Смутное время - рабочий лист к уроку. Развитие идеи национального объединения

Любовь дарит переживание счастья, окрыляет, возвышает. Однако часто земная любовь теряет крылья, высоту и разбивается о голые скалы жизненных обстоятельств. Как сохранить хрупкие ростки человеческого счастья? Земная любовь не может длительное время существовать сама по себе в отрыве от её подлинного Источника. И для созидания совершенной любви необходимо обратиться к её Создателю. Рассказы сборника раскрывают особенности любви, устремленной в вечность, любви, которая никогда не перестаёт…

Произведение относится к жанру Современная русская литература. На нашем сайте можно скачать книгу "Любовь никогда не перестаёт… Романтическая проза" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Один из самых сложных периодов в истории государства - Смутное время. Он продолжался с 1598 по 1613 год. Именно на рубеж XVI–XVII вв. приходится тяжёлый экономический и политический кризис. Опричнина , татарское нашествие, ливонская война – всё это привело к максимальному росту негативных явлений и усилению общественного негодования.

Причины начала Смутного времени

У Ивана Грозного было три сына. Старшего сына он убил в припадке ярости, младшему было всего два года, а среднему, Фёдору – 27. Таким образом, после смерти царя, именно Фёдор должен был взять власть в свои руки. Но наследник - личность мягкая и на роль правителя совсем не подходил. Ещё при жизни, Иван IV создал регентский совет при Фёдоре, в состав которого входили Борис Годунов, Шуйский и другие бояре.

Умер Иван Грозный в 1584 году. Официальным правителем стал Фёдор, но по факту – Годунов. Через несколько лет, в 1591 году умирает Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). Выдвигается ряд версий смерти мальчика. Главная версия – мальчик сам нечаянно напоролся на нож, когда играл. Некоторые утверждали, что знали, кто убил царевича. Другая версия - его убили приспешники Годунова. Ещё через несколько лет, умирает Фёдор (1598), не оставив после себя детей.

Таким образом, историки выделяют следующие основные причины и факторы начала Смутного времени:

  1. Прерывание династии Рюриковичей.
  2. Желание бояр увеличить свою роль и власть в государстве, ограничить власть царя. Претензии бояр переросли в открытую борьбу с верхушкой власти. Их интриги негативно сказывались на положении царской власти в государстве.
  3. Экономическое положение было критическим. Завоевательные походы царя требовали активизации всех сил, в том числе, и производственных. В 1601–1603 – период голода, как следствие - обнищание крупных и мелких хозяйств.
  4. Серьёзный социальный конфликт. Действующий строй отторгал от себя не только многочисленных беглых крестьян, холопов, посадских людей, городовых казаков, но и некоторые части служивых людей.
  5. Внутренняя политика Ивана Грозного. Последствия и результат опричнины усилили недоверие, подорвали уважение к закону и власти.

События смуты

Период Смутного времени стал для государства огромным потрясением , который затронул основы власти и государственного строя. Историки выделяют три периода смуты :

  1. Династический. Период, когда происходила борьба за Московский престол, и длился он вплоть до царствования Василия Шуйского.
  2. Социальный. Время междоусобиц народных классов и вторжение иностранных войск.
  3. Национальный. Период борьбы и изгнания интервентов. Длился он до избрания нового царя.

Первый этап смуты

Воспользовавшись нестабильностью и разладом на Руси, через Днепр переправился Лжедмитрий с незначительным войском. Сумел убедить русский народ в том, что он Дмитрий - младший сын Ивана Грозного.

Огромная масса населения потянулась за ним. Города открывали свои ворота, посадские люди и крестьяне вступали в его отряды. В 1605 году, после кончины Годунова, на его сторону встали воеводы, через некоторое время и вся Москва.

Поддержка бояр была необходима Лжедмитрию. Так, 1 июня на Красной площади, он провозгласил Бориса Годунова изменником, а также обещал привилегии боярам, приказным и дворянам, немыслимые льготы купцам, а крестьянам – мир и покой. Тревожный момент настал тогда, когда крестьяне спросили Шуйского, захоронен ли царевич Дмитрий в Угличе (именно Шуйский возглавлял комиссию по расследованию смерти царевича и подтвердил его гибель). Но боярин уже утверждал, что Дмитрий жив. После этих рассказов, разъярённая толпа ворвалась в дома Бориса Годунова и его родственников, разгромив всё. Так, 20 июня Лжедмитрий с почестями вступил в Москву.

Сесть на престол оказалось намного легче, чем удержаться на нём. Для утверждения своей власти, самозванец закрепил крепостничество, что привело к недовольству крестьян.

