Раскройте суть я концепции личности. Что такое Я-концепция? Министерство Образования Московской Области

Я-концепция (образ «Я») — это обобщенное представление человека о самом себе.
В структуре Я-концепции выделяют следующие компоненты:
1) когнитивный (самопознание);
2) эмоционально-ценностный (самоотношение, самооценка);
3) поведенческий (саморегуляция).
В структуре Я-концепции выделяют также три основные модальности:
1) Я-реальное (представления индивида о том, каков он есть);
3) Я-идеалъное (представления индивида о том, каким он хотел бы быть);
2) Я-зеркальное (представления индивида о том, каким его видят другие).
Одним из важнейших компонентов Я-концепции является самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний — желаемым уровнем самооценки личности, проявляющимся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
Изучение: первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу. Личностное Я он рассматривал как соединение двух компонентов: Я-сознающее и Я-как-объект. Джемсу принадлежит оригинальная формула самооценки: Самооценка=успех/притязания. Следователь-
но, человек может улучшать представления о себе, либо увеличивая числитель дроби (добиваясь успеха), либо уменьшая знаменатель (снижая уровень притязаний).
В начале 20 в. социолог Ч. Кули предложил теорию зеркального Я. Он полагал, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.
Психолог Д. Мид также считал, что самоопределение человека осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека.
С взглядами Кули и Мида во многом соглашался Э. Эриксон. При этом проблему Я-концепции он рассматривал сквозь призму Я-идентичности, которая возникает у ребенка при общении со взрослым.
Решающую роль Я-концепции в жизни и развитии человека провозгласил К- Роджерс. Он подчеркивал важность объективизации самооценки, чему способствует принятие индивида, его «личной самости» другими людьми.
Исследованием Я-концепции занимались и отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. А. Реан, И. И. Чеснокова и др.

Лекция, реферат. Понятие Я-концепции кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».

Зарождение «Я-концепции»

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.

Что представляет собой «Я-концепция»?

Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?

Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Структура «Я-концепции»

Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте .

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

«Я−концепция»–это социально-психологическая схема личности. Теория «Я−концепции» опирается на положения феномено­логического подхода, гуманистической психологии, символического интеракционизма, психоанализа. «Я−концепция»–это «сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально−оценочными компонентами этих представлений. «Я–концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно−регуляторную функцию в поведении личности».

Данный термин впервые появился в книге американского психолога У. Джемса «Принципы психологии». Это время, когда развивалось учение о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. У. Джемс ввёл данный термин и занимался разработкой «Я–концепции». Так, по Джемсу, личность представляет собой глобальное «Я» и состоит из эмпирического объекта и субъективного оценивающего этот объект сознания. В том числе Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя: Самооценка = Успехи/Притязания.

Структура «Я–концепции». «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

· духовное «Я»;

· материальное «Я»;

· социальное «Я»;

· телесное «Я».

Данные аспекты «Я» в совокупности с представлениями человека о себе как о личности составляют его уникальный образ.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут быть его тело, таланты, способности, социальные отношения и прочее. На основе самовосприятия индивид выстраивает взаимоотношения с самим собой и другими людьми.

«Я–концепция» имеет следующие составляющие:



§ Когнитивная–это представления индивида о самом себе, характеристики себя, набор убеждений о самом себе. Иерархия убеждений меняется со временем и/или в зависимости от контекста. Значимость характеристик в конкретный момент обусловливают убеждения индивида и его ожидания относительно себя. В сознании индивида когнитивная составляющая представлена в виде социальных ролей и статусов.

§ Оценочная−данная составляющая основывается на том, как индивид оценивает и относится к описанным выше характеристикам. В формировании данной оценки участвует соотнесение представлений о себе с идеальным «Я» и с социальными ожиданиями, а также оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

§ Поведенческая–данная составляющая включает в себя то, как человек в действительности поступает, и зависит от степени осознанности поведения и его эффективности, что позволяет охарактеризовать её как «объективную» «Я−концепцию».

