Рейтинг стихов. г. Бийск. Павел Явецкий

В одном из отделений
Больницы городской
Всегда среди недели
За утренней зарёй

Приходит час обхода
Профессором своих
В палатах заключённых
Беспомощных больных.

Профессор – их надежда,
Луч света в темноте,
Бездонный кладезь знаний,
Всегда на высоте!

Ему больные верят,
Его боготворят,
Пред ним медсёстры млеют,
Интерны семенят.

По средам спозаранок
Намыт аж трижды пол!
От стресса санитарок
Спасает валидол…

Они прекрасно помнят,
Как ревностно блюдёт
Профессор блеск в палатах
И как, чуть что, орёт.

Как перед бурей тихо
На отделенье том –
Все ждут его прихода,
Как ветра жарким днём.

Начищены палаты,
Проветрено давно.
В наглаженных халатах,
Как будто в кимоно,

Стоят по струнке сёстры,
Порядок стерегут.
Такого даже звёздам
Приёма не дадут!

Издалека донёсся
Тревоги полный стук.
То по полу метался
Дежурного каблук.

Дежурный врач прокрался
На трижды мытый пол,
Немного отдышался
И вышел в главный холл.

Сюда через минуту
Прибудет весь бомонд –
Врачи и их интерны
И главный мастодонт!

Вот, выдалась минутка
Ещё раз повторить
Всё то, о чём без шуток
Придётся доложить.

Про каждого больного
Дежурный должен знать
Диагноз, план леченья;
И как больных всех звать!

«Идут!» - вдруг грянул шёпот.
Ровняйся! По местам!
Жаль нету здесь окопа…
Эх, спрятался бы там…

Под белизной халата
Коленей дрожь видна,
Как будто ждёт распятье
«Дежурного Христа»…

Пред тем, как встретить босса
Давайте разберём
Тех, кто за ним плетётся,
Как скот за пастухом.

В структуре отделенья
У каждого свой вес.
В цепи по росту звенья
Расставил политес.

Кто старше, тот главнее!
Интерны – малыши.
Из них, кто поумнее
Пред старшим мельтешит.

На следующей ступени
Дежурные стоят –
Рабочие лошадки,
Коль не едят, то спят.

Ступенью целой выше
Дежурные врачи,
Что степенью учёной
Кичатся… Ловкачи!

Над ними ординатор
Главенствует пока
Не явится профессор –
Вершина айсберга!

Всего две-три ступеньки,
Но каждая, как дом!
По ним нельзя без сменки,
Тем более бегом!

Вот и профессор лично
На каждой побывав,
Считает неприличным
Ступеньки пропускать.

За годы понабравшись
Учёных степеней,
Лбом дров пообломавши,
Лишь так он стал мудрей.

Умнейший из мудрейших,
Профессор он не зря!
Он в курсе всех новейших
Метод лечения.

Среди коллег светило
Отыщется легко.
Его от всюду видно
Для глаз учеников.

Дрожащий в главном холле
Простой врач-дежурант,
Увидит лично вскоре
Умнейший экспонат –

Уже по отделенью
Все доктора идут.
По щучьему веленью
Вот-вот и будут тут!

И в это-то мгновенье,
Врач-дежурант обмяк!
Он вспомнил, что на темя
Не натянул колпак!

В чём ужас нарушенья
Поймём мы лишь тогда,
Когда весь прайд увидим,
А с ними и вождя.

Все в беленьких халатах,
У всех по колпаку.
Недостаёт плаката,
Мол, это «Клан-Клукс-Ку»!

Сгрудились над беднягой,
Ой, будут линчевать!
Не надо быть растяпой,
Коль вышел отвечать!

Профессора на счастье
Отвлечь вдруг удалось,
Чтоб не сослал в медбратья
С ярмом «простоволос»!

И в это-то мгновенье,
Спасли врача друзья
(Второй свой день рождения
Отметит опосля).

Нашли ему шапчонку,
Но мятую слегка.
Дежурного мальчонку
Она уберегла

От праведного гнева,
От порки показной,
Но всё же взгляд от шефа
Скользнул по шапке той.

У Вас колпак не глажен,
Негоже так ходить!
Считаю очень важным
Врачу за сим следить!

Трясущийся от страха
Простой врач-дежурант
Склонился, как на плаху
Виновный арестант.

Лишь скромный взгляд свой поднял,
Щенячий, жалкий взгляд
И обомлел, как понял,
Что он к ногтю прижат.

Коль мы его глазами
Осмотримся вокруг,
Узрим над головами
Врачей тех полукруг.

Божественным свеченьем
Профессорский колпак
Всех ближних освещает,
Гоня бездумья мрак.

Ни разу врач не видел
Такого колпака.
То был всех шапок лидер,
Он был до потолка!

Колом рос из макушки
Профессора колпак.
Наглаженной верхушкой
Остёр был, как тесак!

С боков заштукатурен
Крахмалом до того,
Что был как мрамор прочен,
Не сбить и молотком!

Сияет белостенный
Фонарный столб-колпак,
Всем докторам сияет,
Как кораблям маяк!

Он гордо восседает
На лысой голове,
И кажется, что знает
Побольше, чем мы все!..

Когда же врач очнулся
От шарма колпака,
То понял, что не стоит
Бояться старика!

Под головным убором
Профессор скрыл от всех,
Что хромосом набором
С ним схож и дровосек!

Как схожи миллиарды
Людей по всей Земле,
Как с тиграми гепарды
Иль панда и медведь…

И разглядев простого,
Седого мужичка
За гонором большого,
Крутого колпака,

Расправил плечи доктор,
Обвёл улыбкой всех
И, чтоб предмет убогий
Не создавал помех,

Стянул с себя шапчонку
И положил в карман,
А следом снял «корону»
(Зайдя слегка за грань),

С профессорского темя –
Натуру обнажил!
Неслыханно доселе,
Чтоб кто-то так чудил!

Замолкли люди в холле.
Интерны втихаря
Достали телефоны,
Заснять чтоб бунтаря.

Такой метаморфозы
Не видели ещё!
Начав апофеозом
Профессорский обход,

Обескуражил шефа
Простой врач-дежурант.
Без колпака профессор
Совсем и не гигант,

А среднего росточка,
Обычный мужичок -
Петух без хохолочка,
Бесшляпочный грибок!

На доктора профессор
Уставился в упор,
Навис над «Робеспьером»
Карающий топор!

Все шапки поснимали,
«Молясь за упокой»,
Но большинство не знали,
Над чьей скорбеть душой –

То ль доктору младому
Готовить сухари,
Или по пожилому
Лбом биться в алтари?

А если подерутся?!
А вдруг подпрыгнет пульс?!
Мозги вдруг сотрясутся?!
А что, если инсульт?!

Хвала Богам известным,
Неведомым вдвойне,
Велением небесным
Добро ещё в цене!

Пока друг другу в души
Смотрели два врача,
Судьба распорядилась
Умаслить «палача».

Профессор, проморгавшись,
Взглянув по сторонам,
И, чуть поразмышлявши,
Знак подал докторам.

Взамен публичной порки
Дежурному врачу
Профессор руку подал,
Похлопал по плечу.

