Произведения платонова никита краткое содержание. Созданное трудом доброе и вечное. Художественные особенности повествования

Восемнадцатый век в истории России — это эпоха укреп-ления самодержавия и господства крепостного права. Такой порядок вещей, устраивавший правящую верхушку общества, вызывал критическое осмысление социально-политической обстановки в стране со стороны передовых людей своего вре-мени, к которым принадлежал и драматург Денис Иванович Фонвизин. Правда, его критика общественных порядков не поднималась до обличения самих основ самодержавия и кре-постничества. Показывая их пороки, писатель не призывал к революционным потрясениям. Он лишь пытался сатиричес-ким изображением этих пороков пробудить у правящего класса стремление облегчить участь крестьян и способствовать про-грессивному развитию страны, которое ему виделось на путях просвещения. Самым выдающимся произведением, в котором он выразил свои взгляды на существующие в стране порядки, стала его комедия «Недоросль».

«Недоросль» — одно из немногих драматических произве-дений восемнадцатого века, которое ставится на сцене и в наши дни. Это объясняется не только критическим зарядом произведения по отношению к социальному устройству Рос-сии того времени, но и созданием образов, которые в той или иной форме остались неизменными на протяжении многих десятилетий. Взять хотя бы главного героя комедии Митрофа-нушку, чье имя стало нарицательным для определения велико-возрастных бездельников, сидящих на шее у своих родителей. Разве таких «Митрофанушек» мало в наше время? А мать его, госпожа Простакова? Тоже ведь вполне современный персо-наж: любыми способами, честными и нечестными, добиться благополучия для своего чада, не заботясь о том, чтобы сын стал образованным и порядочным человеком. Так же предста-вимы сейчас и господин Простаков, муж-подкаблучник, и Та-рас Скотинин, чья фамилия точно определяет сущность этого умственно неразвитого и недалекого человека. Но интересно отметить, что живыми типами и для нашего времени остались те персонажи фонвизинской комедии, которых мы восприни-маем как отрицательных. Положительные же герои: Правдин, Стародум, Милон, Софья — по большей части схематичны и маловыразительны. Вероятно, при их создании драматург опи-рался больше на свои представления о том, какими должны быть положительные герои, чем на реальные прототипы.

Своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль» заключается в том, что она выходит за рамки норм и требований господство-вавшего в восемнадцатом веке литературного направления — классицизма. Все внешние признаки классицизма соблюдены: единство времени и места, положенные пять действий, нали-чие четко обрисованных положительных и отрицательных ге-роев с «говорящими» фамилиями. Благополучный финал, в котором добро торжествует, а зло наказано. Четкий моральный урок: «Вот злонравия достойные плоды», — вложенный в уста резонера Стародума. В то же время больше всего привлекают нас сегодня в комедии проявляющиеся в ней реалистические элементы. Во-первых, это живой разговорный язык персона-жей. А во-вторых, попытка представить их характеры не в чер-но-белых красках, а с использованием более гибких изобрази-тельных средств.

Вот, казалось бы, сугубо отрицательный тип — госпожа Простакова. Она идет на прямые злодеяния для достижения своих целей. Но мы понимаем, что в такой искаженной фор-ме проявляются у нее добрые материнские чувства. И когда она в финале комедии бросается обнимать сына со словами: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — а тот с досадой говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навяза-лась…» — нам хочется пожалеть несчастную женщину, воспи-тавшую неблагодарного эгоиста сына. Материал с сайта

Основной конфликт пьесы — это противопоставление раз-личных групп внутри дворянского класса по вопросу об отно-шении к крепостному праву. Но сатирическая направленность комедии проявляется не только в изображении отрицательных сторон «барства дикого», но и в изображении быта и нравов дворянской среды. В первую очередь это касается проблемы воспитания и образования. Эпоха Просвещения, какой был для Европы восемнадцатый век, в России с трудом находила себе последователей. Корни этого опять-таки крылись в кре-постничестве. Ведь с точки зрения крепостника, зачем, дей-ствительно, Митрофанушке география, если извозчики знают, куда его везти. Зачем делить найденные деньги с кем-то, ког-да их можно взять себе. Эти и другие комические подробнос-ти, в изобилии рассыпанные по страницам комедии, едко высмеивают невежество и тупость «Простаковых» и «Ско-тининых». Только широкая образованность, по мнению Фон-визина, способна просветить косные умы недальновидных дворян. И только просвещенная нация может осознать вред крепостничества и обуздать присущие ему пороки. В этом и состоит идейный пафос комедии Фонвизина.

Но писатель отнюдь не посягает на основы общественно-го устройства. Его цель в другом — обратить внимание власть предержащих на опасность беззакония и произвола для само-го существования государства. И не случайно его положитель-ные герои, прежде всего Стародум, несут в себе набор тех черт, которые писатель считал необходимыми для тех, кто правит страной. В этом также состоит непреходящее значение сатири-ческой комедии Фонвизина для нашего времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • средства изобразительности в комедии недоросль
  • образ и нравы дворянства в комедии недоросль
  • картинки к любому эпизоду на комедии недоросль
  • что такое просвещение по мнению фонвизина
  • чем сегодня интересен нам недоросль

Мать пятилетнего Никиты рано утром уходила в поле на работу. А отца не было: он ушёл на войну и долго не возвращался.

По утрам мать наказывала, чтобы Никита без неё не сжег двора, чтобы он собрал яйца, которые снесут куры и ел в обед молоко с хлебом на столе.

Никита боялся оставаться без матери, но делать было нечего. Сегодня, когда она ушла, он побродил по избе и пошёл во двор. В темноте сарая стояла пустая бочка, и Никита думал, что в ней живёт какой-нибудь маленький человек с длинной бородой: днём спит, а ночью выходит наружу. Никита постучал по бочке, и ему показалось, что оттуда страшным голосом ответили: «Я тут!»

Он выбежал во двор и в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его. Солнце было похоже на умершего дедушку Никиты, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

За огородом был заброшенный колодец. Никита недавно видел во сне, что там живут на дне маленькие водяные люди, ростом с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные. Никита нагнулся над колодцем, а оттуда кто-то чавкнул. У мальчика дрогнуло сердце. Глядя на солнце, он позвал дедушку и побежал к дому.

На огороде стоял старый пень. Посмотрев на него, Никита увидел, что это голова человека с глазами, носом и ртом, который улыбался. Никита опять испугался.

Во дворе стояла старая баня. «Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! – в страхе подумал Никита. – Ишь, живет себе, вон у ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове».

– Бабушка! – тихо сказал он бане.

Но баня молчала и щерилась на него, как на чужого, а колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей.

– Мама, иди домой! – попросил Никита далекую мать. – Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!

Он опять посмотрел на солнце, думая увидеть дедушку. Но солнце скрылось за тучей.

Никита бросился бежать к матери. Поле, где она работала было далеко. Никита уморился, сел в тени овина на околице и сам не заметил, как заснул.

«Никита». Фильм по мотивам рассказа Андрея Платонова

Проснувшись уже поздно, он пошёл домой. Мать его сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это был отец Никиты, вернувшийся с войны.

– Здравствуй, Никита, – сказал солдат. – Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну. А я помню тебя, умирал и помнил.

Наутро Никита вышел во двор уже без страха. Лопухи, сарай, колья в плетне, и пень-голова теперь притихли. Видно, им было боязно отца-солдата.

Отец в сарае осматривал топоры, лопаты, пилу и другие хозяйственные вещи. Никита стал рассказывать ему, что на дворе у них полно живых людей, которые только притворяются постройками и растениями. Но отец сказал:

– Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет.

Днём отец начал готовить доски перестилать пол в избе, а Никита помогал ему, выпрямляя молотком гнутые гвоздики. Выпрямленный гвоздь казался ему не злым, а добрым человечком. А отец сказал: так кажется, потому что ты сам его трудом сработал.

– Давай все трудом работать, и все живые будут, – сказал отцу Никита.

– Давай, сынок, – согласился отец.

Главный герой рассказа – маленький мальчик Никита. Ему пять лет. Он живет с матерью, а отец Никиты на фронте. Мать каждый день уходит на работу в поле, а мальчик остается дома один. Ему страшно. Но мама наказывала ему смотреть за домом, потому что отца нет, а во дворе все их хозяйство. Она удивилась, что сын боится. Ведь на улице светит солнце, в поле работают люди.

Никита обошел двор. И везде ему видятся люди. В сарае стоит пустая бочка. Никите кажется, что там кто-то живет. Днем он спит, а ночью выходит из бочки, ест и думает. Мальчику захотелось посмотреть на это существо. В это время в бочке что-то скрипнуло. Никита испугался и убежал. Ему померещилось, что существо из бочки хочет погнаться за ним.

Он посмотрел на солнце, в этот момент не закрытое облаками. Солнышко показалось Никите умершим дедушкой, оно было ласковым и улыбалось, как дед. Мальчик решил, что дедушка живет теперь на солнце. А за огородом, в зарослях крапивы, стоял старый колодец. Там жили, по мнению Никиты, водяные люди, и они хотели выпить его глаза, пока мальчик спал.

Возле колодца Никите тоже было страшно, особенно, когда там что-то булькнуло. Тогда мальчик побежал к дому. Но у сарая остановился. Там были две норы. Малыш решил, что в норах живут змеи, ночью они выползут и укусят мать. Поэтому он пошел домой, принес хлеб и положил у норок. Страх был везде. Старый пень казался Никите человеком с сердитым лицом, стол – человеком без рук. Старая баня похожа на бабушку. Но она тоже была сердитая, как и пень. Чужой петух был похож на утонувшего весной пастуха. Колья плетня тоже имели злобные лица. И все эти существа не любили Никиту. Даже изба показалась мальчику чужой теткой, очень сердитой.

Мальчик побежал в поле к матери. Но это было далеко. Он бежал долго, устал, присел отдохнуть. Встретившийся ему пастух, сказал, что в поле уже никого нет, мама ушла домой. Никита пошел назад. Дома мать сидела за столом и ласково смотрела на старого солдата, который ел хлеб с молоком. Это был отец, вернувшийся с войны. Он взял Никиту на руки. Тот оробел и притих.

Утром мальчик сказал всем существам во дворе, что отец вернулся навсегда. Вокруг все молчали. Никита застал отца в сарае. Тот осматривал лопаты, топоры и другие инструменты. Услышав сына, он спросил, с кем тот разговаривает. Мальчик рассказал о страшных и сердитых существах в бочке, в колодце и кругом во дворе.

Отец взял сына за руку и пошел с ним по двору. Никита увидел, что в плетне воткнуты тонкие старые палки, баня была всего лишь истлевшим домиком, а старый пень трухлявым, развалившимся от одного удара топора. Никита спросил отца о том, почему еще вчера все было живым, а сегодня нет. Отец пояснил, что все вокруг и вчера было мертвым, просто у Никиты доброе сердце, и ему хотелось видеть вокруг живое. Отец велел мальчику выпрямлять старые гвозди. Первый же из них показался мальчику человечком с добрым лицом. Отец объяснил, что этот гвоздь мальчик сам “сработал”, поэтому он ласковый. Он был уверен, что Никита родился добрым мальчиком и останется таким на всю жизнь.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Мальчик приходит к своей корове в сарай, разговаривает с любимицей, хочет обнять ее, но та равнодушна к ласке. Она сосредоточенно...
  2. Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится...