Шульгин александр федорович 1883 г рождения. Перманентный трип александра шульгина. Как часто вы экспериментируете

Александр Фёдорович Шульгин (Alexander "Sasha" Theodore Shulgin, род. 17 июня 1925 в Беркли, Калифорния, США) - американский биохимик и фармаколог русского происхождения и разработчик многих психоактивных веществ.

В основном Шульгин известен тем, что способствовал распространениюMDMA в конце 70-х, начале 80-х. Он и его жена Анна (Энн) Шульгинанаписали известные книги PiHKAL ("Phenethylamines I Have Known And Loved") и TiHKAL ("Tryptamines I Have Known And Loved"). Шульгин синтезировал и исследовал большое количество триптаминов ифенилэтиламинов, включая семейство 2C*, из которых самые известные - 2C-T-2, 2C-T-7, 2C-I, и 2C-B.

Работая на компанию Dow Chemical, Шульгин зарегистрировал серию успешных и ценных патентов, это дало ему возможность получить лицензию агентства DEA на исследование психоактивных веществ и свободу в выборе направления исследований. Свои психофармакологические изыскания Шульгин начал с уже известных галлюциногенных препаратов (псилоцибин, ЛСД,мескалин), впоследствии сместив акцент на дизайнерские препараты собственной разработки. У него была группа друзей из 20-30 человек, с которой он регулярно проводил тесты новых веществ. Каждому веществу присваивался рейтинг по специальной шкале (Шкала Шульгина) и описывались визуальные, аудиальные и физические эффекты. Лично Шульгин испытал на себе сотни психоактивных веществ, в основном триптаминов (семейство, содержащее DMT и псилоцибин) и фенэтиламинов (включая MDMA и мескалин). Существует несчётное число различных вариантов химических вариаций этих веществ, каждое из которых имеет в разной степени отличающиеся эффекты, приятные и не очень, эти вещества и эффекты описаны в книгах Шульгина. Анна Шульгина также принимала участие в экспериментах. Люди, увлекающиеся психофармакологией, иногда называют Шульгина "папой".

Библиография

* Shulgin Alexander, Shulgin Ann "Pihkal: A Chemical Love Story". - Berkeley: Transform Press, 1991. - ISBN 0-9630096-0-5

* Shulgin Alexander, Shulgin Ann "Tihkal: The Continuation". - Berkeley: Transform Press, 1997. - ISBN 0-9630096-9-9

Предисловие к "Tihkal: The Continuation".

Эта книга будет наполнена различным смыслом для разных людей. Ничего подобного раньше никогда не публиковали, и поскольку принятые недавно в нашей стране законы прикрыли возможные каналы запросов, вряд ли мы сможем когда-нибудь увидеть другую книгу такого рода, если вообще сможем. Хотя сомнительно, что при возможном составлении списка бестселлеров, какая-нибудь библиотека, в которой будет собрана литература о психоделиках, будет считаться полной без экземпляра "PIHKAL".

В течение почти тридцати лет один из авторов этой книги, д-р Александр Шульгин, нежно именуемый друзьями просто Сашей, был единственным человеком в мире, который синтезировал, а затем испытал на себе, своей жене Энн и на преданных близких друзьях около двухсот ранее неизвестных химических веществ, которые, как предполагалось, могли оказывать такое же воздействие на человека, как изменяющие сознание психоделики - мескалин, псилоцибин и ЛСД. На Западном побережье Саша стал почти народным героем. Другие считают его смелым, безрассудным или опасным, что зависит, главным образом, от политических убеждений критика. Однако все должны были бы сойтись на том, что Саша Шульгин - весьма замечательная личность. Этим текстом, созданным им в соавторстве с его женой Энн, будут наслаждаться не только их друзья, но также и те, кто слышал о Саше, но не имеет ключика, чтобы понять, кто этот человек есть на самом деле. Гораздо важнее то, что перед Вами - история об исследовании самого себя, сопровождаемая незначительными вкраплениями технологии, которую предстоит еще полностью разработать, так как пока она еще недостаточно развита.

Начало книги носит автобиографический характер и подробно рассказывает о жизни двух вымышленных героев - д-ра Александра Бородина, известного своим друзьям под уменьшительным русским именем Шура, и Элис, которая впоследствии стала его женой. В первых двух частях романа описывается личная жизнь Шуры и Элис, дороги, которые привели каждого из них к увлечению психоделиками и, в конечном счете, к их увлечению друг другом. В третьей части они вместе рассказывают о своих более чем десятилетних совместных приключениях, путешествиях, которые часто подпитывались приемом новых химических соединений, синтезированных Шурой.

Нельзя быть уверенным в том, насколько точно Шура и Элис отражают реальных Сашу и Энн, но богатство образов, подробностей мыслей, открыто выраженные эмоции и моменты близости дают ясное представление об индивидуальности этих двух людей, которых я хорошо знаю лично. Эти детали демонстрируют то, что изыскания Шуры и Элис были искренним поиском смысла жизни. Боль, которую принесли им личные потери и неудачные браки, их любовь и забота друг о друге создают образы двух необычных и тонко чувствующих людей.

Вторая половина книги - почти энциклопедическое описание методов синтеза, дозировок, продолжительности воздействия, а также комментарии для 179 различных химических веществ. Эти сведения представляют достаточно полный конспект лабораторных записных книжек Саши с некоторым дополнительным материалом, отобранным из научной литературы. Когда-нибудь в будущем, когда снова представится возможным использовать химические инструменты для постижения сознания, эта книга окажется сокровищницей, своего рода сборником волшебных заклинаний, восхищающей и очаровывающей завтрашнего психиатра-шамана.

Дэвид Е. Николе, доктор философии, профессор медицинской химии, Западный Лафайет, штат Индиана

Выдающийся химик и фармаколог Александр Шульгин широко известен мировой общественности благодаря своим опытам по созданию психоактивных химических соединений. А. Шульгин работал в этой области фармакологии почти 40 лет под присмотром властей, и публиковал свои результаты, оставаясь при этом практически единственным человеком, работавшим в этой области. По словам Тимоти Лири, А. Шульгин является одним из величайших учёных двадцатого столетия.

Любовь к химии сопровождала Шульгина с самого детства. В Гарварде Шульгин изучал органическую химию, после чего отправился служить на флот. После службы Шульгин получает степень кандидата наук в области биохимии в Калифорнийском Университете, Беркли. В конце 50-х, начале 60-х он пишет работы по психиатрии и фармакологии в Калифорнийском Университете, Сан-Франциско, работает непродолжительное время на лабораторию BioRad, пока не становится главным исследователем в Dow Chemical Co, благодаря созданию одного из первых инсектицидов, разлагаемых микроорганизмами.

В 1960 Александр Шульгин впервые попробовал мескалин под присмотром своих друзей. Этот опыт повлиял на его дальнейшую деятельность. Он проводит эксперименты по синтезу химических соединений, сходных по структуре с мескалином. В 1965 он строит собственную лабораторию и становится, как он говорит, независимым научным консультантом.

Все свои вещества Шульгин прежде всего испытывал на себе, начиная с дозы намного меньшей, чем предполагаемая активная. Если он находил интересные эффекты у тестируемого вещества, он давал его на пробу соей жене Энн. Если дальнейшее исследование препарата было разумным, он приглашал «исследовательскую группу» - 6-8 своих близких друзей. За всю историю существования исследовательская группа провела более двух тысяч психоделических сеансов.

В 1967 году Саша ознакомился с действием MDMA. К тому времени очень небольшое количество людей пробовало это вещество. Он не изобретал MDMA, патент принадлежал компании Merck. 12 сентября 1976 года он синтезировал MDMA новым способом. MDMA стал известен как «Экстази».

Шульгин повстречал Энн в 1979 году в Беркли. Она стразу стала его лучшим другом и спутником психоделичеких экспериментов. Они поженились в 1981 году на заднем дворе своего участка. В начале 80-х Саша и Энн начинают работу над книгой «PiHKAL» («Фенэтиламины, которые я знал и любил»).

Шульгин синтезировал и протестировал на себе сотни психоактивных веществ, написал четыре книги и более двухсот работ. Он внес разумные научные идеи в мир потребления психоактивных веществ и самоэкспериментирования. Свою последнюю книгу он закончил в 2002 году в возрасте 77 лет и до сих пор ведет активную просветительскую работу, отвечая на вопросы в проекте “Ask Dr.Shulgin online”.

Энн Шульгин, жена выдающегося психофармаколога Александра Шульгина, замечательный исследователь и писатель. На протяжении трех лет Энн занималась терапевтической деятельностью с помощью психоделиков, в основном МДМА и 2С-В. Она понимала возможную пользу, которую психоделики могли принести при их терапевтическом использовании, и стала представителем всех терапевтов, ведущих такую деятельность.

Энн продолжает активно выступать на различных конференциях, особенно посвященных терапевтическим и целебным возможностям МДМА. Энн Шульгин является глубоко уважаемым деятелем психоделического сообщества.

PS: По свидетельствам подразделений полиции, занимающимися борьбой с подпольными изготовителями MDMA и других психоактивных фенэтиламинов, книга PIHKAL была практически в каждой подпольной лаборатории, которые им довелось посещать.

Д-р Александр Шульгин, влиятельный и любимый пионер психоделики, скончался в возрасте 88 лет. Он умер от рака печени в понедельник, 2 июня, в окружении семьи и друзей в своем доме в Калифорнии. Шульгин страдал от ухудшения здоровья на протяжении последних нескольких лет, в том числе от инсульта и проявляющейся деменции - начиная с 2010 года. О его последних днях его жена Энн написала:
«Саша знает, что он умирает, но это его не беспокоит. Он не знает, что у него рак печени, и нет никакой необходимости ему об этом знать; это знание не даст ему ничего полезного. Ведь, как он сказал, «нам всем придется умереть от чего-то!».
Спасибо всем за вашу поддержку все эти годы. Мы ценим каждый доллар и каждую заметку или e - mail . Его берегли наши тибетские и британские попечители, которые здесь с ним, и он был окружен любовью, и было много смеха - благодаря вашей помощи и состраданию.

Наследие Шульгина

Александр, или «Саша», Шульгин прославился открытием, синтезом и личным тестированием сотни новых психоактивных веществ. Он и его жена Энн - психоделический терапевт, лектор и соавтор по праву - регулярно пробовали новые соединения из Сашиной лаборатории. Если после долгого экспериментирования над собою, соединение оказывалось достойным для дальнейшего анализа, они делились им с группой близких друзей. «Исследовательская группа» должна была протестировать новое химическое соединение и оценить продолжительность его действия, психоделические качества и другие эффекты.
Но Саша всегда принимал дозу первый, начиная с очень низких доз, чтобы минимизировать риск токсичности. Энн однажды подсчитала, что ее муж около 4000 раз в своей жизни испытал психоделический трип - это более чем один раз в неделю на протяжении 40 лет!

