Произведения федора николаевича глинки. Русский поэт Федор Николаевич Глинка: биография, творчество и интересные факты. Глинка и Пушкин

Федор Николаевич Глинка (1786-1880) - русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ. Младший брат Сергея Николаевича Глинки, двоюродный дядя Бориса Григорьевича Глинки-Маврина.
Родился 8 (19) июня 1786 года в селе Сутоки Духовщинского уезда Смоленской губернии. В 1803 он окончил 1-й кадетский корпус и был выпущен подпоручиком в Апшеронский пехотный полк. Участник похода в Австрию во время войны с Францией 1805-1806 годов Федор Глинка был адъютантом М. А. Милорадовича. С 1807 года по состоянию здоровья оставил службу, но с началом войны 1812 вернулся вновь в качестве адъютанта генерала Милорадовича. Присоединившись к действующей армии под Смоленском, участвовал в Смоленском и Бородинском сражениях, дрался с французами под Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой и Красным, в 1813 и 1814 годах был в сражениях под Люценом, Бауценом, Дрезденом, Лейпцигом и при взятии Парижа. Свои впечатления об увиденном и пережитом изложил во втором издании книги "Письма русского офицера", ставшей своеобразным литературным памятником войне с наполеоновской Францией. В книгу, имевшую блистательный успех, Глинка включил свои записи о Бородинском сражении и заграничном походе.
Первое стихотворение Федора Глинки напечатано в "Русском вестнике" в 1807 году; первая книга - "Письма русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии, с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг." (Москва, 1808). В эти годы поэт создает стихотворную трагедию "Вельзен, или Освобожденная Голландия" (1810), книги для народа "Подарок русскому солдату", "Лука да Марья" (1818).
В 1817-1819 Федор Глинка служил в лейб-гвардии Измайловском полку, редактировал "Военный журнал", с 1816 - член и, позднее, один из руководителей масонской ложи "Избранного Михаила"; состоял в Союзе спасения, после его роспуска в Союзе благоденствия (1818). С 1816 года действительный член, в 1819-1825 председатель Вольного общества любителей российской словесности. Глинка участвовал в деятельности Санкт-Петербургского общества учреждения училищ по методе взаимного обучения. С 1819 он чиновник по особым поручениям при петербургском генерал-губернаторе Милорадовиче. В 1822 году лишился службы в гвардии и места при Милорадовиче. После восстания 14 декабря 1825 года Глинка был дважды арестован, просидел три месяца в Петропавловской крепости и по приказу царя был сослан в Петрозаводск под надзор полиции.
С этого времени история Петрозаводска тесно связана с именем Федора Глинки. С конца 1826 Ф. Н. Глинка - советник Олонецкого губернского правления. Карелия нашла в ссыльном поэте-декабристе своего внимательного и преданного художника. В двух поэмах "Дева карельских лесов" и "Карелия или заточение Марфы Ивановны Романовой" Федор Глинка создал поэтический образ Карелии, малоизвестного тогда края. Многочисленные псалмы, элегии, медитации и романсы, написанные поэтом в Петрозаводске, являются одной из самых ярких и самобытных страниц его творчества. В Петрозаводске поэт предпринял первую попытку перевода на русский язык карельских рун.
Современники единогласно изображают Федора Глинку, как человека с исключительно ясной душой, с неисчерпаемым запасом добродушия и горячей любви к людям. Неординарный талантливый человек, поэт, прозаик, публицист Федор Глинка был тесно знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным. Знакомство состоялось вскоре после окончания Пушкиным Лицея. Во время петрозаводской ссылки Глинка живо интересовался судьбой Пушкина, а в 1830 году отправил ему свою новую поэму "Карелия".
Вместе с Жуковским и Гнедичем Пушкин хлопотал о переводе ссыльного Глинки из далекого Петрозаводска в Тверь.
С 1830 года Ф. Н. Глинка жил в Твери, с конца 1832 служил в Орловском губернском правлении. В октябре 1834 он вышел в отставку в чине действительного статского советника и поселился в Москве. В 1848-1849 и 1853-1859 годах жил в Петербурге. В 1840-е годы сблизился с М. П. Погодиным и его окружением, участвовал в журнале "Москвитянин". В 1862 году Глинка с семьей вернулся в Тверь. Вел активную общественную и благотворительную деятельность, способствовал созданию Тверского музея, с 1875 был гласным городской Думы. Федор Николаевич Глинка умер в Твери на 94-м году жизни - 11 (23) февраля 1880 года.

Фёдор Никола́евич Гли́нка (19 июня 1786, имение Сутоки, Смоленская губерния - 23 февраля 1880, Тверь) - русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ. Младший брат Сергея Николаевича Глинки, двоюродный дядя Бориса Григорьевича Глинки-Маврина.

Воспитание получил в Первом кадетском корпусе, которое окончил в 1803, и был определен в Апшеронский пехотный полк прапорщиком. В 1805-1806 годах состоял адъютантом при генерале М. А. Милорадовиче, участвовал в военном походе при Аустерлице. В 1807 году, выйдя в отставку, был сотенным начальником дворянского ополчения, проживал в родовом имении. В 1810-1811 путешествовал по Смоленской и Тверской губерниям, по Волге, совершил поездку в Киев.

В 1808 году издал «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях и Венгрии, с описанием походов 1805-1806 годов» - записки о военных кампаниях (1805-1806).

