Советский конструктор итальянского происхождения. Трехмерное время роберта бартини. И швец, и жнец, и на дуде игрец

Если вы хотите получить это достижение, открыв все Демонические Двери, вам нужно быть осторожным, так как его можно пропустить. Однако, если всё сделать правильно, то вы без проблем откроете все двери. Всё дело в квесте с участием Леди Грей. В один момент вам предложат либо жениться на Леди Грей, либо разоблачить её. Если вы разоблачите её, то вы не откроете две демонические двери. Демоническая дверь #12 в Доме Греев открывается только после женитьбы на Леди Грей и Демоническая Дверь #13, расположенная на Холме Палача, не откроется, если вы не убьёте Грома, так как это будет невозможно, если вы разоблачите Леди Грей.

Ниже представлен гид по всем 15 демоническим дверям:

Демоническая Дверь #1 - The Library Arcanum

Расположение: Гильдия Героев

Как открыть: После окончания гильдии, используйте лампу на двери.

Награда: Книги, Эликсир Долголетия, Карточка с татуировкой

Демоническая Дверь #2

Расположение: Смотровая Площадка

Как открыть: Откроете в конце игры, так как это необходимо по сюжету.

Награда: Огненное Сердце

Демоническая Дверь #3 - The Aboretum

Расположение: Великолесское Ущелье

Как открыть: Злому персонажу не составит труда получить это достижение, а хорошему персонажу придётся совершить злой поступок. Нужно либо убить несколько селян, либо съесть 10 хрустящих курочек перед дверью. Если вы решили съесть 10 хрустящих курочек, то делайте это очень медленно; ждите пока очки зла исчезнут, прежде чем есть следующую. Хрустящих курочек можно купить у торговцев в Темнолесье или в лагере Два-Ножа.

Награда: Клевец Уэллоу [ Легендарное оружие]

Демоническая Дверь #4 - Darkwood Sanctum

Расположение: Тёмнолесские Топи

Как открыть: Вам придётся победить несколько волн Хоббов. Поговорите с Демонической Дверью и примите вызов. Если в первый раз в данной локации, то вы можете положиться на зелья, или подождать, пока вы станете сильнее, так как битва может оказаться довольно сложной.

Награда: Комплект брони Темного Мага

Демоническая Дверь #5 - The Old Kingdom Spring

Расположение: Холмово Поле

Как открыть: Вам нужно изрядно потолстеть, чтобы открыть эту дверь. Съешьте 25 яблочных пирогов, чтобы стать достаточно толстым и открыть дверь. В процессе вы можете получить достижение “ Definitely Not On Rails / Точно не по рельсам ”, если вы конечно не открыли его раньше.

Награда: Эликсир Колдовства

Демоническая Дверь #6 - The Desolate Abbey

Расположение: Тёмнолесский Буардель

Как открыть: Вам нужно переспать с 10 людьми. Когда вы попадете в Тёмнолесский Буардель, то найдите Поппи и переспите с ней 10 раз. За каждый раз вам придётся отдать по 50 золотых монет, но это самый быстрый и простой способ открыть Демоническую Дверь.

Награда: Шляпа Сутенера

Демоническая Дверь #7 - The Secret Haven

Расположение: Розовый Домик

Как открыть: Всё что вам нужно сделать, так как это дать Демонической Двери коробку конфет.

Награда: Комплект брони Светлого Мага

Демоническая Дверь #8 - The Butterfly House

Расположение: Великолесские Пещеры

Как открыть: Это одна из самых раздражающих Демонических Дверей. Чтобы открыть её, нужно получить множитель 14. Я рекомендую сначала стать сильнее, прежде чем пытаться открыть данную дверь. Также стоит использовать тяжелое оружие. Когда вы станете достаточно сильны, то отправляйтесь в Пещеру Хоббов и убивайте их до тех пор пока ваш множитель не достигнет как минимум 18. Покиньте пещеру, и когда вы вернетесь, то ваш множитель станет 9. Теперь используйте заклинание “З астывшее Время ” и убейте тролля. Теперь ваш множитель будет достаточно высок, чтобы идти к Демонической Двери и поговорить с ней.

Если у вас высокие характеристики Точности и Скорости, а также есть хороший лук, то есть и другой способ открыть дверь. Зайдите в локацию, где появляется тролль, но не подходите к нему. Стойте на месте! Натяните стрелу и не отпускайте её пару минут, а затем отпустите, чтобы мгновенно убить тролля. Ваш множитель будет где-то между 25 и 50.

Награда: Синий Зуб [ Легендарное оружие]

Демоническая Дверь #9 - The Bitter Shrine

Расположение: Заброшенная Тропа

Как открыть: Чтобы открыть эту дверь, вам нужно пройтись перед ней в одежде бандита, в светлом латном наборе, и броне темного мага. Всю одежду бандита можно найти в сундуках в локации Заброшенная Тропа. Броню темного мага можно купить в Сучковой просеке и на Крючем Береге. Также её можно найти за Демонической Дверью #4. Весь светлый латный набор можно купить у Странствующих Торговцев на Арене. Вы можете купить сапоги и брюки в Сучковой просеке .

Награда: Булава Кукольника [ Легендарное оружие]

Демоническая Дверь #10 - Witchwood Cavern

Расположение: Ведьмины Камни

Как открыть: Вы откроете эту дверь по ходу сюжета, когда вам нужно будет найти Археолога. Для того, чтобы открыть дверь, вам нужно будет назвать имя Демонической Двери, нажав на 4 больших камня рядом. Дверь зовут H . I . T . S .

ПРИМЕЧАНИЕ: Если вы попытаетесь написать что-то другое, то на вас нападут оборотни.

Награда: Книги, Кольчужные штаны, Увеличение Здоровья, Карточка с татуировкой, Зелье Воскрешения, Рубин, Сапфир

Демоническая Дверь #11 - The Hidden Copse

Расположение: Сучковая просека

Как открыть: Вам нужно выстрелить в лицо Демонической Двери при помощи любой дальней атаки или магического заклинания, чтобы она отворилась. Я советую использовать Эбеновый Лук или выстрелить Огненным Шаром 2 уровня.

Награда: Эликсир Долголетия

Демоническая Дверь #12

Расположение: Дом Греев

Как открыть: Вам нужно жениться на Леди Грей, чтобы открыть эту Демоническую Дверь.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если вы разоблачите Леди Грей, то вы не сможете открыть эту и Демоническая Дверь #13. Во время прохождения квеста "Компромат на мэра", обязательного выберите свадьбу.

Награда: Топор Роногг [ Легендарное оружие]

Демоническая Дверь #13

Расположение: Холм Палача

Как открыть: Вам нужно убить Грома, чтобы открыть эту Демоническую Дверь.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если вы разоблачите Леди Грей, то вы не сможете открыть эту и Демоническая Дверь #12. Во время прохождения квеста "Компромат на мэра", обязательного выберите свадьбу.

