Происхождение психологической проблемы. Психологические проблемы - найти и обезвредить! Возникновение психологических трудностей

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Н.Д. ЛИНДЕ

Кафедра психологии развития и акмеологии Московский гуманитарный университет Ул. Юности, 5/1, 111395 Москва, Россия

В статье рассмотрена внутренняя структура психологической проблемы и ее влияние на человека как субъекта жизнедеятельности. Показаны пять основных типов психологических проблем и шесть параметров человека как субъекта. Доказывается, что наличие хронической психологической проблемы ведет к ущемлению человека как субъекта.

В литературе, посвященной психологическому консультированию и психотерапии, постоянно говорится о решении психологических проблем . Однако не существует общепринятого описания структуры того, что называется проблемой, ни полного перечня возможных проблем, ни представления о том, каким в принципе должно быть решение проблемы. Исходная теоретическая позиция определяет и подход к определению проблемы: с точки зрения бихевиоризма, проблема - это отсутствие необходимых навыков, с точки зрения когнитивной терапии - наличие ошибок в мышлении, с позиций психоанализа - недостаточное осознание собственных защит и влечений, с точки зрения гештальттерапии - это незавершенные гештальты из прошлого и т. д. Однако с точки зрения субъекта это что-то другое...

Начнем с простого логического анализа. Проблема становится проблемой, если индивид хочет достичь какой-то цели, но у него не получается. То есть всегда есть субъект, есть желание (без желания нет проблемы), есть какая-то реальная или воображаемая цель и есть какая-то преграда, реальная или воображаемая, которая не позволяет ее достичь (рис. 1, а).

Если мотивация отсутствует, то проблемы просто не может быть! Однако проблема только в том случае становится таковой, когда цель представляется или является недостижимой. Но не все проблемы являются психологическими по своей сути. Если мы имеем дело с внешними по отношению к личности проблемами (экономическими, политическими, научными, социальными и т. п.), то они и решаются внешними средствами, то есть находится способ преодолеть стоящую на пути преграду. Например, ученый долго и мучительно думает над стоящей перед ним задачей, проводит исследование,

потом вдруг происходит озарение..., и он в восторге кричит: «Эврика!» Теперь дорога открыта, и становится возможным достижение не только поставленной ранее дели, но и многих других. Другой пример: молодой человек нуждается в деньгах, он находит работу, которая его устраивает, и решает свою финансовую проблему.

Можно выделить различные подвиды психологической проблемы, они представлены ниже в виде условных схем (рис. 1). На всех рисунках (а-д) кружок означает некоторый объект, желаемый или отвергаемый субъектом, вертикальный прямоугольник - преграду, а стрелка - желание индивида, либо негативное давление на субъекта (черная стрелка), что может быть названо и отрицательным желанием субъекта или отвержением.

Рис. 1. Различные подвиды психологической проблемы

Как мы уже говорили, желание субъективно выступает в форме того или иного чувства. Чувство (эмоция) привязывает человека к тому или иному объекту. Чувство является выражением той энергии, которая направляется индивидуумом на достижение цели, оно служит той «невидимой лапкой», которая уже схватила объект, хотя реально он недостижим. Другое чувство, одновременно с первым, может быть направлено на удержание преграды, либо на отвержение нежелательного объекта.

Приводимые на рис. 1 схемы а-д отражают первичную структуру проблемы: а) чувство направлено на достижение цели, цель и преграда могут быть реальными или воображаемыми, цель может быть реально или иллюзорно недостижимой, или запретной;

б) чувство направлено на избавление от нежелательного объекта, объект может быть как реальным, так и воображаемым, а также внешним по отношению к субъекту (например, агрессор), или внутренним (например, неприятные воспоминания); одновременно с отталкиванием, объект может притягиваться с помощью неосознаваемого чувства («невидимой лапки»);

в) к одному и тому же объекту испытываются амбивалентные чувства, преграды нет, но субъект испытывает противоборство сил притяжения и отталкивания;

г) два одинаковых по силе чувства направлены к несовместимым объектам;

д) субъект стремится избавиться от нежелательного объекта, но это возможно лишь при контакте с другим нежелательным объектом (выбор из двух зол).

Во всех приведенных выше случаях мы употребили слово «объект», но объектом может быть не только предмет или другая личность, но и деятельность, ситуация, моральная оценка или чувство, которые желательны или, наоборот, неприемлемы для субъекта.

Эти схемы отражают только первичную (или исходную) структуру проблемы. В дальнейшем проблема развивается и разрастается, порождая многочисленные симптомы и все новые трудности.

Приведем примеры часто встречаемых проблем с точки зрения их структуры.

Структурой первого типа (рис. 1, а) обладают следующие психологические проблемы:

Невозможность реализовать мечты или амбиции вследствие их неадекватности или из-за существования психологической преграды;

Горе, тяжелая потеря, «несчастная» любовь и т. п.;

Желание изменить прошлое, исправить то, что исправить нельзя, вернуть «прошлогодний снег»;

Морально запретные сексуальные, агрессивные и другие желания;

Желание изменить других людей в том или ином смысле;

Идеалистические, фантастические, гипертрофированные желания и др.

Структурой второго типа (рис. 1, б) обладают психологические проблемы:

Желание избавиться от нежелательного воздействия среды или других людей, от которого нет возможности избавиться, либо есть психологический запрет на избавление;

Навязчивые страхи, мысли, действия;

Чувство вины за содеянное, суицидальные тенденции, переживания прошлого позора, стыда и т. п.;

Постстрессовые переживания (в результате нападения, катастрофы, теракта, изнасилования и т. п.);

Желание избавиться от недостатков в соответствии с нереалистическими принципами или стандартами;

Зависимости разного типа (эмоциональные, наркотические и т.д.) и др.

Третья схема (рис. 1, в) отражает проблему амбивалентности (то есть одновременного стремления к объекту и его отвержения):

Любовь к ненавидимому, презираемому или отвратительному объекту;

Желание достижения цели, успеха и страх перед успехом;

Благодарность и унижение, восхищение и зависть, радость и горе,

удовольствие и страх одновременно и т. д.;

Желание сделать и не сделать, сказать и не сказать, выразить чувства и скрыть их и т. д.;

Желание победить противника и страх перед ним;

Стремление к риску, самоубийству, чему-то морально недопустимому и др.

Четвертая схема (рис. 1, г) соответствует проблеме выбора:

Желание иметь два несовместимых варианта одновременно, не потерять ни то, ни другое;

Выбор из двух равно привлекательных вариантов;

Незрелость личности, неумение делать выбор и брать ответственность на себя, страх ошибки, нерешительность;

Рискованный выбор, предопределяющий судьбу, выигрыш или поражение;

Постоянные метания от одного варианта к другому, колебания между надеждой и отчаянием и др.

Пятая схема (рис. 1, д) соответствует ситуации отсутствия выбора, когда все варианты плохие (например, жизненная ситуация настолько невыносима, что хочется от нее сбежать, но если это сделать, то будет хуже):

Субъект живет с невыносимым ему человеком, например, с домашним тираном, психопатом или преступником, но находится от него в зависимости;

Социальная дезадаптация, которая ведет к аутизму или образу жизни бомжа и т. п.;

Моральный выбор между преступлением и гибелью и т. п.;

Потеря престижа, разорение, другое событие, приведшее к субъективно невыносимому положению, но любой «выход» грозит еще большими потерями;

Выбор между самоубийством и позором, подчинением насилию и смертельным риском, и т. п.;

Выбор между нелюбимым мужем и любимым человеком, с которым невозможно жить по экономическим причинам и др.

В каждом из перечисленных случаев субъект что-то делает, чтобы решить свою проблему, но если она не решается, то он постоянно испытывает сильные негативные эмоции, проще говоря, страдания. Страдания вынуждают его подавлять и вытеснять свои чувства, злиться на самого себя и «эту жизнь», рационально объяснять себе, почему так получилось, избегать похожих ситуаций, приписывать другим свои собственные мотивы и т. д.

