Щелк из палаты номер 6. Несколько интересных сочинений

В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним – глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек.

Если вы не боитесь ожечься о крапиву, то пойдемте по узкой тропинке, ведущей к флигелю, и посмотрим, что делается внутри. Отворив первую дверь, мы входим в сени. Здесь у стен и около печки навалены целые горы больничного хлама. Матрацы, старые изодранные халаты, панталоны, рубахи с синими полосками, никуда не годная, истасканная обувь – вся эта рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниет и издает удушливый, запах.

На хламе всегда с трубкой в зубах лежит сторож Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные. Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных и тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок и потому убеждены, что их надо бить. Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка.

Далее вы входите в большую, просторную комнату, занимающую весь флигель, если не считать сеней. Стены здесь, вымазаны грязно-голубою краской, потолок закопчен, как в курной избе, – ясно, что здесь зимой дымят печи и бывает угарно. Окна изнутри обезображены железными решетками. Пол сор и занозист. Воняет кислою капустой, фитильною гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец.

В комнате стоят кровати, привинченные к полу. На них сидят и лежат люди в синих больничных халатах и по-старинному в колпаках. Это – сумасшедшие.

Всех их здесь пять человек. Только один благородного звания, остальные же все мещане. Первый от двери, высокий, худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами, сидит, подперев голову, и глядит в одну точку. День и ночь он грустит, покачивая головой, вздыхая и горько улыбаясь; в разговорах он редко принимает участие и на вопросы обыкновенно не отвечает. Ест и пьет он машинально, когда дают. Судя по мучительному, бьющему кашлю, худобе и румянцу на щеках, у него начинается чахотка.

За ним следует маленький, живой, очень подвижной старик с острою бородкой и с черными, кудрявыми, как у негра, волосами. Днем он прогуливается по палате от окна к окну или сидит на своей постели, поджав по-турецки ноги, и неугомонно, как снегирь, насвистывает, тихо поет и хихикает. Детскую веселость и живой характер проявляет он и ночью, когда встает затем, чтобы помолиться богу, то есть постучать себя кулаками по груди и поковырять пальцем в дверях. Это жид Мойсейка, дурачок, помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская.

Из всех обитателей палаты N 6 только ему одному позволяется выходить из флигеля и даже из больничного двора на улицу. Такой привилегией он пользуется издавна, вероятно, как больничный старожил и как тихий, безвредный дурачок, городской шут, которого давно уже привыкли видеть на улицах, окруженным мальчишками и собаками. В халатишке, в смешном колпаке и в туфлях, иногда босиком и даже без панталон, он ходит по улицам, останавливаясь у ворот и лавочек, и просит копеечку. В одном месте дадут ему квасу, в другом – хлеба, в третьем – копеечку, так что возвращается он во флигель обыкновенно сытым и богатым. Все, что он приносит с собой, отбирает у него Никита в свою пользу. Делает это солдат грубо, с сердцем, выворачивая карманы и призывая бога в свидетели, что он никогда уже больше не станет пускать жида на улицу и что беспорядки для него хуже всего на свете.

Мойсейка любит услуживать. Он подает товарищам еду, укрывает их, когда они спят, обещает каждому принести с улицы по копеечке и сшить по новой шапке; он же кормит с ложки своего соседа с левой стороны, паралитика. Поступает он так не из сострадания и не из каких-либо соображений гуманного свойства, а подражая и невольно подчиняясь своему соседу с правой стороны, Громову.

Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трех, из благородных, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает манией преследования. Он или лежит на постели, свернувшись калачиком, или же ходит из угла в угол, как бы для моциона, сидит же очень редко. Он всегда возбужден, взволнован и напряжен каким-то смутным, неопределенным ожиданием. Достаточно малейшего шороха в сенях или крика на дворе, чтобы он поднял голосу и стал прислушиваться: не за ним ли это идут? Не его ли ищут? И лицо его при этом выражает крайнее беспокойство и отвращение.

Мне нравится его широкое, скуластое лицо, всегда бледное и несчастное, отражающее в себе, как в зеркале, замученную борьбой и продолжительным страхом душу. Гримасы его странны и болезненны, по тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск. Нравится мне он сам, вежливый, услужливый и необыкновенно деликатный в обращении со всеми, кроме Никиты. Когда кто-нибудь роняет пуговку или ложку, он быстро вскакивает с постели и поднимает. Каждое утро он поздравляет своих товарищей с добрым утром, ложась спать – желает им спокойной ночи.

Кроме постоянно напряженного состояния и гримасничанья, сумасшествие его выражается еще в следующем. Иногда по вечерам он запахивается в свой халатик и, дрожа всем телом, стуча зубами, начинает быстро ходить из угла в угол и между кроватей. Похоже на то, как будто у него сильная лихорадка. По тому, как он внезапно останавливается и взглядывает на товарищей, видно, что ему хочется сказать что-то очень важное, но, по-видимому, соображая, что его не будут слушать или не поймут, он нетерпеливо встряхивает головой и продолжает шагать. Но скоро желанно говорить берет верх над всякими соображениями, и он дает себе волю и говорит горячо и страстно. Речь его беспорядочна, лихорадочна, как бред, порывиста и не всегда понятна, но зато в ней слышится, и в словах и в голосе, что-то чрезвычайно хорошее. Когда он говорит, вы узнаете в ном сумасшедшего ч человека. Трудно передать на бумаге его безумную речь. Говорит он о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости насильников. Получается беспорядочное, нескладное попури из старых, но еще не допетых песен.

