Роль лидеров в построении команды. Работа лидера с командой. Алгоритм оптимизации команды

И.П.Шкуратова

Мотивация самораскрытия в межличностном общении

Исследование самораскрытия личности в общении в последние два десятилетия в зарубежной психологии вылилось в самостоятельное научное направление, находящееся на границе между социальной психологией и психологией личности. База данных Американской Психологической Ассоциации за пять лет с 1989 по 1995 год включает 255 монографий и 583 статьи, в которых затрагиваются разные аспекты этой многоплановой проблемы. Психология как, наверное, никакая другая наука обладает удивительным свойством давать возможность многочисленной реинтерпретации; старого эмпирического материала через призму вновь созданных понятий. При этом новое понятие отнюдь не отменяет старых толкований, а лишь дает возможность заглянуть внутрь магического кристалла, каким является личность, через новую его грань. Так случилось и с понятием самораскрытия. Без него долгое время обходились, не выделяя в отдельную предметную область, однако перенос акцента с Человека Воспринимающего на Человека Транслирующего, связанный с духом настоящего времени, показал необходимость всерьез и подробно заняться этой проблемой.

Сразу стала очевидной ее большая теоретическая и практическая значимость и взаимосвязанность с целым рядом других проблем межличностного взаимодействия. Анализ аннотаций статей, содержащихся в Базе данных Американской психологической Ассоциации, показывает, какие аспекты исследования самораскрытия являются приоритетными у психологов разных стран. На первое место по количеству работ выходит проблема самораскрытия лиц, имеющих отклонения от физической или социальной нормы, иначе говоря, людей, которым приходится скрывать от окружающих свою особенность. К ним относятся больные СПИДом, лесбиянки, гомосексуалисты, наркоманы, жертвы сексуального насилия. Особенно много работ посвящено исследованию взаимоотношений людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. На втором месте стоит изучение подростков, для которых самораскрытие тоже представляет некоторую сложность в силу их возрастных особенностей. Третье место занимают публикации, в которых обсуждается влияние самораскрытия пациента и психотерапевта на протекание психотерапевтического процесса. Причем, если самораскрытие пациента всеми воспринимается как обязательное условие успеха, то в отношении самораскрытия психотерапевта единства мнений у представителей разных направлений психотерапии нет. Остальные работы посвящены анализу разнообразных внешних и внутриличностных факторов, способствующих или препятствующих самораскрытию, и кросскультурным различиям. Наряду с самораскрытием активно изучается самопредъявление, под которым понимается стремление произвести определенное впечатление на окружающих.

Анализ направленности данных работ показывает, что авторы больше ориентированы на исследование феноменологии самораскрытия, чем на изучение его мотивационносмысловой стороны. В то же время становится понятным, что дальнейшее продвижение в понимании природы этого феномена становится невозможным без обращения к мотивации самораскрытия, ведь в зависимости от целей и мотивов взаимодействия содержание самораскрытия может полностью меняться у одного и того же человека. К сожалению, в большинстве публикаций авторы не столько изучают сам процесс самораскрытия, сколько связь между результатом ответа на опросник Джурарда и другими тестовыми показателями личности или характеристиками ситуации, в которой проходил замер. Такой подход не только недостаточен, но даже и неправилен, поскольку исследователи оперируют с неким конечным суммарным показателем самораскрытия, в который на равных вносят свой вклад такие несопоставимые по уровню интимности темы, как "мои любимые блюда " и "мои страхи и тревоги ".

Разграничение между самораскрытием и самопредъявлением, предлагаемое в зарубежной литературе, также мне представляется не отражающим главного их различия. Д.Майерс определяет самопрезентацию как "акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьимлибо идеалам " . На самом деле самопрезентация может быть направлена на прямо противоположную цель, а именно создание неблагоприятного впечатления. Достаточно вспомнить поведение профессиональной нищенки, талантливо изображенное Л.Ахеджаковой в фильме "Небеса обетованные ". Она в зависимости от социальной ориентации прохожего могла преподнести себя то как жертву сталинских репрессий, то как жертву перестройки. Иногда самораскрытие противопоставляется самопредъявлению по критерию правдивости и глубины создаваемого образа. Н.В.Амяга считает, что "поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредъявлением и может описываться скорее как самопредъявление ". Неглубокое самораскрытие может наблюдаться в ситуации обычного обмена мнениями между говорящими, при котором совсем не преследуются иные цели. Мне кажется, что главное отличие между этими двумя формами самовыражения состоит в целях, которые преследует человек в том или другом случае. Если человек нуждается в психологической помощи, то более вероятно что он будет максимально искренним. Хотя даже в таких ситуациях человек старается рассказывать о себе таким образом, чтобы его образ имел больше положительных черт. Если же целью общения является завоевание симпатии собеседника или получение от него материальной или другой деловой помощи, субъект прибегает к предъявлению себя в том виде, в каком, с его точки зрения, он может достигнуть наилучшего результата. При этом совсем необязательно, чтобы он давал о себе ложную информацию, достаточно бывает просто подчеркнуть наличие соответствующих качеств. Хотя здесь речь шла о целях, надо иметь в виду, что очень часто они плохо или совсем не осознаются субъектом самораскрытия, поэтому корректнее говорить о мотивах. Человек может осознавать или не осознавать мотивы, которые побуждают его рассказывать о себе тем или другим людям. Данная работа была посвящена изучению вопроса о том, в какой степени люди способны осознавать эти мотивы, существует ли связь между называемыми им мотивами и содержанием самораскрытия с разными собеседниками.