Субъект прибегает к созданию приспособлений (адаптивных механизмов), чтобы продолжать жить, несмотря на наличие проблемы. Например, можно делать вид, что проблемы не существует, отказаться от амбиций или

общения, прибегать к приему алкоголя, чтобы облегчить душевную боль... Понятно, что эти адаптивные механизмы только усложняют жизнь субъекта и создают новые проблемы, к которым снова необходимо приспосабливаться, пока не образуется многослойный «ком» проблем. В итоге, проблема, с которой субъект приходит на консультацию к психологу, чаще всего не является первичной, а находится на поверхности этого конгломерата нереализованных чувств, преград и адаптивных приспособлений. Последняя капля переполнила «чашу терпения», жизнь настолько исказилась, что нести всю эту сложную систему на себе стало невыносимо.

Понятно, что в том случае, когда психолог пытается решить эту поверхностную проблему, он начинает сталкиваться со всей системой, неудобной, но хорошо отлаженной и позволяющей не замечать или не решать первичную проблему. Попытки психолога «разобрать» и «отправить на свалку» этот огромный механизм стакиваются с сопротивлением клиента. Он не хочет пересмотреть все, и остаться один на один с первичной проблемой, он хочет избавиться от некоторых неудобств. Однако, если психологу удается добраться до «ядра» проблемы и помочь субъекту освободиться от первичной зависимости, то вся махина проблем и адаптивных механизмов рушится в одно мгновение, как Кощеево царство, когда герой ломает кончик волшебной иглы. Эта волшебная игла и есть первичная эмоциональная фиксация на цели или преграде.

В обычном случае, субъект не работает над самим собой, он создает способы преодоления преграды или накапливает ресурсы для этого. Конечно, это некоторое упрощение. Например, ученый работает над собой, оттачивая свой интеллект, накапливая знания, стимулируя собственное творчество... Спортсмен тренируется, наращивает мышечную массу или «сгоняет» вес, придумывает новые приемы борьбы или виды движений и т. д. Но это тоже внешние способы, обычно они не затрагивают личности ученого или спортсмена. Если же они начинают работать с самими собой как с субъектами деятельности, ищут причины неуспеха в самих себе и хотят изменить себя для достижения желанных целей, то они переходят на уровень психологической работы.

Психологическая проблема определяется невозможностью удовлетворения того или иного сильного стремления (влечения, потребности, мотива), но причины этого находятся в психике индивида, в его внутреннем мире. Там что-то неправильно, что-то мешает даже в том случае, когда существуют все необходимые условия для достижения цели внешними средствами. Например, мужчина хочет женской любви, но у него сложилось представление о женщинах как о лживых и коварных существах, естественно, это не позволит ему найти любимую, и он может остаться одиноким, что в свою очередь будет порождать новые проблемы и т. д.

Цель может быть недостижима по объективным обстоятельствам, например, субъект хочет, чтобы совершенный поступок не был совершен или хочет, чтобы умерший человек по-прежнему жил бы с ним. Он может ставить себе настолько завышенные цели, предъявлять к самому себе настолько

нереалистичные требования, что эти желания никогда не могут быть реализованы. В этом случае причиной проблемы все равно следует считать психологические факторы, благодаря которым субъект сформировал именно такие цели.

Как бы мы ни пытались решить психологическую проблему внешними средствами, это не приводит к успеху. Человек снова и снова страдает, снова и снова «наступает на те же грабли», снова не видит выхода и т. д. Еще Лев Толстой, занимаясь тогдашними бомжами, посещал ночлежки, изучая тех, кто жил «на дне». Он писал, что все они уверяли, что хотят вырваться оттуда, но им нужна определенная сумма денег. Получив искомую сумму (кому 3 рубля, кому 10, кому больше), данный субъект исчезал из ночлежки на некоторое время, но через неделю, две или месяц снова оказывался там же и, судя по всему, чувствовал себя «на своем месте».

В случае психологической проблемы преграда, как и само желание индивида, находится внутри психики индивида, цель, к которой он стремится, может быть как реальной, так и воображаемой. Вся драма разыгрывается внутри личности, и может быть решена только внутренними, психологическими способами. Например, мужчине, из примера, приведенного выше, необходимо разочароваться в своем убеждении о всеобщем коварстве и лживости женщин, которое выступает в качестве внутренней преграды для достижения цели. Беда состоит в том, что это убеждение основано на каких-то травматических событиях в прошлом, когда индивид, как ему кажется, убедился в таком характере женщин. Он держится за это убеждение в силу эмоциональной энергии, связанной с определенным опытом. Если попытаться переубедить его в данном мнении, то он будет сопротивляться, порой вопреки всякой логике. Следовательно, если суметь освободить зафиксированные чувства, которые определяют приверженность индивида к таким мыслям, то преграда рухнет, и проблема будет решена.

В этом смысле любая психологическая проблема, с которой сталкивается личность, может быть представлена как фиксация индивида на достижении некоторой цели или преграде, блокирующей адекватные действия. Чтобы яснее описать наше представление о структуре психологической проблемы, мы используем следующую метафору. В Индии так ловят обезьян: выдалбливают тыкву, кладут внутрь приманку, оставив маленькую дырочку, обезьяна просовывает в нее лапку, хватает приманку, а вынуть кулачок не может, потому что он шире отверстия. Охотник подходит и спокойно ее ловит, потому что она не догадывается разжать кулачок. Так и люди, они в своем воображении уже схватили приманку, а другой рукой еще и преграду, и вот они пойманы! Каждый раз следует думать, какую «лапку» клиенту следует разжать. Иногда таких «лапок» может быть много, но исходная проблема все-таки одна, и когда она решается, то все остальное происходит само собой, потому что «обезьянка» теперь свободна. Отсюда вывод: основа психического здоровья - внутренняя свобода личности.

Если «кулачок» разжат, то можно найти много новых способов удовлетворения исходной потребности, ничто теперь не держит субъекта, и коли-

чество выборов возрастает во много раз. Может быть, данная цель теперь уже и не нужна вовсе, а может быть, легко найдутся другие способы ее достигнуть, потому что теперь доступны новые пути. Как говорил один киногерой: «Там, где вы видите проблемы, я вижу новые возможности!» Такая позиция возможна только при внутренне свободном, не фиксированном отношении к проблемам. В этом случае личность не застывает в одном положении, поэтому она гибко находит новые варианты решения, которые никогда не придут в голову человеку, не способному отпустить желанную цель.

В веселой финской песенке поется: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно кому повезло!» Так может спеть только тот, кто сумел вовремя отпустить цель, «разжать лапку», то есть свободный человек. Тот же, кто не смог этого сделать, скорее скажет: «Так не доставайся же ты никому!» или «Ты перед сном молилась, Дездемона?!»

Проблема становится проблемой только тогда, когда некоторая психическая энергия зафиксирована, и субъект почему-то хочет и одновременно не хочет освобождения. Ребенок может безутешно рыдать, когда его воздушный шарик улетел. Если такое случилось со взрослым человеком, то его желание легко улетучивается вместе с шариком. Взрослый человек перестает направлять энергию эмоций на удержание шарика, энергия возвращается назад и он успокаивается. Однако у взрослых людей есть свои желания, которые не всегда «рассасываются», когда «шарик» улетел. Еще Будда говорил: «Есть две причины для страданий: когда человек не может достичь желаемого и когда не может избавиться от нежелательного».

Почему же субъект не хочет освобождения? Потому что считает, что тогда наверняка потеряет то, что он «ухватил», но не может этим обладать. Преграду он не может отпустить, потому что считает, что без нее его ждет катастрофа. Чаще всего эти представления иллюзорны, но основываются на той же эмоциональной фиксации, которую следовало бы преодолеть.

Для дальнейшего рассмотрения важно понимать, что желание всегда предстает в форме эмоции или чувства, толкающего к каким-то действиям. Когда человек говорит «я тебя люблю», это чувство, но оно является реализацией желания. Чувство является результатом направленности потребности на конкретную цель. Чувство несет энергию, эта энергия толкает его к действию, без чувства или эмоции не может быть совершено никакого действия. Когда эта энергия не реализуется в достижении цели, человек страдает, то есть ощущает получаемый им ущерб от напрасно растрачиваемой энергии и отсутствия желаемого. Если он не перестает продуцировать чувство, направленное на достижение недостижимого, то страдание становится хроническим. Таким образом, только фиксация чувства на недостижимой цели или иллюзорной преграде может быть причиной психологической проблемы.