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека .

Современные представления о «Я–концепции» в психологической науке. Понятие «Я−концепция» нашло своё развитие в феноменологической, гуманистической психологии [А. Маслоу, К. Роджерс] , которая была устремлена к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности. «Я–концепция» стала связующим принципом в гуманистической психологии, интерпретирующим поведение личности на языке феноменологических категорий. «Я–концепция в гуманистической психологии также понимается как субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида. Можно выделить следующие положения теории «Я–концепции» в рамках феноменологического подхода:

1. Поведение имеет феноменологическую природу и является продуктом восприятия индивида: психологическая реальность индивида–продукт его субъективного восприятия в конкретный момент.

2. «Я–концепция» является центральной точкой феноменального поля индивида, вокруг которой организуются все образы восприятия.

3. «Я–концепция» дуалистична: это и продукт восприятия, и совокупность представлений и ценностей, привнесенных из социокультурной среды.

4. «Я–концепции» регулирует поведение.

5. «Я–концепция» обладает прогностической ценностью, так как относительно согласована во времени и ситуативных контекстах.

6. Формирование «Я–концепции» протекает параллельно с развитием потребности в положительном отношении других людей. Через принятие положительной оценки других возникает потребность в положительной самооценке.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я–концепцией» используются различные защитные стратегии.

8. Потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я–концепции»–это одно из главных мотивационных побуждений личности.

В результате развития теории «Я–концепции» появилось представление о ней как о совокупности или структуре установок индивида на самого себя, что отражает структурно-динамический характер «Я–концепции» .

Из отечественных психологов проблемой «Я–концепции» занимались такие представители ученого мира как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др.

В отечественной психологии в структуре «Я–концепции» выделяют следующие компоненты:

Когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.;

Эмоциональный, отражающий отношение к себе;

Оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социальную роль, авторитет и т.п.

«Я–концепцию» можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Разрешение проблемы «Я–концепции» прежде всего сводится к выявлению ее отличий и взаимосвязей с понятием «Я», «личность», «сознание». Анализ исследований, проведенных А.В.Иващенко и В.С.Агаповым, показал, что в отечественной психологии выделяют экзистенциональный, субъект–объектный, смыслодинамитеский и этический аспекты изучения категории «Я». В отечественной психологии изучается в большей степени экзистенциональное «Я», содержание которого раскрывается как: 1) ощущение себя субъектом деятельности, источником активности или пассивным объектом воздействия; 2) способ переживания человеком своей личности; 3) переживание себя субъектом собственной жизни; 4) объект внешних воздействий; 5) субъектно−деятельностное проявление, которому соответствует саморегуляция и самоконтроль.

По мнению С.Л. Рубинштейна, существование человека предполагает его деятельностное, познавательное и созерцательное отношение к миру. По мнению А.В. Брушлинского, «Я» выражает субъективную сторону личности, творческую природу субъекта с одной стороны, с другой «Я» становится объектом полицентрической реальности: объектом самопознания на различных уровнях: в системах «Я и другой», «Я и Я»; то есть соотнесения себя с другими и себя самим собой. Как особое образование «Я−концепция» - это, во-первых, структура, обладающая механизмами «встроенными» в личностную систему, во-вторых, свой способ функционирования, адекватный, имманентный личности. В структуре личности «Я−концепция» осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектно−деятельностных характеристик. Если личность обретает качество субъекта жизненного пути, то ее концепция Я приобретает характер мировоззрения, мировоззренческих чувств. Она включает высокий уровень абстракции, философское отношение к жизни, понимание позиции других людей. Уровень субъектности придает более высокий категорально-ценностный духовный статус самой «Я–концепции» [С.Л.Рубинштейн].

