Развитие речи у детей 2 лет занятия. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики. Игра «Покажи мне, где в комнате…?»

Развитие каждого ребенка уникально, и идет по своим законам. Поэтому, становление речи у двухлеток тоже индивидуально. Сложно говорить о нормах речи ребенка в 2 года, так как за период от исполнения двух лет до третьего дня рождения дети сильно меняются. Однако, имеются общие закономерности в речевом развитии.

Замечено, что девочки овладевают речью немного ранее мальчиков, но это не обязательный факт. Дети могут говорить отдельные слова, постепенно переходя к предложениям, а могут сразу начать говорить короткие фразы. Развитие речи зависит от пассивного и активного словарного запаса детей двух лет, в который входят около 200-300 слов. Дети активно пользуются простыми словами, облегченными их вариантами и короткими предложениями «дай лялю», «папа пришел» и тд.
В целом, сколько слов говорит ребенок в 2 года, напрямую зависит от того, насколько активно с ребенком говорят, стимулируют его физическое, умственное и речевое развитие. В целом, речь малыша вполне понятна родителям, которые говорят с ним ежедневно, но он глотает буквы и слоги, произносит слова неправильно. Ваша задача, поправлять ребенка и произносить слова отчетливо и правильно. Неверным будет общение с ребенком на его языке с сюсюканьем и коверканьем слов. Говорите с ребенком правильно, чтобы он изо дня в день слышал и усваивал правильную речь. Если имеются затруднения в слове, повторите с малышом его несколько раз.
Но что должен говорить ребенок в 2 года, чтобы стояние его речевой функции соответствовало норме? Малыш должен говорить о себе «я», называть свое собственное имя, как зовут родителей, близких родных. Он должен называть предметы в доме, названия животных и как они говорят, прощаться и здороваться. Также малыши должны говорить короткие предложения из двух-трех облегченных слов, а также учиться говорить прилагательные - «большой», «мягкий» и тд.

Задержка речевого развития у детей 2 лет

Часто мамы и папы жалуются врачам, что ребенок в 2 года мало говорит. Обычно это происходит потому, что они сравнивают своего малыша с соседским двухлеткой, который может говорить четче, больше и активнее. При этом часто забывается, что речь - это индивидуальный навык, который может различаться даже у детей, которые имеют разницу в два-три месяца рождения. Естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года. Зачастую, если родители хорошо понимают потребности и предугадывают их, тогда ребенок в 2 года просто ленится разговаривать. Тогда стоит стимулировать малыша к речи, делая вид, что вы не понимаете, что вам показывает кроха. Просите его объяснить словами, стимулируйте его на повторение слов за вами.
Зачастую причинами того, почему ребенок в 2 года плохо говорит, могут стать общее отставание в физическом и нервно-психическом здоровье, длительные болезни, эмоциональные стрессы, недоношенность. Тогда по мере того, как малыш окрепнет и догонит сверстников в развитии, нормализуется его речь. Однако, если вы обеспокоены, что малыш мало общается, стоит обратиться к врачу и выяснить причины задержки речи у ребенка 2 лет. Обычно это бывают индивидуальные особенности крохи, к концу второго года подавляющее большинство детей начинает активно говорить. О задержке речи у ребенка 2 лет можно говорить тогда, если ребенок не говорит практически никаких слов, только звуки, не понимает обращенной к нему речи, мало эмоционален и отстает в развитии по другим показателям. В этих случаях требуется помощь невролога, который проведет подробное обследование и назначит терапию. Это могут быть как медикаментозные, так и физиотерапевтические методы, массаж и активные развивающие занятия.


Время идет, ваш малыш растет не по дням, а по часам. Ему уже пошел второй год. Вы не перестаете удивляться: все, ну буквально все понимает. А вот говорить… Вам кажется, что говорит он недостаточно много… Все правильно. Понимание обращенной речи, то есть того, что говорят ребенку окружающие, на втором году заметно улучшается. Теперь вы можете быть уверены: ваш малыш понимает, как что называется, знает, как обозначаются разные действия. Ведь и возможности познавать окружающий мир у него сильно возросли. Многие действия малыш уже проделывает вполне осмысленно. Например, при переодевании принимает нужную позу, старается вам помочь. Старайтесь развивать это замечательное стремление, ведь в дальнейшем оно пригодится и вам, и ребенку.

Между тем часто приходится слышать от мам сетования вроде: «Прямо не знаю, что и делать, всюду лезет, все норовит ухватить!» У ребенка вовсю развивается чудесное качество – любознательность. Он уже распрощался с местом «постоянного обитания», то есть детской кроваткой, манежем, теперь к его услугам весь окружающий мир. Конечно, тревоги взрослых естественны. И вот раздается грозное «не трогай», категоричное «не лезь», сердитое «не бери», устрашающее «кому сказала», негодующее «ты что, русский язык не понимаешь»… Понимает, заботливые мамы и обеспокоенные бабушки. В том-то и дело, что понимает, поэтому попробуйте-ка не одергивать малыша поминутно, а поощрять его изыскания.