Пример 1. На одном из семинаров я предложил студентам показать свою работу. Одна из студенток попросила решить ее психосоматическую проблему. Она испытывала постоянную и сильную боль в спине, это мешало ей нормально спать, в любой позе спина болела. Я предложил ей предста-

вить образ этой боли. Она представила ее как огромного паука, сидящего на ее спине. Поскольку паук обычно символизирует мужчину, я высказал предположение, что у нее есть какая-то серьезная проблема в отношениях с мужчиной. Оказалось, что ее друг - наркоман, а она все пытается спасти его от этого пристрастия, но ничего не может поделать. Мы пробовали разные приемы, чтобы избавить ее от присутствия паука на спине. Она понимала, что ей все равно не удастся его спасти, что она приносит в жертву свое здоровье и судьбу, но почему-то «не могла» его отпустить. Тогда я предложил ей ответить от имени паука: «Нужно ли ему, чтобы его спасали и тащили на своей спине куда-то, куда, может быть, он и не собирается?» Благодаря этому девушка поняла, что ему на самом деле это совершенно не нужно и поэтому он сопротивляется. Тут же она смогла отпустить паука, он исчез, а боль в спине прошла. В тог же вечер она порвала все отношения с наркоманом. Через некоторое время она встретила другого мужчину, вышла замуж, родила ребенка, живет счастливо. Спина с тех пор у нее никогда (по крайней мере, в течение 4-х последующих лет) не болела. Эту историю она рассказала мне через 4 года после сеанса, о котором я даже забыл.

Понятно, что в том случае, если бы она не избавилась от первичной зависимости, ком проблем нарастал бы. За болью в спине могла последовать депрессия, чувство личной неудовлетворенности. За этим могла последовать внутренняя изоляция, конфликты с родителями, самообвинения, разочарование в мужчинах и в семейном счастье, отказ от социальной успешности, уход в болезнь и т. п. Эти потери и страдания могли повлечь за собой образование новых слоев проблем, с которыми клиентка потом пришла бы к психотерапевту, но за ними было бы не видно первичной проблемы, разрешение которой могло привести к полному исцелению. Могло, конечно, так и не произойти и, к счастью, не произошло.

В настоящее время в психотерапии используется так называемый муль-тимодальный подход, когда все симптомы и проблемные жизненные ситуации записываются в единую таблицу или перечень, как равно существенные факторы. Этот подход очень хорошо изложен в книге С.А. Кулакова по психосоматике. Однако опытные терапевты знают, что на самом деле есть одна ключевая причина существования всей этой системы, на нее и следует направить свои воздействия с целью коррекции. Это и есть настоящий системный подход, когда ищется системообразующий фактор, при его изменении меняется вся система.

Это не значит, что любая проблема может быть решена за один сеанс. Часто приходится разбирать «завалы» по кирпичику. Решение одной проблемы вызывает на поверхность следующую проблему, требующую решения, но для каждой проблемы есть одна истинная причина, только один исходный внутриличностный конфликт, одно ведущее фрустрированное желание и одна преграда. В приведенном выше примере таким желанием было стремление спасти друга-наркомана, а препятствием - его нежелание бросать наркотики. Решением проблемы было - перестать его спасать и снять с себя ответственность за его жизнь, раз ему это все равно не надо.

Неправильно было бы понимать задачу терапии так: добиться идеального освобождения от любых желаний и эмоций. Имеет смысл избавляться только от тех желаний, которые вызывают страдания, причем так, чтобы в результате возрастало здоровье субъекта, его ощущение счастья и благополучия, а также его способность к продуктивной деятельности. У каждого из нас есть множество естественных желаний, которые могут и должны быть нормально удовлетворены. Самый простой пример - потребность в дыхании. У большинства людей эта потребность удовлетворяется легко и просто, не вызывая никаких трудностей, так что они ее даже не замечают. Однако в том случае, когда дыхание затруднено из-за простуды или астмы, то каждый начинает понимать, насколько важна эта потребность. Задача состоит, конечно, не в том, чтобы перестать желать дышать свободно, а в том, чтобы избавиться от преграды, мешающей свободному дыханию. Преграда свободному дыханию может быть основана на скрытых или подавленных эмоциях: если высвободить эмоции или адекватно преобразовать их, то дыхание само освободится, как неоднократно происходило в наших сеансах. Поэтому каждый раз, работая с психологической проблемой, следует оценивать, какое решение будет экологически более правильным: избавлять клиента от эмоциональной фиксации на цели или на преграде.

Пример 2. Студентка 4-го курса рассказала, что чувствует настоятельную необходимость бросить учебу. Она находит любые предлоги, чтобы не ходить в институт, но сама не понимает почему. При этом она хочет иметь высшее образование, ей нравится специальность.

Я предложил ей представить ту силу, которая не пускает ее учиться. «Сила» говорила: «Можно обойтись и без высшего образования...». Я спросил ее: «А кто-нибудь говорил тебе так в детстве?» Она вспомнила, что ее бабушка постоянно повторяла, что вот она не окончила вуз (бросила на 4-м курсе) и ничего, можно прожить и без высшего образования. У бабушки было трое детей, двое из них бросили институты, а один и вовсе в вузе не учился.

Я предложил девушке представить свою бабушку и сказать ей: «Бабушка, я окончила вуз, я прекрасный специалист и очень довольна». Она выполнила инструкцию и «увидела», что бабушка очень злится, а сама она почувствовала вину перед бабушкой. Это чувство вины «застряло» в области диафрагмы и просто не давало ей дышать. «Боже мой, это же моя астма!» - воскликнула студентка.

Я предложил ей отпустить свое чувство вины (прием высвобождения с воображаемым звуком). Когда она сделала это, то вдруг задышала полной грудью, так, как не дышала никогда в жизни. «Я просто наслаждаюсь дыханием!» - сказала она. Я попросил ее повторить бабушке те же слова, что и раньше. Она увидела, что снова бабушка злится... Но сама студентка не чувствовала вины, ей было все равно, «это дело бабушки, если хочет - пусть злится!».

Девушка продолжала учиться и успешно окончила вуз. Несколько раз в течение этог о времени она говорила мне, как она свободно дышит и наслаждается дыханием.

Таким образом, в ходе сеанса была убрана преграда (родительское предписание по Гулдингам ), препятствующая реализации нормального желания учиться и дышать свободно.

Пример 3. Девушка мечтала создать семью, иметь любимого человека, но была убеждена, что ее никто не полюбит, потому что она некрасива. Это не соответствовало действительности, но она так считала, поскольку ее отец в детстве отрицательно отзывался о ее фигуре, кроме того, он никогда не обнимал ее и т. д. Она просила терапевта, чтобы он помог ей вообще избавиться от ее сексуальных желаний, чтобы жить спокойно. Понятно, что этот запрос был невыполним, она и так была в депрессии, подавляя свои естественные чувства. Поэтому терапевт отказался заключать такой контракт и сосредоточил усилия на том, чтобы дискредитировать отцовские утверждения, что было нелегко сделать, потому что она любила отца. Когда работа была выполнена, депрессия прошла, она встретила молодого человека и сейчас замужем.

Этот пример также показывает, что решением проблемы может быть устранение эмоциональной фиксации на преграде, препятствующей реализации естественных желаний.

Субъект и психологическая проблема. Поскольку психотерапия рассматривает клиента как субъекта, необходимо подробно раскрыть это понятие в контексте структуры психологической проблемы. Но прежде следует сказать о том, что человек одновременно может быть и субъектом, и объектом в зависимости от роли, которую он играет в определенном социальном действии. Например, когда он самостоятельно решает, пойти ему к зубному врачу или нет, то он - субъект, но в зубоврачебном кресле он - объект лечения, несмотря на то, что испытывает при этом очень сильные субъективные переживания, в контексте которых он, конечно, субъект, однако, это не меняет его объектной роли в контексте манипуляций врача.

Нельзя сказать, что быть субъектом всегда хорошо, а объектом - всегда плохо, все зависит от контекста. Когда мы добровольно позволяем зубному врачу лечить нам зубы или шоферу везти нас в машине, то ничего в этом плохого нет. Быть объектом по собственной воле, значит сохранять субъ-ектность, но доверять другим шодям или обстоятельствам действовать без твоего вмешательства. Поведение такого типа соответствует известному китайскому принципу Инь, а активное проявление субъектности - принципу Янь.

