Приемы обучения детей с сдвг. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. Что нельзя делать родителям

Современное общество обеспокоено состоянием здоровья детей, поступающих в школу. Значительно выросло число учащихся, испытывающих трудности при адаптации к учебному процессу, среди которых особую группу составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) . Всемирной Ассоциацией детских неврологов для диагностики СДВГ предложены хорошо известные сегодня критерии, описывающие особенности поведения ребенка: 18 характеристик невнимательности, гиперактивности и импульсивности (Р. Баркли, 2006). Чёткая постановка диагноза по неопределенным описаниям поведения, таким, например, как «легко отвлекается», «чрезмерно бегает и прыгает», «с трудом дожидается своей очереди», затруднительна. Выделенные для диагностики СДВГ характеристики являются типичными для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психоневрологи, использующие опрос родителей для постановки диагноза, предлагают наблюдать ребенка в течение 2-3 месяцев, чтобы убедиться в наличии у него СДВГ. Ситуация в нашем обществе осложняется еще тем, что родители далеко не сразу решаются обратиться за помощью не только к неврологу, но и к психологу. Этот шаг они делают вынужденно, под напором нарастающих учебных проблем ребенка, исправить которые из-за запущенности ситуации бывает уже достаточно трудно.

Нами разработана на базе стимульного материала теста Тулуз-Пьерона психологическая методика выделения детей группы риска по СДВГ (Л.Ясюкова, 1997). В ее основу положена количественная оценка произвольного внимания, поскольку именно невнимательность является ключевым признаком наличия заболевания. Методика позволяет проводить скрининговые обследования, т.к. является фактически экспресс-методом: тестирование групповое, занимает 15 минут. Проведение групповых обследований в детских садах и начальных классах позволяет надежно выявлять проблемных детей и своевременно направлять их на консультацию к психоневрологу. Нормативы, по которым выделяются дети, с высокой вероятностью страдающие СДВГ, разработаны в сотрудничестве с неврологами Детских центров Приморского и Центрального районов Санкт-Петербурга, а также сотрудниками лаборатории Ю. Кропотова Института Мозга Человека РАМН. В настоящее время наша методика широко используется не только в России, но также в странах СНГ, Балтии и в Израиле.

По зарубежным данным дети с СДВГ составляют 3% - 5% популяции. На эти цифры ориентируются и отечественные специалисты. Однако распространенность заболевания значительно возрастает в зависимости от неблагополучия экологической ситуации, отсутствия профилактической работы с беременными женщинами, осложнений в протекании родов и низкого качества медицинского обслуживания детей. Ежегодные обследования учащихся, поступающих в школы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, проводящиеся нами и психологами, работающими по нашей методике, свидетельствуют о том, что дети с СДВГ составляют около 30% популяции . Если придерживаться западной статистики, то положение не выглядит катастрофическим: 3% - 5% - это 1 ребенок в классе. Поведение одного-двух гиперактивных детей педагог может легко контролировать и вводить в учебные рамки, но если треть класса страдает этим заболеванием, то тогда нарушается педагогический процесс в целом. Именно поэтому проблема СДВГ вышла в России на уровень социально-педагогический и перестала быть только семейной проблемой.

Как в отечественных, так и в зарубежных психолого-педагогических науках нет единства в понимании методов, позволяющих оптимизировать обучение детей с СДВГ. В основу нашего подхода к их реабилитации заложен принцип воспитания детей с дефектами развития, разработанный Л.С.Выготским и еще недостаточно освоенный мировым научным сообществом. Л.С.Выготский рекомендовал отбирать такие методы обучения и воспитания, которые не затрагивают или снижают нагрузку на травмированные функции, тем самым минимизируются отрицательные проявления заболевания и связанные с ним осложнения в обучении. При СДВГ отмечается незрелость мозговых структур, запаздывание и дисбаланс в их созревании, что приводит к определенным изменениям в протекании психических процессов. Если учитывать и обходить, как рекомендовал Л.С.Выготский, первичный дефект (возбудимость, невнимательность, неорганизованность, утомляемость), то качественная сторона психики оказывается незатронутой, достигается полноценное обучение, а также интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Отечественным же психологам и педагогам рекомендуется перенимать западные технологии обучения детей с СДВГ, которые строятся на тренировке внимания и воспитании самоконтроля, проходят в рамках групповых игровых занятий, предполагают репетиторство, т. е. нагружают именно дефицитарные функции. Естественно, эффективность таких методов не высока, что признают и сами западные коллеги.

Из нашей практики следует, что для оптимизации обучения гиперактивных детей необходимо учитывать следующие их особенности. Дети с СДВГ характеризуются повышенной умственной утомляемостью, следовательно, время непрерывной работы не должно превышать 5-7 минут и должно чередоваться 5-минутными перерывами для восстановления работоспособности. Через 1-1,5 часа им необходим перерыв с прогулкой. Утомление, а также социальная и эмоциональная активация, веселые шумные игры приводят к максимальному проявлению гиперактивности и дезорганизации их деятельности. Ребенок с СДВГ может продуктивно работать только в спокойной обстановке. Неустойчивость, слабые концентрация и распределение внимания, невозможность планирования и самоконтроля следует компенсировать за счет внешнего контроля и организации деятельности, которые осуществляются родителями. Обучение чтению осуществляется только зрительным методом (высоко эффективны методики Н.А.Зайцева).

Использование программ, применяемых в современной начальной школе (основанных на фонематическом методе), затрудняет формирование навыка чтения и приводит к стойкой дисграфии. Дефекты зрительно-моторной координации и неизбежные ошибки при списывании минимизируются ограничением поля внимания и предварительной аналитической работой с материалом. Малые объемные возможности оперативной памяти, внимания, мышления компенсируются посредством использования визуального кодирования и внешних форм фиксации информации. Трудности закрепления информации, т.е. перевода ее из кратковременной памяти в долговременную память, преодолеваются системой пассивного повторения. (Использование традиционных способов заучивания может приводить к умственному утомлению и разрушению даже уже частично выученной информации.) Необходимо обеспечить ребенку здоровый образ жизни, дополнительные развивающие занятия не рекомендуются, т.к. по мере утомления нарастает двигательная расторможенность таких детей, а усвоенная информация «стирается». Восстановление здоровья и нормализация деятельности их мозга происходит более успешно в том случае, если начальное обучение осуществляется на дому или в малых учебных группах (5-7 человек). Нами также выделены показатели, на основании которых дается направление к неврологу общего типа или к невропатологу-ортопеду, терапевту, кардиологу, эндокринологу и пр., чем и достигается качество лечения. Наша практика показывает, что данный режим взаимодействия и используемые технологии позволяют успешно обучать детей и при этом за 1,5-2 года полностью и навсегда избавлять их от СДВГ.

