Сколько кораблей построил петр 1. Кораблестроение в россии. Азовские походы: «российскому флоту быть»

Морской огурец (трепанг) или голотурия (лат. Holoturoidea) – это беспозвоночное животное, относится к типу иглокожие. Наиболее известные представители: Японский и кукумария. Существо уникально своей структурой, внешним обликом, защитными возможностями, а также имеет ряд полезных веществ. Их активно используют в лечебных целях, а из мяса трепанга получаются вкусные диетические блюда. В древнем Китае животное имело наименование «морской женьшень».

Сколько и какие бывают виды морских огурцов

Количество видов: 1100.

Существует 6 отрядов:

Отряд Особенности
Безногие Амбулакральные ножки отсутствуют. Прекрасно чувствуют себя в пресноводной среде. Место обитания: мангровые болота национального египетского заповедника Рас-Мохаммед (в переводе «мыс Мохаммеда»).
Боконогие Симметрия тела — двусторонняя. Амбулакральные ножки размещены на боковой части тела. Обитают на большой глубине.
Бочонкообразные Форма тела веретеноподобная. Приспособлены к жизни в грунте.
Древовиднощупальцевые Имеет наибольшую численность и распространенность. Образ жизни – малоподвижный.
Щитовиднощупальцевые Небольшие щитовидные щупальца, которые не втягиваются внутрь.
Дактилохиротиды Щупальца пальцевидные.

Ученные выявили в Карибском море голотурию, которая значительно отличается от своих собратьев. Enypniastes eximia или розовый морской огурец внешне напоминает медузу. Биологи шутя называют его «цыпленок без головы». Биолюминесценция, передвижение в толще воды (способны проплыть до 1км) – особые способности этого представителя.

Как выглядят

Кто впервые видит морских кубышек, описывает их, как больших дождевых червей или улиток без ракушки.

Животное имеет свои отличительные особенности от других представителей беспозвоночных:

  1. Тело голотурии продолговатое, трапециевидной формы, немного сплюснутое с боков. Имеет толстые, упругие стенки. Представлено кожно-мышечным мешком. Если рассмотреть животное поближе, можно увидеть рот с щупальцами, анальное отверстие. Тело голотурии состоит из двух частей: спинной и брюшной.
  2. Поверхность при касании шероховатая, внешне – морщинистая.
  3. Окрас: чёрный, красный, зелёный.
  4. Длина для каждого представителя разная: от 3 см до 2 м. Бывают исключения из правил, например, Synapta maculate достигает 5 м.
  5. Вес взрослой особи может доходить до 1,5 кг.

Следует отметить способность морского огурца к регенерации. Если произошло нарушение целостности кожного мешка, со временем, потерянный или поврежденный участок восстанавливается.

Строение голотурии

1 Ампулы
2 Гонада
3 Продольная мышца
4 Клоака
5 Дыхательные пути
6 Продольная мышца
7 Интравертная втягивающая мышца
8 Желудок
9 Пищевод
10 Глотка
11 Щупальца
12 Круглый канал
13 Пузырек
14 Интравертная Втягивающая мышца
15 Кишечник

Скелет представлен известковыми косточками.

Мышечный каркас состоит из 5 продольных мышц, которые прикреплены вокруг пищевода. Один конец туловища представлен ртом, от которого идёт спиральный кишечник, второй – анальным отверстием.

Дыхание осуществляется с помощью амбулакральной системы и водных лёгких, которые открываются в клоаку перед анусом.

Система обращения крови сильно разветвлена. Наибольшее скопление кровеносных сосудов отмечается возле кишечника. Насыщение крови кислородом происходит по сосудам, которые окружают левое легкое. Сосуды от правого легкого идут ко всему туловищу.

Нервная система: окологлоточное нервное кольцо и 5 радиально расположенных нервов. Органы чувств – щупальца, а равновесия – статоцисты.

Для выделения конечных продуктов метаболизма имеются амбеоциты.

Гонада – орган репродукции, напоминающий пальцевидные трубочки.

Где обитает морской огурец

Основные места нахождения: Китай, Япония, Малайский архипелаг, воды Тихого океана, поблизости Филиппинских островов.

Дальний Восток – место, где происходит активный промысел кукумарии и японского морского огурца.