Повесть Палата №6 была написана Чеховым в 1892 году и по сей день является одной из самых популярных. Автор раскрывает в произведении такие темы как: насилие, лицемерие, халатное отношение врачей и судей к людям. Так же можно заметить философские подтемы, исследование смысла жизни, страдания и бездушность. Чехов мастерски разбавлял сюжет интересными поворотами, мудрыми взглядами на жизнь и самое главное, описание самой палаты No6 было на высшем уровне.

При больнице во флигеле, который уже давно нуждается в ремонте, обитают пять душевнобольных человек. Один из них рыжий, худой мещанин, он почти не принимает участие в беседах и постоянно грустит. Второй - жид Мойсейка, веселый дурачок. Он помешался, когда сгорела его мастерская. Третьим является бывший судебный пристав Иван Громов. Он страдает манией преследования. Четвертый обитатель палаты это толстый мужик, который утратил способность чувствовать и мыслить. Пятый - блондин, сам себе на уме, который когда-то служил на почте.

Доктором в больнице был Андрей Ефимыч Рагин, когда-то он мечтал стать священником. Он имел грубую мужицкую наружность, но при этом обладал мягким характером. Ему не нравилось ужасное состояние, в котором находилась больница, но изменить он ничего не мог, в силу своего безвольного нрава. По началу он с необыкновенным рвением лечил больных. Позже, он пришел к выводу, что в таких условиях больных лечить не имеет смысла и стал реже посещать больницу.

Дома он проводил время за чтением книг и рюмкой водки. К нему приходил почтмейстер Михаил Аверьяныч, он являлся его другом и единственным человеком, с которым доктору было не в тягость общаться.

Как-то доктор зашел палату № 6 и начал общаться с Громовым. Он посчитал его интересным собеседником и стал часто наведываться к нему.

В больнице начали судачить, о слишком частых визитах доктора в палату № 6. Рагина вызвал к себе городской голова. Прибыв на встречу, Рагин понимает, что его пригласили для того, чтобы понять не сошел ли он с ума.Через неделю доктора просят уйти в отставку. Он относится к этому с равнодушием и отправляется с другом в Москву.

По возвращении домой, он узнает, что его место в больнице уже занимает доктор Хоботов. Переехав на новую квартиру, Рагин целыми днями проводит время дома, его навещают Хоботов и почтмейстер, постоянно справляясь о его здоровье. Рагину это надоедает и он гонит их.

Позже доктора хитростью заманивают в больницу и оставляют на лечение во флигеле для душевнобольных. Пытаясь выйти из палаты, он получает удар от сторожа. На следующий день Рагин умирает.

На похороны к нему приходит лишь его друг и бывшая прислуга.

Повесть учить читателей добросовестно и гуманно относиться к людям.

Читать краткое содержание Палата №6 по главам (Чехов)

Глава 1

Первая глава начинается с описания пристройки и палаты No6. В палате этой содержались душевнобольные люди. Зайдя внутрь здания, видно, что вокруг валяются старые вещь, помимо грязи и хлама, тут стоит сильный запах. Среди этого хлама лежит сторож Никита, он старый, с потрепанным лицом и огромными кулаками. Он уверен, что без применения силы не возможно достичь порядка.

Проходя далее можно попасть в комнату с решетками на окнах и кислым запахом, это та самая комната в которой содержали сумасшедших. Их было пятеро, первый-Мойсейка, старик с бородой, он болен уже около 20 лет, его считает безвредным и даже позволяют выходить на улицу и ходить в город просить милостыню. Следующий человек это Иван Громов, на вид ему лет тридцать три, раньше был чиновником, но потом заболел манией преследования. Он любит строить разные гримасы и ходить из одного угла комнаты в другой, при любом шорохе он прислушивается, не за ним ли пришли. Бывает, что он начинает ходить по комнате и толкать речи о самом важном, о подлости, насилие.

Глава 2 открывает нам историю Громова

Отец Громова был отдан суду за растраты и подлоги. В скором времени он умер и всё нажитое было конфисковано. Это привело к тому, что Иван остался с матерью без средств на жизнь. Чтобы заработать на жизнь Громов дает уроки и отдает деньги матери, пока та не скончалась. Всё это повлияло на жизнь Громова, он был очень умен и начитанный, но это не помогло ему справиться с душевным волнением.

Был в больнице доктор Андрей Ефимыч Рагин,высокий и широкоплечий, со спокойным, покладистым характером. В начале он пытается следить за больницей и приводить её в порядок, но вскоре он опустил руки и даже перестал каждый день ходить на работу. Помощников его был фельдшер Сергей Сергеевич, хоть он и помогал Рагину, но всё же человеком он был не умным. Он выполняет все операции, так как доктор не может смотреть на кровь.

Рагин проводить свой досуг читая книги и рассуждая о человеческом уме и о том, что каждого ждет смерть. Он даже пытается восхищаться достижениями некоторых докторов, но потом понимает, что всё равно болезней меньше не будет и, что он будучи доктором тоже мало кому может помочь.

