Самодисциплина: Принятие. Учимся быть дисциплинированными. О проявлении качества

Лекция 21. Сознательная дисциплина

Как результат целостного

Учебно-воспитательного процесса

Сущность сознательной дисциплины

Сознательная дисциплина в научной педагогике рассматривается как явление нравственное и политическое, как результат всего учебно-воспитательного процесса.

Организованность, дисциплинированность как качества личности ответственного человека - важное условие успеха реформ, решения всех экономических, социальных, политических, культурных проблем. Граждане демократического общества в системе общественных отношений имеют дело с совокупностью различных видов сознательной дисциплины: гражданской, партийной, плановой, трудовой, технологической, исполнительской. Сознательная дисциплина - ин-тегративное свойство личности, закономерно венчающее весь процесс ее формирования. А.С. Макаренко подчеркивал, что дисциплина у нас есть явление нравственное и политическое, нарушитель ее требований по существу выступает против интересов коллектива, общества и своих собственных.

Научная педагогика выводит идеи сознательной дисциплины из органического сочетания интересов личности и общества, сознательного отношения к труду и бережного - к общественному достоянию. Сознательная дисциплина как общественное явление определяется мировоззрением, гражданскими убеждениями. Она предполагает целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех интеллектуально-творческих способностей и физических сил на решении задач обновления. Сознательная личность характеризуется проявлением активности и инициативы, непримиримой борьбой с застоем, трудностями и недостатками. Сознательная дисциплина есть дисциплина товарищеская, всяческого доверия, инициативы и солидарности в борьбе. Она представляет собой наилучшую форму достижения хозяйственных и политических целей.

Возрастные аспекты формирования сознательной

Дисциплины

Во взаимодействии с детьми сознательная дисциплина как гражданское качество и результат педагогического процесса воспитывается постепенно, всем многообразием содержания, форм и методов организации жизни. А.С. Макаренко доказал, что она не может быть исходным моментом и средством организации учебно-воспитательного процесса, поскольку вырастает из него как его продукт и результат. Сознательная дисциплина становится орудием, средством воспитания лишь после того, как рождается, укрепляется, формируется, созревает в качестве итога всех воспитательных влияний.

В практике работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, сужения сущности сознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов, сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимается ими как скучная и неприятная обязанность, как стеснение и подавление свободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности. А.С. Макаренко называл такую дисциплину «занудной». Дети всеми силами стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих естественных проявлений.

Нередко учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению. Другие усматривают свою задачу лишь в выработке у детей навыков внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений и тренировок. При этом забывают об идейной стороне дела, о связи сознательной дисциплины с добросовестным отношением к учебному и производительному труду, общественному богатству и достоянию. Третьи считают, что дисциплина есть лишь внешний порядок, который достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей, воспитателей. Конечно, в понятие сознательной дисциплины входит и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание. Однако она не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложное, диалектически более противоречивое, чем послушание или внешнее культурное проявление.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения. Она образуется как элемент сознания и способ практического привычного действия, по мере накопления опыта успехов и достижений, благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она усваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения реальных насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, в зависимости от возраста, состояния воспитательной работы, может быть различным.

Диалектика формирования сознательной дисциплины заключается в единстве, противоречивой взаимосвязи исполнительской деятельности ребенка и проявляемой им инициативы, общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями, школьник активно реализует собственные побуждения к самодеятельному творчеству, осознает себя не столько объектом воздействия, сколько организатором собственной жизни, субъектом воспитания. Осуществление подростками самовоспитания и самоорганизации убедительно свидетельствует об их продвижении к самоорганизации и сознательной дисциплине. Ребята среднего школьного возраста совершают постепенный переход от необходимости, от неосознанных стимулов и внешних воспитательных воздействий, направляющих их поведение, к свободе, к реализации сознательных, продуманных планов и перспектив, к самостоятельным общественно ценным действиям и поступкам.

Психологически сложные переходы внешних взаимодействий во внутренне осознанные мотивы поведения, целесообразные, общественно ценные действия детей ведут к постепенному возникновению и формированию у них таких качественно новых психических образований, как самоутверждение, способность выбора и самостоятельного решения, определяющих их отношения с окружающей действительностью.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в первую очередь - учителями и родителями, и в меньшей степени - спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей с их помощью побуждает основную массу младших школьников к послушанию. Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать, развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел.

К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале и справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний дисциплинарному воздействию. Подросток остро реагирует на отношение к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действие наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, общению, представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии. Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.

Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся у большинства из них чувство ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости ко лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в. действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, в овладение профессией, в ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации жизни порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное, неконтролируемое поведение.

. 7 класс">§ 5. Для чего нужна дисциплина
  • Какие существуют правила жизни людей в обществе?
  • Почему важно соблюдать эти правила?
  • Что такое нормы и санкции?
  • Всем ли обязательно соблюдать дисциплину?
  • Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина общеобязательная и специальная

Дисциплина - необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

    Дисциплина - это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Нередко ты можешь встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Наряду с ней существует специальная дисциплина, обязательная только для членов определённой организации (трудовая, школьная, воинская и т. д.)- В. И. Даль в своём словаре рассматривает дисциплину как «воинское повиновение, послушание, порядок подчинённости, чинопочитание». В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона одним из значений слова «дисциплина» выступает «воспитание, совокупность обязательных правил в школе».

Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное - жизнь многих людей.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.

В художественном фильме «Офицеры» есть эпизод с участием суворовца Ивана Трофимова. Мальчик был из семьи потомственных военных. Его дед - боевой генерал, отец погиб на фронте. Как-то раз Ваня опоздал в училище из увольнения и тем самым нарушил воинскую дисциплину. Паренёк был в зоопарке, засмотрелся на бегемота и забыл о времени. Наказанием был наряд вне очереди.

    Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, в уставах о дисциплине, в коллективных договорах, в должностных и технических инструкциях.

Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей. Оно наносит материальный ущерб не только отдельному предприятию, но и хозяйству страны в целом.