Так, принятым решеньем,
Врач старший показал,
Как ценно уваженье
К тому, кто «весом» мал!

Обход прошёл спокойно.
Врачи без колпаков
Смогли дышать свободней,
Как будто без оков.

На память о прошедшем
Курьёзе с колпаком
Девиз одобрен новый
Врачебным большинством:

«Мешают предрассудки
Работать докторам.
Колпак не обеспечит
Стерильности рукам!»

Вот так, на отделенье
Больницы городской
Взаимоуваженьем
Сменён колпачный строй!

18 июля 1932 года родился Евгений Евтушенко. Евгений Александрович не только великолепный поэт нашего времени, но также режиссер, сценарист, прозаик, и, даже актер.

Стихи Евтушенко всегда актуальны и злободневны. Его поэзия такая искренняя и такая точная. Сегодня я не хочу описывать жизнь поэта. Сегодня я преследую иные цели: Чуть ближе познакомить вас, дорогие читатели, с творчеством поэта. Предоставить вам возможность, может быть в первый раз, прочитать некоторые стихи Е. Евтушенко.

Несколько любопытных фактов из жизни Евгения Евтушенко все–таки приведу. Евтушенко был женат 4 раза. От первого брака у него детей нет. А вот от остальных – только сыновья. Евтушенко владеет несколькими языками. Он говорит на английском, французском, испанском и итальянском.

В 1976 году Евтушенко впервые встретился с Василием Шукшиным. Стихотворение «Галстук-бабочка», было посвящено этой встрече. Шукшин тогда назвал Евтушенко пижоном. Мол родился в Сибири, а носишь галстук – бабочку. На что поэт ответил: «А твои кирзовые - не пижонство?» И согласился снять бабочку, если тот снимет свои кирзовые сапоги.

В мире существует 10 самых маленьких книг, размером 0,5×0,45 мм. Одна из них - со стихотворением «Волга» Е. Евтушенко.

А теперь вернемся к поэзии. Стихи о любви, занимают значительную часть творчества Евтушенко. В любовной лирике звучит все: и трепетное отношение к любимой, переживания от разобщен­ности «близких душ», неясность чувств…

Одно из моих любимых стихов Евтушенко – «Со мною вот что происходит…» Оно было написано в 1957 году, и звучит в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром». Звучит как песня. Музыка написана Микаэлом Таривердиевым. А само стихотворение было написано за 18 лет до появления любимой картины.

Я, как, наверное, и многие помню эту песню, но в слова, до определенного дня, не вникала. А напрасно. Это стихотворение удивительное, там такие пронзительные слова! Там такая боль и страдание.

Стихотворение « Со мною вот что происходит» было посвящено Белле Ахмадулиной, первой жене Евтушенко. Поэтессе, с певучим голосом.

Удивительно простыми словами поэт говорит, может быть, о главном - разобщенность людей в мире! Это стихотворение монолог, обращенный к любимой. Да что я говорю, у меня все равно не получится. Просто прочитайте внимательно каждую строчку, каждое слово и вы поймете, о чем речь:

«Со мною вот что происходит…»

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.

И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.

Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.

А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.

О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!

Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!

Это то произведение, прочитав которое несколько лет назад, я в себя не могла прийти. Настолько глубоко мне запали эти строки. Кстати, в песне звучит строчка "Во мне уже осатанённость", а в оригинальном тексте ее нет. Вместо неё стоит строчка "Куда от этого я денусь?!"

У Евтушенко, очень много потрясающих стихов, но есть еще одно, которое ставят в один ряд с выдающимися произведениями русской поэзии. Называется «Заклинание». На слова также написана музыка и исполнена песня в фильме «Забытая мелодия для флейты»

Весенней ночью думай обо мне

осенней ночью думай обо мне

Пусть я не там с тобой, а где-то вне,
такой далекий, как в другой стране,-
на длинной и прохладной простыне
покойся, словно в море на спине,
отдавшись мягкой медленной волне,
со мной, как с морем, вся наедине.

Я не хочу, чтоб думала ты днем.
Пусть день перевернет все кверху дном,
окурит дымом и зальет вином,
заставит думать о совсем ином.
О чем захочешь, можешь думать днем,
а ночью - только обо мне одном.

Услышь сквозь паровозные свистки,
сквозь ветер, тучи рвущий на куски,
как надо мне, попавшему в тиски,
чтоб в комнате, где стены так узки,
ты жмурилась от счастья и тоски,
до боли сжав ладонями виски.

Молю тебя - в тишайшей тишине,
или под дождь, шумящий в вышине,
или под снег, мерцающий в окне,
уже во сне и все же не во сне -
весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне.

Позволю представить еще одно стихотворение Евтушенко «Не исчезай». Оно тоже звучит в фильме. Музыку написал Таривердиев, фильм назывался «Идеальная пара».

Не исчезай... Исчезнув из меня,
развоплотясь, ты из себя исчезнешь,
себе самой навеки изменя,
и это будет низшая нечестность.

Не исчезай... Исчезнуть - так легко.
Воскреснуть друг для друга невозможно.
Смерть втягивает слишком глубоко.
Стать мертвым хоть на миг - неосторожно.

Не исчезай... Забудь про третью тень.
В любви есть только двое. Третьих нету.
Чисты мы будем оба в Судный день,
когда нас трубы призовут к ответу.

Не исчезай... Мы искупили грех.
Мы оба неподсудны, невозбранны.
Достойны мы с тобой прощенья тех,
кому невольно причинили раны.

Не исчезай. Исчезнуть можно вмиг,
но как нам после встретиться в столетьях?
Возможен ли на свете твой двойник
и мой двойник? Лишь только в наших детях.

Не исчезай. Дай мне свою ладонь.
На ней написан я - я в это верю.
Тем и страшна последняя любовь,
что это не любовь, а страх потери.

Конечно, я не литературовед. Кто–то говорит о его корявости слога, о художественных особенностях, нарушенных ритмах. Это лично мое эмоциональное восприятие поэзии Евтушенко. Подкупает простота и доступность его стихов. Если вы заинтересуетесь стихами Евтушенко, то без проблем найдете их в интернете, и я думаю, полюбите, как я.

Каким видится Василий Шукшин теперь, спустя 84 года со дня его рождения, спустя 39 лет с тех пор, как умер? Бесспорно, личность своеобразная, выламывающаяся из всех стандартов. Человек, сделавший себя сам, пробившийся сквозь Алтай, тяжелое детство, беспросветность, полуграмотность, круговерть различных и совсем нелегких профессий в московскую элиту, в ряд самых крупных представителей интеллигенции советской страны. Ночевал на скамейке, ходил в кирзовых сапогах, на все имел собственное, особое суждение. Ни на кого демонстративно не был похож. Евгений Евтушенко писал: «Галстук-бабочка на мне, сапоги — на Шукшине. Первое знакомство, мы сейчас схлестнемся». Над ним посмеивались, а когда очнулись — он, не дожив даже до 50, стал чуть ли не прижизненным классиком.

