Профессиональный коуч. Что такое коучинг. По стилю проведения выделяют два вида коучинга

Коучинг – это особый тренинговый метод, направленный на достижение четко обозначенных целей (под этим не подразумевается общее развитие личности или множества качеств, а качеств, исключительно необходимых для достижения конкретно обозначенных целей). Предполагает совместную работу с коучем, человеком, являющимся тренером в данной области (жизненной или профессиональной).

Коучинг и наставничество имеют больше общих смысловых позиций, чем развитие и менторство, то есть имеют четкую фокусировку направления деятельности, вместо расширенного плана улучшения.

Виды разновидностей тренингового метода

Имеется множество видов коучинга, в зависимости от сферы его применения, и главными тут являются жизненный коучинг (лайф) и корпоративный коучинг (профессиональный). Первый очень близок по своим приемам и во многом граничит с психологией, специалисты, практикующие данное направление могут быть сертифицированы во многих смежных специализациях (медицина, социология, преподавание), но при этом не являться чистым представителем ни одной из них.

Простыми словами коучинг, связанный с профессиональной деятельностью, обычно касается улучшения эффективности сотрудников, проводится для корпораций или же для управляющих лиц, с целью развития навыков лидерского управления, а также получения критической обратной связи от консультанта по особенностям ведения бизнеса.

Применять методики коучингового развития можно при подготовке спортсменов к соревнованиям и при выборе карьеры, даже при выработке стратегии выполнения домашних заданий.

Коучинг по управлению своими финансовыми потоками (актуальный для больших фирм и сведения семейного бюджета), а также коучинг здорового образа жизни (помогающий поддерживать здоровье или справляться и учиться жить с хроническими заболеваниями) не столь распространенные, но очень эффективные стратегии. Зачастую в таких узких ответвлениях даже нет именования тренера коучем, чаще их называют консультантами или же коуч-методики используют доктора и экономисты, но суть заметных положительных изменений от этого не меняется.

Часто подобные методики подвергаются критики морали, поскольку в основу положено достижение цели, часто пути и способы при этом не учитываются. Кроме того, в отличие от деятельности сходных направлений (психотерапия, социология), коуч следует четким алгоритмам работы и требует от клиента неукоснительного соблюдения советов, тогда как деятельность в этой сфере не является законодательно утвержденной, а регламентацию действий и результатов проводит лишь Федерация Коучей.

Определения коучинга разнообразны, и включает в себя формирование окружающей среды человека таким образом, чтобы движение к цели приносило удовольствие, создание условий развития, неотъемлемость длительных отношений между клиентом и коучем, поскольку во многом коучинг и наставничество сходны. Сюда же относится определение коучинга как системы взаимодействия социальных и личностных, профессиональных и творческих способностей и одаренностей всех участников процесса для получения максимальной дальнейшей выгоды.

Чтобы избежать путаницы понятия, что такое коучинг, следует разграничить коучинг, тренинг, консалтинг и психотерапию (именно эти направления чаще всего путают между собой и уходят неудовлетворенные результатами из-за первоначального ошибочного выбора).

Итак, в тренинге существует определенный сценарий и рекомендации от ведущего по наилучшим стратегиям поведения, то есть вы берете готовый ответ и учитесь применять его к своей жизни.

В коучинге готовых ответов нет, и консультант вместе с вами будет искать наилучшие пути решения. Поиск этих путей решения, поддержка, консультации и направление вас в вашем движении коуч совершает до момента достижения (именно это является критерием окончания работы, а не потраченное время или количество сеансов).

В этом есть отличие от консалтинга, где вы получите консультацию и рекомендации, после чего больше никто не принимает участия в жизни клиента, оставив выбранные приемы на его собственное рассмотрение и для того, чтобы получить новые советы, необходимо устанавливать новые отношения. Пожалуй, больше всего сходства по выстраиванию партнерских отношений у коучинга с психотерапией, однако если для терапевтической сессии характерно довольно обширное внимание к травмам прошлого, то в коучинге все внимание сосредотачивается на настоящем моменте и стремлении к будущему.

Коуч-сессии могут быть единоразовыми (или периодическими), когда клиент обращается с конкретной проблематикой – такой вид считается вольным стилем. В противовес ему существует процессный коучинг, когда затрагивается множество различных проблем, связанных или нет между собой, для решения которых разрабатывается отдельная программа, продолжительность которой может быть годичная или более.

Типы затрагиваемых проблем обычно делятся на поведенческие (когда возникает необходимость некоторых реакций, например, неуверенности при большом количестве людей), эволюционные (предполагающие личностное развитие или развитие как профессионала), трансформационные (затрагивающие экзистенциальные проблемы смысла и своего предназначения).

Коучинг, как форма обучения, эффективна при работе с негативными эмоциональными состояниями, такими как затянувшиеся обиды, неконтролируемый , патологическая и переработка их в позитивные (это не обязательно подразумевает исключение данных эмоций из испытываемого спектра, но позволяет направлять их в полезное для личности русло). Высокие результаты коуч-стратегий для формирования устойчивости к внешним травматичным событиям, сохранения целостного самовосприятия и поддержания адекватной самооценки (как и ее повышения), а также в борьбе с зависимостями (в отношениях или химическими).

В лайф-коучинге можно выработать необходимые личностные качества (уверенность и позитивность, и преданность), устранить нежелательные или деструктивные. Также можно работать с поведенческими стратегиями, привычками, способностью управлять своими внешними проявлениями и внутренними состояниями. Но помимо таких четких целей, предоставляется возможность разобраться в своем жизненном пути, сформировать сами цели, к которым возникнет желание стремиться и преодолеть непредвиденные критические жизненные изменения, сбивающие прежние ориентиры (развод, военные действия, смена профессии, и многие другие).

Бизнес коучинг

Это одно из популярных ответвлений деятельности данного направления представляет собой взаимоотношения на профессиональном уровне между коучем, как специалистом по развитию (бизнеса или профессиональной компетенции отдельного сотрудника) и клиентом (руководителем, менеджером по персоналу, индивидуальным работником с поставленными личными целями). Так же как и лайф-коучинге, происходит постоянная поддержка, сопровождение и разработка стратегий достижения целей и эти отношения длятся ровно столько, сколько требуется времени для достижения заявленных потребностей.

Наиболее востребован бизнес-коучинг среди руководителей среднего бизнеса, где нет возможности нанять достаточно большое количество специализированных сотрудников, и приходится за всем следить самому.

Проблемы могут возникать от недостатка знаний в какой-либо из сфер (тяжело совмещать в себе бухгалтера, мотивирующего психолога и менеджера по закупкам, одинаково владея всеми навыками), от загруженности и невозможности уследить за всеми процессами (это может быть и неверное распределение задач, огрехи , так и недостаток отдыха). Из нерабочих моментов довольно часто большое влияние на успехи дела оказывают личные отношения, которые неизбежно возникают при ведении небольшого бизнеса – коллеги становятся друзьями, начальник знает, чем болеет ребенок сотрудницы, а к рабочему процессу подключаются члены семьи, что окончательно спутывает понимание происходящего.

Коуч способен взглянуть на ситуацию в целом и в перспективе развития, вычленить слабые места (и не всегда это будут чисто рабочие моменты, иногда личная жизнь влияет значительно существеннее). После постановки проблематики и выделения целей для работы, составляется план по повышению эффективности компании, с учетом обнаруженных тормозящих факторов.

Корпоративный коучинг не исключает индивидуального коучинга каждого сотрудника, с целью его продвижения или обучения, улучшении , коммуникации в коллективе, построения личной эффективной концепции работы или же усиления необходимых качеств (усидчивости, стратегического мышления или лидерских качеств). Подобная деятельность немного напоминает психолога, специализирующегося на психологии труда, с той разницей, что психолог должен обеспечить максимально правильные условия для деятельности, тогда как коуч способен заняться реорганизацией всего коллектива и поиском тех моментов, которые будут приносить сотрудникам радость от выполняемой работы. Также, коуч никогда не уйдет просто, увидев результаты, обычно после проведенной им работы остаются новые инструкции по работе с командой, реорганизована сама корпоративная культура и четкий план дальнейших действий.

