Сценарий мероприятия Каша - матушка наша.docx - Сценарий мероприятия "Каша - матушка наша"

Внеклассное мероприятие

«КАША- МАТУШКА НАША»

Цель .

    Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.

    Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

    Закрепить знания детей о труде хлеборобов.

    Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

    Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: ноутбук, презентация, диски, макет русской печки, манная каша, плакаты с пословицами о каше, детские рисунки.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.

ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе.На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТУШКА НАША». (слайд 1)

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо.Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.

Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»

(выходит СОРОКА и показывает стих. движениями)

СОРОКА. Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.

    Что всегда поверх каши лежит? (масло)

    Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)

    Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)

    Я бел, как снег, в чести у всех

    И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

СОРОКА. А теперь поиграйте со мной в игру (Доскажи словечко)

1.Отгадай загадку нашу

Не испортишь маслом (кашу)

Всем детям каша (манная)

3.Всем детям рост обеспечивает,

Полезная каша (гречневая)

4.Не спеша пережевываем

Желтую кашу (пшенную)

5.За обе щеки уписываем

Белую кашу (рисовую)

6.Силу дает и вес

Богатырь (геркулес)

7.Я бегом бегу в столовую,

Кашу я люблю (перловую)

8.Завтрак мы заканчиваем

Кашей вкусной (ячневой)

9.Ложки дружно облизали

И спасибо всем (сказали)

. Дети рассказывают стихи о кашах.

Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.

В школе весело живём
Каши вкусные жуём
С каждым днём мы подрастаем
Сил, здоровья набираем.

С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт как на ура.

Каша белая из риса
Полезней всякого ириса
Зёрна белые, тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко
И берись за ложку.

Кушай кашу “Геркулес”-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом
Любая гиря нипочём!

Кашу манную любят малыши,
Белую, пушистую едят от души
Любят её с маслом, любят с молоком
Станут все красивыми и
Сильными потом!

ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора)
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

    Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.

    Вон там на гвоздике повесь

    А ль ты совсем глуха. что не чуешь?

    Где хошь, там и заночуешь!

    Глухая! Подавай на стол!

    Да нечего,родимый!

    Свари кашицу

    Да не из чего!

    Я из топора кашу сварю!

ВЕДУЩИЙ:. Солдат взял топор, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

    Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!

(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.

    Готова ли?

    Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)

Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть

(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будем есть?

Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..

(встает)

Ну, будь здорова, хозяйка!

(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.

    А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.

Ведущий:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.

Презентация на тему: “Русская каша – матушка наша!”.

Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. (Cлайд 2)

Много, труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. (Cлайд 3-5)

Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. (Cлайд 6-8)

Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовочные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. (Cлайд 9-10)

С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. (Cлайд 11)

Наши повара готовят вкусные, ароматные, рассыпчатые каши. (Cлайд 12)

Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами. Приятного аппетита! (Cлайд 13-14)

СТИХИ про манную кашу

Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»

Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»

Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»

И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»

Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!»

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!

Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»

Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.

    Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?

    С манной кашей!

    Из какой крупы ее приготовили? (из пшеницы)

2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.

Дети читают стихи

Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!

Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!

Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки-
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ МАНКИ!

Ведущий. Русский народ придумал пословицу “Русская каша – матушка наша!” и эти слова верны. Цельное зерно злаковых несёт в себе силу природную, силу земли - матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья.

Ведущий предлагает детям, вспомнить, какие каши они знают.

Из чего приготовили кашу?”.

Из рисовой крупы – рисовую кашу.

Из гречневой крупы – гречневую кашу.

Из пшённой крупы – пшённую кашу.

Из пшеницы – манную кашу.

Из ячменя - перловую кашу.

Из овса – овсяную кашу “Геркулес”.

Из кукурузы- кукурузную кашу.

. Игра.

С вами мы сейчас сыграем
В интересную игру.
То, из чего мы варим кашу,
Я сейчас вам назову.
А вы слушайте внимательно,
Отвечайте основательно.
Если скажу верно,
говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Смело отвечайте «нет».
Сорока – белобока
задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Солёный огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль?
Масло топлёное?
Рыбка солёная?
Лавровый лист?
Китайский рис?
Перец болгарский?
Соус татарский?
Клубничное варенье?
Бисквитное печенье?
Славная каша получилась.
Пора кашу сварить, да попробовать.

Рассказы детей о кашах.

*Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.

*Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.

*Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.

Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

Частушки:

Частушка первая о каше,
она помощник в жизни нашей.


Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной,
Крупяной и овощной

На Руси поесть любили
и особо каши чтили
пшенные, овсяные
гречневые, манные

Нам тихонько напевает
тот кто каши обожает
кто не любит пусть сидит
смотрит только и молчит

Мы на завтраке сидим,
Кашу пшенную едим,
Знает каждый ученик-
Ум без завтрака поник

Жизнь у нас тяжёлая,
Нам нужна столовая.
Повара нужны и каша –
Вот такая школа наша.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!

Взрослый папа кашу любит,
Дед с бабулей – обожают,
Но они с утра друг друга
Кашу есть - не заставляют…
.

У солдат житьё не сладко,
Утром - каша, по раскладке.
Вредны гренки и блины
Для защитников страны.

Полюблю я кашу сразу
По армейскому приказу.
В завтрак, в армии – всегда,
Каша – главная еда.

Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.

Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает

Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!

Много каши съел наш Дима,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда сразу заболел.

Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»

Кашу ем я каждый день -
И здоровым буду,
И конечно похвалить
Маму не забуду.

Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей
И до Марса долетим!

Ведущий.

Полезная, сытная, вкусная, аппетитная каша. А какие пословицы вы о ней знаете? Дети называют пословицы.

Щи да каша- пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Как заварил кашу, так и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Без каши обед не обед.

Воду жалеть- и каши не сваришь.

Не поешь кашки из пустой чашки.