Вскоре в больницу приходит новый доктор-Хоботов, недалекий по уму и халатный, он восхищался Рагиным и мечтал когда-то попасть на его место.

Андрей Ефимыч стал больше общаться с Мойсейкой, он увидел его с другой стороны и понял, что этот старик довольно умный человек. Доктор все чаще ходил навещать Ивана Дмитрича и однажды Хоботов услышал их разговор. На следующий день подслушивать с ним он позвал еще и фельдшера, оба они решили, что доктор сходит с ума. По городу пошли слухи об адекватности Ефимыча, люди стали странно на него смотреть, доктор же решил подать в отставку, так как все равно он бы не смог ничего доказать людям, которые стоят на своём мнении.

Почтмейстер предлагает Рагину съездить отдохнуть и отвлечься, но поездка не доставила никакого удовольствия доктору. Приехав обратно доктор поселился в маленьком квартире, к нему в гости часто приходили почтмейстер и Хоботов, но эта компания не радовала Ефимыча и однажды он был вынужден их выгнать.

Хоботов решил заточить Рагина в Палате №6, он привел его туда обманом и оставил. Совсем скоро скончался доктор от апоплексического удара. К нему на похороны пришло лишь несколько человек.

Картинка или рисунок Палата номер 6

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Алиса в стране чудес Кэрролла

    Однажды, гуляя рядом со своим домом, девочка по имени Алиса замечает в траве белого кролика. Казалось бы, ничего необычного, но кролик умеет разговаривать

  • Краткое содержание Екимов Говори мама говори

    Сюжет Бориса Екимова в рассказе «говори мама говори» происходит в далёком от шумного города хуторе, где живёт старенькая мать. Её дочь подарила ей мобильный телефон, чтобы иметь постоянную связь с ней

  • Краткое содержание Пришвин Лисичкин хлеб

    Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса. Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах - тетереве и рябчике

  • Краткое содержание Куприн Яма

    Развлекательное заведение Анны Марковны находится в так называемой Яме (Ямской слободе), оно не относится к изысканным и шикарным местам, но и не принадлежит к самым низким. Сюда в поисках удовольствий приходят разные мужчины.

  • Краткое содержание Два гусара Толстого

    Номера в гостиницах губернского городка К. все заняты. В город съезжаются помещики и дворяне на выборы. Молодой граф Турбин посещает город. В гостинице нет свободных номеров. «Кавалерист» в отставке Завальшевский, который никогда не был кавалеристом

В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный лесом репейника и крапивы, неоштукатуренный, с ржавой крышей. Это – палата № 6, помещение, где содержатся сумасшедшие.

В сенях палаты лежит на куче старых матрацев и халатов сторож Никита, старый отставной солдат. Его лицо с красным носом имеет выражение степной овчарки. Больше всего на свете Никита любит порядок. Он бьет помешанных по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка.

За сенями находится большая комната с закопчённым потолком, где стоит страшная вонь. В ней на кроватях лежат пятеро сумасшедших. Из них первым привлекает взор жид Мойсейка, неугомонный живой старик с острой бородкой, который потерял рассудок лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Ему единственному, как безвредному дурачку, разрешают выходить из палаты и даже гулять в городе, где он собирает милостыню.

Рядом с ним лежит Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трех, из благородных, бывший чиновник, одержимый манией преследования. Гримасы его странны и болезненны, но тонкие черты лица разумны и интеллигентны. Они выражают глубокие душевные страдания. Он часто ходит из угла в угол палаты № 6, при этом внезапно останавливается и как будто бы хочет сказать своим товарищам что-то очень важное. Часто он и начинает говорить. В речах его преобладают темы о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о будущей прекрасной жизни.

А. П. Чехов. «Палата № 6». Аудиокнига

Чехов «Палата № 6», глава II – краткое содержание

Отец Ивана Дмитрича, зажиточный чиновник, был отдан под суд за подлоги и растраты и вскоре умер в тюремной больнице. Всё его имущество конфисковали. Иван Дмитрич с матерью остались без средств. Юноше пришлось добывать пропитание дешёвыми уроками. Большую часть заработанного он отдавал матери, пока та не умерла. По натуре Иван Дмитрич был чрезвычайно склонен к душевным волнениям. Он часто негодовал на то, что в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов. О женщинах и любви он всегда говорил страстно, с восторгом, но ни разу не был влюблен. Иван Дмитрич много читал и был в городе чем-то вроде ходячего справочного словаря.

Чехов «Палата № 6», глава III – краткое содержание

Однажды осенью Иван Дмитрич встретил в переулке двух арестантов в кандалах, которых вели четыре конвойных с ружьями. Ему вдруг почему-то показалось, что его тоже могут заковать в кандалы и таким же образом вести по грязи в тюрьму. Им овладела душевная тревога. Иван Дмитрич не знал за собой никакой вины, но разве не возможна клевета или судебная ошибка?

