Правило что такое синтаксис. Что такое синтаксис? что изучает? и чему учит? Современный русский язык. синтаксис

  • 1.Глагольные с:
  • 2.Именные с:
  • 3. Наречные
  • 6. Характеристика связей по признакам «обязательная / необязательная», «предсказующая / непредсказующая».
  • 7. Согласование как вид подчинительной связи. Особые случаи согласования.
  • 8. Управление как вид подчинительной связи. Понятие сильного и слабого управления.
  • 9. Примыкание как вид подчинительной связи. О границах между управлением и примыканием.
  • 10. Предложения и его отличительные признаки. Предложение как предикативная единица.
  • 11. Соотношение предложения, слова и словосочетания с точки зрения их грамматических характеристик и функций в речи.
  • 12. Понятие предикативности. Категории предикативности.
  • 13. Модальность как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.
  • 14. Темпоральность как категория предикативности. Средства и формы выражения категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое.
  • 15. Вопрос о статусе персональности как категории предикативности.
  • 16. Понятие структурной схемы предложения. Вклад ученых Пражской лингвистической школы в разработку понятия модели, структурной схемы предложения.
  • 17. Н.Ю. Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке
  • 18. Простое предложение. Понятие минимального предложения. Виды простых предложений.
  • 19. Двусоставное предложение. Характеристика и классификация двусоставных предложений.
  • 20. Понятие сказуемого в сря. Типы сказуемого.
  • 21. Понятие подлежащего. Вопрос о способах выражения подлежащего
  • 22. Специфика форм связи между членами предикативной основы предложения, ее особенности и отличие от согласования как вида подчинительной связи.
  • 23. Виды распространителей в простом предложении. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и детерминирующие второстепенные члены предложения.
  • 27. Понятие детерминанта. Вопрос о детерминантах в современной лингвистике. Функции детерминантов в предложении.
  • 24. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений. Роль определений в организации предложения.
  • 25. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений. Роль дополнений в организации предложений.
  • 26. Обстоятельство. Значение и функции обстоятельства. Средства выражения обстоятельств.
  • 28. Различные случаи осложнения структуры простого предложения.
  • 29. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений в современном русском языке. Особенности использования и функции односоставных предложений в текстах разных стилей.
  • Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
  • 30. Определенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 31. Неопределенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 32. Обобщенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 33. Безличные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 34. Присоединительные конструкции. Сущность присоединения. Смысловые и стилистические функции присоединения.
  • 35. Неполные и эллиптические предложения. Функции неполных предложений в диалогической речи. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических конструкций.
  • 36. Синтаксическая характеристика парцелляции: грамматические особенности и сферы использования.
  • 37. Порядок слов и его роль в организации речи. Порядок слов и контекст. Синтаксическое и актуальное членение предложения.
  • 38. Общее понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Способы установления темы и ремы в предложении
  • 39. Понятие актуализации. Средства выражения актуального членения предложения. Стилистически нейтральный и стилистический значимый порядок слов.
  • 40. Сложное предложение. Общая классификация сложных предложений. Синтаксические отношения между частями сложного предложения и средства их выражения.
  • 42, 43. Сложноподчиненные предложения. Грамматические средства связи частей сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточного.
  • 44. Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Функции бессоюзных предложений в текстах разных функциональных стилей.
  • 45. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Синтаксические возможности современного русского языка для выражения разных целей высказывания.
  • 46. Синтаксические средства передачи чужой речи в современном русском языке.
  • 1. Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия.

    Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

    Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

      синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

      синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

      синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

    Существуют разные подходы к изучению предложения

      семантический – изучает содержание (что передается)

      структурный – изучает форму (как передается)

      коммуникативный – назначение (для чего передается)

    Основные единицы синтаксиса :

      предложение (простое, сложное)

    Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

      начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

      словосочетание

      с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

      40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

      Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

      Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

      Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

    Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

      синтаксическая форма слов

    Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

    синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

    Я подарил ему ( объект – адресат ) книгу. Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть

    Ему (субъект) не спится.- минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

    Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

    Непосредственно в предложении: Идет лекция .