Саша и Энн

Шульгины опубликовали результаты своих исследований в двух новаторских томах, PiHKAL и TiHKAL . . Названия - аббревиатура из первых букв слов предложения: Phenethylamines and Tryptamines I Have Known and Loved («фенэтиламины и триптамины я знал и любил»). Для новичков в химии, триптамины - химическая семья, включающая ЛСД, ДМТ и псилоцибин; фенэтиламины включают мескалин, MDMA , 2 C - B и MDA . Оба класса содержат много психоделических соединений - специализация Шульгина.
Тома, самиздат 1991 и 1997 годов, имеют одинаковый формат. Каждый 800-страничный том делится на две части - половину составляет автобиография, подробно описывающая личную историю любви супругов, а другую половину - книга рецептов, инструкции пошагового синтеза и субъективных впечатлений от эффектов каждого препарата. ( TiHKAL и Pihkal имеют малое отношение к фармакологии; химикам и другим, желающим более глубокого рассмотрения соединений, следует обратиться к двухтомному Индексу Шульгина ( The Shulgin Index ) , Volume One : Psychedelic Phenethylamines and Related Compounds и The Shulgin index volume 2: Psychedelic tryptamines and related compounds)).

Шульгины считали, что информация о психоделических веществах должна быть в свободном доступе, поэтому обзор химических разделов PiHKAL и TiHKAL были опубликованы в Интернете ( и ) . Как однажды сказал Саша, у каждого есть «лицензия исследовать природу своей собственной души». Только автобиографические первые половины этих книг полностью защищены авторским правом; из-за этих разделов вам приходится покупать книги. Как свидетельство достижения цели супругов относительно свободного доступа общественности к информации даже Сашины лабораторные рабочие тетради публикуются в Интернете на сайте Erowid с удаленными именами тестируемых индивидов ради их защиты. Вам предлагается пожертвовать, чтобы помочь Erowid сканировать большую коллекцию ценных документов Шульгиных и делиться ими с общественностью.
Саша в молодости, работая в Dow Chemical

Влияние этих книг, наряду со многими другими научными работами Шульгина, не может быть переоценено. Он был открытым источником химических знаний, свободно делясь информацией об этапах синтеза создаваемых им сотен новых соединений. Его методы ориентированы на легкодоступные прекурсоры, по-видимому, чтобы помочь подпольным химикам повторить его работу. Синтез Шульгиным МДМА, например, до сих пор широко используется.

Мир препаратов наблюдал. Через несколько недель после публикации информации о химическом синтезе нового соединения, как могло бы показаться, на продажу, оно зачастую производилось некоторыми теневыми лабораториями в Китае и покупалось нетерпеливыми психонавтами во всем мире. А потом, конечно, DEA (Drug Enforcement Administration, an agency of the US Department of Justice (Управление по борьбе с наркотиками, агентство Департамента юстиции США)) запретит это делать, а затем появится новое поколение химических веществ, часто вдохновляемое другой публикацией Шульгина. На протяжении десятилетий химики, потребители наркотиков, законодатели и сотрудники правоохранительных органов, - все внимательно следили, какие новые соединения выходят из стен Сашиной лаборатории.

Шкала Шульгина

Шульгин разработал простую систему рейтинга, ныне известную как Рейтинговая Шкала Шульгина, для оценки психоделических переживаний. Будучи одним из его многочисленных вкладов в психоделическую науку и литературу, Шкала Шульгина в настоящее время широко используется в «трип-отчетах», размещенных на сайте Erowid и в других местах, чтобы показать интенсивность и характер конкретного наркотического опыта. В PiHKAL он описал эту шкалу детально:

«ПЛЮС / МИНУС (+/-) Уровень эффективности вещества указывает на пороговое действие. Если более высокая доза дает больший отклик, тогда оценка плюс / минус (+/-) была правильной. Если более высокая доза ничего не производит, тогда это был ложный положительный результат.

ПЛЮС ОДИН (+) Препарат довольно активен, конечно. Хронология может быть определена с некоторой точностью, но характер эффектов препарата еще не очевиден.

ПЛЮС ДВА (++) И хронология и характер действия препарата безошибочно очевидны. Но у вас еще есть какой-то выбор, будете ли вы принимать приключение или, скорее, просто продолжите следовать вашим обычным дневным планам (т.е., если вы опытный исследователь). Эффектам может быть позволена ведущая роль, или они могут быть подавлены и сделаться вторичными по отношению к другим выбранным действиям.

ПЛЮС ТРИ (+++) Не только хронология и характер действия вещества совершенно не ясны, но и игнорирование его действия больше не вариант [вашего поведения]. Субъект полностью участвует в опыте, к лучшему или худшему.

ПЛЮС ЧЕТЫРЕ (++++) Редкое и ценное трансцендентальное состояние, которое было названо «пиковым опытом», «религиозным опытом», «божественной трансформацией», «состоянием самадхи» и многими другими названиями в других культурах. Оно не связано с +1, +2, +3 измерениями интенсивности вещества. Это состояние блаженства, мистической сопричастности, связанности с внутренними и внешними вселенными, которое приходит после приема психоделического вещества, но не обязательно повторяется с последующим приемом того же вещества. Если существовали или будут открыты вещество (или техника или процесс), которые постоянно производят опыт плюс четыре у всех человеческих существ, то можно предположить, что это будет сигнализировать об окончательной эволюции, и, возможно, конце человеческого эксперимента».

Сашины творения

Некоторые из наиболее популярных Сашиных творений включают семейство DOх, такие как DOB и DOM, и 2C-х семейства, такие как 2C-I, 2C-B и 2C-C. В PiHKAL, он перечислил шесть наиболее важных производных фенэтиламина, названные им «магической полудюжиной»: DOM, 2C-B, 2C-E, 2C-T-2, 2C-T-7 и мескалин. Саша был первым, синтезировавшим и описавшим все эти вещества, кроме мескалина.

2С-х семья имела особое значение благодаря ее NBOMe производным, в частности, соединению 25I-NBOME (производное от 2C-I), которое часто продается как ЛСД, благодаря его схожим эффектам и длительности действия (хотя, следует отметить, у него не аналогичный профиль безопасности). Значимы эти химические вещества не только для отдыха, духовного самопознания и терапии - неврологи изучали меченную радиоактивным изотопом форму 25C-NBOMe, производную от 2C-C, в целях потенциального использования в PET (ПЭТ) для построения карты распределения рецепторов серотонина в человеческом мозге.


Саша в лаборатории (фото Robert Houser . )

DIPT, другое из творений Шульгина, уникален среди триптаминов тем, что он в первую очередь влияет на ощущение звука у пользователя. В отличие от большинства психоделиков, он имеет малую визуальную активность. Влияние на слух пользователя описывается как огибание с нелинейным сдвигом уровней, делающим всю музыку дисгармоничной. При более высоких дозах DIPT все воспринимаемые уровни резко сдвигаются вниз.
Это не единственная необычная запись в очищенном списке открытий Шульгина. В статье «Goodbye, Alexander Shulgin» (VICE article ) Гамильтон Моррис пишет:

«Созданный им 2C-SE был первым и единственным психоактивным веществом, в котором функционировал элемент селен. Он стал основоположником синтеза первых тяжелых психотропных препаратов с бета-D, его успешной попыткой изменить активность мескалина посредством замещения дейтерием атомов водорода в бета-положении в молекуле. Помимо этих тщательно продуманных исследований, его любопытство привело к открытию им по счастливой случайности многих новых видов веществ, которые он не мог и предположить[, вызывающих]: крайнее замедление времени от 2С-Т-4, тактильную галлюцинацию от 2, N, N-TMT, неожиданное состояние фуги [пориоманию] от 4-дезокси мескалина, и до сих пор не поддающиеся классификации эффекты 5-MeO-Pyr-T».

«Крестный отец экстази»

Шульгину также приписывают популяризацию МДМА (обычно его называют экстази) среди психологов для использования в личной терапии, косвенно приведшую к его огромной популярности в качестве рекреационного наркотика. Merck запатентовал МДМА в 1912 г., но он был в основном забыт. После того, как исследователь обратился к малоизвестному веществу в 1976 г., Шульгин представил его Лео Зеффу (Leo Zeff), подпольному психоделическому терапевту, описанному в книге The Secret Chief Revealed , .
[Лео Зефф считал, что ценность трипа в катализировании личностного роста
http://theinfounderground.com/smf/index.php?topic=12597.0
www.erowid.org/characters/zeff_leo/zeff_ leo.shtml].

Зефф приобрел опыт, выйдя на пенсию, путешествуя по Европе и США с целью подготовки сотен других психологов в содействии МДМА-психотерапии. Этот препарат быстро приобрел репутацию среди терапевтов как впечатляющий катализатор эмоциональной открытости, часто показывая на пациентах бо льший прогресс за одну сессию, чем за годы традиционной терапии в форме беседы.

«Знайте, что вы используете, решите только, почему вы используете это, и вы можете иметь богатый опыт. Они не вызывают зависимости, и, конечно, они не уход от действительности, но исключительно ценные инструменты для понимания человеческого разума и того, как он работает».

В 1978 году Саша опубликовал первую статью, описывающую влияние MDMA на человека, в соавторстве с химиком Дэвидом Николсом. Николс с тех пор стал известен как ведущий специалист по психоделической фармакологии, исследовав 25I-NBOME наряду со многими другими психоделическими соединениями, связанными с работой Шульгина.

В 1980-е годы экстази, конечно, стал очень популярным рекреационным препаратом. Несмотря на то, что он запрещен в 1985 году, он остается популярным до сих пор, хотя сегодня его часто называют Молли или Мэнди. MAPS (Междисциплинарная Ассоциация психоделических исследований) в настоящее время изучала MDMA-поддерживающую терапию в качестве потенциального лечения посттравматического стрессового расстройства, а также в качестве потенциального лечения социальной тревожности у взрослых, страдающих аутизмом. Как считает президент MAPS Рик Доблин, МДМА будет утвержден в качестве средства для лечения ПТСР к 2021 году. Трудно себе представить все это идущим к осуществлению, если бы Александр Шульгин не вытащил это маленькое химическое соединение из истории и, уже погребенное, не вернул бы в 1976 г.

Узнать больше

Для более полного представления о Сашиной жизни смотрите отличную статью в New York Times, «Dr. Ecstasy» («Доктор Экстази»), опубликованную в 2005 г. На сайте Erowid также имеется большая коллекция интервью, статей и других детальных подробностей из жизни Саши.

Гамильтон Моррис посетил Шульгиных в их доме в 2010 году и написал трогательную статью под названием The Last Interview with Alexander Shulgin («Последнее интервью с Александром Шульгиным»). Видеоверсия, Shulgins I Have Known and Loved («Шульгины, которых я знал и любил»), заслуживает 20 минут вашего времени:

«Я сидел и смотрел, возможно, вытаращив глаза на Шульгина, и думал о сверхчеловеческом влиянии его работы на мир. Сотни смертей, миллионы уродов, десятки миллиардов долларов, обмениваясь которыми он не получил ни копейки, кумулятивный тысячелетний срок тюремного заключения, триллионы трансформирующих опытов, декалитры слез радости, децибелы смеха, и так далее. Я хотел сказать ему, насколько он изменил мою жизнь, но я был бы не способен воздать ему достаточной благодарностью».

Саша и Моррис Гамильтон

Я закончу несколькими собственными словами Саши. Размышляя над своим первым психоделическим трипом (от мескалина, в 1960 году), он понял, что все, что он испытал этим днем «было доставлено примерно долей грамма белого твердого вещества, но никоим образом не мог бы утверждать, что эти воспоминания содержались в твердом веществе белого цвета…. Я понял, что вся наша Вселенная содержится в разуме и духе. Мы можем предпочесть не находить к нему доступ, мы можем даже отрицать его существование, но он действительно внутри нас, и есть химические вещества, которые могут катализировать его доступность».

Шульгин всегда был достаточно осторожен, чтобы не отдавать приоритет химическим веществам над людьми. «Препараты (Drugs) не делают вещи», - сказал он. «Они только катализируют то, что уже есть. Ни один препарат не имеет привыкания. Это вы имеете привыкание. Вы просто должны это знать».

И, наконец, отрывок из PiHKAL, который вдохновил мою собственную позицию в отношении психоделиков:

«Используйте их с осторожностью, и используйте их с уважением в трансформациях, которые они могут доставить, и вы получите необыкновенный инструмент исследования. Закиньтесь психоделическим препаратом для ночного балдежа в субботу, и вы можете попасть в действительно плохое место, психологически. Знайте, что вы используете, решите только, почему вы используете это, и вы можете иметь богатый опыт. Они не вызывают зависимости, и, конечно, они не уход от действительности, но исключительно ценные инструменты для понимания человеческого разума, и того, как он работает».

Александр Шульгин, для друзей просто Саша, выдающийся фармаколог и химик, широко известный благодаря своим опытам по созданию психоактивных химических соединений. Почти 40 лет Шульгин, работая под строгим присмотром властей и активно публикуя свои результаты, оставался практически единственным человеком, работавшим в этой области психофармакологии. Тимоти Лири назвал его одним из важнейших ученых двадцатого столетия.
С самого раннего детства Шульгин тяготел к химии. Будучи студентом Гарварда, он активно изучал органическую химию, по потом отправился служить на флот. Его интерес к фармакологии начал проявляться в 1944 году. Перед операций на большом пальце, который Шульгин повредил во время войны, медсестра дала ему стакан сока, на дне которого были нерастворивщиеся кристаллы. Шульгин подумал, что это успокоительное и потерял сознание. Потом он узнал, что это был всего лишь сахар.
После службы на флоте Шульгин получает степень кандидата наук в области биохимии в Калифорнийском Университете, Беркли. В конце 50-х, начале 60-х он пишет работы по психиатрии и фармакологии в Калифорнийском Университете, Сан-Франциско, работает непродолжительное время на лабораторию BioRad, пока не становится главным исследователем в Dow Chemical Co, благодаря созданию одного из первых инсектицидов, разлагаемых микроорганизмами.
В 1960 Александр Шульгин впервые попробовал мескалин под присмотром своих друзей. Этот опыт сильно повлиял на его дальнейшую деятельность. «Это невероятно богатая и неисследованная область, которую я должен изучить», - подумал Шульгин. Он проводит эксперименты по синтезу химических соединений, сходных по структуре с мескалином. В 1965 он покидает Dow из-за различных разногласий с компанией, строит свою собственную лабораторию и становится, как он говорит, независимым научным консультантом. Разразившаяся анти-наркотическая кампания вскоре вынудила Dow отказаться от своих патентов на психоделические вещества.
Все свои вещества Шульгин прежде всего испытывал на себе, начиная с дозы намного меньшей, чем предполагаемая активная. Если он находил интересные эффекты у тестируемого вещества, он давал его на пробу соей жене Энн. Если дальнейшее исследование препарата было разумным, он приглашал «исследовательскую группу» - 6-8 своих близких друзей. За всю историю существования исследовательская группа провела более двух тысяч психоделических сеансов.

В 1967 году Саша ознакомился с действием MDMA. К тому времени очень небольшое количество людей пробовало это вещество. Он не изобретал MDMA, патент принадлежал компании Merck. 12 сентября 1976 года он синтезировал MDMA новым способом. Саша буквально спас MDMA от гибели. Синтезированное еще в 1912 году, это вещество не нашло никакого применения и могло бы навсегда остаться без внимания. Шульгин разумно оценил терапевтический потенциал MDMA и в 1977 году представил вещество Лео Зеффу, психологу из Оукленда, который использовал психоделики в своей практике. Зефф был сильно удивлен эффектом препарата. Ради распространения MDMA среди терапевтов Зефф даже бросил свою карьеру. Он представил MDMA многим психотерапевтам, и вскоре весть об этом веществе быстро распространилась среди ненаучной общественности. MDMA стал известен как «Экстази». Энн Шульгин также проводила сеансы терапии с помощью MDMA до того, как оно было внесено в списки запрещенных веществ в 1986 году из-за распространения среди молодежи.

Шульгин повстречал Энн в 1979 году в Беркли. Она стразу стала его лучшим другом и спутником психоделичеких экспериментов. Они поженились в 1981 году на заднем дворе своего участка. Человек, обвенчавший их был агентом DEA.