Вскоре он совсем уверился, что его могут арестовать каждую минуту. Все проходившие мимо окон и входившие во двор казались ему шпионами и сыщиками. В ожидании ареста Иван Дмитрич перестал спать. Весной, когда сошел снег, в овраге близ города нашли двух убитых. Ивану Дмитричу показалось, что в убийстве непременно обвинят его. Он спрятался в погреб и просидел там два дня. Когда к его хозяйке пришли печники, Иван Дмитрич возомнил, что это переодетые полицейские, вышел из квартиры и в ужасе побежал по улице. Его задержали и вскоре поместили в палату № 6.

Чехов «Палата № 6», глава IV – краткое содержание

С правой стороны от Ивана Дмитрича в палате лежит оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом. От него постоянно идёт смрад. Никита, убирающий за ним, бьет его страшно, со всего размаха, а это отупевшее животное не отвечает на побои ни звуком, ни движением, а только покачивается, как тяжелая бочка.

Ещё один обитатель палаты № 6 – мещанин, некогда служивший на почте. Он мечтает получить какой-нибудь орден, верит, что ему дают то один, то другой из них, и по секрету рассказывает о своих наградах Ивану Дмитричу.

Чехов «Палата № 6», глава V – краткое содержание

Больничный доктор, Андрей Ефимыч Рагин, человек высокого роста, широкий в плечах, но по натуре тихий и деликатный. Одевается он довольно небрежно, проявляя полное невнимание к свой наружности.

Приехав в город, Андрей Ефимыч застал в больнице полную антисанитарию и расцвет воровства. Он слегка исправил положение, но далеко в своих мерах не пошёл, ибо не имел сильного характера. Рагин никогда ни на кого не кричит и даже со своей служанкой разговаривает конфузливо. В первое время он лечил больных весьма усердно. Но видя, что число их от этого мало уменьшается, опустил руки и стал ходить в больницу не каждый день.

Чехов «Палата № 6», глава VI – краткое содержание

В больнице Андрею Ефимычу помогает фельдшер Сергей Сергеич, человек, который религиозен до ханжества, но и сильно себе на уме. Андрей Ефимыч чувствителен и давно не делает никаких операций. Вид крови его неприятно волнует.

Дома Андрей Ефимыч много читает и больше всего любит сочинения по истории и философии. Прочитанное он подолгу обдумывает. Частый гость у него дома – почтмейстер Михаил Аверьяныч, который уважает доктора, но к прочим городским обывателям относится свысока. С Михаилом Аверьянычем Андрей Ефимович обыкновенно заводит беседы о том, что в городе совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную и интересную беседу. Интеллигенция не возвышается над пошлостью. Андрей Ефимович сожалеет, что по воле отца сделался врачом, а не пошёл по гуманитарной стезе. Жизнь, по его мнению, есть досадная ловушка, где человек не может найти смысла своего существования, пока к нему – против его воли – не приходит смерть.

Михаил Аверьяныч, когда-то служивший в кавалерии, соглашается с доктором насчёт ничтожества нынешнего общества, но считает это не вечной, а появившейся лишь в современности болезнью. Человек пожилой, он любит хвалить старые времена, кавказскую войну, походы, приключения, стычки, честь и взаимовыручку.

Чехов «Палата № 6», глава VII – краткое содержание

После ухода почтмейстера Андрей Ефимович опять садится за чтение, умиляется почерпнутыми из книг сведениями о могуществе человеческого ума и сетует на то, что любого мыслителя ждёт неизбежная смерть, от которой сама его жизнь и умственные усилия делаются как будто бессмысленными. Он восхищается успехами, сделанными в последние годы медициной, открытиями Пастера и Коха, однако тут же к нему приходит грустное осознание: болезненность и смертность после них все те же; остаются возможными такие уродливые вещи как его собственная больница и палата № 6. Андрея Ефимовича искренне мучает мысль о том, что он, в сущности, зазря получает жалование – как и большинство чиновников.

Чехов «Палата № 6», глава VIII – краткое содержание

Года два тому назад земство расщедрилось и увеличило на 300 рублей в год сумму содержания городской больницы. На помощь Андрею Ефимычу был приглашен городом молодой уездный врач Евгений Федорыч Хоботов. Это человек не особенно знающий. Рекомендации больным он выписывает из популярной книги рецептов и в больнице тоже бывает редко. Евгений Федорыч завидует своему пожилому начальнику Андрею Ефимычу и охотно занял бы его место.

Чехов «Палата № 6», глава IX – краткое содержание

В один мартовский вечер Андрей Ефимыч увидел Мойсейку, который возвращался в калошах на босу ногу со сбора милостыни. Он вошёл за ним в палату № 6 и велел Никите передать смотрителю: Мойсейке надо выдать сапоги.

Иван Дмитрич, увидев врача, приподнялся с кровати. С красным от гнева лицом он обозвал Андрея Ефимыча проклятой гадиной, которую надо утопить в отхожем месте, ибо он и ему подобные держат в сумасшедших домах здоровых людей.

Доктор стал успокаивать Ивана Дмитрича, говоря: если даже он отпустит его, то горожане или полиция всё равно непременно вернут назад. Врач убеждал больного не роптать, подняться выше своего несчастья и думать о прекрасном будущем, где не будет ни тюрем, ни домов для умалишённых. Иван Дмитрич высмеял такую философию, сказав, что учить бесстрастию могут лишь довольные и сытые люди, которые не знают жизни и не испытали истинного страдания. Как ни уверен был Андрей Ефимыч в теориях, которые он давно исповедовал, страстная речь больного заронила в глубину его души каплю сомнения. Он понял, что познакомился с умным и интересным человеком, и решил сходить к нему еще раз при первой возможности.