“Трудных”, неуправляемых детей год от года становится все больше. Одним из самых распространенных поведенческих расстройств за последнее время стал синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). За рубежом это поведенческое расстройство регистрируется у многих детей школьного возраста – до 20%. В России этот показатель составляет, к примеру, 25% в Москве и Московской области, 21% во Владимире и Владимирской области. Причем мальчики подвержены этому заболеванию, по меньшей мере, в 4 раза чаще, чем девочки. Дети с этим синдромом характеризуются повышенной подвижностью, нарушением внимания и импульсивностью.

“Гипер” (от греч. hyper – над, сверх) – составная часть сложных слов, указывающих на нахождение наверху, а также на превышение нормы. Активность – 1) деятельность как таковая; 2) инициативность, живость, энергичность, творческая неуемность личности. Термин “гиперактивный” применяется к ребенку, когда уровень его активности дома и в школе значительно превышает среднюю норму.

Гиперактивность часто сопровождается проблемами внимания: нестабильность его концентрации, частая отвлекаемость. Проблемы внимания и памяти приводят к затруднениям в учебе, что в свою очередь сказывается и на поведении ребенка в школе. С возрастом гиперактивность уменьшается. Однако остальные симптомы усугубляются и способствуют возникновению психопатий. От 20% до 25% детей с СДВГ испытывают затруднения в течение всей жизни. Клиницисты диагностируют у них нарушения многих сфер жизнедеятельности, что приводит к отклонениям в поведении и ухудшению успеваемости. Благоприятный прогноз при СДВГ возможен при осуществлении комплексной программы коррекции, включающей медикаментозные и психолого–педагогические методы, при условии непрерывного проведения этой коррекции – в школе и дома, в будни и выходные дни.

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:

– ошибками воспитания или определенной незрелостью;
– минимальными поражениями нервной системы.

Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, т.к. взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются “исправить” ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить пути работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику данного нарушения психического развития детей, знание которой позволит правильно построить работу с ребенком и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы.

Чтобы установить, действительно ли мы имеем с гиперактивностью или это тревожный ребенок, или возможны другие причины нарушения поведения, необходимо применять четкую систему диагностики. В процессе работы нами была выявлен следующий алгоритм комплексной диагностики гиперактивности:

    1. Наблюдение за ребенком.
    2. Данные анамнеза.
    3. Анкетирование родителей.
    4. Анкетирование педагогов.
    5. Анализ успеваемости.
    6. Беседа с психоневрологом (с психиатром), наблюдающим данного ребенка.
    7. Опросник для учителя (в 1 классе) по психологической адаптации ребенка в школе.
    8. Беседа с логопедом, работающим с данным ребенком.
    9. Диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности).
    10. Диагностика подвижности нервной системы.
    11. Углубленная диагностика внимания.

Для наблюдения используется таблица с анализом диагностических критериев (см. ниже).

Для анкетирования родителей и педагогов используются анкеты, предложенные И.П. Брязгуновым и Е. В. Касатиковой в книге “Непоседливый ребенок”.

Опросник для учителя 1 класса “Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе” был опубликован в журнале “Начальная школа” 1997г. №6 (по данным которого можно определить коэффициент дезадаптации данного ребенка, а также причины, мешающие ребенку благополучно обучаться).

Для диагностики познавательных процессов используются стандартные широкораспространенные методики, хорошо известные каждому практикующему психологу.

Для диагностики подвижности нервной системы используется “Теппинг – тест”.

При углубленном исследовании внимания возможно использование следующих тестов:

    1. “Корректурная проба” (концентрация, работоспособность, объем внимания).
    2. “Тест переплетенных линий” (устойчивость внимания)
    3. “Запомни и расставь точки” (объем внимания)
    4. “Определение эффективности внимания” (А.А.Осипова “Диагностика и коррекция внимания”).
    5. “Оценка уровня развития произвольного внимания” (см. там же)
    6. “Графический диктант” (выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого, способности работать в коллективе).
    7. “Треугольники” (определение переключаемости произвольного внимания. См. А.А. Осипова “Диагностика и коррекция внимания”).
    8. Тест “Тулуз – Пьерона”.

Т.к. в нашем учреждении есть возможность побеседовать и с логопедом, и с врачом, это является хорошим дополнительным диагностическим материалом.

Предложенная схема диагностики является достаточно обширной, но она необходима, т.к. клинические проявления синдрома очень разнообразны. Это необходимо для того, чтобы как можно тщательнее изучить проблему ребенка и полученные знания эффективно использовать в коррекции.

Я не буду углубляться в описание причин возникновения гиперактивности, механизмов развития заболевания и т.д., т.к. в настоящее время опубликовано достаточно большое количество литературы, в которой раскрываются данные проблемы. Я остановлюсь на диагностических критериях СДВГ, а также на рекомендациях родителям и педагогам при работе с детьми с СДВГ.

В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией и опубликованные в четвертом издании “Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM – IV) в 1994г. Согласно этому руководству диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность / импульсивность.

Диагностические критерии СДВГ по DSM – IV

Измерение

I. Нарушения внимания.

1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из – за невнимательности.
2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. Не может до конца закончить поставленную задачу.
5. Слушает, но, кажется, не слышит.
6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
7. Плохо организован.
8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).
9. Забывчив.

II.Гиперактивность/импульсивность

Гиперактивность:

1. Ребенок суетлив.
2. Не способен усидеть на одном месте.
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).
4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.
5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как “perpetuum mobile”.
6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.
8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим.

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия 6 и более признаков из I измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания”. При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. 6 и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности”. В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз “сочетанная форма СДВГ”.

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны: 1) появиться до 8 лет; 2) наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в школе и дома); 3) не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких – либо нервно – психических расстройствах; 4) должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

На основе вышеперечисленных критериев были составлены анкеты для родителей и педагогов, о которых говорилось ранее.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико–психологическое обследование.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия: 1) обеспечение родителями и учителями эмоционально – нейтрального развития и обучения; 2) соблюдение режима, достаточное время для сна; 3) обучение по личностно – ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок; 4) соответствующая медикаментозная поддержка; 5) разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей.

Р.Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: 1) недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; 2) недостаток твердости и контроля в воспитании; 3) неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Как правило, гиперактивный ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, если он взаимодействует один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт.

