Развитие ощущений в психологии кратко. Развитие ощущений у детей. Характеристика основных видов ощущений

Введение

1. Общая характеристика ощущений

2. Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста

3. Определение уровня развития зрительных ощущений у детей старшей группы

4. Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей

Заключение

Список используемой литературы


Введение

К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания). Следует отметить, что все познавательные процессы неразрывно связаны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности, поведении личности.

Познание воздействий окружающего мира происходит посредством сенсорно-перцептивных процессов (ощущение и восприятие), мнемических (процессы памяти), интеллектуальных (мышление и воображение). Все эти процессы относятся к познавательным психическим процессам.

Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и другим.

Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.


1. Общая характеристика ощущений

О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущением называется простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств человека.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений показано на рис. 1.

Так, имея перед собой какой-нибудь предмет, например стол, мы при помощи зрения определяем его цвет, форму, величину; посредством осязания узнаем, что он твердый, гладкий; двигая его руками, убеждаемся в его тяжести и т.п. Все это – отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых нам дают ощущения. «Материя, – отмечал В.И. Ленин, – действуя на наши органы чувств, производит ощущение»
Ощущения, согласно ленинской теории отражения, – первый и непременный источник всех наших знаний о мире. «Иначе, как через ощущения, – писал В.И. Ленин, – мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…».

Ощущение относится к познавательным процессам, так как благодаря ему человек познает мир. Ощущения дают материал для других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.

В обыденной речи мы говорим: «Я испытываю чувство боли; он почувствовал вкус сладкого; этот человек обладает хорошо развитыми органами чувств». Подобные выражения сохранились в нашем языке еще с тех времен, когда наука не проводила четкого разграничения между понятиями «чувства» и «ощущения». Теперь мы хорошо понимаем, что это разные психические процессы, и было бы правильнее говорить не о чувстве, а об ощущении боли, об ощущении вкуса.

Точно так же и органы чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.) правильнее называть органами ощущений. Но в психологии продолжают пользоваться традиционными выражениями.

Как же происходит процесс ощущения? Он вызывается всегда внешним раздражителем (предметом или процессом), оказывающим воздействие на наши органы чувств: глаза, уши, поверхность кожи и др. Так, луч света, который упал на сетчатку глаза, вызывает в ней возбуждение, а когда оно по нервным волокнам приходит в кору больших полушарий мозга, у человека возникает зрительное ощущение.

Ощущения, возникающие у человека, можно разделить на три группы. К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения (голода, жажды). В третью группу входят двигательные (или кинестетические) ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.

Зрительные ощущения . Они имеют особое значение в нашей жизни. Недаром некоторые биологи называют человека «зрительным животным». Зрительные ощущения возникают в результате действия световых (электромагнитных) волн, отражаемых предметами. Световые волны действуют через зрачок на сетчатку (ретину) глаза, которая является рецептором зрения. Благодаря этим ощущениям человек получает сведения о цвете предметов, а в сочетании с двигательными ощущениями – об их форме, величине, о расстояниях, о пространстве и движения предметов.

Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – это черный, белый и промежуточные между ними оттенки серого цвета. К хроматическим цветам относятся все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Доказательством того, что смешение всех цветов радуги вызывает ощущение белого цвета, может служить следующий опыт. Если окрасить секторы круга в семь цветов радуги и быстро его вращать, то все цвета сольются друг с другом и мы увидим белый круг.

В центральной части сетчатки от световых волн возбуждаются особые нервные клетки, так называемые колбочки. Благодаря им мы ощущаем цвета спектра. Для отражения белого, черного и серого цветов в глазу имеются нервные клетки, называемые палочками. Они расположены большей частью по краям сетчатки. Колбочки функционируют только при дневном свете, а палочки – в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными или серыми (а не разной окраски, как днем).

Есть люди, у которых ослаблен или вовсе не действует аппарат колбочек, вследствие чего они плохо различают или совсем не видят хроматические цвета. Такой недостаток зрения был впервые описан английским физиком Дальтоном, который сам страдал им, и это врожденное свойство назвали дальтонизмом.

Многие профессии (шофера, летчика, железнодорожного машиниста, регулировщика уличного движения и др.) требуют точного различения цветов. Поэтому у людей, поступающих на такие виды работы, врачи проверяют зрение.

Недостаток палочек в сетчатке, как и всякое нарушение их функций, затрудняет видение предметов в сумерки, а тем более в темноте. Такое нарушение зрения в быту принято называть «куриной слепотой» (куры, как и голуби, не видят в сумерках: у них в сетчатке глаза мало палочек; напротив, летучие мыши почти ничего не могут различить днем: в их зрительном аппарате недостает колбочек).

