Реформы петра 1 и их. Реформа государственного управления Петра I. Социальные реформы — кратко

Откуда берутся святые? Путь верующего от воцерковления до причисления к лику святых в интервью с отцом Владимиром Черпаком, настоятелем Свято-Покровского Подольского храма в Киеве.

- Хотелось бы провести параллели между реализацией в разных традициях...

В христианстве есть понятие усовершенствования личности, которое тождественно «реализации». И второе понятие - воцерковление человека, описывающее процесс вхождения неофита в жизнь христиан, изучения Священного Писания и Преданий, приобретения молитвенных навыков.

- Расскажите, пожалуйста, каких людей причисляют к лику святых? Каким образом происходит канонизация?

Есть люди, которые усовершенствовали себя в сердце и душе, используя евангельские заповеди любить Бога и любить ближнего своего, как самого себя (что означает: не делать ближнему того, чего не хочешь, чтобы тебе делали). Люди, которые идут путём христианства, которые желают унаследовать вечность, прийти к Христу, не попасть в миры ада после Страшного суда, приобретают благодать. Господь даёт им харизматическое дарование по их трудам. Это может быть прозорливость, дар исцеления, дар молитвы или дар обращения неверующих. И эти люди ещё при жизни приобретают почитание среди народа, сохраняющееся после их ухода в иные миры. Верующие приходят на место их погребения, молятся и через некоторое время начинают замечать, что после молитвы мирские дела устраиваются и молитва лучше идёт... И постепенно почитание усопшего растёт.

Затем народ божий начинает доносить до низшего и высшего духовенства, что тот или этот человек был свят. Специально создаётся комиссия при синодах, которая исследует все эти чудотворения или необычные явления, которые были совершены на месте погребения. Также собирают всю негативную информацию об этом человеке. (Хотя нужно отметить, что это скорее свойственно католической церкви.) Комиссия доносит до ведома Священного синода, что собрано житие того или иного человека. И на собрании поместной церкви выносится решение, что данного человека причисляют к лику святых. После этого пишется икона и последний раз служится панихида*. Затем служится молебен уже к святому и благословляется икона.

Что касается мощей, то они, как правило, обретаются: извлекаются из места погребения и выставляются на поклонение верующим. Но так бывает не всегда. Так как последние украинские и русские новомученики погибли в лагерях и были похоронены в братских могилах, было принято решение считать их мощи святыми и оставить их в могилах, на волю Божью. Поэтому у многих новомучеников мощей нет.

Поклонение мощам означает поклонение благодати Божьей, которая была в этом теле, а не поклонение мёртвому телу. Через это тело мы получаем подпитку нашей вере, ибо мы воочию видим, что Господь сделал это тело нетленным за заслуги перед Ним.

- А есть случаи нетленных мощей?

В Киево-Печерской лавре до сих пор почивают нетленные мощи. Несмотря на повальное вскрытие большевиками мощей и надругательство над ними в 30-е годы. Один из примеров: большевики открывали лица у погребённых в лавре святых. (Монахам и священнослужителям перед погребением накрывают лицо специальной тканью - воздухом, так как считается, что мирянам уже не положено их видеть.) Мощи расстрелянного большевиками митрополита Киевского Владимира, который пролежал в монастырском дворе несколько дней, были обретены совсем недавно. И руки, которыми он благословлял своих мучителей перед смертью, так и остались сложенными нетленно. Это последний пример, который я смог вспомнить.

Хотя, нужно отметить, что нетленность мощей не является обязательным условием в православной церкви. Мощи бывают тленные и нетленные. Например, в Греции, на Афоне, считают, что если тело истлело за полтора года - значит, человек угодил Господу, не истлело - грешник. (Но это благочестивое предание и не более.). Затем кости выкапываются, череп кладётся в черепохранилище, подписывается, а кости бросаются в костницу. Так что истлели мощи или нет - это не главное. Главное, чтобы человек угодил Господу. В своих молитвах мы обращаемся к такому человеку, просим, чтобы он помолился за нас о нашем здравии, за наши грехи, чтобы Господь снял их с нас.

- Есть ли люди, которые при жизни причислялись к лику святых?

Официального причисления нет. Но народ Божий почитает при жизни некоторых угодников. Вот у нас в Киеве был настоятель Св. Макариевской церкви отец Георгий Ядлинский, которого люди Божьи считали святым. Церковь пока ещё не канонизировала его, но верующие считают праведником и святым. Один из настоятелей нашего храма - отец Алексий Глаголев, который спасал евреев от Бабьего Яра, - тоже считается святым, но официально он не канонизирован.