Чехов «Палата № 6», глава X – краткое содержание

На следующий день доктор Рагин опять пришёл поговорить с Иваном Дмитричем. Тот встретил его враждебно и стал жаловаться, что в палате № 6 нестерпимо гадко. Андрей Ефимыч вновь стал настаивать: «Между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы. Мудрец презирает страдание; он всегда доволен и ничему не удивляется». Иван Дмитрич возразил: «Органическая ткань, если она жизнеспособна, должна реагировать на всякое раздражение – слезами, негодованием, отвращением. Чем выше организм, тем он восприимчивее и энергичнее реагирует на действительность, а не наоборот». Иван Дмитрич обвинил доктора в том, что он просто не знал в своей жизни страданий, поэтому так уверен в лёгкости их преодоления. Всю жизнь он сидел в тепле да в тишине, копил деньги, книжки почитывал и услаждал себя размышлениями о разной возвышенной чепухе.

Несмотря на резкие слова Ивана Дмитрича, беседа с ним доставила Андрею Ефимычу большое удовольствие. Характеристику, которую дал ему сумасшедший, доктор признал блестящей.

Чехов «Палата № 6», глава XI – краткое содержание

Доктор стал ходить во флигель каждый день и часто спорил с Иваном Дмитричем до темноты. По больнице разнесся слух: Андрей Ефимыч зачем-то посещает палату № 6. Раз доктор Хоботов, разыскивая Рагина, узнал, что он пошел к душевнобольным. Войдя во флигель и чуть приоткрыв дверь в палату, Хоботов услышал серьёзную философскую беседу своего начальника с больным. Он усмехнулся. Пожал плечами и стоявший рядом Никита. На следующий день Хоботов привёл подслушивать фельдшера Сергея Сергеевича. Оба они согласились в том, что Андрей Ефимыч сошёл с ума.

Чехов «Палата № 6», глава XII – краткое содержание

После этого Андрей Ефимыч стал замечать, что окружающие люди стали шептаться, глядя на него. Друг-почтмейстер Михаил Аверьяныч почему-то смотрел на него печально и разными намёками советовал бросить пить. Один раз Рагина попросили прийти к городскому голове. Там он увидел Хоботова, ещё одного доктора, жившего вёрст за 30 отсюда, и нескольких видных городских деятелей. Андрею Ефимычу стали задавать странные вопросы, и он внезапно понял: это – комиссия, назначенная для освидетельствования его умственных способностей. Из характера вопросов явствовало полное невежество «экзаменаторов» в психиатрии. Тем не менее, Рагину намекнули, что ему пора бы на пенсию.

Михаил Аверьяныч предложил Андрею Ефимычу «для пользы здоровья» съездить и поразвлечься вдвоём куда-нибудь. Мысль уехать ненадолго из города, где глупые люди считают его сумасшедшим, улыбнулась доктору, и он согласился.

Чехов «Палата № 6», глава XIII – краткое содержание

Перед отъездом Рагин легко принял предложение подать в отставку. Вместе с Михаилом Аверьянычем он поехал в тарантасе на железнодорожную станцию. Но в пути почтмейстер быстро надоел доктору своей бесцеремонностью. Он без умолку рассказывал о своих поездках по Кавказу и Царству Польскому, в общественных местах приставал с болтовнёй ко всем, так что Рагин уже с досадой думал: это его, а не меня следовало бы признать сумасшедшим. В обращении со слугами Михаил Аверьяныч проявлял сильные барские замашки.

Они приехали в Москву и ходили там смотреть достопримечательности.

Чехов «Палата № 6», глава XIV – краткое содержание

Беспрерывные разговоры почтмейстера вконец вымотали Андрея Ефимыча. Рагин стал прикидываться больным, чтобы избавиться от общества этого недалёкого человека. В Москве и Петербурге он целыми днями лежал на диване, а Михаил Аверьяныч бродил по городу. Рагин не без удивления чувствовал теперь, что его пробирает действительность, о которой говорил Иван Дмитрич.

Почтмейстер уговорил доктора поехать ещё и в Варшаву. Там Михаил Аверьяныч несколько раз не ночевал дома. После одной из таких ночей он пришёл сильно возбуждённым, признался Рагину, что проигрался, и попросил у него 500 рублей. Андрей Ефимыч молча вынул деньги и отсчитал эту сумму.

Когда приятели вернулись в свой город, прежнее место Рагина уже занимал Хоботов. Андрею Ефимычу пришлось освободить для него и больничную квартиру, а себе искать другую. Всех денег у него оставалось 86 рублей. Михаил Аверьяныч, узнав об этом, заплакал, но долга доктору он пока отдать не мог.

Чехов «Палата № 6», глава XV – краткое содержание

Андрей Ефимыч снял две комнаты в маленьком домике мещанки Беловой. Он по-прежнему читал свои старые книги и журналы, а на новые уже не хватало денег. Два раза он ходил в больницу к Ивану Дмитричу, но тот был очень зол и выгонял бывшего доктора. Пенсии Рагин не получил. Хоботов изредка посещал его, принося успокоительное. Приходил Михаил Аверьяныч со своими шутками и анекдотами, которые Андрею Ефимычу было всё труднее выносить.

Рагин пытался заставить себя смотреть на страдания и нужду философски. Внушал себе, что они – тлен, ибо через миллион лет жизнь на земном шаре погибнет, и не останется даже воспоминания о счастье и муках, о добре и зле. Но такие рассуждения, которые он некогда излагал и Ивану Дмитричу в палате № 6, теперь помогали всё хуже.

Чехов «Палата № 6», глава XVI – краткое содержание

Однажды случилось так, что почтмейстер и Хоботов пришли к нему одновременно. Михаил Аверьяныч как всегда наигранно похохатывал, а Хоботов обещал: Рагин «поправится и будет жить сто лет». Отвращение к их ничтожеству охватило Андрея Ефимыча до глубины души. Он стал кричать на гостей, называть глупыми и пошлыми людьми, швырнул за порог принесённую Хоботовым склянку с бромистым калием.

Всю ночь потом он не мог уснуть со стыда и досады, а утром отправился к почтмейстеру извиняться. Тот был рад, растроганно жал ему руку, но советовал лечь в больницу для лечения.

В тот же день вечером к Рагину как ни в чём не бывало пришёл Хоботов и пригласил его «на консилиум». Думая, что коллега хочет дать ему заработать, Андрей Ефимыч пошёл за ним. Хоботов привёл его в палату № 6, где у одного больного, якобы, произошло осложнение со стороны легких. Когда они вошли туда, Хоботов сказал, что ему нужно сходить за стетоскопом, и вышел, оставив Рагина внутри.

Чехов «Палата № 6», глава XVII – краткое содержание

Хоботов больше не вернулся. Вместо него появился Никита. Он принёс Андрею Ефимычу больничный халат и показал кровать, на которой ему теперь предстоит спать. Рагин всё понял. Он переоделся в новое бельё, пахшее копчёной рыбой, и уселся на постель, внушая себе, что между домом мещанки Беловой и палатой № 6 нет никакой разницы. Руки его, однако, дрожали.

Через некоторое время проснулся Иван Дмитрич. «Ага, и вас засадили сюда, голубчик! – проговорил он злым голосом. – Проклятая жизнь! И что горько и обидно, ведь эта жизнь кончится не наградой за страдания, не апофеозом, как в опере, а смертью; придут мужики и потащат мертвого за руки и за ноги в подвал».

Чехов «Палата № 6», глава XVIII – краткое содержание

Рагиным овладело отчаяние. Он потряс решётку на окне, но она не поддалась. Сев на постель Ивана Дмитрича, доктор признался, что пал духом. Иван Дмитрич насмешливо посоветовал ему пофилософствовать. Рагин признавал теперь, что раньше он философствовал от неудовлетворённости убеждая себя, как мелюзга, в истинности красивых теорий, но едва ощутив теперь грубое прикосновение жизни, сразу осознал их ничтожество и впал в прострацию. Доктору страстно захотелось выйти из палаты № 6. Но когда он направился к двери, её захлопнул и подпёр с той стороны спиной Никита, заявив, что нечего заводить беспорядков.

Рагин стал стучать в дверь и кричать. Ему помогал Иван Дмитрич. Никита быстро отворил дверь, и ударил Андрея Ефимыча кулаком по лицу, а потом ещё два раза в спину. Рагин рухнул на постель. Во рту у него было солоно: вероятно, из зубов пошла кровь. Он испытывал страшную боль, а в голове билась мучительная мысль: точно такую же боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, а он не знал этого или не хотел знать, убаюкивая себя пустыми рассуждениями. Совесть заставляла его холодеть с головы до пят.

Чехов «Палата № 6», глава XIX – краткое содержание

На следующее утро Андрей Ефимыч чувствовал страшную слабость. К нему приходили Михаил Аверьяныч, служанка Дарьюшка и доктор Хоботов с бромистым калием. Под вечер Андрей Ефимыч умер от апоплексического удара. Пришли мужики, взяли его за руки и за ноги и отнесли в часовню, даже не закрыв глаза.

На похоронах его были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка.

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Палата № 6» . Краткие содержания других произведений А. П. Чехова - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

Многие произведения А. П. Чехова, обладающего удивительным талантом выражать суть жизни в историях личностей, поражают своей проникновенностью и жизненностью. Они уводят читателей в раздумья, заставляют стремиться к познаванию сущности себя и сущности жизни в целом.

Одним из таких произведений А.П. Чехова является повесть, написанная в 1892 году, с незамысловатым названием «Палата № 6», которое выбрано автором в связи с местом происхождения основных событий. В то же время название представляет собой символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять.

Дух реализма чувствуется здесь уже с первой главы, когда описываются речи Ивана Громова о насилии и подлости, о надеждах на прекрасное будущее.

Сам Иван Дмитрич является весьма интересным героем повести. В отличие от многих соседей по палате – молчаливого рыжего мещанина, еврея Мойсейки, бесчувственного круглого мужчины и худощавого собирателя орденов – он действительно деликатный, умный. Резкие и неприятные перемены в жизни, потери, болезни довели его до сумасшествия. Среди всех пациентов 6-ой палаты Громов один сознательно ухаживал за другими и вежливо обращался с ними. Этих людей, разных по характерам и жизненным путям, объединяет одно: все они когда-то были обычными и даже выдающимися людьми. В эту скудную палату их привели пережитые страдания.