В 1812 году опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 года. Участвовал в боях при Тарутине, Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Баутцене. Вернувшись в Россию, издал в 1815-1816 годах продолжение «Писем русского офицера» - записки об Отечественной войне 1812 года в 8-ми томах, участии в заграничных походах русской армии 1813-1814 годах. Эти военные записки принесли Фёдору Глинке литературную известность.

В 1815 году был переведён в гвардейский Измайловский полк. В это время при штабе образовались библиотека и начал выходить «Военный журнал» (с 1817), редактором которого был Глинка. Глинка участвовал (с 1816) в деятельности «Вольного общества любителей российской словесности», где состоял вице-председателем, председателем. В это время им написаны книги: повесть «Лука да Марья» (Санкт-Петербург, 1818), «Подарок русскому солдату» (Санкт-Петербург, 1818), «Зиновий Богдан Хмельницкий» (Санкт-Петербург, 1819), «Мечтания на берегах Волги» (Санкт-Петербург, 1821).

В 1819 поступил на должность правителя канцелярии при санкт-петербургском генерал-губернаторе М. А. Милорадовиче.

Участвовал в деятельности декабристского «Союза спасения», затем вместе с М. Ф. Орловым и А. Н. Муравьёвым основал «Союз благоденствия». Входил в Коренную управу «Союза благоденствия», участвовал в Петербургском совещании 1820 года.

После ареста 11 марта 1826 года содержался в Петропавловской крепости. 15 июня 1826 года был освобождён, исключён из военной службы и сослан в Петрозаводск, где был определён советником Олонецкого губернского правления.

В 1830 году переведён в Тверь, где женился на Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой (1795-1863), а в 1832 году - в Орёл.

В 1830 напечатал описательную поэму в четырех частях «Карелия, или заключение Марфы Иоанновны Романовой».

В 1835 году вышел в отставку и поселился в Москве.

За это время определился талант Глинки как духовного поэта, направление которого, как определил его Виссарион Белинский, было «художественно и свято».

В 1837-м вышли его воспоминания «О пиитической жизни Пушкина».

В 1839 г. вышел «Очерк Бородинского сражения».

В 1853 г. Глинка переселился в Санкт-Петербург и в 1854-м напечатал известное в своё время патриотическое стихотворение «Ура! На трёх ударим разом», с воинственным направлением. В петербургский период своей жизни стал интересоваться спиритизмом и впал в мистицизм, к которому имел несомненную наклонность и ранее. Плодом такого настроения были «Иов, свободное подражание книге Иова» (издана в 1859) и поэма «Таинственная капля» (Б., 1861 и М. 1871).

В 1862 переселился в Тверь, занимался там археологией и принимал участие в общественных делах. Сохранил до глубокой старости свежесть ума. Основал Тверское благотворительное общество «доброхотной копейки», учредившее бесплатную столовую для нищих и ремесленную школу, и был его председателем. В 1875 был избран, несмотря на старческий возраст, гласным городской думы Твери.

Творчество

Проза

  • Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием похода Россиян против Французов в 1805 и 1806 г, а также Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год. Писано Ф. Глинкою в 5 частях. М., 1870.
Серия переизданий с 1985 (обычно в извлечениях).
  • Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобождённая Малороссия // Соревнователь просвещения, 1819, тома V и VI.
Переиздание в кн.: Русская историческая повесть первой половины XIX века. - М.: Правда, 1986. - С. 171-218.

Поэзия

Ещё в 1826 г. Глинка издал «Опыты священной поэзии» (Санкт-Петербург), а в 1839 г. вышли его «Духовные стихотворения». Энциклопедия Брокгауза-Ефрона отмечала: «В этих сборниках попадаются очень грациозные стихотворения, дышащие искренним чувством. Гораздо скучнее его поэма „Карелия или заточение Марфы Иоанновны Романовой“ (Санкт-Петербург, 1830)». Одобрительный отзыв о поэме «Карелия » оставил А. С. Пушкин. Современные филологи относят её к числу «четырех важнейших религиозных поэм Ф. Н. Глинки», наряду с написанными позднее произведениями «Иов. Свободное подражание Священной Книге Иова », «Видение Макария Великого » и «Таинственная Капля ».

Свои стихотворения печатал в журналах «Сын Отечества», «Соревнователь», «Библиотека для чтения» (с 1834), «Современник» (с 1837).Наиболее известны стихотворения Ф. Глинки «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…») и «Песнь узника» («Не слышно шуму городского…»), лёгшие в основу популярных народных песен. Первые строки «Песни узника» в несколько изменённом виде процитированы в поэме Александра Блока «Двенадцать».

В 1861 г. в Берлине напечатал поэму в двух частях «Таинственная капля», написанную в соавторстве с супругой А. П. Голенищевой-Кутузовой. Переиздана в России в 1871 г.

В 1869 г. в Москве изданы «Духовные стихотворения».

Федор Николаевич Глинка (1786-1880)

Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость. Глинка боролся за освобождение родины и как воин, и как поэт.

Им были написаны "Военная песнь", "Солдатская песнь", "Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою", стихи о партизанах Давыдове, Сеславине, Фигнере. Впитавшие в себя традиции солдатского фольклора, эти безыскусные, искренне-взволнованные произведения сложились в своеобразную поэтическую летопись героической эпохи русской истории. Они воспевают решимость погибнуть, но не склонить голову перед захватчиком и тираном. В известном смысле эти стихи стали источником позднейшей гражданской лирики Глинки - участника тайных обществ, поэта-декабриста. В том же ряду стоят и "Письма русского офицера", благодаря которым Глинка стал знаменитым писателем.