- Отец Владимир, разъясните, пожалуйста, значение слов «усовершенствовать себя». Есть специальные практики?

Да, практики есть. Как я уже говорил, есть понятие воцерковления, когда человек начинает изучать Священное Писание, Священное Предание, практику молитвенного правила (он учится постоянно молиться, как написано в Священном Писании, как призывает апостол Павел. Сам Христос говорил: «Бодрствуйте, будьте в молитвенном настроении»). Христианин приучается к молитвенному настроению, к утренней молитве и вечерней. Также есть молитвы на протяжении всего дня, которые могут сочетаться с работой. Утренние и вечерние молитвы дают зарядку от Господа. Если у человека есть склонность к греху, то он в течение дня вспоминает о молитвенных правилах. Есть также общественные молитвы, когда люди молятся вместе в церкви. Такие молитвы имеют особую силу: совместная духовная зарядка.

Они тоже входят в понятие воцерковления. Ещё нужно сказать о людях, которые посвящают себя полностью Господу и молитве, посвящают себя борьбе с привычками и склонностью к греху, которая есть у каждого человека. Мы считаем, что через таинство крещения и миропомазания прощаются грехи и человеку даётся возможность возродиться к новой жизни, но существует некая генетическая (родовая) склонность к греху. Эти люди встают на борьбу со своей плотью. Они хотят её усмирить, умертвить, чтобы жить только духовной жизнью и быть полностью с Господом. Для этого они принимают монашеский постриг. А в христианстве считается, что монах - это молитвенник за весь мир, который не только со своими грехами борется и молится за себя, но и молится за всех людей: и верующих, и неверующих. Он просит, чтобы Господь всех привёл к себе и все могли узреть свет невечерний, как говорится в священных текстах.

Монахи после принятия пострига живут в монастырях. Они постоянно молятся: практикуют общественную молитву, ночную молитву, неусыпный Псалтырь и приводят себя к такому молитвенному настроению, которое сохраняется, что бы они ни делали. Молитва начинает исходить из сердца. Есть ещё понятие «умной молитвы». Возможно, вы видели, что у некоторых христиан есть чётки, они перебирают чётки и творят «умную молитву»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Они стараются привести себя к такому состоянию, когда молитва исходит из сердца, из души. Это и есть «умная молитва».

Пребывая в молитве, люди постепенно приобретают духовное видение. Если мы с вами видим телесным зрением - глазами, то они могут видеть духовные миры. Им могут являться ангелы или Божья Мать, давать наставления, подсказать, как поступить в том или ином деле, давать пророчества. Таких примеров очень много в христианстве: Антонию и Феодосию Печерским являлась Божья Мать, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому. Такие видения также могут быть и у простых искренне верующих людей.

Вы, наверное, слышали о понятии «фаворского света». На Фаворе Господь преобразился перед своими учениками, и сказали они Ему: «Господи, нам так хорошо здесь! Давай останемся здесь и будем жить!» На что Он ответил: «Я лишь приоткрыл вам, что такое свет невечерний, свет божественный». И уже в средние века разразился спор: может ли человек телесным зрением - глазами видеть божественный свет? Церковь пришла к выводу, что да, человек может видеть, если очистил себя и способен видеть.

- Что для монаха является показателем того, что он всё делает правильно?

Как правило, он сам чувствует, и, как правило, начинающего монаха должен вести учитель, духоносный отец. Через исповедь, через покаяние постепенно очищается монах. Духовнику в момент исповеди открывается духовное видение, и он назначает систему усовершенствования: молитвы или поклоны**, или послушание. Человек учится «седлать» себя, не даёт проявляться генетической склонности к греху.

Эти люди - проводники, которые ведут за собой остальных к Христу и вечности.

Глядя на их доброту, любовь, сострадание, многие обращаются к вере.

В Почаевском монастыре на Волыни на Западной Украине есть и в наше время отшельники. Там было несколько раз явление Божьей Матери.

- Насколько жива в настоящее время традиция исихазма? Ведь ранее существовали отцы-пустынники, которые жили в удалённых местах и занимались практикой...