Люди, находящиеся по другую сторону - сторож Никита, фельдшер Сергей Сергеич, почтмейстер Михаил Аверьяныч, уездный врач Евгений Федорыч Хоботов – не замечают всей душевной и физической боли сумасшедших. Своё поведение они оправдывали простой философией: «Все равно все помрём». Таких же взглядов придерживался и Андрей Ефимыч Рагин. Он зарабатывал деньги на обмане и видел, что всё больничное дело строилось на воровстве, шарлатанстве и грязных сплетнях, но считал, что ничего не может поделать с этим. И всё же ему было стыдно за это, он не мог уснуть из-за мыслей об обманутых людях. Неприятные ощущения давали ему и раздумья об отсутствии в современном обществе интеллигентных людей. Он искал умного человека, с которым есть о чём побеседовать, и нашёл лишь одного, да и тот был сумасшедшим. За то, что разглядел в душевно больном пациенте мудрого собеседника, Андрей Ефимыч поплатился тем, что и сам оказался на койке палаты № 6. И только тогда он понял, как плохо этим людям, только тогда осознал, что страдания нужно пережить, прежде чем судить о них. Хоботов и Аверьяныч производят довольно неприятное впечатление своим высокомерием, лживостью и недобрыми поступками. Тем не менее, искренность и верность Аверьяныча проявляется в его присутствии на похоронах Андрея Рагина.

Автор осветил в повести такие проблемы общества, как отсутствие высших интересов, насилие, лицемерие, формальное, бездушное отношение судьей, врачей и прочих социальных работников к личности, недобросовестность людей. Проблемы эти чаще выражаются через мысли Ивана Дмитрича. Андрей Ефимыч также неравнодушен к ним: его поражает, что в городе даже интеллигенция опустилась до пошлости. В произведении выдвинуты и вечные философские проблемы, такие как смысл жизни, значение страданий и разум человека. Особенно интересны суждения о том, что ум служит единственным источником наслаждения и что презрение страданий равносильно презрению жизни.

А. П. Чехов проявил свое мастерство не только в увлекательных сюжетных линиях и мудрых взглядах на жизнь, но и в самом стиле написания. Повесть начинается с некой «экскурсии» в палату №6, и это производит на читателя такое впечатление, будто он действительно оказался на описываемом месте.

Что же хотел сказать писатель, описав данные события? Проблемы философии и социума объединяются в одну идею данной повести - научить читателя понимать несчастных людей и быть гуманным к ним. Повесть «Палата №6» является актуальной и в современном обществе, ведь с описанными в ней проблемами можно столкнуться и в наши дни.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

В данной статье будет рассмотрено одно из талантливейших, удивительных, сложных и неоднозначных произведений - «Палата номер 6». Чехов, признанный мастер интеллектуальной и сатирической прозы, как всегда смог заметить и обличить самые ужасные язвы на теле общества.

История создания

Рассказ был написан в 1892 году. Это было еще время правления Александра III, ознаменовавшееся борьбой с интеллигенцией и мыслящими людьми. Откликом на эти события и стала «Палата номер 6». Чехов смог изобразить не только страдания людей, отвергаемых властью, но страх и ненависть к ним простых обывателей. Трагизм, безысходность и отчаяние царят в этом рассказе. Автор демонстрирует, что просвещенный человек оказывается бессилен доказать что-либо людям, чей мозг закоснел в примитивизме.

Краткий пересказ: начало (Чехов, «Палата номер 6»)

Краткое изложение начнем с описания двора больницы и стоящего здесь флигеля. Местный сторож, старый солдат, спит всегда в сенях на куче старого хлама. Никита, так зовут сторожа, невысок ростом, жилист и сухощав, испитое лицо и свисающие брови делают его похожим на степную овчарку, но зато у него «здоровенные кулаки» и внушительная осанка. Он принадлежит к тем тупым и исполнительным людям, которые почитают порядок прежде всего, поэтому убежден: чтобы его соблюсти, необходимо бить своих подопечных.

Обитатели палаты

Во флигеле есть комната с прикрученными к полу кроватями, здесь и содержатся пятеро душевнобольных, один из них принадлежит к благородному сословию, а остальные - к мещанскому. Всегда создавал уникальных и живых персонажей Чехов (рассказы), «Палата номер 6» не стала исключением. Рассмотрим подробнее ее обитателей.

«Палата номер 6», Чехов: анализ

Тема и идея произведения неразрывно связаны с историей жизни самого Андрея Ефимыча. Чехов всегда был тем, кто обличал безнравственность, пошлость и попустительскую философию, которую и проповедует Рагин. И вот на примере доктора автор показал, к чему приводит хорошего мыслящего человека безразличие и отказ от борьбы. Пошлость, низость и закостенелость одержали победу и уничтожили единственного, кто выделялся на фоне других в лучшую сторону.