«Я–концепция» выполняет следующие функции:

1. Содействие согласованности внутреннего мира личности. Перед личностью стоит задача не только достичь гармонии с окружающим миром, но и добиться самосогласования. «Я–концепция» обеспечивает относительную стабильность внутреннего мира человека (переживаний, идеалов, жизненных планов, намерений) и поведения, несмотря на постоянные изменения и проблемы в окружающем мире.

2. Определение характера интерпретации опыта «Я–концепция» является своеобразной «призмой», сквозь которую преломляется вся информация, происходит ее «сортировка» на важнейшую, менее значимое и вовсе в безразличную для конкретной личности. «Я–концепция» действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, обеспечивает ее переосмысление согласно представлениям человека.

3. Источники ожиданий. У человека возникают определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти во время развития конкретной ситуации. Например, уверенные в собственной значимости люди ожидают, что другие будут воспринимать их так же. Те кто сомневается в своей ценности, заранее уверены в негативном отношении к себе со стороны других, и поэтому они начинают избегать любых социальных контактов. Основой зависимости между ожидан6иями и поведением, по мнению английского психолога Роберта Бернса, является механизм самореализующего пророчествамеханизм развития событий своей жизни, реализации планов. На этапе ранней взрослости самопророчество формируется на основе собственного опыта, приобретенных знаний, созданных под влиянием оценок, значимых других установок восприятия. Личность вначале самоактуализации часто использует пророчества значимых других для определения направления своего развития, выбора целей и средств их достижения. Иногда эти пророчества интериоризуются в самопророчества.

4. Самоопределение личности по стратегии жизни и поведения. «Я–концепция» позволяет личности локализовать себя в физическом и психологическом времени. Она является основой определения главной цели жизни, выбору стратегии жизнедеятельности, личностной установки по определенному поведению (например, творить добро, любить или творить зло, ненавидеть их)

5. Обеспечение саморегулирования. «Я–концепция» является основным фактором саморегулирования жизнедеятельности, становления личности, ее развития и саморазвития. Она обеспечивает осознание собственных наклонностей, выбор деятельности, формирование индивидуального стиля жизни, приближение к своей сути личностного идеала. Любые поступки человека во многом обусловлены его «Я–концепцией».

Итак, «Я–концепция» позволяет утвердить самопознании личности, чувство определенности в социальном и материальном мире, сфере морали и духовности, идентифицироваться с конкретным окружением, достигнуть приемлемого самоотождествления. Она определяет, как человек будет действовать в конкретной ситуации, как интерпретировать свои действия и поступки других, чего ожидать от близкого и отдаленного человека .

Интерес к Я, к тайне его постижения и к осознанию человеком того, что есть он сам, возникает в философии в связи с ее более общими проблемами и долгое время находится в ее компетенции. Предметом собственно психологических концепций проблема Я, самосознания становится лишь во второй половине XIX века .

В отличие от философских теорий, претендующих на раскрытие «истинной природы» и «сущности» «Я» в целом, психология пытается расчленить эту проблему на составные части, которые могли бы стать предметом экспериментальных исследований .

Под самосознанием понимается осознание человеком самого себя, своих собственных качеств .Самосознание личности – совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка) .

Согласно Б.Г. Ананьеву, самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие идет от оценки своих действий к самооценке. Вначале выделяется физическое Я, затем – духовное Я. В переходном периоде у подростка самосознание приобретает новые свойства и качественно изменяется. Далее самосознание как специфический вид сознания выполняет в психической жизни личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе [ 34, с. 35].

Центральным понятием психологии самосознания является понятие Я-концепции, или образа Я. Существуют разные точки зрения на соотношение этих понятий.

Образ-Я связан с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Для обозначения данной содержательной области – образа-Я используются также термины «Я», «Я-концепция», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие» и т.п, в которых самосознание является динамической характеристикой образа-Я, а Я-концепция является совокупностью всех представлений индивида о себе, сопряженной с их оценкой и регулятивно-деятельностными функциями .