Ожидания бояр Лжедмитрий тоже не оправдал. В мае 1606 года, крестьянам открылись ворота кремля, Лжедмитрий был убит . Престол занял Василий Иванович Шуйский. Главное условие для его царствования было ограничение власти. Он поклялся, что никаких решений не будет принимать самостоятельно. Формально, состоялось ограничение государственной власти . Но обстановка в государстве не наладилась.

Второй этап смуты

Этот период характеризуется не только борьбой за власть высших сословий, но также вольными и масштабными крестьянскими выступлениями.

Так, летом 1606 года, у крестьянских масс появился глава – Иван Исаевич Болотников. Под одним знаменем собрались крестьяне, казаки, холопы, посадские люди, крупные и мелкие феодалы, служивые. В 1606 году войско Болотникова выдвинулось на Москву. Битва за Москву была проиграна, пришлось отступать к Туле. Уже там, началась трёхмесячная осада города. Итог не завершившегося похода на Москву – капитуляция и казнь Болотникова. С этого времени крестьянские восстания пошли на спад .

Правительство Шуйского стремилось к нормализации ситуации в стране, но крестьяне и служивые по-прежнему оставались недовольны. Дворяне сомневались в способности власти прекратить крестьянские восстания, а крестьяне не хотели принимать крепостническую политику. В этот момент недопонимания, на Брянских землях появился ещё один самозванец, который назвал себя Лжедмитрием II. Многие историки утверждают, что он был прислан править польским королём Сигизмундом III. Большую часть его отрядов составляли польские казаки и шляхтичи. Зимой 1608 года, Лжедмитрий II двинулся с вооружённым войском на Москву.

К июню самозванец дошёл до села Тушино, где остановился лагерем. Ему присягнули на верность такие крупные города, как Владимир, Ростов, Муром, Суздаль, Ярославль. Фактически появилось две столицы. Бояре присягали то Шуйскому, то самозванцу и умудрялись получать жалование с обеих сторон.

Для изгнания Лжедмитрия II правительство Шуйского заключило договор со Швецией . По этому договору, Россия отдавала Швеции Карельскую волость. Воспользовавшись этой ошибкой, Сигизмунд III перешёл к открытой интервенции. Речь Посполитая пошла войной на Россию. Польские части бросили самозванца. Лжедмитрий II вынужден бежать в Калугу, где бесславно закончил своё «правление».

В Москву и в Смоленск были доставлены грамоты Сигизмунда II, в которых он утверждал, что на правах родственника русских правителей и по просьбе русского народа, он идёт спасать гибнущее государство и православную веру.

Испугавшись, московские бояре признали русским царём королевича Владислава. В 1610 году заключён договор, в котором оговаривался основной план государственного устройства России :

  • незыблемость православной веры;
  • ограничение свободы;
  • деление власти государя с Боярской думой и Земским Собором.

Присяга Москвы Владиславу состоялась 17 августа 1610 года. За месяц этих до событий, Шуйский был насильно пострижен в монахи и сослан в Чудов монастырь. Для управления боярами была собрана комиссия из семи бояр – семибоярщина . И уже 20 сентября поляки беспрепятственно вступили в Москву.

В это время, военную агрессию открыто демонстрирует Швеция. Шведские отряды заняли большую часть России и уже были готовы наступать на Новгород. Россия стала на пороге окончательной потери независимости. Захватнические планы врагов вызвали огромное возмущение среди народа.

Третий этап смуты

Смерть Лжедмитрия II сильно повлияла на ситуацию. Исчез предлог (борьба с самозванцем) править Сигизмундом Россией. Таким образом, польские войска превратились в оккупационные. Русский народ объединяется для сопротивления , война стала приобретать национальные масштабы.

Начинается третий этап смуты. По призыву патриарха, из северных районов приходят отряды к Москве. Войска казаков во главе с Заруцким и великим князем Трубецким. Так создалось первое ополчение. Весной 1611 года, русские войска начали штурм Москвы, который не увенчался успехом.

Осенью 1611 года, в Новгороде, с призывом к борьбе с иноземными интервентами, к народу обратился Кузьма Минин. Было создано ополчение, руководителем которого избрали князя Дмитрия Пожарского.

В августе 1612 года, войско Пожарского и Минина дошло до Москвы, 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была полностью освобождена. Смутное время, которое длилось почти 10 лет, окончилось .

В этих сложных условиях, государство нуждалось в правительстве, которое примирило бы людей разных политических сторон, но и могло найти классовый компромисс. В этом плане кандидатура Романова устраивала всех .

