся невесть откуда тестем-чародеем.

После смерти мужа, убитая горем, Катерина живет в доме есаула Горобца, и каждую ночь ей снятся жуткие сны, в которых отец грозится убить её сына. В одну из ночей она действительно находит в колыбельке убитого младенца. От пережитого ужаса молодая женщина сходит с ума, необузданно пляшет с кинжалом, выкрикивая в адрес своего родителя проклятия. Насилу её удаётся успокоить, но теперь всем ясно — девушка тронулось умом. Изо дня в день ходит она с потухшим взором по дубраве и распевает грустные песни. В один из дней приходит к ней в горницу статный молодой человек, представившийся близким другом погибшего мужа. На некоторое время к Катерине возвращается разум и понимает она, что перед ней её отец. В гневе женщина бросается с ножом на чародея, однако злодей убивает родную дочь.
Тем временем киевский люд видит чудную картину — небеса развезлись и с Карпатских гор едет огромный богатырь, а рядом с ним паж-младенец. Чародей, замечая все это, в ужасе седлает коня и едет к киевскому монаху, уговаривая отмолить грехи. Схимник отвечает отказом и тогда душегуб в бессильной злобе убивает его. Движимый неодолимой силой, конь колдуна несет своего хозяина обратно к Карпатским горам.

Чародей видит перед собой богатыря из ночных кошмаров. Витязь берет его своей рукой и бросает в пропасть, а следом за колдуном устремляются и мертвецы. Появляется и самый большой мертвец, но он не в силах встать из могилы.
В заключение читатель узнает о двух братьях, Петре и Иване, которые долгое время жили душа в душу. Но случилось так, что Иван пленил знатного турка, а выкуп поделил поровну с братом. Но скупость Петра не имела предела, и он убил брата вместе с его сыном, а деньги забрал себе. Представ перед Богом, просит Иван на род брата наложить проклятие. Последний из их рода будет запятнан с головы до пят кровью жертв, и тогда свершится месть, появится Иван и низвергнет злодея в пропасть.

Аудиокнига «Страшная месть», слушать онлайн

“Страшная месть” – мистическая повесть, вошедшая в сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Произведение датируется 1831 годом. Изначально оно именовалось “Страшная месть, старинная быль”, однако в последующих изданиях часть названия была упразднена.

В повести красочно описывается украинский быт, обычаи, запорожское казачество. Рассказ изобилует образами из украинского фольклора. При прочтении становится очевидным влияние народных песен, притч и дум.

На свадьбу сына есаула Горобца приезжают казак – Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном. Празднование проходило вполне обычно, но как только отец вынес иконы, чтобы благословить молодоженов, один из гостей вдруг обернулся чудовищем и сбежал, испугавшись образов.

После этого случая внезапно объявляется отец Катерины, пропавший без вести много лет назад. Катерину начинают мучить ночные кошмары о том, будто колдун, сбежавший со свадьбы, и есть ее отец. Во снах он просит дочь отказаться от мужа и полюбить его. Своим странным поведением отец только подтверждает ее опасения: он ничего не ест и не пьет, кроме какой-то жидкости из бутыли, которую носит при себе. Казаки из-за этого тоже начинают подозревать что-то неладное.

В это время происходят зловещие явления: ночами из могил на старом кладбище стали подниматься мертвецы, вой которых говорил о страшных муках.

Разоблачение колдуна, смерть Данилы и сумасшествие Катерины

Между Данилом и тестем произошла ссора, которая привела к драке, однако Катерине удалось помирить мужа с отцом. Но Данило по-прежнему не доверял странному тестю и решил проследить за ним. И не зря. Однажды ночью казак заметил, что в заброшенном замке, которого все остерегались, загорелся свет в одном из окон. Он отправился к замку и увидел сквозь окно, как колдун, обернувшись чудовищем, вызывал душу Катерины и требовал, чтобы она полюбила его. Но душа была непреклонна.

Данило схватил тестя и заточил за решетку, укрепленную молитвами священника так, чтобы всякое колдовство в этой темнице было бессильным. Однако колдун, сыграв на чувствах дочери и пообещав, что пострижется в монахи, уговорил ее выпустить его. Данило не догадывается о том, кто освободил узника, а Катерина испытывает сильные переживания из-за своего поступка.

Тем временем пришли известия о нападении ляхов на хутор. Данило, одолеваемый предчувствием скорой гибели, отправился в бой, велев жене заботиться о сыне.

Интуиция не обманула казака. На поле брани Данило вдруг заметил в рядах противника своего тестя. Решив расправиться с колдуном, Данило устремился к нему, но колдун точным выстрелом убил зятя.