Безусловно, о безопасности забывать не стоит, просто приберите с глаз на время такие мелочи, как ножи, ножницы, иглы. Лучше понадежнее припрятать лекарства, бытовую химию, убрать с видных (и легко достигаемых маленьким изыскателем) мест посуду, стекло.

На логопедический прием однажды пришла мама с полуторагодовалой девочкой. Мама была обеспокоена отсутствием речи у ребенка и полна тревожных мыслей о развитии дочки. За первые десять минут беседы она сделала ребенку, по примерным подсчетам логопеда, около тридцати ограничивающе-одергивающих замечаний, хотя малышка не предпринимала никаких требующих этого действий. Она просто не в силах была сидеть все время прямо, сложив руки на коленях, а также несколько раз поворачивала голову. Для того, чтобы привлечь ее внимание, а кроме того, хотя бы на некоторое время освободить от недреманного контроля, логопеду пришлось уединиться с ребенком под столом, где, наконец, и удалось пообщаться...

Будьте осторожны, если в доме разбросаны монеты, кольца, значки. Автору этих строк доводилось быть свидетелем нескольких драматических историй, которые случились с малышами, проглотившими кто обручальное колечко, кто пятак (в годы застоя это была объемистая монета). Только высочайшее мастерство ЛОР-врача позволило извлечь инородные предметы без операции… Но мы уверены, что с вашим малышом ничего подобного не произойдет, ведь вы умеете приглядывать за ребенком и не ограничиваете его тягу к новым знаниям.

Малыш и сам уже довольно уверенно двигается и пробует тащить, толкать и передвигать разные предметы. Иногда даже пытается отфутболить мячик, открывая для пап широкое поле деятельности.

Активный ребенок активно говорит. Тут уж вам, родители, бабушки, дедушки, и карты в руки, поскольку вы – пример для подражания. Ребенок прежде всего будет подражать именно вашим звукам, жестам и словам. Этот процесс ему очень нравится. Не удивляйтесь, если он будет одним словом (слогом, звуком) обозначать несколько предметов, между которыми есть что-то общее. Например, мальчик одного года и двух месяцев от роду называл и воду, и чай, и дождь коротко и ясно: «дуф». Он очень любил купаться и достаточно трудное для своего возраста и возможностей слово «душ» использовал для обозначения практически всего, что течет.
Несмотря на естественность подобных явлений помните: ваша задача состоит в том, чтобы сопровождать словами по возможности все свои действия, производимые в поле зрения ребенка, а также стимулировать детскую речь. Ведь вы же хотите, чтобы ваш активный малыш владел активной речью.

Когда малыш произносит слово самостоятельно? Прежде всего тогда, когда что-либо производит на него впечатление, способствующее запоминанию. Например, определенная ситуация, обстоятельства, в которых ребенок радуется, внезапно видит какую-нибудь знакомую вещь, узнает яркую, красивую картинку, животное. Услышав слово, произнесенное малышом, задайте ему вопрос: «Что ты увидел?» или «Кого ты узнал?» Очень может быть, что слово, которое вы жаждете услышать, будет немедленно повторено. Но если нет, не приставайте и не мучайте ребенка. Все придет. Пусть вас не смущает, что звучит слово не очень четко, не хватает какого-либо звука или слога. Это в пределах возможностей малыша. Он не только повторяет, но и изобретает, «пробует на вкус» новые звуки и комбинации звуков. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок изобретет совершенно новые и порой совершенно загадочные словечки.

Одна девочка, например, стала употреблять непонятное для родных и близких грозное слово «диба», уточнить подлинное, конкретное значение которого не удалось ни тогда, ни много-много лет спустя, когда девочка выросла и стала учить разговаривать других детишек, а также их родителей. Таинственная «диба» даже осталась в детских стишках символом чего-то если не страшного, то, по крайней мере, опасного:

Диба, диба, диба – я
Диба Анечку дия!

Что, видимо, означало описание того, как «диба» взяла Анечку. Анечке во времена появления «дибы» как раз шел второй год. Тайна «дибы» не раскрыта и поныне...

Как нужно относиться к таким словесным новообразованиям? Естественно. Не стараться закреплять, но и не препятствовать появлению. И уж, конечно,ни в коем случае не сюсюкать, искуственно коверкая свою речь под детский лепет. Дети великолепно чувствуют любую фальшь, в том числе и речевую и не будут стараться откликаться на тетенькино-дяденькино «масю-сю»...