Морские кубышки предпочитают теплые не глубокие места, прячась в водорослях или в поверхностных слоях ила. В пресной воде животное не живет (исключение — представители отряда безногие).

Особенности поведения и передвижения

Живут голотурии стадом, но передвигаются самостоятельно, в одиночку. В зависимости от наличия и длины амбулакральных ножек, скорость и способность к передвижению у каждого разные. У некоторых особей отсутствуют специальные выросты, поэтому они передвигаются с помощью перистальтических движений, отталкиваясь от поверхности известковыми косточками.

Образ жизни и характер питания

В большинстве случаев, животное малоподвижное, поэтому является легкой добычей для других обитателей морского дна (ракообразных, рыб, морских звезд). Для защиты при нападении голотурия выбрасывает заднюю часть своих внутренних органов. Это отвлекает внимание, и даёт возможность скрыться передней части морского огурца. Полная регенерация наступает через 6-8 недель.

Опасен или нет

Морская кубышка живет в симбиозе с рыбами. Они находятся внутри животного, а именно, в области анального отверстия и водных легких. Выброс токсических веществ происходит исключительно для защиты.

Так всё же, ядовитый или нет? Некоторые виды способны выделять при необходимости токсические кьюверовы трубочки. Яд опасен только для мелких морских животных. Для человека морские кубышки совершенно безопасные.

Чем питается

Планктон, органические частицы – основа питания голотурии. Пропуская воду через щупальца, во рту животного задерживаются микроорганизмы и планктон. Для этого имеются 10-30 щупалец, которые размещены вокруг рта.

Исследователи утверждают, что голотурии имеют биполярный аппарат для питания. Другими словами, поступление пищи происходит двумя путями: через рот и анус.

Поиск еды осуществляется вечером или ночью. В осенне-зимний период голотурии практически не едят. Активизация по поискам пищи происходит вначале весны.

После нереста самцы, для восстановления сил, впадают в спячку и почти ничего не едят. Затем очнувшись, приступают к активным поискам пищи.

Размножение

Время нереста: июнь – сентябрь.

Во время оплодотворения мужская и женская особь вытягиваются ввысь, принимая вертикальное положение тела, начинают раскачиваться. Процесс начинается, когда осуществляется обмен половыми продуктами при соединении половых отверстий.

Среди представителей встречаются однополые (синтезируют мужские, женские половые гормоны) и раздельнополые. Созревание мужских половых клеток и яиц осуществляется в гонадах, затем происходит выброс половых продуктов наружу через половой проток.

У большинства голотурий процесс зачатия и развития зародыша наружный. С помощью щупалец яйца прикрепляются к спинной части тела. Иногда формирование зародыша происходит внутри взрослой особи. Яйца становятся личинками – диплеуролы. Спустя несколько дней они превращаются в аурикулярию, а затем в долиорялию, вителлярию и пенктатулу.

Продолжительность жизни голотурии составляет около 10 лет.

Можно ли разводить морские кубышки в неволе

Поскольку морской огурец достаточно ценный и полезный продукт, его популяции почти уничтожены в дикой природе. Именно поэтому, голотурию покупают исключительно на фермах, где её штучно выращивают. Разведением морских огурцов занимаются в России, на Дальнем Востоке.

Можно ли держать морской огурец дома

Химический состав

Морской огурец состоит из диетического белка. Богат аминокислотами, макро и микроэлементами: калий, магний, йод, фтор, кобальт, медь, бром, хлор, никель, кальций, железо. Также присутствуют пищевые волокна, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины группы В, С, никотиновая кислота (РР). Кислотность составляет 15,95.

Полезные свойства в медицине

Польза употребления мяса трепанга положительно влияет на состояние здоровья:

  • Ускоряет период реабилитации после хирургического вмешательства или заболевания.
  • Медицина Дальнего Востока много лет применяет сырое мясо трепанга для нормализации метаболизма, снижения артериального давления.
  • Положительный эффект оказывает при артрите (воспалении суставов).
  • Вытяжка из трепанга хорошо влияет на состояние нервной и сердечно-сосудистой системы.
  • Косметология использует препараты на основе трепанга для проведения процедуры омоложения.
  • Улучшает работу эндокринной системы.
  • С давних времен морской огурец считался сильным афродизиаком. Его применяли для лечения простатита у мужчин, а также восстановления мужской половой функции.
  • Калорийность 100г продукта: 35кКал. Поэтому съедобные голотурии рекомендовано употреблять людям, контролирующим свой вес, прекрасно подходит для похудения.
  • Полезные свойства морского огурца в медицине направлены на восстановления уровня иммунной защиты.
  • Проходит депрессия, исчезает усталость.

