Тест 3
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Метафизическое мировоззрение – это убеждённость в изначальной целесообразности живой природы, движущей силой которой является изменчивость организмов.
2) Древнее мировоззрение базировалось на убеждении, что живая природа характеризуется постоянством и человек не вправе это постоянство нарушать.
3) В основе метафизического мировоззрения, формировавшегося с древних времён, лежит мысль о постоянстве и изначальной целесообразности живой природы, в соответствии с этой мыслью каждый вид организмов создан для выполнения определённых функций в определённых условиях.
4) Изначальная целесообразность – это представление о том, что каждый вид организмов создан с определённой целью, для выполнения определённых функций на основе постепенного приспособления к среде обитания.
5) С древних времён формировалось метафизическое мировоззрение, в основе которого лежит представление о том, что живая природа отличается постоянством и изначальной целесообразностью: каждый вид организмов создан с определённой целью.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
напротив,
потому что
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УСЛОВИЕ, , -я, ср.
1) Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе – у. успеха.
2) Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.
3) Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.
4) мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях.
5) мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.
6) обычно мн. Положения, сведения, лежащие в основе чего-л. Условия задачи. Условия теоремы.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
начАвший
донЕльзя
откупОрил
красИвее
знАчимый
одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в автоматическом переводе в Интернете.
Родители предложили ОДЕТЬ на рюкзаки школьников светоотражатели.
Преподаватели консерватории требуют от студентов соблюдения
неукоснительной ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ дисциплины.
ИРОНИЧЕСКИЙ мюзикл по рассказам О. Генри покажет Театр сатиры.
Испытав БЕЗОТВЕТНОЕ чувство к Онегину, Татьяна дала согласие стать женой нелюбимого человека.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПИХТ
задача более ЛЁГКАЯ
более ДВЕ тысяч человек
ИСПЕЧЁМ пирог
рота СОЛДАТ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
A | Б | В | Г | Д |
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зап..здалый
изл..гать
тр..пещущий
пан..рамный
отгор..диться
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
об..рвал, пр..бабушка
пр..влечь, пр..гласил
о..гладил, на..рывный
пере..здал, об..грать
и..брать, ра..правил
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
подпрыг..вать
крестонос..ц
обид..ться
локт..вой
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
(кресла) верт..тся
люб..щий (поесть)
(снега) присыпл..т
пил..щий (дрова)
(они) расстав..т
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мальчишка, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ ничего вокруг, продолжал строить свои замки из песка.
Люся отвечала на вопросы отца бессвязно, (НЕ)ВРАЗУМИТЕЛЬНО.
Среди мрачных, ещё (НЕ)ОДЕТЫХ листвой деревьев этот кустик с зелёными листочками казался чудом.
Птенец хоть и (НЕ)СОВСЕМ окреп, но уже пытался летать.
Слушать заново ту же самую историю мне было вовсе (НЕ)ИНТЕРЕСНО, поэтому я пожелал всем доброй ночи и отправился в свою комнату.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.
(В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.
В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.
Для И. А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л. Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Славное место эта долина: со всех сторон неприступные горы, красноватые скалы, обвеша(1)ые зелёным плющом и увенча(2)ые купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами; высоко-высоко – золотая бахрома облаков, а внизу – Арагва.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.
2) Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.
3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.
4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.
5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.
В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Н. В. Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Старость – это не повод отказываться от труда и уходить на пенсию: нужно продолжать работать, любить своё каждодневное занятие и отдаваться ему со всей душой.
2) Большинство людей мчится по жизни в погоне за желаниями, мечтами, страстями, принимая близко к сердцу удачи и разочарования.
3) В старости у людей появляется много свободного времени, поэтому им легче обучать молодое поколение, делиться опытом.
4) Рассказчик ранее не был знаком с той женщиной, с которой он встретился, когда развёл костёр в своём саду.
5) Практически все старые люди любят говорить о болезнях, жаловаться на свои болячки и очень обижаются, когда их не хотят слушать.
(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.
(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.
(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.
(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.
(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.
(по по Г. Гессе *)
* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–2 представлено рассуждение.
2) Содержание предложения 3 противопоставлено по смыслу содержанию предложения 2.
3) В предложениях 9–10 представлено повествование.
4) В предложениях 12–13 представлено описание.
5) В предложениях 5–6 представлено рассуждение.