Писатель, сценарист, режиссер, актер…

До сих пор так и непонятно, кем он был больше — писателем, сценаристом, режиссером, актером. Собирался поступать во ВГИК на сценарный, в конце концов оказался на режиссерском (до поступления даже не представлял, что есть такая профессия — режиссер, искренне думал, что, когда ставится спектакль или фильм, артисты сами договариваются, кто что будет делать). А раньше всего оказался востребован именно как актер — Марлен Хуциев, готовившийся в Одессе к съемкам картины «Два Федора», был просто счастлив, увидев молодого Шукшина, — настоящий мужской народный типаж. И вцепился в него крепкой хваткой — ему нужен был именно этот редкий тип, герой-солдат. В дальнейшем Шукшин снимался у своего учителя Сергея Герасимова, у Сергея Бондарчука , Глеба Панфилова. Но актерство актерством, а писательство не отпускало, звало. Василий Макарович упорно сочинял талантливые рассказы, заносил их в толстую тетрадь, а когда дома не было условий, запирался в туалете, клал на колени доску и снова доставал заветную тетрадочку — сочинял. Постепенно его стали печатать все больше и больше. Вслед за журнальными публикациями вышел и первый сборник — «Сельские жители».

Шукшина очень быстро записали в ряд писателей-«деревенщиков». И ошиблись. Деревню он действительно знал хорошо и о жителях этой самой деревни писал много. Но не в этом была его сила. Великая прелесть его писательства заключалась в том, что он умел как никто другой выпукло подать различные ситуации и характеры, проникнутые и горькой слезой, и едким юмором одновременно. А сельские это жители или городские — право, не так важно, да и смешно думать, что в деревне все исключительно хорошие, а в городе — плохие. В лучших его рассказах — «Микроскоп», «Сапожки», «Штрихи к портрету» и других — самыми интересными были люди, своеобразные чудики, над которыми хочешь — смейся, а хочешь — низко им поклонись.

Если бы Шукшин был явным писателем-«деревенщиком», его наотмашь сатирических «Энергичных людей» вряд ли бы поставил ленинградский товстоноговский БДТ, а интеллигентнейший Сергей Юрский вряд ли читал бы рассказы Шукшина с эстрады, да с каким успехом. Простой «деревенщик» вряд ли бы создал такие характеры, как мучительно возвращающийся к праведной жизни уголовник Егор Прокудин из «Калины красной» или мятежный Степан Разин из романа «Я пришел дать вам волю». Шукшин был куда сложнее, он вырывался из образа босоногого мужика, с шумом вдыхающего запах матушки-земли.

Супруги встретились в Крыму

Странно, что человека, родившегося в селе Сростки Алтайского края, столько связывало с далеким Крымом. Но Шукшина — связывало. В Севастополе он служил на флоте, и многие, делившие с ним морскую службу, вспоминали, как читал он им свои первые рассказы. Там, в Севастополе, он был завсегдатаем морской библиотеки, там случился с ним первый сильный приступ язвенной болезни, которая потом периодически всю жизнь скручивала его.

А по дороге в Судак он познакомился с будущей супругой, актрисой Лидией Федосеевой. Они ехали в поезде, потом на автобусе на съемки картины «Какое оно, море?». Не знаю, почувствовали ли они, какое оно, море, но друг к другу потянулись, он дарил ей полевые цветы, и у одного и у другой брак был не первым. Да и романов у Василия Макаровича было предостаточно: и с поэтессой Беллой Ахмадулиной его связывало сильное чувство, хотя людьми они были диаметрально противоположными (он даже снял ее в своем фильме «Живет такой парень»), и с актрисой Нонной Мордюковой. Он уже жил с Федосеевой, а у него родился ребенок от другой женщины. Василий Макарович разрывался на две семьи, а потом все-таки «причалил» к Лидочке.

Жить с Шукшиным было нелегко. Он пил, сильно пил, неделями. Буянил, иногда даже валялся невменяемо пьяный у подъезда. Когда по ТВ в очередной раз показывают знаменитую сцену похмелья Аристарха Кузькина из «Энергичных людей», которую Евгений Лебедев разыгрывает виртуозно, мы смеемся взахлеб, не задумываясь, что это мучительное состояние было знакомо и самому автору. Шукшин обращался к докторам. Те наставляли его на путь истинный. Когда родились дочки, Маша и Оля, вроде немного успокоился. Но характер у Шукшина был нелегкий, крутой. И все же Федосеева как-то это выдерживала, и именно с ней он снял лучшие свои фильмы — «Печки-лавочки» и «Калину красную». На экране это был завораживающий дуэт: он — резкий и взрывной, а она — спокойная, величавая. А ведь Федосеева никогда не была выдающейся актрисой, но именно с Шукшиным отлично «смонтировалась». Дополняли они друг друга хорошо, она его как-то незаметно смягчала.

Тайна, покрытая «инфарктным» газом

Первые его картины — «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди» — особой популярностью не пользовались. Пожалуй, только «Калина красная» всколыхнула зрительские массы не на шутку. Тема раскаявшегося уголовника, самобытная режиссура и яркая органичная актерская игра самого Шукшина, особый, немного кичевый стиль картины (впервые Шукшин снял кино в цвете), какая-то редкая пронзительность — никто не остался равнодушным: ни критики, ни многочисленные зрители.

Но как это часто у нас бывает, чтобы быть всенародно признанным, Василию Шукшину пришлось умереть рано, в 45 лет. Он скончался во время съемок картины Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Творческая группа жила на теплоходе, утром пришли будить Шукшина и обнаружили его в каюте мертвым. Последним его видел живым ночью актер и друг Георгий Бурков . Вроде у Василия Макаровича побаливало сердце, он принял лекарство и спокойно отправился в свою каюту. Но это официальная версия. А была еще и неофициальная, на которую все время намекали тот же Бурков и супруга Шукшина. Якобы утром в каюте рукописи были разбросаны по полу, чувствовался запах «инфарктного» газа…

Бурков, много говоривший намеками, толком так и не высказался и, если и был обладателем какой-то тайны, унес ее с собой в могилу. Нынче по поводу якобы насильственной смерти Шукшина продолжает распространяться Панкратов-Черный. Дескать, Макаровича погубило КГБ: боялось, что он мощно сыграет Степана Разина в будущем фильме и в стране начнется народное восстание против советского строя.

Забавно, однако. Скорее, это судьба-индейка сыграла с Шукшиным злую шутку. Он много лет пробивал идею фильма о Разине, перешел ради этого со студии имени М.Горького на «Мосфильм» (Бондарчук обещал ему всяческую поддержку), и вот когда уже казалось, что мечта невероятно близка к осуществлению и подготовительный процесс шел полным ходом, жизнь закончилась. «Разина» прямо на похоронах Шукшина предложили снимать Элему Климову. Он отказался.

Они любить умеют только мертвых

Жизнь закончилась, а настоящая слава началась. Поднялся подлинный шукшинский бум 70-х годов. Вышел в свет его посмертный красный двухтомник, нарасхват шли его старые и новые сборники рассказов, сценарии, романы. О нем писали научные исследования, защищали диссертации. Ставили многочисленные спектакли по Шукшину, его уходу посвящали стихи лучшие поэты. Фанаты вешали на стенки портреты Василия Макаровича в обрамлении красной калины. Многим Шукшин виделся лакированным приблатненным хлыщом, тем самым, который в «Калине красной» кандибобером выходил из комнаты на фразу «Народ для разврата собран!» Другие, наоборот, объявили его мессией, чуть ли не всенародной совестью, хотя он был обычным человеком, очень талантливым, но не лишенным недостатков. Государство разрешило похоронить Шукшина на самом престижном — Новодевичьем кладбище и наградило его самой почетной Ленинской премией. Те, кто при жизни завидовал резкому и неудобному Василию Макаровичу, кажется, так и прошагавшему жизнь в кирзовых сапогах, недолюбливали его, после смерти пели ему осанну и нескончаемо говорили о его гениальности. «Они любить умеют только мертвых» — это имеет полное отношение к Сергею Есенину , Владимиру Маяковскому ,Александру Вампилову , Владимиру Высоцкому , Василию Шукшину и многим-многим другим.

Вдова Федосеева взяла себе приставку «Шукшина», что не помешало ей впоследствии успешно соединять свою судьбу с другими мужчинами, в числе которых упоминался даже диковатый «нанаец» Бари Алибасов. Дочка Маша то пробует себя в киноактрисах, то проливает горючие слезы в качестве соведущей программы «Жди меня».

А Василия Шукшина никто не ждет, его забыли. Иногда вспоминают по случаю юбилея. Потом забывают снова. Почувствует ли народ когда-нибудь потребность в возвращении шукшинских героев — нелепых, страстных, пронзительных, чудаковатых? Не знаю. Времена сейчас слишком особенные. Калина красная по-прежнему цветет, уголовников меньше не стало, вот только раскаиваться и возвращаться к честной жизни они совсем не торопятся.

СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ

Еще ни холодов, ни льдин. Земля тепла. Красна калина. А в землю лег еще один На Новодевичьем мужчина. "Должно быть, он примет не знал, - Народец праздный суесловит, - Смерть тех из нас всех прежде ловит, Кто понарошку умирал." Коль так, Макарыч, - не спеши, Спусти колки, ослабь зажимы, Пересними, перепиши, Переиграй - останься живым. Но в слезы мужиков вгоняя, Он пулю в животе понес, Припал к земле, как верный пес. А рядом куст калины рос, Калина - красная такая... Смерть самых лучших намечает И дергает по одному. Такой наш брат ушел во тьму!... Не буйствует и не скучает. А был бы "Разин" в этот год. Натура где - Онега, Нарочь? Все печки-лавочки, Макарыч! Такой твой парень не живет. Вот после временной заминки, Рок процедил через губу: "Снять со скуластого табу За то, что видел он в гробу Все панихиды и поминки. Того, с большой душою в теле И с тяжким грузом на горбу, Чтоб не испытывал судьбу, Взять утром тепленьким с постели!" И после непременной бани, Чист перед богом и тверез, Взял да и умер он всерьез, Решительней, чем на экране. В.Высоцкий. 

Информационно-методические «подсказки», посвященные В. М. ШУКШИНУ

Хотя год неюбилейный, но ведь не обязательно всё делать только к юбилейным датам… Можно и для души, если нравится творчество писателя или поэта…
Информационно-методические «подсказки» включают: идеи заголовков, названий книжных выставок, других форм массовых мероприятий, посвященных; высказывания писателя и цитаты о нем и его творчестве; план книжно-иллюстративной выставки, информационный список публикаций о Шукшине, стихи о нем, основные даты жизни и деятельности. Надеемся, что данный материал пригодится библиотекарям в работе.

Основные даты жизни и деятельности

«Во все времена много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамен на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал». (Шукшин В. Вопросы самому себе. – М.: Мол. гвардия, 1981. – С.97.)

1953 – 1954, октябрь – июнь – преподает русский язык , литературу, историю в Сросткинской школе сельской молодежи, одновременно – директор школы.

«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье». (Шукшин В. Вопросы самому себе. – М.: Мол. гвардия, 1981. – С.45.)

1954, июнь – уезжает в Москву, сдает вступительные экзамены во Всероссийский институт кинематографии.

Декабрь – Шукшин удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых за фильм «Ваш сын и брат».

1968 – в издательстве «Советский писатель» вышел сборник «Там, вдали».

1968 – 1969 – В. Шукшин снимает по своему сценарию фильм «Странные люди».

1969 – за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

1971 – за исполнение роли инженера Черных в фильме С. Герасимова «У озера» удостоен Государственной премии СССР.

1972 – вышел фильм В. Шукшина «Печки-лавочки».

1973 – в издательстве «Современник» вышел сборник рассказов «Характеры»

1974, январь – вышел фильм «Калина красная», получивший первую премию на Всесоюзном кинофестивале; в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Беседы при ясной луне».

Конец мая – на Дону начались съёмки фильма С. Бондарчука «Они сражались за Родину, куда В. Шукшин приглашен на роль Петра Лопахина.

Июнь – в издательстве «Советский писатель сдан в набор роман «Я пришел дать вам волю».

Сростки

План книжно-иллюстративной выставки

«Недопетая песня Василия Шукшина»

Общая цитата: «Уходят лучшие, как будто мир им тесен,

Как будто он не в силах их понять,

Уходят лучшие, не спев последних песен,

Осиротив родную землю-мать…»

И. Набиева. «Памяти Шукшина»

1 раздел: «Истина. Правда. Справедливость»: Выбор Василия

Шукшина.

Цитата: «…Жить народной радостью и болью, думать, как думает

народ, потому что народ всегда знает Правду…»

Цитата: «Нам бы душу не забыть.

Нам бы немножко добрее быть…»

2 раздел: «Несу Родину в душе…»: Жизнь и творчество

Цитата: «…всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив

ею, она придает мне силы, когда случается трудно

горько…»

3 раздел: «Один в трёх лицах: Шукшин – писатель, актер,

режиссер»

Цитата: «Не было у нас за последние десятилетия такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу… Читателем и зрителем Василия Шукшина остаётся вся Россия…, его талант – это, прежде всего, голос взыскующей совести». В. Распутин

Цитата: «Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Но все эти дарования принадлежат одному человеку. Наше искусство ещё не знало такого поразительного сочетания». С. Залыгин

Идеи заголовков, названий выставок и форм массовых мероприятий, посвященных

выставка-портрет «Любил он березы босые и красные платья калин…»: Жизнь и творчество Василия Шукшина»

выставка-просмотр «Он позвал нас в даль светлую…»: Василий Шукшин

выставка-путешествие «Шукшин и кино»

выставка-панорама «В. Шукшин в жизни – на фотографиях»

вечер-размышление «Василий Макарович Шукшин – взгляд из ХХI века»

устный журнал «Любил жизнь с болью за живых…»: О

литературно-музыкальная композиция «Калина красная грустит о Шукшине…»

книжная выставка-размышление «Всё отпечатано в душе…»: Жизнь и творчество В. Шукшина

«…Жить народной радостью и болью, думать как думает народ, потому что народ всегда знает Правду».