Противопоказания

Следует запомнить, что беременным, во время кормления грудью, детям до 15 лет, а также при гиперфункции (гипертиреоз, тиреотоксикоз) щитовидной железы употребление строго запрещено.

Какие бывают медицинские препараты

Существуют капсулы, экстракт с мёдом, а также вытяжки.

Форма препарата подбирается индивидуально.

Рецепты блюд из трепанга

Перед его приготовлением следует знать, что диетическое мясо морского огурца достаточно специфичное, — оно безвкусное. Поэтому не стоит ожидать от такой еды наслаждения вкусом. Но такие блюда принесут огромную пользу для здоровья. Наиболее известные рецепты приготовления съедобных голотурий:

  1. Жители дальневосточных стран едят сырой трепанг. Для этого тушка тщательно очищается от внутренностей, промывается. Затем мелко порезав, следует настаивать в соевом соусе.
  2. Скоблянка – это горячее блюдо, которое подают самостоятельно или как гарнир.

Понадобится:

  • Очищенный, порезанный кусочками морской огурец.
  • Репчатый лук
  • Соль, перец, специи по вкусу
  • Томат
  • Подсолнечное или сливочное масло.

Приготовление:

Тушку отварить до мягкого состояния. Обжарить лук до золотистого состояния, добавить отварное мясо, соль, перец, томат. Прожарив, дать потомиться около 5 минут. По желанию добавить чеснок.

  1. С овощами – достаточно вкусное блюдо, можно использовать как гарнир.

Понадобится:

  • Отваренное мясо трепанга 2-3шт.
  • Морковь 2шт.
  • Капуста 200-300г
  • Репчатый лук 2 шт.
  • Копченная куриная грудка 100-150г
  • Зеленый лук 3-4 пера
  • Петрушка
  • Корень имбиря 100г
  • Сливочное масло 6 ст.л.
  • Соль, перец по вкусу.
  • Кунжут 1-3 ст.л.

Приготовление:

Отварить нарезанное кусочками мясо, имбирь. Смешать нарезанную зелень с мясом. Затем отправить тушиться к капусте. Через 5 минут (или по готовности капусты) необходимо добавить обжаренные лук и морковь. Тушить на маленьком огне до полной готовности 10-15 минут. Подавать с кунжутом.

  1. Морской огурец на меду – лекарственное средство. Все полезные свойства сохранены. Чтобы приготовить медовый экстракт из трепанга самостоятельно, следует нарезать мясо полукольцами и просушить. Добавить мед, соблюдая пропорцию 1:1. Настаивать в холодном месте 2 месяца, периодически перемешивая. Принимать 1 ст.л. за 15-20 минут до еды.

Разные виды обитают на разной глубине. Некоторые обитают у самого берега. Другие встречаются в глубоководных желобах. Известно, что на дне Марианской впадины обитают несколько видов морских огурцов. Некоторые ученые считают, что именно морского огурца, а не рыбу, увидела первая экспедиция на дно Бездны Челенджера.

Современная научная классификация разделяет 6 отрядов морских огурцов с общим количеством 1 150 видов. На Земле они появились около 450 млн. лет назад.

Описание голотурий

Свое название морские огурцы получили из-за внешнего сходства с плодами огурца. Они имеют мягкое цилиндрическое тело, вытянутое в длину. Но форма тела может варьироваться от почти идеальной сферической (например, морские яблоки Paracucumaria и Pseudocolochirus ), до змеевидной (например, отряд Apodida ).

Средняя длина тела колеблется от 10 до 30 см. Особо крупные виды вырастают до 3-х метровой длины.