В начале 80-х Саша и Энн начинают работу над книгой «PiHKAL» («Фенэтиламины, которые я знал и любил»). Эта замечательная книга состоит из двух частей. В первой части, она называется «История любви», рассказывается о жизни Саши и Энн. Вторая часть представляет собой описание 179 фенэтиламинов. Каждое описание включает в себя инструкции по синтезу, рекомендуемую дозировку, продолжительность действия и комментарии по действию препарата. Книга была опубликована в 1991 году. Публикация этой работы навлекла на Шульгина большие неприятности. Его дружеские отношения с Агентством по Борьбе с Наркотиками (DEA) закончились через 2 года после выхода книги. Дом и лаборатория Шульгина были подвергнуты тщательному обыску, в результате которого было изъято много препаратов и Шульгину пришлось заплатить штраф в 25000 долларов за нарушения правил работы с наркотическими веществами.

С того времени Шульгин синтезировал и протестировал на себе сотни психоактивных веществ, написал четыре книги и более двухсот работ. Он внес разумные научные идеи в мир потребления психоактивных веществ и самоэкспериментирования. Свою последнюю книгу он закончил в 2002 году в возрасте 77 лет и до сих пор ведет активную просветительскую работу, отвечая на вопросы в проекте "Ask Dr.Shulgin online".

Но, к сожалению, большая часть научного сообщества считает Шульгина в лучшем случае странным человеком.

Энн Шульгин, жена выдающегося психофармаколога Александра Шульгина, замечательный исследователь и писатель. На протяжении трех лет Энн занималась терапевтической деятельностью с помощью психоделиков, в основном МДМА и 2С-В. Она хорошо понимала ту пользу, которую психоделики могут принести при их терапевтическом использовании, и стала представителем всех терапевтов, ведущих такую деятельность.

Вместе со своим мужем, она написала такие книги, как PiHKAL и TiHKAL. Эти работы имеют огромную ценность для фармакологии, психиатрии и психоделического движения. Их выход вызвал сильный общественный резонанс, особенно в правительстве США, и повлек за собой определенный неприятные последствия для семьи Шульгиных. В данный момент Энн работает над книгой, в которой будет популярно рассказываться об хинолиновых алкалоидах кактусов.

Энн продолжает активно выступать на различных конференциях, особенно посвященных терапевтическим и целебным возможностям МДМА. Энн Шульгин является глубоко уважаемым деятелем психоделического сообщества.

От редакции. Сегодня дедушке Саше Шульгину, завершившему все свои земные эксперименты позапрошлым летом, исполнился бы 91 год. По этому случаю мы публикуем перевод пред(как оказалось)последнего интервью с Шульгиным, сделанный для «Катабазии» µ0r . Познакомиться с оригиналом можно .

За последние четыре десятилетия доктор Александр «Саша» Шульгин создал более двух сотен психоделических соединений, родственных своему основному открытию, MDMA (более известного по своему жаргонному названию «экстази»). Ученый из Северной Калифорнии – центральная фигура документального фильма «Грязные рисунки», который был назван так из-за рисунков химических соединений на пробирках в лаборатории Шульгина. В этом фильме седобородый Шульгин с дрожащим голосом выглядит в точности как контркультурный волхв-алхимик, однако фильм показывает его и как серьезного исследователя, расширяющего рубежи разума – для Шульгина психоактивные вещества это прежде всего врата истинного самопознания, а также – вероятное лекарство от депрессии.

Бывший химик из Dow Chemical Company, 85 летний Шульгин покинул корпоративный мир в 1965 чтобы заняться изысканиями в интересовавшей его области, которые он вёл из старого бунгало в окрестностях Беркли. Шульгин не раскрывал точного расположения своего дома-лаборатории, даже когда уже не работал более с MDMA и другими «запрещенными» веществами. Он познакомился со своей женой Энн в 1979 – и они сразу почувствовали родство в интересе к визионерским растениям-энтеогенам. Энн стала полноправным партнёром и соавтором своего мужа. Фильм «Грязные рисунки» показывает, как Шульгины пробуют новое вещество с друзьями и коллегами – они называют это экспериментом. Эти сцены перемежаются с их путешествиями: на фестиваль «Burning Man» в пустыне Невада, в Египет, на симпозиум в Нью-Йорке, а также – на интервью с доброжелательным агентом DEA (Drug Enforcement Agency, американская федеральная служба по борьбе с наркопреступностью) и химиком, который разрабатывает психоделические вещества для использования в медицине, но никогда не пробовал их сам.

В 1991 Шульгины опубликовали книгу PiHKAL: A Chemical Love Story, которая рассказывает об их отношениях и их работе – впрочем, многие увидели в этой книге лишь сборник рецептов. Несмотря на то, что после издания этой книги Шульгина лишили лицензии по работе с веществами из американского Списка 1 и оштрафовали на 25 тысяч долларов, в 1997 году вышло продолжение TiHKAL, а потом Саша, Энн и их помощница Таня втроём закончили сложнейшую работу над гигантским индекстом психоактивных веществ – данная работа также отражена в фильме.

Как вы относитесь к тому, как вас представляет документальный фильм?

Энн Шульгина: Очень грустно, что его сняли до того, как я похудела на 35 фунтов. Мне кажется они сделали все отлично, мне очень понравилось. Конечно Саша уже почти слеп, так что он не особо видел что же происходит на экране.

Саша Шульгин: Там наверняка все отлично.

Саша, сегодня ваш день рождения. Как вы собираетесь отпраздновать?

Саша: Доживу до 86.

Вы собираетесь провести какие-нибудь эксперименты?