Замечательно, если вы создаете для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать что-либо и словом подтверждать свой выбор. Разложите перед ним несколько игрушек и предложите взять одну, называя ее. Не надо демонстрировать при этом изобилие, игрушек должно быть не более 4-5. Иначе малышу будет трудно сосредоточиться и тем более связать предмет со словом, его обозначающим.

К году и трем-четырем месяцам ждите, что ребенок начнет выполнять не очень сложные поручения. Проследите, чтобы они не были многоступенчатыми.

Оценивая темпы развития речи ребенка, не следует опираться на чужие достижения. Да, к году малышу хорошо бы произносить около 10 слов. Так написано в книжках и учебниках. Но у Пети 15 слов, а у Насти – 7. Все люди разные, как ни банально это звучит. И дети тоже. Не спешите делать выводы. Между прочим, быстрота, с которой ребенок овладевает словом, да и речью вообще, зависит от вас, уважаемые взрослые, от того, как вы ведете себя с малышом, сколько времени отдаете общению с ребенком.

Разговаривайте со своим ребенком не «сверху вниз», а на одном уровне. Что это значит? Представьте себе такую картину: в большой комнате, на ковре, в окружении игрушек, возится малыш лет полутора. На диване сидит мама и смотрит, ну и, конечно, что-то говорит малышу. Он поднимает голову и как-то реагирует.

Мама! Сползите, пожалуйста, на ковер! Поиграйте и поговорите с ребенком на его уровне! Поползайте на четвереньках, посидите на ковре, полежите на боку. Вы будете на одном уровне с маленьким человечком. Вы будете смотреть ему в глаза и играть на уровне его рук. Не надо сидеть на ковре постоянно. Это, конечно, для взрослого несколько неудобно. На диване несравненно лучше. Но проведите все-таки на ковре некоторое время. Результат, который получается от «коверного» труда, всегда искупает неудобства. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста...

Действия, которые ребенок проделывает с игрушкой, предваряют появление и усвоение слов. Малыш не просто рассматривает игрушку, не только крепко держит ее, он с ней манипулирует. Чем больше действий проделывает он, тем будет более разговорчив. Сама игра тоже становится богаче.

А вам интересно? Если вы с тоскливым видом играете и поглядываете на часы, не обольщайтесь – из топора каши не получится. Надо добавить радости от общения, искреннего интереса и любви. Позволим себе еще раз повториться: любви никогда не бывает слишком много...

Вы взяли в руки игрушку. Пусть это будет . Допустим, медвежонок, только лучше не зеленый. Лучше коричневый. Коричневые все-таки встречаются значительно чаще, чем зеленые. Покажите мишку малышу, продемонстрируйте, как мишка «ходит», «спит», «пляшет». Пусть малыш обратится к мишке, позовет его (а вы подскажите, как позвать). И отдайте игрушку. У ребенка появится возможность действовать, произносить звуки, слова, обращения, причем вы активно отвечаете, реагируете, откликаетесь.

Дети очень любят, когда озвучиваешь для них предметы и игрушки. На втором году малышам уже в некоторой степени доступна интонация и они прекрасно понимают, что волк говорит грубым голосом, а заяц тоненьким голоском. Более того, малыши пытаются это повторить.

«Волшебный мешочек», который вы сотворили раньше, не торопитесь выбрасывать, он еще пригодится. Теперь можно не только показывать и находить игрушку, но и давать о ней определенную информацию: где живет мишка, что ест, какие у него повадки. Малышу можно уже предложить для сравнения пару игрушек, например, двух мишек разной величины.

Отлично, если вы, призвав на помощь дремлющее актерское дарование, попытаетесь изобразить, представить какую-либо игрушку или зверя. Вспоминается одна молодая бабушка, которая замечательно умела имитировать множество звуков, среди них совершенно фантастические, в частности, групповое мычание коров и грохот падающих камней, чему со страстью учила внука и преуспела в этом настолько, что двухлетний ребенок предпочитал звуки словам… Справедливости ради заметим, что после общения с логопедом все силы бабушки были брошены на развитие речи, что также увенчалось успехом.

На втором году жизни малышам очень нравится отыскивать спрятанные вами игрушки. Конечно, вы их называете ребенку. Только прячьте игрушки не особенно хитроумно, ведь действия малыша должны непременно закончиться победой, то есть положительным результатом. С удовольствием ребята выполняют просьбы подать, показать что-либо, хотя порой, видя, с каким трудом малыш тащит здоровенного игрушечного зайца, едва удерживаешься от желания вскочить и донести ношу самостоятельно.