Хороша кашка, да мала чашка.

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Чтобы были люди сильны,
Были счастием полны,
Будем кашей повышать,
Мы здоровье всей страны!

ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку? (Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари»)
2) Сколько детей было у сороки --белобоки? (Пять)
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
7) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)

А теперь посмотрим, как вы слушали сегодня и что запомнили:

Угадайте кашу

Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна . (Гречневая)

Ее любят маленькие дети,

Сама вкусная на свете . (Манная)

Называют ее кашей красоты .

Полюби ее и ты . (Овсяная)

Белые зернышки во рту тают ,

О Китае вспоминают , (Рис)

Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга
.

Эта каша любимая моя . (Перловая)

Мелкие зернышки

Напоминают солнышко.

Желто в горшке,

Сытно в брюшке . (Пшено)

Ведущий.

Действительно “Русская каша - матушка наша”. Мы сегодня с вами узнали много интересного и полезного о кашах.

Горячая каша, холодная каша.
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?


И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашку любую быстрее съедим.

До свидания ребятки
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле

На прощание друзья
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!

Ещё А.С.Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К. Паустовский

С е к р е т ы о р ф о э п и и
В повествовательном предложении голос понижается на том слове, которое является главным по смыслу.
В вопросительном предложении голос повышается на том слове, в котором содержится вопрос.
В побудительном предложении голос повышается на слове, выражающем совет, призыв, просьбу или приказ.

Определите, каким по цели высказывания будет предложение, если
хочу о чём-то сообщить;
хочу о чём-то спросить;
хочу призвать кого-то совершить действие.

З н а к и п р е п и н а н и я в к о н ц е п р е д л о ж е н и я

Если мысль закончил ты,
Записал всё в строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку.

Меня и брата знает всякий.
Мы выразительные знаки.
Я самый значительный – (Вопросительный),
Я самый замечательный – (Восклицательный).

С Почемучкой дружишь ты?
Значит и в тетрадке
Вопросительный знак ставь,
Будет всё в порядке.

Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который? Чья? Какой? О чём?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.

Обычно в предложениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произносить должно.
Чувства сыплются наружу,
Восхищение в словах,
Торжество, тревога, ужас –
Восклицательный здесь знак!

На доске: Буратино, брось баловство, слушайся папу Карло и завтра начни ходить в школу. Буратино шёл всего первый день от рождения. Буратино, куда ты спешишь?
Прочтите предложения сначала про себя, а потом вслух в таком порядке:
1) повествовательное, 2) вопросительное, 3) побудительное.
Воробушек летит,
Хвостиком вертит.
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Д и а л о г

– Запишите каждое предложение схемой.
Дайте характеристику каждого предложения по цели и интонации.
Если встретится обращение, в схеме показать знаком его выделение.

– Мамочка, не бей Мурзика!
– Нечего его жалеть! Он не пожалел рыбку!
– Мамочка, он не виноват!
– А кто карася съел?
– Это не он.
– А кто же?
– Это я.
– Ты ел?!
– Нет, я его на свисток променял.
– Как же тебе не стыдно?! Разве честно на других сваливать?!

Анна Ивановна заглянула в тетрадку Маруси.
– Прочти это слово. Что ты написала?
– Опять я поторопилась! Надо было написать … Е. Шварц

(Читаю: А девочка написала «босака», дети дописывают слово верно)
– Найдите побудительное предложение, поставьте «галочку» перед ним.
– После 1-го предложения Маруси укажите, какое он по цели.
– Найдите основу 1-го предложения и подчеркните её.

– Какой шум!
– Не бойся меня, заяц. Я ёжик.
– Что ты такой шум поднял?
– Да разве я виноват? Это листья под лапами шуршат.
(задания аналогичные)

С к а з у е м о е
Пятилетняя Оленька удивляла всех – и детей, и взрослых: в любом предложении она находила подлежащее и сказуемое.
Это её старшая сестра Лена научила:
подлежащее – это человек или зверь, или ещё кто-нибудь,
сказуемое – это что он делает.
Скажут Оленьке:
– Мама варила обед.
Оленька подумает, губами пошевелит – и готово:
– Мама – подлежащее, варила – сказуемое.
– Птица поёт.
– Птица – подлежащее, поёт – сказуемое.
А один раз дали ей самое простое предложение:
– Девочка спит.
Оленька минут пять читала и перечитывала записку. Ничего не выходит. Смутилась, даже покраснела.
Мама её тоже смутилась. Она говорит:
– Ну, что же ты?
Оленька подумала и говорит:
– Здесь нет сказуемого.
– Как нет?
– Подлежащее есть, а сказуемого нет.
Мама говорит:
– Объясни: почему?
И Оленька объяснила:
– Девочка же здесь ничего не делает. Она же спит.

Правило-помощник:
Чтобы легче было найти в предложении подлежащее и не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.

Сад украшает село.
Украшает (кто? что?) сад. Сад – подлежащее.
Украшает (кого? что?) село. Село – дополнение.

В т о р о с т е п е н н ы е ч л е н ы п р е д л о ж е н и я

Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.

Определение
Признак предмета или явления
Называет определение.
Чей? и какой? – вопросы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Обстоятельство
На вопросы: как? где? куда?
откуда? когда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.

Где? Куда? Откуда? Когда?
Сколько? Как? Почему? и Зачем?
Вопросы обстоятельства
Запомнить нужно всем!

П р е д л о ж е н и е

Определи, сколько предложений в тексте.
Спиши текст, обозначая границы предложений.

