Решу впр география 10. Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями. Подготовка к ВПР по географии: опыт педагога

Среднее общее образование

Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

Линия УМК Атласы и контурные карты. «Роза ветров» (5-9)

Подготовка к ВПР по географии: опыт педагога

Разбираем тренировочные задания, готовясь к ВПР по географии.

Елена Давыдова, учитель географии МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска Челябинской области, Почетный работник общего образования РФ, действительный член РГО, делегат двух съездов учителей географии, двукратный победитель конкурса лучших учителей РФ (грант Президента РФ в 2006 и 2012 гг.), финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001».

«В 2017 году выпускникам школы впервые предстоит написать Всероссийскую проверочную работу по географии (ВПР). Некоторые школы, где изучение географии завершилось в 10 классе, могут делегировать эту работу 10-классникам. Так ли страшна ВПР? Давайте проанализируем задания и попробуем найти наиболее оптимальные алгоритмы решения некоторых из них.

Не стоит бояться ВПР. Практически все вопросы связаны с жизнью и, используя свой личный опыт, можно решить многие задачи. Кроме того, в распоряжении обучающихся будут школьные атласы, которые станут отличными помощниками (при условии, что выпускники не забыли как ими пользоваться, и какие именно карты использовать для ответа на каждое задание). Проанализировав несколько вариантов ВПР в тренажерах и методических рекомендациях, можно сделать некоторые выводы».

Задание 1
Предлагается расставить города в определенной последовательности: в порядке увеличения (уменьшения) продолжительности светового дня (ночи); увеличения (уменьшения) угла падения солнечных лучей (высоты солнца над горизонтом). Для выполнения этих заданий необходимо вспомнить, что продолжительность светового дня и угол падения солнечных лучей зависит от времени года (месяца), и градусной меры географической широты городов. Для выполнения этого задания надо вспомнить про 4 особых дня в году - 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия); 22 июня и 22 декабря (дни солнцестояния). В дни равноденствия солнце в зените над экватором. Продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам. Угол падения лучей больше в тех городах, что расположены ближе к экватору, а меньше - дальше от экватора. Если это дни солнцестояния, то здесь важно понимать какой именно это день: если 22 июня, то солнце в зените над северным тропиком - 23,5 0 с.ш., а на северном полярном круге - 66,5 0 с.ш. и к северу от него до полюса - полярный день; на южном полярном круге - 66,5 0 ю.ш. и южнее от него до южного полюса - полярная ночь. На что это влияет? Угол падения солнечных лучей больше всего в тех городах, которые ближе к северному тропику (там солнце в зените), а меньше - дальше от него. Продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных ближе к северному полярному кругу, т.е. в более северных городах. 22 декабря север и юг меняются местами (солнце в зените над южным тропиком), поэтому продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных южнее. Тот же принцип работает и для других дней года. Важно только понимать, в каком полушарии находится зенитальное положение солнца. С 22 марта до 22 сентября солнце в зените в северном полушарии, а это значит, что (в предлагаемые в этом временном промежутке дни) в более северных городах продолжительность дня больше (а ночи, соответственно, меньше), чем в городах, имеющих более южную географическую широту. А с 24 сентября до 20 марта солнце в зените в южном полушарии; значит, что в эти дни продолжительность дня больше будет в более южных городах.

Возможны задания по времени наступления нового дня (или нового года). Здесь надо вспомнить про линию перемены дат, которая находится на 180 меридиане в.д. (чем восточнее, тем раньше наступает новый день).

Задания к контурным картам переработаны с учетом обновленного содержания атласа. Систематическое использование контурных карт на уроке и при выполнении домашних заданий способствует более прочному усвоению учебного материала, формирует как целостное восприятие конкретной территории, так и умение выделять её специфические особенности. Издание прошло рецензирование Комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию. Содержание контурных карт разработано в соответствии с требованиями ФГОС. Контурные карты являются универсальным продуктом и могут использоваться как часть любого учебно-методического комплекта.