Плохо, когда человек находится в положении объекта против своей воли, если он, например, находится в тюрьме или не может решить своей психологической проблемы и находится в состоянии психологического тупика. В этом случае он не способен действовать свободно, то есть субъект-но (не субъективно, а именно субъектно), даже если знает, как надо действовать. В дальнейшем мы будем рассматривать именно такое состояние человека-объекта.

Задача психотерапевта - освободить человека от этой рабской зависимости, сделать его в большей степени субъектом в контексте

травмирующей ситуации, что позволит ему найти адекватное решение. Здесь уместна аналогия с живой бабочкой, посаженной на иголку. Бабочка везде свободна и вполне жизнеспособна, кроме одной точки, в которой она проколота и прикреплена к бумаге. Из-за точки, где она не может преодолеть своей объектности, как ни старается махать крылышками, страдает вся ее жизнедеятельность. Задача состоит в том, чтобы вынуть иголку, вернуть ей утраченную субъектность, и бабочка улетит.

В философском плане проблему субъекта и свободы ставил еще Н. Бердяев . Первым, кто поставил проблему клиента как субъекта в психотерапии и создал клиентоцентрическую терапию, был один из родоначальников гуманистической психологии К. Роджерс . Он постулировал наличие в человеке собственных, внутренних сил здоровья и саморазвития. Но он рассматривал эту тему исключительно в аспекте субъективного внутреннего мира человека, например, в аспекте его субъективной «Я-кон-цепции».

Более полное понимание человека как субъекта достигается через противопоставление человека как субъекта и человека как объекта. Можно выделить следующие шесть отличий человека как субъекта от него же, как объекта, что существенно проясняет суть психотерапевтического воздействия.

Субъект проявляет свободную активность, это выражается в трех основных видах действий:

1) инициативе, то есть в спонтанных, самостоятельных начинаниях, предложениях и т. д.;

2) принятии решений, в частности, выборе из ряда альтернатив;

3) самореализации, то есть самостоятельных действиях по воплощению в жизнь своих решений и намерений.

Способность к инициативе, принятию решений и самореализации позволяет субъекту действовать, а действия позволяют найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.

Человек в состоянии объекта, напротив, несвободен в своих действиях, его поведение детерминировано, он хорошо предсказуем, потому что лишен спонтанности, находится в жесткой зависимости от чего-либо. Вместо проявления инициативы он находится в состоянии вечного ожидания чего-то, например, инструкций и указаний начальства, советов друга, второго пришествия, чуда и т. д.

Главное, он даже не пытается помочь себе сам, что-то изменить в своей жизни. Он не принимает решений, а переносит ответственность за решения на кого-то другого. Вместо самореализации он легко подчиняется обстоятельствам или чужому влиянию, действует порой автоматически и даже во вред самому себе.

Соблюдая этические принципы, должен отметить, что идеи о 6 параметрах субъектности высказывались в устной форме психологом Г.К. Ло-хиным еще лет 15 назад. Пользуясь случаем, хочу выразить ему свою благодарность.

Понятие об автономности личности является ключевым для психотерапии . Субъект, отрицающий автономию, снимает с себя ответственность за свое собственное состояние и поведение, избегает решения проблем и предстает перед психологом в роли «жертвы» коварной болезни.

Субъект обладает богатым, разносторонним внутренним миром и принимает решения, опираясь на свое собственное понимание ситуации, своих интересов, последствий своих действий. Он хорошо осознает свои чувства, даже если они носят негативный характер, и не обманывает сам себя. Богатый и разносторонний внутренний мир позволяет принимать адекватные решения и находить выход там, где его вначале и не видно.

В состоянии объекта внутренний мир человека как бы остается «вне игры» и постепенно обедняется и упрощается. Человек действует без понимания мотивов своего поведения и не отдает себе отчета в собственных чувствах.

Происходит разъединение сознания и реального поведения, между ними возникает конфликт: человек действует вопреки внутренним целям, идет против собственной совести и т. д. Или он живет наподобие биоробота, следуя раз навсегда утвержденным правилам и программам, даже не задумываясь об их адекватности или соответствии их реальности.

Субъект способен меняться, он может сформировать в самом себе какие-то новые качества, изменить свое поведение, может быть спонтанным и открытым к новому качеству, новому опыту. Поэтому он может найти новые способы поведения, позволяющие решить проблему.

В состоянии объекта человек, наоборот, не способен измениться по отношению к некоторой проблемной ситуации, его поведение стереотипно, он не воспринимает новое, если оно противоречит сложившимся формам поведения или устоявшимся представлениям. Например, человек, уверяет всех, что ему нужно бросить курить, при этом ничего не делает, чтобы действительно бросить, зато он может четко объяснить каждому желающему ему помочь, почему любой, предлагаемый способ отвыкания от курения ему не подойдет. При этом в других отношениях он сохраняет свою субъективность и способен меняться, но остается как бы парализованным, неподвижным или ходящим по заколдованному кругу. Иногда, чем больше он старается освободиться, тем больше запутывается.

Субъект способен к самостоятельному развитию, самосовершенствованию, то есть сегодня он может справляться с задачами более сложными, чем те, что он решал вчера, а завтра он будет решать еще более сложные проблемы, которые сегодня ему еще не по силам. Это относится и к интеллектуальным, и к творческим способностям, и к личностному росту человека. Последнее особенно важно для психотерапии, потому что субъект на пути своего развития постоянно сталкивается со все более сложными проблемами и, решая их, самосовершенствуется.

Человек, «завязший» в некоторой личностной проблеме, теряет в какой-то степени свою способность к личностному росту, и тем самым уподобляется объекту, который не развивается. В этом случае он реализует репродук-

тивные, а не творческие схемы поведения. В принципе, он способен к изменениям, но все они лежат в одной плоскости развития, находятся на одном и том же уровне и не позволяют решить проблему (по такому сценарию: «Я пробовал и это, и это..., - ничего не помогает). Для решения новой проблемы порой необходимо выйти на новый уровень личностного роста.

Субъект в своих сегодняшних действиях и решениях исходит из некоторого представления о своем будущем, строит некоторую личностную перспективу. В частности, это выражается в ощущении осмысленности своего существования (см. концепцию В. Франкла о смысле жизни). Ради будущего человек способен перенести огромные тяготы «здесь и сейчас», а чувство перспективы жизни, открытого горизонта является необходимым условием здорового самочувствия, уверенности в себе, способности тратить усилия на свое развитие и т. п. Открытая личностная перспектива позволяет субъекту рассматривать сегодняшнюю проблему как некоторый преходящий момент жизни, что помогает в ее преодолении.

В положении объекта человек теряет эту перспективу, попав в зависимость от какой-то, может быть, частной проблемы, он ощущает свою «заму-рованность», бесперспективность жизни и свое бессилие, у него, как говорится, опускаются руки. Чувство бессмысленности жизни может возникать и при четко, жестко заданной, спланированной за человека перспективе, когда все равно ничего изменить нельзя. Чувство апатии и безнадежности часто встречаются в психотерапевтической практике, они естественные спутники тупика, в котором находится клиент.

Жизнь субъекта многомерна, она протекает одновременно как бы во многих планах. Часто невозможно сказать, какой параметр самый главный, все они необходимы для полноценного существования. Это может быть и семья, и работа, и хобби, и спорт, и духовные интересы, и просто отдых, и т. п. Каждый из названных параметров также сам по себе многомерен, содержит много значимых для субъекта аспектов, образующих сложный контекст его жизни. Многомерность жизни позволяет перейти на какой-то другой план жизни, если на одном из них возникла тупиковая ситуация. Ее можно таким образом обойти, а затем снова вернуться на проблемный план.