Итак, на втором году жизни словарный запас, или количество слов, которыми пользуется малыш, возрастает в три, а то и в четыре раза. Как же это происходит? Очень просто: мы используем все возможности для узнавания и запоминания новых слов. Например, идем на прогулку. Вокруг столько всего интересного, привлекающего внимание малыша. Проследим, куда смотрит ваш ребенок. А он приметил, как вы думаете, что? Конечно, прежде всего то, что движется. Это автобус, человек, тачка… Констатируйте, констатируйте: «Смотри, Надя, машина едет. Вот она остановилась. Снова поехала. Где у машины колеса? Уехала машина». Вы сделали это? Браво. Вы провели грамотный урок.

Объекты, за которыми наблюдает малыш, очень хорошо запоминаются. Попробуйте перед следующей прогулкой проверить это: «Сейчас пойдем гулять и снова увидим машину (погладим кота, покормим птиц)». Будьте внимательны к ответной реакции ребенка, к его впечатлениям. Обязательно демонстрируйте ребенку голоса зверей и птиц, старайтесь, чтобы он повторял за вами и пытался отвечать вам: «Вот кот. Ты знаешь, как он кричит? Мяу! Как кот кричит?» Большая удача, если какой-то звук привлек внимание малыша на ваших глазах, например, залаяла собака: «Ты слышала? Кто это? Это собака. Как она кричит? Ав-ав. Кто кричит ав-ав?» Не торопите ребенка, дожидайтесь его ответа спокойно и доброжелательно.

Однако ведь и недвижущиеся предметы как-то обозначаются. Тем более, если они вокруг нас. Это, конечно, прежде всего родной дом. Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку раз повторять названия предметов: «Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы ее откроем и пойдем на кухню. Что ты видишь на кухне? Это плита. На ней мама готовит еду и т.д.». Не забывайте «вбрасывать» ребенку вопросы. Психологи заметили, что вопросы стимулируют мыслительную деятельность.

Если совсем маленькому ребенку вы задавали вопросы, чтобы привлечь его внимание, то теперь пора добиваться активного ответа. Поэтому отныне у вас для широкого использования имеется не только «Где?», но и «Кто это?», «Что это?». Задали вопрос – не забудьте вытащить и образчик, словечко, обозначающее предмет или действие.

Больше всего в речи у ребенка, конечно же, существительных. Это и понятно, ведь вы с малышом активнее всего осваивали названия всего того, что непосредственно окружает ребенка, то есть игрушек, посуды, частей тела. Для пополнения речи ребенка новыми словами можно использовать картинки. Лучше, если вы приготовите естественные, красочно оформленные, узнаваемые картинки. Постарайтесь избежать сюрреализма или живописи в стиле «модерн», поскольку это может вызвать неожиданные ассоциации...

Никаких особенных приемов работы с картинкой нет. Вы показываете картинку (на первых порах только одну) и просите ребенка: «Ну-ка, Аля, посмотри, вот лягушка. Лягушка квакает: ква-ква. Покажи мне лягушку». Если дело поначалу не ладится, возьмите ручку ребенка и покажите ею на лягушку. Просто отвечать и выполнять неинтересно, поэтому спрячьте картинку. Иногда даже придется побыть лягушкой, попрыгайте вместе, поквакайте. Когда малыш справится, вы можете дать ему вторую картинку, ну, а потом обе вместе. Но не переусердствуйте. Увеличивайте их количество постепенно. Более 7-8 картинок показывать одновременно не нужно, ведь возможности малыша пока ограничены, и нельзя перегружать его внимание. Картинки, на которых нарисованы предметы, называются предметными, с них-то и начинайте. Потом уже можно будет приготовить картинки, где знакомые предметы (или живые объекты) действуют.

Вот так вы будете способствовать усвоению ребенком не только названий предметов, но и действий, ведь малыш уже начинает пользоваться и глаголами. Картинка очень удобна, потому что при ее использовании мы можем вводить множество новых слов, не только названий предметов, но и обозначений величины, формы, цвета, состояния: «Посмотри, вот большой еж, а вот маленький. Покажи маленького ежа. Это какой еж?», «Видишь, собачка ест. А эта собачка что делает? А эта собачка спит. Покажи, где собачка спит. Что она делает?»

С полутора лет на радость родителям ребенок начинает пользоваться предложениями. Они, правда, еще небольшие, всего из двух слов: «Мама, бум-бум». Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до четырех.

Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребенок порадует родителей года через три, о предлогах и союзах вообще думать рано, но это качественно новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение. Теперь можно активнее читать книжки.