    4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

      Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке.

    Широкое и узкое понимание словосочетания.

    Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

    Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

    Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»

    Не являются словосочетаниями:

    Отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

    Ряд однородных членов (сочинительная связь)

    Предложно-падежные формы существительных

    Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

    Полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)

    Словосочетания:

    Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:

    1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…

    2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

    ПО СТРУКТУРЕ

    1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;

    2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание ); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).

    ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ

    Речь – главное средство в общении людей. Она близка к сознанию и мышлению человека. Свои мысли мы выражаем в словах и предложениях, используя язык, которому нас научили родители в далёком детстве. Язык играет важную роль и в дальнейшей жизни человека. Благодаря ему в словосочетаниях и словах закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе или в дружной компании. «Синтаксис» в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания.

    Синтаксис как раздел науки о языке

    Раздел языкознания, который носит название «синтаксис» основан на изучении словосочетаний и предложений как в русском языке, так и в области литературы.

    Синтаксис изучает синтаксический строй поставленной речи и языка , т. е. предложения, словосочетания, их построение, способы включения словосочетаний в состав предложения, закрепление построений в тексте, а также объединение и формирование слов в сложных предложениях и т. п. О том, что изучает синтаксис и его определение более точно описано в википедии.

    Синтаксис. Википедия. Определение

    Си́нтаксис (в переводе с древнегреческого языка «σύν-ταξις» – «составление») – это раздел лингвистики, изучающий построение и функциональное взаимодействие разных частей речи в текстовых предложениях, коротких словосочетаниях и прочих единицах языковой речи . В грамматике считается составной частью. Исследуемые разного рода вопросы синтаксического характера затрагивают область изучения такой науки, как морфология .

    Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание, основными подразделами которого являются синтаксис предложения и словосочетания.

    Словосочетание – это единица синтаксиса, представляющая собой сочетание двух или более двух самостоятельных слов, которые связаны друг с другом грамматически и по смыслу. В состав словосочетания входят главное слово и зависимые слова.

    Предложение – основная единица синтаксиса и языка; одно или несколько слов, в которых заключаются вопрос, сообщение или побуждение (совет, просьба, приказ) ; характеризуется смысловой законченностью (т. е. представляет высказывание) и интонацией; включает в себя грамматическую основу, в состав которой входят главные члены, а именно подлежащее и сказуемое, или один из них.

    Разделы синтаксиса

    • синтаксис словосочетания;
    • синтаксис простого предложения;
    • синтаксис сложного предложения;
    • синтаксис текста.

    Существует разница между предложением и словосочетанием, которую необходимо определять и не смешивать эти единицы в одно целое, так как они разного уровня, несмотря на то, что наличие необходимости их изучения одной лингвистической дисциплиной воссоединяет их. Это необходимо для создания различных синтаксических конструкций (т. е. изначально происходит соединение слов в словосочетаниях, а затем уже из словосочетаний складываются предложения).

    Предложение в данном случае выступает более сильной и усовершенствованной синтаксической конструкцией. Оно организовано иначе: в отличие от словосочетания содержит грамматическую основу. Простые предложения состоят из одной грамматической основы, а более сложные из нескольких.

    Отличительные примеры:

    • «лежать на печи» (словосочетание);
    • «Емеля спал на печи» (простое с одной грамматической основой: «Емеля» (подлежащее) «спал» (сказуемое));
    • «Пока Емеля спал на печи, ведра сходили за водой» (сложное с двумя грамматическими основами: 1) «Емеля спал» ; 2) «ведра сходили») .

    Основные понятия синтаксиса

    Кроме основных синтаксических единиц, в этой роли также выступают сложное синтаксическое целое и текст. В составе всех синтаксических единиц слова используются в словоформе (форме слова) и в совокупности образуют так называемую «морфологическую парадигму» (к примеру, «К дому Петровы подъехали на новой машине» , в данном случае выделяется семь слов на пять словоформ, а предлог – это элемент формы слова и включён в состав членов предложения).

