Приведите примеры реакций увеличение или уменьшение скорости которых имеет положительное. Вопрос: Приведите примеры реакций, увеличение или уменьшение скорости которых имеет положительное или отрицательное значение на производстве или в быту. Дайте поясне

Скорость химической реакции - изменение количества одного из реагирующих веществ за единицу времени в единице реакционного пространства.

На скорость химической реакции оказывают влияние следующие факторы:

  • природа реагирующих веществ;
  • концентрация реагирующих веществ;
  • поверхность соприкосновения реагирующих веществ (в гетерогенных реакциях);
  • температура;
  • действие катализаторов.

Теория активных столкновений позволяет объяснить влияние некоторых факторов на скорость химической реакции. Основные положения этой теории:

  • Реакции происходят при столкновении частиц реагентов, которые обладают определённой энергией.
  • Чем больше частиц реагентов, чем ближе они друг к другу, тем больше шансов у них столкнуться и прореагировать.
  • К реакции приводят лишь эффективные соударения, т.е. такие при которых разрушаются или ослабляются «старые связи» и поэтому могут образоваться «новые». Для этого частицы должны обладать достаточной энергией.
  • Минимальный избыток энергии, необходимый для эффективного соударения частиц реагентов, называется энергией активации Еа.
  • Активность химических веществ проявляется в низкой энергии активации реакций с их участием. Чем ниже энергия активации, тем выше скорость реакции. Например, в реакциях между катионами и анионами энергия активации очень мала, поэтому такие реакции протекают почти мгновенно

Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость реакции

При повышении концентрации реагирующих веществ скорость реакции возрастает. Для того чтобы вступить в реакцию, две химические частицы должны сблизиться, поэтому скорость реакции зависит от числа столкновений между ними. Увеличение числа частиц в данном объеме приводит к более частым столкновениям и к возрастанию скорости реакции.

К увеличению скорости реакции протекающей в газовой фазе приведет повышение давления или уменьшение объема, занимаемого смесью.

На основе экспериментальных данных в 1867 г. норвежские учёные К. Гульдберг, и П Вааге и независимо от них в 1865 г. русский учёный Н.И. Бекетов сформулировали основной закон химической кинетики, устанавливающий зависимость скорости реакции от концентраций реагирующих веществ-

Закон действующих масс (ЗДМ) :

Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях равных их коэффициентам в уравнении реакции. («действующая масса» – синоним современного понятия «концентрация»)

аА + bВ = cС + dD, где k – константа скорости реакции

ЗДМ выполняется только для элементарных химических реакций, протекающих в одну стадию. Если реакция протекает последовательно через несколько стадий, то суммарная скорость всего процесса определяется самой медленной его частью.

Выражения для скоростей различных типов реакций

ЗДМ относится к гомогенным реакциям. Если реакция геторогенная (реагенты находятся в разных агрегатных состояниях), то в уравнение ЗДМ входят только жидкие или только газообразные реагенты, а твердые исключаются, оказывая влияние только на константу скорости k.

Молекулярность реакции – это минимальное число молекул, участвующих в элементарном химическом процессе. По молекулярности элементарные химические реакции делятся на молекулярные (А →) и бимолекулярные (А + В →); тримолекулярные реакции встречаются чрезвычайно редко.

Скорость гетерогенных реакций

  • Зависит от площади поверхности соприкосновения веществ , т.е. от степени измельчения веществ, полноты смешивания реагентов.
  • Пример — горение древесины. Целое полено горит на воздухе сравнительно медленно. Если увеличить поверхность соприкосновения дерева с воздухом, расколов полено на щепки, скорость горения увеличится.
  • Пирофорное железо высыпают на лист фильтровальной бумаги. За время падения частицы железа раскаляются и поджигают бумагу.

Влияние температуры на скорость реакции

В XIX веке голландский ученый Вант-Гофф опытным путем обнаружил, что при повышении температуры на 10 о С скорости многих реакций возрастают в 2-4 раза.

Правило Вант-Гоффа

При повышении температуры на каждые 10 ◦ С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.

Здесь γ (греческая буква «гамма») — так называемый температурный коэффициент или коэффициент Вант-Гоффа, принимает значения от 2 до 4.

Для каждой конкретной реакции температурный коэффициент определяется опытным путем. Он показывает, во сколько именно раз возрастает скорость данной химической реакции (и ее константа скорости) при повышении температуры на каждые 10 градусов.

Правило Вант-Гоффа используется для приближенной оценки изменения константы скорости реакции при повышении или понижении температуры. Более точное соотношение между константой скорости и температурой установил шведский химик Сванте Аррениус:

Чем больше E a конкретной реакции, тем меньше (при данной температуре) будет константа скорости k (и скорость) этой реакции. Повышение Т приводит к увеличению константы скорости, это объясняется тем, что повышение температуры приводит к быстрому увеличению числа «энергичных» молекул, способных преодолевать активационный барьер E a .