Проводить бизнес-коучинг может внутренний коуч компании, имеющий должность и обязанности в организации, и отвечающий за продуктивность вверенных ему процессов (обычно так происходит в больших холдингах). Там, где нет возможности держать коуча на постоянной основе действует механизм приглашенного внешнего консультанта, работа которого в организации заканчивается при достижении целей (обычно к услугам специалистов прибегают, когда компания находится в кризисе). Но не стоит надеяться на специалистов, поскольку любой руководитель является коучем для своих сотрудников, способный поднять их мотивацию или разобраться в регрессирующих процессах.

Узких специалистов бизнес-коучинга приглашают для преобразования имеющегося проекта или открытия нового, при установлении партнерства или повышении мотивации персонала. Но немаловажными могут оказаться советы и вмешательства также при составлении рекламных продуктов, установлении ценовой политики, поскольку на подобные моменты часто имеет влияние внутреннее восприятие человека, его личные амбиции и комплексы, что может породить неэффективную расстановку приоритетов.

Эриксоновский коучинг

Проблематика обучения человека эффективным жизненным стратегиям всегда была прерогативой психологов, и именно отталкиваясь от основ изучения функционирования мозга и психики, были разработаны ведущие принципы коучинга. Мэрилин Аткинсон, изучившая работы Милтона Эриксона основала университет, где все желающие смогли бы обмениваться и развивать уже имеющиеся в этом направлении данные (на данный момент это аккредитованное образовательное учреждение). Сам Эриксон разрабатывал концепции психотерапии и , используя в жизни принципы, ранее не появлявшиеся в научных кругах. Именно эти идеи позволяли человеку изменить не только рабочие моменты и некоторые черты своей личности, но и целиком свою жизнь, взяв под контроль ее проявления и дальнейшее течение.

Методы, не подходившие под концепции психотерапевтических школ, шокировали, но работали. Основой их было поиск оптимального решения, отталкиваясь от ситуации, которая уже сложилась, без излишних компаний в прошлом и поиске причин. Первый и основной курс Эриксоновского университета был построен на консультировании по поиску решений, с применением и гипнотерапии. Начиная с этого момента, стало проводится обучение коучингу, где за основу стало движение человека вперед и преобразование его жизни в лучшую сторону. Консультанты, практикующие этот новый вид, не стремились ни к поиску глубоких первопричин кризиса, ни к обозначению всех проблемных факторов, их взгляд всегда устремлялся в будущее, считая, что не имеет значения искать, где человек подхватил насморк, гораздо лучше начать его лечить, даже не зная причин.

Эриксоновский коучинг обязан своим названием тому, что базируется на принципах и методах, разработанных Милтоном Эриксоном. Первостепенной среди них является вера в каждого человека и наличие у него всех необходимых ресурсов для разрешения собственной проблемной ситуации, а коуч является лишь направляющей функцией, задавая вопросы, помогающие найти выход. И следующим является понимание того, что абсолютно любой человек способен к изменениям к внутренним, своей жизни, бизнеса или любой другой части, при этом способен довольно быстро заметить результаты изменений.

Помимо этого, если вникнуть в модель эриксоновского коучинга, можно распрощаться с нападками тех. Кто считает данную модель аморальной. Базис выхода к изменениям строится на гармоничном сочетании четырех разнополюсных понятий: науки и искусства, отношений и планов, стратегий и инноваций, а также материального и духовного. И именно поддержание одинаково высокого уровня развития и взаимоперехода этих частей способствует гармоничному развитию.

Модели

Как и в любой системе, способствующей развитию человека, в коучинге существуют свои модели, являющиеся основой сессии. Это набор техник, позволяющих видеть ситуацию целостно, а не отдельные ее составляющие, поскольку не всегда та зона, которая является проблемной, требует реорганизации, может требоваться участие в других областях. Также эти модели позволяют самому коучу не поддаваться влиянию искажающих факторов и оставаться в адекватном происходящего. Модель не одна, поскольку само направление актуально в работе с различными зонами человеческой жизни и впитало в себя принципы различных теорий – это дает вариабельность применения и исключение неэффективных для конкретной ситуации действий.

Общие принципы для всех коучинговых моделей заключаются в установлении открытых и доверительных отношений (основа для них полная конфиденциальность полученной информации и происходящих процессов), формулирование целей и ценностей строится на интересе, ожиданиях и потребностях клиента, вне зависимости от убеждений консультанта. Этому способствует еще один объединяющий принцип – первоочередным шагом всегда будет детальный опрос клиента и ознакомление с ситуацией, а также последующее обучение самостоятельным действиям.

Выбирать наработанные модели, отсеивать из них наиболее подходящие личному стилю коуча или комбинация имеющихся не снижает эффективности, но рождает всегда новый подход. Придя с одинаковым запросом к пяти разным специалистам, вы получите пять различных стратегий.

Самая распространенная модель GROW, включающая этапы:

– определение и постановка краткосрочных и долгосрочных целей;

– изучение ситуации на данный момент;

– изучение и поиск имеющихся возможностей для реализации поставленных целей;

– определение будущих действий, включающее обозначение, как самих действий, так и их временного промежутка, а также участвующих лиц.

Самостоятельное применение модели, даже зная ее этапы весьма затруднительно, поскольку для получения новой информации необходим взгляд с другой стороны, и это не взгляд коуча. Его задача состоит в задавании большого ряда вопросов, помогающих человеку самому увидеть ширину ситуации, новые возможности и риски.

Техники

Техники – это тот инструмент, при помощи которого достигаются цели клиента, обозначенные в запросе. Их арсенал велик, а подчас они рождаются в процессе сессии, но есть основные, которые подойдут везде.

Основной техникой являются вопросы, поскольку прямые советы не входят в концепцию самой системы. Вопросы позволяют узнать ситуацию и заставить человека рассуждать, задумываться. Для такого не подходят однозначные закрытые вопросы, следует ставить вопрос таким образом, чтобы он порождал ответ, похожий на маленький рассказ, а далее уточнять при помощи вопросов такого же плана.

Следующий важный инструмент – это шкалирование, может касаться как эмоционального состояния (тревога на уровне восьми из десяти), так и положения дел (прибыль составляет четыре уровня из десяти). Помогает не только для установки текущей позиции и картины мира у клиента, но и необходима в постановке целей.

Коучинг – максимально конкретное занятие, и формулировки «повысить самооценку» слишком размыты, возникает необходимость установить на каком уровне самооценка сейчас, и какого уровня человек желает достичь. Далее можно детализировать, устанавливая временные сроки и ставя в приоритет показатели.

Еще один вариант шкалирования – это временная линия, где на условных временных отрезках намечается план достижения цели, его основные этапы. Техника хороша, чтобы разгрузить восприятие больших и сложных ситуаций, когда долгий проект или тяжелую работу разбивают на вполне обозримые кусочки, достижение которых видно и запланировано.

Если коуч видит, что мешает собственное сопротивление клиента, то используется техника «а что если?», где предполагается, что называемые человеком трудности устранены. Действует она в обход сознания и трезвого рассудка, чем выпускает много творческой энергии на разрешение вопросов. Также хороша техника выявления истинных ценностей, когда человеку на каждый ответ задается вопрос «что ценного в этом для вас?» и так до тех пор, пока череда диалога не упрется в тупик – именно последнее и будет истинной ценностью клиента. Обнаружение таких ценностей дает понимание, почему проваливаются остальные, например, когда основная ценность отношения, может систематически рушиться карьера, в угоду сохранения этих отношений.

Самая длительная техника – это колесо коучинга, требующая визуального (при помощи разделения круга на сектора) представления картины жизни клиента, где каждая часть будет олицетворять определенную сторону (дружбу, деньги, здоровье, семью и так далее) с условными обозначениями уровня развитости этой части. Так выявляются сферы, требующие внимания, а также дается возможность гармонизировать жизнь, когда особо непонятно в чем причина неуютного самоощущения.

Это лишь перечень основных техник, которые можно комбинировать между собой и с другими, часть из них отлично подойдет для самокоучинга или чтобы разобраться с текущей ситуацией, часть требует непосредственного участия коуча. Не смотря на простоту одних и сложность других, эффективность никак не зависит от длительности и потраченных ресурсов, более важна точность применения, иногда один простой вопрос способен дать человеку огромное вдохновение и понимание изменения ситуации.