Купить

Задание 2
Здесь предлагаются развернутые текстовые задания, в которых речь идет о каком-либо городе России. Школьникам надо определить, в каком районе этот город расположен. Первое, на что надо обратить внимание - это какой именно район надо определить: географический район (природный регион) или экономический район. Так, например регион (природный или географический район) Европейский Север, а экономический - Северный район; Европейский Юг (Северный Кавказ) - Северо-Кавказский экономический район; Урал - Уральский экономический район и т.д. После того, как определились с типом района, надо найти город на карте, понять в каком субъекте РФ он находится (если об этом не говорится в задании), а потом сопоставить политико-административную карту России и карту районов, которые есть в атласах (природные - в 8 классе, а экономические - в 9 классе).

Задание 3
Предлагается выбрать три субъекта РФ из предложенных, в которых работают: либо металлургические предприятия, либо ГЭС, либо АЭС (или могут быть любые другие отрасли). Как выполнять подобные задания? Для этого необходимо сопоставить две карты: карту нужной отрасли (той, что указана в задании: если это ГЭС или АЭС, то нужна карта электроэнергетики; если металлургические предприятия, то нужна карта черной и цветной металлургии и т.п.) и политико-административную карту России (где указаны субъекты РФ).


Задание 4
Для решения этого задания нужно воспользоваться картой погоды. Вопрос усложнен тем, что количество правильных вариантов не известно: может быть 2, 3, 4 или 5 вариантов. Чтобы справиться с этими вопросами необходимо вспомнить основные закономерности по данной теме. Виды осадков, дневная и ночная температура, облачность показана рядом с городами. Область высокого давления и область низкого давления выделены на карте буквами В и Н соответственно. Вспомнить надо, что Н - это циклон, для которого характерен сильный ветер и осадки, а В - это антициклон с безветренной, ясной и солнечной погодой (жаркой летом и морозной зимой). Для теплого фронта характерны: обложные долговременные осадки (моросящий дождь, мелкий снег), потепление и отсутствие ветра. Для холодного фронта - похолодание, ветер, кратковременные и сильные осадки (метель зимой, грозы с градом и ливнями летом). Россия находится в умеренном климатическом поясе, для которого характерны ветры западного переноса (ветер дует с запада на восток), а значит все фронты, циклоны, антициклоны и пр. будут смещаться в последующие дни в том же направлении. Важно найти параллели, которые на карте России выглядят дугами (они указывают направление запад-восток, в отличие от прямых линий-меридианов, сходящихся в точке полюса и указывающих направление север-юг).

Задание 5
В этом задании предлагается разместить три города в порядке повышения (понижения) температуры воздуха в них, увеличения (уменьшения) годовой амплитуды температур; увеличения (уменьшения) увлажнения или количества осадков. Выполнять это задание поможет карта климата (где указаны пояса и области; изотермы со средними значениями температур января и июля, годовое количество осадков). Необходимо помнить, что самые теплые зимы - на западе, а самые холодные - на востоке страны (в области резко-континентального климата; главное не ошибиться с зимними температурами: -5 более высокая, чем -10; а -40 более низкая температура, чем -20); самое теплое лето на юге страны, а холодное на севере; с ростом континентальности климата (с продвижением на восток) возрастает годовая амплитуда температур (разница между максимальной и минимальной температурами); увлажнение территории больше на севере, чем на юге, а количество осадков на западе больше, чем на востоке. С учетом этих особенностей и следует давать ответы.

Задание 6
По предложенному тексту нужно определить и назвать субъект РФ. Важно читать внимательно и каждый указанный факт находить на нужной для этого карте атласа (8 или 9 класса). Для выполнения может потребоваться несколько карт. Задание станет проще, если сразу найти вид субъекта (область, край или республика) и другие особенности, которые сразу можно проверить на картах.

Задание 7
Это задание связано с часовыми зонами и выполняется с использованием данной карты и политико-административной карты РФ, по которой можно найти указанные в задании субъекты РФ, а затем по контурам найти эти субъекты на карте часовых зон. Вопросы могут быть самыми разными, но принцип выполнения остается тем же: на карте часовых зон указаны цифры и знаки, например -1; +2; +4 и т.д. Эти цифры показывают на сколько время в данной часовой зоне отличается от московского времени (если в Москве 10 часов утра, а в Республики Якутия в этот момент 16 часов, т.к. в часовой зоне Якутиистоит +6, т.е. время республики больше, чем в Москве на 6 часов и т.д.). А дальше необходимо проверить время всех субъектов, указанных в задании, по тому условию, которое предлагается выполнить. Еще одна сложность заключается в том, что количество верных вариантов не указано (их может быть 1, 2, 3, 4 или больше, поэтому необходимо определить время в каждом из них и записать его).