Истинные сыны отечества, отстоявшие его свободу в грозные годы войн с Наполеоном, не могли равнодушно относиться к крепостной неволе, ужасам аракчеевских порядков в армии, подавлению всякой свободной мысли. В 1816 году Глинка вступил в одну из первых декабристских организаций - "Союз спасения", программа которого предусматривала введение конституционной монархии и уничтожение крепостного права мирным путем, исключающим насильственное свержение правящей династии. Чувства, которыми был охвачен в те годы поэт, выразились в его "Опытах двух трагических явлений" и "Отрывках из Фарсалии". При этом свободолюбивый пафос нередко перекрывал умеренную программу. Так, истинное намерение одного из этих стихотворений было недвусмысленно раскрыто самим автором: "Один из верных сынов покоренного тираном отечества увещевал сограждан своих в тиши ночи к поднятию оружия против насильственной власти".

Глинка был одним из вождей "Союза благоденствия". Вольное общество любителей российской словесности, которое он возглавлял с 1819 по 1825 год, стало под его руководством важнейшим центром декабристской литературы. Когда в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга, одним из первых, кто выразил солидарность с опальным поэтом, был Глинка. Произведения, созданные им в первой половине 1820-х годов, были объединены в сборнике "Опыты священной поэзии" (1826). Многие из них строились на аллегории, их подлинный смысл выражался иносказательно. Излюбленным жанром Глинки был, пользуясь пушкинским выражением, "элегический псалом" - стихотворение, в котором библейские образы и темы переосмысливались и насыщались революционным содержанием, призывали к божьему суду над земными властителями. В декабристском ключе трактует Глинка тему поэта-избранника, призванного нести людям священные идеалы вольнолюбия и гражданственности.

После восстания на Сенатской площади Глинка был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, а позднее выслан в Петрозаводск под надзор полиции. Здесь он создает одно из самых значительных своих произведений - поэму "Карелия", высоко оцененную Пушкиным. Необычайной популярностью пользовалось у современников стихотворение "Песнь узника". Она распространялась в списках, печаталась в заграничных изданиях. Успех объяснялся не только поэтическим мастерством Глинки, естественностью и верностью найденного им тона, но и тем, что чувства, которые изливал герой песни, напоминали о судьбе томившихся в неволе декабристов. С раздумьями о недавних исторических потрясениях связан у Глинки и образ челна, попавшего в бурю, гибели пловцов и др.

С годами Глинка все реже выступал в печати, его творчество ограничивалось дружескими посланиями и религиозно-нравственными монологами. Но есть среди них и вещи, достойные нашей памяти и внимания. Так, стихотворение "Москва" было задумано как манифест славянофильства. Однако, независимо от субъективных устремлений автора, в нем так непосредственно и ярко проявился патриотизм поэта, его гордость древней русской столицей, что "Москва" заслуженно причисляется к самым высоким творческим достижениям Глинки.

Когда в 1856 году оставшиеся в живых декабристы получили возможность вернуться из ссылки, Глинка отозвался на это событие "Стихами о бывшем Семеновском полку", в которых прозвучали верность былым идеалам и гордость своим декабристским прошлым.

Глинка умер в 1880 году глубоким стариком. С благоговением хоронила Россия человека, жизнь которого была неразрывно связана с двумя важнейшими событиями XIX столетия - победой над Наполеоном и первым революционным выступлением против царизма.

Федор Николаевич Глинка

Русский поэт

Глинка, Федор Николаевич – русский поэт, публицист. Брат С.Н.Глинки . Окончил кадетский корпус в 1803 году. В 1805-1806 служил в армии, участвовал в сражении при Аустерлице . Первое стихотворение «Глас патриота» опубликовано в 1807 году. Участник Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения и заграничных походов 1813-1814 годов, описанных Г. в «Письмах русского офицера» (1815-1816), которые принесли ему первую литературную известность. Г. одним их первых вошел в Союз Спасения, затем в Союз Благоденствия, примкнув к умеренному крылу декабристов. В 1819-1825 годах – председатель Вольного общества любителей российской словесности. В «Полярной звезде на 1823 год» Г. опубликовал одну из самых известных своих политических элегий – «Плач плененных иудеев». После поражения Восстания декабристов уволен в 1826 году со службы и сослан в Петрозаводск (до 1830 года), затем жил в Твери, Москве, Петербурге. В ссылке Г. изучал этнографию и фольклор Карелии, что отразилось в его «карельских» поэмах (1828-1830): «Дева карельских лесов» и «Карелия». Во второй из них А.С. Пушкин отметил «свежесть живописи» при описании северной природы и народного быта. Наиболее значительна гражданская лирика Г. декабристского периода, его «духовные» стихи, окрашенные сентиментальными и библейскими мотивами. К этому времени относятся также стихотворения «Тройка» («Вот мчится тройка удалая», 1824), «Узник» («Не слышно шуму городского», 1831), ставшие популярными народными песнями. Известно стихотворение Г. «Москва» («Город чудный, город древний…», 1841). Пушкин указывал на оригинальность элегических псалмов Г. и в то же время однообразие мыслей в них. Книга Г. «Очерки Бородинского сражения» (1839) была положительно оценена В.Г.Белинским. С конца 30-х годов Г. сближается с будущими славянофилами, сотрудничает с М.П.Погодиным и С.П.Шевыревым в журнале «Москвитянин» . Его «Духовные стихотворения» (1839), поэмы «Иов» (1859) и «Таинственная капля» (1861) проникнуты религиозным мистицизмом.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Декабрист

Глинка Федор Николаевич (8.6.1786 - 11.2.1880), полковник, состоящий по армии (двоюродный брат Владимира Андреевича ).
Родился в с. Сутоки Духовщинского уезда Смоленской губернии. Отец - Николай Ильич Глинка (1744-1796), отставной капитан; мать - Анна Яковлевна Каховская (1757 - 1802). Воспитывался в 1 кадетском корпусе, с 1799 выпущен прапорщиком в Апшеронский пехотный полк - 10.6.1802, подпоручик - 4.12.1803, поручик с назначением полковым адъютантом - 11.9.1806 (до этого фактически с 1803 был адъютантом Милорадовича), участник войны 1805-1806 (Аустерлиц), уволен в отставку - 18.9.1806. Сотенный начальник дворянской милиции - 30.1.1807. Вернулся в полк с назначением «шефским» адъютантом при М.А. Милорадовиче - 1.10.1812, участник Отечественной войны 1812 (Тарутино, Малый Ярославец, Вязьма, Дорогобуж, Красное) и заграничных походов (Польша, Силезия, Саксония, Париж). Награжден орденом Владимира 4 ст. с бантом и золотой шпагой за храбрость, орденом Анны 2 ст. и прусским За заслуги, по возвращении в Петербург штабс-капитан - 15.8.1815, переведен в л.-гв. Измайловский полк - 1.2.1816 с назначением состоять при Гвардейском генеральном штабе, капитан - 30.7.1816, полковник - 26.1.1818, назначен «находиться по особым поручениям» при петербургском военном генерал-губернаторе М.А. Милорадовиче (заведовал «особенною канцеляриею») - 11.3.1819, назначен состоять по армии - 5.6.1822. Масон, член ложи «Избранного Михаила» (1816), поэт и публицист, действительный член Вольного общества любителей российской словесности - 5.12.1816, председатель его с 16.7.1819 (фактически с 1818), член общества «Зеленая лампа», член Общества любителей российской словесности, член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, редактор «Военного журнала» (1817-1819), член Общества военных людей, член Общества учреждения училищ взаимного обучения.
Член Союза спасения (1818) и Совета благоденствия (член Коренного совета), участник проходившего в его квартире Петербургского совещания 1820, Московского съезда 1821; организатор самостоятельной ячейки тайного общества (так называемое общество Глинки-Перетца).
Первоначально арестован 30.12.1825, доставлен в Зимний дворец и освобожден в тот же день по высочайшему повелению, приказ о явке для дачи показаний - 15.2.1826, вторично арестован - 11.3.1826, доставлен в тот же день в Петропавловскую крепость и помещен в особый арестантский покой, потом в №4 и №1 Петровской куртины.
Высочайше повелено (15.6.1826) освободить, переведя в гражданскую службу с чином коллежского советника в Петрозаводск под надзор полиции.
Доставлен в Петрозаводск - 30.6.1826, определен советником в Олонецкое губернское правление - 19.10.1826, по прошению от 23.12.1829 переведен на ту же должность в Тверь - 24.1.1830, в Орел - 19.11.1832, статский советник - 25.10.1832. Уволен в отставку с чином действительного статского советника - 14.10.1834. В 1835-1853 жил в Москве (в 1848-1849-в Петербурге), 1853-1862 - в Петербурге, затем в Твери. Почетный попечитель тверской гимназии, член Тверского губернского статистического комитета и гласный Тверской городской думы (1875), действительный член Московского археологического общества (с 28.4.1869). Умер в Твери, похоронен в Желтиковом монастыре близ города (могила не сохранилась).

Был женат.

Глинка (Голенищева-Кутузова) Авдотья Павловна (19.7.1795 - 26.7.1863), поэтесса. Жена с 1831 года Ф.Н. Глинки. Отец - куратор Московского университета Павел Иванович Голенищев-Кутузов (1767 - 1829); мать - кж. Елены Ивановна Долгоруковой (ум. 1850).

Егор (ум. в молодости); Василий (р. 1775); Сергей (5.7.1776 - 1847), майор, цензор в Москве; Иван (1777 - 1795); Григории (р. 1780), в 1820 городничий в Острогожске; сестра - Варвара (р. 1782).

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 82; ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 186.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/

Глинка и Пушкин

Глинка Федор Николаевич (1786-1880), поэт и публицист, гвардии полковник; участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов, позднее - адъютант по особым поручениям при петербургском военном генерал-губернаторе М. А. Милорадовиче. Однако эта должность не помешала ему быть членом Союза спасения и Союза благоденствия. После декабрьского восстания он содержался в Петропавловской крепости, затем был выслан.
Пушкин отдавал должное благородству и смелости этого человека. Когда в 1820 году поэта «постиг судьбины гнев», Глинка, не щадя себя и своей карьеры, добивался смягчения его участи, а когда Пушкин был уже в ссылке, он не побоялся напечатать стихи, посвященные восторженной характеристике поэта.
«...Голос твой мне был отрадой, великодушный гражданин!» - писал Пушкин в стихотворном послании Глинке (1822).

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

+ + +

Глинка Федор Николаевич (1786-1880). Поэт, публицист, автор «Писем русского офицера» (1808, 1815-1816) и большого количества стихотворений, печатавшихся в периодических изданиях. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, гвардии полковник. В 1819-1822 годах чиновник по особым поручениям при петербургском военном генерал-губернаторе графе М. А. Милорадовиче. Член литературно - политического общества «Зеленая лампа», Союза спасения и Союза благоденствия, председатель Общества любителей российской словесности, видный деятель умеренного крыла декабристов; сторонник конституционной монархии и мирных средств борьбы. За причастность к декабристскому движению был выслан из Петербурга, определен на гражданскую службу в Петрозаводск, а позднее в Тверь.

Знакомство Пушкина с Глинкой началось вскоре по окончании Пушкиным Царскосельского лицея (1817).

Общались поэты на заседаниях «Зеленой лампы», у братьев Тургеневых, П. А. Плетнева и В. К. Кюхельбекера. К этому времени относится разговор Плетнева с Глинкой о необходимости избрания молодого Пушкина в члены Общества любителей российской словесности. «Овцы стадятся, а лев ходит один»,- последовал ответ председателя общества. В апреле 1820 года, когда Пушкину грозила ссылка за противоправительственные стихи, Глинка был в числе близких поэту лиц, содействовавших облегчению его участи.

Высылка Пушкина из Петербурга вызвала сочувствие к поэту в литературных кругах столицы. Вслед за Кюхельбекером Глинка откликнулся в «Сыне Отечества» посланием «К Пушкину»:

Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!..

В условиях александровской реакции такое публичное обращение к опальному поэту может быть названо гражданским подвигом. Вскоре до Пушкина дошли стихи Глинки, и в июле 1821 года он писал брату из Кишинева: «Если ты его увидишь, обними его братски, скажи ему, что он славная душа - и что я люблю его...», а в ответном послании «Когда средь оргий жизни шумной...» (1822) назвал Глинку «великодушным гражданином» и Аристидом (государственный деятель Афинской республики, известный своей справедливостью и честностью).

В последующие годы литературно общение Пушкина с Глинкой не прекращалось. В письмах последнего неоднократны сочувственные упоминания Пушкине. В феврале 1830 года он посылает поэту свою поэму «Карелия».

Пушкин относился к поэзии Глинки двойственно, иронизируя над его религиозной экзальтированностью стилистическими погрешностями, но то же время отмечая самобытность оригинальность его произведений, в то числе поэмы «Карелия». Отдельные стихотворения Глинки - романс «Н слышно шума городского...» из стихотворения «Сон русского на чужбине» - пользуются и поныне больше популярностью.

Через десять лет поэты встретились снова. В августе 1830 года Пушкин и Вяземский посетили Глинку в Твери, о чем он с удовольствием вспоминал позднее в письме к Пушкин «Если увидите Пушкина,- писал Глинка П. А. Вяземскому в марте 1831 года,- прошу обнять его сладкими объятиями поэзии и дружбы; я всегда любил и люблю его от души». После смерти поэта Глинка написал стих творение «Воспоминание о пиитической жизни Пушкина» (1837) и 1866 году воспоминания «Удален А. С. Пушкина из Петербурга 1820 году» - важный источник для политической биографии великого поэта.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 67-68.

Из энциклопедии

Глинка Федор Николаевич , поэт и прозаик, публицист и общественный деятель. После окончания кадетского корпуса (1802) служил прапорщиком в Апшеронском пехотном полку. Участник русско-австро-французской войны 1805, заграничных походов русской армии 1813-1814. В 1807 вышел в отставку по болезни и до 1812 жил в Сутоках, занимаясь литературным трудом. Участник Отечественной войны 1812, награжден орденами Св. Владимира 4 степени, Св. Анны 2 степени, золотой шпагой с надписью «За храбрость», а также прусским орденом «За военные заслуги». В 1808 и 1815-1816 издал патриотические «Письма русского офицера», в 1817-1819 редактировал «Военный журнал», участвовал в литературно-политическом кружке «Зеленая лампа», был руководителем Вольного общества любителей российской словесности. Состоял в тайных организациях «Союз спасения» и «Союз благоденствия», но вскоре отошел от декабристского движения. Тем не менее в 1826 был уволен с военной службы и сослан в Петрозаводск. С 1830 жил в Твери, Москве, Санкт-Петербурге. Автор поэм «Дева карельских лесов» (1828), «Карелия» (1830), «Иов» (1859), «Таинственная капля» (1861), сборника «Очерки Бородинского сражения» (1839). Его известные стихотворения «Тройка » («Вот мчится тройка удалая », 1824), «Узник» («Не слышно шуму городского», 1831) стали популярными песнями.

Использованы материалы кн.: Военный Энциклопедический Словарь. М., 1986.

Член ложи «Избранного Михаила»

Глинка Федор Николаевич (8.06.1786-11.02.1880), поэт, публицист, прозаик. Родился в имении Сутоки Смоленской губ. Дворянский род Глинки берет начало от вотчинника смоленского воеводства, шляхтича, принявшего Православие, Виктора-Владислава Глинки. Отец Глинки, Николай Ильич, отставной капитан, находясь при гр. П. А. Румянцеве-Задунайском ординарцем, отличился в Кагульском сражении. Вместе с женой, Анной Яковлевной (урожд. Каховской), владел небольшим имением Сутоки Духовщинского у. Смоленской губ. Екатерина Великая во время путешествия по тем местам в 1780 гостила у него и была поражена 104-летним прадедом поэта, который был так здоров, что мог ездить верхом и стрелять дичь. Императрица тогда же записала двух братьев Глинки, Сергея и Николая, в Сухопутный кадетский корпус, в котором впоследствии учился и Федор.

С 1798 по 1803 обучается в Петербургском 1-м кадетском корпусе, где огромное влияние на него оказал учитель Закона Божия о. Михаил (впоследствии митрополит Петербургский), способствовавший укреплению его религиозных чувств, стремлению жить по христианским заповедям. Он вспоминал, что, покидая корпус, поклялся «говорить всегда правду». Молодой прапорщик Апшеронского пехотного полка привлек внимание прославленного суворовского генерала М. А. Милорадовича. В 1805-06, в качестве адъютанта Милорадовича, участвует в военной кампании против Наполеона, чуть не погибает в битве при Браунау, ходит в штыковые атаки в Аустерлицком сражении. Эти события он описал в «Письмах русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг.» (1808), ставших его литературным дебютом.

Выйдя в отставку по болезни и поселившись в Сутоках, Глинка приводит в порядок записи военной поры, пишет стихи. Первое стихотворение «Глас патриота», опубликованное в «Русском вестнике», посвящает М. В. Ломоносову. С серьезностью относясь к научным изысканиям, участвует в работе высочайше утвержденного Общества истории и древностей российских. Для изучения народного быта и нравов путешествует по Смоленской, Тверской, Московской губерниям, совершает поездки по Волге, по Киевской и Черниговской губерниям.

Весть о вторжении наполеоновских полчищ в Россию застала Глинку в родовом смоленском имении. По вызову Милорадовича он с отступающими войсками доходит до Бородина и принимает участие в сражении. Глинка участвовал во всех боевых действиях наступающей армии, полковником дошел до Парижа, был награжден русскими и иностранными орденами за боевые заслуги, золотым оружием за храбрость.

После войны Глинку, переведенного в лейб-гвардии Измайловский полк, захватывает водоворот общественной жизни северной столицы. Он входит в члены Военного общества, возглавляет «Военный журнал», председательствует в Вольном обществе любителей российской словесности, издает частями «Письма русского офицера…» (1815-16), ставшие одним из ярчайших памятников отечественной военной мемуаристики об эпохе наполеоновских войн 1805-06 и 1812-15. Одна из основных идей этой книги - сохранение «коренных добродетелей» русского народа, не затронутых «наносными пороками». Пишет книги для народа - «Подарок русскому солдату», «Лука да Марья» (1818).

В 1819 Глинка «с ведения и по повелению Государя Императора, употребляем был для производства исследований по предметам, заключающим в себе важность и тайну», стал заведовать личной канцелярией гр. М. А. Милорадовича, военного губернатора Петербурга. К этому времени Глинка был уже членом масонской ложи «Избранного Михаила», вступает в Союз спасения, а затем в Союз благоденствия. Но известно, что в н. 1820 на совещании Коренной управы Союза благоденствия Глинка доказывал, что «в России не может существовать никакого правления, кроме монархического». Видя радикализацию взглядов заговорщиков, порвал с ними связи и вышел из масонской ложи. О готовившемся восстании 1825 Глинка знал, но никакого участия в нем не принял, убеждая заговорщиков «не делать никаких насилий». После ареста имп. Николай I сказал поэту: «Глинка, ты совершенно чист, но все-таки тебе надо окончательно очиститься». Существуют сведения, что раненый генерал Милорадович просил императора помиловать Глинку. Со снятием двух чинов Глинка был направлен на гражданскую службу в Петрозаводск Олонецкой губ.

Именно там, занимаясь канцелярской работой советника губернского правления, Глинка создает свои важнейшие произведения: переводит на русский язык карело-финский эпос «Калевала», пишет поэмы «Дева карельских лесов» и «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой». А. С. Пушкин, содействовавший публикации «Карелии…» в Петербурге отдельным изданием (1830), писал в «Литературной газете»: «Изо всех наших поэтов Ф. Н. Глинка, может быть, самый оригинальный… Небрежность рифм и слога, обороты то смелые, то прозаические, простота, соединенная с изысканностью, какая-то вялость и в то же время энергичная пылкость, поэтическое добродушие, теплота чувств, однообразие мыслей и свежесть живописи, иногда мелочной, - все дает особенную печать его произведениям…»

В 1830 Глинка, все еще опальный, поселяется в Твери, где его навещают А. С. Пушкин с кн. П. А. Вяземским; занимается географическими и археологическими исследованиями. За работу «О древностях в Тверской Карелии» получает премию Географического общества.

В становлении Глинки-поэта большую роль сыграло сближение с литературно-философским кружком С. Е. Раича, среди воспитанников которого были многие «любомудры», а в дальнейшем с С. П. Шевыревым и с редакцией «Москвитянина», в котором он опубликовал лучшие свои поздние стихи. Особенно характерно в этом отношении его стихотворное послание Ф. И. Тютчеву, бывшему воспитанником С. Е. Раича, и ответ Тютчева в письме от 16 февр. 1850: «Вы из малого, малого числа весьма зрячих и разумеющих», - пишет Тютчев, поясняя далее: «Не на Западе - поверьте мне - в этот горький, противный век истинно встретишь совершенное непонимание - а здесь, в так называемом кругу нашего отечественного общества. На Западе, - слишком поздно, может быть, для его спасения - но не поздно для истины - найдутся многие самостоятельные умы, которые, вопреки вековым предрассудкам, - не откажут в сочувствии к русской мысли - но для русских, охмелевших на чужом пиру, она недоступнее, чем для кого-либо». Ф. Тютчев, как известно, находил понимание лишь в узком кругу своих друзей-славянофилов, среди которых был и Глинка. В своей религиозно-философской поэзии С. П. Шевырев, А. С. Хомяков и Ф. И. Тютчев были последователями духовной поэзии Глинки. Обычно принято считать, что смысл духовной поэзии Глинки в том, что «декабристы использовали “Священное Писание” в целях политической агитации» (В. Г. Базанов). «Элегические псалмы» Глинки - «К Богу правды», «Горе и благодать», «Картина иудейских нравов», «Гнев Господа на нечестивых», «Плач плененных иудеев», «Глас Бога избранному Его», публиковавшиеся в 1823-25 в «Соревнователе просвещения и благотворения» и вышедшие в 1826 отдельным изданием «Опыты священной поэзии», имели определенное гражданское звучание, но оставались при этом именно духовной поэзией. Религиозные мотивы становятся центральными в поэзии Глинки 30-40-х. Подлинными шедеврами русской духовной лирики стали его стихи «Искание Бога», «Глас к Господу», «Ангел», «Молитва и чаяние», «Молись душа».

В 1840-е Глинка пишет поэму «Таинственная капля», в основе которой апокрифическое сказание о разбойнике, распятом на кресте вместе со Спасителем. Огромной популярностью в патриотических кругах пользовалось стихотворение Глинки «Москва» (1840): «Город чудный, город древний, / Ты вместил в свои концы / И посады и деревни, / И палаты и дворцы!». Во время Крымской войны Глинка прославился стихами «Ура!» и «Голос Кронштадту». Его романсы «Вот мчится тройка удалая…», «Не слышно шуму городского…» принадлежат к числу классических.

Уйдя со службы в 1835, Глинка жил вместе с женой Авдотьей Петровной (урожд. Голенищевой-Кутузовой), с которой «почти всегда и везде был неразлучен», сначала в Орле и Москве, с 1853 - в Петербурге, а с 1856 до конца дней - в Твери. Авдотья Петровна тоже была достаточно известна как поэтесса, прозаик, переводчик (см.: Глинка А. П.)

К 1875 Глинка почти совсем отошел от литературы, признаваясь, что его поэтические силы иссякли. В поздних письмах к М. П. Погодину он жалуется на «век безверия», обличает западников, социалистов в гибели России, с грустью восклицая в одном из последних стихотворений: «Летать по высям нет уж силы, / А ползать не хочу!»

Скончался Глинка в Твери, дожив до глубокой старости, и был похоронен в Жёлтиковом монастыре рядом со своей женой А. П. Глинка. Хоронили его с воинскими почестями как героя Отечественной войны, автора знаменитых «Записок офицера…»

С. Маршков

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Сочинения:

Сочинения т. 1-3, М., 1869-1872;

Избранное, Петрозаводск, 1949;

Избранные произведения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая серия);

Стихотворения, Л., 1961.

Поэты тютчевской поры. М., 1982;

Письма русского офицера. Проза. Публицистика. Поэзия. Статьи. Письма. М., 1986;

Письма к другу. М., 1990.

Литература:

Пушкин А.С., «Карелия, или заточение Марфы Иоанновны Романовой», Полн. собр. соч. в 10 тт., т. 7, М., 1958;

Белинский В.Г., Очерки Бородинского сражения…, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953, с. 325-356;

Замков Н.К., Пушкин и Ф.Н.Глинка, в сборнике: Пушкин и его современники, в. 29-30, П., 1918;

Базанов В.Г., Карельские поэмы Ф.Глинки, Петрозаводск, 1945;

Базанов В.Г., Поэтическое наследие Ф.Глинки (10-30-е годы XIX века), Петрозаводск, 1950;

Карпец В. И. Федор Глинка. М., 1983;

Карпец В. И. Ф. Глинка // Герои 1812 г. М., 1987 (серия «ЖЗЛ»).

История русской литературы 19 века. Библиографический указатель под ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

ГЛИНКА Федор Николаевич родился - поэт, драматург, прозаик.

Воспитывался в 1-м кадетском корпусе, в 1802 выпущен прапорщиком в Апшеронский полк.

В 1805-1806 участвует в военных действиях против Наполеона как адъютант графа Милорадовича, по окон­чании войны выходит в отставку и полностью отдается литературе и этнографи­ческим изысканиям.

В 1812 Федор Николаевич вновь всту­пает в армию, участвует в Бородин­ском сражении и в заграничном походе 1813-14. Окончив войну в чине полков­ника, награжденный за храбрость золо­тым оружием, Глинка затем служит в штабе гвардии, а с 1819 - при Милорадовиче, петербургском генерал-губернаторе.

В 1808 на основе военного дневника Федор Николаевич выпускает «Письма русского офицера...» , затем до­полнив их материалом войны 1812. Кни­га Глинки Ф.Н., имевшая шумный успех, изобра­жала войну как народное движение и бы­ла проникнута идеей самобытного нацио­нального развития.

В 1810 выходит трагедия Глинки «Вельзен, или Освобожденная Голландия» , прово­дившая идею тираноборчества и заклю­чавшая в себе определенную параллель к событиям русской действительности начала XIX в.

В 1816-17 вышло продолжение «Пи­сем русского офицера...» - «Письма к другу» . Глинка создает также большое количество патриотических гим­нов и песен, ориентированных частью на возвышенно-декламационный, одический стиль («Военная песнь...»), а частью сти­лизовавших народную песню или сказ.

Военно-патриотические сти­хи и трагедия Глинки подготовили его граж­данскую лирику декабристского периода.

В 1816-21 Федор Николаевич - активный член тайных обществ декабристов, один из руководи­телей правого крыла Союза благоденст­вия. Сторонник конституционной монархии, поэт свою основную задачу видел в просветительской пропаганде и борь­бе с неправосудием и злоупотреблениями, как это предписывал устав союза - «Зе­леная книга». Неподкупность и самоот­верженность Глинки снискала всеобщее ува­жение, отразившееся и в стихотворении Пушкина «Ф. Н. Глинке» (1822, опубликованное в 1856).

Федор Николаевич был в курсе деятельности Северного общества, но все больше расходился с его радикальным крылом в своем отрицании насильственной революции. Руководи­тель Вольного общества любителей рос­сийской словесности, связанного с умерен­ным Союзом благоденствия, он следует в своей поэзии программным установ­кам «Зеленой книги», культивируя пре­имущественно нравоучительную и «ду­ховную» поэзию. Исключением были бо­лее ранние «Опыты двух трагических яв­лений в стихах без рифмы» (1817) и пере­воды отрывков из «Фарсалии» (1818), где под видом стихового и ритмического экс­перимента в печати содержались прямые призывы к свержению «тиранов». Свои произведения 1-й половины 1820-х гг. Глинка Ф.Н. объединил в две книги:

«Опыты священ­ной поэзии» (Спб., 1826),

«Опыты алле­горий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе» (Спб., 1826).

Глинка тяго­теет к архаической поэзии XVIII века, с усложненным синтаксисом и обилием славянизмов. Излюбленный его жанр - элегический псалом. Федор Николаевич значительно видо­изменяет традиционную поэтику «пере­ложений псалмов», объединяя книжно-славянскую речевую стихию с элементами разговорной речи и даже просторечия. На этом пути поэт добивается большой стилистической и образной экспрессии, которая в своей крайности выража­лась иногда в лексико-семантической какофонии, отмеченной критикой (Крылов, Пушкин).

В псалмах Федора Николаевича явственно слы­шатся мотивы гражданской лирики, при­зывы к божьему суду над земными вла­стителями («К богу правды», «Горе и бла­годать» ), отражается этический идеал «не­бесного гражданина» («Блаженство пра­ведного» ).

Глинка разрабатывает и характер­ную декабристскую тему поэзии как избранничества и гражданственного служе­ния, часто воплощаемую в образе поэ­та-пророка

«Глас бога избранному его» ,

«Призвание Исайи» ,

«Плач плененных иудеев» .

Вместе с тем уже в стихах 1820 - 25 обнаруживается умеренность политической и литературной программы Глинки, элегические и религиозно-моралистические тенденции, противостоявшие радикальному крылу декабристской поэзии.

В 1826 Глинка Ф.Н. был арестован и после заклю­чения в Петропавловской крепости вы­слан в Олонецкую губернию.

В стихах (1826-31) годов усиливаются рели­гиозно-медитативная струя, мотивы тос­ки и одиночества. Характерно появление тюремной темы («Песнь узника» ). Во многих стихотворениях варьируется тема носимого волнами челна, гибели пловцов в водовороте («Молитва», «Два счастья», «Призвание» ). В годы олонецкой ссылки Глинка обращается и к эпическим, описательным жанрам, прямо или косвенно вплетая в художественную ткань автобиографичес­кие мотивы. Так, он перерабатывает «Книгу Иова» («Иов. Свободное подража­ние священной книге Иова» ) - опосред­ствованное отражение переживаний Глинки во время следствия; из-за отступлений от канонической трактовки Библии пере­ложение было запрещено и вышло полно­стью отдельным изданием лишь в 1859.

В 1828 следуя традиции романтической поэмы, Федор Николаевич Глинка создает «Деву карельских лесов» (полностью опубликовано в 1939), где наряду с образом «естественного человека», «до­чери природы» в духе руссоизма возникает образ таинственного пришельца, в кото­ром без труда угадываются черты поли­тического ссыльного (по-видимому, де­кабриста). Утопические надежды Глинки на амнистию реализованы здесь в «Мани­фесте» , освобождающем изгнанников.

В 1830 Глинка создает свою лучшую описатель­ную поэму - «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» . Обе поэмы органически вырастают из пейзажной лирики поэта и при бедности психоло­гического материала отличаются драма­тизмом и лиричностью описаний. В Ка­релии Глинка открывает русской литературе своеобразный источник экзотического материала, который разрабатывает почти с державинской энергией и многокра­сочностью. Глинка широко вводит в описа­ния фольклор и этнографию Карелии, диалектные лексические формы и так далее, создавая своеобразную художественную амальгаму. Характерен интерес Глинки Ф.Н. к эти­ческим идеалам карельского крестьянст­ва: существенным моментом исторической концепции «Карелии» является представ­ление о царе как народном избраннике.

На положении ссыльного и поднадзор­ного Глинка Ф.Н. жил до 1835, сначала в Петроза­водске, потом в Твери и Орле.

В 1835 поэт поселился в Москве, затем в Петербурге, а с 1862 окончательно обосновался в Тве­ри. В позднем творчестве Глинки религиозно-мистические и дидактические элементы, несколько отошедшие на задний план в карельских поэмах, все более усили­ваются (поэма «Таинственная капля» , опубликованная в Берлине в 1861); он сближается с представителями «официальной народ­ности» и становится в резкую оппозицию к передовой литературе. Среди его позд­них произведений лишь немногие представляют историко-литературную цен­ность («Очерки Бородинского сражения» , 1839; патриотическое стихотворение «Москва» , 1840, опубликованное в 1841; некоторые элегии, главным образом автобиографического характера).

Умер - , Тверь.