Должен постоянно совершенствоваться и расширять спектр своих навыков. Кроме того, в условиях информационной перегрузки важно уметь структурировать знания и выделять из них самое важное. В этом и во многом другом человеку помогают коучи. Сегодня мы узнаем, кто это такие, что они делают, и как самому освоить профессию коуча.

Кто такой коуч?

С каждым годом слово «коуч» все плотнее входит в жизнь преуспевающих людей. Особенно это касается тех, кто работает в крупных организациях или управляет ими, интересуется психологий, личностным ростом и хочет достичь в жизни больше, чем подавляющее большинство. Так кто же такой коуч? Говоря по-простому, коуч - это специалист, который помогает людям ставить себе цели и быстро добиваться их.

Термин «коуч» произошел от английского слова coach, которое в переводе означает грузовой транспорт. Это понятие иллюстрирует движение человека из одной точки в другую. Коуч помогает ученику раскрыть его скрытые способности, поверить в себя и отбросить все ненужное на пути к достижению цели. В отличие от тренера, профессиональный коуч не только дает человеку необходимую информацию и набор инструментов, но и приводит его к желаемому результату. Таким образом, коуч несет ответственность за свои действия и за конечный успех его сотрудничества с учеником.

Что такое коучинг?

Как вы уже догадались, коучинг - это способ обучения, задачей которого является достижение конкретной цели. Коучинг проводится коучем и предполагает его тесную работу с учеником. Занятия могут проводиться как «один на один», так и в группах людей, объединенных схожими целями. Несмотря на некоторые сходства с другими видами обучения (тренинги, семинары и прочее), коучинг-обучение кардинально отличается от них. На тренинге, к примеру, ученику даются определенные рекомендации, которые могут ему помочь в достижении целей. Воспользуется он ими или нет - его личное дело. На коучинге акцент делается именно на результате. Коуч помогает человеку не просто получить определенные навыки, но и научиться действовать, побороть все психологические барьеры, лень, страх и прочее.

Каких целей можно достичь с помощью коучинга?

В принципе, это могут быть абсолютно любые цели, с которыми сталкивается современный человек. Самые популярные из них:

  • Успех в каком-либо начинании выражается конкретным результатом.
  • Достижение финансовой независимости выражается конкретной суммой дохода.
  • Преодоление комплексов, развитие необходимых качеств может выражаться в осуществлении действия, невыполняемого ранее.
  • Достижение спортивных результатов и так далее.

Зачем нужен коучинг?

У многих возникает вопрос: «Неужели нельзя самостоятельно достичь своих целей?» Конечно же, можно, но на это способны далеко не все. Кроме того, даже самый целеустремленный человек на своем пути ошибается, «набивает шишки», делает лишние действия и тратит гораздо больше времени, чем мог бы. Чтобы ускорить процесс достижения цели, обращаются к коучу. Есть и такие люди, которые вовсе не способны поставить себе цель и взять за нее ответственность. При этом они хотят жить хорошо, но не понимают, как к этому прийти. Они также обращаются к коучу за помощью.

Как происходит коучинг?

Начинается все с того, что коуч оценивает текущее положение вещей. Он расспрашивает ученика о его проблемах, задачах и жизни в целом. На основе полученной информации коуч вместе с учеником определяет цели - сначала мелкие, затем более серьезные. Затем коуч прорисовывает ученику путь достижения этих целей. Остается лишь последовать рекомендациям и радоваться своим успехам. Как раз на этом этапе и возникают основные трудности. Простой тренер сказал бы, что это не его проблемы, но коуч должен довести дело до конца.

Проблема состоит в том, что многие люди, обращаясь к коучу, хотят изменить свое положение, не меняя себя. Иными словами, они думают, что, заплатив деньги за обучение, они инвестируют в свой успех. Естественно, без собственного труда ничего не выйдет. Как правило, чтобы решить проблему, нужно изменить себя, поработать над своим мировоззрением и перебороть все эмоциональные барьеры. Люди часто бросают свои затеи на полпути только потому, что эти затеи перестают вкладываться в их привычную, комфортную картину мира.

Немаловажным аспектом в процессе становления клиента является плата, которую он несет за уроки коуча. Когда человек заплатил за какую-либо гипотезу деньги, вероятность того, что он ее реализует, гораздо выше, чем если бы все было бесплатно. К примеру, увидев полезный совет в интернете, человек будет выбирать: проверить его или нет. А когда у человека возникает вопрос: «Делать или не делать?», мозг всегда пытается склонить нас к менее энергозатратному варианту. Заплатив за совет личные деньги, человек с большей вероятностью выберет активную позицию. Коуч - это тот, кто может сгенерировать полезный совет и помочь клиенту сполна раскрыть его личный потенциал.

Сессия

Период занятий с коучем называется сессией. Каждая сессия включает в себя выявление черт характера, привычек и моделей поведения человека, которые мешают ему на пути к успеху. Затем идет замена этих черт на более эффективные, актуальные и грамотные. Коучинг-обучение - это весьма трудоемкий процесс как для учителя, так и для ученика. Самое сложное, с чем сталкивается человек, - осознание того факта, что его проблемы связаны не с отсутствием знаний, а с недостатком личностных качеств. На протяжении всего коучинга ученики неуклонно испытывают дискомфорт, ведь им приходится делать что-то новое и менять свои привычки. Решить старую проблему можно только с новым подходом к ней.

Каким должен быть коуч?

Коуч в обязательном порядке должен преуспеть в том направлении, в котором он работает со своими учениками. К примеру, человек, который ничего не понимает в бизнесе, не может привести к успеху в этой сфере своего ученика.

Кроме личного успеха, коуч должен обладать рядом качеств, без которых ему в данной профессии будет очень сложно:

  • коммуникация;
  • интеллектуальное развитие;
  • желание помогать людям;
  • способность к анализу человеческого характера;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение преодолевать трудности;
  • креативное мышление;
  • оптимистический настрой;
  • активная жизненная позиция ;
  • уверенность в себе.

Часто люди, объединяющие в себе перечисленные качества, даже и не думают о том, чтобы стать коучем, и направляют свою энергию на личное развитие. И наоборот - многие, позиционируя себя как коуч, не готовы реально довести учеников до результата.

Как стать коучем?

В высших учебных заведениях не учат на коучей. Базой для этой профессии может послужить образование психолога или управленца. Существуют частные школы коучей, которые за несколько месяцев готовят людей к этой профессии. Затем при желании можно пройти дополнительное, более специализированное обучение. Но, кроме образования, как вы уже поняли, каждый коуч должен иметь свои личные достижения и быть экспертом в той или иной области жизни.

По мнению экспертов, на заре своей карьеры каждый специалист должен сам пройти коучинг. Для этого желательно найти в своем городе пример коуча с богатым опытом и воспользоваться его услугами. Это не только позволит лучше прочувствовать нюансы профессии, но и достичь того самого успеха, без которого авторитет преподавателя может оказаться под сомнением.

Коучу не обязательно иметь огромное количество дипломов, сертификатов, наград и прочих атрибутов. Главное, чтобы он умел довести ученика до результата. Если человек обладает такими навыками, он будет востребован даже без каких-либо регалий.

Сколько зарабатывают коучи?

Коуч - это творческая профессия, поэтому уровень дохода в ней может колебаться в очень широком диапазоне. Как можно догадаться, все зависит от профессионализма коуча, его опыта и популярности. Как правило, оплата труда происходит по часам. То есть за разговор с клиентом коуч берет определенную сумму, и так при каждой встрече. Час работы с коучем может стоить как 1000 рублей, так и несколько тысяч долларов. Иногда коучи трудятся на предприятиях в отделе по работе с персоналом. В таком случае они могут получать фиксированную заработную плату.

Преимущества и недостатки работы

Профессия коуча имеет такие преимущества:

  • востребованность и актуальность;
  • высокий уровень заработной платы;
  • работа интересная и творческая;
  • свободный график;
  • возможность помочь людям и получить от этого моральное удовлетворение;
  • возможность удаленной работы;
  • возможность работы «на себя»;
  • постоянный рост и развитие личных навыков.