Саша: О, нет, нет.

Энн: Для этого у нас практически нет времени – нас постоянно посещают различные люди.

В фильме отражён тот факт, что у вас очень широкий социальный круг. Кто все эти люди, которые постоянно у вас дома?

Саша (смеется): Тебе придется на этот ответить, Энн.

Энн: Очень много людей в мире интересуются действием психоактивных соединений. Я уже даже и не знаю, сколько людей приходило к Саше, или нам обоим со словами: «Вы изменили мою жизнь!» Многие были в состоянии сильнейшей депрессии и они приняли MDMA.

Саша: Мы не меняли их жизней – они сами изменили свою жизнь.

Энн: И MDMA помогло им получить доступ в те части себя, которые они не могли раньше открыть. Это очень важный опыт для многих людей. У нас есть друзья, которые не используют психоактивные соединения, но которые все равно интересуются, как работает мозг, психологией и духовными практиками. Это очень обширная группа весьма умных людей. У нас дважды в год проходит вечеринка, люди приносят еду и напитки – и знакомятся. Очень хорошая вечеринка.

Саша: У нас есть два правила. Первое: Не приходить до полудня. Другое правило – можно оставаться пока хочется.

Когда вы принимаете MDMA, вы все еще находите подобные «новые части себя»?

Энн: Мы его не принимаем. Это теперь запрещенное вещество [определенного к категории Списка 1, в который входят вещества без медицинского применения и с большим потенциалом к злоупотреблению, по мнению DEA], так что мы его теперь не принимаем.

Саша: Категоризация веществ это проблема государства, не наша проблема. Они хотят что-то запретить – ну, хорошо. Моё дело – создание новых веществ. Новые вещества еще не запрещены, их ведь никто еще прежде не синтезировал.

Энн: У нас нет запрещенных веществ в лаборатории или дома. Мы всегда помним, что DEA всегда очень интересуется нами, будучи весьма враждебно к нам, так что у нас нет никакого намерения делать что-то, чтобы они опять к нам вторглись.

Саша: Как только они что-либо запрещают – через три или четыре года после того, как я это изобрел, я просто сжигаю все образцы в камине.

А что за вещества, которые вы создаете?

Саша: Новые психоделические вещества, новые соединения которые совсем неизвестны.

Вы беспокоитесь, когда принимаете эти вещества? Вы же не знаете дозировок, или их влияния на вас.

Саша: У любого нового вещества нет подобных «предварительных» данных. Нет способа заранее это узнать. Так что обычно принимаешь дозы, которые слишком малы, чтобы быть активными. Энн, ну вот сколько неизвестного вещества ты примешь для теста?

Энн: Самую малую дозу, нанограмм.

Саша: Нанограмм очень сильного соединения может быть весьма активным.

Энн: Тогда я тебя спрошу.

Вы можете описать, что вы пытаетесь в итоге создать? Идеальное психоделическое вещество?

Саша: Идеальное? Нет. Если бы у меня было знание об идеальном психоделическом веществе – и я знал бы его структуру, я бы создал его. Для того у меня и лаборатория, чтобы создавать то, чего раньше не было.

Энн: К тому же биохимия тела у всех разная. Эффекты, которые нравятся Саше или мне в каком-то веществе, могут отсутствовать или значительно отличаться, когда это же вещество использует кто-то другой. Нет способа понять, какое вещество будет идеальным -потому что оно будет идеальным только для вас.

Саша, в статье Нью-Йорк Таймс 2005 года вас назвали «Доктор Экстази», в фильме вы говорите, что вам это не нравится. Почему?

Саша: Во-первых, я не знаю, что значит «Доктор Экстази». Дайте определение «Экстази», что это вообще значит?

Энн: В названиях уличных наркотиков такие цветастые слова означают не формулу и не само вещество, а некий общий эффект.

Саша: И потому это ничего не означает.

Энн: «Экстази» – это уличное название. Вещество запрещено, поэтому нет никакого контроля качества. Нет способа узнать, содержится ли там сколько-нибудь MDMA. Наша исследовательская группа получила данные, что из того, что можно найти на каком-то рэйве, только в трети того, что продается, есть хоть сколько-нибудь MDMA. В остальном оно не содержалось – и это одна из опасностей запрещения чего-либо. Нет никаких гарантий, никакой защиты. Власти считают, что защиты быть не должно, но их взгляды отличаются от наших.

В фильме показано ваше путешествие на фестиваль Burning Man, ситуация с психоактивами там тоже ведь далека от фармакологического пуризма типа вашего – по сути, там употребляются вполне себе «уличные» психоактивы.

Энн: Где-то треть людей на фестивале принимают психоактивные вещества. Остальные принимают алкоголь. Там не так уж много употребления психоактивных веществ.

Саша: Я думаю, что многие считают, что там собираются одни обьебосы. Но посетители таких фестов зачастую совсем не нуждаются ни в каких наркотиках и видят мир и без этого вполне живописно. Некоторые просто принимают чуточку этого или того, собираются и просто тусят некоторое время».

Энн: Если вы не были на Burning Man, вам стоит как-нибудь съездить! Это необыкновенный опыт. Я там видела образцы искусства, которые были лучше, чем многие экспонаты музеев. Это просто потрясающе! Мы бы рады еще съездить, но это слишком дорого.

Саша: Мы там три раза были, этого достаточно.

Когда вы принимаете вещества в фильме, вы это называете экспериментаторством, но используете ли вы свои новинки для того, чтобы как следует «отлететь»?