Палата № 6 становится символом общества, где одни мучаются от непонимания, а другие даже не пытаются им помочь. Так, те, кто находится по другую сторону двери палаты для душевнобольных (Никита, фельдшер, почтмейстер, Хоботов), не считают пациентов палаты № 6 за полноценных людей, которые могут страдать физически и морально, о которых нужно заботиться. И это вполне оправдывается их жизненной позицией - все равно все умрем. И Рагин в своих размышлениях тоже приходит к этой простой философии. Однако Андрея Ефимыча все же мучила совесть, он думал о деградации людей, о том, что и сам обманывал пациентов. Постепенно доктор начинает желать лишь одного - найти умного собеседника, который и обнаруживается в палате № 6. И за это свое открытие Рагин платит высокую цену - сам оказывается среди умалишенных и умирает.

Но многое открыла Андрею Ефимычу палата номер 6. Анализ эпизода, когда доктор осознает весь ужас обитания в таком месте, позволяет убедиться, что человек может что-либо осознать, только испытав это сам. Как бы красиво Рагин ни говорил о том, что главное - свобода мысли, потеряв телесную свободу, он впал в апатию и перенес невероятное потрясение.

Таким образом, Чехов затронул такие проблемы, как лицемерие, насилие, незаинтересованность в духовном развитии, бездушное отношение к людям социальных работников и врачей. В рассказе затронуты и философские проблемы: поиск смысла жизни, предназначение человеческого разума и роль страданий в жизни людей. Интересны мысли о том, что отрицание страданий равносильно отрицанию самой жизни, а ум - единственный источник счастья и наслаждения.

Большой успех еще при жизни заслуженно имел Антон Павлович Чехов. «Палата номер 6», отзывы на которую были в основном положительные, никого не оставила равнодушным. Так, например, отозвался Н. С. Лесков об этом произведении: «В "Палате № 6" в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — "Палата № 6"».

Образ Ивана Громова

Требуют особого внимания основные герои («Палата номер 6»). Биография Ивана Дмитриевича уже была подробно описана выше, поэтому приступим сразу к анализу. Громов - интеллигентный, нравственно высокий, добрый и деликатный человек, который очень любит читать книги. По убеждениям его можно отнести к либералам: сострадает бедным, ненавидит сытых и безразличных горожан, верит в светлое будущее, торжество правды и человеческого ума. В последнем он настолько уверен, что убежден - когда-нибудь люди добьются бессмертия.

Даже попав в больницу с диагнозом "мания преследования", он не утратил своей доброты и желания помогать людям. Настолько сильны были его убеждения. Именно поэтому Рагина привлекает этот сильный персонаж.

Неоднозначно отношение автора к своим героям, как и неоднозначно само произведение «Палата номер 6». Но в одном сходятся критики - Чехов, несомненно, симпатизировал Громову. Неспроста Иван Дмитриевич во многом противопоставляется Рагину: критикует жизнь доктора и его философскую позицию попустительства. У Громова есть и свое представление о человеке. Согласно этой концепции, люди состоят из холода, голода, потерь, обид и страха смерти. Поэтому сама человеческая природа за то, чтобы реагировать слезами - на боль, негодованием - на подлость, а отвращением - на мерзость. Иван Дмитриевич не приемлет рагинскую философию стоицизма, более того, говорит о том, что Андрей Ефимыч не вправе делать каких-либо выводов, потому что не знает настоящей жизни вообще и российской в частности. И действительно, по сравнению с жизнью доктора, Громов успел перенести много потерь, ощутить голод и страх.

Однако страдания самого Рагина не производят на Ивана никакого впечатления, совершенно не трогают его. Громов даже немного злорадствует, призывая доктора вспомнить его прежнюю философию. После смерти Рагина единственным утешением Ивана становится вера в то, что после смерти он будет являться всем тем, кто мучает людей, и пугать их.

Образ Андрея Рагина

Продолжаем анализ рассказа «Палата номер 6». Чехов, герои которого всегда были невероятно реалистичны, создает достаточно распространенный среди интеллигенции тип человека - философствующий о жизни мыслитель. Однако этот мыслитель мало что знает о тяготах действительности. Существование Рагина концентрируется на его внутренних размышлениях.

Доктор постепенно отторгает внешний мир. Чехов с присущей ему лаконичностью изображает, как быстро и в то же время закономерно протекает этот процесс. Сначала Рагин смиряется с беспорядками, царящими в больнице, затем перестает добросовестно относиться к лечению своих пациентов. Постепенно его философия начинает сводиться к одному - зачем что-то делать, если все равно умирать. Любое столкновение с действительностью, которое его не удовлетворяет, приводит к тому, что Рагин впадает в апатию и перестает разговаривать, окончательно замыкаясь в себе.

Рагин оказывается не в состоянии выдержать столкновение с действительностью. Именно в этом эпизоде проявила себя прославленная, очень похожая на жизнь ирония Чехова. Его герой, проповедующий стоицизм и ценящий только свободу мысли, оказывается в положении узника. Здесь, казалось бы, и должны в полной мере реализовать себя взгляды Рагина, но он неспособен следовать своей же жизненной концепции. Философия Андрея Ефимыча приводит его самого к гибели.

Выводы

Таким образом, рассказ Чехова «Палата номер 6» предстает глубоко философским произведением, не только отразившим проблемы своего века, но и поднявшим общечеловеческие вопросы.