Мы веруем в то, что написал Иоанн Богослов в Апокалипсисе: мир будет постепенно идти к концу, к Страшному суду. Некоторые из его пророчеств уже можно наблюдать в нашем мире. Сам Христос сказал, что Сын Человеческий, придя на землю, навряд ли обрящет веру на земле. Сейчас происходит упадок веры, упадок умного делания, исихазма. Всё меньше людей идёт в монастыри, и часть из них думает о карьере. Есть, конечно, люди, которые уединяются и посвящают себя «умной молитве». Если бы их не было, то земля давно бы уже разлетелась! Молитвами этих людей держится мир, и есть возможность неверующим людям духовно усовершенствоваться, идти к Христу.

Примеры: в Китаевской пустыни Киево-Печерской лавры жил Феофил. За годы молитв он обрёл дар чудотворения, дар прозорливости и дар молитвы. Был также Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре. Он принимал каждого, вне зависимости от веры, и каждому давал свет и утешение, обещал молиться за каждого. Был старец Серафим Тяпочкин в Белгородской области, приобретший за жизнь дар прозорливости и чудотворения. К нему тянулись люди со всех уголков бывшего Советского Союза.

- Что означает дар молитвы?

Её действенность. Христос сказал, что если 2 или 3 человека соберётся в Его Имя, то о чём попросят, то и будет. Христос подчёркивал, что с верой и молитвой всё возможно!

Но мы, к сожалению, ещё не доросли до такого дара молитвы. Мы молимся, просим, но в своём уме сомневаемся... Или мы молимся, но сами не слышим этой молитвы. Как же нас тогда Господь может услышать? Дар молитвы подразумевает уверенность в молитве и её действенность. Развивать эти навыки нужно постепенно. И не каждый христианин обретает такой дар, но приобретение его возможно каждому.

Духовенство получает в таинстве священства благодатную силу и власть. Эта благодать идёт от Христа. Христос благословил апостолов, а они - других преемников. А апостолы начали рукополагать на реликвии. И, таким образом, рукоположение дошло до наших дней. Духовенство имеет особенный дар молитвы. Возможно, вы слышали, как в народе часто говорят: «Надо сходить к батюшке, пусть помолится». В народе существует благоговейное отношение к священнику и молитве.

- Что означает «умная молитва» и чем она отличается от обычной?

- «Умная молитва» идёт от ума и от сердца. Когда молишься, должна присутствовать определённая поза (стоя или сидя), перебирание чёток, согласование дыхания.

Чисто йогические элементы христианство отодвинуло на задний план. Считается, что каждый человек может достичь усовершенствования и Царства Небесного, если он будет прилагать усилия, а йогическая практика как бы для особых людей. Но элементы «умной молитвы» и умного делания можно сопоставить с йогической практикой. До пришествия Христа в Ветхом Завете тоже можно найти элементы йоги. Например: Иона пробыл трое суток в чреве китовом и потом был выброшен живым. Есть записи в житиях Киево-Печерских святых о преодолении за короткий срок огромных расстояний. Можно относиться к подобным историям, как к благочестивым легендам, но тем не менее похожих очень много и в Тибете, и в Индии. Но христианство на этом не акцентирует внимания. Рекомендует следовать Священному Писанию, держаться евангельских заповедей, любить Бога и ближнего своего и воцерковлять свою жизнь: через общественную молитву, исповедь, причастие. Сила причастия такова, что даже если причащается великий грешник, то постепенно у него расшатывается корень греха и человек грех побеждает. Так считает святой Иоанн Златоуст.

* Панихида - молитва - прошение об упокоении души в хорошем месте.

** Поклон - система физических упражнений в христианстве, сопряжена с молитвой. «Господи, помилуй меня», затем делается поклон или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» - поклон. Поклоны делаются поясные или земные - на усмотрение духовника. Если он видит, что монах никак не может плоть свою усмирить, отойти от обжорства или пьянства, а взялся за монашеское делание, то назначает сто земных поклонов в день с молитвой Иисусовой. И монах должен выполнять. Если он не будет этого делать, то нарушит баланс и будет грязнуть больше и больше. Обычно духовники очень сострадательны, они знают, что человек немощен, а плоть ещё немощней. (Примечания о. Владимира)

Северная война со Швецией требовала металл и порох для пушек, сукно и щелк для мундиров, лес и парусину для флота. Это побуждало Петра вплотную заняться промышленностью и торговлей, хотя его заботы об экономическом развитии России и ликвидации ее технической отсталости были обусловлены не только военными нуждами.