В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку. А) Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Б) Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом. В) Старайтесь, по возможности держать свои эмоции в охлажденном состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы. Г) В своих отношениях с ребенком старайтесь придерживаться “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Д) Не давайте ребенку категорических указаний. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Чаще говорите “да”, избегайте слов “нет”, “нельзя”, “прекрати”. Е) Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Ж) Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям. З) Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.). И) Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинение за проступок. К) Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

2. Изменение психологического микроклимата в семье. А) Уделяйте ребенку достаточно внимания. Б) Проводите досуг всей семьей. В) Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий. А) Установите очень четкое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъема, часы для еды, игры и т.д. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, т.к. ребенок все равно будет его нарушать. Б) Постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть, которая будет собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в оформлении этой комнаты. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребенок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничто его не отвлекает. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок. В) Учите ребенка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки. Проявляйте терпение, т.к. для закрепления различных навыков и умений ребенку с повышенной активностью требуется больше времени, чем для здоровых детей. Г) Предлагайте ребенку не больше одного дела одновременно. Д) Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие. Е) Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера. Ж) Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.

4. Специальная поведенческая программа. А) Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему вознаграждения. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Б) Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. В) Определите для ребенка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Г) Воспитывайте в ребенке навыки самоуправления гневом и агрессией. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что – то сделать, пусть посчитает от 1 до 10. Д) Старайтесь расшифровать сигналы, предупреждающие возможности взрыва в поведении ребенка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. Е) Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большое двумя детьми одновременно. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, т.к. здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией. Ж) Не нужно принуждать таких детей читать, писать, заниматься раскрасками. Имеется в виду – прямо заставлять. А вот создавать косвенные условия для такой деятельности важно. З) Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2 – 3 основным. И) Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег и т.д. Но не переутомляйте его. К) Воспитывайте у ребенка интерес к какому – нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умным и компетентным в какой – либо области. Л) Помните, вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными. Для гиперактивных детей наиболее действенными будут средства убеждения “через тело”: лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность (телефонные разговоры…); прием “выключенного времени” (досрочное отправление в постель…); внеочередное дежурство по кухне и т.д. М) Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо эмоциональное подкрепление, знаки “принятия”. Н) Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивности и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении.

1. Изменение окружения. А) Изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Б) Работу с гиперактивными детьми стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. В) Измените режим урока с включением физкультминуток и релаксации. Г) Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздаст тетради и т.д. Д) Желательно работать с ребенком в начале дня, а не вечером. Е) Необходимо делить работу на более короткие, но более частые периоды. Ж) Используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). З) В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). И) Оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

2. Создание положительной мотивации на успех. А) Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. Б) Расписание уроков должно быть постоянным, т.к. дети с синдромом часто забывают его. В) Избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ. Г) Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте развивающих, творческих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Д) На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Е) Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний. Ж) Стройте процесс обучения на положительных эмоциях. З) Помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения. А) Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. Б) Регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками. В) Способствуйте элиминации агрессии.

4. Регулирование ожиданий. А) Объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, как хотелось бы. Б) Объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Необходимо помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и медикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Материалом для составления данных рекомендаций послужили работы А.Л.Сиротюк, И.П.Брязгунова и Е.В.Касатиковой, Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной, американского доктора Д.Реншоу “Гиперактивный ребенок”, Д.Добсона “Непослушный ребенок”, Л.Б.Фесюковой и др. авторов, а также собственные исследования и опыт работы с детьми с СДВГ.

Для психокоррекционной работы с детьми с СДВГ можно использовать следующую литературу:

  1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд – во Института психотерапии, 2001.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
  5. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997.
  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., Генезис, 2001.
  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  8. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.

С каждым годом учителя начальной школы сталкиваются со все большим числом гиперактивных детей и детей с дефицитом внимания в своих классах. Но по-прежнему педагогов никто не учит, как правильно взаимодействовать с СДВ/СДВГ детьми. Поэтому опыт учителя, который знает, что делать, может оказаться полезным.

Я как-то поинтересовалась у нескольких преподавателей, кто из перечисленных далее учеников страдает синдромом дефицита внимания (СДВ) или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): а) , который говорит без умолку, не может усидеть на месте и постоянно ерзает; б) тихий мечтатель, который спокойно сидит за партой, витая в облаках, полностью отрешенный от всех и вся; в) и тот (а) и другой (б)? Правильным ответом оказался... последний вариант (в).

Три главных показателя СДВ и СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность. И в зависимости от того, какие показатели преобладают, у ребенка наблюдается либо СДВ, либо СДВГ.

Какие же бывают дети с СДВ/СДВГ?

  • Невнимательные. Не гиперактивные или импульсивные, а, напротив, порой заторможенные.
  • Гиперактивные и импульсивные. Зато на сто процентов «включенные», даже когда они кажутся дергаными или подавленными.
  • Невнимательные, гиперактивные и импульсивные (самая распространенная комбинация при СДВ/СДВГ). У таких детей бывают «эпизоды» несусветного поведения и физические изменения, которые пугают как педагогов, так и самих детей.

Те дети, у которых СДВ/СДВГ сопровождается исключительно невнимательностью и мечтательностью, часто переходят в разряд «невидимок», поскольку они ведут себя в рамках нормы и никогда не выказывают признаков взрывного поведения. В результате они нередко замыкаются. Невнимательность имеет и прочие последствия: таким учащимся попадает от родителей и учителей за то, что они не выполняют указания, учатся хуже, чем могут, и не ладят со сверстниками, потому что не хотят играть по их правилам.

Если давать скучные или повторяющиеся задания, дети с СДВ/СДВГ быстро «отключаются». И наоборот: когда они занимаются тем, что доставляет удовольствие, или слушают про то, что интересно, они без проблем концентрируются и внимают обучению. То есть учителю нужно работать над теорией «включенности» — отыскивать, что же заводит маленькие механизмы учеников.

Детям с СДВ/СДВГ сложнее придерживаться расписания и выполнять учебные обязанности, чем сверстникам. Большинству таких учащихся свойственна «внутренняя суетливость», и вы им сильно поможете, если научите распоряжаться своим временем.

Еще одна типичная проблема таких детей — концентрация на чем-то одном. Их чрезвычайно утомляет необходимость сосредотачиваться, думать и гадать, о чем их спрашивают, особенно если рядом что-то происходит. Вот почему так важно выделить для них спокойное место, где они смогут собраться с мыслями.

Невнимательность и мечтательность

  • Такие дети часто ведут себя безалаберно: то делают ошибки, а то и вовсе отвлекаются на посторонние предметы.
  • Они как будто не слышат, что вы с ними разговариваете.
  • Им сложно выполнять инструкции — чтобы добиться результата, им нужно давать более структурированные задания.
  • Отвлечься для них гораздо увлекательнее, чем сосредоточиться.
  • Таким детям сложно довести дело до конца, потому что быстро становится скучно.
  • Им не хватает навыков самоорганизации.
  • Они вечно все теряют!
  • Такие дети не замечают или пропускают мимо ушей более мелкие детали.

Гиперактивность, переизбыток энергии, ерзанье

    Сидеть на месте — не вариант; такие дети постоянно в движении. Причем движение может выражаться в прыжках, беге и даже в перелезании через предметы, часто в совершенно неподходящие моменты и в неприспособленных помещениях.