Понятие «Я-концепция», введенное У. Томасом и Ф. Знанецким, определяется как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. Я-концепция – это интеграция трех составляющих: представление о себе (образ Я), отношение к этим представлениям (самооценка) и поведение в соответствии с представлениями о себе и самооценкой .

Когнитивная часть установки, представление индивида о самом себе получило название образа Я .

Образ Я носит специфичный ситуативно-изменчивый характер, отражает самовосприятие в данный момент времени, содержит ограниченный набор характеристик человека (главным образом, интериоризованный репертуар социальных ролей). Осознание образа Я связывают с ситуативными препятствиями в деятельности, с приспособительной реакцией в ответ на внешнее воздействие других людей, с более ранними сроками возникновения, чем Я-концепция. Его изменения не изменяют Я-концепцию личности.

Вместе с тем, понятие образ Я может употребляться не только в значении оперативно-ситуативного образа, но и синонимично понятию Я-концепция, и для обозначения достаточно устойчивых, включенных в Я-концепцию ее измерений, отражающих представления человека о себе в конкретных сферах его жизнедеятельности.

В.В. Столин рассматривает понятия Я-концепции и образа Я как синонимичные, определяя образ Я не просто как продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

В результате анализа Я-образа Столин выделяет в нем два аспекта: знание о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепцию». Однако знания о самом себе, естественно, ему не безразличны: то, что в них раскрывается, оказывается субъектом его эмоций, оценок, становится предметом самоотношения. Под самоотношением понимается целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя .

Е.Т. Соколова, Ф. Патаки интерпретируют «образ Я» как интегративное
установочное образование, включающее компоненты:
1) когнитивный – образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности и т. д.;
2) аффективный – отношение к самому себе (самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.), в том числе и как к обладателю этих качеств;
3) поведенческий – реализация на практике мотивов, целей в соответствующих поведенческих актах .

Образ Я обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Образ Я участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации, раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптациии развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни .

Хотя «образ Я» всегда включает в себя определенный набор компонентов (представление о своем теле, своих психических свойствах, моральных качествах и т.д.), их конкретное содержание и значимость варьируются в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Кроме того, человек не просто «узнает», «открывает», но и активно формирует себя. Осознание каких-то своих способностей меняет его самооценку и уровень притязаний, да и сами эти способности не только проявляются, но и формируются в деятельности .

Я-образ – это вместе с тем и идеальное Я субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности.

Выявляя характер и действенность этого ориентира, можно получить возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико .

Образ Я, складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его реальное Я и идеальное Я согласуются между собой .

Реальный и идеальный Я-образы могут совпадать, но чаще они все же различаются. Расхождение между реальным и идеальным Я может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям.

Большое расхождение между идеальным и реальным Я человека, по мнению клинических психологов, является тревожным симптомом, поскольку указывает на неадекватность самооценки и отношения к себе, что часто приводит к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Таким образом, образ Я – это обобщенное представление о самом себе, формирование, развитие и изменение которого обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Образ Я, являясь продуктом самосознания личности, в свою очередь включает в себя знание о самом себе и эмоциональное отношение к себе. Формирование самосознания личности, а вместе с ним и образа Я, интенсивно происходит в подростковом возрасте, в переходный этап взросления личности.

Психологические особенности подросткового возраста становятся предпосылками для формирования целостной картины представлений о себе. На развитие представлений о себе и отношения к себе оказывают влияние различные факторы, которые во многом определяют становление личности подростка.


Похожая информация.


Утверждает, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

В результате анализа «Я-образа» данный ученный выделяет в нем два аспекта: знание о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию». Однако знания о самом себе, естественно, ему не безразличны: то, что в них раскрывается, оказывается субъектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемо в себе самом и не все в самоотношении ясно осознается; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.