В экономике России первой четверти XVIIIв. произошел скачок, равный по своему значению и по своим последствиям сталинской индустриализации 30-х годов. Особенностью этого экономического подъема было усиление роли государства во всех сферах хозяйства. Если в XVIIв. в России насчитывалось лишь 30 мануфактур, то к концу царствования Петра их было около 100. Появились целые отрасли промышленности — горнодобывающая, металлургическая, текстильная. Если в XVIIв. Россия закупала металл у Швеции, то к концу правления Петра она его экспортировала. А в середине XVIIIв. наша страна вышла на первое место в мире по производству металла обогнав даже Англию.

По указу Петра I началась разработка полезных ископаемых. В короткий срок на Урале был создан целый металлургический комплекс, построены Невьянский, Алапатъевский, Нижнетагильский, Уктусский заводы.

В петровские времена были построены металлургические заводы в Липецке и Петрозаводске, а оружейные — в Туле и Сестрорецке. В далеком Нерчинске был построен сереброплавильный завод.

Все заводы строились за счет государственного бюджета, так как у российских купцов и предпринимателей не было необходимых капиталов. В петровской России не было свободы предпринимательства. Все развитие промышленности регулировало и контролировало государство, государственные органы: берг-коллегия и мануфактур-коллегия. Они выдавали разрешение на строительство промышленных предприятий, они устанавливали цены на их продукцию. Они осуществляли судебную и административную власть над предпринимателями и работными людьми, т.е. главную и ведущую роль в становлении и развитии русской промышленности играли не предприниматели, а чиновники-бюрократы.

В петровскую эпоху появилось много мануфактур, производивших сукно, парусное полотно, марлю, канат, шляпы — все необходимое для армии и флота. Для развития текстильной промышленности требовались шерсть, лен, конопля. Указ Петра 1715г. предписывал разводить коноплю и лен во всех губерниях, а в старых льноводческих районах вдвое расширить посевные площади под них. Петр I заботился о развитии овцеводства, об улучшении пород овец, так как для армии нужны были полушубки. Особенно заметно ускорилось развитие овцеводства на Украине, где создавались крупные овцеводческие хозяйства с вывезенными из Испании и Саксонии породистыми овцами. По указам Петра стали создавать конезаводы, так как кавалерии необходимы были лошади. Петр заботился об охране лесов, особенно корабельных, необходимых флоту.

Труд на заводах и мануфактурах был преимущественно крепостной, так как вольнонаемных людей не хватало. Указ Петра 1721г. разрешал хозяевам целыми селами покупать крепостных крестьян. Указ узаконивал крепо- стной труд в промышленности и останавливал начавшийся было процесс формирования российской буржуазии.

Дальнейшему развитию внутренней торговли способствовало сооружение каналов: Вышневолоцкого, Марианской системы и других. С завоеванием выхода в Балтийское море расширилась и внешняя торговля. Но развитию свободной торговли мешала государственная монополия на табак, хлеб, соль, лес, лен, кожи и т.д. Государственная монополия была прибыльна для казны, но разорительна для народа. Так, введение монополии на соль увеличило цены на нее вдвое, а на табак — в 8 раз.

Подобно предпринимателям, русские купцы тоже страдали от государственного регулирования и контроля. Правительство Петра I принуждало их к созданию компаний, к переселению в строящийся Петербург. Купцам указывали, каким товаром в каком порту можно торговать, по каким ценам продавать товар государству и т.д.

Итак, хозяйственные преобразования Петра I, несмотря на то, что они проводились на крепостнической основе, дали больной толчок для развития производительных сил. В итоге их Россия стала сильным европейским государством, во многом преодолела технико-экономическую отсталость.

Административные реформы

Старая система управления Россией через Боярскую думу и приказы не соответствовала новым задачам. Она не обеспечивала армию продовольствием и вооружением, не собирала в полном объеме налоги с населения. Приказы часто дублировали друг друга, создавали неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Старая система управления уездами из центра не обеспечила эффективной борьбы с бегством крестьян, не смогла предотвратить Булавинское и Астраханское восстания.

Первым шагом в реорганизации системы управления страной стала перестройка органов власти на местах. В 1708г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская. Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы. В их руках сосредотачивалась вся исполнительная и судебная власть. Губернатор являлся и главнокомандующим расположенных на вверенной ему территории войск. Губернии делились на 50 провинций, а провинции — на уезды. Во главе уездов и провинций стояли воеводы. Реформа местного управления отвечала потребностям укрепления самодержавия и способствовала дальнейшему росту и усилению бюрократии.

Вслед за местным было реформировано и центральное управление. В 1711г. указом Петра был создан Сенат — высшее правительственное учреждение, заменившее Боярскую думу. Боярская дума была многочисленным, гро- моздким органом. В конце XVIIв. ее состав доходил до 120 человек, хотя фактически в работе участвовало 1/3 или даже 1/6 часть думцев. В состав думы попадали самые аристократические бояре.

Состав Сената ограничивался 9 членами, их назначал царь. При этом учитывалось не знатное, аристократическое происхождение, а исключительно деловые качества претендентов и их личная преданность Петру. Член Сената был должностным лицом и в любое время мог лишиться своего звания. Сенат ведал правосудием, казной, торговлей, налогами. Он контролировал работу коллегий и губернаторов. Принятие решений Сенатом осуществлялось коллегиально, большинством голосов. При Сенате сразу же была создана канцелярия с многочисленными отделами-конторами, что свидетельствовало об усилении бюрократических методов управления.

Одновременно с организацией Сената в стране вводился институт фискалов (фискал — доносчик, наушник, шпион). Их обязанность состояла в негласном надзоре за деятельностью правительственных учреждений.

Фискалы контролировали государственные расходы и доходы, работу судебных органов. Они обязаны были доносить обо всех случаях нарушения законов государственными чиновниками. Предупреждение преступности в их обязанности не входило. Во всех слоях населения фискалы пользовались далеко не лестной репутацией.

В 1717-1722гг. на смену старым приказам пришли коллегии. В отличие от приказов в них установился коллективный, совместный принцип рассмотрения и решения всех вопросов.

Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. В присутствие входил президент коллегии, вице-президент, 4 советника и 4 асессора. Канцелярии никаких вопросов не решали. Там работали писцы, они переписывали документы. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления в масштабах всей страны. В основе коллегиальной системы лежала высокая степень централизации управления.

Сначала было создано 9 коллегий. Военная коллегия во главе с А.Д.Меньшиковым ведала всеми вопросами, касающимися армии: ее фор- мированием, обучением, снабжением, обмундированием, вооружением и т.д.

Адмиралтейская коллегия во главе с Ф.М. Апраксиным таким же образом решала все вопросы, связанные с флотом. Коллегия иностранных дел заменила Посольский приказ. Финансовые вопросы решали 3 коллегии: камер- коллегия штатс-контор-коллегия и ревизион-коллегия. Коммерц-коллегия ведала торговлей, легкой промышленностью – мануфактур-коллегия, а горной и металлургической — берг-коллегия. Позже были созданы еще 3 коллегии: вотчинная, Синод (Духовная коллегия) и юстиц-коллегия. Петр I ввел паспортную систему и полицейскую охрану.

В итоге административных преобразований Петра в России было закончено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация.

Церковная реформа

Петр I упразднил патриаршество (учредил его в 1589г. Б. Годунов) и полностью подчинил церковь государству. Патриарх в России обладал исключительно большим авторитетом и был во многом независим от царя. Петр I после смерти патриарха Андриана в 1700г. не допустил избрания ему преемника. Главой церкви объявлялся монарх-император, а управление церковными делами поручалось чиновникам, заседавшим в Духовной коллегии (Синоде). Полная зависимость Синода от государства выражалась не только в получаемом жаловании, но и в принимаемой его членами присяге. На священнослужителей возлагались и полицейские функции: разрешалось пренебрегать тайной исповеди и доносить властям о замышлявшихся против них актах. Все верующие дважды в год обязаны были исповедоваться. Кто не делал этого добровольно, того принуждали: присылали полицейских, возбуждали уголовное дело.

Церковная реформа Петра означала порабощение русской православной церкви самодержавием. Это было грубое подчинение духовной власти светской. В итоге церковной реформы были во многом потеряны духовные ориентиры нации. В ХIXв. появился тип «ищущего» интеллигента, потерявшего веру отцов и пытающегося утолить духовную жажду из зарубежных источников (масонства, кантианства и др.)

Классы и сословия при Петре I

Петр не только сохранил в неприкосновенности крепостной строй, но и существенно укрепил его. Основные классы общества были консолидированы путем слияния отдельных мелких сословных групп. Крестьянство было разделено на 2 группы — крепостных и государственных. К крепостным были причислены холопы. Государственных крестьян правительство обязало платить в казну сверх подушной подати 40 коп. оброка. Это озна- чало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.

Петр I заменил подворную подать подушной, что позволило значительно увеличить налоги. Ответом крестьян на такую политику паря было массовое бегство и восстания, в частности Булавинское и Астраханское.

Посадские люди были разделены на купцов и ремесленников. Купцы были распределены по гильдиям, ремесленники были объединены в цехи. При Петре I были учреждены Главный и городовой магистраты — государственные учреждения, посредством которых купцы и ремесленники были подчинены государству. Больше всех изменений претерпело дворянство. В это сословие были объединены все группы служилых людей: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, дворяне московские, дворяне выборные, дворяне и дети боярские. По указу 1714г. о единонаследии поместья были уравнены с вотчинами. Дворяне были обязаны смолоду поступать на военную службу и служить пожизненно. Петр обязал дворян учиться, неграмотным дворянам запрещено было жениться, Учебные заведения, созданные Петром, напоминали казарму, а учащиеся – рекрутов.

Контингент обучавшихся часто комплектовался принудительно. Нередко молодых дворян направляли учиться за границу, часто под вопли родителей. Зато в награду за хорошую службу дворяне получали земли с крестьянами, новые титулы (баронов и графов), ордена и медали, власть.

Петр упразднил прежние чины, зависевшие в значительной мере от происхождения служилых людей. Изданный им в 1722г. «Табель о рангах» разделял всю массу государственных служащих на 14 рангов, т.е. чинов, по которым должен был двигаться каждый военнослужащий или гражданский чиновник. Теперь на первое место ставилось не аристократическое происхождение, а личные способности, образование и практические навыки человека. «Табель о рангах» открыл для представителей мелкого и среднего дворянства доступ к высшим должностям в государстве, предоставил возможность получать дворянские чины выходцам из других сословий: с получением 8-го ранга по службе они становились потомственными дворянами. В итоге к концу Северной войны каждый пятый офицер петровской армии был не дворянин по происхождению.

Итогом социальной политики Петра стало усиление влияния государства, грубо подчинявшего себе естественные социально-классовые процессы.

Оценка личности и деятельности Петра.

И личность, и деятельность Петра встречали как у современников, так и у потомков его противоречивые и прямо противоположные оценки. Одни из современников, кто близко знал Петра и работал с ним, до небес восхваляли его, называя «земным богом». Другие, кто не знал Петра лично, но чув- ствовал тяготы, взваленные им на народ, считали его «мироедом» или самозванцем, которым немцы подменили настоящего царя во время его заграничного путешествия. Раскольники считали Петра антихристом.

В XIХв. «западники» пели Петру восторженную хвалу, а «славянофилы» порицали его за искажение русских самобытных начал и порчу национального характера святой Руси. По мнению «славянофила» К.С. Аксакова, Россия при Петре I странно и насильственно покидает родную дорогу и примыкает к западной. А историк М.С. Соловьев, «западник», утверждал, что петровские преобразования были закономерны и естественно вытекали из исторического развития России. Кто же прав?

Действительно, Петр I посвятил всю свою жизнь служению государству и народу российскому. Он служил солдатом и генералом, матросом и адмиралом, корабельным плотником и законодателем. Он руководил развитием промышленности, входя в организационные и технические подробности производства. Служа сам, Петр требовал от всех подчиненных добросовестного и усердного служения Российскому государству.

В государственном управлении он стремился ввести и укрепить принцип законности. Петр ввел форму присяги «на верность государю и всему государству» и постоянно внушал своим чиновникам необходимость соблюдения законов и заботы об интересах государства. Он жестоко наказывал за взятки, казнокрадство и служебные злоупотребления, вплоть до смертной казни таких высоких чиновников, как сибирский губернатор князь Гагарин и обер-фискал Нестеров.

Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от своего народа, но велики были и его достижения. Он открыл России морские пути для сношений с другими народами и ввел ее в число европейских стран. Созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой. Он создал далекий от совершенства, но все же более пригодный аппарат государственного управления, чем была устаревшая, сложная и запутанная система приказов. Созданием горно- металлургической промышленности он превратил Россию в экономически независимую страну. Он заложил основы светской русской культуры, которая дала обильные плоды в XIXв.

Но преобразования Петра имели и негативные стороны. Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, мало продуманный и потому во многом поверхностный характер. Она оторвала дворянство и чиновничество от народной массы, разрушила то религиозно-моральное и общественно-бытовое единство народа, которое существовало в допетровской Руси. Созданный Петром громоздкий бюрократический аппарат способствовал упрочению и консервации феодально-крепостнических отношений. Цена петровских преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков. Ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы.

1. Предпосылки реформ:

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия 17-го века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств запада и востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. выделялись промысловые и земледельческие районы. развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине xvii века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм . Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Ла их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам скоттам! " 17-й век был временем, когда Россия установил постоянное общение с западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра .

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений.


Реформа, как она была исполнена петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

2. Реформы Петра 1

2.1 Военная реформа

В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В россии создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были воинский 1716 г. и морской уставы 1720 г., в разработке которых участвовал Петр 1-й.

Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале 18-го в. впервые в истории России на дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.

2.2 Реформы органов власти и управления

В первой четверти xviii в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр 1-й начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

2.3 Реформа сословного устройства русского общества

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности

2.4 Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан и Петр 1-й запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "святейший правительствующий синод", или духовная коллегия, также подчинявшаяся сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра 1-го вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти.

Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди.

Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

2.5 Реформы в области культуры и быта

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

Петр 1-й в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "ведомости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии , а также в военной области.

С этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром 1-ым кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. академии наук в Петербурге.

С первой четверти 18-го в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти 18-го в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр 1-ый учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти 18-го в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании , презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

2.6 Экономическая реформа

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой четверти 18-го в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика.

Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первой четверти века в России действовало более 100 мануфактур) в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства направленной на поощрение развития экономики страны, в первую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по отдельным районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешней торговли.

Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., вдвое превышал ввоз.

Интересы развития промышленности и торговли, без которых крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко второй-мелкое купечество и ремесленники. правом выбора в городские учреждения пользовалось только "регулярное" население.

3. Последствия реформ Петра 1-го

В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в 17-ом веке, переросли в первой четверти xviii века в качественный скачок. средневековая московская Русь превратилась в российскую империю.

В ее экономике , уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петра великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны.

Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства.

Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.

Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".

Заключение

Преобразования первой четверти 18 в. позволили России сделать определенный шаг вперед. Страна получила выход к балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство.

Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных процессов, превращая россию в страну догоняющего развития.

Своеобразие состоит и в том, что догоняющие в своей основе насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется вновь. циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути России. Так и формируется - как отклонение от обычного исторического порядка - особый путь России.

Таковы были несомненные успехи России в первой четверти 18 в.

Реформы Петра I

Реформы Петра I - преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I . Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: -1715 годы и - .

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны . Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор , которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В -1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий - предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел - заменила Посольский приказ , то есть ведала внешней политикой.
  • Военная коллегия (Воинская) - комплектование, вооружение , снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот .
  • Вотчинная коллегия - заменила Поместный приказ , то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году .
  • Камер-коллегия - сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия - горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).
  • Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).
  • Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.
  • Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод - управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха . Основан(а) в 1721 году . В состав этой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор - гражданский чиновник , назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
  • Малороссийская коллегия - осуществляла контроль за действия гетмана , которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом . Коллегия возглавлялась царским офицером .

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция : Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия . Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Контроль над деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов , которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал , назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.).

В 1719-1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал , назначаемый государем, его помощником - обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Рядовые стрельцы в 1674 году. Литография из книги XIX в.

Реформы армии и флота

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I . Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне -1721 годов . Готовясь к войне со Швецией , Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских . В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута . Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Рядовой армейского пех. полка в 1720-32 гг. Литография из книги XIX в.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия . В 1716 году был издан Воинский Устав , строго определявший службу, права и обязанности военных. - В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа

Вероисповедная политика

Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы , отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре . «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере . Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).

Финансовая реформа

Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политику протекционизма , заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до , в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры .

Реформа самодержавия

До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.

Сословная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России . В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Основные вехи:

  1. Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.
  2. Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
  3. Указ о единонаследии 1714 года : землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины , тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов .
  4. «Табель о рангах » () года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян . Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян - лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные - они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца . Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян , а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился) . В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными . Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам . Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных . Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Городское население

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны . Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост. Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря .

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета , появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков .

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696-1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Пётр I в 1709 году. Рисунок середины XIX века.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Реформы Петра І: новая страница в развитии Российской империи.

Петра І можно с уверенностью назвать одним из величайших российских императоров, ведь именно он начал необходимую для страны реорганизацию всех сфер общества, армии и экономики, что сыграло немало важную роль в развитии империи.
Данная тема достаточно обширная, но мы поговорим о реформах Петра І кратко.
Императором было проведено ряд важных на то время реформ, о которых следует поговорить более подробно. И так какие же реформы Петра І изменили империю:
Областная реформа
Судебная реформа
Военная реформа
Церковная реформа
Финансовая реформа
А теперь необходимо поговорить о каждой из реформ Петра І более отдельно.

Областная реформа

В 1708 году уряд Петра І разделил всю империю на восемь больших губерний, которыми стали руководить губернаторы. Губернии в свою очередь делились на пятьдесят провинций.
Данная реформа была проведена для того, чтобы укрепить вертикали имперской власти, а также для того, чтобы улучшить обеспечение российской армии.

Судебная реформа

Верховный суд представлял собой Сенат, а также Юстиц-коллегия. В провинциях еще существовали апелляционные суды. Однако главная реформа в том, что теперь суд был полностью отделен от администрации.

Военная реформа

Данной реформе император уделил особое внимание, так как понимал, что армия новейшего образца – это то, без чего Российская империя не сможет стать сильнейшей в Европе.
Первое чтобы было сделано, это реорганизовано полковое устройство российской армии по европейскому образцу. В 1699 году был произведен массовый рекрутский набор, после чего последовали учения новой армии по всем стандартам сильнейших армий европейских государств.
Перт І начал решительное обучение российских офицеров. Если в начале восемнадцатого века на офицерских чинах империи стояли иностранные специалисты, то уже после реформ их место стали занимать отечественные офицеры.
Не менее важным было открытие первой Морской академии в 1715 году, что в дальнейшем дало России могущественный флот, а ведь до этого момента его не было. Спустя один год императором был издан Воинский устав, который регламентировал обязанности и права солдат.
В итоге, кроме нового мощного флота, состоявшего из линейных кораблей, Россия получила и новую регулярную армию, не уступающую армиям европейских государств.

Церковная реформа

Довольно серьезные изменения произошли и в церковной жизни Российской империи. Если раньше церковь была автономной единицей, то после реформ подчинялась императору.
Первые реформы начались еще в 1701 году, но окончательно церковь попала под контроль государства только в 1721 году после выхода документа под названием «Духовный регламент». Данный документ также говорил, что во время боевых действий ради нужд государства можно изъять церковное имущество.
Секуляризация церковных земель началась, но только частичная, а завершила этот процесс только императрица Екатерина ІІ.

Финансовая реформа

Войны, начатые императором Петром І, требовали огромных средств, которых на тот момент в России не было, и чтобы их найти, император начал реформировать финансовую систему государства.
Сначала был возложен налог на кабаки, где продавали огромное количество самогона. Кроме этого начались чеканиться более легкие монеты, что означало порчу монеты.
В 1704 году основной валютой стала копейка, а не деньга как это было прежде.
Если раньше налогом облаживались дворы, то после реформ налогами облаживалась уже каждая душа – то есть, каждый житель Российской империи мужского пола. Такие слои как духовенство, дворянство и, конечно же, казаки освобождались от уплаты подушной подати.
Финансовую реформу можно вполне назвать успешной, так как она значительно увеличила размер императорской казны. С 1710 года по 1725 год размер доходов вырос в целых три раза, что значит об довольно больших успехах.

Реформы в промышленности и торговле

Потребности новой армии существенно возросли, из-за чего император был вынужден начать активное строительство мануфактур. Из-за границы император привлекал к реформированию промышленности квалифицированных специалистов.
В 1705 году в России начал действовать первый сереброплавильный завод. В 1723 году начал работать железоделательный завод на Урале. Кстати именно на его месте сейчас стоит город Екатеринбург.
После постройки Петербурга, тот стал и торговой столицей империи.

Реформа образования

Император понимал, что Россия должны была стать образованным государством, и уделил этому особое внимание.
С 1701 по 1821 годы было открыто большое количество школ: математическая, инженерная, артиллерийская, медицинская, навигационная. В Петербурге была открыта первая морская академия. Первая гимназия была открыта уже в 1705 году.
В каждой губернии император построил по две полностью бесплатные школы, где дети могли получить начальное, обязательное образование.
Вот такими были реформы Петра І и вот так они повлияли на развитие Российской империи. Многие реформы сейчас считаются не совсем удачным, но нельзя отрицать того факт, что после их проведения, Россия сделала большой шаг вперед.