Рот расположен на одном конце животного и довольно сложно устроен. Его окружают 10-30 щупалец, способные втягиваться внутрь. Эти щупальца могут быть самой разнообразной формы — от простых трубчатых ножек до сложно разветвленных и древовидных. Форма щупалец зависит от потребляемой пищи. У видов, охотящихся за планктонными животными, они имеют древовидную форму, основная задача которых в максимизации объема процеживаемой воды. Виды, питающиеся верхним донным субстратом, имеют разветвленную структуру щупалец. А виды, которые обитают на песчаном или илистом дне, имеют простые короткие щупальца в виде лопаток, облегчающие им рытье грунта.

По всей длине тела растут так называемые амбулакральные ножки. Они выполняют несколько важнейших функций. Во-первых, выполняют осязательную функцию. Во-вторых, участвуют в дыхании морского огурца, передавая свежую воду внутрь животного. В-третьих, помогая животному передвигаться по дну. У некоторых видов (в основном глубоководных) амбулакральные ножки используются как простые ноги. Но чаще всего за движение отвечает мускулатура тела.

Поведение и образ жизни

Морские огурцы обитают во всех океанах в большом количестве заселяя морское дно. Собираясь в большие группы они находятся в постоянном путешествии в поисках еды. На глубине свыше 9 км. они составляют 90% от общей массы всей фауны (имеется ввиду макрофауна — видимая человеку невооруженным глазом). Голотурии лучше других животных приспособились к выживанию на экстремальных глубинах, и даже на 5-ти километровой глубине их количество и видовое разнообразие такое же богатое, как и около поверхности. Только морские свиньи могут потягаться с морскими огурцами за звание самого неприхотливого глубоководного животного.

Тела некоторых видов глубоководных морских огурцов (например, Enypniastes eximia и Paelopatides confundens ) состоят из особенной желатиновой ткани с уникальными свойствами, которые обеспечивают плавучесть животному. Это дает возможность прилично плавать в воде и перемещаться на новые места обитания. Единственный «истинный» пелагический (живет в толще воды, а не на дне) морской огурец — видPelagothuria natatrix. Другие «плавающие» голотурии перемещаются подобным образом только время от времени. Часто их путают с , но окраска у морских огурцов более яркая, в основном красного оттенка.

Еще есть виды морских огурцов (в отряде Elasipodida ) с плотностью тела почти такой же как и плотность воды. Оттолкнувшись от дна они способны парить в толще воды на расстояние более 1 км. У таких голотурий есть специфические плавательные придатки, напоминающие зонтик или лепесток, вращая которым животное может маневрировать во время плавания.

Но большинство морских огурцов все же исключительно донные и малоподвижные животные. Ползая по дну они подбирают разлагающиеся органические вещества и планктон . Так же с помощью ротовых щупалец и ножек роют донный грунт, иногда полностью закапавшись в него. Взрыхляя дно и разрушая детрит (неразложившиеся частицы животных и растений) они выполняют очень важную и полезную роль в морской экосистеме. В некоторых регионах мирового океана плотность морских огурцов достигает 40 особей на 1 м². За один год такая группа голотурий может переработать до 20 кг. грунта.

Толкаясь на дне морские огурцы не проявляют никакого территориального поведения, занимая свободное место и передвигаясь вперед когда еды на их участке уже не остается. Лишь в период размножения они передают сигналы своим сородичам с помощью специальных гормонов, полностью их игнорируя в остальное время.

Симбиоз с другими животными

Некоторые животные могут жить в симбиозе и комменсализме (способ совместного существования двух организмов, при котором один возлагает на другого регуляцию с внешней средой) с морскими огурцами. Чаще всего вместе с голотуриями можно встретить креветок. Есть даже вид креветок, которые всю свою жизнь живут вместе с иглокожими на их теле, например, вид Periclimenes imperator .

Отдельно стоит выделить небольших рыб семейства Carapidae , так называемых жемчужных рыб. Это маленькие рыбки с удлиненным телом могут жить на глубине до 2 000 м. Интересной стратегией их выживания является способность мальков буквально прятаться внутри тела морского огурца, попадая в него через анальное отверстие или ротовое. Там она растет, прячась от хищников и одновременно находя пропитание в остатках пищи, выходящих из морского огурца наружу. Когда рыба вырастает она покидает своего хозяина навсегда.

Многие морские черви и крабы также находят убежище внутри морских огурцов. Некоторые виды морских огурцов (например, Actinopyga ) в процессе эволюции обзавелись специальными зубами в анальном отверстии, которые не позволяют другим животным проникать к ним внутрь.

Способы защиты и хищники

Морские огурцы — очень легкая добыча. Они не могут быстро убежать и в большом изобилии водятся повсеместно. Но специально на голотурий охотятся только узкоспециализированные хищники. В теле морских огурцов содержится много токсинов (в частности голотурин), из-за которых их игнорируют большинство морских обитателей. Целенаправлено охоту на голотурий ведут только большие моллюски семейства Tonnidae — так называемые Бочечки , которые парализуют их с помощью мощного яда прежде чем высосать их мягкую ткань.

Некоторые виды морских рыб могут поедать морских огурцов если не могут добыть другую пищу. Замечено, что голотурий поедают рыбы-триггеры и тетраодоны , а также некоторые виды крабов, раков-отшельников и омары.

Чтобы защитить себя морские огурцы выработали специальное средство защиты, которые не встречаются у других животных. При возникновении опасности они выпрыскивают в воду через анальное отверстие ядовитую часть кишечника — кювьеровы трубы. В обычном состоянии внутри животного кювьеровы трубы представляют собой длинные нити, которые сильно разбухают, когда попадают в воду. Таким образом морские огурцы стараются дезориентировать и запутать хищников. Утерянные трубы в зависимости от вида восстанавливаются в течении 1-5 недель.

Выпрыскивание кювьеровых труб сопровождается выбросом токсичного яда голотурина в воду. Этот яд образует густую пенообразную массу, которая убивает других животных, оказавшихся рядом.

Значение для человека

Есть много коммерчески важных видов морского огурца, которого используют в кулинарии и традиционной азиатской медицине. Фармацевтические компании выпускают различные препараты на основе высушенного золотого морского огурца — гамата. Из него изготавливаются масла, крема, косметика, а также лекарственные средства.

В Азии (в основном в Китае) из морского огурца готовят самые разнообразные блюда — от салатов до горячих блюд. Большую часть голотурий берут из искусственных водоемов, где их специально выращивают на продажу с 1980-х годов. Примечательно, что на китайском рынке спросом пользуется морской огурец, выращенный или пойманный на Аляске. Он отличается более высокой пищевой ценностью и размером.

Искусственное разведение голотурий обеспечивает безопасность состоянию популяций, но по-прежнему на рынках предлагают морских огурцов, выловленных в природе, в частности на коралловых рифах. В недавнем прошлом такой промысел сильно сократил некоторые виды. «Дикие» огурцы стоят дороже — они крупнее и считаются более вкусными. Для борьбы с незаконным отловом правительство установило лимит на цену за килограмм мяса всех продаваемых голотурий. Это сделало не выгодным продажу дорогих видов морских огурцов.

Лучшее, что нам дает история,- это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Флот Петра 1 это гордость страны, то над чем царь работал каждую минуту своей жизни. По крайней мере, именно так многие историки преподносят нам деятельность будущего императора России. Так ли все однозначно в этом вопросе? К концу статьи Вы сами увидите, что ответ – нет. Конечно, Пётр первый создал флот, но какой, для чего и вместо чего – на эти вопросы мы ответим чуть ниже.

Создание флота Петром 1 на новый лад

Учебники истории говорят нам о том, что у России не было флота и только благодаря тому, что в стране появился такой царь, Россия начала строить собственные корабли. Так ли это? Конечно, нет. Флот до Петра первого в России был и был он достаточно большой и современный. Следует напомнить, что к моменту прихода к власти нового Романова в России был фактически один большой порт – на севере, в Архангельске. Порт с кораблями: военными и торговыми.

Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.

Строительство на западный манер

Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России. Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам. Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.

Такие корабли Петр 1 уничтожил полностью. Все, что веками строилось его предшественниками, он уничтожил в один момент. Такое поведение весьма свойственно для Петра, и о его причинах мы поговорим в другой статье. Сейчас же необходимо отметить, что уничтожив флот, русский правитель начал его выстраивать заново, на голландский и английский манер. Вот тут мы и подошли к сути повествования. Флот Петра 1 не был таким великолепным, как об этом принято писать. Многие историки и вовсе говорят, что строил царь «подобие флотилии». Почему? Ответ кроется в технологии. В Англии, например, процесс постройки корабля очень щепетильный и заключается в следующем:

  • Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка.
  • Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде.

Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли. Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалось должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела. Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1 составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

22 октября 1730 года было закончено строительство Ладожского канала. Инициатива постройки канала принадлежала императору Петру I . Великий реформатор оставил после своей жизни немало грандиозных построек и проектов. Мы решили выбрать пять знаменитых строительных проектов царя.

Ладожский канал

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году. В то время желание Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Этот проект был завершен в 1730 году уже после смерти Петра I. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладки Новоладожского канала почти полностью зарос и пересох.

Новодвинская крепость

Крепость была возведена по инициативе Петра I для защиты Архангельска от нападения с моря. Укрепления, рассчитанные на гарнизон до 1000 человек, позволяли контролировать проход судов по основному Двинскому фарватеру — Берёзовому устью. Крепость находится в 20 км к северу от Архангельска, на острове Линский Прилук. Указ о строительстве крепости издан Петром I в декабре 1700 года, вскоре после начала войны со Швецией и «Нарвской конфузии». Он опасался, что шведы в следующую навигацию попытаются блокировать единственные морские ворота страны и разрушить кораблестроительную и портовую инфраструктуру Архангельска. 12 июня 1701 года состоялась торжественная закладка крепости, а уже 25 июня размещённые в недостроенных земляных укреплениях орудия приняли участие в отражении попытки шведского флота прорваться к Архангельску.

Дворец «Монплезир» в Петергофе

Согласно записи в «Походном журнале», Пётр I начал строительство Монплезира 17 мая 1714 года. Название (от французского mon plaisir — «моё удовольствие») встречается на собственноручных рисунках Петра с набросками здания и сада перед ним. Сооружение было начато с устройства насыпной площадки на берегу Финского залива с подпорной кирпичной стенкой. С 1717 года велись работы под руководством Леблона: строительство одноэтажных остеклённых галерей, соединяющих центральный объём с боковыми павильончиками-люстгаузами. Протяжённость фасада составила 73 м. Одновременно велась отделка интерьеров, исключительно разнообразных по декоративному решению. Все изменения в облике Монплезира осуществлялись по указаниям Петра, присылавшего свои пожелания даже из заграничных путешествий. Работы были завершены в 1723 году.

Главное Адмиралтейство

Адмиралтейская корабельная верфь была заложена Петром I на левом берегу Невы 5 ноября 1704 года. Считается, что проект сооружения был разработан самим царём. Строительством руководил комендант Олонецкой верфи Иван Яковлев, фортификационными работами — полковник Роман Брюс. Чертёж «фортеции для защиты верфи» был прислан Алексеем Меншиковым Брюсу 17 сентября 1705 года, после чего началось сооружение земляного вала вокруг адмиралтейского двора. Земляная крепость с пятью бастионами, на которых было поставлено 100 пушек, «совершилась строением» 7 ноября того же года. Первое Адмиралтейство было П-образным мазанковым одноэтажным зданием, развёрнутым к реке. В центре южного корпуса над воротами была возведена небольшая башенка со шпилем. Внутри двора находились кузницы, амбары, эллинги и стапели. В «Адмиралтейском доме» были устроены мастерские, помещения для канатного, мачтового, блокового, парусного, смоляного мастеров, склады для такелажа.

Пётр Великий, выдающийся русский царь-реформатор, уделял много внимания борьбе за свободный выход России к морю на юге. В конце XVII столетия окрепшее Российское государство вело войну с Турцией и Крымским ханством за исконно-русские причерноморские территории. Русская армия не только обороняла страну от постоянных набегов крымских татар, но и много раз организовывала походы в южную степь, доходя до Крыма, до турецкой крепости Азов.

Первый поход на Азов

Предпринятый Петром I в 1695 году поход тридцатитысячной армии к Азову завершился полным провалом. Осада Азовской крепости и её штурм не принесли успеха и привели к значительным потерям. Полная блокада Азова была невозможна без русского флота. Вражеские суда без всяких препятствий плавали в Азовском море и снабжали турецких солдат провиантом, оружием и боеприпасами.