«Мне вообще хочется, чтобы сельский человек, уйдя из деревни, ничего бы не потерял дорогого, что он обрел от традиционного вос-питания, что он успел понять, что он успел полюбить; не потерял бы любовь к природе».

«Милая моя родина… Трудно понять, но как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство. Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет».

«Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения».

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами – стоит ли отдавать его за некий трескучий, так называемый «городской язык», коим владеют всё те же ловкие люди, что и жить как будто умеют, и насквозь фальшивы. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

«…всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горестно…»

«Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…»

«Нет, литература – это все же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка».

«Разин для меня – вся жизнь».

«Всё время живет желание превратить литературу в спортивные состязания. Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно всё равно – кто смелый, кто сложный, кто «эпопейный»… Есть правда – есть литература…»

Я – сын, я – брат, я – отец…

Сердце мясом приросло к жизни,

Тяжко, больно – уходить.

Не теперь, нет.

Важно прорваться в будущую Россию.

«Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер».

«Сама потребность взяться за перо…лежит в душе растревоженной».

"Мать - самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное - вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра - много всякого, но неизменно, всю жизнь - жалеет"

«И в книгах своих, и в кино я говорил лишь о тех, кого знаю, к кому привязан. Делился, как умел, своими воспоминаниями, своими привязанностями».

«Надо заколачивать свой гвоздь в плаху истории». (Из рабочих записей).

Угнетай себя до гения. (Из рабочих записей).

«Нравственность есть Правда…»

И прекрасна моя родина - Алтай...Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать ее бесполезно, ею и надышаться-то нельзя".

«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…»

"Восславим тех, кто перестал врать"

"Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь"

"Я как пахарь, присаживаюсь к своему столу, закуриваю - начинаю работать. Это прекрасно".

"Я не могу жить в деревне. Но бывать там люблю - сердце обжигает"

"Форма? Форма - она и есть форма: можно отлить золотую шкатулку. Не в форме дело"

"Те, кому я так или иначе помогаю, даже не подозревают, как они-то мне помогают"

"За что человек не жалеет ни сил, ни средств, ни здоровья? За удо-вольствия. Только в молодости он готов за это здоровье отдать, в старости - отдать удовольствия за здоровье"

"Произведения искусства - это когда что-то случилось: в стране, с человеком, в твоей судьбе"

"Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость"

"Критическое отношение к себе - вот что делает человека по-настоящему умным. Также и в искусстве и в литературе: сознаешь свою долю честно - будет толк"

"И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворящая сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови..."

"И прекрасна моя родина - Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам"

"Писатель не должен, не может избегать дней и атмосферы своего детства"

"Не страшна глупость правителя, ибо он всегда божественно глуп, если не знает другой радости, кроме как политиканствовать и ловчить. Страшно, что люди это терпят"

"Те, кто умирает, оставляют после себя свои благодеяния и уносят с собой свои грехи"

"Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была"

"Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, - они работали на будущее"

"Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем"

"Что такое краткость? Пропусти, но пусть это будет и дураку понятно - что пропущено. Пропущенное и понятное понимается и радует".

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О В. М. ШУКШИНЕ

«Шукшин – писатель внешне доступный, а на самом деле очень сложный. Сложный не потому, что он не фотографический бытописатель, а бытописатель исключений. Он берет человека в его закрытой зоне и, рассказывая о нем, достигает необыкновенного эффекта: удивительной жизненности и прелестной непохожести…»

Михаил Ульянов

«Шукшин при всей очевидности один из самых загадочных писателей. Ему удивительно удавалось постигать человеческие души и этим влиять на души наши».

Сергей Залыгин

«Шукшин, в отличие от всех нас, даёт нам образ, обладающий своей собственной, а не нашей логикой, своими, а не нашими понятиями, - в этом заключается его большое художественное открытие».

Сергей Залыгин

«Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он – Шукшин…»

Валентин Распутин

«Не было у нас за последние десятилетия такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу и предлагал ей проверить, что она есть, в каких просторах и далях она заблудилась, какому поддалась соблазну или, напротив, что помогло ей выстоять и остаться в верности и в чистоте. Читателем и зрителем Василия Шукшина остаётся вся Россия, от самых высоких умов до самых падших, его талант – это, прежде всего, голос взыскующей совести».

В. Распутин

«Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Но все эти дарования принадлежат одному человеку. Наше искусство ещё не знало такого поразительного сочетания».

С. Залыгин

«…Пройдут годы, всё так же будут шуметь березы, всё так же будет катить воды Катунь, всё так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел, и на эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину. Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознанно…»

Виктор Астафьев, 1979.

Шукшинские чтения. Гора Пикет

"Шукшин сумел задеть нас за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: "Что с нами происходит? Не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой сблизить людей".

В. Горн, исследователь творчества писателя

"Творчество Василия Шукшина - писателя, режиссера, актера - являет собою пример поразительной цельности, триединства".

Г. Горышин

"Талант его так высок, как небо над Алтаем, могуч, как горы, просторен, как необъятные степи, чист и светел, как родная его Катунь. Только такая земля - неповторимо прекрасная - и могла породить такой уникальный талант, такое диво дивное, как Шукшин".

А. Соболев

"...Внезапный Мир, открывающийся в книгах Шукшина (и в фильмах), внезапен, как самая судьба автора".

Г. Горышин

"Шукшин - закодированный писатель. Затронутые им проблемы, загадки человеческого духа и дают работу нашему уму и сердцу - для самопонимания и самовоскрешения; не устаревают, они вечны".

Г. Горышин

"Есть Россия, Есть поиски Правды, Шукшин"

А. Бобров

"Шукшин, как бы ни была коротка его жизнь в искусстве, помог нам еще раз вглядеться в таинство жизни, в самих себя - и увидеть, понять нечто такое, без чего бы мы были бедней. Он оставил нам свои книги...".

Г. Горышин

"Любил он Родину безмерно

И был ей верен до конца"

"Пикет - наш колокол!

Язык его - Шукшин!"

Г. Рябченко

"Стал Совести постом дозорным,

Пикетом Правды и добра".

В. Баянов

"Здесь, на природном перекрестке,

На стыке судеб и дорог

Стоит село с названьем Сростки -

Алтая горного порог".

Е. Жданов

"Жил так, чтоб чувством повториться в других, взывая к доброте!

В. Тимофеева

"Василий Шукшин был явлением необычным и неповторимым. Надолго останется все, что он сделал в литературе, в кино, в театре".

"Шуршанье шин. И шум вершин.

И слышится: Шишков, Шукшин.

В литературе - это факт:

Алтай как заново открылся.

Шукшин разрезал Чуйский тракт,

Шукшин воспеть его явился".

"Шукшин - большое явление мирового искусства".

Я. Секера

"Как о Рязани пел Есенин,

Так об Алтае пел Шукшин".

Б. Стукачев

"Ведут сегодня на Пикет российские дороги".

в Интернете (обзор интернет-ресурсов)

Год Шукшина на Алтае

Сайт Всероссийского мемориального музея-заповедника (с. Сростки, Бийский район).

Координатор проекта: Российская Литературная Сеть. На сайте можно найти полные тексты произведений.