    Путешествие в прошлое
    В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы: взорвались три вагона грузового поезда. В них находилось около 120 т взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Образовалась воронка размером с девятиэтажный дом. Пострадали почти 2000 человек - погибшие, раненые, люди, оставшиеся инвалидами, дети, ставшие сиротами. С лица земли был стёрт целый микрорайон... Кто-то вопреки правилам перевозки опасных грузов распорядился прицепить эти вагоны сразу же за локомотивом, а начальник поезда не принял решение переукомплектовать состав.
    Грузовой Ил-76 потерпел аварию и врезался в жилой дом. Причина - взяли на борт груза больше, чем определено правилами.
    Самолёт Аэрофлота Ил-86 более чем с сотней пассажиров на борту приземлился без выпущенных шасси. Почему? Кого-то из членов экипажа раздражал звук сирены, напоминающей о моменте их выпуска. Он отключил сирену, а без её звука командир забыл выпустить шасси. К счастью, всё обошлось без трагических последствий.
    Межгосударственный авиационный комитет провёл анализ двух тысяч полётов и выявил ряд серьёзных нарушений. Некоторые пилоты высокомерно относятся к требованиям техники безопасности, переоценивают свои возможности, нарушают правила полётов.

    Что объединяет все перечисленные факты? А приходились ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Внешняя и внутренняя дисциплина

Что побуждает людей быть дисциплинированными? С одной стороны, те правила, которые существуют, и само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. «Принуждение, - писал немецкий философ И. Кант (1724-1804), - ограничивающее и в конце концов искореняющее постоянную склонность к отступлению от тех или иных правил, называется дисциплиной».

Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.

Например, твои родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек - не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.

Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул - страх уголовного наказания, утраты свободы.

С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.

Внутренняя дисциплина - результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

Говоря о внутренней дисциплине, следует выделить правила, устанавливаемые каждым человеком лично для себя. Эти правила лежат в основе самовоспитания.

Дисциплина, воля и самовоспитание

Вероятно, ты уже знаешь о возможностях самовоспитания. Наверное, ты задумывался о том, что неплохо было бы воспитать в себе определённые качества, привычки. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной? Давай разберёмся.

Во-первых, оцени, удалось ли тебе выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки. Во-вторых, проверь, удалось ли тебе эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.

Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799-1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.

Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, - и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один - ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.

Когда в первый раз слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», становится не по себе. Что же получается: чтобы быть законопослушным, надо знать абсолютно все законы? Законы знать, безусловно, полезно. Но держать их все в голове не под силу даже специалистам. И здесь на помощь приходит дисциплина. Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем закона.

Проверим себя

  1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  2. Какая бывает дисциплина?
  3. Каковы последствия нарушения дисциплины?
  4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

В классе и дома

  1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.
  2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?
  3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну всё подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?
  4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона - внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.
  5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.
  6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Учимся быть дисциплинированными

  1. Привыкай сам себя контролировать. Задай себе вечером вопросы: что я планировал сделать сегодня? Что из этих планов зависело только от меня? Что сделано, а что нет? Насколько помогала осуществлению планов внутренняя дисциплина?
  2. Понаблюдай за окружающими тебя людьми. Зафиксируй отдельные, далее малые нарушения дисциплины. Отметь для себя, какие нарушения встречаются чаще всего, из-за чего они происходят, к чему могут привести.
  3. Старайся не оставаться в стороне, если рядом с тобой происходят нарушения дисциплины, которые угрожают жизни и здоровью людей. Сообщи об этом взрослым или позвони в полицию. В этом тоже будут проявляться твоя внутренняя дисциплина, требования к самому себе.
  4. Понаблюдай за собой. Ты ведёшь себя определённым образом, когда знаешь, что за тобой следят, когда ты на виду. А когда никого нет и никто не знает, что ты делаешь? Всегда ли в этом случае совпадает твоё поведение с тем, которое видят другие? Какие из этого можно сделать выводы?

Самодисциплина относится к числу внутренних механизмов человека, которые полностью регулируются его сознанием. Чем больше развито сознание личности, тем успешнее он может контролировать самого себя, проявлять собственную дисциплинированность. Самодисциплина – это такой навык, который многие люди хотели бы освоить. Однако не все находят в себе внутренние резервы для того, чтобы начать действовать в заданном направлении. Некоторым из нас действительно недостает сил и эффективного самоконтроля. Многие люди годами не могут правильно организовать свою жизнь и, как следствие, прийти к желаемому успеху.

Навыки самодисциплины

Самодисциплина позволяет личности постоянно расти над собой и стремиться к новым достижениям. Навыки самодисциплины помогают справиться с повседневными трудностями, преодолеть и собственными возможностями. Что отличает дисциплинированного человека от такого, который никак не стремится контролировать свою жизнь? Попробуем разобраться.

Постоянство в суждениях

Развитые навыки самодисциплины позволяют личности вырабатывать свою индивидуальную точку зрения по тем или иным вопросам и придерживаться ее на протяжении длительного времени. Развитую дисциплину отличает постоянство в суждениях. Такой человек выглядит довольно уверенным в себе, знающим, чего хочет достичь в жизни. Постоянство в суждениях проявляется в том, что человек твердо знает, чего хочет достичь в жизни. Его внутренние убеждения остаются незатронутыми внешними обстоятельствами, непоколебимыми окружающими.

Контроль над собой

Самодисциплина учит принимать на себя ответственность за происходящее. Личность, обладающая навыками дисциплины, умеет контролировать свои сиюминутные порывы и желания. Она не поддается на многочисленные соблазны, встречающие ее на каждом шагу. Твердое убеждение в том, на что стоит обратить внимание, а чего лучше избегать всеми силами учит не зацикливаться на мелочах. Неудачи случаются у всех, но они должны стать уроком, а не поводом для бесконечного расстройства. У личности с развитой дисциплиной имеются непревзойденные способности контролировать собственные поступки и действия. Навыки самодисциплины помогают человеку удачно переживать сложные ситуации, легче относиться к происходящим событиям, верить в собственные перспективы, строить долгосрочные планы и верить в их осуществление.