Зрительные ощущения имеют следующую особенность. После того как сильный раздражитель (например, свет) перестал действовать, ощущение не прекращается в тот же миг, а еще продолжается несколько мгновений. В этом легко убедиться, посмотрев на яркую электрическую лампочку, а затем переведя взгляд на стену. В первый момент мы увидим светлое пятно, которое быстро исчезнет. Получается это вследствие того, что возбуждение, возникшее в анализаторе, сохраняется некоторое время и гаснет не сразу. Зрительное ощущение, продолжающееся после прекращения раздражения, называется последовательным образом. Если фиксировать глазом в течение 10 секунд красный квадратик на белом листе бумаги, а затем перевести взгляд на другой белый лист, то на нем мы будем в течение нескольких мгновений видеть голубовато-зеленый квадратик. Объясняется это тем, что свет, идущий от белой бумаги, состоит из всех цветов спектра. В результате фиксации взглядом красного квадратика на сетчатке глаз на несколько мгновений потерял чувствительность к красному цвету. Смесь же остальных цветов спектра дает голубовато-зеленый цвет. Последовательный образ, возникший в первом опыте, называется положительным, а последовательный образ во втором примере – отрицательным.

Слуховые ощущения . Они также имеют большое значение в жизни человека. Ведь благодаря им мы слышим речь, имеем возможность общаться с другими людьми.

Раздражителем, вызывающим слуховые ощущения, являются звуковые волны, т.е. колебания воздуха, идущие во все стороны от звучащего (быстро вибрирующего, дрожащего) тела. Эти звуковые волны действуют на слуховой анализатор, рецептором (приемником) которого является кортиев орган уха; в нем заложены чувствительные окончания слухового нерва. Внутри нашего уха находится мембрана (перепонка), состоящая приблизительно из 24 000 поперечных волокон. Дошедшая до уха звуковая волна возбуждает одно из таких волокон («струн») мембраны.

Возбуждение это передается в мозг, в результате чего у человека возникает ощущение звука. Наш слуховой аппарат может улавливать звуки с частотой от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

От различной частоты колебаний звуковой волны зависит высота звуков (чем чаще колебания, тем выше звук). Амплитуда (размах, длина) волны определяет силу звуков; наконец, форма колебаний звуковой волны обусловливает тембр (окраску) звуков. Благодаря ему мы различаем голоса говорящих или поющих людей, хотя сила и высота издаваемых ими звуков одинаковы.
Все звуки, которые мы слышим, можно разделить на две группы: музыкальные звуки (они возникают в результате ритмических колебаний воздушной волны при пении, игре на музыкальных инструментах) и шумы (треск, грохот, стук, шорох). Человеческая речь включает и музыкальные звуки (главным образом гласные) и шумы (например, шипящие и свистящие согласные).

Особенности развития ощущений

Ощущение - Результат воздействия явлений объективного мира на органы чувств человека Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., М.: Русский язык т. 2.1987.С.736.

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов.

Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3--7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается, прежде всего в усовершенствовании анализаторно - синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер.

Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т. е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения. Помимо специальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т. д., важную роль в развитии ощущений играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке, конструированию и т. д.

Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4--7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. С другой стороны, по данным исследования, острота зрения у детей способна резко повышаться под влиянием правильной организации упражнений в различении удалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, в среднем на 15 -- 20%, а в старшем дошкольном возрасте -- на 30%.

Что же является главным условием успешного воспитания остроты зрения? Условие это состоит в том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая требует отличить один от другого объекты, удалённые от него. Подобные задачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка (данная коробочка отмечается при этом значком-фигуркой, несколько отличной от тех, которые наклеены на другие коробочки, что заранее известно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, а после нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различают изображённый на ней значок.

Таким образом, активное развитие способности различения удалённых объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред -- если при этом перенапрягать зрение ребёнка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.

У детей дошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребёнка, которое объясняется тем, что он плохо видит, может истолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе к рассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения.

В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным

Если ребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т. п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т. п.

Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких, случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе.

Слуховые ощущения, как и ощущения зрительные, имеют в психическом развитии ребёнка особенно большое значение. Слух имеет важное значение для развития речи. Если слуховая чувствительность нарушена или сильно снижена у ребёнка, то и речь не может развиваться нормально. Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.

Различение звуков речи совершенствуется в процессе речевого общения. Различение музыкальных звуков улучшается в процессе музыкальных занятий. Таким образом, развитие слуха в огромной степени зависит от воспитания.

Особенностью слуховой чувствительности у детей является то, что она характеризуется большими индивидуальными различиями. У некоторых дошкольников наблюдается очень высокая слуховая чувствительность, а у других, наоборот, слух является резко сниженным.

Наличие больших индивидуальных колебаний в чувствительности к различению частоты звуков приводит иногда к неправильному предположению, что слуховая чувствительность якобы зависит лишь от врождённых задатков и в ходе развития ребёнка существенно не меняется. В действительности, слух улучшается с возрастом. Слуховая чувствительность возрастает у детей в возрасте от 6 до 8 лет в среднем почти в два раза.

Ощущения , возникающие в результате действия мышечных раздражений на двигательный анализатор, не только играют решающую роль в выполнении движений, но и участвуют вместе с кожными ощущениями в многообразных процессах отражения внешнего мира, в формировании правильных представлений о его свойствах. Поэтому воспитание этих ощущений имеет также важное значение.