    Сидеть молча им тоже трудно, поэтому, как правило, они постоянно болтают.

    Расслабляться для них и скучно, и мучительно.

    Бывает, что такой ребенок вдруг вскакивает с места или выбегает из кабинета, пока другие дети тихо работают.

    Случается, что они издают неприемлемые в определенных социальных ситуациях шумы и звуки, а иногда задают неподобающие вопросы про изучаемый предмет (хотя я тоже так постоянно делала на скучных уроках!).

    Они вспыльчивы, заводятся с пол-оборота и иногда неадекватно реагируют.

Импульсивность

    Иногда перебивают, поскольку жаждут быть в центре внимания.

    Ждать своей очереди, не важно, в игре или в чем-то еще, для них тяжелое испытание: им хочется все здесь и сейчас (иначе, как им кажется, они взорвутся).

    Делают неуместные несвоевременные замечания, часто выпаливают сходу то, что думают, не заботясь о последствиях.

    Вместо того чтобы методично решить задачу, пытаются угадать ответ.

    Им сложно слушать других, сложно дослушать вопрос до конца.

    Они не разбираются в чужих эмоциях и при общении часто теряются.

    Они не умеют сдерживать свои эмоции, поэтому для них не редкость вспышки гнева и перепады настроения.

Положительные стороны СДВ/СДВГ

У СДВ/СДВГ немало положительных сторон, поэтому данное «расстройство» следует рассматривать как очередную особенность жизни и обучения, но ни в коем случае не как ограничение. К наличию таланта или интеллекта СДВ/СДВГ не имеют никакого отношения. Многие дети, обремененные этими синдромами, творчески одарены и обладают таким же ясным умом, как мы с вами.

Когда дети с СДВ/СДВГ увлечены, их пыл и рвение поистине волшебны. Они умеют истово трудиться, так же истово играть; они хотят во всем быть первыми, впрочем, как и большинство детей. Только вот дух соревнования у них порой зашкаливает, и если они вдруг не оправдывают собственных ожиданий, то могут очень расстроиться, рассердиться и даже проявить агрессию. Их очень сложно оторвать от деятельности или заданий, которые им интересны, особенно если речь идет о чем-то активном, — без дополнительного способа давления порой не обойтись! С этими детьми вам очень пригодится принцип соотношения похвалы к критике 4:1.

Творческий потенциал детей с СДВ/СДВГ не знает границ, у них в голове роится множество мыслей, а воображение поистине чудесно. Ребенок, который день напролет мечтает и думает десять разных мыслей одновременно, может вырасти в гуру кризисного менеджмента или стать оригинальным художником. Да, дети с СДВ/СДВГ легко отвлекаются, зато они подмечают то, что не дано увидеть другим. Нам, педагогам, весьма полезно иметь под боком учеников, которые видят и думают не так, как все, — это держит нас в тонусе!

Как учить ребенка с СДВ/СДВГ

  • Удостоверьтесь, что у ребенка с СДВ/СДВГ есть медицинский и учебный план, откорректированный родителями и школой. Вам важен правильный диагноз, не стоит полагаться на ярлыки СДВ/СДВГ, запросто навешиваемые школой без официальных медицинских заключений. Диагноз также покажет вам, какой тип СДВ/СДВГ у вашего ученика, и вы будете действовать соответственно.
  • Принимайте этих детей такими, какие они есть, не пытайтесь их изменить, переформатировать их личность или поведение.
  • Налаживайте отношения с родителями/опекунами как по учебным, так и по общечеловеческим вопросам. Они будут только благодарны вам. Родители иногда находят потрясающие методики, которые можно перенять для работы в классе, и наоборот.
  • Просите о помощи, если она вам требуется. Не геройствуйте, не молчите. Так будет честнее по отношению и к ребенку, и к вам.
  • Ориентируйтесь на ребенка, черпайте информацию в нем самом. Спросите его: какой урок тебе понравился больше всего? Какой — меньше всего? В чем их отличие? Попытайтесь узнать у самого ребенка, как он предпочитает учиться.
  • Понимает ли ребенок с СДВ/СДВГ, что он немного отличается от сверстников? Способен ли объяснить суть этого отличия? Может ли подсказать, как лучше справляться с этой особенностью в условиях школы?
  • Учащимся с СДВ/СДВГ нужна система, и в этом вам помогут списки. Скажем, пошаговая инструкция, как писать сочинение, или как поступать, когда тебя отчитывают (кстати, очень полезная инструкция!).
  • Чтобы вернуть учащегося с СДВ/СДВГ к работе, посмотрите ему в глаза, только дружелюбно, без укора.
  • Посадите ребенка поближе к своему столу и старайтесь не выпускать из поля зрения — у него будет стимул не отвлекаться. Если хотите помочь ребенку сосредоточиться, дайте ему блокнот, пусть чиркает каракули. Еще я даю детям липкие подушечки, мячики для снятия стресса и кушболы: все они снимают напряжение.
  • Прибегайте к альтернативным методам записи информации. Помните, главное — чтобы ребенок осмыслил подаваемый материал. А осмысливать его можно по-разному. Конечно, преподавателю удобнее и проще, когда учащиеся используют для записей бумагу и ручку, но если ребенку это не подходит, пусть пользуется ассоциативной картой, доской, составляет списки на стикерах, использует аудио или конспектирует на планшете.
  • Чаще комментируйте работу учащихся с СДВ/СДВГ, тогда они будут больше стараться. Важно, чтобы они знали, какие к ним предъявляются требования и выполняют ли они эти требования. Такая вот прямая и незамысловатая постановка достижимых целей. Естественно, их очень воодушевляет похвала, и если правильно ее применять, можно сформировать в ребенке внутреннюю мотивацию, которая всем нам так необходима!
  • Разбивайте объемные задания на более мелкие задачи или части. Лучше меньше, да лучше. Если ребенка с СДВ/СДВГ перегружать, он может расстроиться.
  • Побольше юмора и веселья: дети, которые умудряются смеяться на уроках, счастливы и увлечены учебой.
  • Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте, причем не повышая голоса, тогда у детей с СДВ/СДВГ появится шанс запомнить то, что вы говорите.
  • Дети постарше будут лучше учиться, если вы им заранее скажете, что они будут проходить на следующем уроке. Вот вам и элементы обучения в стиле «взбить и перемешать»!
  • Выискивайте любую возможность порадоваться и похвалить. За что угодно. К примеру, их живостью и энергией можно заразить сразу несколько учеников, а то и весь класс. Ищите в них таланты и взращивайте их. Жизнь часто проверяет их на прочность, поэтому дети с СДВ/СДВГ, как правило, гибки и отходчивы; душа у них щедрая, и они всегда рады помочь.