Задание 8
Здесь предлагается вставить в текст термины, подходящие по смыслу. Сложность в том, что падежные окончания не совпадают с текстом. Для качественного выполнения этого задания необходимо знать значения основных географических терминов и понятий (экстенсивность, интенсивность, эрозия, мелиорация, континентальность, умеренный (тропический, экваториальный), миграция, эмиграция, иммиграция, естественный прирост, миграционный прирост, депопуляция, рождаемость, смертность, урбанизация, агломерация, ресурсы, экономическая интеграция и др.), знать некоторые цифры (численность населения мира, России и др.). Чтобы хорошо выполнить данное задание, внимательно прочитайте заголовок текста (он поможет выбрать предложенные ниже термины и особенности, т.к. по названию будет понятно, какую территорию надо будет найти на карте и вспомнить некоторые ее отличительные черты, процессы, происходящие здесь.

Задание 9
Работа с таблицей, где даны выводы по ее сведениям. Необходимо эти выводы проанализировать и либо согласиться, либо нет, но кроме этого, нужно привести аргументы «за» или «против». Все предложенные таблицы связаны с динамикой каких либо показателей (темпов их роста) по трем разным годам, причем каждый год рассматривается в сравнении с предыдущим. Например, даны показатели за 2013, 2014 и 2015 годы. 2013 в сравнении с 2012, 2014 - с 2013 и т.д. В каждом из них указана цифра. Важно понимать, что эта цифра и есть показатель по отношению к предыдущему году, и если она равна 100, значит, что в этом году данный показатель остался неизменным, т.е. он такой же, как и годом ранее. Если цифра меньше 100, то показатель снизился, а если больше 100 - возрос. Допустим, в 2013 - 99,7; в 2014 - 101,3; а в 2015 - 101,5. Вывод написан, что с 2013 по 2015 наблюдался рост. В ответе следует указать, что вывод не верен, т.к. в 2013 был спад, а рост наблюдался только в 2014 и 2015 гг. В таблице приведены две строки и выбраны либо разные отрасли производства, либо разные страны и пр. Важно внимательно читать условие задания и проверять необходимую строку таблицы, а затем аргументировать свой ответ.

Контурные карты предназначены для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. В контурных картах отражены темы курса "География. Экономическая и социальная география мира": политическое устройство, население, природа и человек, мировое хозяйство, регионы. Карты снабжены заданиями. Работая с контурными картами, учащиеся научатся давать характеристики крупным регионам мира, находить примеры рационального природопользования, прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека, объяснять особенности хозяйства регионов мира и их экономические связи.

Купить

Задание 10
Дан текстовый фрагмент, в котором описано какое-то явление - наводнения, землетрясения, спортивного или другого события и т.д.. Указываются названия некоторых географических объектов (рек, озер, городов, островов, полуостровов, морей и пр., которые можно найти в картах атласов, чтобы проверить свою версию). Задание заключается в том, чтобы определить название страны, в которой это событие (явление) произошло.

Задание 11
Нужно соотнести названия стран с предложенными в задании особенностями. Как правило, предлагаются страны с разным уровнем социально-экономического развития, с разным уровнем рождаемости, с разной долей детей (пожилых), с разной продолжительностью жизни, миграционной привлекательностью (эмиграцией-выездом граждан, иммиграцией-въездом) и др. Для выполнения задания необходимы знания о типах стран мира и их отличиях.


Задание 12
Вписать названия любых трех стран по заданному условию. Например, лидеров по запасам угля, нефти, газа, железной руды (или по их добыче), по производству автомобилей и пр. Эти данные есть в картах атласа за 10 класс (карта минеральных ресурсов, мировой торговли и пр.). Другое направление - назовите любые три страны, расположенные в каком-либо регионе или субрегионе мира, например, в Северной Европе, Южной Азии, Восточной Африке и пр. Это задание выполняется с политической картой мира и не вызовет затруднений у подавляющего большинства школьников. Еще один вариант заданий - назвать любые три страны из любой международной экономической интеграции, например, СНГ, ОПЕК, ЕС, БРИКС, ЛАИ, АСЕАН, НАФТА и др. Для этого необходимо вспомнить основные интеграционные объединения и запомнить по три-пять любых входящих в них стран. Но при этом, не указывать те из них, которые недавно вышли из состава или собираются его покинуть (как Грузия и Украина из СНГ, Индонезия из ОПЕК, Великобритания из ЕС и др.).