В эти же годы у детей происходит и большой качественный сдвиг в развитии суставно-мышечных ощущений. Так, если детям около 4 лет дать для сравнения две коробочки, равные по весу, но разные по величине, и спросить, какая из них тяжелее, то в большинстве случаев малыши оценивают их как одинаково тяжёлые. В возрасте же 5--6 лет оценка веса таких коробочек резко изменяется: теперь дети, как правило, уверенно показывают на коробочку меньшего размера как на более тяжёлую (хотя коробочки объективно равны по весу). Дети уже стали учитывать относительный вес предмета, как это обычно делают и взрослые.

В результате практических действий с различными предметами у ребёнка устанавливаются временные связи между зрительным и двигательным анализаторами, между зрительными раздражителями, сигнализирующими о размере предмета, и суставно-мышечными, сигнализирующими о его весе.

Дошкольные годы являются периодом, когда ощущения ребёнка продолжают быстро развиваться. Степень развития в этом возрасте тех или иных ощущений стоит в прямой зависимости от деятельности ребёнка, в процессе которой происходит их совершенствование, следовательно, определяется воспитанием.

Вместе с тем высокое развитие ощущений является необходимым условием для полноценного умственного развития. Поэтому правильно поставленное в дошкольном возрасте воспитание у детей ощущений (так называемое «сенсорное воспитание») имеет важнейшее значение, и на эту сторону воспитательной работы должно быть обращено надлежащее внимание.

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогического колледжа №7

г. Санкт-Петербург

Домашняя контрольная работа

по психологии

Тема: «Ощущения»

Выполнила:

Студентка Батынская Л.Н.

3«А» группы ОЗО

специальность 050704

Дошкольного образования

Преподаватель:

Кирилюк Е.Ф.

Санкт-Петербург

План домашней контрольной работы:

1. Теоретическая часть.

1.1. Понятие.

1.2. Виды ощущений.

1.3. Основные закономерности ощущений.

1.4. Взаимодействие ощущений.

1.5. Особенности ощущений у детей.

2. Практическая часть.

2.1. Практический опыт воспитателей по развитию ощущений у детей.

2.2. Игры и упражнения по развитию ощущений.

Список используемой литературы:

1. И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан. «Психология», под редакцией И.В.Дубровиной, М., «Академия», 2002.

2. «Введение в психологию», под общей редакцией профессора А.В.Петровского, М., «Академия», 1998.

3. Р.С. Немов. «Психология», М., «Просвещение», 1995.

4. «Психология», под редакцией профессора В.А.Крутецкого, М., «Просвещение», 1974.

5. Я.Л.Коломинский. «Человек: психология», М., «Просвещение», 1980.

Понятие ощущения.

Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они дают нам возможность ориентироваться в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Орган чувств – анатомно-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приёма воздействия определённых раздражителей из внешней и внутренней среды.

Органы чувств, или анализаторы, человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Анализаторы состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.п.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для возникновения ощущения необходимо, во-первых, чтобы было что ощущать: какой-то предмет, явление; далее, предмет должен воздействовать на рецептор своим определённым свойством – цветом, поверхностью, температурой, вкусом или запахом. Воздействие может быть контактным или дистантным. Однако оно обязательно раздражает специальные чувствительные клетки рецептора.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают её в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Ощущения – начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаём величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения.

Виды ощущений .

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.

1. Зрительные ощущения это ощущения света и цвета. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух видов – палочки и колбочки.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет очень ярок). В результате мы видим цвета, то есть возникает ощущение хроматических цветов – всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно), и зрение осуществляется только аппаратом палочек – человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до чёрного, то есть ахроматические цвета).

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-жёлтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зелёный, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, тёмно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.

2 . Слуховые ощущения . Возникают при помощи органов слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий или тихий), высоту (высокий или низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребёнок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребёнка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе.

Музыкальный слух ребёнка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребёнка к музыкальной культуре.

Шумы могут вызывать у человека определённый эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребёнка, гром салюта).

3. Вибрационные ощущения . Отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

4. Обонятельные ощущения .Способность чувствовать запахи называются обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие – зрение со слухом: определяют по запаху знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среды (запах газа, гари).

Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек может ориентироваться в них.

5. Вкусовые ощущения .Возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки, нёба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, солёное. Кончик языка лучше чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание – к горькому.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкусной в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным.

6. Кожные ощущения .Тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла и холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых даёт ощущение или прикосновения, или холода, иди тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно покрыты одеждой, а так же кожа поясницы, живота и груди.

Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота – как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.

7. Двигательные ощущения .Ощущение движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а так же в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

8. Органические ощущения .Рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов – пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Органические ощущения появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желудка, и он сразу это почувствует: появится боль в желудке.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. – всё это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Органические ощущения тесно связаны с органическими потребностями человека.

9. Осязательные ощущения .Это сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Маленький ребёнок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах.

У людей, лишённых зрения, осязание – одно из важных средств ориентировки и познания.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.

10. Ощущения равновесия .Отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Ощущение равновесия даёт нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.

При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

11. Болевые ощущения .Имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьёзных ранений.

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существует «точка боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущение боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

Основные закономерности ощущений.

Общие свойства ощущений.

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Каждый вид ощущений имеет свои специфические раздражители. Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных ощущений неодинаков.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последствии.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестаёт действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остаётся в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражителю. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают восприниматься слитно или приглушённо. Это явление наблюдается после прекращения действия слухового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности звукового импульса.

Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после воздействия раздражителя.

Наконец, для ощущения характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

Чувствительность и её измерение.

Не всё, что действует на наши органы чувств, вызывает ощущение. Мы не ощущаем прикосновение падающих на кожу пылинок, не видим света далёких звёзд, не слышим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определённой величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, самая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом чувствительности. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражителя и т.п.

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различия или разностным порогом.

Адаптация.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и не изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Модно различать три разновидности этого явления:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например, лёгкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестаёт ощущаться. Обычным фактом является и отчётливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодным раздражителем, снижается. Когда мы из полутёмной комнаты попадаем в ярко освещённое пространство, то сначала бываем ослеплены не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называется световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализатора.

3. Адаптацией называют повешение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлаждённая рука чувствует тепло, а предварительно нагретая – холод при погружении в воду одинаковой температуры.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя.

Взаимодействие ощущений .

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя её. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение.

Зрительная чувствительность повышается так же под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако при резко выраженной отрицательной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией .

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путём применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.

Взаимодействие ощущений проявляется ещё в одном роде явлений, называемом синестезией . Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых – в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не возникает сомнений возможность употребления таких выражений, как «острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки» и т.п. Явление синестезии – ещё одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Особенности ощущений у детей.

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врождённа и является безусловно рефлекторной. Ребёнок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух формируется под влиянием музыки и звуковой речи.

Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют жизнь, практика, деятельность человека. Если отсутствуют дефекты в строении органов чувств, то упражнением можно добиться чрезвычайной тонкости ощущений.

Всестороннее развитие ощущений связано с разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью ребёнка – трудовой, изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями. Особенно заметно развиваются и совершенствуются ощущения у ребёнка в том случае, когда он сам заинтересован в таком развитии, сам добивается успехов в этом развитии, когда упражнения, тренировка его ощущений вытекают из потребностей его личности, его жизненных запросов.

При нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся сидит неправильно при чтении или письме, низко склоняется над книгой или тетрадью, если слаба освещённость, то острота зрения может значительно ухудшиться.

К семи-восьми годам дети уже хорошо различают основные хроматические цвета. Различение детьми цветовых тонов и их оттенков с возрастом значительно совершенствуется, особенно если детей специально обучать цветоразличению.

В младшем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом. Наибольшая острота слуха наблюдается у детей 13-14 лет. Под влиянием обучения чтению и совершенствования устной речи у младших школьников значительно улучшается фонематический слух. С помощью этого слуха учащиеся различают фонема, т.е. звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм.

Ощущения детей заметно совершенствуются, если включать детей в специальные упражнения в ту или иную деятельность.

Практическая часть.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами – памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребёнка, который чаще всего в полной мере не реализуется.

Практический опыт воспитателей по развитию ощущений детей.

Под наблюдение была взята младшая группа, в которой находятся детки 3-4 лет.

В детском саду много времени уделяется дополнительным занятиям с детьми, такими как: занятия по музыке, физкультуре, рисованию; а так же игровой деятельности. Всё это способствует всестороннему развитию детей, в том числе и развитию ощущений, без которых невозможно себе представить нашу жизнь.

Например, на музыкальных занятиях детей учат слышать музыку, различать быстрый и медленный темп, высокие и низкие звуки, а так же попадать в такт во время пения. Показывают, как звучат различные музыкальные инструменты. Благодаря этому у детей развиваются слуховые ощущения и музыкальный слух.

На занятиях по рисованию деток учат основным цветам, то есть развивают зрительные ощущения. Объясняют, какие цвета называются «тёплыми», а какими «холодными» и почему. На занятиях по рисованию дети соотносят цвета с различными явлениями. Например, жёлтый – цвет солнца, тёпла. Зелёный – цвет травы, лета. Синий – цвет льда, холода. Таким образом, происходит взаимодействие зрительных и кожных ощущений.

На занятиях по физкультуре детей обучают ощущению равновесия, просят пройти по неширокой дорожке или играют в «ниточку и иголочку», когда дети цепляются друг за друга «змейкой» и те, кто сзади («ниточка») должны идти за тем, кто впереди («иголочкой») и при этом не упасть. Для этого ребёнку в цепочке нужно учиться ощущать изменение направления идущего впереди него товарища (с помощью рук, положенных ему на плечи или талию), видеть его действия и координировать свои движения в соответствии с движением цепочки. Это очень трудное для таких малышей задание, потому что требует работы сразу в нескольких направлениях.

В группе также устраиваются занятия по развитию ощущений. Все они, конечно, проводятся в доступной для детей форме, то есть в форме игры.

Иногда, во время приёма пищи воспитатель может спросить у детей об их вкусовых ощущениях. Например, дети отвечают какая пища на вкус: сладкая, солёная, горькая и т.п. Это делается для того, чтобы детки могли разбираться в своих вкусовых ощущениях и называть их.

Ощущения тренируются также и во время прогулки. Например, обонятельные ощущения: воспитатель предлагает ребятам понюхать, как пахнет трава, цветы, листья.