Обсуждение

Прочитала с интересом, но вот как применить все это в жизни... Сын в 3 классе, и это постоянная борьба за место в школе. В этом году его снова "просят" на семейное. Но мы уже пробовали, больше на это не подпишусь. Не знаю, какой еще может быть выход. Теперь хотят предложить очно-заочное... Во 2 классе целых 4 месяца отходил в класс, я уже было вздохнула с облегчением, но... Учительница ушла, а с новой все проблемы на месте.

Комментировать статью "Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ"

Гиперактивный ребенок Очень активный ребенок часто воспринимается родителями как наказание. Он создает немало проблем в обществе, ему трудно сосредоточиться, его тяжело приспособить к рутинным действиям, ему все время не сидится на месте.... Психологи связывают такое поведение ребенка с тем, что принято называть "синдром дефицита внимания". Откуда берется этот дефицит внимания и что можно сделать, чтобы помочь такому ребенку найти свое место в обществе, реализовать свои способности? Об этом и...

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности не ставится детям дошкольного возраста. Ни прямо ни косвенно. Максимум, что может поставить в диагнозе врач, это гиперактивность, а СДВГ только предположить, но диагноз СДВГ? (именно так, со знаком вопроса)...

Обсуждение

Мне сложно судить о Вашем ребенке, но мой мелкий, например, на детской площадке постоянно бежит вперед, смотрит назад, в итоге или спотыкается и падает, или врезается лбом в столб. Ну а уж воздеть руку вперед и с воплем "Туда!" ломануться куда угодно - это его коронный номер - только и успеваю ловить. У него СДВГ точно нет, у неврологов были, сказали - все ок, просто темперамент такой, плюс возраст.

Может быть, и нет. У Вас пока сирийский хомячок. Подождите с полгода еще, минимум полгода. У многих детей из ДД нет чувства опасности и самосохранения, как и у сирийского хомячка чувства края.)))

Грыса, свинка, котенок, посаженные на стол, не упадут - есть чувство края.

Что такое внимание? В основе любого психического процесса лежит какое-либо действие. Внешнее действие, которое первоначально происходило с участием сенсорных и моторных органов чувств, сворачивается и становится автоматическим, осуществляясь без внешнего выражения и речевого сопровождения. Внимание - это нечто, что происходит в головном мозге незримо. Это умственно-автоматизированное действие. Бессмысленно говорить ребенку: «Будь же, наконец, внимательным», когда он не видит и не воспринимает...

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на...

Как справиться с гиперактивным ребенком? Где набраться терпения родителям этого живого вечного двигателя, не способного даже пару минут спокойно посидеть на месте? И как реагировать на настойчивые рекомендации воспитателей или учителей проверить ребенка у невропатолога. Ведь нормальный ребенок не может быть таким неугомонным. Явно какая-то патология… Конечно, одна из главных задач родителей – следить за тем, чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался. Разумеется, мы прислушиваемся к...

Обсуждение

Ой, сложно с этим СДВГ, все что угодно может быть, может даже и не быть СДВГ, а просто реакция на что-то, ревность и т.п. Моему тоже невролог в 5 лет это написала, к 7 было шизотипическое расстройство под вопросом. Ну, много чего за это время случилось, конечно. Может и нет его...
А совет - терпение, терпение, терпение... И гнуть свою и только свою политику. Настаивать, убеждать в нужности, проводить вместе время (не просто рядом, а заниматься делами какими-то совместными).
Психиатров тоже боятся не надо, просто идти к ним в частном порядке и выбирать, выбирать заинтересованного.

Ввести ясный, четкий и жесткий режим дня
-написать и проговорить между взрослыми семейные правила- что можно, а чего нельзя. четко, ясно и понятно. всем вести всегда себя с ребенком в соответсвии с ними и требовать от ребенка их выполнения
-взрослым быть хозяином в доме и королем положения
-найти хорошего врача психиатра, а лучше двух, которые обследуют и будут лечить вашего ребенка

Диагноз «гиперактивный ребенок» по мировой статистике ставят 39% детей дошкольного возраста, но справедлив ли этот диагноз для всех детей, на которых висит этот ярлык? Cреди симптомов гиперактивности называют повышенную двигательную активность, излишнюю импульсивность и даже недостаток внимания. Но если рассматривать эти критерии, то хотя бы под один из них может подойти каждый ребенок. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые приоткрывает тайну человеческих свойств. Так большой...

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Гиперактивный ребенок. СНГВ - синдром нарушения внимания с гиперактивностью у ребенка. Если есть те кто добился хороших результатов в лечении таких детей с СДВиГ напишите пожалуйста и помогите мне. Мама 8летнего Во что играть с ребенком с СДВГ для...

Обсуждение

У нас мальчик 4 года и совсем не разговаривает, врачи говорили ждите до трех лет, не чего сказать не могут, сейчас как я сам понял уже у него гиперактивность, на месте не сидит, не чего не понимает и т. Д, но ходит на горшок иногда нет, как с ним заниматься в плане речевого развития

06.02.2019 20:15:59, Арман

Мой сын до 2го класса тоже самое делал, но не от отсутсвия внимания а от ума как оказалось. Ему было скучно. Показатели от ниже нормы перешли выше нормы. У многих родителей у кого развитые дети таже жалоба, я не вижу никакой проблему, ей скорее всего не интересно. Ну мой правда еще и клоуном работал, мне учителя по началу намекали что он скорее всего осталый и вываливали жалобы, теперь вижу восторг в глазах. У сына в классе деть с СДВГ. Тот ребенок не успевает ничего потому что занят тем что корчит рожы, убегает из класса, за ним бегают учителя, у него серьезные нарушения в сфере социального общения и агрессия.

Ваш малыш не может спокойно усидеть на месте ни минуты, носится, как угорелый и иногда от него у вас просто рябит в глазах.. Возможно, ваш непоседа относится к группе гиперактивных детей. Детская гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Такие дети постоянно в движении: теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на месте, жуют что-то, растягивают губы...

В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей. Сложности эмоциональной регуляции отмечаются у детей с СДВГ в большинстве случаев. Гиперактивные дети чаще впадают в...

Обсуждение

Окружение не принимает их, и они страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками.
Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Подобные проявления инфантилизма можно рассматривать как попытку адаптации на уровне, при котором дети с СДВГ получают меньше стрессорных воздействий.

У детей с СДВГ сложно складываются отношения и с взрослыми.
Социальное окружение требует от гиперактивного ребенка более предсказуемого,
стабильного и эффективного подхода к жизни, чем тот, который он может демонстрировать.
Неспособность регулировать поведение адекватно ситуации и соответствовать предъявляемым ожиданиям приводит к непредсказуемому, взрывному поведению.
В результате, одни дети все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, провоцируют конфликты, а иногда к их поведению примешиваются элементы клоунады.