Награда: Увеличение Маны, Шлем Грома, Доступ к Висельному Лесу

Демоническая Дверь #14

Расположение: Мертвецкое Поле

Как открыть: Это сюжетная Демоническая Дверь. Чтобы открыть её, вам нужно найти броню, шлем, щит и меч Ностро, которые разбросаны по локации Мертвецкое Поле. Броня находится на западе карты. Шлем находится в доме сторожа кладбища на полке. Щит находится в реке возле моста на западной стороне карты. Меч вы найдете в могиле на самом юге карты.

Награда: Доступ к тюрьме Баргейт

Демоническая Дверь #15

Расположение: Некрополь

Как открыть: Вам понадобятся все серебряные ключи, чтобы открыть эту дверь. Смотрите достижение “ You Are A Super Player / Полон ваш брелок ”, чтобы узнать местоположение всех ключей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Вы не сможете получить серебряные ключи обратно, если сперва откроете Демоническую Дверь, а затем захотите открыть сундуки. Обязательно убедитесь, что открыли все серебряные сундуки, прежде чем открывать эту Демоническую Дверь! Смотрите достижение “ Get It Off Your Chest / Первое вскрытие ”, чтобы узнать местоположение всех сундуков.

Награда: Отнимающий жизни [Легендарное оружие]

Если вы хотите показать Двери, что вы думаете о ней, то вам нужно открыть жест “Средний палец”. Для этого вам нужно стать злом во плоти. Также этот жест открывается после прохождения игры, включая контент из The Lost Chapter.

Вы можете следить за прогрессом по данному достижения в разделе “Достижения” в меню паузы.

Название этого достижения является отсылкой к фразе “Сезам, откройся”.

Тут предлагаю выкладывать информацию о всяких секретностях Фэйбла.

Двери Демонов
1) Дверь в Гильдии – говорит, что света мало – включить лампу (которую дадут по окончании обучения в гильдии) – там зелье долговечности и пара книг
2) Дверь на Смотровой Площади около торговца титулами – это квестовая, она появвится когда замочишь джека первый раз – там огненное сердце
3) Дверь в Чащобном Ущелье (где разбойники требуют денег за проход) – требует свершить великое злодеяние – надо перед ней кастануть берсерка 4-го уровня – Клевец Уэллоу (120 + две вставки шило (снижают эффективность вражеской брони, легкий))
4) Дверь у Розового Домика – не открывается на первом свидании – подарить розочку – полный комплект одежды светлого мага (4 вещи)
5) Дверь у входа в Пещеру Хоббов – требует боевой множитель – подойти к ней с множителем 14 или больше – меч Синий Зуб (165 + вставка молния, легкий) – 4-й по силе (из легких)
6) Дверь в Темнолесских Топях – требует побить стражей – победить пять волн хоббов – полный комплект одежды темного мага (4 вещи)
7) Дверь в Темнолесском Борделе – ждет настоящего любовника – 10 раз заняться сексом – там шляпа сутенера
8) Дверь на Холмовом Поле – ждет жирного тела – наесться до исполинского телосложения (максимальное) – там эликсир колдовства
9) Дверь в Поместье Греев – холостякам вход запрещен – жениться на Леди Грей (обязательно на ней) – Топор Роногг (165+бритва+аргентум, легкий)
10) Дверь на Заброшенной тропе (рядом с лагерем разбойников) – ждет Доблестного рыцаря, злого мага, разбойника – в таком же порядке одеть полный комплект светлых лат, потом темного мага, потом разбойника, каждый раз подходя к двери, после третьего она откроется – Булава Кукольника (135+мана, легкий)
11) Дверь в Ведьмином Лесу – квестовая, откроется, если назвать ее имя – ударить по камням в нужном порядке ХИТС (HITS) – там Археолог, сундук на 15 ключей (вставка Жизнь), пара книг, зелье воскрешения, кольчужные штаны
12) Дверь у входа в Нотхоулглэйд – просит выстерлить – стреляешь по ней из лука (помощнее) – Эликсир долголетия
13) Дверь на Холме Палача (веренее под ним) – квестовая, требует побить другого героя – Побить Громобоя – просто сможешь выйти оттуда
14) Дверь на Кладбище – квестовая – собрать доспехи Ностро
15) Дверь в Некрополисе – просит все серебрянные ключи – откроется, если отдашь ей все серебряные ключи, которые у тебя есть (даже если у тебя нету ни одного, то все-равно откроется "уговор – есть уговор") – там меч "Отнимающий Жизнь" (285+огонь, тяжелый)

Shepel_Kirill

Встречный вопрос:
где найти все куски карты?

Zabolotsky_Andrey

В смысле, подсказки о спрятанном кладе? Вот:
1. Получаешь за квест со спасением двух заложников у домика рыбака и на озере.
2. Получаешь за квест с торговцем, который забрёл в лагерь бандитов.
3. Убиваешь ассасинов, посланных Двойным Лезвием или его друзьями, в 5 разных местах (см. ниже).
4. Набиваешь очень много очков в стрелковом состязании.
5. В сундуке на Фруктовой ферме.
6. В сундуке на мельнице.

Ассасины:
1. У Knothole Glade (нет, это нельзя переводить как Нотхоул Глейд! Лучше смерть), в закутке за мостом.
2. У телепорта Ведьминого Леса.
3. Наверху мельницы.
4. На Тюремном причале, где ты спасаешь Археолога.
5. На Берегу Крюка, где-то у городского колокола.

Между прочим, попробуйте набрать на камешках не HITS, а SHIT))

Martynovsky_Denis

А если игра дублирована на русский и набрать вместо хитс- схит, будет достигнут нужный эффект?

Zabolotsky_Andrey

Хороший вопрос… Не знаю.

Gaynetdinov_Ayrat

не будет,все-рано хитс набирай

Ozharovsky_Daniil

При слове "Схит" появятся оборотни.) Ты это называешь нужным эффектом?

Martynovsky_Denis

вот что будет, ну это понятно почему оборотни:взял на комнях ругнулся(если по английски) и сразу наказание за это))

Ozharovsky_Daniil

Так это ты имя двери называешь.) За такое имя кого хочешь убьёшь.))

Alexeev_Glorfindel

Ич…))) я видно пропускаю или не вижу…) Как открить дверь возле лагеря разбойников (Два ножа)…)))дверь просит Чтоб перед дверю возник благородний рицарь…

Alexeev_Glorfindel

И некак не магу найти все ключи… игру прошол 4-раза… и постоянно нахожу 26-27ключей из 30….