Уверенность в себе

Сильная личность всегда достаточно уверена в себе. Она знает, чего хочет и чего достойна на самом деле. Уверенность в себе не достигается за один день. Она является результатом упорного труда и самодисциплины. Человек, который не может правильно организовать свою жизнь, не имеет возможности достичь подлинного успеха. Уверенность в себе – это результат эффективной работы над собой, навык, который нуждается в постоянном оттачивании. Если мы не будем следить за собой, поощрять собственные возможности, строить планы, никогда ничего не произойдет в нашей жизни само по себе. Вот почему большинство людей предпочитают, чтобы ими управляли, и легко отдают ведущую позицию кому-то другому. Многие люди с радостью снимают с себя чувство ответственности.

Как развить самодисциплину

Самодисциплина – навык, который нуждается в том, чтобы человек постоянно поддерживал его в себе. Нельзя много дней работать над собой, а потом успешно решить, что перестаешь в этом нуждаться. Нет, сила духа укрепляется со временем подобно тому, как растут и крепнут мышцы тела после каждой тренировки. Как развить самодисциплину? На что следует обратить особое внимание?

Грамотное планирование

Чем бы вы ни занимались, необходимо уметь это тщательно простроить у себя в голове. Чем ярче вы представляете себе результат собственных усилий, тем продуктивнее будет происходить работа. Грамотное планирование позволит не сбиться в самый ответственный момент, не уйти в сторону и не потерять главную мысль. Успешный человек всегда составляет себе несколько видов планов: на пять лет, на один год, на квартал, месяц, неделю и день. Причем планировать каждый следующий рабочий день необходимо с вечера предыдущего. Так больше шансов, что вы не начнете в самый ответственный момент жалеть себя и не уйдете от главного. С утра старайтесь сделать важные дела как можно скорее. Это позволить освободить большое количество времени для других занятий. С помощью нехитрой самодисциплины можно почувствовать себя значительно свободнее. Старайтесь заранее учитывать, сколько времени у вас уйдет на выполнение той или иной задачи, стремитесь укладываться в поставленные сроки.

Поощрения и штрафы

Если вы всерьез задумались над тем, как развить самодисциплину, пригодится метод поощрений и штрафов. Суть этого метода заключается в том, чтобы постоянно чем-то стимулировать собственные достижения. Если успешно справились с задачей на день, поощрите себя. В случае «неповиновения» назначайте штрафы. Придумайте сами, что это будет: поход в кино, ресторан или на выставку картин. Очень многое зависит от ваших финансовых возможностей. Можете поощрять себя каждый день, а можете накапливать «бонусы» и радовать себя сразу за успешную неделю. Вы сразу почувствуете улучшения: возрастет активность, появится желание достичь большего, чем в прошлом месяце или на прошлой неделе. Такая внутренняя мотивация рано или поздно приведет к значительному успеху. Если вы сможете переступить через собственную лень, кажущуюся безысходность и отчаяние от того, что ничего не получается, то обязательно придете к окрыляющему состоянию победителя. А для начала необходимо победить самого себя!

Доказано, что ранее пробуждение способствует высвобождению большего количества энергии. Чем раньше человек просыпается, тем больше он успевает выполнить за день. Наши ресурсы отнюдь не безграничны. Вот почему так важно в одно и то же время ложиться и вставать. Оказывается, лентяи, любящие проводить время в праздности, никогда не станут по-настоящему удачливыми. Они просто не смогут заставить себя проснуться раньше полудня. Только ранний подъем способствует раскрытию внутренних резервов всего организма.

Аскетичность

Аскеза представляет собой сознательное ограничение себя в чем-либо во имя достижения заветной цели. Скажем, если вы решили похудеть, то развитие самодисциплины придется весьма кстати. Такая внутренняя саморегуляция позволит отслеживать собственные действия, вовремя осуществлять контроль над своим питанием. Аскетичность хороша и тогда, когда вы твердо решили достичь конкретной цели. Вы сознательно отказываете себе в каких-то удовольствиях, чтобы в будущем получить величайшее благо.

Таким образом, самодисциплина – очень нужный и полезный навык, столь необходимый для деятельности современного человека. Люди, мечтающие достичь значимого успеха, должны освоить навыки эффективной работы над собой.

Самодисциплина – это приобретенное качество личности, выражающееся в самоорганизации, самоконтроле, проявлении ответственности и способности выстраивать собственную деятельность соответственно принятому плану (режиму, регламенту, программе), а не эмоционально-настроенческому состоянию, которое преобладает у субъекта. Выглядеть это может как непосредственное выполнение составленного плана, который берет за начало осуществления момент его формирования (например, определился с профессией – записался на курсы, купил специализированные книги и учишься – последовательно и безотлагательно). В реальности же между моментом выбора цели и началом реального выполнения действий по ее воплощению могут проходить дни и месяцы (чтение книг откладывается, курсы посещаются через раз).

Сила самодисциплины значительно влияет на эффективность предполагаемой деятельности, скорость и степень развития человека.

Самодисциплина наиболее действенный прием саморазвития и борьбы с зависимостями, а также негативными привычками (опоздания, беспорядок, заедание проблемных ситуаций, несдержанность ). В современных различных областях, специализирующихся на методах развития и саморазвития личности, какое бы проявление они не имели (психология, энергетические практики, физические нагрузки, образование), самодисциплине отводится основная роль.

Понятие самодисциплина

Чтобы наиболее верно определить и понять, что такое самодисциплина, вначале необходимым является обозначение термина дисциплина. Дисциплина определяется, как способность человека неукоснительно придерживаться определенных жизненных норм и принципов. Дисциплинированность большей частью обусловлена внешними мотивирующими факторами, а не внутренними убеждениями (так, человек вовремя приходит на работу, так как боится увольнения; следит за внешностью и опрятностью одежды, так как хочет быть принятым в обществе).

Дисциплинированность проявляется как следование определенному и вполне естественному распорядку, принятому в данном социальном окружении.

Чтобы появилась самодисциплина, необходимы внутренние, дисциплинирующие факторы, т.е. для ее развития нужна самодисциплина, что ставит человека изначально в тупик. Разрешает этот замкнутый круг определение самодисциплины в контексте деятельностного подхода.

Самодисциплина подразумевает под собой неукоснительное следование выбранному пути и плану, а также отказ от действий, которые отдаляют от цели, пустого и бесполезного времяпрепровождения. Данное поведение требует высокого уровня осознанности при выполнении деятельности и сконцентрированности на цели.

Обычно проблемы с дисциплиной и самодисциплиной у человека возникают тогда, когда он заставляет делать себя нежеланные вещи, или совершать поступки, которые могут пребывать в сильном противоречии с убеждениями и принципами самого человека. Это ориентация целей и , которая исходит не из глубокого внутреннего понимания себя, а из копирования чужих установок и способов жизнетворчества. А копировать всегда тяжелее, чем жить своим знанием. Когда очередные попытки достижения и вынужденной самодисциплины терпят крах, стоит задумать не о том, какая техника развития самодисциплины еще нужна, а о том действительно ли и на самом ли деле человек хочет именно того, к чему стремится или это лишь верхняя часть айсберга истинной потребности.

В психотерапевтической практике часто встречаются случаи, когда человек прилагает огромные усилия для достижения определенной выбранной цели (например, выучиться на переводчика), тратит большое количество времени, внешних и внутренних ресурсов (например, репетиторы, образование), а в итоге ничего не выходит и напоминает топтание на месте. При таких случаях часто может вскрыться абсолютно другая потребность (например, угодить родителям, через осуществление их мечты о профессии переводчика), которую можно удовлетворить менее затратными и более адекватными методами.

Уровень развития и проявления самодисциплины не константная величина и зависит от адекватности прилагаемых усилий. Уровень дисциплины снижается при повышении импульсивности и отвлекаемости, а также к концу дня при возрастании утомления.

Самодисциплина имеет определенную степень зависимости, связанную с особенностями социального окружения. Так, находясь в контакте с дисциплинированным человеком, собственный уровень дисциплинированности также повышается, и наоборот, пребывая в расслабленных условиях, рядом с веселящимися людьми, уровень самодисциплины снижается.

Психология самодисциплины

Психология самодисциплины одна из самых востребованных и популярных тем, касающихся саморазвития (духовного, психического, интеллектуального или физического). Все больше людей сталкивается с тем, что основным препятствием для достижений является не недостаточность знаний, практических умений или несоответствие условий и прочее, а именно недостаток самодисциплины.

Психология самодисциплины включает пять основных процессов: оценка своего состояния, сила воли, направленный труд, старание, упорство в поставленной цели.

Оценка своего состояния, уровня развития выбранного навыка, степень приближенности или отдаленности от поставленной цели и необходимые задачи, стоящие на пути ее достижения – это все те элементы реальности, которые необходимо заметить и оценить прежде, чем приступать к активным изменениям. Как позитивный, так и негативный взгляд и оценка могут дать негативные результаты эффективности достижения, так как при излишне позитивном ситуации усилий будет прикладываться меньше, чем требуется, а при негативизации больше, чем человек может осуществить без ущерба для самого себя.

Развитая сила воли – это то, что позволяет начать действовать, преодолеть накопленную инерцию старого образа жизни. Добиться качественных изменений, используя только силу воли невозможно, однако именно она дает первый толчок к действиям и созданию новых поведения, согласно ранее выбранному плану. Задача личности максимально использовать энергетический потенциал силы воли за тот короткий промежуток, пока не иссякла энергия, и придать новой деятельности инерционную заряженность. На этом этапе развития самодисциплины необходимо предупредить возможные ремиссии (худеющим — убрать всю калорийную еду, решившим бегать — обзавестись абонементом или другом, который будет вытаскивать на пробежку, тем, кто нормализует свой режим дня – поставить таймеры отключения интернета и средств связи).

Направленный труд неотъемлемый компонент самодисциплины, ведь только прилагая существенные усилия, возможно, достичь результата и перестроить свою жизнь. Если человек продолжает выполнять какую-либо деятельность, прилагая усилия в той же мере, что и раньше, то развития не происходит.

Сила самодисциплины возрастает в тот момент, когда регулярно прикладываются существенные усилия на пути к выбранной цели. Старание предполагает собой выполнение необходимых действий в определенный, обозначенный заранее период времени, независимо от того, есть ли желание, интерес или эмоциональная предрасположенность это делать. Сюда входят рутинные или однотипные дела, возможно ежедневные и занимающие мало времени, но скучные. Именно тут и кроется соблазн не выполнить их, тогда результат начинает отдаляться, а уровень трудности возрастает, самодисциплина рушится.

Упорство заключается в выполнении действий, даже когда иссякла и хочется все бросить, это возможность продолжать действовать, даже если эмоционально человек абсолютно не готов или не желает заниматься данными делами сейчас. Упорство в достижении необходимых целей проявляется в постоянном мониторинге уровня развития необходимых навыков и приближения к результату, в зависимости от чего может меняться стратегия поведения или даже отказ от выполнения данных задач. Например, лучше отменить тренировку при гриппе, чтобы восстановить силы организма и продолжить достижение потом, чем идти в зал и получить осложнения, которые могут сделать достижение выбранной цели невозможным.

Мы рассмотрели главные психологические составляющие самодисциплины, на основании которых можно спланировать пути и способы ее развития.

Как развить самодисциплину?

Развитие самодисциплины это процесс, требующий постоянного поддержания, так как все наработанные в течение времени навыки сойдут на нет при прекращении действий, обусловленных дисциплиной. Однако при постоянной тренировке способность к постановке и выполнению все более сложных заданий повышается и достигается с меньшим количеством прилагаемых усилий. Чем масштабнее цель ставит перед собой человек, тем больше опосредованной выгоды он получает на выходе (помимо достигнутой цели развивается самодисциплинированность, повышается уровень возможностей достижения других задач, приобретение уникальных навыков).

Прежде чем непосредственно приступить к развитию самодисциплины следует определиться с собственными целями, желаниями, понять для чего и нужно ли вообще дисциплинироваться. Это очень глубокая работа, которая затрагивает экзистенциальные области самоопределения человека и может занять достаточно большое количество времени. Но потраченное время окупится сторицей, так как потом, даже при отказе от попыток развития самодисциплины, с человеком начнут происходить определенные изменения. Так, осознав своей жизни, соприкоснувшись с поиском ее смыла, становится невозможным часами пропадать в играх и социальных сетях, заниматься ерундой, смотреть в одну точку.

Дальше необходимо устранить мешающие и отвлекающие факторы, которые отдаляют момент (тут актуально определить время для работы и время для общения, обеспечить себе место для занятий, где не потревожат и т.д.). Стоит определить те области, где достаточно просто сформировать привычку, которая обычно формируется в течение двадцати одного дня, и сконцентрироваться на сознательном ежедневном выполнении заданий. Впоследствии установление привычек можно соотносить с определенным временным промежутком и расставив их несколько в течение дня, человек получает автоматическую дисциплинированность.

Важно на каждом этапе помнить, что самодисциплина это средство, а не цель и не стремится к полнейшему упорядочиванию своей жизни, всегда должно оставаться место для творчества и маневров. А также важно соотносить поставленные цели со своими потребностями и особенностями – не стоит заставлять себя просыпаться на рассвете, если вы сова, только в угоду развития самодисциплины.

Непосредственная связь уровня самодисциплины и мотивации давно замечена и учеными и обывателями. Когда человек осознает собственные цели, видит перспективы дальнейшего развития и желаемых приобретений, ему легче выполнять определенные задачи, следовать построенному плану. Чем на более длительный период времени распространяются цели, тем более высока вероятность заинтересованного выполнения промежуточных задач. Взаимосвязь ежедневных задач друг с другом и достижением чего-то значимого в будущем значительно повышает личную заинтересованность, мотивацию и соответственно самодисциплину.

Как развить самодисциплину? Для этого рекомендуют большие и сложные дела разбивать на более мелкие и простые задачи, планируя дела в своем ежедневном расписании. Важно расставлять приоритетность той или иной задачи и после чего хорошо выполнять дела по рейтингу приоритетности, без соскальзывания на мелкие и менее значительные дела (потому что они проще), чем выполнение одного более тяжелого, но приоритетного пункта.

При выполнении плана важна мотивация и умение уложиться в определенные сроки. Тут может прийти на помощь такая техника развития самодисциплины, как оповещение знакомых и общественности о планируемом проекте и сроках его выполнении (окружающие будут требовать результатов, тем самым подстегивая к выполнению планов вовремя). Так же можно разбить всю необходимую работу на несколько обозримых кусков, при выполнении каждого из которых нужно поощрять себя чем-то приятным. Важно следить не только за крайним сроком выполнения задания, но и за продолжительностью периода, который занимает выполнения. Стоит отмечать себе, сколько можно выделить времени на определенную деятельность и прекращать этим заниматься по истечении данного временного отрезка. Итак, помимо внутренней мотивации создается внешняя система наказаний и поощрений выполняемой задачи.

Однако стоит аккуратно подходить к данным элементам, чтобы стремление достигнуть цели не стало самоцелью и не отнимало отдых, нормальное питание, сон и прочее. В таком режиме человек не может функционировать нормально, поэтому одной из основных задач самодисциплины является ее применение для обеспечения себе режима сна, умеренной необходимой физической нагрузки, прогулок на свежем воздухе. Чем более отдохнувшим, здоровым и энергичным будет человек, тем легче ему будет направить свое внимание на организацию рабочих процессов.

Развитие самодисциплины стоит начинать постепенно, точно также как физические тренировки. Организму требуется время, чтобы перестроиться в новый режим функционирования. Главным критерием в оценке правильным ли путем в развитии самодисциплины движется человек, является его позитивное самоощущение и наличие видимых результатов.

Пятью столпами самодисциплины являются: признание, сила воли, тяжёлый труд, трудолюбие и упорство. Мы подробно обсудим каждый из этих столпов, но сначала – общий обзор.

Что такое самодисциплина?

Самодисциплина это способность заставить себя принять решение, независимо от вашего эмоционального состояния.

Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вы говорите своему телу: «У тебя избыточный вес. Потеряй 10 килограмм». Без самодисциплины это намерение не воплотиться в реальность. Но с достаточной самодисциплиной, это будет достигнуто. Вершиной самодисциплины является точка, где принятое вами сознательное решение, гарантированно приведёт вас к завершению.

Самодисциплина является одной из многих личных инструментов развития доступных для вас. Конечно, это не панацея. Тем не менее, задачи, с которыми вы можете справиться благодаря самодисциплине, очень важны, и, хотя существуют и другие способы решения этих задач, самодисциплина эффективней всего. Самодисциплина способна помочь вам справиться с наркоманией или же потерять любое количество веса. Она может избавить вас от промедлений, беспорядка и невежества. Кроме того, самодисциплина в сочетании с другими инструментами, такими как страсть, целеполагание и планирование, становится мощным союзником.

Развитие самодисциплины.

Самодисциплина подобна мышцам. Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее становитесь. Чем меньше вы развиваете её, тем слабее становитесь.

Подобно тому, что у каждого человека есть различная мышечная сила, все мы обладаем различным уровнем самодисциплины. Она есть у каждого человека – если вы способны задержать дыхание на несколько секунд, у вас есть самодисциплина. Но не у каждого она развита одинаково.

Способ развития самодисциплины аналогичен прогрессивной силовой тренировке для наращивания мышечной массы. Это значит, поднятие тяжести, близкой к пределу.

Аналогичным образом, основной метод развития самодисциплины состоит в решении задач, которые вы можете успешно выполнить, но находятся неподалёку от предела. Это не значит, пытаться делать что-то и проваливать задачу изо дня в день, это означает выход из вашей зоны комфорта. Вы не сможете нарастить мышечную массу, пытаясь поднять вес, который не можете сдвинуть с места, но также вы не сможете нарастить мышцы, поднимая вес, который слишком лёгок для вас. Вы должны начинать с весов (задач), которые находятся неподалёку от предела, но которые вы способны поднять.

Прогрессивная подготовка означает, что если вам удаётся что-либо, вы усложняете задачу. Если вы будете продолжать работать с тем же весом, вы не станете сильнее. Аналогичным образом, если вы терпите поражение в жизни, вы не получаете больше самодисциплины.

Подобно тому, как большинство людей имеют очень слабые мышцы, по сравнению с тем, какие мышцы они могли бы нарастить, благодаря тренировкам, большинство людей имеют низкий уровень самодисциплины.

Ошибкой являются попытки заставить себя делать слишком тяжёлые вещи, при построении самодисциплины. Если вы будете пытаться преобразовать всю свою жизнь путём установки десятка новых целей для себя перед сном, и ожидать что вы последовательно будете действовать соответственно этому плану с утра, вы почти наверняка провалитесь. Это как человек, который пришёл в спортзал первый раз и пытается поднять 150 килограмм в жиме лёжа. Вы будете выглядеть глупо.

Если вы можете поднять только 10 килограмм, начинайте с 10 килограмм. В том нет стыда, чтобы начать с того, где вы находитесь. Аналогичным образом, если сейчас вы очень не дисциплинированный человек, вы можете начинать с небольших задач, которые способны решить. Чем более дисциплинированным человеком вы становитесь, тем легче становится жизнь. Проблемы, которые раньше казались для вас бесконечно трудными, в конечном счете, покажутся детской забавой. Чем сильнее вы становитесь, тем легче кажется прежний вес.

Не сравнивайте себя с другими людьми. Это не поможет. Вы найдёте только то, что вы ожидали найти. Если вы считаете себя слабым, то все остальные будут казаться сильнее. Если вы считаете себя сильным, все остальные будут казаться вам слабыми. Нет смысла в таком сравнении. Просто смотрите на то, кем вы являетесь сейчас, и стремитесь стать идти лучше.

Давайте рассмотрим пример.

Предположим, вы хотите развить в себе способность работать по 8 часов каждый день, так как вы знаете, что это произведёт реальные изменения в вашей карьере. По статистике, офисные работники довольно большую часть своего времени тратят на безделье. Так что есть место для развития.

Возможно, вы пытаетесь работать 8 часов подряд, не поддаваясь провокации отвлекающих факторов, и вы можете сделать это единожды. На следующий день вы тратите на работу меньше часов. Это нормально. Вы проработали один день 8 часов подряд. Два дня это слишком много для вас. Можно немного и урезать. Сколько часов вы можете проработать все пять дней? Смогли бы вы работать сосредоточенно в течение одного часа в день, пять дней подряд? Если вы не можете этого сделать, сократите это время до 30 минут, или столько, сколько можете. Если вам удастся сделать это, и вы почувствуете, что делаете это легко, усложните задачу (сопротивление).

Как только вы проведёте целую неделю на одном уровне, на следующей неделе поднимитесь на ступеньку повыше. Так, продолжайте свою подготовку до тех пор, пока не достигните цели.

В следующих частях статьи вы узнаете о пяти столпах самодисциплины.

Можете ли вы научиться самодисциплине?

Многие люди имеют довольно таки фаталистическое отношение к самодисциплине. Они не считают себя дисциплинированными людьми, по их мнению, им не хватает стойкости в выполнении своих задач. Они часто говорят о «проблеме откладывания на потом» или «отсутствии силы воли». Они винят отсутствие самодисциплины в своей неспособности начать бизнес, закончить колледж, успешно бросить курить или следовать диете.

Маловероятно, что кто-либо из нас полностью лишён возможности развить самодисциплину. Также, маловероятно, что кто-либо из нас был рождён с железной самодисциплиной или великим упорством: это то, чему мы можем научиться.

Кратковременные удовольствия.

Недостаток самодисциплины часто является результатом выбора кратковременного удовольствия вместо возможности получения выгоды в долгосрочной перспективе. Возможно, вы встречались с этой тенденцией в подростковом возрасте, когда вместо учёбы выбирали компьютерные игры или вечеринки. Тогда вы вполне могли быть раздражены родителями, которые пытались вернуть вас к выполнению домашней работы. Возможно, вы тратили свои деньги на компакт диски и в конечном итоге оставались без денег в кармане и теряли возможность прогуляться с друзьями.

С возрастом мы узнаём, что чаще стоит пренебречь кратковременным удовольствием, в пользу долгосрочной радости.

Как вы можете развить самодисциплину.

В большинстве случаев мы становимся более дисциплинированными с возрастом. Если вы мысленно вернётесь назад к детским годам, вы, вероятно, вспомните время, когда вы были почти полностью лишены самодисциплины. Возможно сейчас:

  • Вы в состоянии встать на работу в нужное время – без криков родителей, заставляющих вас встать с постели.
  • У вас достаточно денег для оплаты счетов – и вам больше нет необходимости просить у родителей на карманные расходы.
  • Вы содержите свой дом в чистоте: не потому, что ваши родители возлагают на вас задачи по приборке, а потому что вы сами желаете жить в чистоте.

· Даже если вы чувствуете, что вы не очень дисциплинированы, вы учитесь удерживать себя от удовольствий, и предпочитаете сделать те вещи, которые в конечном итоге не обязательно приводят к радости – потому что вы знаете, что так жизнь будет проще.

Развитие мускул самодисциплины.

Многие из вас раньше предпочитали отвлечься за стаканом – другим пива, до поздней ночи играли в компьютерные игры, в общем, занимались тем, что не приводило вас к успеху в долгосрочной перспективе. Однако, многие из вас теперь делают то, что нужно делать ради достижения успеха в будущем.

Если вы когда-нибудь ходили в тренажёрный зал, вы знаете, как можно наращивать мышцы. Ваша самодисциплина немного похожа на мышцы: чем больше вы используете её, тем сильнее она становится . Но, если вы будете стараться решать слишком много задач в короткий промежуток времени, вы в конечном итоге можете испытать разочарование.

Итак, как вы можете развить свою самодисциплину?

Прежде всего, перестаньте убеждать себя в том, что вы «просто не дисциплинированный человек». Ели вы не считаете, что вам присуща самодисциплина от рождения – знайте, что вы всё равно можете разработать и улучшить её.

Как развить самодисциплину

Дисциплина это свобода. Возможно, вы не согласитесь с этим заявлением, и вы естественно, не одиноки в этом мнении. Многие люди отождествляют дисциплину с отсутствием свободы. На самом же деле, все не так. Как заявил Стивен Р. Кови: «недисциплинированные люди являются рабами настроения, желания и страсти». В долгосрочной перспективе, недисциплинированные люди лишаются свободы, которая может прийти с приобретением специфических навыков и способностей – как то умение играть на музыкальном инструменте или говорить на иностранном языке.

Самодисциплина включает действия связанные с тем, что вы думаете, а не тем, что вы чувствуете в настоящий момент. Часто это означает необходимость пожертвовать удовольствием и тем, что вызывает волнение в пользу того, что более значимо в жизни. Следовательно, это самодисциплина направляет вас на такие действия:

  • Работать над идеей или проектом после исчезновения первоначального энтузиазма.
  • Пойти в спортзал, когда всё что вы желаете делать – это лежать на диване и смотреть телевизор.
  • Проснуться рано ради работы над собой.
  • Сказать «нет», когда искушение может нарушить вашу диету.
  • Проверять электронную почту несколько раз в день в определённое время.

Наверняка многие из вас имеют слабую самодисциплину. Возможно, кто-то из вас в настоящее время не может делать определённые вещи, которые вы хотели бы делать – например, играть на гитаре. Но вы можете преодолеть себя, улучшить свою самодисциплину и, наконец, делать те вещи, которые нужно делать и которые вы хотели бы делать, но не можете, потому что у вас никогда не было достаточно самодисциплины.

Да, действительно, самодисциплина может быть развита и это абсолютная истина. Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса. Далее вы узнаете о пяти компонентах самодисциплины.

1. Знание себя.

Дисциплина это способность поступать согласно тому, что вы считаете правильным, не смотря на то, что вы чувствуете на данный момент. Поэтому первый компонент самодисциплины знание себя. Вы должны решить, какое поведение лучше отражает ваши цели и ценности. Этот процесс требует самоанализа, ну а лучше всего проводить этот самоанализ в письменном виде. Найдите время для того, чтобы записать свои цели, мечты и амбиции. Лучше всего написать заявления о вашей миссии. Такого рода заявления помогут вам больше понять о том, кто вы, и о том, что вы цените.

2. Осознание.

Самодисциплина зависит от осознания того, что вы делаете, и того что вы не делаете. Подумайте об этом. Если вы не осознаёте, что ваше поведение недисциплинированно, как вы можете знать, что нужно действовать иначе?

Как только вы начнёте развивать самодисциплину, вы начнёте ловить себя на недисциплинированных действиях: вы заметите, что кусаете ногти, избегаете похода в спортзал, едите кусок торта или постоянно проверяете свою электронную книгу. Развитие самодисциплины требует много времени, и ключом к развитию самодисциплины является осознание вашего недисциплинированного поведения. Со временем, это осознание будет приходить раньше, чем вы поймаете себя за недисциплинированным поведением. Это даст вам возможность принять решение, которое находится в соответствии с вашими целями и ценностями.

3. Приверженность самодисциплине.

Не достаточно просто записать ваши цели и ценности. Вы должны дать перед ними внутренние обязательства. В противном случае, когда ваш будильник зазвенит в 5 часов утра, вы не найдёте вреда в том, чтобы решить «Эх, полежу ещё только пять минут…». Или когда первоначальный прилив энтузиазма исчезнет, вы решите отложить свой проект, оставив его незавершённым.

Если вы пасуете перед обязательствами, начните с принятия сознательного решения о том, что вы завершите то, что вы обязались завершить – тогда, когда вы собирались сделать это и таким же образом, как вы собирались сделать это. Примите настоятельные рекомендации о том, чтобы отслеживать свои обязательства. Как говорится «что может быть измерено, то может быть улучшено».

4. Мужество.

Не делайте ошибки, ставя перед собой слишком сложные задачи. Настроение, желание и страсть может быть очень мощной силой, которая мешает вам. Поэтому самодисциплина очень сильно зависит от мужества. Не делайте вид, что вы легко сделаете то, что на самом деле сделать очень и очень сложно или даже болезненно. Вместо этого, найдите в себе мужество для противостояния этой боли и трудностям. Как только вы начнёте одерживать небольшие личные победы, ваша уверенность и мужество вырастет, а вслед за ними вырастет и ваша самодисциплина.

5 Внутренняя тренировка.

Разговор с самим собой часто вреден, но он также может принести огромную пользу, если вы умеете контролировать его. Когда вы идёте на испытание себя, говорите с собой, поощряйте себя и успокаивайте. В конце концов, внутренний диалог даёт возможность напомнить себе о цели, призвать к мужеству, укрепить приверженность и помочь вам осознавать задачи. Запомните одну цитату: «Цена самодисциплины всегда меньше, чем боль сожаления», можете записать её и использовать в своей внутренней тренировке. Успехов вам!

Самодисциплина.

Самодисциплина может рассматриваться как тип выборочной подготовки, создание новых привычек или мышления, действий и речи, направленное на развитие личности и достижение поставленных целей. Самодисциплина может быть ориентирована на решение задач и иметь избирательный характер. Рассматривайте самодисциплину, как приложение позитивных усилий, вместо отказа.

Ставьте небольшие задачи на определённое время суток. Практикуйте преднамеренную задержку.

  • Составляйте расписание конкретных задач один раз утром и один раз вечером.
  • На выполнение одной задачи выделяйте не более 15 минут.
  • Подождите наступления назначенного времени. Когда время наступит, займитесь решением задачи.
  • Работайте с расписанием, по крайней мере, два месяца.

Преимущества: Планирование помогает вам сосредоточиться на ваших приоритетах. Сосредоточьтесь на начале решения задач, а не на их завершении, так вы можете избежать проволочек.

  • Составляйте расписание для задачи и ждите наступления этого времени. Избегайте импульсивных действий.
  • Отслеживайте свой прогресс. По окончании выделенного на задачу времени, запишите достигнутый прогресс.

Преимущества: Создание записей поможет вам отслеживать, сколько времени требует решение задачи.

  • Если у вас появляется больше дополнительного времени, заполните его маленькими задачами.

Используйте всю мощь рутины.

  • Вместо того чтобы посвящать много часов на решение задачи в один день и не посвящать на решение этой же задачи времени на другой день вообще, распланируйте всю неделю, так, чтобы каждый день на решение задачи у вас было выделено определённое время.
  • Будьте тверды.
  • Не уделяйте цели времени больше, чем выделено, постарайтесь привыкнуть к заведённому порядку.
  • Примените эту технику к домашней работе или проектам, так вы встанете на путь выполнения задач.

Преимущества: Вы вырабатываете привычку пошагового выполнения задач, вместо того, чтобы хвататься за всё сразу. Сначала вы вырабатываете привычку, затем привычка делает работу за вас.

Используйте самодисциплину для изучения управления временем.

Управление временем может быть очень сложной задачей. Если у вас нет контроля над собой, как вы можете контролировать время? Начните с ориентированной на задачи самодисциплины и, отталкиваясь от этого, постройте привычку управления временем.

Преимущества: Контролируя задачи, вы строите самодисциплину. Строя самодисциплину, вы привыкаете к управлению временем. Привыкая к управлению временем, вы создаёте уверенность в себе.

Ведение журнала самодисциплины.

  • Записывайте время начала и окончания работы над задачей.
  • Отслеживайте прогресс.

Преимущества: Журнал может быть ценным инструментом, позволяющим получить более полную картину своей деятельности, дабы установить приоритеты деятельности, а также понять, какие задачи стоят потраченного времени, а какие нет.

Планируйте свой рабочий день и учёбу.

  • В начале рабочего дня, перед работой выделите себе несколько минут и запишите на бумаге те задачи, которые вы хотите выполнить в этот день.
  • Создайте список задач в порядке приоритета.
  • Начинайте приступать к решению наиболее важных задач.
  • Делайте так несколько дней, чтобы убедиться, что привычка работает на вас.
  • Формируйте привычку с течением времени: количество затраченного времени зависит от вас и от привычки.

Преимущества: Имея чёткое представление о том, чего вы хотите достичь в течение дня, вы повышаете свои шансы на активное выполнение задач. Запись или черновик задач на день является очень хорошим подспорьем.

Упадок духа.

  • Не пугайтесь проблем.
  • Если вы терпите неудачу, запомните, это нормально.
  • Сделайте перерыв и снова беритесь за задачу.

Трюки.

Ассоциируйте новую привычку со старой привычкой:

Если вы привыкли пить кофе, используйте это время, чтобы записать и определить приоритеты задач.

Преимущества: Ассоциация способствует усилению нейронных связей.

Отмечайте ваш успех:

На календаре в ванной комнате, на таблице в вашем компьютере, на вашем столе. Записывайте свои успехи. Если вы сбиваетесь с заведённого порядка, начните снова.

Преимущества: Воспроизведение это готовое усиление прогресса.

Роль моделей:

Понаблюдайте за людьми в вашей жизни, и заметьте, как самодисциплина и привычки помогают им достигать целей. Спросите их совета о том, что работает, а что нет.

Шесть способов развития самодисциплины

1. Совершайте небольшие последовательные шаги.

Рекомендуется делать небольшие, но последовательные шаги к становлению дисциплинированным человеком. Вы не можете стать дисциплинированным человеком в одночасье. Для развития самодисциплины требуется время, но вы должны быть полны решимости. Чем дольше вы будете стараться делать дисциплинированные шаги, тем сильнее вы становитесь. К примеру, начните с чего-то небольшого, что делает вас счастливее. Это может быть пятнадцатиминутная ежедневная тренировка, ежедневное пробуждение на десять минут раньше и так далее. Если вы курите 20 сигарет ежедневно и желаете дисциплинировать себя на избавления от никотиновой зависимости, начните с курения 19 сигарет ежедневно, потом 18 и так далее, уменьшая ежедневную дозу выкуриваемых сигарет. Если вы пытаетесь бросить курить сразу, возможно, вы вернётесь к этой привычке снова. (Вынужден не согласиться с автором изначальной статьи. Аллен Карр, автор книги «Лёгкий способ бросить курить» утверждает, что избавиться от никотиновой зависимости используя силу воли гораздо сложнее. Подумайте, насколько будет велико ваше желание закурить именно ту одну сигарету в день. Столь же сложно будет и бросить курить).

2. Старайтесь не откладывать на потом.

Составьте список того, чего вы желаете достичь и решите принимать меры незамедлительно. Установите сроки и обещайте себе, что вы будете придерживаться своего плана до тех пор, пока не достигните цели. Старайтесь не откладывать на потом. Промедления ослабляют вашу решимость стать дисциплинированным. Когда вы достигните небольших целей, это усилит вашу внутреннюю решимость на постановку ещё нескольких целей и их достижение. Здесь создаётся эффект сложения, усиливающий силу вашего разума, позволяя вам устанавливать и достигать ещё большие цели.

3. Каждый день на счету.

Старайтесь дисциплинировать свой день, регулярно совершая одни и те же действия. Так, вы можете вставать утром в 6 часов, чтобы поучиться, по крайней мере, 15 минут, прежде чем делать утреннюю зарядку в течение 15 минут. Создайте для себя список дел, которые вы будете совершать ежедневно. Начните с малого, и каждую неделю добавляйте себе какое-нибудь полезное задание. Если вы пропустите хотя бы один день, ваш уровень дисциплины упадёт, что может ослабить вашу решимость к продолжению.

4. Визуализируйте конечный результат.

Определите для себя время на визуализацию конечного результата, представляйте себя уже достигнувшим своих целей и стремлений, в результате дисциплины ваших ежедневных шагов. Планируйте шаги, которые потребуются для достижения ваших целей и принимайте меры немедленно. Визуализация помогает сохранять импульс и разжигать вашу мотивацию к действиям. Главное – чтобы конечный результат был действительно желанным.

5. Попросите кого-нибудь стать вашим наставником.

Попросите кого-нибудь из близких друзей или родственников следить за вашими успехами. Это очень полезно для вашего успеха иметь личного тренера. Со стороны лучше всего бывает заметно, что вы делаете неправильно. Заметив ошибку, наставник может вернуть вас на трассу. Это поможет ускорить темпы вашего роста.

6. Научитесь отказываться от мгновенного удовольствия.

Практикуйте привычку отказывать некоторым вашим желаниям, которые приятны для вас. Если вы любите всё время проводить у телевизора, ограничьте количество времени, которое вы уделяете этому занятию. Этого будет проще добиться, если вы изначально определите время, когда вам можно смотреть телевизор. Избавляйтесь от привычек, которые угрожают вашей решимости быть дисциплинированным, к примеру, если вы любите выпить, сократите количество употребляемого алкоголя. Запретите себе попадать под искушение мгновенного удовольствия, в пользу более важных на данный момент дел. Прежде чем принять решение, подумайте. Поразмышляйте о долгосрочных последствиях ваших действий.

Самодисциплина требует усилий и времени. Это может быть нелегко в начале, но проявив упорство, вы освоите этот навык и получите полный контроль над своей жизнью.