В группе проводиться множество игр для развития осязательных, слуховых и зрительных ощущений. Далее приведены примеры некоторых из них.

Игры и упражнения по развитию ощущений.

«Дорожки»

Цель игры . Развитие осязательных ощущений.

Ход игры . Перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.

Правила . Ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает воспитателю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

«Кот в мешке »

Цель игры. Развитие осязательных ощущений.

Ход игры : Ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.

Правила: Задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и по-возможности назвать его. Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов. Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.

«Погремушки»

Цель игры. Развитие слуховых ощущений.

Ход игры . В приготовленные коробочки (или непрозрачные баночки) насыпают различные материалы (сахар, гречневую крупу, горох, песок, бусины и т.п.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по-отдельности.

Правила. Детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный или неприятный). Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробочке (мелкие или крупные), а также попытаться ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шум дождя, падающие камни, грохот машин и т.п.).

«Подбери картинку»

Цель игры . Развитие осязательных и зрительных ощущений.

Ход игры. Перед ребёнком на стол кладётся лист картона с наклеенными на нём материалами разной фактуры (наждачная бумага, мех, фольга, хлопчатобумажная ткань, шёлковая или атласная ткань, бархат и т.п.) и разного цвета. К каждому виду материала по-очереди прикладывается сверху другой лист картона с выбитым на нём изображением предмета. Ребёнок смотрит глазками и трогает пальчиками получившейся предмет.

Правила. Ребёнок рассказывает о своих ощущениях: какой материал на ощупь (мягкий или жёсткий, шершавый или гладкий, тёплый или холодный, приятный или нет, и т.п.). Также задача ребёнка – подобрать для каждого вида материала подходящую картинку (для меха – шубку, для бархата – игрушку, для атласа – платье и т.д.).

Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, которые оказывают значительное воздействие на органы чувств личности. Ощущение в жизни человека занимает особую позицию: помогает воспринимать окружающий мир, выстраивать межпредметные связи на основе собственных впечатлений. Ощущения человека очень тесно взаимодействуют со всеми чувствами: зрение, слух, обоняние и осязание являются «проводниками» в таинственный внутренний мир индивида.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность заключается в том, что в данном процессе всегда происходит отражение внешнего раздражителя. Субъективность выражается в индивидуальном восприятии конкретного анализатора.

Как работает механизм анализатора? Его задача состоит из трех этапов:

Раздражитель оказывает влияние на рецептор, в результате чего у последнего возникает процесс раздражения, которое передается соответствующему анализатору. К примеру, если громко крикнуть, индивид обязательно повернется в сторону источника шума, даже если он и не обращен к нему лично.

Природа ощущений человека чрезвычайно многообразна. Что можно отнести к ощущениям? Это, прежде всего, наши чувства, которые составляют сущность эмоций: ощущения тревоги, чувство опасности, нереальности происходящего, неконтролируемая радость и печаль. Процесс ощущения складывается из многочисленных переживаний, которые, создавая движущуюся вереницу событий, формируют эмоциональную сферу человека с ее индивидуальными особенностями.

Виды ощущений

  • Зрительные ощущения формируются в результате соприкосновения световых лучей с сетчаткой человеческого глаза. Она – то и является рецептором, на который оказывается воздействие! Зрительный анализатор устроен таким образом, что светопреломляющий компонент, состоящий из хрусталика и стекловидной прозрачной жидкости, формирует изображение. Ощущения могут возникнуть различные. Так, один и тот же раздражитель оказывает разное влияние на людей: какой — то человек при виде подбегающей к нему собаки осторожно свернет в сторону, другой спокойно пройдет мимо. Сила воздействия раздражителя на нервную систему зависит от развития эмоциональной сферы и индивидуальных особенностей.
  • Слуховые ощущения возникают посредством специальных раздражителей – слуховых волн, которые распространяют колебания звука. Слуховые ощущения, которые может уловить человеческий анализатор, состоит из трех типов – речевые, музыкальные и шумы. Первые возникают в результате восприятия речи другого человека. Когда мы слушаем монолог, то невольно начинаем обращать внимание не только на смысл произнесенных фраз, но и на интонацию, тембр голоса. Музыкальные звуки способны подарить нашему слуху невообразимое эстетическое наслаждение. Слушая определенные мелодии, человек успокаивается или, наоборот, возбуждает свою нервную систему. Известны случаи, когда музыкальное сопровождение помогало личности в решении сложных задач, вдохновляло на новые открытия, творческие свершения. Шум почти всегда негативно воздействует на слуховые анализаторы личности и на его душевное состояние. Постоянное нахождение в условиях шума негативно сказывается на психике и может привести к полной или частичной потере слуха.
  • Вибрационные ощущения относят тоже к слуховым. Замечено, что у людей с ограниченными возможностями (слепых и глухих) способность воспринимать вибрации возрастает в несколько раз! На здорового человека недлительные колебания оказывают положительное воздействие: успокаивают, стимулируют к деятельности или побуждают к конкретным шагам. Однако, если однотипные вибрации будут повторяться слишком долгое время, то станут источником плохого самочувствия и приведут к состоянию раздражения.
  • Обонятельные ощущения призваны находиться «на страже» нашего здоровья. Прежде чем принять пищу, человек чувствует ее аромат. Если продукт несвежий, обонятельный анализатор немедленно подаст сигнал в мозг, что данную пищу нельзя употреблять. Также по запаху можно узнавать знакомые места или возвращаться к различным переживаниям. Например, вдыхая аромат свежей клубники, нагретой на солнце, мы вспоминаем теплое лето и особенное настроение, которое в тот момент сопутствовало отдыху.
  • Вкусовые ощущения напрямую связаны с возможностью распознавать вкус пищи и наслаждаться его многообразием. На языке расположены вкусовые рецепторы, которые чувствительны к этим ощущениям. Причем разные доли языка неодинаково реагируют на одну и ту же пищу. Так, сладкое лучше всего воспринимается кончиком, кислое – краями, горькое – корнем языка. Для создания полной картины вкусовых ощущений необходимо, чтобы пища была как можно более разнообразная.
  • Тактильные ощущения несут в себе возможность познакомиться с состоянием физического тела, определить, какое оно: жидкое, твердое, липкое или шероховатое. Больше всего скоплений тактильных рецепторов на кончиках пальцев, губах, шее, ладонях. Благодаря тактильным ощущениям, человек даже с закрытыми глазами может безошибочно определить, какой предмет находится перед ним. Слепым людям руки частично заменяют зрение.
  • Ощущение давления воспринимается как сильное прикосновение. Характерной особенностью этого ощущения является полная сосредоточенность на одном месте, в результате чего сила воздействия увеличивается.
  • Болевые ощущения формируются в результате воздействия на кожные покровы или внутренние органы неблагоприятных факторов. Боль может быть колющая, режущая, ноющая, она различается по интенсивности. Болевые ощущения расположены под кожей глубже, чем рецепторы прикосновения.
  • Температурные ощущения связаны с функцией теплообмена. На теле человека расположены рецепторы, которые неодинаково реагируют на тепло и холод. Так, например, спина и ступни ног более всего чувствительны к холоду, а грудь остается теплой.
  • Кинестетические ощущения называют собственно тактильными. Они необходимы для формирования чувства равновесия, определения положения тела в пространстве. Человек даже с закрытыми глазами легко может сказать, лежит он сейчас, сидит или стоит. Восприятие движение и двигательная активность – важные составляющие кинестетических ощущений. Они создают чувство уверенности при перемещении тела в пространстве.

Развитие ощущений и восприятия

Для развития всех видов ощущений необходимо использовать специально подобранный комплекс упражнений. При этом рекомендуется обращать внимание на раздражители, которые будут возникать в течение дня естественным образом и стараться наблюдать за ними. Так, восход солнца может принести не меньше удовольствия, чем занятие живописью или игра на музыкальном инструменте. Научаясь замечать красоту окружающей среды, человек «тренирует» свои ощущения, задействует их работу, утончает восприятие, а потому сам становится счастливее. Ниже представлены упражнения, которые можно использовать как в совокупности, так и отдельно друг от друга.

«Наблюдение за деревом»

Это упражнение можно выполнять на протяжении довольно длительного времени. И чем дольше вы станете его делать, тем глубже сможете освоить и развить свои зрительные ощущения. Суть его заключается в следующем: недалеко от своего жилища необходимо выбрать одно дерево, за которым вы будете периодически наблюдать. Интервалы в наблюдении должны иметь равный промежуток: два – пять дней, самое большое — неделя. Время года неважно, но желательно, чтобы была возможность понаблюдать сезонные изменения.

В установленный час выходите из дома и направляетесь к выбранному объекту. В течение десяти – пятнадцати минут просто созерцайте природную красоту, воплощенную в данном конкретном дереве. Можно подумать о чем – то своем, но главное не забывайте отмечать существенные детали. Рассматривая дерево, постарайтесь наиболее полно ответить себе на следующие вопросы: как оно выглядит, какие чувства у вас возникают, что изменилось за время последнего посещения (например, стало больше желтых листьев осенью или появились свежие, зеленые весенней порой). Упражнение прекрасно развивает наблюдательность, предоставляет уникальную возможность отдохнуть душой от ежедневных забот и переживаний. Сила этого задания заключается в его простоте и доступности для каждой личности.

«Кто громче поёт?»

Данное упражнение направлено на развитие слуховых ощущений и может применяться на практике как взрослыми, так и детьми. Находясь на прогулке, поставьте себе целью различать пение птиц, прислушиваться к звукам, произносимым живой природой. Лучше всего «слушать» птиц ранним утром, когда еще отсутствуют посторонние звуки и на улице мало людей. Вы удивитесь, как многого не замечали прежде. Обязательно отмечайте ваши наблюдения в специальном блокнотике, записывайте важные мысли, которые пришли в голову.

«Угадай – ка»

Играть в эту игру можно хоть всей семьей. Упражнение направлено на развитие обонятельных ощущений. Задача несложная в исполнении: вы покупаете в магазине несколько продуктов разной категории и сортов. Продукты можно выбирать на свой вкус, однако, учтите, что домашние не должны знать, на чем именно остановился ваш выбор. После вы предлагаете родственникам с закрытыми глазами на близком расстоянии определить продукт. Подносите им к носу по очереди огурец, очищенный банан, йогурт, молоко, помидор. Задача ваших оппонентов – угадать, какие именно продукты питания вы принесли домой. Детям при этом разрешается задавать наводящие вопросы. Упражнение прекрасно поднимает настроение.