    Словоформа и синтаксема

    Словоформа в составе предложения или словосочетания является структурно-смысловым компонентом синтаксемы (синтаксической единицы).

    Синтаксема – единица, представляющая собой морфологическую форму слова и обладающая отличительной синтаксической семантикой (например, «в саду у реки» (использована семантика местоположения) или «до неузнаваемости», «до изнеможения» (использована семантика значения следствия и степени).

    Синтаксическая связь

    Между синтаксическими единицами существуют синтаксические связи или синтаксические отношения, которые являются основными признаками синтаксических построений.

    Синтаксическая связь – это выражение взаимосвязи основных элементов в присущих им синтаксических единствах. К основным видам синтаксической связи относятся подчинение и сочинение.

    При сочинении способны объединяться равноправные синтаксические компоненты , а при подчинении – неравноправные, при этом один из компонентов выступает главным, а другой зависимым.

    Сочинительная связь способствует соединению однородных членов и частично сложносочинённых, а подчинительная – словоформ и словосочетаний, а также частично в сложноподчинённых предложениях.

    Сочинительная связь может быть открытой, т. е. объединять количество слов (например, «Сергея, Саши и Вани вчера не было в школе» ), и закрытой, когда она объединяет не более двух слов , находящихся в отношениях соединения или противопоставления, но не перечисления (например, «Мне было грустно, и я пошёл прогуляться») .

    Синтаксические отношения существуют двух видов: предикативные и непредикативные. Предикативные влияют на грамматическую основу; непредикативные способны возникать между слов в любых построениях.

    Роль синтаксиса в современном русском языке

    Впервые о синтаксисе заговорил А.А. Шахматов в начале XX века. Он первый выступил с докладом, который представил на рассмотрение, а в 1914 году издал первый учебник относительно этой науке, который закрепился в русской литературе.

    А.А. Шахматов считал синтаксис высшим уровнем языковой системы, объясняя, что его единицы широко выступают в процессе общения и способствуют соотношению сообщаемой информации с действительностью, а также подмечал полный набор синтаксических единиц.

    Сегодня сложно разделить морфологию и синтаксис. Вспомним, морфология основана на изучении форм и значении слов, а синтаксис изучает построение предложений и сочетаемость слов и словосочетаний. Очень часто встречаются смысловые и грамматические ошибки как в речи, так и в текстах, в построении словосочетаний (к примеру, «ужасная красота» или «красивый девочка» ). Переходным элементом в данном случае от лексико-морфологического значения к синтаксическому является синтаксис словосочетаний, при помощи которого отдельные слова структурируются в предложения.

    Предложение по своей особенности имеет интонационную завершённость и законченный смысл, а словосочетание определяет действие, предмет или явление, на основании чего именно предложение воспроизводит мысли, эмоции и желания. При этом предложение считается минимальной единицей общения , так как свойства слов проявляются не всегда только в нём, как в элементе коммуникации, но иногда и в словосочетаниях, как в грамматическом и смысловом их объединении.

    Синтаксис, кроме строения предложений, изучает и грамматические свойства, а также типы и словосочетания как наименьшее объединение слов, связанное грамматически. Учитывая это, можно выделить в нём синтаксис словосочетания и предложения. Таким образом, сформированные предложения объединяются по смыслу в один текст. Главным признаком текста, в свою очередь, будет считаться смысловое единство (основная тема).


    Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка

    Учебник
    В15
    Валгина Н.С.
    Синтаксис современного русского языка: Учебник

    М.: Агар, 2000. 416 с. 10000 экз.

    Учебник содержит программный материал по всем разделам курса синтаксиса современного русского языка: словосочетанию; простому и сложному предложению ; сложному синтаксическому целому (межфразовому единству) и абзацу.
    Даны оценки синтаксических единиц с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей. Рассмотрены грамматическое строение синтаксических единиц, их значение и функции в речи, а также практика употребления. Последовательно проведен принцип семантико-структурного описания словосочетаний и предложений и условий их функционирования.
    Определены принципы русской пунктуации и основные функции знаков препинания с учетом современной практики печати.