Пётр прекрасно понимал, что главной причиной поражения является отсутствие сильного военного флота, который бы смог под единым командованием и при тесном взаимодействии с армией изолировать причерноморскую крепость со стороны моря и помешать доставке осаждённому врагу продовольствия и подкрепления. Осада Азова была прекращена. Царь вернулся в Москву с намерением следующей весной повторить поход на крепость в устье Дона от города Воронежа, но сначала построить там за несколько месяцев военную флотилию.


Колыбель российского флота

Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
- во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю. Во время весеннего половодья по реке могли ходить крупные суда, и была возможность сплавлять лес;
- во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
- в-третьих, недалеко была липецкая железная руда;
- в-четвёртых, местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов.

Пётр Великий прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года с тем, чтобы лично руководить строительством военных кораблей. К его приезду в срочном порядке был приготовлен двор воронежского подьячего Игната Моторина, расположенного поблизости от корабельной верфи. Первое жильё царя в городе называлось «Государев шатёр», который стал главным органом военного кораблестроения и одновременно служил походной канцелярией правителя.

Руководство строительством

Работы по постройке судов велись на Воронежской верфи. Главнокомандующим был назначен приехавший в город в марте воевода Алексей Шеин. Фактически же всё руководство осуществлялось самим Петром. Он лично занимался строительством кораблей, работал над их оснащением и формированием экипажей. Приезд царя в Воронеж значительно ускорил темп кораблестроительных работ. Государь постоянно писал в Москву письма с поручениями своим соратникам и помощникам: генералу Францу Лефорту, Фёдору Ромодановскому и Тихону Стрешневу, Льву Нарышкину, Андрею Кревету, дьяку Андрею Виниусу. Везде речь велась о строительстве судов, о корабельных мастерах, о заготовке материалов, о матросах. Пётр I требовал скорейшей доставки на воронежскую судоверфь разобранных галер, прибытия голландского инженера Мейера, быстрой поставки особых ясеневых брёвен из тульских лесов, ускорения поездки в Воронеж архангельских матросов. Помощники незамедлительно выполняли все поручения царя.

По приказу Петра к Воронежу для строительства судов было собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов. Основную часть «работного люда» на судоверфи составляли казаки, стрельцы, драгуны и солдаты. Среди них было много умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов.

Итоги деятельности Петра

Торжественный спуск "Принципиума" на воду

Активная деятельность молодого Петра уже к середине марта принесла свои плоды. В город с помощью саней доставлялись части разобранных галер, быстрыми темпами шла их сборка и спуск на воду. Помимо этого, дополнительно были приглашены из Австрии специалисты-инженеры. Второго апреля 1696 года были построены первые корабли - галеры «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». Эта дата считается днём основания русского регулярного военно-морского флота.

Галеры спускались на воду одна за другой, велась постройка двух больших кораблей. 26 апреля состоялось торжество по поводу окончания строительства 36-пушечного галеаса «Апостол Пётр». Однако корабль, как оказалось, не был готов полностью, и достраивали его уже в пути на Азов. Всего в Воронежском уезде и самом Воронеже ко второму азовскому походу было построено более 500 стругов, около 40 мореходных лодок и 130 плотов. Первый раз за всю историю города такое внушительное количество судов ушло вниз по течению.


Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек. В конце апреля из города Воронежа на Азовскую крепость вышли русские войска под командованием воеводы Шеина, а через несколько дней - галерная флотилия, которой руководил сам царь Пётр I. Будучи командиром галеры «Принципиум», государь совершил плавание с флотилией, возглавляемой адмиралом Лефортом, принимал активное участие в осаде вражеской турецкой крепости. После взятия Азова государь вышел в море на гребных судах и определил место для порта и гавани Таганрога.

Всего в 1696 году Пётр провёл в Воронеже чуть более двух месяцев. Основным итогом его деятельности в тот период стало невероятно быстрое строительство в городе первого в истории государства Российского военно-морского флота, с помощью которого России удалось овладеть турецкой крепостью Азовом и получить долгожданный выход в Азовское море.