Без недостатков здесь также не обходится:

  • профессиональным коучем может стать далеко не каждый;
  • обучение на коуча в престижном учебном центре стоит дорого;
  • после работы со сложными клиентами может возникать психологическое истощение;
  • ответственность за жизненный путь учеников.

Где можно работать коучем?

Основных способов такой деятельности три. Разберем каждый отдельно.

Частная практика . Это самый комфортный и перспективный вариант. Однако прежде чем заняться частной практикой, необходимо создать себе хорошую репутацию и обширную клиентскую базу. Плюсом такой деятельности является свобода действий. Коуч сам может выбрать, с каким клиентом работать, по какой цене предлагать свои услуги и насколько сильно загружать себя работой.

Коуч-центр . Это неплохой вариант для тех, кто только начинает свою карьеру коучинг-тренера. Компания будет предоставлять своим сотрудникам достаточное количество клиентов для нормального заработка и профессионального роста. Конечно, часть прибыли (обычно порядка 50%) коуч вынужден будет отдавать организации. Это своеобразная плата за пользование репутацией компании.

HR -отдел в крупной компании . На сегодняшний день практически в каждой крупной фирме, независимо от отрасли, есть штатные коучи, которые работают с персоналом разного звена. У таких сотрудников обычно фиксированная заработная плата, и установленный график работы.

Международная федерация

Самым значимым документом, который коуч может предъявить в доказательство своей профессиональной компетентности, является международный сертификат коуча полученный в ICF (International Coach Federation, что переводится как Международная федерация коучей). Данная организация является крупнейшим всемирным ресурсом для коучей и тех, кому нужна помощь коуча. Она была основана практически два десятка лет назад и внесла огромный вклад в развитие данной профессии.

Основные цели Международной федерации коучей:

  • Создание профессиональных кадров. Обучение коучей происходит по всему миру в представительствах федерации и учебных центрах, получивших ее аккредитацию.
  • Коммуникация между членами федерации. Постоянно проводятся встречи, конференции, расширение местных представительств.
  • Сохранение надежности и качества коучинга. С этой целью организация регулярно развивает программы для юридического обеспечения, аккредитации и регулирования работы специалистов.

Международная федерация коучей исповедует форму работы, при которой учитывается личный и профессиональный опыт клиента. Каждый из учеников рассматривается как целостная, ресурсная и творческая личность. Согласно идеологии федерации, коучи должны:

  • обнаруживать и придерживаться целей, к которым стремится клиент;
  • стимулировать его самостоятельные открытия;
  • выявлять решения и стратегии, разработанные лично клиентом;
  • всегда считать клиента надежным и ответственным.

На каждой встрече с клиентом, последний выбирает предмет разговора, коуч слушает и вносит свои поправки в те или иные суждения. Такая модель взаимодействия приводит к повышению активности ученика и его стремлению к реальным действиям. При этом много внимания акцентируется на точке, в которой клиент находится сейчас, и той, к которой он стремится. Пройдя курс обучения в учебных заведениях, аккредитованных в ICF, коуч должен дать этическую клятву.

Заключение

Итак, сегодня вы выяснили, что коуч - это человек, который помогает другим людям быстрее достичь личного или профессионального успеха. На сегодняшний день это очень актуальная и быстроразвивающаяся профессия. Бизнес-тренер, коуч и психолог - люди, услуги которых пользуются спросом даже в самые неблагоприятные времена. Вот почему многие хотят стать коучем. Что для этого нужно сделать, мы сегодня выяснили.

Сегодня мы узнаем что такое коучинг и в чем секрет его эффективности. Коучинг нельзя назвать обычным консультированием или тренингом. Да, этот метод много взял из психологического консультирования и позаимствовал элементы тренинга, но у него есть свои отличительные особенности, выраженные в этой технике.

Определение значения

Что такое couching?

Прежде всего, стоит разобраться, что заложено в понятие коучинга. С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять» . Почему именно такое название получил метод? Дело в том, что его истоки лежат в области спорта. А методологические принципы и техники были позаимствованы из организационной, позитивной, когнитивной психологии.

Коучинг – это метод, объединяющий принципы консультирования и тренинга, но не в классическом виде . Прежде всего, отличие заключается в том, в коучинге основное место отводится не наставлениям, а мотивированию клиента к изменениям.

Профессиональный коуч (тренер в коучинге) никогда не будет давать каких-либо жестких рекомендаций . Он вместе со своим клиентом ищет ответы на вопросы, которые возникают в процессе консалтинга. Именно поэтому главный инструмент коуча – это искусство задавать вопросы, позволяющие постепенно подвести клиента к верному выходу. В процессе своеобразного интервью он помогает человеку раскрыть свой потенциал и максимально развить его.

В коучинге признается, что никто не знает так о личных проблемах, как сам человек, поэтому именно он должен отыскать верное решение. А коуч в этом процессе исполняет роль проводника. Обучиться коучингу в России возможно в нескольких организациях, например обучение предлагает Национальный институт профессионального коучинга , они дают хорошее образование и расположены в Москве.

В коучинге вся работа построена на четырех этапах, каждый из которых нужно пройти для достижения устойчивого результата :

  1. Постановка цели.
  2. Проверка на то, является ли поставленная цель реальной.
  3. Разработка плана реализации цели, в который следует включить пути достижения.
  4. Непосредственно реализация цели – этап воли.

Коучинг – это система взаимодействия, направленная на быстрое достижение позитивных результатов . В режиме «здесь и сейчас» коуч совместно с клиентом ищет пути достижения четко поставленной цели, например, в сфере работы, личной жизни или саморазвития. Но, к сожалению, коучинг не сможет помочь тому человеку, который не хочет никаких изменений. Это выражается в том, что он желает получить результат, но при этом не готов предпринимать никаких действий, ища оправдания своей пассивности.

Ключевые понятия коучинга

С самим понятием мы разобрались. Есть еще и другие понятия, существующие в рамках метода:

  • Клиент. В качестве клиента может выступать как индивидуальное лицо, так и организация. То есть, это человек, пользующийся услугами коуча и ожидающий позитивных результатов. Британские тренеры еще могут называть клиента игроком.
  • Сессия – процесс беседы коуча с клиентом, происходящий по определенно выстроенной структуре.
  • Формат коучинга – это, непосредственно, само взаимодействие или средство взаимодействия тренера и клиента.

Кстати, в коучинге для эффективного расслабления, способствующего открытости сознания к поиску верных решений и позитивным изменениям, могут использоваться элементы йоги, дыхательные упражнения и даже НЛП.

Кто основал метод

Появлению коучинга мы обязаны Тимоти Голви. В своей книге «Внутренняя игра в теннис», изданной в 1974 году, он сформулировал концепцию этого метода. Основная идея заключается в том, что главный соперник спортсмена – это не другой человек или какие-то обстоятельства. Препятствием на пути к достижению цели становится так называемый «противник в голове» . Именно он мешает реализации целей.

Коуч выступает в качестве наставника, который, однако, ничего не навязывает своему клиенту. Он учит игрока самостоятельно искать пути достижения заявленных целей путем преодоления внутренних препятствий. Когда человек этому научится, ему больше не нужен будет тренер.

В 1992 году Джон Уитмор продолжил развивать идеи коучинга, применив их к менеджменту и бизнесу. Свои размышления он воплотил в книге «Коучинг высокой эффективности».

Нельзя не упомянуть и о Томасе Дж. Леонард. Он стал основателем Университета коучей и еще ряда организаций, обучающих и объединяющих тренеров, практикующих метод коучинга.

Самые популярные разновидности

Сегодня известны разные виды коучинга, которые разрабатывались по мере развития этого метода, исходя из необходимости адаптации его к определенным условиям или сфере применения. Его можно классифицировать по нескольким параметрам:

  1. По количеству участников:
  • Индивидуальный коучинг.
  • Групповой (или корпоративный).
  1. По области применения:
  • Бизнес-коучинг. Его предназначение – отыскать эффективные пути реализации целей компании. Коуч обязательно должен работать как с руководителями организации, так и с группами сотрудников.
  • Карьерный коучинг. Его цель может заключаться в сопровождении клиента в поиске им работы, в оценке профессиональных возможностей и компетенций, в выборе наиболее действенного пути развития и пр.
  • Лайф-коучинг. Предполагает индивидуальную работу с клиентом. Человек может обратиться к коуч-тренеру с разными проблемами: в работе, личных взаимоотношениях, самооценке, здоровье. Вместе с коучем клиент ищет пути позитивных свершений в проблемных аспектах жизни.