Целью описываемого исследования было изучение мотивации самораскрытия в межличностном общении, которое конкретизировалось в следующих задачах: 1) изучить взаимосвязь между самораскрытием и мотивацией общения с людьми из ближайшего окружения; 2) проанализировать мотивы самораскрытия в общении с разными людьми; 3)исследовать взаимосвязь между мотивацией и содержанием самораскрытия в общении.

Для решения первой задачи под моим руководством А.Г.Бовиной было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 19 женщин и 9 мужчин в возрасте от 21 года до 67 лет, работавших на фабрике. Им было предложено заполнить бланки теста диагностики мотивации межличностного общения (ММО) и теста для диагностики самораскрытия. В тесте ММО, разработанному мной на основе репертуарного теста Дж.Келли, испытуемому сначала предлагалось составить список людей, которые образуют его реальное окружение в семье, на работе и в дружеской сфере, а затем оценить, насколько разные мотивы общения характерны для его взаимодействия с каждым из указанных лиц. На основе полученных данных можно было определять степень выраженности отдельных категорий мотивов, а также величину мотивации общения испытуемого с каждым из указанных им лиц. Тест для диагностики самораскрытия был разработан мной на основе теста самораскрытия С.Джурарда. При его выполнении испытуемый должен был оценивать, насколько подробно и откровенно он рассказывает о разных сторонах своей личности тем же людям, которые были отмечены им в предыдущей методике. Тест позволял определять величину самораскрытия каждого испытуемого по отдельным категориям тем (интересы, мнения, работа, личность, отношения с другими людьми, тело и финансы), а также в общении с каждым конкретным знакомым.

Для выявления взаимосвязей между степенью выраженности отдельных групп мотивов общения и самораскрытием по названным темам был осуществлен корреляционный анализ полученных данных. Он показал отсутствие связи между суммарными показателями самораскрытия и мотивации общения и наличие достаточно большого числа связей между частными показателями. Это свидетельствует о том, что нельзя говорить о большем самораскрытии тех людей, которые любят общение и стремятся к нему. Самораскрытие занимает в структуре общения только некоторую часть и потому вполне возможно сочетание большой потребности в общении при ограниченном стремлении к рассказам о себе. У каждого человека существует своя пропорция между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Анализ корреляционных связей между мотивами общения и темами самораскрытия показал следующую картину. Оказалось, что чем больше в структуре мотивации общения оказались представленными эгоцентрические мотивы (получения любых видов помощи и поддержки), тем больший удельный вес занимает самораскрытие о работе (r = 0,48 P

Меня также интересовал вопрос о том, проявляется ли соответствие между мотивацией общения с конкретным человеком и объемом самораскрытия в его адрес. Для этого была проведена такая процедура обработки данных. У каждого испытуемого было выделено три человека из его списка знакомых, по отношению к которым у него наблюдается максимальная мотивация общения, а также три человека, с которыми он предельно откровенен. Аналогичная процедура была проведена относительно тех людей, с кем у испытуемого наблюдалась минимальная мотивация общения и минимальное самораскрытие. Затем для каждого испытуемого была подсчитана степень совпадения между этими рядами данных. Оказалось, что максимальные значения по мотивации общения и самораскрытию совпали в 62 случаях из 84 возможных совпадений, а минимальные в 55 случаях из 84 возможных. При этом 65 совпадений наблюдалось у 13 испытуемых, 43 совпадения у 11 человек и 12 совпадения только у 4 человек. Это дает основание считать, что существует тенденция к большему самораскрытию с теми лицами, общение с которыми носит полимотивированный характер.

Мои дальнейшие исследования привели меня к выводу, что большой объем самораскрытия и интенсивность мотивации общения в равной степени служат свидетельством тесных, эмоционально глубоких взаимоотношений, поскольку они проявляются в общении с наиболее любимыми и ценимыми людьми (матерью, любимым человеком, лучшей подругой или другом). Однако это совсем не означает, что сам факт нахождения в роли матери гарантирует такое отношение к ней со стороны детей, здесь все сугубо индивидуализировано.

Следующая серия эксперимента, проведенная под моим руководством Е.П.Панченко, была направлена на выяснение уже самих мотивов самораскрытия в процессе межличностного общения. В ней приняло участие 30 студенток 2 курса филологического факультета и 25 студенток 2 курса психологического факультета. Для диагностики мотивации самораскрытия были разработаны две методики. Одна из них представляла собой анкету, ориентированную на выяснение целей и мотивов самораскрытия. Вторая методика являлась модификацией теста ММО, описанного выше. При ее выполнении испытуемому предлагалось сначала написать список людей, которые составляют его ближайшее окружение в семье, в университете и в кругу друзей, а затем оценить, в какой степени разные мотивы побуждают его рассказывать о себе этим людям. Для облегчения работы испытуемого к тестовому бланку прилагался большой список возможных мотивов самораскрытия, из которого он мог выбирать те, которые он считал наиболее характерными для себя. При обработке данных анализировалась величина мотивация самораскрытия как по отдельным мотивам, так и по отношению к разным партнерам. Кроме того, группа студентокфилологов заполняла модифицированный вариант опросника С.Джурарда для диагностики объема и направленности их самораскрытия, упоминавшийся выше.