Таким образом, понятия «Я-концепция» и «Я-образ» В.В. Столин использует как синонимы, а при рассмотрении соотношения самосознания и «Я-концепции», следуя за У. Джемсом, исходит из того, что «Я-концепция» является продуктом самосознания. Сделанный вывод характеризует только один из подходов. Суть другого заключается в том, что «Я-образ» является продуктом самосознания, но в то же время «Я-концепция» рассматривается как синонимичное понятие само-познанию. И в этом случае «Я-образ» является структурным компонентом «Я-концепции» (самосознания).

Так, например, словарь «Психология» под редакцией А.В. Петровского и М.Я. Ярошевского трактует «Я-концепцию» как относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений инди-вида о самом себе, на основании которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Это идеальная представленность инди-вида в себе как в другом.

Но, если в трактовке «Я-концепции» (самосознания) значительных рас-хождений нет, то её структурные компоненты понимаются различными уче-ными неоднозначно. Это обусловлено разноуровневым строением самосозна-ния, включающим в себя как осознаваемые, так и трудно осознаваемые компоненты.

Так, Р. Берне описывает «Я-концепцию» как совокупность всех пред-ставлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Он предлагает рас-сматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.


В «Я-концепции» он выделяет три составляющие:

1. «Я-образ» - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - адекватная оценка этого представления, обладающая раз-личной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик.

3. Поведенческая реакция - те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих компонентов, с точки зрения Р. Бернса, может быть представлен, по крайней мере, в трех модальностях:

1) реальное «Я», отражающее установки, которые связаны с актуаль-ными способностями, ролями, статусами («Я»-на-самом-деле»);

2) социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мне-нием человека о том, как его видят другие («Я»-глазами-других»);

3) идеальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с пред-ставлением человека о желаемом «Я» («Я»-каким бы-я-хотел-быть»).

Таким образом, «Я-концепция» используется Р. Бернсом как собира-тельный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе. Итоговая структура «Я-концепции» по Р. Бернсу может быть пред-ставлена в схеме (см. схему 1).

Структура «Я-концепции» (по Р. Бернсу)

В отличие от Р. Бернса Рут Стренг выделяет четыре основных аспекта «Я»:

1) общая или основная «Я-концепция»;

2) временная или переходная «Я-концепция»;

3) социальное «Я»;

4) идеальное «Я».

Общая или основная «Я-концепция» - это представление о собственной личности, восприятие своих способностей, статуса и ролей во внешнем мире. Переходная «Я-концепция» зависит от настроения, ситуации, от прошлых или текущих переживаний. Социальное «Я» - представление о том, что о нем ду-мают другие. Идеальное - то, каким человек хотел бы стать. Это представле-ние может быть реалистическим, заниженным или завышенным. Заниженное идеальное «Я» препятствует достижениям, завышенный образ идеального «Я» может привести к фрустрации и снижению самооценки. Реалистическое спо-собствует принятию самого себя, психическому здоровью и достижению реа-листичных целей.

В работах психологов установлено, что «Я-концепция» развивается в социальном взаимодействии (Дж. Мид , Ч. Кули , Т. Шибутани и др.). По ис-следованиям Дж. Мида, то, как человек оценивает самого себя, соответствует тому, как, по его мнению, о нем думают люди вообще, а также люди во вре-менной группе, участником которой он является. То, что в действительности люди думают о нем, оказывается несколько отличным. Данную закономер-ность мы будем учитывать при разработке тренинговой программы.

Г. Крайг отмечает, что «Я-концепция» играет важнейшую роль в фор-мировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте должны быть согласованными, то есть не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности. «Я-концепция» вклю-чает в себя как реальное, так и идеальное «Я» - наше представление о том, каковы мы на самом деле и о том, какими нам следовало бы быть. Человек, воспринимающий эти два «Я» как не слишком далеко стоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «Я» намного ниже «Я» идеального.

«Я-концепция» может выполнять как функцию самообвинения, так и функцию самопоощрения. Когда поведение человека согласуется с его «Я-образом», он часто может обойтись и без одобрения окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Факторы, влияющие на «Я-концепцию» ребенка, представлены в схеме 2.