Gaynetdinov_Ayrat

1.Ну.. тебе надо собрать три комплекта шмота,а именно: светлые латы,шмот темного мага и одежду разбойника.потом именно в таком порядке обратиться к двери,она и откроется:)
2.Глянь сюда: – http://www.fable.net.ru/modules.php?name=Articles&am… ;

Alexeev_Glorfindel

…спс) твоя ссилка мне оч. помогла…))) даже больше) чем надо)

ALYeKSANDROV_ROMAKA

Итак…мега тупой вопрос…
Чё у меня Фебл Эксплоер не работает? я его скачал, устанавливаю захожу и он мне гад ошибку пишет ну и варианты ответа (отправить отчёт/не отправлять)

Alexeev_Glorfindel

а у меня он постоянно зависает)))

Vorobyev_Daniil

кстати, меч Джека можно взять не убивая сестру… рядом с башней,в которой обычно сидел Мейз есть четыре могилы,и на одной из них написано,что она ждет своего героя… после смерти Джека раскапываешь её-и таи лежит меч…

Gaynetdinov_Ayrat

Вообще-то это не совсем меч Джека из Тени.Во-первых он светлый,а Джек – зло.В могиле,где никто не похоронен находится Слеза Аво,меч,который маг Сольциус использовал,чтобы спасти Бауэрстоун от бездны.и не раскапываешь могилу,а просто читаешь надпись на ней.

Savnikov_Georgy

Двери демонов, сундуки и прочее – уже давно не секрет. В любом прохождении и на любом форуме есть информация об этом.

Popov_Yaroslav

а у мну вопрос, если на леди Грэй не женитса, то дверь не откроетса? (Кода говориш всем об убийстве?)

Gaynetdinov_Ayrat

конеш не откроется)

Savnikov_Georgy

где-то слышал что открывается если поговорить в костюме гвардейца=) не получилось ни разу=)

Popov_Yaroslav

Знач слухам не доверяй!!!

Kirillov_Ruslan

где найти эти сокровища по подсказакам я их 6 собрал я не понимаю где искать?

Gaynetdinov_Ayrat

В Яблочном Дворе стоит сарай,там справа от сарая тюк с сеном,между ними маленькое расстояние,там и копай.Кнопка лопаты не появится,просто встань между тюком и сараем и копай.

Kirillov_Ruslan

и это всево лишь сковородка? че это за сокровище? спс

Gaynetdinov_Ayrat

На ней 4 слота для модификации.. поставь 4 маны и обдолбайся магией

Kirillov_Ruslan

там нету 4 кружочков нет в которых модификации показываются

Gaynetdinov_Ayrat

хмм.. без понятия,у меня были на ней урон 100, + она двуручная и 4 слота для МФ

Bulahov_Filipp

а можно вытащить мечь из камня

Gaynetdinov_Ayrat

Да,если прокачать все характеристики силы до 7

Zenishev_Vasya

4 слота появятся только если собрал все кусочки карты, если ты вырыл сковородку до этого то дальше можешь и не пытаться.

Sviridov_Basil

гы, у мя не русская версия, я как только вышла сразу купил, там дверь просит чёт вроде шара и молнии или чёт такое))))
всё почти собрал кроме вот как эту дверь не ломанул)))

Lihachyova_Nat

эта дверь наверно у серого дома? она хоть и просит что-то вроде молнии, но условие для открытия – выйти за леди грэй.. какими заклинаниями её не жахай..

Russu_Vlad

За дверю-демоном в темнолеских топях в сундуке будет набор одежы тёмного мага

Zhaly_Yura

Чето нету ничего в этих могилах в гильдии…
(Джека убил)

Zabolotsky_Andrey

1. Нужно, чтобы ты не убивал сестру, а выкинул Меч.
2. Нужно поговорить с Гильдмастером за воротами Гильдии.
3. Нужно прочитать журнал Мэйза в его кабинете.

Тогда меч можно будет достать.

Suhih_Igor Shefner_Andrey

знач так чтоб на сковородке были 4 слота нужны все подсказки(6)

Demin_Yaroslav

А я дверь, которая просит совершить зло открывал путем пожирания живых цыплят=)

Gaynetdinov_Ayrat

сколько же ты их съел?

Demin_Yaroslav Liza_Mona

вашему вниманию сундучки

Heroes Guild. 20 ключей. Внутри забавный боевой молоточек.

Greatwood Lake. 5 ключей. Эликсир жизни.

Hobbe Cave. 5 ключей. Эликсир воли.

Darkwood Lake. 15 ключей. Хороший арбалет.

Grey House. 10 ключей. Точильный камешек (присадка), хорошая вещь.

Witchwood Stones. 15 ключей. Присадка здоровья.

Headsmans Hill (пещера). 15 ключей. Присадка магии.

Bowerstone Manor. 15 ключей. Катана.

Circle of the Dead. 10 ключей. Бронебойная присадка.

Hook Coast. 15 ключей. Топорик.

The Lost Bay. 30 ключей. Легендарный меч и россыпь драгоценных камней.

Necropolis. 25 ключей. Комплект хорошей брони.

Skarzhinsky_Andrey

Да в Necropolis ахерительный костюм,точнее шлем.А если смешать этот костюм и костюм ассасина то ваще красавец получится.

Nechaev_Oleg

ну и нахера ета тема?я тоже могу списать

Tregubov_Stas

У меня тупой вопрос, но ответ на него я нигде не нашёл. Я прошёл Fable уже много раз, уже всё нашёл, что только можно. НО гдеже прячется эта шляпа чёрного мага?!

Zabolotsky_Andrey

Надо давать учителю в Бауэрстоуне всякие непотребные книжки 🙂 Хорошие можно сдать куда-нибудь в благотворительный магазин.

Tregubov_Stas

Нет. После сдачи учителю книг он даёт свутлую шляпу, а мне тёмная нужна. А что кстати даёт этот благотворительный магазин и что туда сдавать?

Zabolotsky_Andrey

Он не даёт ровно ничего, сдавать можно всё. А учителю надо давать именно непотребщину, "плохие" книжки. Какие из них "плохие", не помню, увы. Ну, типа "How to make yourself sexier in five days".

Tregubov_Stas

Ах вот оно что. А сколько их нужно сдать для этого?

Zabolotsky_Andrey

Погуглил. Кажется, нужен такой набор:

The Tale of Twinblade
Eyes of a Killer
Jack of Blades
The Tale of Maxley
The Oakvaile Raid
The Ugly Guide
Dusty Notebook
Windbreaker Rule Book
The Sock Method
The Rotten Apple
The Trigamist
The Repentant Alchemist

Sokolov_Vlad Sergeev_Gennady

=>А как там оч. много сереб. ключиков возле розового коттеджа достать?

Один ключ лежит возле дома в центре клумбы.Хапаешь задание у бабки берешь хреновину для двери.Топаешь в пещеру к хоббам доходишь до самого дна де эта хрень возле пацана летает.Топаешь к стенке пещеры там будет клумба из грибов копаешь ключ оттуда.Сохраняешься проваливаешь задание.И так по кругу пока не соберешь нужное количество ключей заодно можно и опыт набить)).

=>народ хелп: где найти ВСЕ бутылки увеличивающие жизнь и ману?

А такие существуют????

Знаю только про бутылки которые опыт добавляют.Сила навык и манна.

Если хочешь поднять опыт набери хавки и топай на арену.Доведи боевой множитель где то до 40 и сожри хавку там и бутылки не понадобяться.Опыта немеряно хапнешь.Баранина очки опыта для силы.Морковь очки навыка.Рыба очки манны.Знаю можно нахапать дохрена бутылок с пополнением опыта манны.

Задание найти археолога за демон дверью здесь работает автосохранение. Вначале локации появляеться земляная хрень ее валишь за ней возле забора лежит скелет и бочка в бочке лежит бутылка опыта для манны.Сохраняешься выходишь заходишь на эту локацию и так по кругу пока не надоест))

Главное собирайте бутылки которые дают много опыта сохраняйте их до арены.Только там их можно использовать по максимому.Когда набиваете нивысший множитель.

Zabolotsky_Andrey

не спорь с мировым злом)

Klinkov_Valet

И!
Играет он как 8-классница. :Ъ

Tamkovich_Vanya

Может это мод такой?

Gaynetdinov_Ayrat

вот наебывают тут честный народ и не краснеют.. этот меч можно сделать через Fable Explorer, или скатать мод..

Klinkov_Valet

Тогда иди к Оракулу и используй выражение с буковкой М – легенды Альбиона. И слушай.

Надо просто быть немного любознательным.

Zenishev_Vasya

Не знаю после прохождения у меня других заданий не было (всю карту обегал). Мож реально поробавать по всем бардам пройтись.

Tamkovich_Vanya

я уже заново проходить начал) реально интересно))

Klinkov_Valet

Даю подсказку – этого барда зовут Timmins(по английски).

Berezovoy_Alexandr

А ко терезу мочил?

Advertisements

Ро́берт (Роберто) Лю́двигович Барти́ни (настоящее имя - Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini ); 14 мая , Фиуме , Австро-Венгрия - 6 декабря , Москва) - итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист , уехавший из фашистской Италии в СССР , где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах (см. экраноплан). Автор более 60 законченных проектов самолётов. Комбриг . В анкетах, в графе «национальность» писал: «русский» .

Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв , Ильюшин , Антонов , Мясищев , Яковлев и многие другие.

Помимо авиации и физики, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией . Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини». В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини» . Основные труды по аэродинамике, теоретической физике.

Биография

Ранние годы

В 1900 году жена вице-губернатора Фиуме (ныне город Риека в Хорватии) барона Лодовико Ороса ди Бартини, одного из видных вельмож Австро-Венгерской империи, решила взять на воспитание трёхлетнего Роберто, приёмного сына своего садовника. В то же время, существует информация, что садовнику сына подбросила мать, некая молодая дворянка, забеременевшая от барона Лодовико .

Владел несколькими европейскими языками. Участник Первой мировой войны . Окончил офицерскую школу (1916), после чего отправлен на Восточный фронт, в ходе Брусиловского прорыва пленён вместе с ещё 417 тыс. солдат и офицеров Центральных держав, попал в лагерь под Хабаровском , где, как предполагается, впервые встретился с большевиками. В 1920 Роберто вернулся на родину. Его отец уже вышел в отставку и осел в Риме , сохранив звание государственного советника и привилегии, которыми пользовался у Габсбургов , несмотря на смену подданства. Однако сын не воспользовался возможностями отца, в том числе и финансовыми (после смерти ему досталось более 10 млн долларов того времени) - на миланском заводе «Изотта-Фраскини» он был последовательно разнорабочим, разметчиком, шофером, и, одновременно, за два года сдал экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института (1922) и получил диплом авиационного инженера (окончил Римскую лётную школу в 1921).

Работа в СССР

После фашистского переворота в 1922 году ИКП направила его в Советский Союз . Его путь пролег из Италии через Швейцарию и Германию в Петроград , а оттуда в Москву . С 1923 года жил и работал в СССР : на Научно-опытном аэродроме ВВС (ныне Чкаловский, ранее Ходынское летное поле) сначала лаборантом-фотограммистом, потом стал экспертом технического бюро, одновременно военный летчик, с 1928 года возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов (в Севастополе), вначале инженером-механиком авиаминоносной эскадры, затем старшим инспектором по эксплуатации материальной части, то есть боевых самолетов, после чего получил ромбы комбрига в 31 год (аналог современного звания генерал-майора). С 1929 начальник отдела морского опытного самолётостроения, а в 1930 его уволили из ЦКБ за подачу в ЦК ВКП (б) докладной записки о бесперспективности создания объединения подобного ЦКБ; в том же году по рекомендации начальника ВВС П. И. Баранова и начальником вооружений РККА М. Н. Тухачевского он был назначен главным конструктором СНИИ (завод № 240) ГВФ (Гражданского Воздушного Флота). В 1932 году здесь были начаты проектные работы по самолету Сталь-6, на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч. На базе рекордной машины был спроектирован истребитель «Сталь-8 », но проект закрыли в конце 1934 как не соответствующий тематике гражданского института. Осенью 1935 был создан 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году он экспонировался на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км - 405 км/ч.

На базе этого самолёта создавался по проекту Бартини дальний бомбардировщик ДБ-240 (позже классифицирован как Ер-2), разработку которого завершил главный конструктор В. Г. Ермолаев в связи с арестом Бартини.

Арест и работа в заключении

С приближением немецких войск к Москве ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск . В Омске в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, разработавшее два проекта:

  • «Р» - сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло » с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно-прямоточной силовой установкой.
  • Р-114 - истребитель-перехватчик ПВО с четырьмя ЖРД В. П. Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33 град. по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла. Р-114 должен был развивать невиданную для 1942 скорость 2 М.

Летательные аппараты Р. Л. Бартини

На счету Роберта Бартини свыше 60 проектов самолетов, в том числе:

Цитаты

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И - И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах , как самолёты ; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом . После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта , основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е. , Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

Физик и философ

Файл:Bartini World.png

«Мир Бартини».

Бартини, конечно, более известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения», , но теперь он становится все более известным своими научными достижениями. Помимо авиации, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Есть у него труды по теоретической физике. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «мир Бартини» В противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению сторонников этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путем, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира , что показывает, что наш мир скорее является 6-мерным, чем 4-мерным.

«Прошлое, настоящее и будущее - одно и то же, - говорил Бартини. - В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом».

Бартини также занимался анализом размерностей физических величин - прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале XX века Н. А. Морозов . Одна из наиболее известных работ - «Множественность геометрий и множественность физик» в книге «Моделирование динамических систем», написанная в соавторстве с П. Г. Кузнецовым . Работая с размерностями физических величин, он построил матрицу всех физических явлений, основанную только на двух параметрах: L – пространство, и T – время. Это позволило ему увидеть законы физики как клетки в матрице (снова морфологический анализ).

Dim. L –1 L 0 L 1 L 2 L 3 L 4 L 5 L 6
T –6 Скорость переноса мощности (мобильность)
T –5 Мощность
T –4 Удельный вес
Градиент давления
Давление
Напряжение
Поверхностное натяжение
Жесткость
Сила Энергия Скорость переноса момента импульса (тран)
T –3 Массовая скорость Вязкость Массовый расход Импульс Момент импульса
T –2 Угловое ускорение Линейное ускорение Потенциал гравитационного поля Масса Динамический момент инерции
T –1 Угловая скорость Линейная скорость Скорость изменения площади
T 0 Кривизна Безразмерные величины (радиан) Длина Площадь Объем Момент инерции площади плоской фигуры
T 1 Период
T 2

Так же как Дмитрий Иванович Менделеев открыл Периодическую таблицу элементов в химии, Бартини открыл периодическую таблицу законов в физике. Когда он обнаружил, что известные фундаментальные законы сохранения располагаются по диагонали в этой матрице, он предсказал и затем открыл новый закон сохранения - закон сохранения мобильности. Это открытие, по мнению сторонников теории, ставит Бартини в ряд таких имен, как Иоганн Кеплер (два закона сохранения), Исаак Ньютон (закон сохранения импульса), Джулиус Роберт фон Майер (закон сохранения энергии), Джеймс Клерк Максвелл (закон сохранения мощности) и т. д. В 2005 году, примерно через 50 лет после опубликования на русском, благодаря усилиям доктора Д. Рабунского, вышел английский перевод одной из статей Бартини . Достижения Бартини в науке к настоящему времени стали настолько очевидны [неавторитетный источник? ] , что одну из новых единиц физики было предложено назвать "Барт" в честь Бартини. [неавторитетный источник? ] Более того, на основе матрицы Бартини, используя ту же самую логику и те же эвристические принципы, группа исследователей открыла новые законы сохранения. [неавторитетный источник? ]

Теория, однако, была не замечена научным сообществом, а также подверглась критике со стороны математиков:

Как математику, мне особенно приятно вспоминать представленную Бруно Понтекорво в ДАН (Доклады Академии наук СССР) статью «О размерностях физических величин» Ораса де Бартини. Она начиналась словами: «Пусть A есть унарный и, следовательно, унитарный объект. Тогда A есть A, поэтому…», а заканчивалась благодарностью сотруднице «за помощь в вычислении нулей пси-функции».
Эту зло пародирующую псевдоматематический вздор статью (опубликованную, помнится, около 1 апреля) студенты моего поколения знали давно, так как её автор - замечательный итальянский авиаконструктор, работавший в России совсем в другой области науки, - пытался опубликовать её в Докладах уже несколько лет. Но академик Н. Н. Боголюбов, которого он об этом просил, не решился представить эту заметку в ДАН, и только избрание Бруно Понтекорво действительным членом Академии сделало эту очень полезную публикацию возможной.

Изучение наследия Бартини

Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования только узкой группе «допущенных» специалистов. Впрочем, известны работы Бартини по ключевым проблемам физики , опубликованные в «Докладах Академии наук» (1965 г., т. 163, № 4), и в сборнике «Проблемы теории гравитации и элементарных частиц» (М., Атомиздат, 1966 г., стр. 249-266). С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978 г.) и в сборнике «Мост через время», (М., 1989 г.).

После войны прикладная диалектическая логика была повторно и независимо открыта бакинским флотским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером и опять-таки применительно к изобретательству . Метод получил название ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Согласно другой версии, Г. Альтшуллер являлся учеником Р. Бартини в тайной школе «Атон», где и познакомился с методом «И - И». В отличие от засекреченного метода «И - И» , ТРИЗ была полностью открыта для общественности. По ней изданы десятки книг («Творчество как точная наука», «Найти идею…» и др.), проведены сотни учебных семинаров.

См. также

  • Мир Бартини

Примечания

  1. Бартини Роберто Людогович
  2. «Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы», - писал впоследствии Бартини
  3. Чутко И. Э. Красные самолёты. - М.: Политиздат, 1978
  4. биография Р. Л. Бартини
  5. На жаргоне тех лет этот вид приговора назывался «десять и пять по рогам»
  6. Инженер истории. Побиск Георгиевич Кузнецов С. П. Никаноров, П. Г. Кузнецов, другие авторы, альманах Восток, Выпуск: N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005
  7. Надгробье Р. Л. Бартини на Введенском кладбище. Отчество на камне - Людовигович
  8. ,
  9. Ермолаев Ер-2
  10. Бартини Т-117
  11. А-55 / А-57 (Проект стратегического сверхзвукового бомбардировщика, ОКБ Р. Л. Бартини /Авиабаза =KRoN=/)
  12. А-57 Р. Л. Бартини
  13. Е-57 Гидросамолет-бомбардировщик

«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы». (Роберт Бартини)

Малоизвестный для широко круга общественности Роберт Бартини был не только выдающимся ученым и авиационным конструктором, но и одним из тайных вдохновителей советской космической программы. Известный всем Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем, также считали и многие другие известные советские авиаконструкторы. В разные годы с Бартини были связаны: Яковлев, Ильюшин, Антонов, Мясищев и многие другие. Всего на счету данного конструктора было более 60 законченных проектов самолетов, все из которых отличались особой оригинальностью и новизной идей. Помимо авиации и физики, Бартини достаточно много занимался философией и космологией. Им была разработана уникальная теория шестимерного мира, в котором время, как и окружающее нас пространство, обладало 3-мя измерениями. Данная его теория получила известность, как «мир Бартини».


Биография Роберта Бартини по-настоящему удивительна. Его настоящее имя Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini). Потомственный итальянский аристократ, родился в семье барона 14 мая 1897 года в Фиуме на территории Австро-Венгрии. В 1916 году Бартини заканчивает офицерскую школу и отправляется на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва попадает в плен и отправляется в лагерь для военнопленных под Хабаровском, где, как предполагается, проникается идеями большевизма.

Бартини Роберт Людвигович


В 1920 году Роберто возвращается на родину, к этому времени его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив при этом многие привилегии и звание государственного советника, но сын отказывается пользоваться возможностями отца, в том числе и финансовыми. Он идет работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», одновременно с этим за 2 года экстерном сдает экзамены в авиационном отделении Миланского политехнического института и получает диплом авиационного инженера. Примерно в это же время в 1921 году он вступает в итальянскую коммунистическую партию (ИКП). После фашистского переворота в Италии в 1923 году Роберто Бартини по решению ИКП отправляется в СССР для помощи молодой республике в области авиастроения. Так начинается советский этап «красного барона», именно это прозвище Бартини получил в Советском Союзе.

Советская карьера Роберто Бартини берет начало на Научно-опытном (ныне Чкаловском) аэродроме, где он занимал должность начальника отдела и главного инженера. В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу, которая занималась проектированием гидросамолетов. Работая в данной группе, он предложил проект экспериментального истребителя «Сталь-6» и 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2. Однако в 1930 году его группа была включена в состав ЦКБ, откуда Бартини уволили за критику создаваемой организации. В том же году по рекомендации М. Н. Тухачевского Бартини был назначен главным конструктором ОКБ НИИ Гражданского воздушного флота. Знакомство и покровительство Тухачевского позднее сыграют с конструктором злую шутку.

В 1933 году на созданном Бартини самолете «Сталь-6» был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На базе уже созданной машины был спроектирован новый истребитель «Сталь-8», однако данный проект был закрыт, так как не соответствовал тематике гражданского авиастроения, которым и занималось ОКБ. Уже в работе над истребителями «Сталь-6» и «Сталь-8» Бартини показал себя как очень дальновидный конструктор-новатор, который не боится предлагать смелые и неординарные идеи.

Экспериментальный истребитель Сталь-6


В конструкции своего экспериментального истребителя «Сталь-6» Бартини применил следующие новшества:

1. Убирающееся шасси, которое снижало общее сопротивление. При этом шасси было одноколесным.
2. Использование сварки, что позволило снизить трудоемкость конструкции и значительно аэродинамическое сопротивление самолета. В некотором роде сварка снижала и вес конструкции.
3. Материал – особо легкие сплавы алюминия и магния, более коррозостойкие материалы покрывали самолет снаружи, защищая менее корозостойкие от вредного воздействия внешней среды.
4. Испарительное охлаждение с радиатором, который был вынесен в крылья. Для повышения боевой живучести машины отсеки радиатора делались независимыми, то есть они могли работать даже при пробитии крыла. Позднее данная система охлаждения была использована на немецком самолете Хе-100, однако там система отсеков не использовалась, что снижало боевую живучесть машины.

Осенью 1935 года Бартини разрабатывает 12-местный пассажирский самолет, получивший название «Сталь-7» и имеющий крыло «обратная чайка». Данный самолет в 1936 году был продемонстрирован на Международной выставке в Париже, а в августе на нем удалось установить международный рекорд скорости. На дистанции в 5000 километров средняя скорость составила 405 км/ч. Также в конце 1935 года конструктором был спроектирован дальний арктический разведчик (ДАР), который одинаково легко мог садиться на воду и лед. На базе своего самолета «Сталь-7» Бартини начал работы по созданию дальнего бомбардировщика ДБ-240, который позднее был классифицирован как Ер-2. Его разработку заканчивал уже другой главный конструктор В. Г. Ермолаев, так как Бартини к тому моменту был арестован НКВД.

14 февраля 1938 года Бартини был арестован, ему предъявлялись обвинения в связи с «врагом народа» маршалом Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини (при том, что в свое время он бежал в СССР от его режима). Решением внесудебного органа, так называемой «тройки», Роберт Бартини был приговорен к типичному для таких дел сроку в 10 лет лишения свободы и пяти лет в – «поражении в правах». Заключенный Бартини был отправлен в закрытое ЦКБ-29 тюремного типа, такие конструкторские бюро в СССР называли «шарашками». Находясь в заключении, он принимал активное участие в работах по созданию нового бомбардировщика Ту-2. По своей же просьбе он был переведен в группу заключенного Д. Л. Томашевича (бюро 101), которая занималась проектированием истребителя. Это сыграло с ним злую шутку. В 1941 году всех, кто работал вместе с конструктором Туполевым освободили, в то время как сотрудники бюро «101» освободились только после войны.

Дальний бомбардировщик Ер-2


Уже в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, которое работало над 2-мя проектами. Сверхзвуковым одноместным истребителем «Р» типа «летающее крыло» и Р-114 – зенитным истребителем-перехватчиком, который должен был оснащаться 4-мя ЖРД конструкции В. П. Глушко и иметь стреловидное крыло. Для 1942 года истребитель Р-114 должен был развивать невиданную скорость в 2 Маха, но уже осенью 1943 года ОКБ было закрыто.

В 1944-1946 годах Бартини работает над проектированием транспортных самолетов Т-107 и Т-117. Т-117 представлял собой магистральный транспортный самолет, который планировалось оснащать 2-мя двигателями АШ-73 мощностью по 2300 л.с. каждый. Схема самолета – высокоплан с достаточно широким фюзеляжем, поперечное сечение которого было образовано тремя пересекающимися окружностями. Данный самолет был первым в СССР позволяющим перевозить грузовики и танки. Также разрабатывался пассажирский и санитарный варианты, которые обладали герметичными салонами. Проект данного самолета был готов уже к осени 1944 года, весной 1946 года он был представлен в МАП, после чего получил положительные заключения ГВФ и ВВС. После того как было подано несколько ходатайств и писем от ряда выдающихся советских авиационных деятелей (М. В. Хруничева, А. Д. Алексеева, Г. Ф. Байдукова, И. П. Мазурука и др.) проект был утвержден и в июле 1946 года был дан старт постройке самолета. В июне 1948 года самолет был закончен практически на 80%, но работы по нему были свернуты, так как Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, которые были необходимы для оснащения стратегических бомбардировщиков Ту-4, непозволительной роскошью.

Позднее Бартини начинает работу над новым тяжелым военно-транспортным и десантным самолетом Т-200. Это был высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого создавались крыльевым профилем. Задняя кромка, которая раскрывалась вверх и вниз, между 2-мя хвостовыми балками, образовывала широкий проход высотой 3 метра и шириной 5 метров, который идеально подходил для погрузки крупногабаритных грузов. Силовая установка машины была комбинированной и состояла из 2-х турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги и 2-х поршневых двигателей АШ мощностью в 2800 л.с. Данный проект разрабатывался в 1947 году и даже был утвержден, самолет был рекомендован к постройке, но так и не был построен. Впоследствии многие наработки по этому проекту были использованы при разработке транспортных самолетов Антонова.

Проект стратегического бомбардировщика А-57 (летающая лодка)


В 1948 году Роберт Бартини освобождается и по 1952 год работает в ОКБ гидроавиации Бериева. В 1952 году его командировали в Новосибирск, где он был назначен начальником отдела перспективных схем СибНИА – Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. Здесь в это время осуществлялись исследования по профилям, управлению пограничным слоем на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях, по регенерации пограничного слоя силовой установкой самолета, по теории пограничного слоя, сверхзвуковому крылу с самосбалансированием при переходе на сверхзвук. У такого крыла балансировка происходила без потерь в аэродинамическом качестве. Бартини был выдающимся математиком и ему удалось буквально вычислить данное крыло, не прибегая к особо большим затратам и дорогим продувкам. Тогда же он представляет проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Данный проект поначалу был отклонен, так как обозначенные характеристики были приняты за нереальные. Помогло Бартини обращение к С. П. Королеву, который обосновал данный проект экспериментально.