Осень.
1. Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики

2. Дружно шагает весна по земле каждый день приносит что-то новое открыла золотистые глазки мать-и-мачеха вылетела первая бабочка хорошо весной

3. Нет весны без стрижей у стрижа длинные крылья он похож на ласточку гнездо стрижа напоминает блюдце оно сделано из ваты, пуха, листьев, травинок

4. Весело булькал родничок остановился я у родничка и я, и ты пил воду из него хороша водица берегите родники они дают жизнь всему живому

5. Мы входим в лес у ели большущий муравейник ты встречал в лесу муравьиные дома не разоряй их

Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания.
Ива
Возле речки, у обрыва
Плачет ива плачет ива.
Может, ей кого-то жалко
Может, ей на солнце жарко
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву
Может, ива хочет пить
Может, нам её спросить И. Токмакова

Допиши предложения, вставляя вместо вопросов слова, подходящие по смыслу.
На (каком?) небе (как?) сверкали звёзды.
(Какие?) листья (как?) кружатся (где?).
(Когда?) мы отправились на (какое?) озеро ловить (что?).
(Какой?) дятел срывает (что?) с ёлки и долбит (что?) (каким?) клювом.

Допиши предложения словами, подходящими по смыслу.
На каждой травинке блестят …
Под лучами солнца туман поднимается и тает над …
Солнце на миг выглянуло из-за тучки и вновь …
Я шёл по извилистой тропинке и внимательно рассматривал …
Лисица выскочила из норы, пробежала по поляне и скрылась в …

Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился
связный рассказ.
Козлище скок в колодец.
Захотела лиса пить.
А лиса прыг ему на спину и была такова.
Села она в ведро и спустилась в колодец.
Шёл мимо козёл. Позвала его лиса.
Не может лиса выбраться, сидит, нос повесила.

Какая это была вкусная капля!
Птенчик сидел на ветке.
Он быстро проглотил её.
Мама принесла в клюве капельку дождя.

О д н о р о д н ы е ч л е н ы п р е д л о ж е н и я

Встретишь, дружок, однородные члены,
Их запятой раздели непременно!
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются и говорят.

Хоть я лишь точка с хвостиком,
Невелика я ростиком,
Но я в грамматике нужна
И всем для чтения важна.
Все люди, без сомнения,
О том, конечно, знают,
Что важное значение
Имеет запятая.

В храме
Праздник. Ярко освещённый
Божий храм огнём залит.
Пред иконой облаченной
Пастырь с трепетом стоит.
Стройно льётся клира пенье,
Тихо вьётся дым кадил,
И летят людей моленья
Ко престолу Бога сил…
Как отрадно здесь! Ни шума,
Ни забот, ни суеты!..
Брат, оставь мирские думы,
Приходи, молись и ты. С. Пестряков

Мы бережём Землю
Мы живём на Земле. Земля – наш дом и друг. Она – наше богатство и наша сила. Она нас кормит, она нас любит.
И мы любим нашу планету. Мы бережём леса. Поля и луга. Мы бережём реки, моря и озёра. Мы хотим. Чтобы на Земле всегда был мир. Мы не дадим нашу Землю в обиду.

И шум берёз, и ширь полей,
И в небе стая журавлей –
Всё это твой родимый край,
Люби его и охраняй.

Наша Родина – это зелень садов
И душистая спелость тяжёлых плодов,
Самолёты, станки, поезда и заводы
И ещё каждодневные наши заботы.

Не шуми в лесу. И ты увидишь тишину. Увидишь, как по стволам и сучьям деревьев, по прохладным дорожкам тенью и светом бродит тёплый солнечный день.

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и говор птичий
Охраняет друг – лесничий. В. Степанов

Хомяк
А что? Мне нравится хомяк!
И глазки, и фигурка,
И домосед он, и добряк,
И загляденье – шкурка!
А что за щёчками слегка
Оттянуты мешочки –
Так ведь в норе у хомяка
И сыновья, и дочки! Т. Белозёров

Ребята принесли в лукошке
Овёс, гречиху, просо, крошки.
Снегирь, синица, воробей
Благодарят за корм детей.

Улицей гуляет Дедушка Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берёз.
Ходит, бородою белою трясёт,
Топает ногою, только треск идёт.

Свежей зеленью одеты
Парки, улицы, поля.
В море солнечного света
Погружается земля.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг
Да по колено травы. И. Суриков

Крупный дождь в лесу зелёном
Прошумел по старым клёнам,
По лесным цветам. С. Есенин

На горе высокой дуб растёт могучий
И над ним несутся бури, громы, тучи.

В траве между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Падают пушистые снежинки
На пустые нивы, на тропинки,
На высокий берег у реки,
В тёмные лесные уголки.

Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.

Улыбнулись сонные берёзки.
Растрепали шёлковые косы.

Ночью в полях под напевы метели
Дремлют берёзки, сосны и ели.

Завтра мы будем в школе сидеть,
Читать, писать, молчать, говорить и петь.

Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон.

Львы и тигры приручаются.
Это редко, но случается.

Бродили по дороге Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота.

В стране Хохотании жили смеянцы.
Смеянцы любили веселье и танцы.

На дворе стоит бычок и жуёт свой язычок.

Выйдет солнышко опять, в окна к нам заглянет.

Белка песенки поёт да орешки всё грызёт.

Я с врагом могу сразиться на болоте, на снегу.

Лес на горе шумит, под горой молчит.

1. Старая сова на пеньке с…дит, г…л…вой вертит, глазищами круглыми хлопает.
2. …гр…ном осм…трел поле и похв…лил тр…кт…риста.
3. В з….парке на площ…..ке молодняка вс…гда гуляют медвеж…нок волч…нок и лисёнок.
4. У мал…ньких котят открылись гла…ки и пр…резались зу…ки.
5. Ласт…чки п…дл…тели к гн…зду посм…трели на вороб…я и опять вернулись.
6. С…ргей накормил ёж…ка и …тнёс его поз…ним веч…ром в рощ… .