Из предложений 2–3 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Среди предложений 5-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Г. Гессе в представленном фрагменте текста поднимает очень серьёзную проблему, о которой многие, вне зависимости от возраста, думать не хотят или, быть может, попросту боятся. В лексике, помимо активно используемых автором (А)_______ (например, ступень и собственный в предложении 1), органично сочетаются и другие средства: (Б)_______ (например, увильнуть, болячка, короче говоря) соседствуют с таким тропом, как (В)______ ("листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни" в предложении 7), что делает текст живым и поэтичным.
В области синтаксиса особое место отводится такому средству, как (Г)_______ (в предложениях 1, 4, 8), которое можно наблюдать на протяжении всего текста».
Список терминов:
1) антонимы
2) синекдоха
3) лексические повторы
4) разговорные слова
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) сравнительный оборот
9) метафора
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.
Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03
Чтобы выполнить задание 16 на ЕГЭ по русскому языку, надо вспомнить правила обособления определений и обстоятельств, или, что более привычно звучит, расставить запятые при причастных и деепричастных оборотах. Помните, что каждое задание проверяет определенный круг ваших знаний и умений, следовательно, на месте цифр вы ставите запятые, применяя только правила обособления, о которых говорится ниже.
Формулировка задания:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В задании 16 вы работаете с обособленными членами предложения . Вспомним правила обособления определений и обстоятельств.
Обособленные определения представлены причастными оборотами. (Мы уже обращались к причастиям и причастным оборотам, выполняя задания 7, 11, 12, 14, и вы умеете видеть их в предложении.)
Знаки препинания при причастном обороте
- Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после главного (определяемого) слова.
Книга , написанная известным писателем, вызвала интерес у читающей публики. Гроза звенела по траве , давно ожидавшей влаги и прохлады. Место , обвитое виноградником, было похоже на беседку. Аисты , прилетевшие в поселок, начали вить гнезда.
- Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит перед главным (определяемым) словом.
Обвитое виноградником место было похоже на уютную беседку. Давно ожидавшая влаги и прохлады трава распрямлялась после дождя. Написанная известным писателем книга вызвали интерес у читающей публики. Прилетевшие в поселок аисты начали вить гнезда.
- Одиночные причастия не обособляются.
- Если в роли главного слова выступает личное местоимение, причастие или причастный оборот выделяются запятыми в любом случае.
Взволнованный переживаниями минувшего дня, я долго не мог заснуть. Взволнованный, он долго не мог заснуть. Мне , столько раз ошибавшемуся, снова хотелось верить людям. Я , разочарованный, не видел смысла продолжать путешествие.
Обособленные обстоятельства представлены деепричастиями и деепричастными оборотами. (Мы уже встречались с ними в задании 7, 10, 12.)
Знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми независимо от места главного слова (глагола-сказуемого).
Она, смеясь, шла мне навстречу. Замолчав, он несколько минут оставался неподвижным. И звезды слушают меня, лучами радостно играя. Устав от ожидания, мать задремала . Кони подходили к костру и, глядя умными глазами, вздыхали.
2. Не обособляются деепричастные обороты, превратившиеся в устойчивые выражения: спустя рукава, не смыкая глаз, затаив дыхание и т. п. Школьники неслись по коридору сломя голову . Нечего сидеть сложа руки.
На что следует обратить внимание?
В предложении могут встретиться однородные обособленные определения (выраженные причастным оборотом) или обстоятельства (выраженные деепричастным оборотом), связанные союзом И. В таком случае запятая между оборотами (перед И) не ставится.
Выполним задание:
В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою
неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.
Ползали (как?), совершая свою неспешную работу, - деепричастный оборот обособляется;
Лепет (какой?) едва уловимый – причастный оборот не обособляется, так как в предложении стоит перед главным (определяемым) словом.