Следующий вопрос анкеты был направлен на то, чтобы выяснить, меняются ли мотивы самораскрытия испытуемых в зависимости от того, какого рода информацию о себе они сообщают, и что при этом они ожидают от собеседника. Вопрос был сформулирован следующим образом: "Что вы ждете от собеседника, когда рассказываете ему: а) о своем здоровье; б) о своих финансах; в) о своих личных проблемах; г) о своих успехах; д) о своих неудачах; е) о своих интересах и убеждениях? " Анализ ответов показал, что студентки из двух выборок испытуемых по разному оценивают поведение своих реципиентов. При рассказе о своем здоровье 60 % филологов ждет сочувствия, большинство психологов (56%) заявило, что они не рассказывают о нем, а сочувствия ожидает только 24%. Кроме того филологи ждут совета (26 %) или ничего не ждут (13%), а психологи понимания (20 %).

Сообщая о своих финансовых проблемах, 53,3% филологов ничего не ждет от собеседника, помощи 30 %, сочувствия 16,6 %, 52% психологов ожидает помощи, 24 % совета, 12% сочувствия и еще 12 % ничего не ждет.

При рассказе о своих личных проблемах большинство надеется на понимание со стороны собеседника (66,6% филологов и 52% психологов), совета (20 % филологов и 12 % психологов). Кроме того, психологи рассчитывают на помощь (36%), а филологи на поддержку (13,3 %). Большинство испытуемых надеется на радость в ответ на рассказы о своих успехах (72% психологов и 53,3 % филологов) или на похвалу (28% психологов и 26,7% филологов). Филологи думают, что могут вызвать этим зависть у собеседника (20 %). Сообщая о своих неудачах, филологи больше рассчитывают на сочувствие (60 %), а психологи на получение совета (68 %). Поддержки ожидают остальные филологи, а участия психологи. Рассказывая о своих интересах и убеждениях, все прежде всего рассчитывают на заинтересованность слушающего (по 64%), далее на ответную информацию (26% филологов и 20 % психологов) и, наконец, на поддержку (10 % филологов и 16 % психологов).

Анализ полученных данных свидетельствует о соответствии содержания сообщаемой информации ожидаемой реакции реципиента в представлении испытуемых. Это может служить косвенным доказательством того, что в зависимости от целей воздействия на партнера они могут сознательно изменять содержание подаваемой о себе информации и возможно ее форму (глубину, детальность изложения, эмоциональность изложения и т.д.). Характерно, что в большинстве случаев девушки рассказывают о себе для того, чтобы получить помощь в разных ее видах: эмоциональную, моральную, информационную или деловую. Это несомненно связано с их возрастом. По данным, полученным мной в другом исследовании, для молодежи характерно преобладание эгоцентрической мотивации общения, состоящей в стремлении к получению разнообразной помощи со стороны окружающих, в то время как для лиц среднего возраста преобладание альтероцентрической направленности, проявляющейся в стремлении к оказанию помощи, или их баланс.

Данные, полученные с помощью модифицированного варианта теста ММО, позволили выявить различия в мотивации самораскрытия испытуемых в процессе их общения с разными людьми. При выполнении этого теста испытуемый должен был называть главный мотив, который побуждает его рассказывать о себе каждому лицу из списка его знакомых. Это позволило проанализировать на всей группе, состоящей из 30 студенток филологического факультета, какие мотивы наиболее важны для них при самораскрытии с разными реципиентами.