Итак,
Актуальность проблемы
определяется высокой частотой данного синдрома в
детской популяции и его большой социальной значимостью.

У Вас может возникнуть вопрос: У каких детей можно встретить СДВГ?

Синдром дефицита внимания можно встретить
у детей с невротическими состояниями (тревожность, страхи),
у длительночастоболеющих детей,
при задержках психического развития,
моторной алалии,
раннем детском аутизме и др.

Синдром дефицита внимания довольно часто сопутствует синдрому гиперактивности. Его основное проявление - неспособность длительное время
оставаться в состоянии неподвижности.

Таким образом, СДВГ проявляется:
- двигательной гиперактивностью,
- импульсивностью поведения,
- трудностями концентрации и поддержания внимания,
- нарушениями обучения и памяти,
- проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Итак, мы выяснили, что детям с СДВГ
тяжело регулировать свою активность,
внимание и навыки социального взаимодействия,
чтобы приспособиться к рамкам конкретной ситуации.
Это приводят к частым проблемам, возникающих у них в общении и со взрослыми, и со сверстниками.

К теме гиперактивных детей. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Знак равенства между детьми с СДВГ и агрессивными, неадекватными детьми ставят только "защитники" агрессивных.

Обсуждение

Я так скажу,очень близко общаемся с мамой одного гиперактивного мальчика. Еще до года,да и после неоднократно им и педиатр, и главное невролог указывали на нарушения и прописывали им и лекарства и терапию...но ведь,как у нас заведено,каждая мать считает себя умнее врача,а своего ребенка самым гениальным и здоровым. основная часть таких мам детишек с неврологическими отклонениями,9 из 10,выйдя из кабинета врача и обругав дэбила-доктора,направляется в Интернет на форумы,где конечно им все в один голос вторят-конечно он у вас здоров и не пичкайте вы его лекарствами,а на врача идиота забейте!!! и что в итоге? а всё закономерно и предсказуемо! в ответе за здоровье и развитие вашего ребенка-только вы сами! не хотите давать лекарства и лечить-ради Бога! потом по прошествию нескольких лет эти мамы начинают искать виноватых в том,что к их нестандартному и особенному и уникальному неадекватному ребенку никто не может и не хочет подход найти,понять его,принять и помочь. все такие злые и безразличные. а кому это,простите,надо??? это ваш ребенок и ваши проблемы. и ваша вина в подобном результате. понятно,что ребенок не виноват,но всё ведь можно было исправить в свое время. у нас есть знакомая невролог и подобных рассказов я наслушалась предостаточно. и на опыте это вижу. этот мальчик знакомый на 6мес старше моего младшего сына. моему 3года,тому 3,5года. от всех диагнозов и лечения мамаша самая умная отказывалась,не хотела пичкать,все на характер и темперамент списывала,в итоге к 2годам они растеряли всех друзей,т.к мальчик реально невминяемый,неуправляемый,непо-слушный и непредсказуемый,с элементами агрессии внезапной и немотивированной. мамаша в свое время слала врачей далеко и надолго и всем твердила,что все они дэбилы,а сын здоров. а сейчас с ним на одной площадке играть стремно,он и толкнуть с горки может, и спихнуть с высоты, и камнем кинуть, и плюнуть, и укусить, и наброситься как волченок на др ребенка и укусить за лицо, и палкой в глаз ткнуть и посмеяться, и в волосы вцепиться и упасть на землю и валяться и истерить если не по-его... и очень-очень много таких ньюансов. так зачем я буду приводить своего нормального ребенка и спокойного на площадку с ним играть???зачем мне это надо??? если они бегут вдвоем к качели или просто играют-он обязательно толкнет моего,на горке я вечно боюсь отойти,чтоб он моего не столкнул с высоты,в песке,чтоб не обсыпал или не ударил...это не прогулка,а стресс для мамы и травмотичность для ребенка. и никому это не надо. все их сторонятся. и в сад он пошел в 2.10лет,походил 2мес почти и родители стали жаловаться на царапины,синяки и укусы, и воспитатель на неуправляемость и неадекватность такого ребенка. вызвали мамашу к директору и сказали-не садовский,забирайте. теперь дома с бабушками сидит. сад-это первая ступень для социализации,потом школа. и проблемы эти никуда не денутся,а с возрастом только усугубятся. а неврологи так говорят-всю неврологию снимать и корректировать до года надо,максимум до двух,пока мозг имеет огромную компенсаторную и восстановительную возможность и многие проблемы можно полностью ликведировать,а некоторые свести к минимуму,так чтоб потом не было проблем ни с развитием,ни с социализацией и общением. после двух это сделать очень сложно и полностью исправить невозможно. а многие до года-двух посылают невролога,после двух говорят,что дурак и не помогает то,что назначил. а потом все окружающие виноваты,бесжалостны и бесчувственны. а воспитатели и педагоги-вообще некомпетентны и не могут подход найти и помочь!!! а с чего бы это??? они и не должны этого делать!!! организация ориентированна на здоровых детей,а не на детей с отклонениями! для таких детей есть специальные заведения и педагоги и воспитатели с особым образованием! а обычные рядовые воспитатели не должны подстраиваться и искать подход. им за это не платят и не обучали. да и мало кому из мам понравится забирать своих детей с укусами и переломами. не думаю,что они войдут в положение и захотят понять... это маме такого ребенка нестандартного хочется,чтоб он и в сад как все ходил, и в школу, и чтоб все поняли и помогли, и были добрее и внимательнее. но с чего???? это маме этой умнее надо было быть в свое время,а не все вокруг теперь должны... не хотела в младенчестве слушать доктора-пусть теперь сама и отвечает за последствия и разгребает свои проблемы. ищет педагогов особых для особого ребенка,и учереждения. ни воспитателям это не надо лишний геморой,ни детям перспектива свернуть шею на горке или лишиться глаза... понятно,что он это не со зла и он не виноват,что родился таким,но и окружающие тоже ни в чем не виноваты и расхлебывать эту кашу не обязанны. имхо.

04.09.2013 12:16:55, НИКА.у меня есть два чуда

Не обрушивается внезапно «как снег на голову». Да и сама диагностика гиперактивности начинается задолго до того, как врач даст направление на обследование. Начинается она с наблюдения и анализа эмоциональных реакций и поведения малыша в повседневной жизни.

После бессонных ночей, истерик и проблем с адаптацией в коллективе, невольно возникает мысль о гиперактивности. К этому моменту родители, как правило, уже морально готовы к тому, чтобы провести комплексное обследование и диагностику. Поэтому не буду убеждать Вас в необходимости подобных мероприятий. Только напомню, что, чем раньше проводится диагностика гиперактивности и СДВГ, тем больше шансов (в случае, если диагноз СДВГ подтвердится) оказать своевременную помощь.