В 1956 году Бартини был реабилитирован. В апреле 1957 года его откомандировали из СибНИА в ОКБС МАП в подмосковных Люберцах. Здесь до 1961 года он разрабатывает 5 проектов разнообразных самолетов массой от 30 до 320 тонн различного назначения. В 1961 году он предлагает проект сверхзвукового дальнего разведчика, который должен был оснащаться ядерной силовой установкой Р-57-АЛ. Именно в этот период карьеры у него рождается еще одна выдающаяся идея – создание крупного самолета-амфибии, который бы мог взлетать вертикально и позволял охватить транспортными операциями большую часть Земли, включая моря и океаны, регионы вечных льдов и пустыни. Начинаются работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолетов. В 1961-1963 годах проводятся испытания небольшого самолета Бе-1, который можно назвать «первой ласточкой».

В 1968 году коллектив Роберта Бартини из Подмосковья перебирается на завод им. Димитрова в Таганрог, данный завод специализировался на гидросамолетах. Здесь в КБ Бериева ведутся работы над концепцией «безаэродромных самолетов». В 1972 году здесь были построены 2 противолодочных самолета ВВА-14 (вертикально взлетающих амфибии). Работа над этим проектом была последней в жизни Бартини, в 1974 году он скончался в возрасте 77 лет, оставив после себя более 60 оригинальных проектов самолетов.

ВВА-14 - вертикально взлетающая амфибия, самолет был выполнен в металле, совершал полеты


51 год Роберт Бартини прожил в СССР, почти 45 из них он провел, работая главным конструкторам. Вместе с ним работали тысячи отечественных специалистов («с ним», а не «у него» – он неизменно поправлял всех при подобного рода оговорках). Министры, директора, академики, начальники цехов и отделов, рядовые конструкторы, слесари, копировщицы, летчики – ко всем он относился с одинаковым уважением, как к своим коллегам по общему делу.

Использованы источники:
www.oko-planet.su/spravka/spravkamir/24464-robert-bartini.html
www.findagrave.ru/obj.php?i=5612
www.airwar.ru/history/constr/russia/constr/bartini.html
www.planers32.ru/mc_191.html

Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.

Помимо авиации и физики, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини». В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини». Основные труды по аэродинамике, теоретической физике.

Биография

Ранние годы

В 1900 году жена вице-губернатора Фиуме (ныне город Риека в Хорватии) барона Лодовико Ороса ди Бартини, одного из видных вельмож Австро-Венгерской империи, решила взять на воспитание трёхлетнего Роберто, приёмного сына своего садовника. В то же время, существует информация, что садовнику сына подбросила мать, некая молодая дворянка, забеременевшая от барона Лодовико.

Владел несколькими европейскими языками. Участник Первой мировой войны. Окончил офицерскую школу (1916), после чего отправлен на Восточный фронт, в ходе Брусиловского прорыва пленён вместе с ещё 417 тыс. солдат и офицеров Центральных держав, попал в лагерь под Хабаровском, где, как предполагается, и познакомился с большевистскими идеями. В 1920 Роберто вернулся на родину. Его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив звание государственного советника и привилегии, которыми пользовался у Габсбургов, несмотря на смену подданства. Однако сын не воспользовался возможностями отца, в том числе и финансовыми (после смерти ему досталось более 10 млн долларов того времени) - на миланском заводе «Изотта-Фраскини» он был последовательно разнорабочим, разметчиком, шофером, и, одновременно, за два года сдал экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института (1922) и получил диплом авиационного инженера (окончил Римскую лётную школу в 1921).

С 1921 - член Итальянской коммунистической партии (ИКП), которой и передал баснословное отцовское наследство. Как бывшего офицера-фронтовика его ввели в группу, обеспечивающую охрану руководителей коммунистической партии от фашистов. Группа Бартини также опекала советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным на Генуэзской конференции 1922 года.

Работа в СССР

После фашистского переворота в 1922 году ИКП направила его в Советский Союз. Его путь пролег из Италии через Швейцарию и Германию в Петроград, а оттуда в Москву. С 1923 года жил и работал в СССР: на Научно-опытном аэродроме ВВС (ныне Чкаловский, ранее Ходынское летное поле) сначала лаборантом-фотограммистом, потом стал экспертом технического бюро, одновременно военный летчик, с 1928 года возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов (в Севастополе), вначале инженером-механиком авиаминоносной эскадры, затем старшим инспектором по эксплуатации материальной части, то есть боевых самолетов, после чего получил ромбы комбрига в 31 год (аналог современного звания генерал-майора). С 1929 начальник отдела морского опытного самолётостроения, а в 1930 его уволили из ЦКБ за подачу в ЦК ВКП (б) докладной записки о бесперспективности создания объединения подобного ЦКБ; в том же году по рекомендации начальника ВВС П. И. Баранова и начальником вооружений РККА М. Н. Тухачевского он был назначен главным конструктором СНИИ (завод № 240) ГВФ (Гражданского Воздушного Флота). В 1932 году здесь были начаты проектные работы по самолету Сталь-6, на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч. На базе рекордной машины был спроектирован истребитель «Сталь-8», но проект закрыли в конце 1934 как не соответствующий тематике гражданского института. Осенью 1935 был создан 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году он экспонировался на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км - 405 км/ч.

На базе этого самолёта создавался по проекту Бартини дальний бомбардировщик ДБ-240 (позже классифицирован как Ер-2), разработку которого завершил главный конструктор В. Г. Ермолаев в связи с арестом Бартини.

14 февраля 1938 Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему было предъявлено обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа (т. н. «тройки») Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку - 10 лет лишения свободы и пять - «поражения в правах».

Заключенный Бартини был направлен на работу в закрытое авиационное КБ тюремного типа (т. н. «шарашку») - ЦКБ-29, где он работал до 1947 года. Принимал участие в работе по бомбардировщику Ту-2, под руководством А. Н. Туполева, также находившегося в заключении. Вскоре Бартини по его просьбе переводят в группу заключенного Д. Л. Томашевича («бюро 101»), где проектировали истребитель. Это сыграло злую шутку в судьбе Бартини - в 1941 г. трудившихся с Туполевым освободили, а сотрудники «101» вышли на свободу только после войны.

С приближением немецких войск к Москве ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск. В Омске в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, разработавшее два проекта:

  • «Р» - сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло» с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно-прямоточной силовой установкой.
  • Р-114 - истребитель-перехватчик ПВО с четырьмя ЖРД В. П. Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33 град. по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла. Р-114 должен был развивать невиданную для 1942 скорость 2 М.

Осенью 1943 года ОКБ было закрыто. В 1944-1946 годах Бартини выполняет рабочее проектирование и строительство транспортных самолетов.