Влияние катализатора на скорость реакции

Можно изменить скорость реакции, используя специальные вещества, которые изменяют механизм реакции и направляют ее по энергетически более выгодному пути с меньшей энергией активации.

Катализаторы – это вещества, участвующие в химической реакции и увеличивающие ее скорость, но по окончании реакции остающиеся неизменными качественно и количественно.

Ингибиторы – вещества, замедляющие химические реакции.

Изменение скорости химической реакции или ее направления с помощью катализатора называют катализом .

Большое влияние на ход химического процесса оказывает присутствие в нём посторонних веществ. Это – и стенки сосуда, в котором идёт процесс, и воздушная среда процесса, и специальные вещества, введённые в процесс и призванные воздействовать на его ход.

Те посторонние вещества, которые способствуют химическому процессу, называются катализаторами; которые тормозят процесс – ингибиторами.

Рассмотрим механизмы воздействия тех и других.

В основе этих механизмов лежат такие явления, как резонанс тепловых колебаний, деформация атомов и молекул и изменение электрического состояния.

Начнём с резонанса. Слипшиеся участки жёлобов разных атомов колеблются. Если эти колебания раскачивать, тоесть вводить их в резонанс, то это ускорит разрыв связей слипшихся участков и разделение атомов.

Раскачивать тепловые колебания можно бесконтактными и контактными способами.

Бесконтактный способ осуществляется с помощью света, видимого и невидимого.

Так хлорид серебра Cl 2 (Ag) и бромид серебра Br(Ag) разлагаются под воздействием света с выделением серебра Ag в чистом виде. На этом основана химическая фотография.

Вещества, породившие в данном случае свет, можно считать ускорителями (катализаторами).

При контактном способе колеблющиеся атомы ускорителя соприкасаются со слипшимися участками разделяемых атомов и молекул и раскачивают их в резонансе до полного разрыва. Это равносильно повышению температуры разделяемых частиц.

Пример. Бертолетова соль (K)Cl 2 (K)(O) 6 распадается на хлорид калия (K)Cl 2 (K) и чистый кислород O 2 при температуре 400 градусов. Но если молекулы бертолетовой соли соприкасаются с молекулами оксида марганца O 2 (Mg), то указанный распад происходит уже при температуре 200 градусов. Оксид марганца в данном примере играет роль ускорителя (катализатора).

Когда требуется не распад молекул, а соединение атомов в молекулы (тоесть обратный процесс), используется явление деформации элементов слипания.

Допустим, в обычном виде присасывающий жёлоб атома (или молекулы) – не удобен для слипания. Его можно сделать более удобным, если атом присоединить предварительно обратной стороной к атому (молекуле) катализатора.

Пример. В свободном виде и при нормальных условиях присасывающий жёлоб сернистого газа S(O 2 (круто изогнут и неудобен для слипания с дополнительным атомом кислорода (O. Если же молекула сернистого газа столкнётся с молекулой оксида ванадия O 5 (V 2) и прилипнет к ней своей серной стороной хотя бы на мгновение, вогнутый его жёлоб раскроется и к нему прилипнет дополнительный атом кислорода; возникнет триоксид серы S(O 2 (O(.

Данный химический процесс идёт при температуре 500 градусов. При таком нагреве молекулы атмосферного кислорода O 2 распадаются на атомы, а вновь образованные молекулы триоксида серы легко отрываются от оксида ванадия.

Оксид ванадия выступает в данном случае как ускоритель.

Ускоряющее (каталитическое) влияние на ход химического процесса электричества особенно выразительно при растворении веществ. В качестве ускорителей в таких случаях выступают растворители.

Сначала молекулы растворителя прилипают к поверхностным молекулам растворимого вещества и выдавливают с них электроны. На втором этапе выдавленные электроны внедряются между молекулами растворимого вещества и, как клин, разрывают их взаимные связи.

В результате растворимое вещество оказывается раздробленным на молекулы.

Механизмы замедлителей (ингибиторов), тормозящих химический процесс, - те же самые, только цели у них противоположные. Так свет, тепловые колебания и электроны, действуя в своём стиле, могут тормозить те химические процессы, в которых молекулы должны объединяться.


Цели: углубить и обобщить знания о скорости химической реакции; зависимости скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов; уметь экспериментально подтверждать влияние отдельных факторов на скорость химических реакций. Продолжить формирование таких логических приёмов, как наблюдение, анализ, сравнение и обобщение. Способствовать обучению специфическим умениям коллективной деятельности.