«Что я чувствую прямо сейчас?»

Суть этого упражнения заключается о том, чтобы как можно яснее составить для себя спектр температурных и тактильных ощущений. Чтобы достичь желаемого эффекта, выполняйте несложные рекомендации: принимая душ, включайте поочередно прохладную и теплую воду. Отмечайте свои ощущения, возникающие в эти промежутки времени. Пришедшие мысли можете записывать в специальную тетрадь, потом будет интересно читать.

Выходя в теплую погоду на улицу, постарайтесь мысленно настроиться на восприятие температуры. Заметьте, как рецепторы кожи «радуются» солнечному свету, насколько вам приятно ходить в легкой одежде, сквозь которую свободно проникает воздух. Придя домой, зафиксируйте ваши наблюдения на бумаге.

Таким образом, роль ощущений в жизни человека достаточна значительна. Благодаря ощущениям становится возможным различать краски и цвета собственного настроения, видеть окружающий мир во всем его многообразии. Процесс ощущения наделяет каждого из нас способностью становиться творцом своей индивидуальности.

Органы чувств детей к началу дошкольного возраста по своему строению и некоторым особенностям функционирования сходны с органами чувств взрослых людей. Вместе с тем именно в дошкольном возрасте происходит развитие ощущений и восприятий детей, формирование важнейших качеств их сенсорики. Развитие отдельных видов ощущений (в том числе и остроты зрения) определяется тем, что они включаются в решение все новых и новых задач, для которого требуется более тонкое различение отдельных признаков и свойств предметов. В связи с этим решающее значение для эффективности различных ощущений приобретают мотивы и условия осуществления разных видов деятельности.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.

Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью. В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. [ 5, с. 200].

Сенсорное воспитание опирается на знание общего хода развития ощущений в дошкольном возрасте и на знание тех условий, от которых это развитие зависит. Как же идёт развитие ощущений у детей дошкольного возраста?

Развитие зрительных ощущений. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии топкости различения оттенков цвета.

Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4--7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. Так, при измерении наибольшего расстояния, с которого дети разного возраста способны различить показываемые им одинаковые по размеру фигурки, оказалось, что для детей 4--5 лет это расстояние равно (в средних цифрах) 2 м 10 см, для детей 5 -- 6 лет 2 м 70 см, а для детей 6 -- 7 лет 3 м.

С другой стороны, по данным исследования, острота зрения у детей способна резко повышаться под влиянием правильной организации упражнений в различении удалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, в среднем на 15 -- 20%, а в старшем дошкольном возрасте -- на 30%.

Что же является главным условием успешного воспитания остроты зрения? Условие это состоит в том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая требует отличить один от другого объекты, удалённые от него.

Подобные задачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка (данная коробочка отмечается при этом значком-фигуркой, несколько отличной от тех, которые наклеены на другие коробочки, что заранее известно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, а после нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различают изображённый на ней значок.

Таким образом, активное развитие способности различения удалённых объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред -- если при этом перенапрягать зрение ребёнка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.

У детей дошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребёнка, которое объясняется тем, что он плохо видит, может истолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе к рассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения.

В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным. Опыты, требующие от ребёнка подобрать к показываемому оттенку одинаковый с ним, показывают, что количество ошибок, которые делают при этом дети в возрасте 4--7 лет, быстро уменьшается: если у четырёхлетних число ошибок ещё очень велико и достигает 70%, то у детей 5--6 лет ошибок обычно уже не более 50%, а к 7 годам -- менее 10%.

Если ребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т. п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т. п.

Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких, случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе. Изучение цветного зрения требует применения особых таблиц и должно производиться специалистами.

Развитие слуховых ощущений. Слуховые ощущения, как и ощущения зрительные, имеют в психическом развитии ребёнка особенно большое значение. Слух имеет важное значение для развития речи. Если слуховая чувствительность нарушена или сильно снижена у ребёнка, то и речь не может развиваться нормально. Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.

Различение звуков речи совершенствуется в процессе речевого общения. Различение музыкальных звуков улучшается в процессе музыкальных занятий. Таким образом, развитие слуха в огромной степени зависит от воспитания.

Особенностью слуховой чувствительности у детей является то, что она характеризуется большими индивидуальными различиями. У некоторых дошкольников наблюдается очень высокая слуховая чувствительность, а у других, наоборот, слух является резко сниженным.

Наличие больших индивидуальных колебаний в чувствительности к различению частоты звуков приводит иногда к неправильному предположению, что слуховая чувствительность якобы зависит лишь от врождённых задатков и в ходе развития ребёнка существенно не меняется. В действительности, слух улучшается с возрастом. Слуховая чувствительность возрастает у детей в возрасте от 6 до 8 лет в среднем почти в два раза.

Установлено, что чувствительность к различению высоты звуков особенно быстро развивается при систематических занятиях музыкой.

Чувствительность к различению высоты звуков может быть резко повышена также и путём специальных упражнений. Как и для развития всех других ощущений, эти упражнения, однако, не должны состоять в простой «тренировке», а обязательно проводятся так, чтобы ребёнок активно решал задачу -- заметить различие в высоте сравниваемых звуков -- и чтобы он при этом всегда знал, правильный ли он дал ответ. Такого рода упражнения можно вести с детьми-дошкольниками в виде дидактической игры, организуемой по тину известных игр «с правильным угадыванием».

При педагогической работе с детьми дошкольного возраста следует особенное внимание обращать на то, хорошо ли слышит ребёнок. Это необходимо потому, что у детей понижение слуховой чувствительности не всегда замечается окружающими вследствие того, что ребёнок, плохо, не чётко и не полностью слышащий обращенную к нему речь, однако часто правильно догадывается о сказанном по выражению лица говорящего, по движению губ и, наконец, по сложившейся обстановке, в которой к нему обращаются. При подобном «полуслышании» умственное развитие ребёнка, особенно его речевое развитие, может задерживаться. Такие явления, как невнятность речи, кажущаяся рассеянность и непонятливость, нередко объясняются именно пониженным слухом ребёнка. За состоянием слуха детей следует особенно тщательно, следить, так как его недостатки наблюдаются чаще, чем недостатки других ощущений.

Зная, что слух у данного ребёнка является недостаточно развитым, воспитатель должен заботиться, во-первых, о том, чтобы обеспечить ему наиболее благоприятные условия для слухового восприятия, т. е. следить за тем, чтобы ребёнок сидел поближе к рассказывающему или читающему; говоря с ним, нужно более ясно произносить слова, а когда это нужно, спокойно повторить сказанное ещё раз. Во-вторых, следует воспитывать у него слух, заставлять упражняться в прислушивании. Для этого полезно вводить такие содержательные занятия и игры, которые требуют от ребёнка внимательно слушать негромкие звуки и которые не позволяют заменять слух зрением или догадкой.

Кроме музыкальных занятий и игр, о чём мы уже говорили, важную роль в культуре слуха играет организация правильного «слухового режима» в группе. Нужно, чтобы в группе занимающихся или играющих детей не было постоянного шума и крика, которые не только очень утомляют детей, но являются крайне неблагоприятными для воспитания у них слуха. В чрезмерно шумной группе ребёнок не прислушивается к окружающим, плохо слышит самого себя, привыкает отвечать только на очень громкие звуки, сам начинает разговаривать слишком громко. Иногда в этом повинен воспитатель, который усваивает манеру разговаривать с детьми повышенно громким голосом, а когда в группе становится слишком шумно, старается «перекричать» детей.

Конечно, нелепо требовать от дошкольников, чтобы они всегда вели себя тихо:-- ребёнку свойственны и бурные изъявления своего восторга, и шумные игры. Но детей можно приучить соблюдать тишину, говорить вполголоса, вслушиваться в окружающие их слабые звуки. Это важнейшее условие воспитания культуры слуха у детей.

Развитие двигательных (суставно-мышечных) и кожных ощущений. Как уже было сказано, ощущения, возникающие в результате действия мышечных раздражений на двигательный анализатор, не только играют решающую роль в выполнении движений, но и участвуют вместе с кожными ощущениями в многообразных процессах отражения внешнего мира, в формировании правильных представлений о его свойствах. Поэтому воспитание этих ощущений имеет также важное значение.

Наблюдения над оценками детей веса сравниваемых грузиков (какая коробочка тяжелее?), которые зависят от точности суставно-мышечных и отчасти кожных ощущений, показали, что в дошкольном возрасте (4--6 лет) они уменьшаются более чем в два раза (в среднем от 1/15 до 1/35 сравниваемого веса), т. е. что различительная чувствительность в этом возрасте резко возрастает.

В эти же годы у детей происходит и большой качественный сдвиг в развитии суставно-мышечных ощущений. Так, если детям около 4 лет дать для сравнения две коробочки, равные по весу, но разные по величине, и спросить, какая из них тяжелее, то в большинстве случаев малыши оценивают их как одинаково тяжёлые. В возрасте же 5-6 лет оценка веса таких коробочек резко изменяется: теперь дети, как правило, уверенно показывают на коробочку меньшего размера как на более тяжёлую (хотя коробочки объективно равны по весу). Дети уже стали учитывать относительный вес предмета, как это обычно делают и взрослые.

В результате практических действий с различными предметами у ребёнка устанавливаются временные связи между зрительным и двигательным анализаторами, между зрительными раздражителями, сигнализирующими о размере предмета, и суставно-мышечными, сигнализирующими о его весе.

Дошкольные годы являются периодом, когда ощущения ребёнка продолжают быстро развиваться. Степень развития в этом возрасте тех или иных ощущений стоит в прямой зависимости от деятельности ребёнка, в процессе которой происходит их совершенствование, следовательно, определяется воспитанием.

Вместе с тем высокое развитие ощущений является необходимым условием для полноценного умственного развития. Поэтому правильно поставленное в дошкольном возрасте воспитание у детей ощущений (так называемое «сенсорное воспитание») имеет важнейшее значение, и на эту сторону воспитательной работы должно быть обращено надлежащее внимание.