Катерина, получив известие о гибели мужа, снова стала видеть кошмары. Во снах ей являлся отец с требованием стать его женой. В случае отказа он угрожал убить ее годовалого сына. Есаул Горобец забрал вдову в свой дом, велев своим людям охранять ее и ребенка от колдуна. Но однажды ночью Катерина вскочила с постели с криками: “Он зарезан!”. Зайдя в комнату, она действительно увидела в кроватке мертвого младенца.

Не в состоянии справиться с горем от потери мужа и сына, Катерина лишилась рассудка: распустила косы, пела и танцевала полуголой среди улицы. Вскоре она тайком сбежала от есаула домой, на хутор.

Спустя некоторое время на хутор приехал мужчина. Он рассказал, что воевал бок о бок с Данилой и был ему лучшим другом. Мужчина так же заявил, что Данило перед смертью высказал свою последнюю волю: попросил друга взять его вдову в жены.

Тогда Катерина поняла, что этот казак – вовсе не друг ее покойного мужа. Она узнала ненавистного колдуна и бросилась на него с ножом. Но он выхватил оружие из рук дочери и зарезал ее, после чего сбежал с хутора.

В нашей новой статье мы приготовили для вас краткое содержание “Тараса Бульбы” Гоголя . Это великое произведение пронизано духом героизма и уважения к великим воинам Запорожской Сечи.

Предлагаем вам ознакомиться с правдивой комедией Гоголя “Ревизор”, где автор нарисовал картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола России, образы плутов и взяточников, ставших героями его пьесы.

После этого появилось под Киевом странное явление: вдруг стали видны Карпаты. По горной дороге мчался на лошади отец Катерины, пытаясь уйти от всадника с закрытыми глазами. Колдун обнаружил пещеру, в которой жил схимник (монах-затворник). Убийца обратился к нему с просьбой отпустить ему грехи. Однако схимник отказался, ведь грехи были слишком тяжкими. Тогда колдун убил схимника и вновь пустился в бега, но какой бы дорогой он не ехал, любая приводила его к Карпатским горам и всаднику с закрытыми глазами. Наконец всадник поймал колдуна и убил.

Тогда увидел колдун, как вокруг стали появляться мертвецы с лицами, похожими на его собственное. И принялись они грызть его плоть.

Развязка: песнь бандуриста

Причины всего произошедшего становятся ясны из песни старого бандуриста. Он рассказывает историю о двух братьях, Петре и Иване, живших задолго до описываемых событий. Из этого рассказа становится ясно, что судьба Катерины, ее отца, мужа и сына была давно предрешена.

Однажды король Степан пообещал щедрое вознаграждение тому, кто сможет поймать пашу, который мог изрубить весь полк с одним лишь десятком янычар. Братья решили взяться за эту миссию. Ивану улыбнулась удача, и он получил награду, но из великодушия решил отдать брату половину. Однако гордость Петра все же была задета, из-за чего он вознамерился отомстить брату. Когда они ехали на подаренные Степаном земли, Петро сбросил Ивана с обрыва вместе с ребенком, которого тот вез. Иван зацепился за сук во время падения и стал молить пощадить хотя бы сына, но брат сбросил их в пропасть.

Когда Иван после смерти предстал перед Богом, он попросил страшной участи для Петра и его потомков: никто из них не будет счастлив, а последний из рода брата станет таким извергом, какого свет не видел. После смерти его плоть будут грызть предки целую вечность. Сам Петро будет лежать в земле, тоже рваться грызть потомка, но не сможет встать, от чего будет грызть собственную плоть и испытывать страшные муки.

Влияние произведения
“Страшная месть” Гоголя по праву считается одним из знаменательных произведений раннего периода творчества автора. Именно она побудила В. Розанова к созданию “Мистической страницы у Гоголя”, повлияла на творение А. Ремизова “Сны и предсонье”. А. Белый и Ю. Манн посвятили “Страшной мести” страницы некоторых своих работ.

  • Описание природы, которое школьникам задают выучить наизусть в рамках прохождения творчества Н. В. Гоголя, является частью рассказа “Страшная месть”.
  • Фамилию Горобец также носит в “Вие” один из персонажей второго плана.
  • Король Степан, которому служат братья Иван и Петр, – реальный человек. Подразумевается король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Он дал разрешение запорожцам самостоятельно выбирать гетмана и распределять прочие высокие должности. Также Стефан помог казакам с организацией. Есть историческое подтверждение эпизоду повести, в котором король жалует братьям Ивану и Петру земельные наделы. Стефан Баторий действительно одаривал землями выслужившихся казаков. В повести упоминается война с турками, что также является историческим фактом.
  • Период, в который происходит основное повествование, относится ко времени правления гетмана Сагайдачного (первая половина XVII века). История о Петре и Иване происходила примерно в середине XVI века.

5 (100%) 2 votes