После грандиозного освобождения столицы, по всей стране были разбросаны грамоты о созыве Земского Собора. Собор состоялся в январе 1613 года и был самым представительными за всю средневековую историю России. Безусловно, разразилась борьба за будущего царя, но в результате сошлись на кандидатуре Михаила Фёдоровича Романова (родственник первой жены Ивана IV). Михаил Романов был избран царём 21 февраля 1613 года.

С этого времени начинается история правления династии Романовых , которая находилась на престоле более 300 лет (до февраля 1917 года).

Последствия Смутного времени

К сожалению, Смутное время закончилось плачевно для России. Были понесены территориальные потери:

  • утрата Смоленска на длительный период;
  • потеря выхода к Финскому заливу;
  • восточная и западная Карелия захвачена шведами.

Православное население не смирилось с гнётом шведов и покинуло их территории. Только в 1617 году, шведы оставили Новгород. Город был полностью разорён, в нём оставалось несколько сотен граждан.

Смутное время привело к экономическому и хозяйственному спаду . Размер пашни упал в 20 раз, численность крестьян уменьшилась в 4 раза. Обработка земель сократилась, монастырские дворы были разорены интервентами.

Число погибших во время войны приблизительно равно одной трети жителей страны . В ряде регионов страны численность населения упала ниже уровня XVI века.

В 1617–1618 гг., Польша в очередной раз хотела совершить захват Москвы и возвести на престол королевича Владислава. Но попытка провалилась. Как итог, подписание перемирия с Россией на 14 лет, где отмечался отказ притязаний Владислава на русский престол. Польше оставались Северные и Смоленские земли. Несмотря на тяжёлые условия мира с Польшей и Швецией, для Российского государства наступило окончание войны и желанная передышка. Русский народ едино отстоял независимость России.

Смутное время.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

Создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

Воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Пугачёва Саратовской обл.»

Тема урока: «Смутное время»

Работа учителя истории

МОУ СОШ №13

Коняевой Натальи Анатольевны

Пугачёв – 2010

Смутное время.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

Создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

Воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий урок.

Ход урока.

Все задания сегодня на уроке вы будете выполнять на рабочих листах. Задания пронумерованы, справа есть графы самооценки, за полностью выполненное задание – 2 балла, за частично – 1.

В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства. Что это за праздник? (Условная дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Освободили только Китай-город)

Тема нашего урока: Смутное время

Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как выдумаете почему? (в этот период решалась судьба России)

Задание №1 поможет подтвердить вашу версию:

Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса.

Задание №2: существуют различные исторические подходы к определение Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимы к этому понятия?

(гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция ). А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы?(да её удалось избежать.)

Проблема: Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы?

Как вы понимаете понятие национальная катастрофа?(утрата национальной независимости) Действительно ли это могло случиться? Для подтверждения данного подтверждения обратимся к историческому документу.

Задание №3 : по свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать из прочитанного? (люди перестали ценить не только жизни, но и теряли духовную основу - веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.)

Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы?

1. Слабость власти

2. Гражданская война (в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын).

3. Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте направление движения польских и шведских войск?)

Обобщить всё сказанное можно словами известного историка.

Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнать…Россию… .Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!»

Задание №4: выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. Таблица « Причины Смуты.»(каждый из вас запишет только одну)

Задание №5: Исходя из, определившихся причин определим начало и окончание Смуты. Прокомментируйте предложенные даты, какая из них наиболее признана историками.

Начало Окончание

1584г. 1612г.

1591г. Подчеркните правильный 1613г.

1598г. вариант 1617г. или1618г.

Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, но у них не получилось, выясним почему? С помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь).

Задание №6 Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Имя___________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей

Имя_______________

1.Дата правления

1598-1605

1605-1606

1606-1610

2.На какие слои общества опирался

бояре, дворяне

дворяне, казаки, поляки, холопы

бояре

3.Почему не удалось укрепить власть

Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.

Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.

Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.

4 .* Предложи свой

Вопрос

Какой вклад внёс в развитие страны?

Был ли родовит и знатен?

Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твёрдой власти, способной навести порядок. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы. В 1611г. войска первого ополчения подошли к Москве, но взять её не смогли. История выдвинула других лидеров.

Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?

Задание №8: Пользуясь учебником, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в истории Смутного времени?

Работа с документом на стр. 256 – первый вариант

Работа с текстом §31 на стр. 258 – второй вариант (из «Нового летописца»)

Задание №9 : Освобождение Москвы создало условия для избрания нового царя, этот момент проиллюстрирует Отрывок из к/Ф «1612г».

Обратите на вопросы к фильму, они есть на ваших рабочих листах.(прочитать)

Какие требования предъявляли бояре претендентам на престол?

Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

- * Найдите в фильме несоответствие исторической действительности?

Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.

Проверка ответов.

Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:

Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой

А мнением: да! Мнением народным.

Ребята, а почему сейчас тема народного единства , приобретает важное значение?

(потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)

Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?

Рост национального самосознания. Упадок хозяйства.

Новая династия. Потеря территории.

Укрепление царской власти. Убыль населения

Сохранения единства страны.

Усиление роли Земских соборов

Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.

Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме.

Домашнее задание: подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему: « Смутное время в искусстве».

Рабочий лист ученика(цы) _______________________ Самооценка

Тема урока :

Полностью (2 балла)

Частично (1 балл)

Задание №1: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.

Экономический, период, это, династический, социально-политический, кризис.

______________________________________________________________

Задание №2: Назовите синонимы Смуты.

Задание №3 : прочитайте текст и подтвердите, что страна действительно была на грани национальной катастрофы.

По свидетельству современника событий Авраамия Палицына «Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, …на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию?»

Можете ли вы ещё назвать признаки, подтверждающие опасность национальной катастрофы?

____________________________________________________________

№4. Заполните таблицу « Причины Смутного времени» (запишите одну причину)

Задание№5 Хронологические рамки Смутного времени

Начало Завершение

1584г. 1612г.

1591г. подчеркните верный вариант 1613г. 1598г. 1617г. и 1618г.

Задание№6: заполните сравнительную таблицу « Правители Смутного времени»

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя_________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей.

Имя_________

1. Дата правления

2. На какие слои

Общества

Опирался

3. Почему не

Удалось

Укрепить власть

4*. Предложи свой

Вопрос

Задание№7: чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?__________________________________

Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в спасении страны?

Работа с текстом учебника на стр.256 – 1вариант (из « Нового летописца»).

Работа с документом на стр.258 – 2 вариант.

Задание№8. Вопросы к отрывку из кинофильма «1612г.»

1) Какие требования бояре предъявляли претендентам на престол?

2) Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

3) *Есть ли в фильме несоответствие исторической

Действительности?

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание№9 : запишите наиболее важный итог Смутного времени.

_____________________________________________________

Количество набранных баллов

17 – 20 баллов – оценка «5»

14 – 16 баллов – оценка «4»

8 – 13 баллов – оценка «3»

Спасибо за работу на уроке!

Предварительный просмотр:


После смерти Ивана Грозного страна погрузилась в настоящий хаос. Наследник престола Федор Иванович не способен был вести политические дела в стране, а цесаревича Дмитрия убили еще в младенческом возрасте.

Именно этот период принято называть Смутным временем. Несколько десятилетий страну разрывали на части потенциальные наследники престола, стремящиеся любыми способами заполучить власть. И лишь с приходом к власти Романовых в 1613 году Смута начала утихать.

Какие же восстания произошли в это время, и можно ли выделить их ключевые моменты?

Период восстания

Основные действующие лица

Результаты восстания

1598-1605 года

Борис Годунов

После смерти Федора Ивановича династия Рюриковичей пресеклась, и вокруг наследования престола развернулась настоящая война. С 1598 года в стране начались долгие дни неурожая, продолжающиеся вплоть до 1601 года. На этот период приходятся первые антифеодальные выступления холопов. Поскольку Борис Годунов не был истинным наследником престола, его право на трон всячески оспаривалось, а появление Лжедмитрия I стало причиной к свержению Годунова.

1605-1606 года

Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Василий Шуйский

Народ хотел верить в то, что царская династия не пресеклась, и поэтому, когда Григорий Отрепьев начал убеждать всех, что он истинный наследник престола, народ с удовольствием в это поверил. После свадьбы с Мариной Мнишек, в столице начали бесчинствовать поляки, после чего власть Лжедмитрия I стала ослабевать.

Во главе с Василием Шуйским бояре подняли новое восстание и свергли самозванца.

Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Марина Мнишек

После свержения Лжедмитрия I, власть захватил Василий Шуский. После серии невнятных реформ, народ начал роптать, в результате чего возродилась вера и в то, что царевич Дмитрий жив. В 1607 году появился Лжедмитрий II, который пытался насадить свою власть вплоть до 1610 года. Попутно права на престол предъявляла и вдова Лжедмитрия I Марина Мнишек.

1606-1607 года

Иван Болотников, Василий Шуйский.