Однако, есть некоторые мелочи, помня о которых, Вы можете сэкономить значительную часть материальных средств и избежать ошибок.

Диагностика гиперактивности

Если быть точными, то диагноза «гиперактивность» не существует. Есть иные формулировки, например (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), и обозначают они не само заболевание, а одно из его проявлений. Подобные нарушения выявляются при диагностике различных заболеваний. Тем не менее, название «гиперактивность» прижилось. Чтобы не путаться в диагнозах, оставим его и мы. Итак:

Шаг 1.

Если у Вас есть подозрения на гиперактивность, проконсультируйтесь с доктором. Прежде, чем записаться к врачу, узнайте, какие специалисты есть в вашей детской поликлинике. Подойдут невролог, психоневролог или психиатр. Не помешает и консультация детского психолога. Если же с узкими специалистами напряженка, то уж участковый педиатр точно найдется. Он может дать направление для диагностики гиперактивности и СДВГ в районную или областную поликлинику, а, также, в диагностический центр. И это – абсолютно бесплатно.

Шаг 2.

Для постановки диагноза важно собрать информацию. Поэтому, первое, что сделает врач – проведет опрос. Вам и Вашему ребенку будут предложены вопросы с целью выявления важных симптомов и индивидуальных особенностей маленького пациента. Чтобы ответы на вопросы были максимально полными, подготовьтесь к посещению врача заранее. Понаблюдайте и проанализируйте обычные поведенческие реакции Вашего малыша в повседневной жизни:

  1. Как он ведет себя в группе детей?
  2. Во что и как играет?
  3. Соответствует ли развитие речи его возрастной норме?
  4. ли ребенок?
  5. Как он засыпает и спит?
  6. Имеет ли место двигательная расторможенность (гиперактивность)?
  7. Наблюдаются ли расстройства пищеварения?
  8. Беспокоят ли, и как часто, головные боли?
  9. Возможно, будет предложено пройти

Это – ценная информация, которая поможет врачу при постановке диагноза гиперактивности и СДВГ.

Шаг 3.

Для подтверждения диагноза СДВГ доктор порекомендует вам пройти обследование. Не пренебрегайте этим. В арсенале врачей имеются современные методы диагностики (ЭЭГ, М-Эхо, РЭГ, МРТ), которые, уж точно, не будут лишними.

Вы видите отклонения в поведении , но не знаете, какими внутренними причинами вызвана гиперактивность. А, в зависимости от причин, подбираются и различные способы лечения. Нервная система ребенка – слишком тонкая материя. И действовать наугад здесь опасно.

Вы можете выбрать наиболее приемлемый способ диагностики:

  1. Взять направление от узкого специалиста или педиатра на те виды диагностики, которые можно пройти в рамках бесплатного медицинского обслуживания.
  2. Лечь на обследование в больницу (опять же, по направлению врача).
  3. Провести все, назначенные врачом, обследования быстро, за свой счет, в любом медицинском учреждении, располагающем необходимым оборудованием.

Методы постановки диагноза гиперактивности и СДВГ

Для постановки диагноза гиперактивности или СДВГ требуется пройти обследования с непонятными названиями. Что же означают эти аббревиатуры и сокращения?

ЭЭГ (электроэнцефалография) – сегодня это самый достоверный и информативный способ исследования биоэлектрической активности мозга. Есть несколько видов исследования:

«Рутинная» - начальная диагностика, продолжительностью около 15 минут. Часто этого вида ЭЭГ оказывается достаточно, чтобы установить нарушения, вызывающие гиперактивность и СДВГ или их отсутствие. Пациент «как космонавт» усаживается в кресло, на голову надевается устройство с электродами, напоминающее по форме шапку. В течение процедуры врач может включить мигающую лампу, попросить Вас закрыть или открыть глаза, изменить дыхание.

Никакого дискомфорта этот вид диагностики не вызывает. А дети, и вовсе, воспринимают его как игру.

С депривацией (отменой) или сокращением ночного сна – если в этом есть необходимость. Обычная процедура ЭЭГ проводится в необычное время – когда пациент привык спать.

Длительная (продолженная) с регистрацией дневного сна – позволяет выявить изменения электрической активности мозга во время сна.

ЭЭГ ночного сна – дает возможность наблюдать, как меняются импульсы мозга в процессе засыпания, в разных фазах сна и на протяжении всех циклов, вплоть до пробуждения. Гиперактивность и СДВГ часто вызывают нарушения сна, и такое обследование помогает заметить их. В зависимости от состояния здоровья пациента, могут подключаться различные датчики и проводиться видеомониторинг.

Чтобы не пришлось проходить диагностику гиперактивности и СДВГ повторно, перед проведением электроэнцефалографии проконтролируйте, чтобы ребенок не был голоден и чтобы он оставался спокойным.

При этом нельзя применять успокаивающие и седативные препараты. Придется использовать смекалку: после пешей прогулки (до легкой усталости ребенка) - тихие занятия, мирная беседа. В конце концов - просто посадите к себе на колени и приласкайте малыша.

М-эхо (срединное эхо) – метод эхоэнцефалографии, основанный на отражении ультразвукового сигнала от срединно расположенных структур головного мозга. Благодаря тому, что разные ткани отражают ультразвуковые волны по-разному, врачи получают возможность оценить плотность мозговой ткани. М-эхо проводится лежа. Оно не требует особой подготовки и не вызывает негативной реакции со стороны пациента.

РЭГ (реоэнцефалография) – удобный способ исследования мозгового кровообращения. Данные о состоянии кровеносных сосудов головного мозга позволяют диагностировать как мелкие нарушения, так и серьезные заболевания и быстро принять меры, чтобы предотвратить опасные осложнения.

МРТ (магнитно-резонансная томография) – уникальный вид диагностики, который при помощи магнитного поля и радиоволн позволяет «увидеть» в трехмерном режиме даже самые мелкие части исследуемой области.

Магнитно-резонансный томограф представляет собой широкую трубу. В нее вкатывается кушетка с пациентом. Единственное неудобство – это непривычные звуки, издаваемые аппаратом (гудение и постукивание). Как говорила моя дочка: «Томограф «поет». Правда, слуха у него нет. Но мы ему об этом не скажем. Он, ведь, так старался!»

Для уменьшения дискомфорта уши можно заткнуть. А тем, кому боязно находиться внутри томографа, можно порекомендовать МРТ открытого типа. Там, вместо трубы, над кушеткой располагается лишь «козырек», или «крыша» с аппаратурой.

Как бы ни был серьезен диагноз гиперактивности и СДВГ, диагностика у детей имеет свои любопытные стороны (дети, вообще, народ любопытный)! Конечно, всякое медицинское обследование требует последовательности и терпения. Однако, стоит «разбить» его на несколько простых этапов и зарядиться позитивом, как утомительное, хлопотное и неприятное дело превратится в интересное приключение.