Как в Наталье, в ее крестьянской простоте, во всей ее прекрасной и жалкой душе, порожденной Суходолом, было очарование и в суходольской разоренной усадьбе. Пахло жасмином в старой гостиной с покосившимися полами. Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого, за отсутствием ступенек, надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете. В жаркие дни, когда его пекло солнце, когда были отворены осевшие стеклянные двери и веселый отблеск стекла передавался в тусклое овальное зеркало, висевшее на стене против двери, все вспоминалось нам фортепиано тети Тони, когда-то стоявшее под этим зеркалом. Когда-то играла она на нем, глядя на пожелтевшие ноты с заглавиями в завитушках, а он стоял сзади, крепко подпирая талию левой рукой, крепко сжимая челюсти и хмурясь. Чудесные бабочки — и в ситцевых пестреньких платьицах, и в японских нарядах, и в черно-лиловых бархатных шалях — залетали в гостиную. И перед отъездом он с сердцем хлопнул однажды ладонью по одной из них, трепетно замиравшей на крышке фортепиано. Осталась только серебристая пыль. Но, когда девки, по глупости, через несколько дней стерли ее, с тетей Тоней сделалась истерика. Мы выходили из гостиной на балкон, садились на теплые доски — и думали, думали. Ветер, пробегая по саду, доносил до нас шелковистый шелест берез с атласно-белыми, испещренными чернью стволами и широко раскинутыми зелеными ветвями, ветер, шумя и шелестя, бежал с полей — и зелено-золотая иволга вскрикивала резко и радостно, колом проносясь над белыми цветами за болтливыми галками, обитавшими с многочисленным родством в развалившихся трубах и в темных чердаках, где пахнет старыми кирпичами и через слуховые окна полосами падает на бугры серо-фиолетовой золы золотой свет; ветер замирал, сонно ползали пчелы по цветам у балкона, совершая свою неспешную работу, — и в тишине слышался только ровный, струящийся, как непрерывный мелкий дождик, лепет серебристой листвы тополей... Мы бродили по саду, забирались в глушь окраин. Там, на этих окраинах, слившихся с хлебами, в прадедовской бане с провалившимся потолком, в той самой бане, где Наталья хранила украденное у Петра Петровича зеркальце, жили белые трусы. Как они мягко выпрыгивали на порог, как странно, шевеля усами и раздвоенными губами, косили свои далеко расставленные, выпученные глаза на высокие татарки, кусты белены и заросли крапивы, глушившей терн и вишенник! А в полураскрытой риге жил филин. Он сидел на перемете, выбрав место посумрачнее, торчком подняв уши, выкатив желтые слепые зрачки — и вид у него был дикий, чертовский. Опускалось солнце далеко за садом, в море хлебов, наступал вечер, мирный и ясный, куковала кукушка в Трошином лесу, жалобно звенели где-то над лугами жалейки старика-пастуха Степы... Филин сидел и ждал ночи. Ночью все спало — и поля, и деревня, и усадьба. А филин только и делал, что ухал и плакал. Он неслышно носился вкруг риги, по саду, прилетал к избе тети Тони, легко опускался на крышу — и болезненно вскрикивал... Тетя просыпалась на лавке у печки. — Исусе сладчайший, помилуй мя, — шептала она, вздыхая. Мухи сонно и недовольно гудели по потолку жаркой, темной избы. Каждую ночь что-нибудь будило их. То корова чесалась боком о стену избы; то крыса пробегала по отрывисто звенящим клавишам фортепиано и, сорвавшись, с треском падала в черепки, заботливо складываемые тетей в угол; то старый черный кот с зелеными глазами поздно возвращался откуда-то домой и лениво просился в избу; или же прилетал вот этот филин, криками своими пророчивший беду. И тетя, пересиливая дремоту, отмахиваясь от мух, в темноте лезших в глаза, вставала, шарила по лавкам, хлопала дверью — и, выйдя на порог, наугад запускала вверх, в звездное небо, скалку. Филин, с шорохом, задевая крыльями солому, срывался с крыши — и низко падал куда-то в темноту. Он почти касался земли, плавно доносился до риги и, взмыв, садился на ее хребет. И в усадьбу опять доносился его плач. Он сидел, как будто что-то вспоминая, — и вдруг испускал вопль изумления; смолкал — и внезапно принимался истерически ухать, хохотать и взвизгивать; опять смолкал — и разражался стонами, всхлипываниями, рыданиями... А ночи, темные, теплые, с лиловыми тучками, были спокойны, спокойны. Сонно бежал и струился лепет сонных тополей. 