"Василий Шукшин в Интернете".

На сайте повышенное внимание уделяется электронному собранию сочинений Василия Шукшина. В полной мере (с сохранением оригинального форматирования, комментариями и страничной нумерацией) опубликованы романы Шукшина ("Я пришел дать вам волю"" и "Любавины") и публицистика. В ближайшем будущем на сайте планируются разместить хрестоматийные рассказы. Сайт состоит из разделов: Жизнь в датах основные даты жизни и деятельности; Литература собрание сочинений; Кино актер, режиссер, сценарист; Публикации что писали и пишут о жизни и творчестве Шукшина; Фотоархив фотографии разных лет; Анонсы новых событий и пресс-релизов. Автор и редактор сайта Рустам Габбасов.

Сайт посвящен жизни и творчеству.

Информация о на сайте "Известные персоны России".

на сайте "ЛЮДИ"

на сайте "Актеры советского кино".

Сайт "Василий Макарович Шукшин".

На сайте представлены полные тексты популярных рассказов писателя.

В. Шукшин в библиотеке Мошкова.

В. Шукшин в библиотеке Алексея Снежинского.

В библиотеке Алексея Снежинского можно найти практически все произведения, за исключением публицистики.

Информация о в Свободной энциклопедии "Википедия".

Биография и фильмография режиссера В. Шукшина на сайте "КиноМаг".

Презентация "Жизнь и творчество "

Презентация "Василий Шукшин"

Гора Пикет

Гора Пикет - поклонная гора.

По воле сердца и по зову слова

Сюда народ идет без останову,

Хоть и стоит июльская жара.

Россия чтит заветные места.

И сыновей своих не проглядела, -

Пока еще душа не оскудела

И не засохла песня на устах.

И боль жива!.. О том и разговор:

Еще дружнее надо нам держаться,

Ведь он ушел за родину сражаться

И не вернулся в Сростки до сих пор.

В стране раздор. И - нужен глаз да глаз!

Порой не до стихов и песен нежных,

Поскольку у России и сейчас

Не счесть врагов и внутренних и внешних.

Прямой наводкой бьют по красоте,

Отравою заправлены заряды...

Нет, не на безымянной высоте

Он до сих пор сражается за правду.

Его слова - завет на каждый день,

Его шаги - доносятся до слуха...

Гора Пикет - еще одна ступень

К вершине человеческого духа.

Хочешь жажду утолить и не можешь.

Припадешь к роднику - его нет...

Человека, что нет дороже,

Ты знала, гора Пикет.

Задыхаясь и мчась в просторе,

Чуйский крутит в спираль версту...

Ты ладонями плоскогорий

Затеплила его звезду.

Морща шрамы ложбин, вздыхаешь,

Чутко вздрогнула тишина...

Ты сегодня гостей встречаешь,

В день рождения Шукшина.

Сыну Родины, сыну века,

Этот праздника торный след...

Босоного человека.

Ты знала, гора Пикет!

г. Бийск. Павел Явецкий

Чуйский тракт гудит аэродромом,

Мчится в горы, рвется в синеву.

По нему, простившись с отчим домом,

Он из Сросток уходил в Москву.

И, как воин, был всегда в походе,

В смерть его не верю ни на миг:

Он живет и будет жить в народе,

В кинолентах, на страницах книг.

Каждый год весна приходит в Сростки,

Пеньем птиц и гомоном полна.

И шумят на улицах березки,

Улица зовется - «Шукшина».

Гул машин не затихает в поле,

Плеск волны доносится с реки,

Имя Шукшина сегодня школе

Благодарно дали земляки.

На реке весной бушуют воды,

Унося пласты тяжелых льдин.

Я опять встречаюсь с теплоходом,

Что несет название - «Шукшин».

Проплывают в небе величаво

Дружным караваном журавли...

Не померкнут красота и слава

Благодарной сростинской земли.

с. Буланиха. Михаил Мокшин

ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА

До крайнего порога

Его вели, спеша, -

Алтайская порода

И добрая душа.

Пожалуйста, ответьте,

Прервав хвалебный вой:

Узнав о смерти, -

Прочли его впервой?!

Пожалуйста, скажите,

Уняв взыгравший пыл:

Неужто он

При жизни

Хоть в чем-то хуже был?!

Поминные застолья,

Заупокойный звон…

Талантливее – что ли –

Стал в черной рамке он?

Убийственно жестоки,

Намеренно горьки

Посмертные восторги,

Надгробные дружки.

Столбы словесной пыли

И фимиамный дым.

А где ж вы раньше были, -

Когда он был живым?

Сибирь в осеннем золоте,

В Москве - шум шин.

В Москве, в Сибири, в Вологде

Дрожит и рвется в проводе: -

Шукшин... Шукшин...

Под всхлипы трубки брошенной

Теряю твердь...

Да что ж она, да что ж она

Ослепла, смерть?!

Что долго вкруг да около

Бродила - врет!

Взяла. такого сокола.

Сразила влет.

Он был готов к сражениям,

Но не под нож.

Он жил не на снижении.

На взлете сплошь!

Ему ничто, припавшему

К теплу земли.

Но что же мы... но как же мы

Не сберегли,

Свидетели и зрители,

Нас - сотни сот!

Не думали, не видели.

На что идет

Взваливший наши тяжести

На свой хребет...

Поклажистый?

Поклажистей -

Другого нет...

СМЕРТЬ ШУКШИНА

Хоронила Москва Шукшина,

хоронила художника, то есть

хоронила страна мужика

и активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

недоступный отныне.

Он свою удивленную смерть

предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал

на отвесных российских простынках.

Называлось не кинозал -

просто каждый пришел и простился.

Называется не экран -

если замертво падают наземь.

Если б Разина он сыграл,

это был бы сегодняшний Разин.

Он сегодняшним дням - как двойник.

Когда зябко курил он чинарик,

так же зябла, подняв воротник,

вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал

край как дом - где березы и хвойники.

Занавесить бы черным Байкал,

словно зеркало в доме покойника.

Андрей Вознесенский. 1975.

ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА

Еще - ни холодов, ни льдин,

Земля тепла, красна калина, -

А в землю лег еще один

На Новодевичьем мужчина.

Должно быть, он примет не знал, -

Народец праздный суесловит, -

Смерть тех из нас всех прежде ловит,

Кто понарошку умирал.

Коль так, Макарыч, - не спеши,

Спусти колки, ослабь зажимы,

Пересними, перепиши,

Переиграй, - останься живым!

Но, в слезы мужиков вгоняя,

Он пулю в животе понес,

Припал к земле, как верный пес...

А рядом куст калины рос -

Калина красная такая.

Смерть самых лучших намечает -

И дергает по одному.

Такой наш брат ушел во тьму! -

Не поздоровилось ему-

Не буйствует и не скучает.

А был бы «Разин» в этот год …

Натура где? Онега? Нарочь?

Всё - печки-лавочки, Макарыч, -

Такой твой парень не живет!

Вот после временной заминки

Рок процедил через губу:

«Снять со скуластого табу -

За то, что он видал в гробу

Все панихиды и поминки.