Недовольные жители страны поднялись на восстание против правления Василия Шуйского. Во главе восстания встал Иван Болотников, но несмотря на успехи на первых порах, войско Болотникова в итоге было разбито. Василий Шуйский сохранил право управления страной вплоть до 1610 года

1610-1613 года

Ф.Мстиславский, А.Голицын, А. Трубецкой, И. Воротынский

После того, как Шуйский потерпел несколько серьезных поражений от поляков в русско-польской войне, его свергли, а у власти оказалось Семибоярщина. 7 представителей боярских родов попытались установить свою власть, присягая польскому королю Владиславу. Народу не понравилась перспектива прислужничества полякам, поэтому многие крестьяне стали переходить в войско Джедмитрия II. Попутно происходили ополчения, после чего власть Семибоярщины была свергнута.

Январь-июнь 1611 - Первое ополчение

сентябрь-октябрь - Второе ополчение.

К. Минин, Д.Пожарский, Михаил Федорович Романов

Сначала ополчение вспыхнуло в Рязани, но там его смогли довольно быстро подавить. После волна недовольства перешла в Нижний Новгород, где во главе ополчения встали Минин и Пожарский. Их ополчение было более успешным, и интервентам даже удалось захватить столицу. Однако уже в октябре 1613 года интервентов выбили из Москвы, а после Земского собора 1613 года на Руси установилась власть Романовых.

В результате нескольких десятилетий Смутного времени, положение в стране было хуже некуда. Внутренние восстания ослабили государство, сделав Древнюю Русь лакомым кусочком для иностранных захватчиков. Установление власти нового монаршего рода было неизбежным, и после длительных дебатов, у власти оказались Романовы.

Впереди страну ожидало 300 лет под властью Романовых, технический прогресс и эпоха Просвещения. Все это было бы невозможно, если бы Смуту во время не подавили, а споры за престол продолжились бы.

«Смутное время Российского государства».

в этот период решалась судьба России

Повторение. Решите уравнение:

Полностью (2балла)

Частично (1балл)

Тема урока :

Задание №1: из предложенных слов составьте и запишите определение понятия «Смута».

Экономический, период, это, династический, социально-политический, кризис.

Задание №2: Запишите синонимы к слову «Смута».

    Задание № 3 «Верно или нет утверждение»

УТВЕРЖДЕНИЯ

Начало урока

Конец урока

1. Смута – это период в истории России, начавшийся после прекращения династии Рюриковичей.

2. Борис Годунов был убит при взятии Москвы Лжедмитрием.

3. Король Польши помогал Лжедмитрию I своими войсками.

4. Лжедмитрия I называли «тушинским вором».

5. Следующим после Лжедмитрия правителем страны стал Василий Шуйский.

6. Женой обоих самозванцев была полячка Марина Мнишек.

7. Бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава.

8. Народное ополчение против польских войск возглавили К.Минин и Д.Пожарский.

9. Смута закончилась избранием на престол Михаила Романова.

10. Михаил Романов являлся родственником последнего царя из династии Рюриковичей Федора Ивановича.

Задание №4. Заполните таблицу « Причины Смутного времени» (запишите одну причину)

Политические

Экономические

Нравственные

1. Династический кризис

1. Последствия опричнины и Ливонской войны

«Водворялась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» С.М.Соловьёв

2. Борьба боярских групп за власть

2. Бегство крестьян на окраины

3. Притязания Польши на русские земли

3. Голод 1601-1603гг.

4. Неподчинение окраин центру

Задание№5:Заполните сравнительную таблицу «Правители Смутного времени»

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя___________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей

Имя_______________

1.Дата правления

2.На какие слои общества опирался

бояре, дворяне

дворяне, казаки, поляки, холопы

3.Почему не удалось укрепить власть

Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.

Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.

Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.

Задание№6: Кому посвящен памятник работы архитектора Мартоса, установленный на Красной площади?

Количество набранных баллов

17 – 20 баллов – оценка «5»

14 – 16 баллов – оценка «4»

8 – 13 баллов – оценка «3»

По свидетельству современника событий Авраамия Палицына «Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, …на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию?»

Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”, “буйство народное”, “разврат русских людей от черни до вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”.

Н.М. Карамзин называл Смуту “делом ужасным и нелепым”, результатом “разврата”, подготовленного тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии.

С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и “противуобщественных” (родовых) начал русского общества.

В.Б. Кобрин определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых”.

Нет единства и в вопросе о причинах Смуты. Кто-то считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России. С.М. Соловьев связывал причины Смуты с внутренними факторами – “династическим кризисом”, а также с “дурным состоянием нравственности в обществе”, обращал внимание на эгоистичность устремлений различных социальных групп общества.

В.О. Ключевский выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса из-за пресечения правящей династии Рюриковичей. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы.

Таким образом, мы видим несколько точек зрения на одно историческое событие.