Сразу же хочется предупредить родителей: будьте внимательны при покупке литературы для детей. Есть много замечательных книг, на которых выросло не одно поколение. Их содержание не устареет никогда, потому что, во-первых, они написаны талантливыми людьми, знающими психологию малышей, а, во-вторых, они написаны с любовью. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть, чтобы малыш понимал содержание. Иллюстрации – это тоже очень важно. Полуторагодовалый ребенок уже пытается переворачивать страницы, и это здорово, особенно, если при этом он еще и рассматривает картинки.

Читать нужно обязательно, но не превращая это в отбывание повинности. Читайте тогда, когда вы и малыш можете расслабиться, когда вы в хорошем настроении (пусть это бывает как можно чаще), читайте выразительно и не торопитесь. Попробуйте предложить ребенку самому выбрать книжку (он может ориентироваться на знакомые или интересные картинки).

В первое время для чтения вполне достаточно и пяти минут, ну, а дальше действуйте по обстоятельствам. Не нужно силой усаживать ребенка возле себя. Ничего страшного нет в том, что он отказывается вас слушать. Улучите момент, когда малыш займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Замечательно, если по ходу чтения ребенок будет договаривать последний звук, слог, слово. Это может быть лепетный вариант или что-нибудь вроде «мяу» в чудесной истории В. Сутеева «Кто сказал „мяу“».

Дети с удовольствием озвучивают «Путаницу» К. Чуковского. Попробуйте попросить ребенка изобразить кого-нибудь из героев рассказа или стишка по ходу чтения или продемонстрировать действия персонажа, а затем назвать, кто это был, что делал.

– Как пищат у нас цыплятки?
– Пик-пик-пик! Пик-пик-пик.
– Как они играют в прятки?
– Прыг-прыг- прыг! Прыг-прыг-прыг.

– Как по лужицам шагают?
– Плюх-плюх-плюх! Плюх-плюх-плюх.
– Как на солнце загорают?
– Ух-ух-ух! Ух-ух-ух.

– За зерно как будут драться?
– Дай-дай-дай! Дай-дай-дай.
– Как орла они боятся?
– Ай-ай-ай! Ай-ай-ай.

– Червячка они как тянут?
– Так-так-так! Так-так-так.
– Как с порога прыгать станут?
– Бряк-бряк- бряк! Бряк-бряк-бряк.

Так пищат цыплятки наши:
– Пик-пик-пик! Пик-пик-пик.
Так все крылышками машут:
– Фык-фык-фык! Фык-фык-фык.
(Л. Станчева)

Ни в коем случае не препятствуйте использованию жестов, с их помощью малышу легче выразить свои мысли, переживания.

Лучше всего речь развивается в деятельности , поэтому не забывайте и о практических умениях малыша. Показывая, как и что нужно делать, а дел-то уйма: собирать сборные игрушки, строить и конструировать, сортировать и т. п., вы рассказываете о порядке действий.

В 2-2,5 года ребенок имеет представление о числе один, может повторить две цифры (один и два) в правильной последовательности.

Обозначает себя не только именем, но и личными местоимениями - «я», «мне». Знает значение предлогов в конкретной ситуации, т. е. понимает смысл вопросов типа «На чем ты сидишь?» и может ответить на них. В период от 2,5 до 3 лет. Малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке, начинает активно задавать вопросы (у него - возраст «почемучек»). Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»).

К трем годам словарь ребенка составляет 1200-1300 слов. В трехлетнем возрасте многие дети уже сравнительно хорошо говорят, правильно употребляют формы падежа, лица, времени, числа, воспринимают словосочетания и фразы как целое.
В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

Что должно встревожить родителей?

ребенок не может строить простые фразы;
малыш путает названия частей тела;
у ребенка маленький словарный запас.

Если малыш еще не заговорил:

Многие детки сталкиваются с трудностями, когда приходит время начинать говорить. Кто-то произносит только несколько звуков и не может освоить остальные, а кто-то упрямо говорит лишь «по-своему». Как правило, во всех других отношениях эти малыши развиваются хорошо.

В чем причина?

Таким образом могут выражаться неполадки в работе нервной системы.
Поинтересуйтесь, не было ли похожих случаев в истории семьи.
Бывает, что маленькие молчуны наследуют эту особенность от родных.

Какая помощь потребуется малышу?

Между двумя и тремя годами дети активно наращивают свой лексический запас, и обычно даже самые упорные молчуны начинают говорить в 2,5 года. В противном же случае врач имеет все основания, чтобы поставить диагноз «задержка развития речи».
Прежде всего вам необходимо убедиться, что у ребенка нет проблем со слухом. А потом перейти к освоению речи в доступной ему форме. На этом этапе лучшей тактикой может оказаться звукоподражание.
Если вашему малышу исполнилось 2 года, а он еще не начал говорить, обратитесь к неврологу и логопеду, чтобы убедиться, что структуры его голосового аппарата, отвечающие за произношение звуков, не нарушены.

Как происходит развитие речи малыша с 2 до 3 лет?

С двух до трех лет у ребенка быстро увеличивается словарный запас.
К трем годам он достигает 1200-1300 слов. При общении ребенок использует почти все части речи. Часто употребляет глаголы и существительные, использует местоимения, предлоги, прилагательные и наречия. Он уже говорит не только простыми, но и сложными предложениями. Вам необходимо побуждать малыша к этому, давая образцы для подражания. Например, говорите: «Сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь».
На третьем году жизни ребенок легко запоминает небольшие стихи, песенки.

Он начинает задавать множество вопросов. Настает время «почемучек». Происходит совершенствование произношения, но многие звуки ребенок еще произносит неправильно ([р], [л], свистящие, шипящие). Следите за речью своего малыша. Если у ребенка появятся признаки задержки в развитии речи, обратитесь за консультацией к отоларингологу и логопеду.

Как развивать речь ребенка?

С двухлетним малышом нужно проводить специальные занятия по развитию речи:
показывайте ребенку предметы и называйте их;
называйте и показывайте действия с игрушками;
показывайте и объясняйте картинки с изображением отдельных предметов и действий;
рассказывайте малышу короткие стишки и заучивайте их вместе с ним;
дети очень любят скороговорки и чистоговорки. Выучите их вместе с ребенком и повторяйте почаще;
играйте с малышом в игры-поручения («принеси», «найди») и др.

Помните о том, что слово-название, которое ребенок должен усвоить, нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, повторяя много раз, и сопровождать соответствующими движениями.

Вам необходимо обеспечить дальнейшее восприятие речи окружающих. Малыш должен научиться понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее. Вам следует совершенствовать активную речь ребенка - обогащать словарь, пользоваться при разговоре всеми частями речи, правильно произносить звуки в словах; расширять пользование речью - уметь передать свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них; воспитывать навыки культурной речи - говорить негромко, не спеша, не размахивать при этом руками и др.

Не только говорите с малышом о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и побуждайте его вспоминать о недавних событиях. Например: «На прогулке мы видели собачку. В саду собирали ягодки. Что еще мы делали?»

В процессе постоянного общения с малышом почаще вызывайте его на разговор, чтение стихов.
Показывайте рисунки предметов с труднопроизносимыми звуками, учите его правильно их называть.
В окружении ребенка должна звучать правильная четкая речь.
Давайте малышу прослушивать детские кассеты или компакт-диски со сказками, стихами, песнями в исполнении профессиональных артистов.
Важным моментом в формировании речи ребенка является способность различать звуки, которая формируется сравнительно медленно. На втором году жизни дети не различают слова «бак» и «мак». Детям бывает трудно различить сходные по звучанию звуки: п-б, б-н, с-з, м-н.

Как же греют сердца родителей первые слова любимых деток! Им так много слов нужно узнать, повторить, а потом правильно воспроизвести, что без нашей помощи просто не обойтись. Специалисты рекомендуют начинать разговаривать с малышом, распевать ему песни, читать сказки ещё на третьем триместре беременности (так он скорее привыкнет к вашему голосу и после его рождения он вас быстро узнаёт) и не прекращать после его появления на свет.

Первые «лепетные» слова начинает малыш произносить примерно в 5–6 месяцев «тя-тя, бу-бу, па-па, ба-ба, ма-ма». Многие считают что это слова, но, на самом деле, всего лишь звуки, которые малыш пытается повторить за нами. Осознанное «мама, папа» и т. д . ребёнок произносит ближе к году. А к его двухлетию он уж знает определённое количество слов, которого достаточно для изъяснения со взрослыми.

Особенности развития речи у детей в 2–3 года

Задачи развития речи в 2 года

Определённо скажем, что чётких нормативов нет, каждый малыш индивидуален. Ваш ребёнок может (НЕ ДОЛЖЕН!!!) к двум годам достичь определённых навыков в речи, и это:

  • В словарном запасе использовать около 300 слов.
  • Общаясь употреблять интонацию.
  • Составлять предложения из 2–3 слов.
  • Употреблять при общении союзы, местоимения и предлоги.
  • При общении применять мимику и жесты.

И всё же, если ваш малыш не начал разговаривать к двум годам, то первоначально желательно установить причину задержки развития речи.

Основные причины задержки развития речи у детей

  • Наследственность. Возможно, в семье есть родные, у которых период «говорения» затягивался.
  • Родители уделяют мало внимания ребёнку.
  • Глухота.
  • Заболевания центральной нервной системы.

Что предпринять, если малыш к 2 годам не заговорил?

Как развивать речь у детей 2–3 лет?

Занимайтесь с малышом над чётким и ясным произношением слов и звуков, при этом голос должен быть спокойным. Нельзя повторять за ребёнком неправильное произношение слов, чтобы оно не закрепилось. Помогайте ему накапливать словарный запас при помощи чтения сказок, стихотворений, песен. Для всестороннего развития малышу необходимо хорошо понимать и разбираться в цветах, размерах, фигурах и количествах предметов. Лучше всего эти знания закрепятся в игровой форме: занятия с пирамидками, разноцветным конструктором, различных размеров кубики и фигуры геометрических форм. Играя, вместе со взрослым, малыш постепенно запоминает качества предметов и развивает мелкую моторику.

Для расширения словарного запаса очень полезно вместе с малышом детально разбирать картинки, останавливая своё внимание на конкретных действиях персонажей, изображённых на них. Рассматривайте и рассказывайте ребёнку о бытовых предметах, например, «шкаф - хранят штанишки, юбочки».

Чтобы освоить связную речь, помогайте правильному суждению: трава зелёная и листик зелёный. Обязательно необходимо обращать внимание на произношение слов. Получается у ребёнка ещё мало , но нужно его поправлять и стараться правильно ставить звуки и произносить слова.

Занятия для речевого развития детей 2–3 лет

Как улучшить развитие речи детей 2–3 лет

Необходимо чаще общаться с ребёнком, при этом произносить речь чётко, спокойно и короткими, понятными предложениями. Стимулируйте его к разговору: задавайте вопросы и спрашивайте его мнение. Важно чётко проговаривать свои действия: «Беру книгу, сажусь читать». На улице заострять внимание на всяких деталях, давая им характеристики, это поможет значительно пополнить словарный запас карапуза.

Очень часто малыши глотают звуки, для устранения этого речевого недостатка, нужно заниматься с ними. Звук «а» ребёнок научится произносить, если ему продемонстрировать, как плачет ляля: «ааааааа». При этом он тоже должен показать вам, как же плачет ляля? Для отработки названий предметов с труднопроизносимыми звуками, показывайте малышу картинки с изображением этих предметов и проговаривайте их название медленно и чётко, повторяя несколько раз. Ещё одно хорошее занятие для отработки звуков: поставьте перед малышом игрушки разных животных и подходите к ним знакомиться, только разговор должен быть на их языке.

Чтобы научить ребёнка правильно формулировать и высказывать сложные предложения, нужно заниматься над его правильным дыханием и развивать артикуляционный аппарат (здесь большую пользу принесут скороговорки). Речевому развитию детей хорошо способствуют стишки со считалками, а также загадки, которые нужно загадать, а потом вместе с малышом отгадать. Загадки хорошо развивают воображение, творческое мышление и дети становятся более наблюдательными. Такие занятия позволят ребёнку запомнить несколько загадок и применять их в игре с детьми.

Малыш будет воспринимать информацию , услышанную на слух, а не только наглядную (по картинкам), если с ним заниматься над расширением речевого навыка:

Помните, если малыша в 2 года не разговаривает , то не стоит паниковать. Обязательно нужно обследоваться у специалистов, если ребёнок в 3 года совсем молчит. Любите своих детей, проводите с ними занятия, развивайте память, мышление и речь, а современные методики вам в этом помогут. Удачи.

Речь необходима для полноценной жизни ребенка. Начинать ее развивать важно с младенчества, помогая крохе познавать многообразие родного языка.

О чем нужно подумать заранее

Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.

Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей .
Заблуждение считать, что он “разговорится”. Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.

Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.

Выделим 4 этапа обучения:

1 возрастной период: от рождения до полугода

3 возрастной период: 1-1,5 года

В этот период малыш пытается сначала произносить слова-заменители, затем усваивает правильную форму. Полезно называть все, что видите, не поддаваясь искушению сюсюкать.

Тут помогут несложные фразы. Новые для чада слова обязательно закрепляйте , постепенно расширяя лексикон.

Например : кубик – кубик красный – кубик квадратный – кубик лежит – кубик падает на пол и стучит. Лучше всего проводить обучение в игровой форме.

4 возрастной период: 1,5-3 года

Если малыш упорно не желает разговаривать, это может быть показателем проблемы с речью и развитием. Словарный запас (активный и пассивный) тут доходит до 200 единиц.

Однако эти слова чадо искажает, шепелявит, переставляет звуки в словах.

Причина – в неумении пользоваться речевым аппаратом .

Для минимизации этого важно

Начинайте развивать через игры мелкую моторику у ребенка и спрячьте подальше пустышку
  • не пользоваться пустышкой, которая создает затруднения с артикуляцией;
  • чтение малышу улучшает его произношение;
  • развивать мелкую моторику. В этом помогут пазлы, мозаика, застегивание пуговиц, рисование, удержание ручки и ложки. Разрешайте крохе рисовать мукой, переливать воду, откручивать крышечки, лепить из теста.
  • скороговорки в интересной, шутливой форме помогают детям постичь родной язык. Они способствуют устранению большинства дефектов речи. Хорошо сопровождать разучивание картинками, обсуждать смысл произносимого.

10 способов научить ребенка говорить уже к 2-м годам

  1. Повторы . Каждый раз называйте собственные действия, предметы дома и на улице.
  2. Повторение за ребенком . Превращайте в игру повторение слогов, гласных.
  3. Развивайте мелкую моторику . Для игры используйте различные предметы – круглые, шершавые, мягкие, шуршащие, гладкие. Часто ребенок охотно играет не дорогостоящей игрушкой, а баночками, крышечками, лоскутками, коробочками, пуговицами, нанизанными на нитку.
  4. Избегайте объяснения жестами , когда чадо перешагнет порог «годовасия». Научите ребенка простым словам: дай, на, спасибо.
  5. Активно используйте звукоподражание животным.
  6. Общайтесь с говорящими детьми сверстниками малыша и ребятами постарше.
  7. Пойте песни! Намеренно путая слова, провоцируйте детей поправить вас.
  8. Ритмичные и простые стихи – отличное обучение. Неожиданно “забывайте” фразы – дети продолжат их.
  9. Слушайте вопросы малыша внимательно. Этим вы стимулируете его много рассказывать. Поддакивайте и удивленно переспрашивайте.
  10. Чтобы ребенок активно играл, не следует заменять мячи, кубики, машинки, пирамидки электронными игрушками.

8 полезных советов по установлению эмоционального контакта с ребенком

Для успешного обучения необходимо, чтобы малыш при этом не скучал. Тут необходимо помнить такие правила:

  1. Улыбайтесь, пойте, говорите с переменными интонациями, четко и правильно.
  2. Рассказывая ребенку обо всем, делайте паузу – на его ответ.
  3. Целенаправленно рассказывайте малышу про различные предметы.
  4. Учите чадо читать целыми словами. Сначала показывайте карточки с ними, затем вместе читайте, используйте в помощь интерактивные пособия.
  5. Дополняйте слова малыша.
  6. Выберете несколько различных предметов, объединенных одним признаком – цветом, формой, размером. Покажите их и объясните, что у них общего, постепенно расширяя комментарии.
  7. Рассказывайте стихи и пойте песенки, многократно повторяя их. Дайте возможность крохе самому закончить строчки.
  8. Используйте специальные стихи-игры: ладушки-ладушки, гуси-гуси и т.п. Не забывайте считалочки, прибаутки.
Возьмите за правило везде разговаривать с ребенком
  • Говорите с ребенком много и везде – в быту, на прогулке, выполняя гигиенические действия.
  • Знакомьте ребенка с разнообразными звуками.
  • Разрешите малышу играть с мелкими предметами: фасолью, горохом, бусинками, монетками (конечно, под контролем). Их можно перебирать, перекладывать, пересыпать с помощью чашек, баночек, подносов, ложечек, совочков. Играйте с песком.
  • Читайте сказки, рассказики, стишки, пойте песенки.
  • Проводите инсценировки. Для этого пригодятся не только игрушки и самоделки, но и предметы повседневного обихода, продукты.
  • Просите малыша побольше рассказывать, осторожно поправляя его речь.
  • Побуждайте называть предмет, когда малыш тянет к нему ручку, требует его и, не стараясь назвать, мычит. Предложите ему рядом стоящую вещь. Если он отказывается, объясните, что не поняли его.
  • Поощряйте общение малыша с другими детьми – организуйте маленькие праздники, групповые занятия.

Как проводить с малышом занятия по развитию речи

Эти правила подходят фактически любым детишкам.

  1. Становитесь на один уровень с малышом, дабы был визуальный контакт, крошек же вообще надо брать на колени.
  2. Занятия нужно проводить ежедневно, не более четверти часа.
  3. Дошкольникам надобно игровое обучение.
  4. Ежедневно проводите массаж лица малыша и артикуляционную гимнастику с ним. Упражнения по звукопроизношению и скороговоркам стоит распределить по дням.
  5. С детьми до полутора лет говорите громко, утрировано широко открывая рот. С ребятами постарше – обычным голосом, четко произнося звуки.
  6. Не забывайте глаголы. Накапливайте также и признаки предметов.
  7. Читая книжки, обсуждайте их героев.
  8. С двух лет любимой игрой детей становится “что это?”. В нее особенно интересно играть на улице.

Подведем итоги

Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет . Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.

Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.

Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель.

Как научить ребенка подражать мимике взрослого через тренировки мышц лица смотрите в видеоуроке.