Того, с большой душою в теле

И с тяжким грузом на горбу, -

Чтоб не испытывал судьбу, -

Взять утром тепленьким с постели!»

И после непременной бани,

Чист перед Богом и тверез,

Вдруг взял да умер он всерьез -

Решительней, чем на экране.

Владимир Высоцкий. 1974.

ГАЛСТУК-БАБОЧКА

Галстук-бабочка на мне.

Сапоги - на Шукшине.

Крупно латана кирза.

Разъяренные глаза.

Первое знакомство.

Мы вот-вот стыкнемся.

Придавил меня Шукшин

«Я сказать тебе должон-

я не знал, что ты пижон -

шею украшаешь!»

Грязный скульпторский подвал.

Три бутылки наповал.

Закусь - килька с тюлькой.

«Ты бабочку сыми!

Ты - со станции Зимы,

а с такой фитюлькой!»

Галстук-бабочку свою

я без боя не сдаю.

Говорю, не скисший:

«Не пижон я -

Скину бабочку,

сапоги ты скинешь!»

Будто ни в одном глазу

стал Шукшин свою кирзу

cтаскивать упрямо.

Не напал на слабачка!

И нырнула бабочка

в голенище прямо.

Под портянками он бос,

и хохочет он до слез:

«Ты, однако, шельма!»

Хорошо за коньяком,

если ноги

и босая шея!

Мы в одну прорвались брешь,

но хоть лазером режь,

брешь срослась бесследно.

Боже мой, как все легко,

если где-то далеко

слава, смерть, бессмертье...

Евгений Евтушенко. 1976.

«ПАМЯТИ ШУКШИНА»

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,

Как будто он не в силах их понять,

Уходят лучшие, не спев последних песен,

Осиротив родную землю-мать…

Мы перечитываем созданное ими,

И жжет глаза горячая строка…

Уходят лучшие, свое оставив имя,

Утраты боль и память на века.

И до сих пор в их недописанную повесть,

Пытаемся мы проторить пути…

Уходят лучшие, и мучает нас совесть,

Как будто бы могли мы их спасти…

«ПИКЕТ»

Я люблю всей душой мою светлую Русь,

И поля, и луга, т родные березки.

Но в ней есть уголок, всем известный давно,

То шукшинская родина – Сростки.

Всех незримо зовет милый сердцу Пикет.

По утрам на траве серебрятся росинки.

Летом здесь незабудки так нежно цветут

И кукушкины слёзки роняют слезинки.

Сидя здесь босиком на вершине горы,

Вспоминал свое детство и юность былую,

Как купались в реке, как влюблялись порой,

Как мечтали войти в жизнь большую.

А Пикет всё манит всю Россию к себе,

И идут по тропинкам потоки людские,

Чтоб взглянуть на село, поклониться земле,

Давшей сына великой России…

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

ВАСИЛИЯ ШУКШИНА

1.Ащеулов, В. «Дитё моё милое…»: – о сыне / В. Ащеулов // Уроки литературы. – 2009. - №6. – С.1-3.

2.Басинский, П. Мы все где-то ищем спасения: Василий Макарович Шукшин – 80 лет: письма, статьи, интервью / П. Басинский // Российская газета. – 2009. - №– 29 июля). – С.24-25.

3.Ведерникова, О. «Шукшин В.: Душу надо? Могу продать!» / О. Ведерникова // Комсомольская правда. – 2009. – 24 июля . – С.3.

4.Викулов, С. Смерть не уступила ни дня: (25 лет без В. Шукшина) / С. Викулов // Наш современник. – 1999. - №10. – С.231-237.

5.Горн, Шукшин: штрихи к портрету / . – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.: ил. – (Школьникам – о современных писателях)

6. Гречухина, Ю. Такой парень: Василию Шукшину исполнилось бы 80 лет /Ю. Гречухина // Волгогр. правда. – 2009. – 24 июля. – С.1, 6. – (Память)

7.Гришаев, В. Любовь любовью отзовется: Шукшинские чтения на Алтае / В. Гришаев // Наш современник. - 1998. - №6. – С.269-271.

8.Дьяконов, Ю. Не говори с тоской: их нет; но с благодарностию: были: Ханжонков. Пырьев. Бондарчук. Шукшин /Ю. Дьяконов // Наш современник. – 1998. - №6. – С.260-268.

9.Емельянов, Л. Василий Шукшин: очерк творчества: монография /Л. Емельянов. – Л.: Худож. лит., 1983. – 152 с.

10.Ермолаева, Н. Л. О творчестве Василия Макаровича Шукшина / //Литература в школе. – 2006. - №3. – С.2-7

11.Заболоцкий, Ан. Всё отпечатано в душе…: Размышления после юбилея /Ан. Заболоцкий // Роман-журнал ХХI век. – 2005. - №4. – С.84-92.

12.Заболоцкий, Ан. Шукшин в жизни и на экране: записки кинооператора /Ан. Заболоцкий // Роман-газета. – 1999. - №10. – С.1-48.

13.Залыгин, С. Герой в кирзовых сапогах: К творчеству Василия Шукшина: [вступ. статья] /С. Залыгин // Шукшин сочинений: В 5 т. Т.1. /. – Екатеринбург, 1992. – С.5-12.

14.Золотусский, выбора: проза / // Литература в школе. – 1996. - №4. – С.60-67. – (Литература наших дней)

15.Зюзин, С. От Кремля до Шукшина: На открытии Шукшинского праздника выступил Президентский полк / С. Зюзин // Российская газета. – 2009. – 24 июля. – С.7.

16.Карпова, жизнь: Василий Шукшин – прозаик /. – М.: Сов. Писатель, 1986. – 304 с.

17.Коробов, В. И. Василий Шукшин / . – М.: Современник, 198с.: ил. – (Библиотека «Любителям российской словесности»).

18.Коробов, Шукшин: Творчество. Личность / . – М.: Сов. Россия, 1977. – 192 с. – (Писатели Советской России).

19.Коробов, В. «Нравственность есть Правда»: [очерк о ] /В. Коробов // Лауреаты России: автобиографии рос. писателей. Кн. 3 /сост. Е. Осетров, Н. Попов. – М., 1980. - С. 362-431.

20.Куницын, В. Василий Шукшин и Степан Разин /В. Куницын //Молодые о молодых: сб. лит.-критических статей молодых критиков / сост. М. Зубавина. – М., 1979. – С.176-194. – (Молодые писатели).

21.Левашова, к родной земле: «Деревенская проза» В. Шукшина / //Уроки литературы. – 2009. - №6. – С.4-6

23.Неверов, В. «Судилище» над Шукшиным / В. Неверов // Наш современник. – 2006. - №7. – С.280-283.

24.Невская, Я. Василий Шукшин надорвал свое сердце: Выдающийся актер и писатель жил и умирал вместе со своими героями / Я. Невская // Интер. – 2009. - №28. – С.11.

25.Неизвестные письма //Роман-журнал ХХI век. – 2005. - №4. – С.10-12.