Саша: Нет, потому что никогда не знаешь можно ли с этого «отлететь»! Это новое соединение, потому это всегда эксперимент. В 99% случаев вы принимаете вещество – и никаких эффектов нет совсем. Вы продолжаете свой день как обычно, а через два дня вы принимаете что-то другое, и через три дня еще что-то. И вы не возвращаетесь к этому же веществу неделю, две, три.

Энн: Мы раньше так делали. Но мы уже не делаем этого лет пять. Когда становишься старше, вещества сильнее действуют, чем в молодости. Нам пришлось в связи с этим порядком уменьшить дозировки. В какой-то момент Саша был на лекарствах, которое ингибирует эффект психоделиков – и потому нужно было быть очень осторожным.

Вы ничего не употребляли пять лет?

Саша: Ну, изредка.

А когда это происходит, узнаете ли вы о себе что-то новое?

Саша: О, да. Один из самых интересных людей для знакомства – это ты сам.

Энн: В каждом индивиде содержится целая вселенная, и нет им конца – и сознанию и бессознательному. Нет границ у того, что внутри вас. Мы все очень связаны. Нет этому конца.

Как часто вы экспериментируете?

Энн: Сейчас?

Саша: Не так часто, как в прошлом.

Энн: Саша работает над книгой пять лет. Она всего в двух неделях от завершения.

Саша: И она в таком состоянии уже полтора года.

Энн: Но в этот раз нам кажется все получится.

О чем эта книга?

Энн: Она называется «Индекс Шульгина», это справочник.

Таня: Она построена как Индекс Мерка . Там примерно 127 основных статей о фенетиламиновых соединениях и веществах, изменяющих состояние сознания. Там описаны точки плавления, синтез, исследования на людях и животных.

Саша: В ней важно то, что она может быть полезна как властям, так и психоделическим химикам. Там весь собранный фактический материал – и каждый комментарий задокументирован с ссылками на публикации. Власти очень любят такое, потому что они могут пойти и найти оригиналы. Такое ценно и для правоохранительных органов и для тех, кто интересуется психоделическими веществами.

Считаете ли вы, что открыли что-либо, что так же важно, как MDMA?

Саша: Мне нравится 2C-B, это я открыл. Но я не особо люблю возвращаться к тому, что уже известно. Я ищу новое.

После того, как вы что-то открыли – что с этим происходит?

Саша: Я позволяю другим делать это, если они хотят. Или делать коммерчески, если они хотят. Мне самому ничего не нужно.

Таня: Если вы поинтересуетесь, то 2C-B коммерчески выпускалось в Германии. Оно называлось «Нексус». А в Южной Африке было племя, которое использовало его в ритуалах и целительстве, а потом его внесли в «Список 1» – и на этом все.

В фильме вы описываете эксперимент, который вы как-то вместе проводили. Вы приняли вещество и сконцентрировались на стрелках часов. Стрелки становились медленнее и медленнее, пока почти не остановились. Саша, вы перепугались и вышли из этого состояния?

Саша: Поставьте себя на мое место. Если вы смотрите на стрелки часов, а они все замедляются и замедляются, как вы думаете, что произойдет? Я рад, что выбрался пока мы не остановились).

Энн: Я думаю, мы могли бы пройти дальше. Он просто перепугался.

Ваши отношения одна из самых интересных вещей в фильме. Это настоящее романтическое и профессиональное партнерство с корнями в довольно редком общем интересе.

Энн: Наш самый первый разговор был о разных вещах, которые изменяют сознание. У меня был опыт с одним, он очень увлекался растениями.

Саша: Разные подходы, общий интерес.

Энн: Он ученый, а я…

Саша: А ты – художник).

Энн: Меня интересует чувственный аспект такого опыта.

В фильме показано как вас дома допрашивают власти. Такое часто случается?

Саша: Ну, теперь больше нет. Они как-то раз вернулись – мол, что-то запрещенное у вас в дальней комнате. Меня посадили к ним в машину. Было два часа дня – и к десяти вечера они все досмотрели и видимо поняли, что ошиблись. Так что половина из них поехала домой, а остальные остались поговорить с нами за чашкой кофе и бокалом вина.

Они спросили: «так что вы делаете с запрещенными веществами?» И я ответил: «у меня таких нет. Те, которые запретили, я уничтожил».

Что они запрещают? То, что было активным и интересным. Они их запрещают – это их проблемы, не мои. Когда они поняли, что ничего не найдут, то перестали приходить.

Саша, вы еще имеете какое-нибудь отношение к DEA?

Саша: Нет.

Таня: У Саши есть друзья в DEA, с которыми он больше не может общаться. Их жизни и карьеры на кону. Они обязаны обо всем докладывать – и потому больше не разговаривают.

Энн: Химики любят химию – и химики из DEA не исключение, им интересна химия веществ. Но в том виде, как дела идут сейчас, они не могут общаться с Сашей. Они бояться запачкать свою репутацию.

В фильме вы обсуждаете концепцию сознания. Приблизились ли вы к пониманию что же это?

Саша: Ой, нет.

Энн: Я думаю – ответ в мире духовного. Это не очень научно.

Думаете ли вы над смертной природой или о продлении сознания за границами материального мира?

Саша: Я думаю, что когда умираешь – то умираешь.

Энн: А я, конечно, думаю противоположное.

Вы спорите об этом?

Саша: Нет.

Энн: Мы уважаем взгляды друг друга. Есть вещи, о которых не спорят, потому что это пустая трата времени.

Интервью: Майкл Мартин

Перевод: µ0r

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter .

Views: 7 785