Таблица 1

Главные мотивы самораскрытия в общении с разными людьми

мотивы/собеседники мать отец подруга друг психолог попутчик преподаватель

выговориться, отвести душу 7 6 1 1

избежать чувства одиночества 1 1 2

меня тревожит моя проблема 3 1 1 5

получить нужную помощь 3 5 2 1 5 5

получить совет 3 4 4 10 4

понравиться этому человеку 13 3 2

подать себя в определенном свете 1 1 4

оправдаться в глазах этого человека 5

похвастаться успехами 1 1

утвердиться в глазах этого человека 1 1 1 1

получить подтверждение правильности поступка 5 3 6

узнать реакцию на мою информацию 1 2 1 1

в ответ на расспросы 3 3 2 8 4

так принято 4 2 2 1

заполнить паузу в разговоре 2 2

пококетничать 3 6

развлечь собеседника 1 3 4 1

оказать моральную поддержку 3 1 1

вызвать на откровенность 1 2 4

откликнуться на откровенность 1 1

выяснить отношения 3 2

Как видно из таблицы 1, существуют явные различия в мотивации самораскрытия девушек с разными людьми. Общение с матерью носит эмоционально насыщенный характер, кроме того от нее ждут оценок своего поведения, советов и помощи. Характерно, что общение с ближайшей подругой близко по структуре к общению с матерью, но при этом подруге рассказывают о себе еще и для того, чтобы дать совет. Отцу девушки рассказывают о себе гораздо менее охотно: четверо отметили, что рассказывают о себе отцу, потому что "так принято ", а трое " в ответ на расспросы ". Это свидетельствует об отсутствии у них с отцами доверительных; отношений. В основном от него ждут помощи или совета. Помощи больше всего ждут от взрослых людей: родителей, психолога и преподавателя. Девушки хотя и не имели опыта общения с реальным психологомконсультантом, правильно понимают его функции и ждут от него в ответ на свою откровенность решения их проблем, помощи и совета. Естественно, что главным мотивом самораскрытия в общении со своим юношей почти половина девушек отметили стремление понравиться ему. В общении с ним, а также со случайным попутчиком, которого девушки себе представили как потенциального друга, отметив его возраст близким к своему, самораскрытие скорее выступает в функции самопредъявления. С ними они готовы кокетничать, развлекать их, хотя с посторонним человеком некоторые из респонденток проявляют сдержанность. Так, восемь из них готовы рассказывать о себе только в ответ на расспросы. Обращает на себя внимание тот факт, что с близкими людьми мотива управлять впечатлением о себе почти не возникает, он наиболее характерен для общения с теми, чью симпатию еще надо завоевать: знакомый юноша, попутчик, преподаватель. Отношения с преподавателем носят совершенно особый характер. От него ждут помощи, совета, подтверждения правильности своего поступка, стремятся произвести на него приятное впечатление, перед ним единственным хотят оправдаться, но никаких попыток к эмоциональному самораскрытию не наблюдается. Более того, часть респонденток хочет соблюдать психологическую дистанцию между преподавателем и собой и говорить о себе только в случае необходимости: в ответ на расспросы или чтобы заполнить паузу.

Эти данные свидетельствуют о том, что девушки адекватно воспринимают мотивы своего самораскрытия с разными людьми, и наверняка умеют в жизни варьировать информацию, сообщаемую о себе в зависимости от целей и той мишени, которой эта информация адресована. Другой вывод состоит в том, что возможно эмпирически изучать эти вариации и на их основе создавать типологию разных видов самораскрытия: доверительного, ориентированного на поиск помощи, хвастливого, развлекающего и т.д. На мой взгляд, эти особенности самораскрытия гораздо более связаны с индивидуальностью субъекта, чем суммарные показатели его объема.

Следующей задачей данной работы был анализ взаимосвязей между мотивами и темами самораскрытия. Пилотажное исследование с помощью анкеты, результаты которого излагались выше, дало основание предполагать, что существуют общегрупповые закономерности между изложением некоторых тем и мотивами, побуждающими к этому. Данная гипотеза проверялась на выборке, состоящей из 30 студентокфилологов. Степень представленности разных тем в структуре самораскрытия определялась с помощью теста Джурарда, а мотивация самораскрытия по модифицированному варианту теста ММО, описанному выше. Результаты корреляционного анализа между данными двух методик обнаружили наличие значимых связей.

Прежде всего обращает на себя внимание факт очень высоких коэффициентов корреляции между суммарным показателем мотивации самораскрытия и всеми категориями самораскрытия. Это означает, что самораскрытие по любой теме является полимотивированным. Единственной группой мотивов, давшей связи со всеми темами самораскрытия, является группа эмоциональных мотивов. Весь предыдущий анализ мотивов самораскрытия девушек показал, что для них эти мотивы являются ведущими. Среди тем самораскрытия наибольшее число связей с мотивами обнаружено для категории "отношения с другими людьми ". Эта категория является центральной в структуре самораскрытия, с ней связаны почти все другие категории, что говорит о ее большом удельном весе в рассказах девушек о себе. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что основными побудителями самораскрытия в отношениях с другими людьми являются эмоциональные мотивы (r=0,56 P

Подводя итог полученным эмпирическим данным, можно сделать следующие выводы.

Вопервых, существует несомненная связь между мотивацией общения и величиной самораскрытия в ходе него. Данные свидетельствуют о том, что наибольший объем самораскрытия и максимальное стремление к общению наблюдается по отношению к самым эмоционально близким людям (матери, ближайшим друзьям, мужу ли жене). Поэтому измерение этих показателей у членов семьи или в дружеской паре может служить надежным инструментом определения степени доверительности их отношений.

Вовторых, мотивация самораскрытия одного и того же человека может существенно меняться в зависимости от того, кому адресовано сообщение. В отношении близких людей преследуется цель получить эмоциональную, моральную поддержку и разнообразную помощь. В отношении посторонних значимых лиц (друг противоположного пола, преподавателя) на первый план выступают мотивы создания благоприятного впечатления о себе. Испытуемые (не психологи) продемонстрировали довольно высокий уровень рефлексии об этих различиях, что свидетельствует о том, что они достаточно хорошо осознают цели своего самораскрытия и, очевидно, в повседневной жизни видоизменяют одну и ту же информацию о себе, рассказывая ее разным людям.

Втретьих, мотивация самораскрытия связана с тематикой рассказа о себе. Для девушек центральной группой мотивов самораскрытия стала группа эмоциональных мотивов, давшая наибольшее число связей с разными темами. Это не означает, что такая направленность самораскрытия характерна для всех. Например, для выборки рабочих, рассматриваемой выше, большинство тем самораскрытия оказались связанными с познавательной направленностью. Эта проблема требует более детального анализа, но уже сейчас можно предполагать, что человек в зависимости от мотивации общения в целом и мотивации самораскрытия, в частности, подбирает тему самораскрытия.

Обсуждаемые результаты свидетельствуют о том, что в решении проблемы об индивидуальных различиях в самораскрытии необходим перенос акцента с формальных его характеристик, какими являются объем и широта, на мотивационносмысловые, которые связаны с более глубокими личностными пластами. Только на основании ведущих мотивов самораскрытия можно выйти на стили самораскрытия и осуществить их классификацию. При этом не нужно упрощать картину, ожидая, что человек будет одинаково себя вести в общении с разными людьми. Напротив, любой человек, даже ребенок способен перестроить свое самораскрытие в зависимости от того, кому оно адресовано. Очевидно, в манере самораскрытия каждого человека есть устойчивые характеристики, проистекающие из его ценностных ориентаций и личностных свойств, и характеристики, меняющиеся в зависимости от ситуации и партнера. Более того, можно предположить, что чем более развитой является личность, тем более вариативной будет картина ее самораскрытия с разными людьми при наличии достаточной целостности поведения (свобода внутри границ). Противоречивость сведений о связи между объемом самораскрытия и психическим здоровьем, на мой взгляд, обусловлена неправильным выбором показателя. Ведь общий объем самораскрытия ничего не говорит о качественной его стороне, которая и создает основу для психического здоровья. Психическое здоровье связано не с величиной самораскрытия, а с его адекватностью, которая состоит в осознании человеком собственных потребностей самораскрытия, а затем в выборе тех людей и тех ситуаций, которые способны дать удовлетворение этих потребностей в процессе самораскрытия. На пороге грядущего века психология должна отказаться от простых решений века нынешнего. Если психология прошлого ставила дихотомические вопросы (от ситуации или от внутренних свойств зависит поведение личности), то психология будущего должна выйти на описание меняющейся личности в условиях изменяющейся среды.

источник неизвестен

Самораскрытие может выполнять в общении различные функции.

1. Эмоциональная разрядка: после эмоционально напряженной ситуации появля­ется потребность рассказать другому человеку о пережитых эмоциях;

2. Прояснение собственных чувств (самопонимание): мы можем прояснить соб­ственные взгляды, мысли, установки, чувства, рассказав о них другим. При этом не­обязательно, чтобы другой был нам хорошо знаком.

3. Корректировка самовосприятия: наблюдая за реак­цией слушателя на наше самораскрытие, мы получаем информацию о верности или адекватности собственных оценок (так, другие люди могут подтвердить, что наши реакции выглядят «совершенно нормально», или, напро­тив, сказать, что мы все «изрядно преувеличиваем, раз­дуваем»)- Тем самым, самораскрытие становится важ­ным условием формирования или корректировки нашей ^Я-концепцйи».

4. Стимулирование взаимности: самораскрытие - дей­ствие, накладывающее психологические обязательства на другого, побуждая его к взаимности. В ряде ситуаций оно может быть использовано преднамеренно, с целью побу­дить другого к большей откровенности.

5. Формирование впечатления: информация о себе мо­жет быть использована для создания нужного образа: на­пример, рассказ о проблемах в семье имеет целью соз­дание образа человека, который нуждается в поддержке, рассказ о планах и перспективах позволяет создать образ уверенного и знающего человека.

6. Воздействие на развитие отношений; сообщение о чувствах и намерениях используется как способ продви­жения отношений (например, целью сообщения «я тебя люблю» или «я устал от тебя» может быть переведение отношений на соответствующий уровень).

Самораскрытие

добровольное открытие другому собственного «Я», своих субъективных состояний, тайн, наме­рений.

Описательное самораскрытие

сообщение другому фак­тов о себе, которые ина­че ему недоступны.

Оценочное самораскрытие

сообщение о наших взглядах, чувствах, пере­живаниях, отношениях с другими людьми.

Агрессивное самораскрытие

желзние говорить о себе, не считаясь с жела­нием другого.

Самораскрытие многомерно. Его можно оценивать, как минимум, по 5 самостоя­тельным параметрам:

а) объем сообщений личного характера;

б) степень их интимности для субъекта;

в) продолжительность, темп и скорость самораскрытия;

г) его эмоциональная тональность (хвастовство, бравада или смущение, стыд);

д) гибкость, способность личности регулировать свою откровенность в зависимо­сти от реакции собеседника и ситуации общения.

Полюсами, между которыми расположены различные уровни самораскрытия, яв­ляются такие психологические ценности, как открытость и интимность. Одна край­ность - агрессивное самораскрытие (до эксгибиционизма): желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого. Другая крайность - замкнутость, нежелание рас­крывать себя.

Таким образом, самораскрытие зависит от целого ряда моментов: кто, кому, что *Менно, насколько полно, когда, при каких обстоятельствах и для чего открывает.

К правилам самораскрытия можно отнести взаимность, уместность, своевремен­ность.

" Общее правило взаимности гласит, что откровенность и доверие требуют ответно- г ° отклика, тем самым углубляя общий уровень интимности, или коммуникации.

Y Невозможно раскрываться перед людьми, которые не проявляют к вам интереса. Одни психологи объясняют это тем, что доверие, будучи лестным, вызывает симпа­тию, расположение, а знаком симпатии служит взаимная откровенность; другие скло­няются к теории справедливости: поскольку всякая откровенность считается ценной, человек, выслушав чужую исповедь, чувствует себя обязанным отплатить тем же, независимо от степени своей симпатии к собеседнику.

При этом ряд исследований показывает, что нам больше нравятся люди, которые раскрываются на том же уровне интимности, что и мы. Если кто-то раскрывает перед нами более интимные личностные детали, это оценивается нами как вторжение на вашу интимную территорию. Если, наоборот, мы раскрываемся на более интимном уровне, чем другие, - мы чувствуем себя уязвимыми и глупыми.