Задание 13
Это задание связано с понятием ресурсообеспеченности, которое изучалось в 10 классе. Вспомните, что означает этот термин (это отношение количества ресурсов к размерам их использования). И главные его показатели (количество лет, на которые хватит ресурса и величина ресурса на душу населения, проживающего в стране). Как подсчитать на какое количество лет хватит данного ресурса? Для этого нужно запасы ресурса разделить на добычу (она как правило за год), получается величина ресурсообеспеченности страны (или отдельной территории). Для определения душевого показателя ресурсообеспеченности запасы делят на количество жителей (население), указанных в таблице. Очень важно использовать одни и те единицы измерения (например, запасы даны в триллионах или миллиардах, а добыча в миллионах или в тысячах (так же и по населению) и прежде чем вычислять, надо привести к одинаковому значению, вспомнив, как они соотносятся друг с другом. Внимательно прочитайте задание, чтобы понять, какую из величин надо найти. В объяснении нужно указать данные, которые получились у вас при расчетах.

Задание 14, 15 и 16 выполняются с использованием фрагмента одного и того же текста (внимательно его читайте и смотрите на заголовок, он может нести в себе информацию и подсказки)



Задание 14
Выполняется с картой атласа. Важно понять, какая нужна карта (поможет сам текст или его заголовок). Например, текст об открытии тоннеля в Швейцарии, а вопрос: назовите любую страну, которая граничит с Швейцарией. Текст о Байкальском ЦБК, а вопрос: назовите любой субъект РФ, который выходит к озеру Байкал и пр.

Задание 15 и задание 16
В этих заданиях предлагается дать развернутый ответ по тексту (причем, если его внимательно изучить, то ответы можно найти в нем же). Это как определение проблемы в предложенном тексте на экзамене по русскому языку (только проблемы географические и связанные с предложенным материалом, также надо найти местность, указанную в тексте, на карте и добавить еще некоторые мысли). Так, в 15 задании текста про тоннель предлагают найти экономические преимущества строительства железнодорожного тоннеля (ж/д транспорт дешевле, сквозь горы ехать быстрее). В 16 задании этого же текста надо найти преимущества для экологии (железные дороги экологически чище, чем автомобили).

Задание 17
Это заключительное задание ВПР. Здесь снова предлагается текст, но уже больший по объему и содержащий некую проблемную ситуацию или мнение, на которое нет единого ответа (есть разные позиции). Обучающимся предлагается сформулировать и обосновать свою точку зрения, записать свои рассуждения по этому поводу и привести доказательства своей позиции (опираясь на географические и другие знания, полученные в школе на разных предметах). Учитываться будет аргументация и отсутствие географических и грамматических ошибок. Здесь важно высказать свое мнение и подтвердить его конкретными примерами. Думается, что умение писать эссе и мини-сочинение на заданную тему наши выпускники умеют.

Удачи вам при выполнении ВПР и отличных результатов!

Предмет 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 11 класс
Русский язык 15−19 апреля 25 апреля 23 апреля 9 апреля
Математика 22−26 апреля 23 апреля 25 апреля 18 апреля
Окружающий мир 22−26 апреля
История 16 апреля 11 апреля 25 апреля 13 марта
Биология 18 апреля 16 апреля 11 апреля 21 марта
География 9 апреля 16 апреля 12 марта
Иностранные языки 2 апреля 5 марта
Химия 14 марта
Физика 23 апреля 19 марта
Обществознание 18 апреля 4 апреля

Приказ Рособрнадзора .

НАЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа будет проведена 3 апреля 2018 года.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности.
В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов:
1) задания, требующие записать ответ в виде слова;
2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;
3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка;
4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;
5) задания на установление правильной последовательности элементов.
В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ.
ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО ГЕОГРАФИИ

Уровни сложности заданий: Б - базовый (примерный уровень выполнения - 60-90%);
П - повышенный (40-60%).

№ задания Проверяемые элементы содержания Уровень
сложности
задания
Максимальный балл за выполнение задания
1 Природа России Б 1
2 Географические модели. Географическая карта, план местности Б 1
3 Хозяйство России Б 1
4 Атмосфера, погода и климат Б 1
5 Природа России Б 1
6 Регионы России П 1
7 Часовые зоны на территории России Б 1
8 Население и хозяйство России и мира П 1
9 Мировое хозяйство Б 1
10 Страны мира Б 1
11 Многообразие стран мира. Основные типы стран Б 1
12 Мировое хозяйство Б 2
13 Природные ресурсы П 2
14 Б 1
15 Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира Б 1
16 Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира П 1
17 Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства П 4

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла. Выставлять отметки учащимся за выполнение ВПР школам не рекомендуется.

Всероссийские проверочные работы ВПР по географии в 11 классах в 2018 году прошли 3 апреля. Данная проверочная работа не является обязательной как и год назад, и проводится в 2018 году по решению школы. ВПР предназначена для выпускников, не выбравших географию для сдачи ЕГЭ.

Для подготовки к ВПР 2019 подойдут реальные варианты 2018 года.

Варианты ВПР 2018 по географии 10 - 11 класс с ответами

Школы имеют возможность выбрать, проводить проверочную работу по географии в конце 10 или в конце 11 класса, в зависимости от своего учебного плана.

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При разработке заданий ВПР по географии за основу были взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах: источники географической информации, мировое хозяйство, природопользование и геоэкология, регионы и страны мира, география России.

В работе проверяется знание географических явлений, географических особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий.

Также участникам ВПР необходимо продемонстрировать умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Приоритетом в работе по географии являются оценка умения анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, а также способности применять полученные знания для анализа экологических проблем.

Таблица перевода баллов ВПР по географии в оценки

Всероссийскую проверочную работу ВПР по географии учащиеся 6 классов написали 27 апреля 2018 года. Данная проверочная работа проводится в 2018 году в режиме апробации.

ВПР по географии 6 класс варианты с ответами 2018 год

Задания ВПР по географии проверяют умение работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками, текстом), а также знание географии родного края.

Структура варианта проверочной работы ВПР 2018 по географии для 6 классов

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.

Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края.

Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа.

Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ

На выполнение проверочной работы по учебному предмету «География» дается 45 минут.

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

При выполнении ВПР не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, атласом и другими справочными материалами.

Таблица перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Назначение ВПР по учебному предмету «География» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы

по географии в 11 классе МБОУ «Макушинская СОШ №1»

учитель С.А.Курий

I . Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов

1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа проведена 03 апреля 2018 г.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по географии определено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определено требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществлён в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    Источники географической информации

    Мировое хозяйство

    Природопользование и геоэкология

    Регионы и страны мира

    География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов: 1) задания, требующие записать ответ в виде слова; 2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик; 3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка; 4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка; 5) задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

Таблица. Распределение заданий проверочной работы по содержательным разделам курса географии

Количество заданий

1. Источники географической информации

2. Население мира

3. Мировое хозяйство

4. Природопользование и геоэкология

5. Регионы и страны мира

6. География России

Проверочная работа разработана исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

Знать и понимать географические особенности природы России

Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России

Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития

Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов

Таблица.Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Повышенный

5. Особенности выполнения и проверки работы школьников

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При выполнении заданий работы участникам можно было использовать необходимые карты атласов 8-11 классов.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Таблица.Уровни сложности задания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

Природа России

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

Природа России

Регионы России

Мировое хозяйство

Страны мира

Мировое хозяйство

Природные ресурсы

II . Результаты выполнения ВПР по географии в ОО Курганской области

Количество участников ВПР 22 чел.

Школьники выполняли задания в двух вариантов (5 и 6). Распределение первичных баллов по вариантам ВПР показано в таблице. Наблюдается более высокое качество выполнения заданий пятого варианта.

6 баллов набрал 1 участник, выполнявших работу 6 варианта из 11 участников.

Вариант

Кол-во уч.

Таблица. Распределение первичных баллов по вариантам

Качество выполнения каждого из заданий работы по ОО отражено в таблице

Таблица. Выполнение заданий по количеству участников по ОО

количество участников

Нормы оценки за выполненную работу:

оценка «2» - 0-7 первичных баллов,

оценка «3» - 8-14 первичных баллов,

оценка «4» - 15-18 первичных баллов,

оценка «5» - 19-22 первичных баллов.

% выполнения-95, % качества обучения- 59, средний балл- 3,6

Сравнение по вариантам.

Всего обучающихся

качества

средний балл

III . Аналитическая справка

по итогам проверки работ учащихся 11 кл. по географии в 2017 году

Анализ результатов выполнения отдельных заданий

Таблица. Результаты выполнения отдельных заданий

по участникам.

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Выполнили

не преодолев-ших мини-мальный балл

Природа России

Умение определять продолжительность дня и ночи в зависимости от географической широты

Географические модели. Географическая карта, план местности

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту районов

Хозяйство России

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту отрасли хозяйства

Атмосфера, погода и климат

Умение работать с синоптической картой

Природа России

Умение работать с климатической картой

Регионы России

Умение работать с политико-административной и тематическими картами

Часовые зоны на территории России

Умение определять время по карте часовых поясов

Население и хозяйство России и мира

Умение определять естественный и механический прирост населения

Мировое хозяйство

Умение работать со статистическими показателями, определяющими особенности динамики производства

Страны мира

Умение определять местоположение географических объектов на карте

Многообразие стран мира. Основные типы стран

Умение работать с картограммой

Мировое хозяйство

Умение работать с картами природных ресурсов, экономическими картами, картами состава интеграционных групп стран

Природные ресурсы

Умение определять ресурсообеспеченность

Умения отбирать карты и работать с ними

Умение отбирать информацию из географических текстов

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

Умение работать с географическими текстами,

формулировать и обосновывать свою точку зрения,

Уровень качества выполнения заданий не одинаков. Это, прежде всего, зависит от сложности заданий (задания базового и повышенного уровня) и его географического содержания. По содержанию задания можно разделить на 3 группы:

а) задания (№№1-7) по содержанию курса географии России (8-9 кл.)

б) задания (№№8-13) по содержанию курса экономической и социальной географии мира (10-11 кл.)

в) задания (№№ 14-17) по содержанию курсов географии России и экономической и социальной географии мира, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста.

Выполнение разных видов заданий по группам участников отражено в таблице 10. По всем группам участников задания базового уровня выполнены лучше, чем повышенного. Причем, чем слабее подготовлены учащиеся, тем больше разница в уровне выполнения заданий.

По всем группам участников, за исключением группы самых подготовленных, наиболее высокий процент выполнения заданий, различающихся по содержанию, характерен для заданий по географии России, минимальный – для заданий, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста. Наиболее подготовленные учащиеся по этим заданиям получили наилучший результат.

Выполнение разных видов заданий по уровню сложности и содержанию по участникам

Всего обучающихся

Количество участников, преодолевший минимальный порог

Количество участников

базовый

повышен-ный

география России

экономич. и социальн. география мира

с использо-ванием приведён-ного текста.

Задания 1-7

Задания 8-13

Задания 14-17К2

Для всех групп участников наиболее сложными заданиями оказались задания №№ 4,15,16,17К1, 2.

Анализ результатов проверки ВПР 2018 года позволяет дать следующие рекомендации для учителей географии.

1. Проанализировать результаты ВПР по географии в 11-м классе 2017/118 и определить причины пробелов у разных групп учащихся по уровню подготовки.

2. Продолжить работу по организации практических работ с картами, текстами, статистическими материалами, дополнительными источниками информации; по использованию средств ИКТ для подготовки школьников.

3. Включить в уроки географии задания, которые ученики выполнили на низком уровне:

Умение отбирать информацию из географических текстов формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Определение типа климата и показатели климата;

Умение работать с климатической картой.

Регионы России.

4. Включить задания, в которых ошиблось большинство учеников, в диагностические работы для учащихся 10-х классов в конце учебного года и 11-х классов в начале учебного года.

5. Использовать в работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, представленных в изданиях, рекомендованных ФИПИ.

6. В процессе обучения географии необходимо целенаправленно формировать и развивать у учащихся следующие умения:

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;

Систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;

Аргументировать и грамотно оформлять собственные суждения по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России и стран мира, геополитическим и геоэкологическим проблемам;

Работать с географическими текстами, тематическими картами, статистическими материалами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.