3арница осторожно мелькала над темным Трошиным лесом — и тепло, сухо пахло дубом. Возле леса, над равнинами овсов, на прогалине неба среди туч, горел серебряным треугольником, могильным голубцом Скорпион... Поздно возвращались мы в усадьбу. Надышавшись росой, свежестью степи, полевых цветов и трав, осторожно поднимались мы на крыльцо, входили в темную прихожую. И часто заставали Наталью на молитве перед образом Меркурия. Босая, маленькая, поджав руки, стояла она перед ним, шептала что-то, крестилась, низко кланялась ему, невидному в темноте, — и все это так просто, точно беседовала она с кем-то близким, тоже простым, добрым, милостивым. — Наталья? — тихо окликали мы. — Я-с? — тихо и просто отзывалась она, прерывая молитву. — Что же ты не спишь до сих пор? — Да авось еще в могиле-с наспимся... Мы садились на коник, раскрывали окно; она стояла, поджав руки. Таинственно мелькали зарницы, озаряя темные горницы; перепел бил где-то далеко в росистой степи. Предостерегающе-тревожно крякала проснувшаяся на пруде утка... — Гуляли-с? — Гуляли. — Что ж, дело молодое... Мы, бывалыча, так-то все ночи напролет прогуливали... Одна заря выгонит, другая загонит... — Хорошо жилось прежде? — Хорошо-с... И наступало долгое молчание. — Чего это, нянечка, филин кричит? — говорила сестра. — Не судом кричит-с, пропасти на него нету. Хоть бы из ружья постращать. А то прямо жуть, все думается: либо к беде какой? И все барышню пугает. А она ведь до смерти пуглива! — А как захворала она? — Да известно-с: все слезы, слезы, тоска... Потом молиться зачали... Да все лютее с нами, с девками, да все сердитей с братцами... И, вспоминая арапники, мы спрашивали: — Не дружно, значит, жили? — Куда как дружно! А уж особливо после того, как заболели-то оне, как дедушка померли, как вошли в силу молодые господа и женился покойник Петр Петрович. Горячие все были — чистый порох! — А пороли дворовых часто? — Этого у нас и в заведенье не было-с. Я как провинилась-то! А и было-то всего-навсего, что приказали Петр Петрович голову мне овечьими ножницами оболванить, затрапезную рубаху надеть да на хутор отправить... — А чем же ты провинилась? Но ответ далеко не всегда следовал прямой и скорый. Рассказывала Наталья порою с удивительной прямотой и тщательностью; но порою запиналась, что-то думала; потом легонько вздыхала, и по голосу, не видя лица в сумраке, мы понимали, что она грустно усмехается: — Да тем и провинилась... Я ведь уж сказывала... Молода-глупа была-с. «Пел на грех, на беду соловей во саду...» А, известно, дело мое было девичье... Сестра ласково просила ее: — Ты уж скажи, нянечка, стихи эти до конца. И Наталья смущалась. — Это не стихи-с, а песня... Да я ее и не упомню-с теперь. — Неправда, неправда! — Ну, извольте-с... И скороговоркой кончала: — «Как на грех, на беду...» То бишь: «Пел на грех, на беду соловей во саду — песню томную... Глупой спать не давал — в ночку темную...» Пересиливая себя, сестра спрашивала: — А ты очень была влюблена в дядю? И Наталья тупо и кратко шептала: — Очень-с. — Ты всегда поминаешь его на молитве? — Всегда-с. — Ты, говорят, в обморок упала, когда тебя везли в Сошки? — В оморок-с. Мы, дворовые, страшные нежные были... жидки на расправу... не сравнять же с серым однодворцем! Как повез меня Евсей Бодуля, отупела я от горя и страху... В городе чуть не задвохнулась с непривычки. А как выехали в степь, таково мне нежно да жалостно стало! Метнулся офицер навстречу, похожий на них, — крикнула я, да и замертво! А пришедчи в себя, лежу этак в телеге и думаю: хорошо мне теперь, ровно в царстве небесном! — Строг он был? — Не приведи господи! — Ну, а все-таки своенравнее всех тетя была? — Оне-с, оне-с. Докладываю же вам: их даже к угоднику возили. Натерпелись мы страсти с ними! Им бы жить да поживать теперь, как надобно, а оне погордилися, да и тронулись... Как любил их Войткевич-то! Ну, да вот поди ж ты! — Ну, а дедушка? — Те что ж? Те слабы умом были. А, конечно, и с ними случалось. Все в ту пору были пылкие... Да зато прежние-то господа нашим братом не брезговали. Бывалыча, папаша ваш накажут Герваську в обед, — энтого и следовало! — а вечером, глядь, уж на дворне жируют, на балалайках с ним жундят... — А скажи, — он хорош был, Войткевич-то? Наталья задумывалась. — Нет-с, не хочу соврать: вроде калмыка был. А сурьезный, настойчивый. Все стихи ей читал, все напугивал: мол, помру и приду за тобой... — Ведь и дед от любви с ума сошел? — Те по бабушке. Это дело иное, сударыня. Да и дом у нас был сумрачен, — не веселый, бог с ним. Вот извольте послушать мои глупые слова... И неторопливым шепотом начинала Наталья долгое, долгое повествование...