В одном эксперименте (Чайкин и Дерлега) две актрисы импровизировали сцену знакомства в студенческом кафе. Каждая проделывала это двумя способами: на очень высоком и очень низком уровне самораскрытия. После этого снятые на видеопленку сцены их встречи были показаны испытуемым ь четырех комбинациях: 1) обе жен­щины проявляют высокий уровень самораскрытия; 2) обе - низкий; 3) и 4) одна про­являет высокий уровень самораскрытия, вторая - низкий, и наоборот.

На высоком уровне самораскрытия одна из актрис рассказывала о своих отноше­ниях с первым сексуальным партнером и о реакции ее родителей, вторая - о своих ссорах с матерью и возможном разводе родителей. На низком уровне женщины гово­рили о студенческих проблемах, вспоминали, как поступали в институт, какие лек­ции слушают и т. д. Основной результат - привлекательность обеих женщин была выше, когда они раскрывались на одном уровне интимности. Нарушение нормы вза­имности снижало привлекательность, но по разным причинам: та, что раскрывалась очень мало, выглядела холодной, та, что очень сильно - неуместной, неадекватной.

Правило уместности и своевременности звучит следующим образом: слишком полное и чересчур поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития личных взаимоотношений или не учитывающее состояние собеседника, приемлемый для него уровень диалога, воспринимается как нарушение границ интимности, по­пытка вторжения во внутренний мир, что побуждает собеседника замкнуться или Даже прервать контакт.

УМЕСТНАЯ ЦИТАТА

«"Мы с Вами Свои" - тоттип отношений, который необходим для гарантии их проч­ности. Они отличаются психологической близостью, взаимной авторитетностью парт­неров, положительной эмоциональной оснащенностью. Оно обладает наибольшим потенциалом значимости, осознаваемости, длительности своего существования, при­носит наибольшее удовлетворение партнерам, в нем наиболее полно удовлетворя­ется потребность человека быть значимым для других. Именно в умении постоянно возвращаться на высоту "Мы с Вами Свои", несмотря на помехи и подножки во взаи­мопонимании, состоит психологическая культура, наука и искусство общения. При­чем "Вы" должно быть встречным. Это реально лишь тогда, когда оба открыты влия­ниям, охотно идут навстречу просьбам и желаниям ближнего, не требуя "стать та­ким, как я хочу". Здесь возникает удивительное - отношения не стареют и не увяда­ют. Совместная жизнь в этом случае свободна от борьбы за влияние. Вместо перехо­да на стадию "Мы Чужие" (точнее - "Мы с Тобой Чужие") отношения продолжают расти в направлении "Мы с Вами Свои"».

Первая функция (последствие) самораскрытия состоит в том, что оно способствует пси­хическому здоровью личности коммуникатора. Закономерностям связи самораскрытия и психического здоровья посвящено значительное число теоретических и особенно экспери­ ментальных работ. Идея о наличия такой связи впервые высказана С. Джурардом. Именно ему принадлежит утверждение, что "здоровая личность... будет стремиться сделать так, что­ бы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек".

С. Джурард, как и другие психологи гуманистической ориентации, различал нормальную и здоровую личность (нормальная личность характеризуется тем, что может нормально функ­ ционировать в повседневной жизни, здоровая - тем, что достигла самоактуализации или близ­ ка к этому). С. Джурард утверждал, что рост личности блокируется, если человек не раскрывает себя другим. Самораскрытие, согласно взглядам ученого, обладает также и мотивационной силой. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому. Эта потребность должна быть обязательно реализована, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только чисто психологических проблем, но и раз­ личных психических и физических заболеваний.

В ходе экспериментальных исследований С. Джурард пришел к заключению, что между психическим здоровьем и самораскрытием существует криволинейная связь: открытость по­ зитивно связана с психическим здоровьем и негативно с "клинической" неприспособленно­ стью.

Более поздние исследования связи между психическим здоровьем и самораскрытием дали достаточно противоречивые результаты. С целью их объяснения П. Козби выдвинул следую­ щую гипотезу: "Люди с "позитивным психическим здоровьем"... характеризуются высокой от­крытостью нескольким значимым другим из своего социального окружения. Люди, плохо приспособленные... характеризуются высокой или низкой открытостью практически каждо­ му". Данная гипотеза получила подтверждение в работе А. Чайкина и В. Дерлиги, где было по­ казано, что люди, которые открывали очень личную информацию случайным знакомым, оценивались наблюдателями как мало приспособленные в отличие от тех, которые открыва­ ли интимную информацию лишь близким друзьям. Последние были оценены как нормально и хорошо приспособленные. Чайкин и Дерлига высказали предположение, что оптимальным яв­ ляется так называемое "подходящее самораскрытие", которое зависит от нескольких факторов:

1)соответствия самораскрытия контексту беседы;

2)особенностям реципиента самораскрытия (близкий друг, знакомый, незнакомый; с высоким или низким статусом; старый или молодой);

3) уровню интимности самораскрытия собеседника.

Другой важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора является развивающая функция (или способствование личностному развитию). Данная функция реали­ зуется в первую очередь благодаря тому, что самораскрытие служит мощным средством, с по­ мощью которого достигается изменение различных аспектов "Я" индивида. Следовательно, развивающую функцию можно объединить в один блок с функциями способствования само сознанию, самопознанию, личностной идентификации.

На факт способствования самораскрытия самосознанию указывает, например, Р. Ачер. Это же подтверждает и психотерапевтическая практика; в основе многих современных мето­ дик и техник, направленных на самосознание личности, лежит самораскрытие. Взаимосвязь самосознания и самораскрытия обычно прослеживается по следующей схеме. В "Я" выделя ют открытую сферу (известно себе, известно другим); закрытую сферу (известно себе, но не из­ вестно другим); слепую сферу (не известно себе, но известно другим). Наиболее релевантной для самораскрытия является закрытая сфера. В результате самораскрытия она становится ча­стью открытой сферы. Раскрывая себя и получая обратную связь (увеличивая открытую сферу и уменьшая слепую), можно достичь лучшего понимания себя. А это в свою очередь увеличи­ вает самоуважение и самопринятие.

На способствование самораскрытия самопознанию указывал еще С. Джурард, подчер­ кивая, что вследствие самораскрытия люди лучше узнают себя. Данную закономерность от­ мечают также В. Дерлига и С. Маргилис: высказывание собственных мыслей и чувств способ­ ствует лучшему их осознанию, снятию неопределенности, неуверенности, т.е. в конечном счете - самоуяснению. Л. Тьюбс и Дж. В. Байрд отмечают важность самопознания в процессе самораскрытия в связи с тем, что одной из основных проблем современного человека является кризис идентичности (современный человек затрудняется ответить на вопрос: "Кто я?"). Лич­ ностный рост предполагает лучшее осознание человеком самого себя. Открывая чувства дру­ гому, индивид делает их более конкретными для себя. Стремясь подчиниться общепринятым нормам, люди часто не проявляют истинных чувств. Если же человек открывает другим свои чувства, это затрудняет их искажение или отрицание. Самораскрытие фиксирует чувства лю дей.

Способствование самораскрытия личностной идентификации отмечают В. Дерлига и А. Чайкин. Через самораскрытие контролируются границы "Я". Самораскрытие облегчает идентификацию с группой лиц, которой доверяется секрет. Кроме того, если вследствие само раскрытия человек узнает, что его аттитюд разделяется многими, он стремится что-то изме­ нить, чтобы усилить чувство собственной уникальности. Если же человек узнает, что его мыс­ ли и чувства отличаются от того, что есть у других, у него усиливается чувство идентичности и собственной ценности.

Следующей значимой функцией (последствием) самораскрытия является функция регуля­ ции или социального контроля через посредство обратной связи коммуникатору. Согласно теории социального сравнения Л. Фестингера, в ситуациях, где нет четких стандартов пове­ дения, люди ориентируются, наблюдая за другими и пытаясь получить обратную связь по по­воду выражаемых ими мыслей и чувств. Таким образом, самораскрытие может служить ре­ гуляцией поведения индивида, адаптации его к социуму. Кроме того, в результате самораскры­тия у человека значительно повышается вероятность получить значимую обратную связь. На­ пример, он может понять, что его проблемы не уникальны. Они есть и у других.

Еще одной важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора, кото­ рую обсуждают многие психологи, является способствование удовлетворению эмоциональных потребностей. Как уже отмечалось, самораскрытие, согласно С. Джурарду, обладает мотивационными свойствами само по себе (если эта потребность личности в самораскрытии подавля­ ется, то человек испытывает состояние похожее на стресс). Большинство же авторов обраща­ ет внимание на то, что самораскрытие может служить удовлетворению целого ряда других эмоциональных потребностей. Так, например:

а) чтобы получить помощь в. связи с какой-либо эмоциональной проблемой, человеку не обходимо открыть психологу информацию о себе;

б) чтобы удовлетворить потребность в социальном сравнении, индивиды (в соответст вии с теорией социального сравнения Л. Фестингера) обмениваются информацией о своих ат титюдах;

в) чтобы удовлетворить экзистенциальную потребность во взаимном знании, получить другие экзистенциальные переживания (глубинное осмысление собственного опыта, достиже ние предельно насыщенных взаимоотношений с Богом и проч.), человек должен прибегнуть к максимально интимному и глубокому общению с другими;

г) чтобы противостоять силам, способствующим развитию процесса отчуждения в со временном обществе, необходимо всеобщее самораскрытие;

д) потребность в интимности, преодолении одиночества также реализуется посредством самораскрытия.

Немаловажной является и психотерапевтическая функция (последствие) самораскрытия, связанная в известной мере с функцией удовлетворения эмоциональных потребностей. В ли­ тературе высказывается мнение, что открытие информации о совершенном проступке уменьшает чувство вины (например, на исповеди священнику); говорится также о катарсиче ском эффекте самораскрытия; К. Роджерс утверждает, что интимное самораскрытие в группах встреч сопровождается получением удовольствия.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

рованными и психопатическими чертами характера (А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова).

Результаты нашего эмпирического исследования взаимосвязи семейных отношений, акцентуаций характера и риска суицидального поведения в подростковой среде свидетельствуют, что подростки с высоким суицидальным риском превосходят остальных подростков по уровню экстремальности поведения, им свойственны нарушения адаптивности в отношениях к окружающим, трудности в приспособлении к условиям социальной среды. Также найдены взаимосвязи изучаемых характерологических и поведенческих особенностей с готовностью к саморазрушающему поведению; высокая степень суицидального риска в большинстве случаев наблюдается у подростков с аффективно"-экзальтированным и возбудимым типами акцентуаций характера в сочетании с авторитарным или агрессивным стилем межличностных отношений. Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают, что у акцентуированных подростков при нарушении межличностных отношений склонность к суицидальному поведению возрастает. Это в свою очередь, дает возможность разработки и применения дифференцированного подхода при оказании помощи подросткам, склонным к суицидальному поведению Вместе с тем это небольшое эмпирическое исследование может служить одной из первых попыток комплексного изучения факторов суицидального поведения, а в перспективе объединения сил представителей различных наук в исследовании этого трагического феномена нашей жизни.

Зинченко Е.В.

САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Личностное самораскрытие, понимаемое нами как многоплановый процесс проявления личности в общении, является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей и отношений. Самораскрытие предполагает сообщение субъектом личной информации различной степени интимности одному или нескольким реципиентам. С его помощью человек как бы вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с представлениями о нем окружающих. Кроме потребности для самого субъекта, самораскрытие важно и для окружающих. Как считает Э. Гоффман, оно способствует определению реципиентом ситуации общения, дает возможность понять собственные ожидания и ожидания партнера. Согласно В. Дерлига, нежелание раскрываться может привести к изоляции от общества. В целом самораскрытие выступает как сложный социально-психологический феномен, имеющий значимые последствия для каждого из субъектов общения.

С точки зрения значимости для коммуникатора, самораскрытие личности в общении выполняет ряд важных функций, одной из которых является укрепление психического здоровья субъекта. Кроме внутренней гармонизации, психическое здоровье обеспечивается также гармонизацией отношений с окружающим миром. Именно поэтому самораскрытие вносит свой существенный вклад в его поддержание. Раскрытие своего «Я» другому человеку жизненно необходимо для индивида. С. Джурард назвал его условием и признаком существования полноценной личности. По его мнению, здоровая личность всегда будет стремиться к тому, чтобы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек. Самосокрытие же, как утаивание от партнера личной информации, свидетельствует о дистрессе. Как утверждает Х. Каплан, отчужденное отношение к миру лежит в основе различных невротических и социопатических состояний личности. Согласно Э. Фромму, удовлетворение потребности в человеческих связях, в слиянии с другим человеческим существом не-

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

обходимо для поддержания психического здоровья.

Вопросу связи самораскрытия с психическим здоровьем было посвящено довольно много зарубежных исследований. Эта связь оказалась неоднозначной, и мнения авторов разделились. Ряд из них обнаружили положительную корреляцию между этими феноменами, другие - отрицательную, некоторые исследователи сделали вывод об отсутствии данной связи. П. Козби объясняет низкую степень корреляции между показателями самораскрытия и психического здоровья их криволинейной зависимостью. Он выдвигает гипотезу о том, что люди с хорошим психическим здоровьем раскрываются глубоко, но только узкому кругу лиц, остальным -средне; а люди с плохим психическим здоровьем характеризуются высокой или низкой открытостью каждому. Эту гипотезу подтвердили в дальнейшем А. Чайка и В. Дерлига. Интересными в этом смысле представляются и результаты исследования Х. Каплан, которые выявили большую степень психического здоровья у девушек, чем у юношей. При учёте влияния фактора пола на самораскрытие, они могут являться косвенным доказательством существования связи самораскрытия с психическим здоровьем личности, так как многие исследователи сходятся во мнении, что для лиц женского пола характерен больший объём самораскрытия, чем для лиц мужского пола. В пользу указанной связи свидетельствуют и данные Пэйдж, М. Рэнди и др. о том, что психическое здоровье в детском и подростковом возрасте в значительной степени связано с переживанием чувств одиночества и изоляции.

Самораскрытие имеет зачастую катартический эффект. Высказанная вслух личная информация как бы отчуждается от субъекта, что сопровождается облегчением переживания. Как было доказано зарубежными исследователями, на здоровье человека положительно влияет не только непосредственное, но и опосредованное самораскрытие. При последнем существенно снижается риск негативных последствий, что делает его более предпочтительным для коммуникатора. Ведение дневниковых записей мы рассматриваем как один из способов опосредованного самораскрытия. В данном случае в качестве реципиента выступает сам субъект самораскрытия, его собственное Я. Согласно данным американских исследователей П. Пеннибейкер и К. Гувер, ведение дневника улучшает самочувствие, увеличивает сопротивляемость болезням.

В отечественных исследованиях получены данные, косвенно свидетельствующие о связи самораскрытия личности с её психическим здоровьем. Так, Н.Д. Семёнова установила, что у лиц, страдающих бронхиальной астмой, после психокоррекционных занятий, направленных на восстановление эмоциональной связи с миром, наблюдались положительные изменения в сфере общения и, как следствие, улучшилось психическое здоровье. Этот опыт работы подтверждает тезис Джурарда о том, что подавление потребности в самораскрытии может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и психосоматических заболеваний. Л.И. Анцыферова отмечает, что отчужденное отношение к миру выступает основой невротических и социопатических состояний личности. Т.П. Скрипкина, указывает на то, что неадекватность в проявлении доверия связана с невротическими состояниями и выступает показателем отклонения психического здоровья личности.

Таким образом, существующие психологические исследования указывают на наличие сложных взаимосвязей между самораскрытием и психическим здоровьем личности. Данная проблема требует дальнейшего практического изучения и теоретического осмысления.