Если Вы уже миновали этап постановки диагноза, поделитесь своими впечатлениями. Возможно, у Вас появились собственные способы ускорить и удешевить диагностику, а, может, и сделать ее приятнее?

В понедельник в рамках институционального перехода состоялся мастер-класс Неробцевой О. И., учителя русского языка и литературы, которая рассказала коллегам из начальной и средней школ о методике работы с детьми с синдромом дефицита внимания. Как раскрыть потенциал таких детей, какие методы и приемы обучения будут эффективными, каким образом они смогут приобретать учебные навыки — вот те вопросы, обсуждению которых было посвящено время. Огромное спасибо Оксане Ивановне за готовность делиться своим бесценным опытом!


Неробцева Оксана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

«ННОУ «Частная школа «Золотое сечение»

Дети-катастрофа: обучение детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) русскому языку в средней школе.

В середине 19 века (1845 год) немецкий врач — психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. В 1880 психолог Вильям Джеймс подробно описал яркое проявление импульсивности обращавшихся к нему детей и взрослых, а также чрезмерную склонность к раздражительности. В 1902 году английский врач Джордж Стилл выступил с описанием таких пациентов перед публикой в Королевской академии и впервые поставил акцент на биологических механизмах развития заболевания, а не на «издержках воспитания», как было принято в то время. Из его уст впервые прозвучали и основные причины страдания: родовые травмы и наследственный фактор. С 60-х годов 20 века это состояние назвали ММД (минимальная мозговая дисфункция), с 80-х годов 20 века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию под названием СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Большинство ученых считают, что проблемы с обучением и памятью связаны с тем, что мозгу таких детей сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы (Дубровинская Н. В., 1985; Брязгунов И. П.; Касатикова Е. В; 2007г., Goldman M. et. al., 1998г; Parker H. S, 1998; Hadders-Algra M, 2002г.)

«Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, что является в данный момент серьезной социальной проблемой, т. к. встречается у большого количества детей (по данным исследования им страдают около 18% детей в России) и очень мешает их социальной адаптации», — пишет профессор Л. С. Чутко. На сегодняшний день опубликовано более 6500 работ на тему СДВГ (Medline), поскольку эта болезнь становится болезнью времени и прогрессирует.

Очень показательна для таких детей тяга к онлайновым играм с быстрой сменой кадров и событий, «стрелялки», что еще более усугубляет проявление заболевание. Как определить наличие СДВГ у ребенка? Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разработали критерии гиперактивности:

1. Дефицит активного внимания:

Не последователен, ему трудно долго удерживать внимание;

Не слушает, когда к нему обращаются;

С большим энтузиазмом берется за задание, но так его и не заканчивает;

Испытывает трудности в организации;

Часто теряет вещи;

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

Часто бывает забывчив.

2. Двигательная расторможенность:

Постоянно ерзает;

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;

Очень говорлив;

Импульсивен;

Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

Плохо сосредотачивает внимание;

Не может дождаться вознаграждения (если между его действием есть пауза);

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из всех перечисленных признаков и они держатся более полугода, то предполагается с большой долей вероятности, что ребенок гиперактивен. Считается, что часть гиперактивных детей «перерастают» свое заболевание, т. е. в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания (30-70%) при обязательном условии медикаментозно-психолого-педагогического воздействия.

Дети индиго (дети с двойной исключительностью — один функционально значимый дефицит компенсируется талантом и неординарностью мышления) чаще всего выделяется среди детей с СДВГ. С ними очень интересно работать в небольших группах. Среди общих рекомендаций по работе с учащимися с СДВГ особо следует отметить следующие:

Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса напротив доски;

Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске; -на определенный отрезок времени давать только одно задание;

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

Итак, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

1. по развитию дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Поскольку такой учебный предмет как русский язык требует большой степени усидчивости, внимания, кропотливости в работе, для учеников с СДВГ, к сожалению, он становится самым рудным и нелюбимым. Предлагаю элементы методики обучения русскому языку детей с СДВГ, апробированные мною в группах до 8 человек и показавшие высокие результаты:

1. Урок должен иметь одинаковую структуру в течение долгого времени (2 нед.— 1 мес.). Когда ребенок знает, какой этап следующий, то чувствует себя спокойно.

2. Лингвистическая разминка в начале урока обязательно прописывается в левом верхнем углу доски (мозговая зона фиксации внимания) с примерами на уровне слова в столбик. Если вы сразу начнете работу на уровне предложения или текста, то запустите механизм дисграфии. На этом уроке ребенок сделает много ошибок на перестановку букв, слогов, замены.

3. Во время лингвистической разминки, прописанной в столбик, задавайте вопросы на сравнение примеров по разным параметрам с целью зрительного сканирования записи сверху — вниз и наоборот. Постепенно расширяйте зрительное пространство слева направо, дописывая к первичным примерам необходимое для изучаемой темы урока.

4. Работа с текстом должна приходиться на середину урока. Перед этим этапом обязательно должна быть проведена полноценная физразминка в положении стоя. При работе с текстом используйте перфорированные заготовки. Постоянно увеличивайте плотность урока за счет работы в тексте выделителями различных цветов для стимуляции внимания.

5. Используйте в работе прием письма по памяти как средство для увеличения порога внимания. Можно давать один и тот же выученный пример с промежутками в 1-2 недели.

6. Используйте прием перемещения знаков (букв, слогов, слов) для составления единого целого (слова, предложения, текста) обязательно в конце урока с целью создания элемента целостной картины мира.

7. В течение урока русского языка ребенок с СДВГ может качественно написать в тетрадь не более 70-75 слов (5-6 кл.), 80-85 сл. (7-8 кл.), поэтому большее количество заданий должно быть преподнесено в форме распечаток. У детей с СДВГ чаще всего нечитаемый почерк, и если с ним не работать, то он исчезнет совсем к 14 годам не из-за лени и небрежности, а как проявление заболевания. Можно включать в работу каллиграфические задания с обводками по кальке небольших текстов до 40 — 50 слов объема.

Хвалите учеников индивидуально, а не весь класс. Большинство детей с СДВГ создают уникальные тексты, рисунки, прекрасно танцуют, поют, рассуждают. У учителя русского языка есть замечательная возможность не опустить руки, а развить эти таланты, поддержав проблемы физиологии.

Использованная литература

1. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Если у вас ребенок с моторчиком», СПб, «Детство-пресс» 2011г.;

2. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», «Наука и техника», 2010г.;

3. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова «Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях», «Психотерапия», Москва, 2008г.;

5. Л. С. Чутко «Школьная дезадаптация в клинической практике детского невропатолога», СПб, 2005г.;

6. Т. А. Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД», СПб, «Иматон», 1997г.