  • Т-107 (1945) с двумя двигателями АШ-82 - пассажирский самолет - среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзеляжем и трехкилевым оперением. Не строился.
  • Т-108 (1945) - легкий транспортный самолет с двумя дизелями по 340 л. с., двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси. Также не строился.
  • Т-117 - магистральный транспортный самолет с двумя двигателями АШ-73 по 2300/2600 л. с. Схема - высокоплан с очень широким фюзеляжем, поперечное сечение которого образовано тремя пересекающимися окружностями. Это был первый самолет, позволявший перевозить танки и грузовики. Были также пассажирский и санитарный варианты с герметическим фюзеляжем. Проект самолета был готов уже осенью 1944, а весной 1946 представлен в МАП (министерство авиационной промышленности). После положительных заключений ВВС и ГВФ, после ходатайств и писем ряда выдающихся деятелей авиации (М. В. Хруничева, Г. Ф. Байдукова, А. Д. Алексеева, И. П. Мазурука и др.) был утвержден, и в июле 1946 была начата постройка самолета на заводе им. Димитрова в Таганроге, где вновь было организовано ОКБ-86 Бартини. В июне 1948 постройка почти готового (на 80 %) самолета была прекращена, поскольку Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, необходимых для стратегического Ту-4, непозволительной роскошью и уже имелся самолет Ил-12.
  • Т-200 - специальный тяжелый военно-транспортный и десантный самолет, высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого образованы крыльевым профилем, а задняя кромка, раскрываясь вверх и вниз, между двумя хвостовыми балками, образовывала проход шириной 5 м и высотой 3 м для крупногабаритных грузов. Силовая установка - комбинированная: два поршневых звездообразных четырёхрядных двигателя АШ по 2800 л. с. (будущих) и два турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги. Предусматривалось управление пограничным слоем крыла, хорда которого - 5,5 м (вариант Т-210). Проект разрабатывался в 1947 г., был утвержден, и самолет в том же году рекомендован к постройке, однако он не строился из-за закрытия ОКБ. Впоследствии эти наработки были частично использованы при создании транспортных самолетов Антонова.

В 1946 Бартини был освобождён и после смерти Сталина реабилитирован (1956).

С 1948 года работал в ОКБ-86 на территории завода имени Димитрова в Таганроге. С 1952 Бартини - главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина. Здесь он создает проект самолета Т-203. Проект Р. Л. Бартини, представленный в 1955 году, планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Первоначально проект был отклонен, так как заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение к С. П. Королеву, который помог обосновать проект экспериментально.

В 1956 Бартини был реабилитирован, а в апреле 1957 г. откомандирован из СИБНИА в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом А-57. Здесь в ОКБ П. В. Цыбина под руководством Бартини до 1961 было разработано 5 проектов самолетов полетной массой от 30 до 320 т разного назначения (проекты «Ф», «Р», «Р-АЛ», «Е» и «А»). «Стратегические треуголки» помимо прекрасных летных характеристик, должны были оснащаться бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), бывшим по тем временам верхом совершенства. Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 (А. Н. Туполева) и ОКБ-23 (В. М. Мясищева), дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолета так и не было принято. В 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ - развития А-57.

Именно в этот период Бартини замыслил проект крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны. Им были проведены работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик таких самолетов. Первым шагом в этом направлении стал небольшой Бе-1, прошедший летные испытания в 1961-1963 годах.

В 1968 коллектив Р. Л. Бартини из Подмосковья переезжает на завод им. Г. Димитрова в КБ Г. М. Бериева (Таганрог), специализировавшееся на гидросамолетах. Здесь в соответствии с концепцией «безаэродромных самолетов» в 1972 были построены два противолодочных самолета ВВА-14 (М-62; «Вертикально взлетающая амфибия»). В 1976 г. один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Через некоторое время после смерти Р. Л. Бартини в 1974 г. работы над этими летательными аппаратами были прекращены под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), работавшего над летающими лодками А-40 и А-42. Награждён орденом Ленина (1967). 14 мая 1997, в день 100-летия со дня рождения, в фойе ОКБ ТАНТК им. Бериева появилась мемориальная доска Р. Л. Бартини.

(Побиск Георгиевич Кузнецов)

Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Летательные аппараты Р. Л. Бартини

На счету Роберта Бартини свыше 60 проектов самолетов, в том числе:

  • МТБ-2 (1930) - морской тяжелый бомбардировщик (проект)
  • Сталь-6 (1933) - экспериментальный истребитель (опытный)
  • Сталь-7 (осень 1935) - 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
  • ДАР (конец 1935) - дальний арктический разведчик (опытный)
  • Сталь-8 (1934) - истребитель на базе Сталь-6 (проект)
  • Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940) - дальний бомбардировщик на базе Сталь-7 (серия(428)
  • Ер-4 (1943) - дальний бомбардировщик (опытный)
  • Р - сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
  • Р-114 (1942) - зенитный истребитель-перехватчик (проект)
  • Т-107 (1945) - пассажирский самолёт (проект)
  • Т-108 (1945) - легкий транспортный самолёт (проект)
  • Т-117 (1948) - магистральный транспортный самолет (не достроен)
  • Т-200 (1947) - тяжелый военно-транспортный и десантный самолет (проект)
  • Т-203 (1952) - сверхзвуковой самолет с оживальным крылом (проект)
  • Т-210 - вариант Т-200 (проект)
  • Т-500 - тяжелый транспортный экранолёт (проект)
  • А-55 (1955) - бомбардировщик - летающая лодка средней дальности (проект)
  • А-57 (1957) - стратегический бомбардировщик - летающая лодка (проект), дальность 14000 км
  • Е-57 - (проект) гидросамолет-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж - 2 человека. По конструкции самолет был идентичен А-57. Бесхвостка. Дальность - 7000 км.
  • Р-57(Ф-57) - сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект), развитие проекта А-57
  • Р-АЛ (1961) - дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект), развитие проекта А-57
  • Бе-1 (1961) - легкая амфибия (опытный - для исследования экранного эффекта)
  • МВА-62 (1962) - проект самолёта амфибии с вертикальным взлётом и посадкой.
  • ВВА-14М-62 (1972) - вертикально взлетающая амфибия - противолодочный экранолёт (модификация 14М1П)

Цитаты

  • Королёв скульптору Файдыш-Крандиевскому: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»
  • Яковлев, Александр Сергеевич: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини - вот и поручим проблему ему! Уж если он ее не решит, значит, она принципиально нерешаема…»
  • В 60-летнем возрасте Бартини отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. Поэтесса Н. В. Образцова, работавшая в ТРТИ (ныне ТТИ ЮФУ), говорила о нём: «Это был настоящий римлянин».

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И - И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

Физик и философ

Бартини, конечно, более известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения», но теперь он становится все более известным своими научными достижениями. Помимо авиации, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Есть у него труды по теоретической физике. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «мир Бартини» В противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению сторонников этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путем, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира, что показывает, что наш мир скорее является 6-мерным, чем 4-мерным.

Бартини также занимался анализом размерностей физических величин - прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале