Ранние произведения маяковского особенно богаты гиперболами. Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично. Трагичность существования человека

Сочинение

Я — поэт.

Этим и интересен.

В. Маяковский

В 1912 году в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» были опубликованы стихотворения В. Маяковского «Ночь» и «Утро». Так в начале века заявил о себе молодой и самобытный поэт — поэт, которому суждено было стать одним из самых известных в мире. Поэт, судьба которого будет тесно переплетена с историей молодого советского государства. Поэт, чье творчество оказало огромное влияние на развитие отечественной поэзии. Поэт, чья посмертная слава сравнима, пожалуй, только со славой Пушкина. Поэт, чьи стихи переоценивались критикой и читателями не раз и не два. Поэт, творчество которого до сих пор вызывает самые разнообразные споры.

Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века — поэзию, где по праву блистали такие светила, как Блок, Ахматова, Гумилев, Брюсов. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Его расцвет, по словам Ахматовой, был бурным: отрицая классическую форму, поэт предлагал новое, революционное искусство. Многое в его раннем творчестве связано с таким понятием, как футуризм. Но при этом поэтические средства и идеи были гораздо шире футуристического понимания. Своеобразие ранней лирики Маяковского обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.

Едва ли не основной темой этого периода становится тема трагического одиночества поэта:

Я одинок,

Как последний глаз у

Идущего к слепым человека.

Причина этого в том, что вокруг — нет людей. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей». Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» — чтобы забыть окружающих:

Ненужных, как насморк,

И трезвых, как нарзан.

Герой одинок, он, возможно, один в этом мире. Наверное, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Я», «Владимир Маяковский». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя:

Иду — красивый,

Двадцатидвухлетний.

Он обращается к людям будущего:

«Славьте меня!» —

Вам завещаю я сад фруктовый

Своей великой души.

В этом подчеркнутом эгоцентризме — свойственная поэзии Маяковского склонность к общественному эпатажу. Например, общеизвестное, скандальное:

Я люблю смотреть,

Как умирают дети.

Что стоит за подобного рода действиями? Категорическое неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и, возможно, душевная ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана Маяковский скрывал тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, нахальнее.

Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на несгораемом костре немыслимой любви. Предчувствие любви, ее ожидание — вот что напоминают Монологи героя. Его душа ищет любви, и потому он пишет:

Где любимую найти мне,

Такую, как и я?

Поэт мучительно переживает свое одиночество, для него груз «нерастраченных весен» просто «несносен».

Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье — мучительное и недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы сказать:

Дай хоть

Последней неясностью выстелить

Твой уходящий шаг.

Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажи. В автобиографии поэт так объясняет свое отношение к природе: «После электричества совершенно бросил интересоваться природой». Ее место в творчестве прочно занимает городской пейзаж, автомобили, улицы. Часто подобного рода описания нарочно натуралистичны. Маяковский показывает всю суть вещей, их внутренность:

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река — сладострастье, растекшееся

Отбросив белье до последнего листика,

Сады похабно развалились в июне.

Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. Его апофеозом можно считать поэму «Облако в штанах». Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. По масштабу, по глубине художественного обобщения, по диапазону поэтических средств эта поэма является, на мой взгляд, одним из лучших произведений Маяковского.

Ранняя поэзия Маяковского посвящена поиску новых форм, метафор, образов. Например, стихотворение:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показан на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Маяковский обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не может быть понятен всем. Но его поэзия занимает и будет занимать одно из первых мест среди русской литературы XX века.

САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО.

Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах "Сатирикон" и "Новый сатирикон", а в своей автобиографии "Я сам" под датой "1928", то есть за два года до смерти, написал: "Пишу поэму "Плохо" в противовес поэме 1927 года "Хорошо". Правда, "Плохо" поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись. Рассмотрим их подробнее. В ранней поэзии В.Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности, причем он носит романтический характер.

В поэзии В.Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского "я" - бунт, одиночество (недаром часто стихи раннего В.Маяковского сравнивают с лермонтовскими), желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их. Для тогдашней поэзии направления, к которому принадлежал молодой автор, - футуризма - это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:

"Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, - на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей".

Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как "гимны": "Гимн судье", "Гимн ученому", "Гимн критику", "Гимн обеду". Как известно, гимн - это торжественная песнь. Гимны же Маяковского - это злая сатира. Его герои - это судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в "Гимне обеду". Герои стихотворения - те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. В стихотворении возникает прием, который в литературной науке носит название синекдоха: вместо целого называют часть. В "Гимне обеду" вместо человека действует желудок:

"Желудок в панаме! Тебя ль заразят
величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!"

Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В.Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:

"Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй".

Здесь еще и ранний романтический поэт, и В.Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения - поэт и новая власть - складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно - бунтарь и футурист В.Маяковский искренне поверил в революцию. В автобиографии он писал: "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция". Сатирическая направленность поэзии В.Маяковского меняется. Во-первых, её героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она ддала обильную пищу его творчеству. В первые годы после революции это стихи, которые составляли "окна РОСТА", то есть Росойского телеграфного агентства, выпускающих) агитационные плакаты на злобу дня. В.Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник - к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок - лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В "Окнах РОСТА" В.Маяковский использует такие сатирические приёмы, как гротеск, гипербола, пародия - так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен, например, "Во Францию два гренадера" или известной по шаляпинскому исполнению "Блохи". Персонажи их - белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи - непременно в цилиндре и с толстым животом.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В.Маяковского "О дряни", "Прозаседавшиеся". Последнее создает гротексную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В "Прозаседавшихся" возникает гротескная картина. В том, что сидят "людей половины", не только реализация метафоры - люди разрываются пополам, чтобы все успеть, - но и сама цена таких заседаний. В стихотворении "О дряни" к В.Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале стихотворения возникает гротескная картина - традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение. Менее известны сатирические произведения В.Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений - "Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе". Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой "грязью обдало рыло" на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М.Булгакова "Собачье сердце". Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В.Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему давать имена героев - так, в стихотворении "Ужасающая фамильярность" появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные "Гребенки Мейерхольд" или "Собака имени Полкан". В 1926 году В.Маяковский написал стихотворение "Строго воспрещается":

"Погода такая,
что маю впору.
Май - ерунда.
Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо,
и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон
Краснодара.
Тут бы
запеть соловью-трелеру.
Настроение - китайская чайница!
И вдруг на стене: - Задавать вопросы контролеру строго воспрещается! -
И сразу
сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить: -Ну, как дела?
Как здоровьице? Как детки? -
Прошел я, глаза к земле низя,
только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя - еще обидится правительство!"

В стихотворении происходит столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В.Маяковский находит удивительное сравнение: "Настроение - китайская чайпща!". Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного. И все это перечеркивает строгий канцеляризм.

Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета - он делается приниженным, уже не смеется, а "подхихикивает, ища покровительства". Стихотворение написано характерным для творчества В.Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем "работают" рифмы. Так, самое веселое слово - "чайница" - рифмуется с глаголом "воспрещается" из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и свойственный ему прием - неологизмы: трелёру, низя - деепричастие от несуществующего "низить". Они активно работают на раскрытие художественного смысла. Лирический герой этого произведения - не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту. Сатирические стихи В.Маяковского современно звучат и сегодня.

Теги: Сатирические произведения Маяковского Сочинение Литература

Ранняя лирика Маяковского (стихи "Порт", "Ночь", "Нате!" и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения. Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.

Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского

В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор. Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют "трибуном". Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.

Так, в поэме "Во весь голос", считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя "горланом-главарем", "агитатором". Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно. В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления. Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна. Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю.

Маяковский: художественный мир ранней лирики поэта

Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму "Про это", он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский - тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда. В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент. Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения. Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского.

Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям - любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного "я". Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству. Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах. Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.

Противоречивость автора

Несмотря на присутствие лиричности в стихах, Маяковский зачастую в них выступает против него. Это, например, видно в произведении "Юбилейное", где он говорит о восприятии этого направления "в штыки". Полемически-враждебная реакция, между тем, проходит сквозь все творчество автора. В особо язвительной форме он реагирует на любовные темы. В произведениях автора прослеживается неудовлетворенность традиционными возможностями для самораскрытия. Постоянный поиск, стремление расширить границы творчества - ключевые идеи, которые провозглашает ранняя лирика Маяковского. Сочинение любого произведения требовало простора для мысли.

Эмоциональная составляющая

Все, что происходило в жизни, вызывало у автора страстную заинтересованность. У него было особое восприятие событий. Что бы ни происходило в жизни, даже на значительном удалении от него, он воспринимал как собственное, кровное, глубоко личное дело. Исключительная эмоциональная реакция автора на явления не могла уместиться в традиционные лирические формы. Она требовала простора для выражения. Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Все это не выступает в его произведениях в качестве отдаленного фона. Каждое событие в той или другой сфере жизни является ключевым объектом произведения.

Ранняя лирика Маяковского - это совершенно новое направление для ХХ столетия. Она, в отличие от предшествующих ей, широко охватывала социальную и политическую действительность.

Начало работы

Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал. После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего - футуристами. Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.

Специфика произведений

Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир:

"Простыни вод под брюхом были.
Их рвал на волны белый зуб.
Был вой трубы - как будто лили
любовь и похоть медью труб".

Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.

Зрелищность

В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как "Порт", "Утро", "А вы могли бы?". Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия. Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память. Автор показывает "адище города", где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: "выжженный квартал", "кривые лошади", "царство базаров". По дорогам идут "усталые трамваи", солнце на закате кажется автору ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.

Трагизм

Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении "Я". Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: "Надоело", "Послушайте!", "Дешевая распродажа" и др. В произведении "Себе любимому" автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками:

"А такому,
как я,
ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?"

Любовь

Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству - на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений. Так, в поэме "Облако в штанах" любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме "Человек". В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось. Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.

Мотив

Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа. Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении "Теплое слово кое-каким порокам" он "прославляет" власть денег, "издевается" над трудовым народом, "приветствует" шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию. Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, "громадиной" зла.

Предметность

Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора "огрубляется", упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами. В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер. В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, - социальное содержание.

Культурная связь

Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с "парохода современности". Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям. В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы "Человек". Однако главное, что сближает автора с классикой, - поэзии, его живой отклик на современные явления.

Критический пафос

Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема "народ и поэт" занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений. Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой "Война и мир" на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни. Это прослеживается в таких произведениях, как "Я и Наполеон", "Вам!" и других.

Трагичность существования человека

Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником. Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма. Против буржуазного мира были направлены стихи о "сытых Сытиных", "чирикавших перепелами" поэтах, ученых-прислужниках, о "лепрозории" - капиталистическом городе.

Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем. Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. ясно понимает и формирует образ бунтующего героя. Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.

По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом "Вам!" и произведением "Нате!". Первое было написано спустя полтора года после второго. Стихотворение "Нате!" показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет "Вам!" отличается ярко выраженной политической окраской. Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.

В. Маяковский принадлежит к удивительной плеяде величай­ших поэтов XX века, среди которых были и А. Блок, и С. Есенин.Именно Маяковского с его смелыми, решительными, призываю­щими к действию стихами называют «певцом революции», но он как поэт сформировался еще до октябрьских событий, и поэзия, созданная им до революции, не менее интересна и значительна, чем послереволюционная.

ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

Становление Маяковского как поэта началось в 1910 году с его сближения с футуристами. Футуристическая эстетика на первых порах наложила отпечаток на произведения молодого поэта - в них много бравады, откровенного эпатажа, нарочитого словесного экспериментаторства.

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

И все же даже в ранних стихах Маяковского нет культа «само­ценного Слова», который декларировали футуристы и сам Мая­ковский: «Цель поэта - слова». Можно сказать, что эксперимен­ты раннего творчества поэта - это поиски новых выразительных средств для передачи авторских мыслей, чувств, изображения самой жизни.

Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!

Уже в ранних стихах проявляется талант молодого поэта: жиз­ненная наблюдательность, творческая власть над словом. В произ­ведениях, написанных в этот период, выражено острое чувство тре­воги, охватившей душу человека в капиталистическом городе (цикл «Я», «Из улицы в улицу», «Адище города»), звучит ощущение тра­гического одиночества, чуждое футуристам, воспевающим грохот и динамику городских улиц.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.

В последующие годы в творчестве поэта нарастают не только трагические мотивы, но прежде всего чувство ненависти и гнева, протеста против существующей реальности, что наиболее ярко проявилось в поэме «Облако в штанах», которую Маяковский считал программным произведением своего предреволюционно­го творчества.

златоустейший, чье каждое слово душу новородит, именинит тело, говорю вам:

мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!

Поэма «Облако в штанах» явилась вершиной его романтичес­кой поэзии, в ней звучит и глубокая вера в человека, в его творчес­кие возможности.

солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!

О раннем Маяковском Горький сказал: «Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Боль­шой поэт…»

Важное место в творчестве Маяковского 1914-1917 гг. занима­ют произведения, выражающие его активный протест против им­периалистической войны, ее ужасов и бессмысленности. Несмотря на это, еще сильнее в стихотворениях поэта звучит надежда на при­ход нового «свободного человека».

В сатирических произведениях этого периода поэт беспощад­но обличает ненавистный ему мир «жирных», неправедных судей и продажных критиков («Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн судье»).

Таким образом, творческий путь Маяковского, приведший его к восторженному приятию революции 1917 года, был сложным и интересным. В истории поэзии творчество Маяковского стало по­воротным пунктом к новому направлению - социалистическому реализму.

1. Новаторство в поэзии Маяковского.
2. Связь лирики поэта с живописью.
3. Вызов «общественному вкусу» и внутренние переживания лирического героя.

Уже при первом знакомстве с творчеством В. В. Маяковского бросается в глаза поразительное несходство его лирики с классическими образцами поэтических произведений. Не только образы — «жестяная рыба», «флейта водосточных труб», «умная морда трамвая», — но сама мелодика стиха необычна. В лирике Маяковского нет песенной музыкальности. Стихи созвучны размеренному, чеканному шагу:

Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы -
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!

Одним из новшеств, которое Маяковский активно использовал в своем поэтическом творчестве, была особая форма записи стихотворений - лесенкой. Подобная запись помогает передать на бумаге некоторые особенности звучания его стиха. Исследователи полагают, что здесь проявилась и связь поэтического творчества поэта с живописью. Известно, что Маяковский занимался в художественных студиях, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был отчислен за участие в скандальных выходках поэтов-футуристов.

Связь с живописью проявилась и в характерной образности лирики Маяковского. Повествование всегда предстает в виде зримой зарисовки, точнее, серии зарисовок, которые сменяют друг друга, как кадры кинохроники. По аналогии с живописью сформировалось и представление Маяковского о стихах как о зримом, добротно, пусть и грубо сработанном предмете:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Тематика лирики Маяковского, при всей его эпатажности, включает в себя большинство мотивов, характерных для поэзии. Это любовь и одиночество, а также трагические контрасты миропорядка, которые остро переживаются лирическим героем. Большое внимание поэт уделял злободневным проблемам современности, которые в сатирической форме отразились в стихотворениях «Гимн судье», «Внимательное отношение к взяточникам».

В ранней лирике Маяковского особенно сильно проявился нарочитый, хулиганский вызов обывательскому существованию, что типично для поэтов-футуристов. Грубая лексика (поэт не чуждается и неприличных слов), подчеркнуто фамильярное и презрительное обращение к аудитории — не удивительно, что подобные стихи производили отталкивающее, шокирующее впечатление:

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Однако легко заметить, что за внешней грубостью, за враждебностью к «буржуям» скрыты глубокие переживания, острое ощущение катастрофичности бытия. Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя, прикрытой внешней бравадой — это своеобразное преломление традиций романтизма. Как и классический романтический герой, лирический герой Маяковского одинок в окружающем мире, погрязшем в обыденности. Как истинный романтик, Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Тема одиночества по-разному преломляется во многих стихотворениях поэта. Например, грустная мелодия скрипки в произведении «Скрипка и немножко нервно», не находящая понимания у других инструментов в оркестре, вызывает глубокое сочувствие и живой отклик в душе лирического героя:

Оркестр чужо смотрел,
как выплакивалась скрипка
без слов,
без такта...
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору-
а доказать ничего не умею!»

Заметим: музыкальные инструменты в этом стихотворении представлены как живые существа, каждое со своим характером. А в стихотворении «Надоело» поэт восклицает: «Нет людей». Тема одиночества в творчестве Маяковского тесно связана с выявлением отрицательных сторон урбанистической цивилизации — культом потребления и утратой понимания истинных ценностей, любви и самой жизни.

Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично:

Поэт сонеты поет Тиане,
а я весь из мяса,
человек весь, —
тело твое просто прошу,
как просят христиане
«хлеб наш насущный
даждь нам днесь».

Однако грубоватая чувственность лирического героя Маяковского отнюдь не исключает и серьезных, глубоких душевных переживаний. «Кровью сердца дорогу радую», — эта строка, в которой говорится о страданиях безответной любви, перекликается с любовной поэзией средневекового Востока. Имя возлюбленной для поэта — слово, «величием равное богу».

Особое отношение Маяковский демонстрирует и по отношению к Богу. Сразу отметим — реальность самого существования Бога под сомнение не ставится. Но, как и любовь, Бог в лирике Маяковского утратил свои исконные возвышенные атрибуты. «Врывается к богу», «целует ему жилистую руку» — словно и не о Боге идет речь, а о человеке, возможно, и располагающем определенной властью, но отнюдь не о непостижимой и совершенной Сущности. Снижение образа Бога ярко проявилось в поэме «Облако в штанах»:

Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.

В этих кощунственных словах звучит глубокое душевное страдание лирического героя, который переживает отсутствие взаимности в любви как глобальный крах, приводящий к разочарованию в Боге. Снова повторяется тема одиночества — и мир, и любимая, й даже Бог далеки от чаяний и стремлений лирического героя, безразличны к его терзаниям.