Сильное сокращение числа измерений (планов) жизни делает субъекта недостаточно маневренным для решения проблемы. Он не способен, как говорится, зайти к проблеме с другой стороны. Это и происходит, когда человек попадает в состояние объекта, при котором для него один какой-то аспект жизни начинает «затмевать» все остальные ее стороны, как например, выпивка для алкоголика или наркотик для наркомана. В состоянии объекта человек становится монопараметричным, монофункциональным, вся остальная жизнь вращается вокруг одного больного места. Гештальт здоровой жизни рушится, и может образоваться новый, уже патологический гештальт. Например, пьянство может служить компенсацией скандалов в семье, скандалы в семье могут компенсировать чувство неполноценности и т. д. Основа этого - «заклинивание» на каком-то моменте жизни, какой-то проблеме, когда человек не видит уже ничего другого.

В табл. 1 сведены вышеприведенные различия человека как субъекта и как объекта жизнедеятельности.

Таблица 1

Сравнительные качества человека как субъекта и объекта

Субъект Объект

Активность: а) инициатива; б) принятие решений; в) самореализация Детерминированность: а) ожидание; б) отказ от решений; в) исполнительность

2. Опора на внутренний мир, понимание 2. Опора на внешний мир, стимулы

3. Способность к изменениям 3. Неизменность, стабильность

4. Способность к саморазвитию 4. Стереотипное поведение

5. Действует, исходя из будущего, перспективы 5. Бесперспективность, безнадежность

6. Многомерность существования 6. Монопараметричность существования

Перечисленные выше качества субъекта представляют собой полную систему, выпадение одного из качеств которой ведет к серьезным нарушениям, даже к нарушению субъектности в целом, а наличие всех шести качеств достаточно для ее полноценного существования.

Итак, с одной стороны, свободная субъектность позволяет человеку легко решать проблемы; с другой стороны, фиксация на той или иной проблеме снижает степень его субъектности и приближает к состоянию объекта.

Качества субъектности страдают от того, что индивид попал в ту или иную психологическую ловушку в результате жесткой фиксации на той или иной недостижимой цели или фиктивной преграде, оказался лишенным той или иной способности субъекта к гибкости и творческому решению проблем. Он лишился свободы, а поэтому активности, опоры на внутренний мир, вариативности, развития, перспективы и многомерности, которые обеспечивали возможность найти выход в казалось бы тупиковой ситуации.

Теперь можно сформулировать окончательно: психологическое здоровье - это полноценное субъектное состояние индивида. Все психологические проблемы являются теми или иными формами связанного субъектного состояния и его приближения к объектному состоянию. Проблема решается путем освобождения субъекта от связывающей его фиксации.

Парадокс психологических проблем состоит в том, что обычно клиент приходит к психотерапевту в надежде переложить на него груз ответственности и сохранить свое состояние объектности в новой форме. Помощь же заключается в том, чтобы сделать человека сильнее, свободнее, пробу-

дшпь в нем состояние субъектности, чтобы он сумел сам выйти из своего психологического тупика, иначе через какое-то время он снова в него попадет. Парадокс состоит также и в том, что, если бы он обладал бы уже достаточной степенью субъектности, чтобы освободиться, он не пришел бы за помощью.

Поэтому помощь нужна для того, чтобы устранить патогенную фиксацию, освободиться от которой клиент не может (или не хочет) самостоятельно. Поскольку фиксирующей силой является чувство, то каким-то способом необходимо его устранить или ослабить.

Представители различных направлений терапии решают эту задачу по-своему или и вовсе не ставят такой задачи, в соответствии с присущим им представлением о структуре психологической проблемы. Психоанализ помогает клиенту осознать свои чувства, поведенческая терапия формирует навыки адекватного поведения, когнитивная - исправляет ошибки мышления и т. д. Возможность прямого воздействия на связывающее чувство практически не рассматривается, за исключением методов вторичного проживания аффекта и отреагирования.

Эмоционально-образная терапия основана на идее трансформации патогенного чувства, фиксирующего субъекта, с помощью мысленных воздействий на образ этого чувства. Научно-практические аспекты этого метода будут рассмотрены в следующей статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. - М., 2000.

2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. - М., 1999.

3. БлазерА., Хайм Э., РингерХ., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. -М„ 1998.

4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - Киев, 1997.

5. Васшюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.

6. Васъковская C.B., Горностай ПЛ. Психологическое консультирование. - Киев, 1996.

7. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб., 2002.

8. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. - М., 1997.

9. Кениг К. Когда нужен психотерапевт... - М., 1996.

10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

11. Кулаков С.А. Основы психосоматики. - СПб., 2003.

12. Линде Н.Д. Как избавиться от головной и сердечной боли за 5 минут. - М., 1999.

13. Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. - М., 1994.

14. Линде Н.Д. Методика изменения эмоционального состояния через трансформацию образа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1997. -№ 1, с. 33-41.

15. Линде Н.Д. Методы активного воздействия на образы в психотерапевтической практике // Материалы кафедральной научной сессии профессорско-преподавательского состава. - М.: Институт молодежи, 1966.

16. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. - М., 2002.

17. Линде Н.Д. Телесность в эмоционально-образной терапии // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практической конференции. - М., 2004.

18. Линде Н.Д. Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8, с. 50-60.

19. Линде Н.Д. Человек-субъект и методология психологического эксперимента // Тезисы Второй Всесоюзной конференции по экспериментальной психологии. - М.: 1988, с. 45-46.

20. Линде НД. Эмоционально-образная терапия. - М., 2002.

21. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. - М., 2004.

22. Линде Н.Д., Китаев-Смык Л.А. Противопоставление субъективного и объективного мира в сознании человека // Тезисы Всесоюзной конференции: Личность: методы и результаты ее изучения». - М., 1987.

23. Линде Н.Д., Королева А.П. Психологическое исцеление аллергии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2003. - № 4, с. 45-51.

24. Лосева В.К., Луньков А.И. Решая проблему... - М., 1995.

25. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.

26. Нелъсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2000.

27. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М., 1996.

28. Перлз Ф. Гештальт-семинары. -М., 1998.

29. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

30. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.

31. Роджерс К.Р. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997.

THE STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL PROBLEM AND THE PERSON AS SUBJECT OF ITS SOLUTION

The internal structure of a psychological problem and its influence on the person as subject of life activity is considered in the article. Five basic types of psychological problems and

six parameters of the person as subject are shown. It is proved, that the presence of a chronic

psychological problem leads to the infringement of the person as subject.

Год издания и номер журнала:

Аннотация

В статье анализируются сущность психологической проблемы, ее основные характеристики, понятия, связанные с психологическими проблемами. Делается попытка определить виды психологических проблем и построить модель классификационной системы психологических проблем на основе их содержания. Предлагается создать рабочую группу для разработки диагностической системы психологических проблем.

Ключевые слова: психологическая проблема, психологическая проблематика личности, анализ психологических проблем, решение психологических проблем, классификация психологических проблем.

Работу практического психолога условно можно разделить на две основные части или стадии – диагностика психологической проблемы и ее решение. Если для решения психологических проблем созданы многочисленные методические системы и техники, то для диагностики психологических проблем нет специальных общепринятых подходов, диагностических систем, таких как DSM или ICD. Каждый специалист, на основе собственных знаний, опыта и психотерапевтической ориентации, сам определяет проблему клиента. В результате, как при практической работе, так и при обучении специалистов, процесс ориентации в психологических проблемах получает субъективный, интуитивный, а если специалист строго следует какому-то определенному психотерапевтическому направлению, то и односторонний характер. На наш взгляд, отсутствие единой теории и классификационной системы психологических проблем, а также критериев их диагностики значительно затрудняет не только работу, но и обучение практических психологов. Решение этой, на наш взгляд, фундаментальной проблемы практической психологии возможно лишь на коллективной основе, здесь же мы попытаемся очертить контуры проблемы и наше видение принципов ее решения. В первую очередь попытаемся определить понятие «психологическая проблема». В психологических словарях, в научной и учебной литературе это понятие редко определяется и дифференцируется. Мы смогли найти два определения. Так, согласно Т. Д’ Зурилле и соавторов «Проблема (или проблемная ситуация)…это жизненная ситуация или задача (в настоящем или будущем), которая требует реагирования для адаптивного функционирования, однако положительный результат этой реакции не очевиден или невозможен из-за наличия одного или нескольких препятствий» (D’Zurilla et al., 2004, с.12-13). А. Блазер и соавторы определяют психологическую проблему как «…чрезмерность требований, предъявляемых к адаптационным возможностям пациента» (Блазер и др., 1998, с. 55).

Различные определения психологической проблемы можно найти также в популярной психологической литературе. Так, в энциклопедии практической психологии Н.И. Козлова психологические проблемы определяются как «… внутренние проблемы, не имеющие явного рационального основания» (Козлов, 2015, с. 637).

Наше понимание психологических проблем в методологическом плане основывается на так называемом проблемном подходе, согласно которому, любой процесс можно рассматривать как движение, направленное на решение определенной проблемы. С этой позиции психологические, социально-психологические, патопсихологические процессы, поведенческие реакции и деятельность личности можно рассматривать как формы решения психологических проблем. А совместную работу психолога и клиента можно рассматривать как процесс, направленный на диагностику, понимание и решение психологических проблем личности. Психологическую проблему мы определяем как актуализированное психологическое противоречие внутри личности или группы, которое проявляется в рамках психической нормы, но создает дискомфорт, напряжение, затрудняет нормальное развитие, функционирование и адаптацию личности или группы. Попробуем раскрыть это определение. Во-первых, мы рассматриваем проблему как противоречие, так как любая преграда, трудность, конфликт отражает противоречие между противоположными тенденциями. Можно сказать, что в основе любой проблемы лежит противоречие и любую проблему, в том числе и психологическую, можно охарактеризовать через эту основу. Например, страх можно охарактеризовать, как противоречие между желанием жить, или сохранить самооценку и ситуацией, угрожающей этим желаниям. При этом о наличии психологической проблемы можно говорить в том случае, если противоречия актуальны. Последние могут существовать в латентной форме, потенциально и не беспокоить субъекта, не восприниматься в качестве проблемы. Дискомфорт, напряжение и вообще отрицательные эмоции обычно сопровождают актуализированные проблемы, хотя иногда, например, при интеллектуальных проблемах, напряжение может иметь положительный оттенок (например, при творческой работе). На наш взгляд психологические проблемы являются своеобразными преградами на пути адаптации, развития и нормального функционирование личности. Особенности преодоления этих преград определяют варианты развития личности (прогрессивное, регрессивное, патологическое развитие).

В данном определении мы попытались дифференцировать психологические (нормальные) и так называемые «психиатрические» проблемы, т.е. психические расстройства (в англоязычной литературе обычно эти понятия рассматриваются как синонимы). По сути, психические расстройства также являются психологическими проблемами, однако в рамках патологии, а не нормы. Следовательно, можно выделить два вида психологических проблем – патологические проблемы (симптомы болезней), возникшие в результате расстройства психики и так называемые «нормальные» проблемы, отражающие противоречия нормально функционирующей психики. Необходимо отметить, что грань между этими видами проблем очень тонкая, трудно различимая, не стабильная и часто определяется не самой проблемой, а особенностями личности, у которой возникла эта проблема, ее отношением к этой проблеме. При этом патологические проблемы очень часто возникают в результате углубления и заострения нормальных психологических проблем, их неадекватного решения. Классификация психических расстройств, как известно, представлена в системах DSM и ICD. В классификационной системе психологических проблем патологические проблемы, на наш взгляд, можно представить также в качестве отдельной подгруппы в разделе психологических проблем той подструктуры психики, где они проявляются (это конечно очень дискуссионный вопрос). Например, в разделе психологических проблем мышления, в отдельной подгруппе можно представить расстройства мышления (например, бред, расстройство ассоциативного процесса и т.п.).

Попытаемся представить некоторые характеристики психологических проблем, которые важны при практической работе. В первую очередь это динамика психологических проблем, т.е. процесс формирования, развития, актуализации/дезактуализации, обострения/ослабления проблем в разные периоды жизни личности или при разных обстоятельствах. Другой характеристикой психологических проблем является уровень их осознанности и критического отношения к ним. В практической работе специалист часто сталкивается с отсутствием осознания или же отрицанием собственных психологических проблем. Важна также позиция объяснения психологических проблем. Психологические проблемы пациенты часто объясняют не психологическими, а объективными, не зависимыми от них обстоятельствами. Здесь важную роль играет так называемая детерминационная система личности, т.е. система представлений, на основе которых, личность объясняет причины разных явлений, в том числе и собственных проблем. На основе исследований клиентов обратившихся в психологические службы нами были выделены биологическая, социально-экономическая, мистическая и психологическая детерминационные системы . Эти исследования показали также, что для осознания и принятия собственных психологических проблем и повышения эффективности психотерапии очень важно, чтобы пациент перешел на психологическую детерминационную систему.

Длительность существования, острота также являются характеристиками психологических проблем. Существуют хронические психологические проблемы, с которыми человек живет длительное время и остро возникшие проблемы.

Психологические проблемы имеют также индивидуальные особенности проявления, т.е. одну и ту же проблему разные люди по-разному воспринимают, оценивают и переживают. При этом в практической работе специалист обычно сталкивается не с одной изолированной психологической проблемой, а с системой взаимосвязанных, взаимообусловленных проблем и эффективность работы во многом зависит от системного подхода к решению проблематики, а не отдельной проблемы личности. В связи с этим, мы считаем важным внедрение в практическую психологию такого понятия, как «психологическая проблематика личности» или «система психологических проблем личности». Как и любая система, психологическая проблематика тоже имеет иерархическую структуру, состоит из центральной, исходной и производных, или же актуальной и второстепенных проблем. Изучить проблематику личности, значит систематизировать, составить иерархию (например, причинно-следственную) психологических проблем.

Следующий важный вопрос, связанный с психологическими проблемами личности, касается стратегий их анализа. Каждая психотерапевтическая школа и даже каждый специалист имеют свои принципы, подходы и традиции изучения психологических проблем. Можно выделить следующие основные подходы: а) анализ механизмов проявления психологических проблем; б) анализ происхождения и динамики проблем; в) анализ причинно-следственных связей проблем; г) анализ феноменальных характеристик психологических проблем и др.

Нуждается в пояснении также понятие «решение психологической проблемы». В практической психологии обычно описываются методы, техники решения психологических проблем, но само решение проблемы, как результат психологической работы редко анализируется. Между тем, очень важно понимание не только сущности психологической проблемы, но и сущности ее решения. В связи с этим, работая с психологическими проблемами (также и при обучении практических психологов), необходимо уточнить: а) как представляют процесс решения проблемы пациент и психолог, насколько эти представления совпадают друг с другом и реалистичны? б) Какие у пациента стратегии решения (копинг-стратегии) своих психологических проблем? в) Какие существуют варианты, уровни, виды, формы, способы решения психологических проблем? г) Какими должны быть последовательность и временные рамки решения проблем? д) Какие будут последствия решения проблем?

Можно выделить различные формы решения психологических проблем, такие как: а) адекватное/неадекватное; б) житейское/профессиональное; в) невротическое, психотическое, здоровое; г) психологическое, социальное, экономическое, биологическое и т.п. Можно различить уровни решения проблем: а) частичное/полное; б) решение проблемы на уровни причин, следствий и т.п. Вариантами решения психологической проблемы могут быть: а) дезактуализация проблемы (например, через ее переосмысление); б) устранение факторов способствующих возникновению проблемы или же мешающих ее решению и т.п. Пути решения психологических проблем можно выделить на основе тех общих стратегий, которые применяются в практической психологии, например: а) осознание; б) осмысление/переосмысление; в) внушение/программирование; г) катарсис; д) обучение; е) десенсибилизация и т.д.

Теперь перейдем к вопросу классификации психологических проблем. В литературе по практической психологии, трудно найти систематизированных, целостных исследований специально посвященных психологическим проблемам и их классификации. В психотерапии иногда психологические проблемы классифицируются на основе психотерапевтических направлений, например, можно встретить такие выражения как «психоаналитические проблемы» [Мак-Вильямс, 2001], «экзистенциальные проблемы» [Гришина, 2011]. Часто встречаются такие понятия как «поведенческие проблемы» (обычно имеются в виду такие расстройства, как гиперактивность и дефицит внимания, деструктивное поведение и т.п.), «эмоциональные проблемы» (тревога, депрессия). Н. Д. Линде классифицирует психологические проблемы на основе «…трудности их решения и с точки зрения глубины укорененности их в личности» [Линде, 2001, с. 26]. Автор выделяет семь уровней психологических проблем, например «уровень сверхнормы» «уровень неврозов», «психозов» [Линде, 2001, с. 27-30].

На основе многолетнего опыта психотерапевтической работы нами была разработана модель классификационной системы психологических проблем [Худоян, 2014], которую мы попытаемся представить ниже.

Психологические проблемы можно сгруппировать на основе формы их проявления и содержания. С точки зрения формы психологические проблемы можно классифицировать по разным критериям. Так, по критерию осознанности можно выделить осознанные, плохо осознанные и неосознанные (обычно не осознаются глубинные проблемы, которые определяют внешние ясно осознаваемые проблемы, по поводу которых пациент обращается к психологу). Можно различить причинные (отражающие причины других проблем) и следственные (являются следствием других проблем, например, тревога может быть следствием внутриличностного конфликта) психологические проблемы.

В литературе встречается разделение психологических проблем на внешние (например, отрицательные эмоции) и глубинные (например, внутриличностные конфликты)

По временным характеристикам, остроте и значимости для субъекта можно различить старые (например, старые обиды) и новые, хронические (проблемы с которыми человек живет долгое время) и острые, актуальные и неактуальные психологические проблемы.

Можно различить также основные и второстепенные, сложные и простые проблемы, явные/скрытые, реальные и вымышленные, разрешимые/неразрешимые, принятые и не принятые пациентом проблемы, проблемы, которые представляет пациент и проблемы, которые приписывают пациенту родственники или специалисты и т.д. Психологические проблемы могут быть также внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми и межгрупповыми (последние могут рассматриваться как социально-психологические проблемы).

Практическая психология наиболее остро нуждается в классификации психологических проблем на основе их содержания, в выделении, группировке и описании проблем разных подструктур личности. Именно на этой классификации должна быть построена диагностическая система психологических проблем. Естественно, что построение такой классификационной системы возможно только совместными усилиями многочисленных специалистов, здесь же мы попытаемся представить гипотетическую модель построения такой системы.

Для классификации психологических проблем в первую очередь необходимо выделить сферы их проявления. Мы выделили четыре таких сфер.

1. Психическая сфера личности.

2. Биологическая подструктура личности.

3. Развитие личности, ее жизненный путь, настоящее и будущее.

4. Система взаимоотношений личность – среда.

Ниже схематически представим основные группы психологических проблем в выделенных сферах личности. При этом хотим отметить, что как выделенные сферы, так и группы психологических проблем включенных в эти сферы относительны, а сама модель не претендует на полноту и точность.

Проблемы, связанные с психической подсистемой личности

  1. Проблемы системы Я – проблемы, связанные с самосознанием, Я-концепцией, отношением к себе, с чувством Я, с целостностью Я (неадекватная Я-концепция, нарциссизм, комплекс неполноценности, деперсонализация, дисморфофобия, раздвоение личности и т.п.). Проблемы, связанные с подструктурами Я (например, слабое эго, сильное суперэго или ид), с защитными механизмами (неадекватные, незрелые защитные механизмы и т.п.). Внутриличностные конфликты. Проблемы, связанные, самоанализом и рефлексией, с осознанием и вербализацией собственных переживаний.
  2. Проблемы с осознанием и критической оценкой действительности (дезориентация во времени, пространстве, низкий уровень самоанализа, интрапунитивности и т.п.).
  3. Проблемы, связанные с потребностно – мотивационной сферой личности – потеря смысла жизни, снижение мотивации, неадекватные потребности, фрустрированность потребностей, неадекватные формы удовлетворения потребностей и т. п.
  4. Проблемы, связанные с волевой сферой личности – слабовольность, абулия, проблемы с самоконтролем, импульсивность, неразвитость волевых качеств личности и т.д.
  5. Проблемы, связанные с эмоциональной сферой – повышенная тревожность, апатия, агрессивность, депрессия, неадекватные эмоции, сверхэмоциональность, эмоциональная незрелость, эмоциональная холодность и т.п.
  6. Проблемы, связанные с когнитивной сферой личности - проблемы и нарушения ощущений (например, плохое зрение, слух, сенестопатии и др.), восприятия (например, проблемы с восприятием времени, речи, галлюцинации и др.), внимания (например, рассеянность), памяти (например, стрессогенная амнезия), мышления и интеллекта (например, проблемы с осмыслением, бредовые расстройства, умственная отсталость)․ В эту категорию на наш взгляд можно включить также такие проблемы, как когнитивный диссонанс, дефицит информации и т.п.
  7. Проблемы, связанные с речью – заикание, нарушения речи (афазия, дизартрия, олигофазия, шизофазия и т.п.), тахилалия, задержка речевого развития, дислексия, дисграфия и т.п.
  8. Проблемы, связанные с половой сферой личности – фригидность, импотенция, отсутствие сексуального удовлетворения, сексуальные извращения, проблемы связанные с половой идентичностью и т.п.
  9. Поведенческие проблемы – зависимости, импульсивное, иррациональное, неадекватное поведение, энурез, тикозные расстройства, гиперактивность, агрессивное поведение, навязчивые действия, лживость, нарушения сна, проблемы, связанные с пищевым, сексуальным, поведением и т.п.
  10. Проблемы, связанные с темпераментом и характером - акцентуации характера, психопатии, социопатии, отрицательные черты характера и т.д.
  11. Проблемы, связанные с восприятием, реакциями на стресс и копингом – неадекватные реакции на стресс и копинг стратегии, посттравматические стрессовые расстройства, снижение стрессоустойчивости и т.п.
  12. Проблемы духовно-нравственной и религиозной сфер личности – чувство вины, моральное падение, моральный конфликт, духовный кризис, ценностный конфликт, фанатизм, проблемы, связанные с сектами и др.

Психологические проблемы, связанные с биологической подсистемой личности

  1. Психологические проблемы, связанные с соматическими заболеваниями (например, страх смерти при инфаркте миокарда, депрессии раковых больных, эмоциональные проблемы при гормональных расстройствах т.п.),
  2. Психологические проблемы, связанные с нормативными стрессогенными биологическими процессами (менструация, роды, климакс и т.п.).
  3. Психологические проблемы, способствующие возникновению соматических болезней (например, алекситимия).
  4. Соматизированные психологические проблемы (например, соматизированная депрессия, конверсионные расстройства).
  5. Психологические проблемы, связанные с косметическими операциями, с пересадками органов, хирургическими изменениями внешности.
  6. Психологические проблемы, связанные с телесными травмами и деформациями, отравлениями мозга и др.

Психологические проблемы, связанные с развитием личности, с ее жизненным путем, настоящим и будущим

  1. Проблемы, связанные с отклонениями нормативного психического и социального развития (недоразвитие или задержка развития когнитивных функций, эмоциональная незрелость и т.п.).
  2. Проблемы, связанные с нормативными инволюционными процессами (нормативные изменения внешности, снижение половой активности и т.п.)
  3. Проблемы, связанные с ненормативным развитием личности (проблемы, возникающие в процессе личностного роста, падение, деградация личности и т.п.).
  4. Нормативные и ненормативные кризисы развития личности, кризисы, связанные с нормативными жизненными событиями (рождение ребенка, выход на пенсию, смерть родителей и т.п.).
  5. Проблемы, связанные с решением возрастных задач развития (например, с усвоением речи).
  6. Проблемы, связанные с профессиональной ориентацией, карьерой, профессиональным развитием и т.п.
  7. Специфические проблемы отдельных возрастных периодов (подростковые проблемы, проблемы позднего возраста и т.п.) и др.

Психологические проблемы, связанные с межличностными, межгрупповыми взаимоотношениями и жизненным пространством личности

  1. Психологические проблемы, связанные с межличностными отношениями (межличностные конфликты, соперничество, взаимная неприязнь, любовные проблемы, охлаждение отношений, специфические, проблемы, обусловленные прерыванием межличностных отношений, например, смерть близких людей, расставание пар, проблемы, связанные с взаимоотношениями противоположных полов, друзей, родственников, соседей и т.п.).
  2. Внутригрупповые психологические проблемы (проблемы между личностью и группой, проблемы между группировками внутри группы, отчужденность от группы и т.п.)
  3. Психологические проблемы, связанные с межгрупповыми взаимоотношениями (этнические конфликты, соперничество между группами и т.п.).
  4. Психологические проблемы отдельных сфер жизнедеятельности личности (семейные, трудовые, учебные психологические проблемы, специфические проблемы, связанные с отдельными специальностями, например, проблемы в спорте, в дипломатии, в полиции и т.п.).
  5. Трансгенерационные проблемы (идентификации с родственниками, затрудняющие жизнь личности, синдром годовщины и др.).
  6. Психологические проблемы, связанные с жизненным пространством личности - отсутствие жилья, плохие жилищные условия, психологические проблемы, связанные с физическим воздействием среды (жара, холод, радиация, нехватка кислорода и др.)

Завершая эту статью, отметим, что предложенная теоретическая модель и схема классификационной системы психологических проблем являются лишь попыткой поднять проблему и очертить наше видение контуров ее решения. В дальнейшем, на наш взгляд, необходимо создать рабочую группу из практических психологов и исследователей и разработать общую теорию и диагностическую систему психологических проблем.

Annotation

The Psychological Problems: an Essence, Types, Characteristics

The essence of the psychological problems, their main characteristics, concepts related to psychological problems is analyzed in the article. An attempt to classify the psychological problems and to build a model of the classification system of psychological problems on the basis of their content is made. The author suggested establishing a working group for the elaboration of a diagnostic system of psychological problems.

Keywords: psychological problem, psychological problematic of personality, analysis of psychological problems, solution of psychological problems classification of psychological problems.

Литература:

  1. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия: интегративный подход: пер. с нем. М.: «Класс», 1998. Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов. // Социология. 2011. № 4. С. 109-116.
  2. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. М.: Изд. Эксмо, 2015.
  3. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2002.
  4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001.
  5. Худоян С.С. О методических вопросах исследования и преподавания психологической проблематики личности // Проблемы педагогики и психологии, 2014, № 3, с. 99-104.
  6. D’Zurilla, T. J., Nezu, A. M., & Maydeu-Olivares, A. (2004). Social problem solving: theory and assessment. In E. C. Chang, T. J. D’Zurilla, & L. J. Sanna (Eds.). Social problem solving: Theory, research, and training. Washington, DC: American Psychological Association, pp. 11-27.
  7. Khudoyan S.S. The Effectiveness of Medical Suggestion in Active Conscious State. // The 12th European Congress of Psychology. Istanbul, 2011, 4-8 July. P. 238.

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами "стремление к...";
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами "стремление от...".

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, - низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности - это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути - это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это - не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема - это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это - разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология - это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:


Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка - очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, - настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

Итак, если вы все сделали правильно, то теперь перед вами Клиент, готовый к работе, и на следующем этапе нам надо выяснить, с чем конкретно предстоит поработать .

Вся наша жизнь является стремлением к комфорту и попыткой избежать дискомфорта . Это ключевой тезис, который очень важно понять. За любым действием стоит либо «мотивация к» (сделав это, я получу любовь, одобрение, удовольствие…), либо «мотивация от» (сделав это, я смогу избежать стыда, вины, опасности…).

Чтобы понять это, давайте разберем какие-нибудь простые психологические проблемы, например, фобии. Клиент боится собак, поэтому не ходит в парк у дома. То есть его поведением является «мотивация от» (избежать опасности, пусть даже и мнимой). Выступая публично, Клиент чувствует стыд и, чтобы его не чувствовать, он не выступает.

Усложним задачу на один шаг. Например, женщина неконтролируемо ест сладкое, растолстела и хочет от этого избавиться. Казалось бы, здесь «мотивация к» – поесть сладкого, чтобы получить удовольствие, но если копнуть глубже, может оказаться, что она таким образом заедает другое, уже дискомфортное чувство (обиду, вину…).

В итоге в основе любой психологической проблемы лежит какое-то чувство, чаще всего дискомфортное . Оно либо само является проблемой, либо имеет второй уровень (вторичная выгода) .

Вторичная выгода – это то, что ограждает Клиента от первичного дискомфорта.

Например, человек испытывает страх перед публичными выступлениями, но если выступать все-таки приходится, то он уже испытывает не страх, а стыд и остро реагирует на смешки из зала и критику. Таким образом, его страх оберегает от того, чтобы не было стыдно. Страх является вторичной выгодой.

Или человек постоянно болеет, чтобы за ним ухаживали родственники, уделяли ему внимание и он таким образом получал любовь и уважение, потому что без этого он ощущает одиночество, которое и является причиной дискомфорта. Был бы он в комфорте, не понадобилось бы болеть.


Понятно, что большинство причин люди не осознают, и для того, чтобы их выяснить, я разработал специальную методику диагностики по методу Макулова.

Давайте проведем ее сейчас вместе с вами. Вспомните любую дискомфортную ситуацию из недавнего прошлого, свою реакцию в которой вы хотели бы изменить. Например, вы чего-то боитесь или вам обидно, или вы стыдитесь.

1. Мысленно окажитесь в этой ситуации и вспомните, где у вас в теле возникает дискомфортное чувство? В груди, в животе, в горле?

Например, вы вспомнили, как боитесь своего начальника, и у вас возникло чувство в груди. Пока нам не важно, что это за чувство, с этим мы разберемся в следующей главе.

2. Спросите себя: что конкретно могло бы произойти, чтобы это чувство усилилось? Что бы вам могли сказать или сделать в этой ситуации?

Например, начальник вам скажет: вы плохо справляетесь, я вас уволю.

Например, брошенным и ненужным.

4. Где это чувство? Там же в груди или сместилось? Например, сместилось в живот.

5. Найдем доминанту – из всех людей, кого вы знаете, кто бы мог поступить аналогично (уволить/бросить), чтобы вам было максимально дискомфортно.

Например, мама.

Итак, нам нужно найти именно то самое дискомфортное чувство, которое Клиент так старательно избегает. Негативное самоопределение «какой я в этой ситуации» первично и формирует наши дальнейшие реакции.

Например, «я ничтожество», а это значит, что когда люди ко мне относятся как к значимому человеку, я буду испытывать стыд, ощущая, что я этого недостоин. Или «я слабый», а это значит, что я буду испытывать страх перед конфликтом, понимая, что мне не победить.

У каждого из нас сидит просто куча подобных убеждений, во-первых, потому, что наши родители выросли в СССР, во-вторых, потому, что ребенком так гораздо проще манипулировать, чем воспитывать его, уважая как личность.

Сейчас я приведу вам схему, которую используют участники нашего семинара для диагностики, и по ней вы сами у себя продиагностируете еще одну проблему и запишете результаты.

В итоге у вас должно получиться что-то вроде:

Ситуация «Страх публичных выступлений»:

1. В груди.

2. Будут смеяться.

3. Маленький.

Вторичной выгоды может и не быть, например, мальчик сунул два пальца в розетку, его ударило током, он боится розеток. Подробная схема диагностики приведена ниже:


Теперь можно идти дальше. Мы разделяем чувства на разные по характеру и по интенсивности . Например, одна и та же обида в горле может быть сильнее или слабее в зависимости от ситуации (интенсивность), но это все равно одно и то же чувство по характеру. А вот если сравнить обиду в горле и страх в животе, они уже будут разными по характеру – то есть в целом разные чувства.

Ваша задача сейчас – найти у себя и выписать все дискомфортные чувства, отличные по характеру и с каждым провести диагностику по схеме выше. По сути это и будут ваши основные психологические проблемы на проработку.

Проще идти от самого яркого (самого дискомфортного) к менее дискомфортным. И далее в гипнотерапии мы также будем следовать от того, что больше всего сейчас тревожит, так просто легче работать.

Только когда вы сделаете полную самодиагностику и поймете, что к чему, начинайте делать ее своим Клиентам или просто друзьям. Можете дать почитать эту книгу вашему приятелю, и когда вы оба будете в теме, вам просто легче будет тренироваться.

Правильно проведенная диагностика по методу В. Макулова обычно дает Клиенту мини-просветление и создает доверение, потому что так в его проблемах еще никто не разбирался.