Вопросы ученикам: 1.Приведите примеры реакций, увеличения или уменьшение скорости которых имеет положительное или отрицательное значение на производстве, в быту или природе. 2. Чем измеряется скорость химических реакций в отличие от скорости в механике? 3. Как изменяется скорость химической реакции с течением времени, если не вмешиваться в ход её течения? 4. Что такое концентрация, почему ставят знак (-) перед формулой, для каких реакций верна формула? Дайте определение гомогенной и гетерогенной реакции? Приведите примеры. 1 этап.




2 этап. Исследовательская работа в группах. 1-я группа изучает влияние природы реагирующих веществ. 2-я группа влияние концентрации. 3-я группа влияние температуры. 4-я группа исследует влияние катализатора на скорость химической реакции. 5-я группа влияние площади поверхности реагирующих веществ на скорость гетерогенной химической реакции. Повторить правила техники безопасности!!!




Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Примеры и признаки химической реакции. Выводы об условиях, влияющих на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ Mg + HCl MgCl 2 +H 2 Быстрое выделение газа. Fe+HCl FeCl 2 +H 2 Медленное выделение газа Чем активнее металл, тем быстрее протекает реакция. Концентрация Zn+ HCl (1:1) ZnCl 2 +H 2 Быстрое выделение газа Zn+ HCl (1:5) ZnCl 2 +H 2 Медленное выделение газа Чем больше концентрация, тем быстрее протекает реакция. Температура Нагревание Zn+ HCl ZnCl 2 +H 2 Быстрое выделение газа. без Нагревания Zn+ HCl ZnCl 2 +H 2 Медленное выделение газа. Катализаторы MnO 2 H 2 O 2 H 2 O+O 2 быстро Без катализатора; H 2 O 2 H 2 O+O 2 медленно Чем больше температура, тем быстрее протекает реакция. В присутствии катализатора реакция протекает быстрее.


Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Примеры и признаки химической реакции. Выводы, об условиях, влияющих на скорость химической реакции. Площадь соприкосновения реагирующих веществ. Zn (порошок) +HCl ZnCl 2 +H 2 Быстрое выделение газа Zn (гранула) +HCl ZnCl 2 +H 2 Медленное выделение газа Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем быстрее протекает реакция.


4 этап обсуждение вопроса о важности изучения кинетики химических реакций. 1.Почему в кислороде вещества сгорают быстрее, чем в воздухе? 2. Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике? 3. Объясните принцип действия скороварки. 4. Как объяснить, что для разложения сахарозы в пробирке, подкисленный раствор надо кипятить, а в пищеварительном тракте этот же процесс протекает при температуре 37 градусов и значительно быстрее? 5. Какую продукцию вырабатывает химическая промышленность, которую получают на основе использования катализаторов? 6. Зачем нужны знания о скорости химической реакции?

Приведите примеры реакций, увеличение или уменьшение скорости которых имеет положительное или отрицательное значение на производстве или в быту. Дайте пояснения.

Ответы:

Коррозия металлов: происходит и химическим и электрохимическим путем на различных промышленных заводах. Следует избавляться от коррозии железных труб путем добавления легирующих элементов, лаков, красок и тд. Сделай лучшим)))

Похожие вопросы

  • Помогите пожалуйста, напишите какие изобразительно-художественные средства есть в прозе "Последнее свидание"" Тургенев, с примерами =)
  • Знайди 1дробь 2 от 1ц;1 дробь 5 от 1т;1 дробь 10 от 1 кг
  • почему не все твои действия доставляли тебе удовольствие
  • Выразите 305.702кг в центнерах и килограммах
  • В параллелограмме KMNP проведена биссектриса угла MKP,которя пересекает сторону MN в точке Е.а)докажите что треугольник KME равнобедренный.б)Найдите сторону КР,если МЕ = 10 см,а периметр параллелограмма равен 52 см. плииз
  • 1. Для плавления 2 кг меди, взятой при температуре плавления, потребовалось 420 кДж теплоты. Определите удельную теплоту плавления меди.
  • Даны пары строк из поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри". В каком примере рифмующиеся слова стоят в разных падежах? А) Не слышно пенье в поздний час / Молящих иноков за нас. Б) Я видел горные хребты, / Причудливые, как мечты... В) Все это смутной чередой / Вдруг пробегало предо мной. Г) Змея скользила меж камней; / Но страх не сжал души моей... Д) Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!
  • 1. Future Simple (Indefinite) Заполните предложения по смыслу глаголами из списка, которые нужно поставить в правильную форму:work, borrow, remember, take, know, talk, have, take, become 1. It __________ him an hour to get to school. 2. My friend __________ a doctor in two years. 3. She __________ in the library when she graduate from the Institute. 4. The grandfather __________ his umbrella if it isn’t raining. 5. Tom and Ann __________ a long conversation. They haven’t seen each other for a long time. 6. I wonder what they __________ about. 7. He __________ any money from his friend. He got his salary yesterday. 8. They __________ the result in a week. 9. I __________ this day all my life. 10. __________ you __________ again next year?