26.Новосельцев, А. Шукшин и песня /А. Новосельцев // Роман-журнал ХХI век. – 2005. - №4. – С.32-47

27.Панкин, уголек в ладонях…: (О публицистике Василия Шукшина) / // Строгая литература: лит.-критические статьи и очерки /. – М., 1982. – С.211-224.

28.Пономарева, ённая любовь Шукшина /. – М.: ЭКСМО, 2003. – 416 с.: ил.

29.Сигов, В. К. «Большой роман»: (К 70-летию со дня рождения) / // Литература в школе. – 1999. - №5. – С.39-49

30.Смирнов, С. Р. «…Мать сыночка никогда»: Недопетая песня Александра Вампилова и Василия Шукшина / // Литература в школе. – 1997. - №5. – С.86-89

31.Стрелкова, И. Истина, правда, справедливость: О сокровенном в прозе Василия Шукшина / И. Стрелкова // Литература в школе. – 2003. - №6. – С.20-23.

32.Чуднова, Л. Музею в Сростках 25 лет /Л. Чуднова // Роман-журнал ХХI век. – 2005. - №4. – С.6-8.

33.Василий Шукшин //Лейдерман, русская литература : 1950 – 1990-е годы: В 2т. Т.2: 1968 – 1990: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /, . – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006. – С.84-97.

34.Василий Шукшин () // Апухтина советская проза (60-70-е годы): учеб. пособие для филолог. факультетов ун-тов /. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1984. – С.127-153.

СЦЕНАРНЫЙ МАТЕРИАЛ О В. М. ШУКШИНЕ

1.Зернина, М. Гуманизм Шукшина: урок-читательская конференция по рассказам писателя в 11 кл. / М. Зернина // Литература. – 2001. - №40. – С.10-11.

2.Макарова, Б. А. «Живет такой парень»: лит. – муз. сценарий, посвященный 80-летию со дня рождения писателя В. М. ШУКШИНА / // Читаем, учимся, играем. – 2009. - №4. – С.31-39.

3.Софронова, Т. В. «Он похож на свою родину»: сцен. вечера о / // Литература в школе. – 1999. - №5. – С.82-86.

4.Творчество как песня: лит. вечер, посвященный //Читаем, учимся, играем. – 1998. - №7. – С.74-77.


Как сделать, чтоб, забыв отмщать расправою, друг друга не душили бы по-волчьи и этим не душили дело правое пятнадцать мальчиков, а может быть, и больше?

Новая выставка длилась четыре часа. Полдня свободы. Участник выставки Борис Жутовский позже скажет, что качество картин на вернисаже в Измайлове было несравнимо ниже, чем в Беляеве, где были выставлены только лучшие работы, многие из которых были уничтожены.

Да и Целков - о том же:

А когда начались разные фрондерские выставки, вроде «бульдозерной», я в них не участвовал. Я был, как уже сказал, нарушителем закона, но потому, что этот закон был не прав с точки зрения меня, а не кого-то еще. И я собирался продолжать его нарушать. Но не с плакатом в руке, а тем, что я есть.

Второго октября 1974 года умер Василий Шукшин. В буйной молодости эти задиры познакомились таким макаром. Шукшин спросил: на черта тебе эта пижонская галстук-бабочка? Евтушенко ответил: а тебе - кирзовые сапоги? Евтушенко пообещал снять бабочку, когда Шукшин скинет сапоги.

Это смахивало на давнее знакомство Маяковского с Есениным, когда вместо бабочки и сапог в игру пошли желтая кофта и шелковая косоворотка.

У наших современников получилось попроще:

Будто ни в одном глазу, стал Шукшин свою кирзу стаскивать упрямо. Не напал на слабачка! И нырнула бабочка в голенище прямо.

(«Галстук-бабочка»)

Было и яблоко раздора по имени Белла, для Евтушенко, впрочем, условное, поскольку Белла была уже в его элегическом прошлом. Какое-то время на инерции фильма «Живет такой парень», где Ахмадулина сыграла журналистку, ее жизнью режиссировал Шукшин.

Так или иначе, шукшинские Сростки недалеко от евтушенковской Зимы, если смотреть с высоты птичьего полета: академик Лихачев называл это «ландшафтным зрением» применительно к древнерусскому художеству. Корни переплетались во многом, и направление интересов совпадало. Когда весь 1963 год Евтушенко терзали в Москве на предмет «Бабьего Яра», «Наследников Сталина» и «Автобиографии», летом на Алтае Шукшин снимал «Живет такой парень», очень точно относительно друг друга нашел артистов - Куравлева и Ахмадулину, а через два года подал заявку на сценарий о разинском восстании - евтушенковскую «Казнь Стеньки Разина» уже напечатали. Заявка Шукшина была отвергнута, но возник роман «Я пришел дать вам волю».

В совокупности с «Мастерами» Вознесенского (1959) и «Андреем Рублевым» Тарковского (1966) все это представляло единый тренд генерации: тяга к истории, через исследование которой постигаются судьба страны и ее быстролетящее сегодня.

Подобно другому евтушенковскому другу - Урбанскому, Шукшин погиб на съемках. Кино было делом смертельным. Шукшинские похороны были всенародными, давно такого не было: тысячи и тысячи людей шли от Тишинского рынка к Дому кино на улице Брестской с ветками красной калины в руках, водители общественного транспорта тормозили у Дома кино и включали клаксоны.

…Мечта Шукшина о несбывшейся роли Степана, как Волга, взбугрилась на миг подо льдом замороженных век.

(«Памяти Шукшина»)

«Главное в нем - это сумма сделанного. <…> Степана Разина Шукшин не идеализирует и не принижает. Он срисовывает Стенькину душу со многих людей, и с себя тоже. <…> Шукшин был подобен русскому крестьянскому двойнику сына плотника из Галилеи, потому что одна его ладонь была намертво прибита гвоздями к деревне, другая - к городу».

Год шел под уклон, нечеловеческое и воловье сработало - Евтушенко добился компенсации отмененного февральского вечера. «Литературная газета» от 20 ноября 1974 года проинформировала своего широкого (тираж с 1973 года - 1 миллион 550 тысяч экземпляров) читателя:

В воскресенье, 17 ноября, в Колонном зале Дома союзов состоялся творческий вечер Евгения Евтушенко. Вечер был начат «Гимном Родине» (стихи Е. Евтушенко, музыка Э. Колмановского) в исполнении объединенного хора и оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Ю. Силантьева. Затем прозвучали песни композиторов А. Бабаджаняна, Э. Колмановского, А. Пахмутовой, Г. Пономаренко, А. Эшпая, А. Днепрова, С. Томина на стихи Е. Евтушенко. Некоторые произведения были исполнены впервые в программе этого творческого вечера, в котором приняли участие народные артисты СССР К. И. Шульженко и Л. И. Зыкина, а также солисты М. Кристалинская, И. Кобзон, Н. Соловьев, В. Трошин, Э. Хиль. Во втором отделении хор и симфонический оркестр радио и телевидения исполнили поэму для баса, хора и оркестра Д. Шостаковича на стихи Е. Евтушенко «Казнь Степана Разина» (солист - народный артист РСФСР А. Ведерников, дирижер М. Шостакович). В заключение Евгений Евтушенко читал стихи.