Ранним утром я бодро вскочил с кровати умылся и побежал в лес. Солнце поднялось уже высоко и светило ярко. Лёгкий прохладный ветерок нежно шевелил листья деревьев. Весело щебетали птицы звонко трещали в траве кузнечики и быстрая белка ловко прыгала с ветки на ветку. Я быстро набрал полную корзину грибов и вернулся домой.

О б р а щ е н и е

Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться,
Только, друг, не забывай:
Обращение запятыми отделяй
или выделяй.

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращена речь. В устной речи обращение выделяется интонацией, а в письменной речи – запятыми.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ.

Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне понять мои мученья
В надежде, вере и любви.

Молитва за милого сына
О Господи, милостив будь, сохрани
Его нам, родного, на радость!
Пошли ему в юности светлые дни
И дай беспечальную старость!

Помоги мне, матерь Божия,
Быть во всём к себе построже,
В жизни верным Богу быть
И Россию полюбить.

Засуха
Я помню: летнею порою
Грозил нам голод. Вкруг поля
Все были выжжены жарою.
Желтея, трескалась земля.
Грозы молили все у неба:
Толпился в церкви весь народ.
Кричали дети у ворот:
«Дай, Боже, дождичка, дай хлеба
Для деток маленьких твоих!»
И Бог мольбы услышал их.
Но даром в скорби непритворной
Упала пахаря слеза.
Примчались тучи стаей чёрной,
И разразилася гроза. Н. Минский, поэт XIX века

С колокольни звон, звон –
Благовест зовётся он.
Звони, мой колокол, звони.
Зови людей к себе, зови!
Лети, лети, благая весть,
Что храм открыт и служба есть. Н. Орлова
О Господь! Мой добрый Бог!
Я прошу, чтоб Ты помог
Маму слушать и любить
И со всеми в мире быть.

Величаем, Приснодево,
Мы Твоё смирение,
Даровавшее нам Спаса
И Его спасение.
Радуйся, Святая Дева,
Радуйся, Святая Мать,
Заслужила Ты у Бога
Жен всех больше благодать.

Мать родная! Русь Святая!
Православная земля,
Благодатные поля!
Да хранит тебя Создатель!
Там, где мир, где тишь и гладь,
Там и Божья благодать.

Наша Родина – Россия,
Главный город наш – Москва.
Как, родная, ты красива,
Богом данная страна!

Земля моя, великая Россия!
Горжусь тобой, как сын твой рядовой.

В мире есть Отечество родное,
Солнцем озарённые края,
С пеньем птиц, с гудками на рассвете,
– Это наша Родина, друзья!

Родина, Родина, милые края,
Поле васильковое, песни соловья.
Нежностью, радостью светится она,
Родина, Родина на Земле одна!

Горы, степи, лес, поля и воды –
Велика ты, Родина моя!

В бурю (отрывок)
Комнату лампада
Ярко озаряла,
Мать, над колыбелью
Наклоняясь, стояла.
На малютку-сына
Нежно мать глядела;
Колыбель качая, –
Тихо песню пела:
«Ах, уймись ты, буря,
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели.
Ты, гроза Господня,
Не буди ребёнка!
Пронеситесь, тучи
Чёрные, сторонкой».
Спи, дитя, спокойно.
Вот гроза стихает.
Матери молитва
Сон твой охраняет. А. Н. Плещеев

Колыбельная
Спи, малютка, тихо, сладко;
Не тревожься в час ночной.
Ангел Божий над кроваткой
Охраняет твой покой.
Шаг за шагом, днём и ночью
За тобою он следит.
Видит горе он воочью,
Что порой тебе грозит.
И беду он, и несчастье –
Всё отводит от тебя,
И любовь его, участье
Ты запомни про себя. И Астров

Лёгкий, лёгкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?..
Я смотрю на небеса…
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далёкие леса. В. А. Жуковский

Ах ты, мать-кормилица,
Мать сыра земля!
Широта привольная, нивы да поля. Неизвестный автор

Мой край, мой спаситель,
Отрада моя и любовь!
Спасибо тебе за счастье,
Что встретились нынче вновь.
Н. Шахматова
Дорого, любо, кормилица-нива,
Видеть, как ты колосишься красиво,
Как ты янтарным зерном налита
Гордо стоишь, высока и густа.

Берегите хлеб! Вы, люди,
Научитесь хлеб беречь! Н. Тихонов

Рыбы, птицы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь море без рыб – не море,
Ведь небо без птиц – не небо!
А Земля без зверей – не земля!

Солнце входит со двора:
– А ну-ка, школьник, в класс пора!
Ручку бери, карандаши,
Садись за парту и пиши. Д. Родари

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

Поставьте в тексте знаки препинания:
За то, что есть берёзка у нашего окна,
За то, что тянет ветки до солнышка она,
Спасибо, спасибо любимая страна.

Много летних дней весёлых
Провели мы без забот.
Здравствуй осень! Здравствуй школа!
Впереди учебный год. Н. Берендгоф

Здравствуй гостья-зима
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям. И. Никитин

– Белка где твой склад грибов
– По карманам у дубов
– Где домишко твой
– В сосне
– А постель
– Постель на мне

– Ёж ёж где живёшь
Ты куда спешишь так ёж

В роще старый гриб найдя,
Не забудьте дети
Что сырыми не едят
Сыроежки эти.

Розовая шляпка
Вмята у волнушки.
В жажде муха-лакомка
Пей из этой кружки.

Ласточка пташка подружка моя!
В дальние ты собиралась края.
Лютый мороз твой полёт оборвал,
Быстрые крылья лёд оковал. Б. Заходер

Распевает коноплянка на сосне.
Снег подтаял на полянке – быть весне.
Но ведь лес немного зябкий поутру.
У певуньи мёрзнут лапки на ветру.
Чуб от холода взъерошен, петь трудней…
Будь же солнышко хорошим, отогрей!
Повстречалась нам корова
У зелёного куста.
И – Эй Бурёнушка здорово!
Не видала ль ты корова
Где овечка без хвоста? Е. Тараховская

Муравьишка в чаще
Дуб тяжёлый тащит.
Эй товарищи-друзья
Выручайте муравья!
Коли нет ему подмоги,
Муравей протянет ноги.

Дедушка Ежок
Красные сапожки!
Ты промочишь ножки,
Там растаял снежок,
Не ходи на бережок:
Заливает лужок.

Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно мошки!
Обожжёте ножки!

Мы вас ждём товарищ-птица!
Отчего вам не летится?

Мамина песенка
Синий-синий василёк
Ты любимый мой цветок.
У шумящей жёлтой ржи
Ты смеёшься у межи,
А букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой.
Что синее василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же… Всех синей
Глазки доченьки моей. С. Чёрный

Три брата
– Солнце солнце ты откуда?
– Я из тучки золотой!
– Дождик дождик ты откуда?
– Я из тучи грозовой.
– Ветер. Ветер, ты откуда?
– Я из дальней стороны.
Мы три брата и повсюду
Добрым людям мы нужны!

Кто не хочет быть грязнушей,
Моет руки. Моет уши
Добела, добела.
Ты журчи. Журчи водица,
Хорошо ты нам помыться
Помогла, помогла! О. Высотская

– Ты Крылов цветы полей-ка,
Там в углу большая лейка.

Скорей сестра на рыб взгляни,
Попались на крючок они:
В ведёрко руки окуни.
Не бойся, это окуни!

Третий звонок: дон-дон-дон!
Пассажиры куклы и кошки в вагон!
До свидания, пишите! Машите платками, машите!
Машинист, свисти! Паровоз, пыхти!

Месяц месяц мой дружок!
Позолоченный рожок! А. Пушкин

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка
Серая рубашка,
Откликайся воробей
Вылетай, не робей.

– Ты откуда? Ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
Как зовут меня? … снегирь

«Прощай матушка-Русь я к теплу потянусь», – говорит журавль на отлёте.

«На журавль ешь на здоровье», – угощала гостя лиса.

Эй сороконожки бегите по дорожке!

Ловись рыбка и мала, и велика!

Лиса и крот
Славный домик милый крот
Только больно узок вход!
– Вход лисичка в самый раз:
Он не пустит в домик вас. Б. Заходер

Лягушка скачет прыг да скок,
Присела белка на пенёк.
В кустах зайчишка задрожал,
По тропке ёжик пробежал.
Останься лето навсегда!
Сверкай озёрная вода!
Купайтесь ягоды в траве,
А солнце в синеве!

Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
Но вы друзья не бейте нас.

С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е

Поистине душа тает от умиления молитвенного, и слёзы по ланитам струятся, как вода. Сладостно молиться за всех.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён… Ф. И. Тютчев

Теперь уж скоро! Март настанет,
Грачи к нам с юга прилетят,
Растает снег, теплом потянет,
И новый примет всё наряд. М. Чехов

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна.
Погасло солнце, и над миром
Плывёт задумчиво луна. С. Есенин

На осеннем рассвете петух прокричал,
Прогудели вдали поезда,
Заклубился туман, и скрипучий причал
На реке раскачала вода.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле. А. Пушкин

Спят поляны снеговые,
Спит безмолвно тёмный лес,
Только звёзды золотые
Смотрят ласково с небес. И. Бунин

Весело сияет месяц над селом,
Белый снег сверкает синим огоньком. И. Суриков

У причала волны катерок качали,
И печально чайки над волной кричали.

В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит.

Потекли сосульки, затрещал лёд, расползлись снега. Вот-вот зазеленеет земля, заголубеют воды, задымятся пашни. Грачи прилетели – весну принесли. Н. Сладков

Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве, а в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы. М. Пришвин

Клейкие почки на берёзах насытились весенними соками, и в воздухе чувствуется их радостный смолистый аромат. А. Куприн

Улыбнулось солнышко из-за туч, и на небе загорелась семицветная радуга.

Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка. К. Ушинский

П р я м а я р е ч ь

У отца спросил сынок:
– Кто к обеду хлеб испёк,
и откуда рыба?
И кому нам за творог
говорить спасибо? Ю. Яковлев

Ни пуха ни пера
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши. Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!»
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера! В. Орлов

Письмо на снегу
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
– Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
– Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!» Н. Галиновская

Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнёзд!»

Они (воды) гласят во все концы:
«Весна идёт. Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!» Ф. Тютчев

И песня зяблика слышна:
«Пришла весна, пришла весна!» В. Алфёров

Склонила тяжёлую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!»

«Лето, лето, здравствуй, лето!» –
в рощах иволги кричат.
В чёрных гнёздах жёлтым цветом
Расцвели носы грачат.

Земляничка возле пня
всем сказала: «Нет меня!»
Солнца луч её нашёл
и сказал: «Нехорошо!»
Покраснела ягода
и сказала: «Ябеда!»

Долгоножка хвалится:
«Я ли не красавица!»
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка. Вишня.

Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки
И мычит бедняга: «Му!
Шаг я сделать не могу». Бычок.

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
«Боимся мы щекотки
Сапожной строгой щётки».

Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась: «Что за штука?»

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок», –
услышал медведь Машенькин голосок.

Бегает маленький ёжик вокруг бочки и говорит: «Когда же этот забор кончится?» Г. Науменко

Пёс Полкан – приятель Пети. Полкан – понятливый пёс. Понимает Полкан приказания. Петя прикажет: «Полкан! Подай палку!» полкан подаёт. «Прыгни!» – прыгает. Полкан помогает Пете приносить продукты.
Полкан – молодец! Ф. Олин

Прочти стихотворение вслух.
Чем объяснишь его смысловую нелепость?
Запиши текст так, чтобы восстановить его первоначальный смысл.

Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что запятая! Б. Заходер

Прочитай текст.
Докажи, что знаки препинания помогут разобраться в его смысле.
Спиши текст, разделяя его на предложения.

Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках всё там варят с солью
В рек там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке… С. Бондаренко

Развитие речи как способ развития мышления

Никогда ещё дети не нуждались

так в обогащении языком, как

нуждаются они в наши дни, когда

жизнь всесторонне изменяется,

создаётся множество нового, и всё

требует новых словесных форм.

А.М.Горький

Одна из важнейших задач современной школы состоит в том, чтобы давать глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Знание русского языка- основа обучения в школе.

Одной из главной задач обучения родному языку является развитие речи учащихся. Речь- основа всякой умственной деятельности. Работа над правильным произношением, над выразительностью устной и письменной речи, над обогащением словаря, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков русского языка в начальных классах.

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может развиваться без языкового материала. Знание слова помогает человеку мыслить. Мышление и речь неразрывно связаны, но это не значит, что они совпадают. Это доказывается тем, что одну и ту же мысль мы можем выразить разными словами.

Работа над словом – один из приёмов развития речи.

Дети, поступающие в школу, имеют определённые знания об окружающей действительности, но круг этих знаний и представлений очень мал, и задача школы заключается в том, чтобы этот круг расширить и на этой основе расширить и словарь ребёнка. Большое значение имеет словарная работа. Объектом словарной работы является слово. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, - писал К.Д.Ушинский, - темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения,

И всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Однако словарной работе в школе уделяют подчас мало внимания, нередко она носит случайный эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленно, чем того хотелось бы.

«Словарная работа» - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка», - писал известный учёный – методист А.В.Текучев.

Школьная программа по русскому языку для начальных классов указывает, что на каждом уроке должны проводиться словарно – орфографические упражнения.

Приёмы словарно – орфографической работы.

Некоторые слова являются для учащихся трудными не только с точки зрения их правописания, но незнакомыми или малознакомыми по значению. Словарно – орфографическую работу нельзя сводить только к механическому заучиванию правописанию слов. Более рациональной является такая работа, когда в процессе изучения правописания слов детям предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют цели лексические, т.е. направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на расширение словаря учащихся.

Для раскрытия лексического значения слова использую в своей работе следующие приёмы:

  • Показ соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа).
  • Замену данного слова синонимом.
  • Разбор слова по составу.
  • Замену данного слова описательным оборотом.

Самый рациональный приём – замена слова синонимом. Это приём наиболее экономный, самый эффективный метод обогащения словаря учащихся.

Приучая пользоваться описательным оборотом, учу детей логике речи, вырабатываю умение давать чёткие, логически стройные объяснения, т.е. развиваю мышление и речь.

Для закрепления правописания непроверяемых орфограмм и обогащения словаря могут быть использованы следующие приёмы:

  1. включение нового слова в предложение, составление предложений;
  2. образование от данных корней слов различных частей речи;
  3. распределение слов по частям речи, по типам склонения или спряжения, по родам;
  4. подчёркивание непроверяемых орфограмм;
  5. группировка по орфограммам;
  6. группировка слов по месту ударения;
  7. подбор однокоренных слов;
  8. включение новых слов в письменные (проверочные и творческие) работы;
  9. подбор синонимов (антонимов);
  10. проговаривание по слогам и другие.

Эти виды работ можно использовать как в классной, так и в домашней работе.

Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания указанных в программе слов только в том случае, если, во-первых, применять разнообразные приёмы изучения и закрепления, во-вторых, если систематически проверять умения учащихся безошибочно писать изученные ими слова.

В русском языке имеется большое количество общеупотребительных слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Их написание не связано с произношением, не регулируется применением правил. Но из этого нельзя делать вывод, что эти слова можно только механически заучивать, что работу над ними нельзя связать с изучением грамматики, расширением словаря.

Работа со словами складывается из следующих этапов:

  1. Первоначальное знакомство со словом.
  2. Упражнения, направленные на запоминание слова.
  3. Проверка усвоения написания слова.

От того, как будет организованно первоначальное знакомство со словом, зависит многое, т.к. чем лучше, интереснее оно пройдет, тем больше внимание учащихся привлечёт.

Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изученным на уроке грамматико- орфографическим материалом. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связанном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Диктант - основной вид словарно-орфографической работы на уроке.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографической работы (особенно на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний, учащихся о словах с непроверяемыми написаниями) считаю диктанты. В своей работе использую следующие виды диктантов:

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на доске или карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Картинный диктант :

  1. учащиеся называют изображённый предмет, объясняют написание слова и записывают;
  2. учитель показывает карточку-картинку, дети называют предмет, записывают слово, выделяют в слове безударную гласную и ставят ударение;
  3. учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют орфограмму, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух с заданием: выписать только названия животных (растений, явления природы, и т.д.), слова с безударной гласной е (о,а,я,и ).

Диктант с использованием загадок . Учитель читает загадку, дети отгадывают её, объясняют, по каким признакам отгадали, записывают слово-отгадку, выделяют орфограммы.

Диктант по памяти:

  1. записать по памяти слова, обозначающие название инструментов (животных, людей, т.д.)
  1. записать по памяти слова, в которых безударная гласная е (о,а,я,и ).

Творческий диктант. Заменить определение, одним словом. Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.

Лексические упражнения.

Помимо перечисленных словарных диктантов использую в своей работе упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали, как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли правильно использовать их в своей речи. Привожу примеры таких упражнений.

  1. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов:

Вот и лето подоспело - земляника покраснела . Земляничка , земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. Но если вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

  1. Причитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложения со словами любой пары:

Морковь – морковка, жёлтой – желтоватый, чёрный – чёрненький, корова –коровёнка, сверкать –сверкнуть.

  1. Объясните, кого так называют:

Библиотекарь, тракторист, шофёр, комбайнёр.

  1. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря»

Сапоги, ботинки – это обувь, а…,- это одежда. Заяц, -это звери, а…,-это птицы. Пенал, …-это учебные принадлежности, а…,-это инструменты. Морковь,-это овощи.

Организация работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами.

Вот примеры упражнений такого типа:

  • Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном.

Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

  • Найдите в предложениях слова, противоположные по смыслу.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

  • Подберите к каждому из слов близкое по значению слово:

Друг – товарищ, узор-…, труд-…, торжество-…, холод-…, боец-….

  • Подберите к каждому из сов противоположное по значению слово:

После выполнения перечисленных заданий предлагаю детям как грамматико – орфографические задания (подчеркнуть буквы, определить части речи и т.д.), так и задания по развитию речи (написать по памяти, составить словосочетания, предложение с любым из слов).

Игра - эффективный приём для закрепления правописания.

При изучении слов из «Словаря» предлагаю детям игры «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?» и другие.

«Кто больше?» К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те, в написании которых вы уверены.

«Кто лучше?» К словам подберите подходящие имена прилагательные (глаголы, существительные): сирень, помидор, яблоко, огурец, осина.

«Кто быстрее?» К данным словам подобрать противоположные (близкие) по значению слова из «Словаря».

Справа-…, сверху-…, завтра-…, здравствуй-…, пожалуйста-… .

«Кто быстрее и правильнее?» Подобрать подходящие по смыслу слова, записать словосочетание:

Жареный-…, восточный-…, солёный-…, и т.д.

«Кто больше?» Вспомнить загадки, отгадками к которым являются слова из словаря. Загадай товарищам.

Вспомнить пословицы, стихи, в которых встречаются словарные слова.

Игра «Цепочка слов»

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Берёза – автобус – север – рисунок – капуста – альбом – молоко - огурец.

Найди в слове гастроном другие слова.

Образец: гном , гора, гром, сом, нога, сто, нора, март, матрос, морс, рот и др.

Игра «Запомни и запиши»

На столе лежат 8 различных предметов. Учащиеся рассматривают предметы. Затем должны по памяти записать всё увиденное. Самопроверка: учитель перечисляет предметы, а учащиеся подсчитывают количество верно записанных слов.

Игра «Видел, слышал»

На доске записаны слова в столбик под названием «Видел». Учитель говорит ребятам, что они сейчас прочтут 5 слов и столько же, но других слов, услышат от учителя. Надо постараться запомнить и те, и другие слова.

«Видел» «Слышал»

Книга ученик

Ручка перо

Тетрадь буква

Учитель указка

Яблоко вишня

Использование этимологического анализа в работе над словом.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Работу при этом строю, соблюдая следующие этапы:

  1. Выделение нового слова из пословицы, поговорки, загадки, чтение слова, Звукобуквенный анализ.
  2. Орфографическое и орфоэпическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы, деление слова на слоги для переноса.
  3. Этимологическая справка.
  4. Подбор однокоренных слов.
  5. Составление и запись предложения с новым словом, разбор этого предложения по членам предложения.

Например:

  1. Семьдесят одёжек и все без застёжек.

Что это? (капуста)

К а пуста, к а -пус-та- 3 слога, 7зв., 7б.

  1. Огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящий из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.
  2. Своё название капуста получила от латинского слова «капут», которое имело значение «голова», «кочан».

Капуста- «капут» -голова, головка капусты.

  1. Капуста, капустный (лист).
  2. На нашем огороде выросла замечательная капуста.

В этой работе опираюсь на опыт, знания детей, их умение работать со словарём. В домашнее задание включаю новое слово, предлагая детям найти стихи, загадки, пословицы с этим словом. Такая работа позволяет закрепить знание правописание нового слова. Использую такую работу в системе, убедилась, что дети хорошо, достаточно быстро и прочно усваивают написание таких слов, как берёза, воробей, город, завод, коньки, карандаш, ягода и т.д.

Орфографические пятиминутки.

Есть у Егорки чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи

Есть у него и топор с долотом-

Может Егорка построить дом.

Люблю б…рёзку русскую,

То светлую, то грустную.

Х…зяйка однажды с б…зара пришла,

Х…зяйка с б…зара д…мой прин…сла:

К…ртошку, м…рковку, к…пусту, г…рох,

Петрушку и свёклу. Ох!

Где ул…цу надо тебе перейти,

О правиле помни простом:

С вниманьем налево сперва посмотри

Направо взгляни потом.

Ребята принесли в лукошке

Овёс, гречиху, просо, крошки.

Снегирь, синица, воробей

Благодарят за корм детей.

Найдите слова из словаря. Подчеркните орфограммы.

Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечёнными от жизни.

Изучая слова «завтрак», «обед», «ужин» обращаем внимание на уроке на правила поведения за столом, придумываем меню для праздника, называем любимые блюда.

Слова «шофёр», «шоссе», «трамвай», «автомобиль», «дорога» беру на урок одновременно. Урок строю как путешествие или вспоминаем правила дорожного движения.

Для изучения слов «заяц», «медведь», «лисица» отправляемся в лес, а со словами «корова», «петух», «собака» - в деревню к любимой бабушке и оттуда пишем письмо родителям. Таким образом, у детей вырабатывается осмысленное отношение к слову.

Работа над орфографическим словарём.

Для успешного формирования навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями необходима целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой. Эту работу начинаю с обучения правилам пользования «Орфографическим словарём». Учиться работать со словарём – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.

Знакомство со словарём провожу в конце периода обучения грамоте. Работая с «Орфографическим словарём», составленным П.А.Грушниковым, предлагаю самые простейшие задания : найти и прочитать слова на букву я, правильно соблюдая ударение; из данного столбика слов (слова записаны на доске или на карточках) выписать известные тебе слова, составить с некоторыми из них предложения; выписать несколько слов на заданную букву, пользуясь словарём.

При выполнении творческих письменных работ разрешаю пользоваться словарём.

В словарной работе нам помогают наши помощники-словарики. Но они у нас не простые, а с подсказкой, с рисунком.

В первой части словарика дети записывают словарные слова и по мере возможности стараются выполнить «иллюстрацию» к новому слову.

Вторая половина словарика- творческая. Ребёнок фантазирует, иллюстрирует, придумывает целую сказку с определённым словом, значит, его память надолго сохранит всё то, что творчески помогало ему работать.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся- учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения.

Разнообразные формы и методы работы вызывают интерес к слову в частности, к предмету «Русский язык» в целом, а также делают словарную работу результативной.

Фрагмент урока

Конкурс грамотеев(8-9классы)Девиз: «Знай и люби Русский язык» Составители тренажёра А.А. Забильская, учитель русского языка и чтения, Л.В. Калинина, учитель русского языка и чтения


1. Весёлая грамматика Существительное –школа, Просыпается – глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл Встали мы – местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье без сомненья, Приниматься надо всем.


Продолжение Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. НЕ и НИ у нас частицы Нам их надо повторять. Так давайте дружно, дети Части речи изучать. ЗАДАНИЯ ОТВЕТ


Правильный ответ Существительное Глагол Прилагательное Местоимение Числительное Наречие Частицы


2. Закрепляем части речи Мир, мирить, мирный, солёный, соль, солить, трудиться, трудовой, но, я, труд, под, ты, не, он. ЗАДАНИЯ


Правильный ответ 1команда - трудиться, мирить, солить, я, ты, он. 2 команда – мир, соль, труд, мирный, солёный, трудовой.


Продолжение второго задания ЗАДАНИЯ Задания (1 команда) 1. Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? Или ЧТО?. 2) Какая часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?


Продолжение второго задания ЗАДАНИЯ Задания (2 команда) 1. Какая часть речи обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?. 2) Какая часть речи указывает на предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?


Правильный ответ 1команда существительное, прилагательное. 2 команда глагол, местоимение


3. СТРОИТЕЛИ ЗАДАНИЯ 1команда Сам он варит. Сам он ходит 2группа Сам он катит Сам летает Задания 1) Составить сложные слова из двух корней. 2) Разобрать слова по составу.


Правильный ответ 1команда самовар, самоход 2группа самокат, самолёт


4. Назовите одним словом Кто это? 1команда Не посидит ни минуты. Ничего не знает. Никого не слушает. 2 команда Никто его не видит. Не смеётся. Ничего не умеет. ОТВЕТ


5. Строители 1 команда -говор- 2 команда -сказ- ОТВЕТ Ответы 1 команда: говорить, поговорить, заговорить, договорить, переговорить, отговорить, наговорить, уговорить и т.д. 2 команда: сказать, подсказать, рассказать, пересказать, досказать.


6. Собери пословицу 1 команда а)Люби, язык, и, свой, цени, знай. б)Кто, тот, много,много, читает, знает. 2 команда а) Языком, делом, не, торопись, торопись. б) Хорошо, хорошую слушать, речь. ОТВЕТ


7. Одушевлённые - неодушевлённые Ребята принесли в лукошке: овёс, гречиху, просо, крошки. Снегирь, синица, воробей Благодарят за корм детей. ЗАДАНИЕ


Правильный ответ 1 команда лукошко, овёс, гречиха, просо, крошки, корм. 2 команда ребята, снегирь, синица, воробей, детей.


8. Образовать фамилии ОТВЕТ


9. Найти противоположное ЗАДАНИЕ 1 группа ШИРОКИЙ - ТВЁРДЫЙ - МОЛОДОЙ - ВЫСОКИЙ - БЫСТРЫЙ - ХРАБРЫЙ - БОЛЬНОЙ - ГОЛОДНЫЙ -


Продолжение 2 группа ГОРЯЧИЙ - ЧИСТЫЙ - ТЁМНЫЙ - ПОЛЕЗНЫЙ - ХУДОЙ - СТАРЫЙ - БЕЛЫЙ - ГЛУПЫЙ -


10. Торопись, да не ошибись 1 группа 2.Наш полкан попал в капкан 1. Валин валенок провалился в прогалинок. 3. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.


Продолжение (скороговорки) 2 группа 2.Кукушка кукушонку купила капюшон. 1. Три сороки тараторки тараторили на горке. 3. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.


11. Числовая пара ЗАДАНИЕ 1 группа ПЛОТ - ГРОТ - КОТ - ДУГА - МУКА - РУКА -


Продолжение ЗАДАНИЕ 2 группа ЕДА - РУДА - БЕДА - СЛИВА - ГРИВА - ДИВО - Задание Образовать от существительных ед.ч. существительные множественного числа, если это возможно.


12. Найти пару ЗАДАНИЕ 1 группа ПОРТНОЙ - КУПЕЦ - ХРАБРЕЦ - ПОВАР - ТИГР - ЛЕВ - БЫК - ЛОСЬ -


Продолжение ЗАДАНИЕ 2 группа ЛИСА - ОВЦА - ОСА - КОЗА - ВОЛЧИЦА - МЕДВЕДИЦА - КУРИЦА - КОШКА -


13. Назвать одним словом «Кто что делает?» 1 группа 2. Разводит цветы - 1. Рубит лес - 3. Копает землю - 4. Ловит рыбу -


Продолжение 2 группа 2. Чистит трубы - 1. Пасёт свиней - 3. Разводит сады - 4. Варит сталь -


14. Шифровальщик СПОРТСМЕНКА


Спасибо за работу!