Современные технологии раскрывают широкие возможности как для клиента, так и для самого тренера. Если ранее был доступный только очный формат коучинга (личная встреча), то теперь успешно внедряется и заочный формат. Например, все популярнее становится телефонный коучинг и через интернет с использованием социальных сетей, программ.

С этой статьей читают:

Десять лучших бизнес-коучей России

Совместное исследование журнала «Секрет фирмы» и компании «Амплуа».

Коучи - это советники наоборот. Они консультируют топ-менеджеров, но получают деньги за вопросы, а не за ответы. «Секрет фирмы» и компания «Амплуа» провели исследование и представляют десятку лучших бизнес-коучей России.

Эти люди не несут никакой ответственности за результаты своего труда. Они очень редко вмешиваются в работу тех, кому помогают. Иногда они наносят прямой вред компаниям - бывает, что после работы с ними лучшие менеджеры вдруг принимают решение сменить работодателя. При этом бизнес-коучи зарабатывают хорошие деньги: размер их среднего гонорара за последние два года увеличился на 10% и сейчас составляет примерно $500 в час (в исключительных случаях до $3 тыс.).

Чем же они занимаются? Этого часто не знают даже сами заказчики. «Многие клиенты не понимают сути нашей профессии, - говорит коуч Александр Савкин. - В их представлении нет никакой разницы между коучингом и «дрючингом»».

На самом деле разница есть. Бизнес-коуч - это консультант, помогающий менеджеру в достижении целей (на профессиональном языке подопечного называют «коучи»). Коуч может использовать в работе любые методы воздействия, лишь бы подопечный достигал своей цели сам. Среди работающих на рынке специалистов выделяются так называемые психологи, считающие, что смысл их деятельности - изменить глубинные поведенческие установки подопечного. И есть «технологи», полагающие, что нужно воздействовать на рациональную сторону его натуры. «Существует множество образов профессии: коуч может быть доктором, нянькой, спарринг-партнером, ментором-наставником и даже дорогостоящим «собеседником по вызову»», - считает профессор бизнес-школы ESMT Константин Коротов. «С одной стороны, коуч - это персональный аудитор, проверяющий, насколько эффективно человек идет вперед, - говорит управляющий партнер компании «Амплуа» Юлия Ужакина. - С другой - диггер, побуждающий подопечного искать скрытые резервы для решения своих задач».

Востребованность коучинга в кризис не должна удивлять: чем ближе менеджеры к исполнению своих профессиональных и личных целей, тем лучше идут дела у их работодателей. Именно поэтому большую часть доходов - как в России, так и во всем мире - коучи получают от корпоративных заказчиков. Однако, обращаясь за помощью к бизнес-коучу, компания рискует получить кота в мешке: из-за высокой популярности такие услуги начали предоставлять все кому не лень. «Вместо коуча вам может попасться тренер, который унюхал, что на коучинг есть спрос, и переправил себе визитку», - говорит Юлия Ужакина.

Компания «Амплуа» и «Секрет фирмы» решили снять завесу тайны с профессии и выяснить, кто они - лучшие российские бизнес-коучи. Мы ввели строгий ценз для кандидатов: рассматривали только тех, кто получил специальное образование в области коучинга, имеет личного супервайзера (то есть собственного коуча) и практикует на русском языке. Лучших из них мы выбрали на основании двух показателей. Во-первых, посчитали, сколько часов коуч проработал с клиентами за последний год - это говорит о его опыте и востребованности на рынке. Во-вторых, вычислили соотношение положительных и отрицательных клиентских отзывов о коуче - эта цифра, по нашему мнению, свидетельствует о качестве работы консультанта. Таким образом, у лучших практиков российского рынка большой опыт работы сочетается с хорошими клиентскими отзывами.

В список не попали известные тренеры, для которых коучинг является непрофильной услугой, а также некоторые распиаренные персоны, например авторы бестселлеров о коучинге: они не смогли предоставить данные о клиентах.
Итак, представляем десять специалистов - звезд российского коучинга (в нашем списке они расположены в произвольном порядке).

Переверзева Ирина

Возраст: 56 лет
Стаж в профессии: 8 лет
Средняя стоимость часа работы:$300-400

«В коучинг идут две категории людей, - говорит профессор ESMT Константин Коротов. - Это либо топ-менеджеры, желающие решить собственные проблемы, либо психологи, которые устали работать с больными людьми».

Директор департамента организационного развития компании Human Factors Ирина Переверзева - коуч-психолог. Она окончила психфак МГУ, защитила диссертацию по психологии и долгое время работала по специальности. На вопрос о том, кто ни при каких условиях не может стать ее клиентом, Ирина лаконично отвечает: «Психически больной человек». Основной задачей бизнес-коуча она считает не просто помощь клиенту в достижении цели, но и формирование необходимого для него поведения. Нужное поведение достигается с помощью множества методик, но Ирина чаще всего использует так называемое ролевое прототипирование, то есть вписывание проблемы подопечного в тот или иной сюжет. «Женщина-руководитель, окруженная мужским коллективом, говорит мне, что чувствует себя Красной Шапочкой, несущей пирожки через страшный лес с волками, - приводит пример Переверзева. - Я спрашиваю, станет ли лес более безопасным, если что-то изменить в сюжете, скажем, пригласить в команду охотника. На следующей сессии мы встречаемся, проговариваем сюжет снова, и волков становится меньше».

Яковенко Галина

Возраст: 50 лет
Стаж в профессии: 11 лет
Средняя стоимость часа работы: $600

У руководителя направления организационного коучинга компании «Тренинг-бутик» Галины Яковенко интересная специализация. Она уделяет особое внимание развитию эмоционального интеллекта у топ-менеджеров.

Как считает Галина, эмоции часто определяют результат действий сотрудника: в одном эмоциональном состоянии он может решить поставленную перед ним задачу, в другом - нет. «Проблема в том, что в современном деловом мире эмоции отвергаются», - говорит бизнес-коуч.

Развивать эмоции, как полагает Галина, нужно, меняя убеждения. По ее мнению, эмоциональный мир человека - это сложная структура, связанная с мировоззренческой картиной - комплексом представлений о самом себе и своем месте в мире. «Если происходящее вокруг соответствует ей, человек испытает положительные эмоции, если нет - ощущает эмоциональный дискомфорт», - поясняет коуч.

Недавно к Галине обратился владелец компании, который пожаловался на безынициативность нового топ-менеджера. Начав работать с менеджером, она выяснила, что тот от властного голоса своего жесткого босса впадал в состояние тревоги. Убедив подопечного в том, что критика и агрессия - это разные вещи, Галина смогла сгладить противоречия между управленцами и добиться от топ-менеджера проявления инициативы.

Савкин Александр

Возраст: 47 лет
Стаж в профессии: 16 лет
Средняя стоимость часа работы: $300-500

«Энергичный, живой и сексуальный» - так описывает себя глава Института коучинга Александр Савкин. Насчет последнего ничего сказать не можем, но в двух других качествах ему точно отказать нельзя. Савкин в работе - настоящий ураган.

Его профессиональное кредо: «Реально все, о чем ты можешь подумать и что для тебя важно». Именно поэтому он готов браться за решение самых сложных проблем. «Моя главная профессиональная компетенция - бесстрашие, - говорит Александр. - Я не боюсь умереть ради выполнения задачи». Это не пустые слова: в своей работе Савкину регулярно приходится многим рисковать.

Как-то раз он заключил пари со своим заказчиком - президентом Mirax Group Сергеем Полонским (у его компании дела тогда шли в гору). Полонский хотел уволить директора по продажам, которая не показывала нужного результата, а Савкин предложил свои услуги в качестве коуча этого менеджера. «Если она после месяца работы с тобой не сумеет заработать $1,5 млн для компании, я расскажу всем, что ты плохой консультант, а ты встанешь на ее место с минимальной зарплатой, - предложил Полонский. - Идет?» «Идет!» - ответил Савкин и приступил к решению задачи.

Оказалось, что для ее выполнения требовался не только индивидуальный, но еще и групповой коучинг. Чтобы директор по продажам смогла достичь нужного результата, необходимо было улучшить ее взаимодействие с подчиненными. «Для достижения синергетического эффекта я работал не только с ней, но и индивидуально с ключевыми продавцами», - говорит Савкин. Усилия бизнес-коуча дали свои плоды: через месяц отдел продаж принес компании $1,7 млн. «Умирать» не пришлось.

Бремон Валери

Возраст: 48 лет
Стаж в профессии: 4 года

Внешне управляющий партнер компании Do It Evolution Валери Бремон совсем не похожа на барабан. Но практикующая в России француженка почему-то чувствует внутреннее сходство с этим музыкальным инструментом.

«Чтобы издавать звук, барабан должен быть пустым. Чтобы подопечный добивался результатов, коуч не должен навязывать клиенту себя», - поясняет Бремон. По ее мнению, искусство коучинга заключается в том, чтобы задавать вопросы подопечному. Так можно довести «коучи» до исступления, но Валери непреклонна: если человек не может сам ответить на свой вопрос, консультант ему не поможет. Значит, у человека нет либо цели, либо желания ее достичь.

Путь в профессию для Валери тоже начался с вопроса. Будучи вице-президентом по слияниям и поглощениям в крупной французской корпорации, она прошла курс коучинга и обнаружила, что ей нравится заниматься развитием людей, а не покупкой компаний. Она спросила себя: «Чему я хочу посвятить себя - коучингу или M&A?» Выбрав коучинг и получив необходимые сертификаты, Валери задалась другим вопросом: «Как достичь успеха в новой профессии?» Ответ оказался неожиданным: «Надо переехать в Россию!» Наша страна была непаханым полем для коучинга, и Валери имела все шансы закрепиться на нем: в 1980-х она окончила филфак ЛГУ и прекрасно владела русским. Бремон прилетела в Москву и стала предлагать компаниям свои услуги. «Я хотела не только сделать карьеру, но и поднять российский коучинг на новый уровень», - говорит она.

Все сложилось легко - уже в первые месяцы ей удалось найти клиентов. О желании поднять российский коучинг на новую высоту она тоже не забыла. Валери планирует сделать это посредством ролевой игры «во взаимопомощь», в которой сотрудники сами возьмут на себя роль коучей. Раскрывать правила она отказалась, однако большую часть игрового времени участники будут задавать друг другу вопросы.

Самольянов Олег

Возраст: 44 года
Стаж в профессии: 8 лет
Средняя стоимость часа работы: $700-1400

«Способность к стратегическому мышлению, постоянство, структурированность, интровертность» - это отнюдь не описание требований к аудитору. Таким видит самого себя Олег Самольянов.

Будучи руководителем направления компании Exect Partners Group, он считает, что эти качества очень важны для его работы: коучу в первую очередь требуются аналитические способности. «Коучинг - это технология решения жизненных задач, нацеленная на достижение подопечным лучшего будущего», - поясняет Самольянов.
Эту задачу Олег решает с помощью разных технологий. Так, для структурирования работы он использует консалтинговые программы Coach2 и CoachCertified. Методы определяют и особенности задач, над которыми трудится Самольянов. Его подопечными становятся топ-менеджеры второго эшелона крупных корпораций. «С ними можно выдавать конкретный результат к определенному сроку, - говорит коуч. - В отличие от сложностей у первых лиц, их трудности чаще связаны с особенностями компании». Недавно Олег помог одному менеджеру адаптироваться на новом месте. Управленец пришел из организации с другой культурой. Одни сотрудники приняли его «на ура», другие - в штыки. Самольянов помог выработать ему нейтральный стиль управления, чтобы ублажить критиков и не потерять доверие сторонников.

Вобликова Елена

Возраст: 37 лет
Стаж в профессии: 9 лет
Средняя стоимость часа работы: $500
Елена Вобликова - «быстрый» коуч. В среднем ее проект состоит из шести встреч с клиентом (у других - около десяти). Такая скорость - следствие особого взгляда Елены на методы коучинга.

Она считает, что консультант в ходе работы может провоцировать клиента на самостоятельный поиск решения своих проблем. «Коучинг - это взаимодействие двух людей, в ходе которого один человек создает другому условия для развития, - объясняет Вобликова. - Иногда ради этого приходится ставить подопечного в некомфортное положение».
Такая тактика позволяет ускорить процесс. Например, во время одной из сессий клиент начал жаловаться Елене, что подчиненные не выполняют задачи, которые он перед ними ставит, и спросил консультанта: «В чем проблема? Как ваш коучинг может поспособствовать ее решению?» Вобликова ответила холодным молчанием, словно собеседника вообще не существовало. Он снова задал свой вопрос, но ее реакция была прежней. «Кажется, я понимаю, что такое коучинг, - сказал руководитель после пары минут раздумий. - Вы хотите, чтобы я сам сформулировал суть своей проблемы?» В конце концов менеджер пришел к выводу, что причина заключалась в нем самом: он был свято уверен, что подчиненные понимают смысл его заданий, хотя на самом деле это было не так.

Павличенко Елена

Возраст: 48 лет
Стаж в профессии: 11 лет
Средняя стоимость часа работы: $500

«Коуч - это либо спортивный тренер, который натаскивает клиента на успех, либо автобус, перевозящий человека от одной остановки на дороге жизни к другой, - считает Елена Павличенко. - Моя роль - вторая».

На профессиональном языке то, чем занимается Павличенко, называется «трансформационным коучингом». Для наглядности она предлагает другую метафору: «У гусеницы есть возможность стать бабочкой, а у каждого топ-менеджера есть определенный потенциал к изменению себя». Павличенко трансформирует клиента, перенастраивая в ходе совместных сессий его «ментальную карту» - комплекс представлений о мире и себе.
Поскольку потенциал «коучи» к изменениям ограничен, Елена чрезвычайно разборчива в выборе клиентов. Она не подписывает контракт, не пообщавшись с подопечным лично. «Не проникшись к человеку эмпатией, я не смогу разбудить в себе желание ему помочь», - объясняет Павличенко. Вызвать в ней это желание можно, выполнив три условия. Клиент сам должен хотеть измениться. Его «локус контроля» должен быть направлен во внутренний мир (то есть источник своих проблем подопечный должен искать в себе). «Наконец, я предпочитаю работать с личностями, находящимися на высокой стадии развития, - говорит Елена Павличенко. - Мне интересно, чтобы гусеница уже была в коконе».

Ферреро Анна

Возраст: 43 года
Стаж в профессии: 11 лет
Средняя стоимость часа работы: $150-350

Конек Анны Ферреро - работа с кадровым резервом. «Испытываю огромное удовольствие, когда подопечного повышают по службе», - говорит она. Развивает резервистов Анна необычными методами.

Так, она признается, что верит в силу интуиции. «Я всегда стараюсь установить невербальный контакт с «коучи», прочувствовать, на что он способен, а на что - нет», - утверждает она. За этим почти мистическим подходом стоит прагматическое соображение. «Входя в интуитивную связь с подопечным, я временно забываю все, что знаю о нем, - объясняет Анна. - Тем самым избавляюсь от власти первого впечатления, что помогает оценить потенциал человека более объективно и глубже вникнуть в ситуацию».
Метод дает неплохие результаты. Не так давно ей удалось решить проблему HR-менеджера, которая яростно сопротивлялась своему назначению на должность HR-директора. «Настроившись» на свою подопечную, Анна почувствовала, что женщине мешает ее страх. «Чего вы боитесь?» - спросила она коучи. Оказалось, что менеджер опасается оказаться хуже своего предшественника. «Она думала, что новый HR-директор должен во всем копировать старого, - говорит Ферреро. - Мне удалось убедить ее, что у каждого менеджера свои сильные качества. Сейчас она успешно работает».

Кузнецова Алла

Возраст: 47 лет
Стаж в профессии: 6 лет
Средний чек: $300-500

Управляющий партнер компании 3 Way Coaching Алла Кузнецова - представитель социальной группы, которую принято называть «глобальными русскими». Она смогла достичь успеха как в Америке, так и в России.

Главное влияние на карьеру Кузнецовой всегда оказывало образование, которое она получала. В 1990 году бывший преподаватель английского языка уехала в США. Получив в Колумбийском университете степень в области менеджмента, в 1997-м она возглавила Центр генома человека при этом же университете. Не имея бэкграунда в биологии, она создала команду из более 60 высококлассных ученых. В 2003 году Кузнецова ушла из центра. Пройдя практический курс коучинга в Колумбийском университете, Алла решила поменять профессию. Для этого пришлось вернуться в Россию. «Коучинг - это межличностное взаимодействие между консультантом и «коучи», - говорит Кузнецова. - Человеку иной культуры заслужить доверие американского подопечного очень трудно, а работать с русскими эмигрантами мне было неинтересно: рынок маловат».

Покорение российского рынка Алла начала в 2004 году, и оно далось ей легко. Но зато сейчас ее считают одним из лучших специалистов по карьерному развитию. Недавно она взялась за новое направление, оказавшееся востребованным менеджерами-экспатами, - кросскультурный коучинг.

Попова Ирина
Возраст: 35 лет
Стаж в профессии: 10 лет
Средняя стоимость часа работы: $100-300

К управляющему партнеру компании Action Space Training Group Ирине Поповой клиенты приходят с двумя вопросами: «Зачем я живу?» и «Что мне делать?». Это логично: Ирина специализируется на целеполагании.

Для нее самой дорога в профессию началась с кризиса в постановке целей. Попова владела небольшой компанией, предоставлявшей полиграфические услуги. Бизнес вышел на пик развития и начал приносить прибыль без деятельного вмешательства владелицы. Чтобы понять, чем заняться дальше, Ирине нужно было ответить на вопрос, какова ее цель в жизни.

Ответ, который она нашла, кажется наивным: «Я хочу сделать этот мир немного лучше». Но он не только подтолкнул ее к тому, чтобы заняться коучингом, но и повлиял на выбор методов. Запутавшимся в выборе цели подопечным Ирина задает три вопроса: «Каков мир сегодня и что будет с миром в ближайшем будущем? Что важно для мира сейчас и что будет важно спустя некоторое время? Чем вам нравится заниматься?» Тем самым она пытается убить сразу двух зайцев: найти востребованную окружающим миром деятельность, которая одновременно нравилась бы и клиенту. Выгоду получают и клиент, и мир.

    Профессор философии Мэрилин Аткинсон является главным автором трилогии Наука и Искусство Коучинга. Она изобрела и разработала многие из понятий, процессов и процедур, с которыми вы встретитесь в книгах. Является признанным во всем мире коучем и разработчиком, консультантом для многих организаций, основным тренером нейролингвистического программирования (НЛП) и психологом. Большая часть карьеры Мэрилин прошла в работе с людьми и организациями, которым требовалась поддержка и консультирование в проектировании и обучении, ориентированному на решение коучинг. Она постепенно раскрывала знание о подходах, которые вы можете найти в ее книгах, и практиковала их в своих курсах на четырех континентах.

    Мэрилин является резидентом Канады, жителем Ванкувера. Она-основатель и президент Международного Эриксоновского Университета, который проводит сертифицированные Международной Коучинговой Федерацией коучинговые программы. На протяжении всей своей карьеры с1985 года она помогла в становлении14 обучающих эриксоновских центров, расположенных по всему миру, где преподавала ориентированный на решение коучинг и проводила консультации. Мэрилин также известна как тренер НЛП и профессиональный коуч, лидер и автор.

    Ее практические, системные коучинговые навыки и стратегии были названы Золотым Стандартом Коучинга.

    Рае Т. Чоис является профессиональным сертифицированным трансформационным коучем Международной Коучинговой Федерации. Ее миссия — пробудить гения в своих учениках и других людях. Опыт Рае составляет более чем2500 часов коучинга, она широко известна своим пристрастием к коучингу и является удивительным трансформационным коучем, тренером и консультантом, который вдохновляет свою аудиторию во всем мире. Кроме того, Рае является коучем Международного Эриксоновского Колледжа, она обучала и курировала работу сотен коучей-тренеров из разных стран. Рае хорошо знаком трансформационный процесс. Она — жена, мать двух сыновей, информационный предприниматель, друг, волонтер, долгосрочный ученик и т. д. Рае испытала"полярность жизни", ей довелось пройти через многое в школе жизни.

    Увеличивая свой международный опыт, уровень образования и репутацию долгосрочного ученика, Рае Чоис предлагает широкий диапазон программ и услуг, включая Трансформационный Коучинг тет-а-тет, групповой коучинг, телеклассы, обучение онлайн и персональный коучинг.

    За пределами религиозных и политических движений есть одно главное движение развития человека в современном мире — коучинг. Эта книга поможет вам приобрести те навыки, которые нужны вам для реализации творческих способностей, повышения личной эффективности, достижения ваших целей, а также поможет узнать ваши ценности, чтобы двигаться к самому важному в жизни.

    Книга написана легко. Она доступно показывает этапы постановки эффективных коучинговых вопросов и ответов на них. Принимая во внимание разнообразие человеческих стилей и реакций, книга даст возможность почувствовать силу и значимость применения коучинговых тактик и подходов. Когда вы закончите ее читать, знайте, что вам удалось сделать первый шаг к овладению основами того, что мы называем самым важным набором жизненных навыков.

    Авторы подробно останавливаются на магии открытых вопросов, открыли секретные интонации трансформации, уточнили, как использовать рамки для наших стремлений, указали на приоритеты — на чем нужно концентрироваться во время трансформационной коммуникации, как создать дизайн своей мечты, какова внутренняя гармония логических уровней, как изящно завершить коммуникации и перейти к действиям, а также какова твердая позиция в коммуникации и как проанализировать трансформационные разговоры на основе коучинговых подходов, ориентированных на решение. Книга наполнена упражнениями, примерами, кейсами, схемами и рисунками, что значительно повышает эффективность от ее изучения.

    Вы получите настоящее удовольствие от этой книги, а также реальную пользу и новые идеи для личного развития. «Пошаговая система коучинга» будет интересной и полезной для всех читателей.

Введение

Цель книги

Мы, коучи Международного Эриксоновского Университета — Мэрилин Аткинсон и Рэй Т. Чойс, с гордостью хотим представить вам вторую книгу серии "Наука и искусство коучинга" — "Пошаговая система коучинга". Ее появления ждали многие, поскольку она подробно разъясняет, "что и как необходимо сделать" в эффективном коучинге и трансформационной коммуникации.

В первой книге, которая называется "Внутренняя динамика", были представлены устойчивая система взглядов и выигрышные положения, направленные на формирование представлений о коучинге, который можно определить как программу человеческого развития, а также несколько упражнений и процессов, регулирующих осознание значимости коучинга для людей в XXI веке. В ней предложен подход, рассматривающий использование коучинга для развития умственных способностей и природного интегративного мышления с целью построения такой целостности. Также представлены четыре ключевых аспекта любого проекта, которые служат основным плацдармом для того, чтобы избежать негативного мышления при его реализа-ции. В первой книге были представлены четыре квадрантных визуализации, иллюстрированных в виде кристаллов, которые разъясняли макроэлементы коучингового видения и цели.

Вторая книга предлагает практику развития навыков, "запуск коучинговой стрелы". Эта метафора служит для объяснения и детализации эффективного коучингового разговора. Так же, как и "кристалл" из первой книги был направлен на понимание сути макроэлементов, коучинговая "стрела" во второй книге поможет читателю детализировать и выстроить порядок микроэлементов эффективной коучинговой коммуникации. Если следовать за "стрелой", то откроется дорога, которая проведет читателя через содержание этой книги и раскроет суть эффективной коучинговой беседы, выдвинув ее на первый план.

Получив информацию с помощью структур "кристалла" и "стрелы", коуч может построить общее представление о том, каким образом он или она спланирует самые действенные и полезные элементы коммуникации.

Несмотря на подробное описание, структура "стрелы" является толь-ко введением в базовую структуру коучинговой коммуникации. Каждая такая коммуникация уникальна, так как людям предлагается поддержка очень широкого спектра. Коучи, ориентированные на поиск устойчивого решения проблем, используют целую комбинацию коучинговых про-цессов (трансформационное развитие посредством изучения природы мышления) и коучинговые инструменты (структура пошагового опроса, помогающая человеку стремительно двигаться вперед к самому важно-му выбору или открытию).

Эта книга ориентирована несколько в ином направлении, этапы пос-тановки эффективных коучинговых вопросов и ответы на них — главные элементы фокуса. (В нашей следующей третьей книге будут описаны коучинговые процессы.)

Инструменты коучинга — привлекательное направление, они увлекают нас в самое сердце мыслительного процесса. Мы встаем на путь пла-нирования вопросов, которые на первый взгляд могут показаться про-стыми, однако на самом деле предлагают отличные варианты своей реализации. Мы любуемся пейзажем долин и гор нашего мышления, и видим разницу между коммуникациями.

Принимая во внимание разнообразие человеческих стилей и реакций, книга поможет вам почувствовать качество применения коучинговых тактик. Она, по сути, откроет для вас около 10% коучинговых инструментов, которым можно научиться благодаря обучающей программе Международного Эриксоновского Университета "Наука и искусство коучинга".

Даже для того чтобы представить эти 10%, необходимо собрать мно-жество примеров, которые покрывали бы различные направления деятельности и давали шанс для истинного совершенствования.

В этой книге также представлены иллюстрированные карты и вербальный обзор фактических коучинговых сессий.

Мы довольны уровнем детализации, потому что хотим поддержать вас, читателей, хотим, чтобы вы полностью погрузились в изучение коу-чинговой "стрелы".

Наша главная цель — развитие мотивации и стимулов к повседневному изучению коучинговых материалов с помощью практики и упражнений с использованием вербальных примеров.

Мы познакомим вас с ключевыми отличительными признаками, чтобы вы могли составить общее представление о них и рассмотреть перспективы на будущее, а также почувствовать значимость элементов трансформационных коммуникаций во всех сферах жизни. Предупреждение: это чувство заинтриговало уже многих студентов, которые приняли участие в ближайшей доступной программе "Наука и искусство коучинга". Окунувшись однажды в сердце этой работы, люди понимают, что намного эффективнее обучаться трансформационному коучингу на практике, нежели читая о нем или разговаривая.

Вторая наша цель, входящая в пошаговую практику, — вовлечение читателя в увлекательное интерактивное путешествие, которое поможет открыть связь между основными ключевыми элементами во всех систе-мах трансформационного развития. Принимайте участие в индивидуаль-ной практике и практике в парах, и вы начнете развивать базовую систе-му, корни которой будут уходить в одни из самых популярных сегодня устоявшихся коммуникационных и схожих теорий.

Используя такие инструменты в процессе обучения коучингу, вы обо-гатите свой внешний и внутренний мир.

Когда закончите читать эту книгу, знайте, что вам удалось сделать первый шаг к овладению основами того, что мы, наши коллеги и выпускники Эриксоновского Университета, называем самым важным набором жизненных навыков. На самом деле мы верим в то, что такие коммуникационные навыки позволят участникам познать истину существенных перемен, которые действительно могут помочь изменить этот мир к лучшему, следуя из одной коммуникации в другую.

Что вы приобретете, прочитав эту книгу?

Чтобы взять максимум от этой книги, мы предлагаем следующие рекомендации.

  1. Практикуйте коучинговые упражнения и методики, представленные в этой книге. Методики и коучинговые системы Международного Эриксоновского Университета известны во всем мире своей значимостью и трансформационностью. Мы очень рекомендуем вам завершить эти коучинговые упражнения и методики.
  2. Не верьте ни одному слову в этой книге. Проверьте концепции самостоятельно! Исследуйте предоставленные инструменты и используйте их на практике, полностью интегрируйте их в вашу жизнь и вы обнаружите, что они помогут вам стремительно двигаться вперед к насыщенной жизни, наполненной успехом. Другими словами, не верьте слепо в каждое слово в этой книге, испытайте все концепции и упражнения. Докажите их значение для самого себя! Также мы рекомендуем, если есть такая возможность поработать с коучем, который прошел обучение в Эриксоновском Университете, где он был обучен применению таких инструментов и многому другому.
  3. Мыслите как новичок. Мы рекомендуем читать эту книгу, используя мышление "новичка". Подходите к прочтению каждой главы, словно вы любопытный ученый, который смотрит на жизнь мудро с новой стороны. Когда вы сможете посвятить всего себя (все приобретенные вами знания, ваши способности, пережитые разочарования и т. д.) прочтению каждой главы, узнавая и уважая каждую пройденную вами ранее стадию развития, только тогда вы получите вознаграждение в виде иного восприятия своих способностей и познаете самого себя, что поможет вам перейти на новый этап вашего путешествия. Если вы посвятите прочтению всего себя, то найдете полученный опыт чрезвычайно полезным как для клиента, так и для коуча.
  4. Получайте удовольствие от каждой стадии обучения. Для того чтобы чему-то в жизни научиться, необходимо последова-тельно пройти четыре стадии. Такой же результат вы получите, изучив этапы трансформационных коммуникаций, описанных в книге. Вы научитесь мыслить по-другому, систематизировать свои идеи, планировать и ставить креативные вопросы, работая совершенно иным образом, чем когда-либо раньше. Отведите несколько минут на планирование своих шагов на этих четырех этапах процесса познания и развития возможностей, которые вам предоставлены этой книгой.
  • Этап 1. Бессознательная некомпетентность. Этап бессознательной некомпетентности наступает, когда вы не осознаете, каким образом добиться желаемого. На этой стадии у вас пробудится "Я не-знаю-что-я-не-знаю", так как вы начнете проходить предлагаемую практику впервые.
  • Этап 2. Сознательная некомпетентность. На этой стадии вы начинаете практиковать новые умения, которым хотите обучиться, хотя знаете, что еще недостаточно профессиональны. Для большинства из нас данная фаза является импульсом, поскольку многие люди считают, что учиться на своих ошибках нелегко! Такой этап часто приводит к природному сопротивлению, которое принуждает множество положительно настроенных людей покинуть обучение на этапе сознательной некомпетентности. Вы получите колоссальное количество информации в сжатые сроки.
  • Этап 3. Сознательная компетентность. Здесь вы начинаете развивать свои умения, но они еще не являются комплексными, последовательными или привычными. На этом этапе вам необходимо концентрироваться и направлять свою энергию. Шаг за шагом вы обнаружите, что можете добиться результата, ваши умения будут совершенствоваться, а уверенность — повышаться.
  • Этап 4. Бессознательная компетентность. На этой стадии навыки и новая система отношений становятся для вас привычными и автоматическими. Ваше сознание может концентрироваться на других процессах, в то время как вы легко и непринужденно демонстрируете свои умения и новую форму бытия. Так же легко, как водитель ведет машину, вы ведете коммуникацию, планируете свой день, достигаете поставленных целей, ведя свою "машину" уверенно. Большинство людей принимают стадию бессознательной компетенции за стадию мастерства, и считают, что настоящий специалист никогда не назовет себя мастером. Настоящий мастер сохранит образ мышления "новичка", познает неизученное ранее (бессознательная некомпетентность) и будет стремиться изучить больше, глубже погрузиться в изучение предмета. На самом деле примите во внимание, что фраза "Я это уже знаю" тормозит процесс дальнейшего обучения. Вынося на первый план в своей жизни процесс самосовершенствования, вы будете расти, развиваться и расцветать как человеческое существо.
  • Не спеша "смакуйте" практические занятия, предложенные в книге, по-настоящему заинтересовываясь предметом. Коучинг тесно связан с самопознанием и познанием других людей. Практика ориентированного на решение коучинга ведет к глубокому осознанию едва различимых элементов человеческого развития. Смакуйте их как тонкое вино, сделанное из винограда, собранного на виноградниках жизни.