    ISBN 5-89218-113-8
    © Н.С. Валгина, 2000

    © Издательство «Агар», 2000

    Предисловие

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    1. Предложение и его признаки

    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

    2. Краткая история вопроса

    3. Словосочетание и его отношения к слову и предложению

    4. Количественно-структурные типы словосочетаний

    5. Лексико-грамматические типы словосочетаний

    5.1. Глагольные словосочетания

    5.2. Именные словосочетания

    5.3. Наречные словосочетания

    6. Словосочетания свободные и несвободные

    7. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания

    8. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении

    9. Виды синтаксической связи в словосочетании

    10. Виды синтаксической связи в предложении

    11. Компоненты словосочетания и члены предложения

    ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    12. Общие сведения

    13. Предложения реальной и ирреальной модальности. предложения утвердительные и отрицательные

    14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

    15. Восклицательные предложения

    16. Распространенные и нераспространенные предложения

    17. Двусоставные и односоставные предложения

    18. Полные и неполные предложения

    19. Простые и сложные предложения

    СТРОЕНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    20. Главные члены двусоставного предложения

    21. Второстепенные члены предложения, их синтаксические функции

    СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

    22. Выражение подлежащего различными частями речи

    ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

    24. Общий принцип классификации сказуемых

    25. Простое глагольное сказуемое

    26. Осложненное глагольное сказуемое

    27. Составное глагольное сказуемое

    28. Именное сказуемое и виды связок в нем

    29. Именная часть сказуемого

    30. Смешанное сказуемое

    31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием

    32. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого

    ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    33. Краткая история вопроса

    34. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения

    35. Определения согласованные и несогласованные

    36. Приложение

    37. Способы выражения дополнений

    38. Виды дополнений и их значения

    39. Дополнения в действительных и страдательных оборотах

    40. Способы выражения обстоятельств

    41. Виды обстоятельств по значению

    ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    42. Порядок слов и его роль в организации речи

    43. Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст

    44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый

    45. Грамматическая значимость порядка слов

    46. Порядок расположения членов предложения

    ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    47. Общие сведения об односоставных предложениях

    48. К истории вопроса об односоставных предложениях

    49. Определенно-личные предложения

    50. Неопределенно-личные предложения

    51. Обобщенно-личные предложения

    52. Безличные предложения

    53. Инфинитивные предложения

    54. Номинативные предложения

    55.1. Именительный падеж в роли простого наименования

    55.2. Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения

    55.3. Изолированно употребленные именительные падежи

    56. Генитивные предложения

    СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    57. Общие сведения

    58. Типы слов-предложений

    НЕПОЛНЫЕ И ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    59. Общие сведения о неполных предложениях

    60. Типы неполных предложений

    61. Неполные предложения в диалогической речи

    62. Эллиптические предложения

    63. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений

    ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    64. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения

    65. Однородные главные члены предложения

    66. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими

    67. Однородные второстепенные члены предложения

    68. Однородные и неоднородные согласованные определения

    69. Форма определяемого слова при нескольких определениях, соединенных союзами

    70. Союзы при однородных членах предложения

    71. Предлоги при однородных членах предложения

    72. Обобщающие единицы при однородных членах предложения

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    73. Общие понятия

    74. Из истории вопроса об обособленных членах предложения

    75. Обособленные согласованные и несогласованные определения

    76. Обособленные приложения

    77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

    78. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями

    79. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

    80. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

    81. Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения

    ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

    82. Общие сведения

    83. Вводные слова и сочетания слов

    84. Вводные предложения

    85. Вставные конструкции

    ОБРАЩЕНИЕ

    86. Понятие об обращении

    87. Способы выражения обращений

    ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

    88. Краткая история вопроса

    89. Сущность присоединения

    90. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций

    90.1. Союзные присоединительные конструкции

    90.2. Бессоюзные присоединительные конструкции

    91. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций

    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    92. Понятие о сложном предложении

    93. Общая классификация сложных предложений

    94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

    СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    95. Структура сложносочиненных предложений

    96. Типы сложносочиненных предложений

    97. Предложения с соединительными союзами

    98. Предложения с противительными союзами

    99. Предложения с разделительными союзами

    100. Предложения с градационными союзами

    101. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями

    СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    102. Общие сведения

    103. Краткая история вопроса

    104. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточной

    105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

    106. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений

    107. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью

    107.1. Присубстантивно-определительные предложения

    107.2. Приместоименно-определительные предложения

    108. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью

    108.2. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением

    108.3. Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных

    109. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

    109.1. Сложные предложения с отношением одновременности

    109.2. Сложные предложения с отношением разновременности

    110. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места

    111. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

    112. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени

    113. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной

    114. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

    115. Сложноподчиненные приложения с придаточной частью уступительной

    116. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия

    117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

    118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной

    119. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями

    120. Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями

    БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    121. Общие сведения

    122. Виды бессоюзных сложных предложений

    СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ДВУХ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ

    123. Общие сведения

    124. Многочленные сложные предложения

    124.1. Предложения с сочинительной связью

    124.2. Предложения с подчинительной связью

    124.3. Предложения с бессоюзной связью

    125. Сложные синтаксические конструкции

    126. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций

    127. Период

    СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

    128. Общие сведения

    129. Структурные особенности сложных синтаксических целых

    130. Общие сведения

    131. Абзац и сложное синтаксическое целое

    132. Абзац в диалогической и монологической речи

    ЧУЖАЯ РЕЧЬ

    133. Понятие о чужой речи и способах ее передачи

    135. Косвенная речь

    136. Несобственно-прямая речь

    138. Три принципа русской пунктуации

    139. Основные функции знаков препинания

    140. Особенности пунктуации, связанные с функциональным назначением текста

    142. Историческая изменяемость пунктуации

    СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

    Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
    Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.
    Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.
    Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.
    Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц , т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.
    Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...
    Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.
    Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования , например: очень плодотворно, весьма приятно.
    Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста, который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

    Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка

    Валгина Н.С.

    Синтаксис современного русского языка: Учебник

    М.: Агар, 2000. 416 с. 10000 экз.

    Учебник содержит программный материал по всем разделам курса синтаксиса современного русского языка: словосочетанию; простому и сложному предложению; сложному синтаксическому целому (межфразовому единству) и абзацу.

    Даны оценки синтаксических единиц с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей. Рассмотрены грамматическое строение синтаксических единиц, их значение и функции в речи, а также практика употребления. Последовательно проведен принцип семантико-структурного описания словосочетаний и предложений и условий их функционирования.

    Определены принципы русской пунктуации и основные функции знаков препинания с учетом современной практики печати.

    ISBN 5-89218-113-8

    © Н.С. Валгина, 2000

    © Издательство «Агар», 2000

    Предисловие

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    1. Предложение и его признаки

    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

    2. Краткая история вопроса

    3. Словосочетание и его отношения к слову и предложению

    4. Количественно-структурные типы словосочетаний

    5. Лексико-грамматические типы словосочетаний

    5.1. Глагольные словосочетания

    5.2. Именные словосочетания

    5.3. Наречные словосочетания

    6. Словосочетания свободные и несвободные

    7. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания

    8. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении

    9. Виды синтаксической связи в словосочетании

    10. Виды синтаксической связи в предложении

    11. Компоненты словосочетания и члены предложения

    ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    12. Общие сведения

    13. Предложения реальной и ирреальной модальности. предложения утвердительные и отрицательные

    14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

    15. Восклицательные предложения

    16. Распространенные и нераспространенные предложения

    17. Двусоставные и односоставные предложения

    18. Полные и неполные предложения

    19. Простые и сложные предложения

    СТРОЕНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    20. Главные члены двусоставного предложения

    21. Второстепенные члены предложения, их синтаксические функции

    СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

    22. Выражение подлежащего различными частями речи

    23. Подлежащее, выраженное словосочетанием

    ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

    24. Общий принцип классификации сказуемых

    25. Простое глагольное сказуемое

    26. Осложненное глагольное сказуемое

    27. Составное глагольное сказуемое

    28. Именное сказуемое и виды связок в нем

    29. Именная часть сказуемого

    30. Смешанное сказуемое

    31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием

    32. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого

    ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    33. Краткая история вопроса

    34. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения

    35. Определения согласованные и несогласованные

    36. Приложение

    37. Способы выражения дополнений

    38. Виды дополнений и их значения

    39. Дополнения в действительных и страдательных оборотах

    40. Способы выражения обстоятельств

    41. Виды обстоятельств по значению

    ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    42. Порядок слов и его роль в организации речи

    43. Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст

    44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый

    45. Грамматическая значимость порядка слов

    46. Порядок расположения членов предложения

    ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    47. Общие сведения об односоставных предложениях

    48. К истории вопроса об односоставных предложениях

    49. Определенно-личные предложения

    50. Неопределенно-личные предложения

    51. Обобщенно-личные предложения

    52. Безличные предложения

    53. Инфинитивные предложения

    54. Номинативные предложения

    55. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями

    55.1. Именительный падеж в роли простого наименования

    55.2. Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения

    55.3. Изолированно употребленные именительные падежи

    56. Генитивные предложения

    СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    57. Общие сведения

    58. Типы слов-предложений

    НЕПОЛНЫЕ И ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    59. Общие сведения о неполных предложениях

    60. Типы неполных предложений

    61. Неполные предложения в диалогической речи

    62. Эллиптические предложения

    63. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений

    ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    64. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения

    65. Однородные главные члены предложения

    66. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими

    67. Однородные второстепенные члены предложения

    68. Однородные и неоднородные согласованные определения

    69. Форма определяемого слова при нескольких определениях, соединенных союзами

    70. Союзы при однородных членах предложения

    71. Предлоги при однородных членах предложения

    72. Обобщающие единицы при однородных членах предложения

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    73. Общие понятия

    74. Из истории вопроса об обособленных членах предложения

    75. Обособленные согласованные и несогласованные определения

    76. Обособленные приложения

    77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

    78. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями

    79. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

    80. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

    81. Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения

    ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

    82. Общие сведения

    83. Вводные слова и сочетания слов

    84. Вводные предложения

    85. Вставные конструкции

    ОБРАЩЕНИЕ

    86. Понятие об обращении

    87. Способы выражения обращений

    ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

    88. Краткая история вопроса

    89. Сущность присоединения

    90. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций

    90.1. Союзные присоединительные конструкции

    90.2. Бессоюзные присоединительные конструкции

    91. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций

    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    92. Понятие о сложном предложении

    93. Общая классификация сложных предложений

    94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

    СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    95. Структура сложносочиненных предложений

    96. Типы сложносочиненных предложений

    97. Предложения с соединительными союзами

    98. Предложения с противительными союзами

    99. Предложения с разделительными союзами

    100. Предложения с градационными союзами

    101. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями

    СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    102. Общие сведения

    103. Краткая история вопроса

    104. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточной

    105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

    106. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений

    107. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью

    107.1. Присубстантивно-определительные предложения

    107.2. Приместоименно-определительные предложения

    108. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью

    108.1. Изъяснительные придаточные с союзным подчинением

    108.2. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением

    108.3. Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных

    109. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

    109.1. Сложные предложения с отношением одновременности

    109.2. Сложные предложения с отношением разновременности

    110. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места

    111. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

    112. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени

    113. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной

    114. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

    115. Сложноподчиненные приложения с придаточной частью уступительной

    116. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия

    117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

    118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной

    119. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями

    120. Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями

    БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    121. Общие сведения

    122. Виды бессоюзных сложных предложений

    СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ДВУХ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ

    123. Общие сведения

    124. Многочленные сложные предложения

    124.1. Предложения с сочинительной связью

    124.2. Предложения с подчинительной связью

    124.3. Предложения с бессоюзной связью

    125. Сложные синтаксические конструкции

    126. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций

    127. Период

    СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

    128. Общие сведения

    129. Структурные особенности сложных синтаксических целых

    130. Общие сведения

    131. Абзац и сложное синтаксическое целое

    132. Абзац в диалогической и монологической речи

    ЧУЖАЯ РЕЧЬ

    133. Понятие о чужой речи и способах ее передачи

    135. Косвенная речь

    136. Несобственно-прямая речь

    ПУНКТУАЦИЯ

    137. Понятие о пунктуации и история ее изучения

    138. Три принципа русской пунктуации

    139. Основные функции знаков препинания

    140. Особенности пунктуации, связанные с функциональным назначением текста

    142. Историческая изменяемость пунктуации

    СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

    Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

    Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

    Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

    Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.

    Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

    Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...

    Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

    Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно.

    Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста, который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

    Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения. Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня. Например: в результате подчинительной связи согласования в сочетании каменный дом рождаются атрибутивные отношения между формами слов в данной синтаксической единице; связь управления стала основанием для объектных отношений в сочетании купить книгу.

    Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разные виды синтаксической связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной) также формируют синтаксические отношения - причинно-следственные, временные, целевые, сопоставительно-противительные, перечислительные и т.д. Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях. Содержание синтаксических отношений двупланово: с одной стороны, оно отражает явления реального мира, в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.); с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь. Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности. Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону; семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения). Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) и формальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - его коммуникативной значимости, его назначения. Итак, содержание (что передается), форма (как передается) и назначение (для чего передается) - вот три условно вычленяемые (они существуют в единстве) стороны предложения, которые и послужили основой разного подхода к изучению предложения - семантического, структурного и коммуникативного. Все три стороны одного явления имеют «глубинную аналогию и параллелизм». Например, в простейшем предложении Птица летает полностью совпадают структуры семантическая (реальный носитель признака и признак), синтаксическая, или формально-грамматическая (подлежащее и сказуемое), и коммуникативная (данное, т.е. исходный момент высказывания, и новое, т.е. то, что сообщается о данном, или, в другой терминологии, - тема и рема). Однако это соотношение может быть нарушено, и именно это возможное несовпадение компонентов синтаксической, семантической и коммуникативной структуры предложения оправдывает тезис о существовании и самостоятельности всех трех уровней членения предложения. Например, в предложении Ему весело совпадение можно обнаружить лишь относительно функции компонента весело: это и синтаксическое сказуемое, и семантический предикат, и рема сообщения, тогда как компонент ему является семантическим субъектом состояния и одновременно темой сообщения, но подлежащим оно не является.

    Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации) и предложение в речи, т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называть высказыванием, хотя часто пользуются и тем же термином - предложение, имея в виду его речевое содержание.

    Набор синтаксических единиц, вычленяемых в языке, образует его синтаксические средства. Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций. Частные функции синтаксических единиц определяются общей коммуникативной функцией синтаксиса. Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения). Понятие функции часто отождествляется с понятием синтаксического значения и, следовательно, непосредственно связывается с синтаксической семантикой. При дифференцированном использовании этих терминов под значением понимается выражение внеязыковых отношений, т.е. отношений реальной действительности, в таком случае содержанием термина «функция» остаются собственно синтаксические показатели - функции «строительные», сочетательные.

    Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция», который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

    В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов». Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла, кровать, деньги и др., и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении, яркий пример тому - история формирования и развития наречий.

    В каждом языке есть множество слов, но без правильного оформления они мало что значат. Слово - это всего лишь Особенно богат ими русский язык. Синтаксис родного языка - главный помощник в оформлении грамматической связи слов в предложениях и словосочетаниях. Знание основных правил этой части лингвистики помогает людям строить как письменную, так и устную речь.

    Понятие

    Синтаксис в русском языке - это особо важный раздел, изучающий конструкцию предложений и словосочетаний и, кроме этого, соотношение в них частей речи. Данный отдел языкознания является частью грамматики и неотступно связан с морфологией.

    Лингвисты выделяют несколько видов синтаксиса:

    1. Коммуникативный. Показывает соотношение сочетаний слов в предложении, исследует разные способы членения предложений, рассматривает типологию высказываний и так далее.
    2. Статический. Рассматривает отдельные и предложений, не связанных между собой. Объект исследования данного вида раздела грамматики - синтаксические нормы соотношений частей речи в предложении или словосочетании.
    3. Синтаксис текста. Исследует простые и построения сочетаний Его цель - лингвистический анализ текста.

    Все перечисленные виды изучает современный русский язык. Синтаксис подробно рассматривает следующие единицы лингвистики: предложение, словосочетание, текст.

    Словосочетание

    Словосочетание является минимальной синтаксической единицей. Это несколько слов, соединенных между собой смысловой, грамматической и интонационной нагрузкой. В данной единице одно слово будет главным, а другие - зависимыми. К зависимым словам можно задать вопрос от главного.

    В словосочетаниях встречается три типа связи:

    1. Примыкание (лежать дрожа, петь красиво ).
    2. Согласование (о грустном рассказе, красивое платье ).
    3. Управление (читать книгу, ненависть к врагу ).

    Морфологические свойства главного слова - основная классификация словосочетаний, которую предлагает русский язык. Синтаксис в данном случае делит словосочетания на:

    • наречные (незадолго до концерта) ;
    • именные (деревья в лесу) ;
    • глагольные (читать книгу) .

    Простые предложения

    Очень разнообразен русский язык. Синтаксис как особый раздел имеет главную единицу - простое предложение.

    Предложение называется простым, если оно имеет одну грамматическую основу и состоит из одного или нескольких слов, выражающих завершенную мысль.

    Простое предложение может быть односоставным или двусоставным. Этот факт выявляет грамматическая основа. Односоставное предложение представлено одним из главных членов предложения. Двусоставное, соответственно, подлежащим и сказуемым. Если предложение односоставное, то оно может делиться на:

    1. Определенно-личное. (Желаю тебе любви!)
    2. Неопределенно-личное. (Утром принесли цветы.)
    3. Обобщенно-личное. (С ними каши не сварить.)
    4. Безличное. (Вечереет!)
    5. Назывное. (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)

    Двусоставное может быть:

    1. Распространенным или нераспространенным. За эту характеристику в ответе второстепенные члены предложения. Если их нет, то (Птицы поют .) Если есть - распространенное (Кошкам нравится резкий аромат валерианы .)
    2. Полным или неполным. Полными называют предложения, где присутствуют все члены предложения. (Солнце клонилось к горизонту .) Неполными - где пропущена хотя бы одна синтаксическая единица. В основе своей они характерны для устной речи, где смысл нельзя понять без предыдущих высказываний. (Кушать будешь? - Буду!)
    3. Осложненным. Простое предложение может быть осложнено обособленными и второстепенными членами, однородными конструкциями, вводными словами, обращениями. (Зимой в нашем городе, особенно в феврале, бывает очень холодно.)

    Сложные предложения

    Сложными называют предложения, построенные из нескольких грамматических основ.

    Русский язык, синтаксис которого трудно представить без сложных предложений, предлагает несколько их видов:

    1. Сложносочиненное. Части такого предложения связаны сочинительными союзами и сочинительной связью. Такая связь придает простым предложениям в составе сложного некоторую самостоятельность. (Родители уехали отдыхать, а дети остались с бабушкой.)
    2. Сложноподчиненное. Части предложения связаны подчинительными союзами и подчинительной связью. Здесь одно простое предложение - придаточное, а другое - главное. (Она сказала, что придет домой поздно.)
    3. Бессоюзное. Части такого предложения связаны по смыслу, порядком расположения и интонацией. (Он пошел в кино, она - домой.)