Современные проблемы отечественного дошкольного образования. Дошкольное образование в сфере социальных проблем россии. Как готовить педагогов для развивающего образования детей младшего возраста

Ирина Морозова
Дошкольное образование в сфере социальных проблем России

С 1 сентября 2013 года дошкольное образование становится отдельным уровнем системы обучения, и, соответственно, от качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому оно рассматривается как важнейший социоформирующий фактор .

На современном этапе развития системы дошкольного образования происходят значительные перемены : дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции (приоритетной становится, исходя из экономической и социальной ситуации , ставится функция охраны жизни и здоровья детей, т. к. растёт число общей заболеваемости детей, увеличивается количество детей, рождённых с патологиями, увеличились показания о несчастных случаях с дошкольниками . Традиционная функция дошкольного учреждения - подготовка детей к школе - отодвигается на второй план). Меняется структура системы дошкольного образования : создаются разные типы, виды дошкольных учреждений ; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения ; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.

Как правило, любые перемены в любом вопросе не проходят гладко, не сталкиваясь с определёнными преградами и трудностями, современное развитие дошкольного образования - не исключение .

Не смотря на то, что в каждом субъекте РФ формируется своя политика дошкольного образования , обусловленная рядом местных социальных , культурных, экономических и природных факторов, поговорим о тех проблемах , касающихся практически всех дошкольных образовательных учреждений России .

В 90-е годы повально закрывались детские сады и их здания сдавались в аренду коммерческим структурам и организациям. 1 января 2007 года в РФ вступает в силу закон о новой форме государственной поддержки семей с детьми - материнском или семейном капитале. Совокупность этих факторов приводит к проблеме № 1 : недостаточное количество детских садов и их перегруженность.

Российские власти с воодушевлением говорят о повышении рождаемости в стране. Но при этом государство не слишком задумывается о предстоящих проблемах молодых родителей , с которыми им предстоит столкнуться уже через несколько лет. Недостаток детских садов настолько велик, что грустная шутка – записывать ребенка в детсад сразу после рождения, уже поздно, реальна. Данные Минздравсоцразвития показывают, что больше чем у одного миллиона семей нет возможности устроить своих детей в государственные детские дошкольные учреждения , так как мест не хватает. Родителям остается только вести обсуждение частных детских садов, но ведь большинству семей не хватает средств, чтобы оплатить место для своего ребенка в частном дошкольном образовательном учреждении .

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

Проблема №2 .

Недостаточное финансирование.

Сюда относится :

Недостаточное оснащение детских садов;

Устаревание материально-технической базы;

Невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы;

Отсутствие компьютеров и подключения к интернету в некоторых ДОУ.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить , на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Проблема № 3 .

Отсутствие групп раннего развития.

Далеко не во всех детских садах предусмотрены группы для детей от 2-х месяцев. В то время, как растёт число разводов, количество матерей-одиночек, когда они вынуждены выходить на работу как можно раньше. Ранний выход матерей на работу обусловлен не только материальной необходимостью, а зачастую и условиями трудового договора.

Проблема № 4 .

Кризис семьи.

Многие исследователи сегодня констатируют кризис семьи, отмечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей . Острота проблем семейного воспитания

связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей,

испытывающих финансовые трудности, относимых к группе социального риска . У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка , негармоничный стиль воспитания, перенос собственных личностных и психологических проблем на детей .

Почти треть маленьких россиян - более 400 тысяч - ежегодно рождаются вне брака, каждый седьмой малыш

воспитывается в неполной семье. Россия стала страной работающих бабушек, поэтому они тоже не могут в должной

мере заниматься воспитанием внуков.

В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников :

Забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей;

Обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др.

На фоне прогрессирующей дисфункции семьи возрастает роль образовательного учреждения , личности педагога.

Проблема № 5 .

Недостаток педагогических кадров, низкая заработная плата и отсутствие должного образования у педагогов .

Непростая работа наряду с невысоким окладом делает профессию абсолютно непрестижной и непривлекательной.

Нехватка кадров приводит к найму неквалифицированных специалистов, у которых нет ни диплома, ни элементарных навыков общения с малышами. Это крайне негативно влияет на развитие детей, ведь фундамент психики закладывается в возрасте от 2 до 5 лет.

Проблема № 6 .

Недоступность дошкольного образования детям с ОВЗ .

Отсутствие полной объективной информации о потребности в образовательных услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья;

Недостаточность сети дошкольных учреждений (специализированных учреждений и групп на базе существующих детских садов, способных оказывать услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями ;

Несформированность у всех работников дошкольных образовательных учреждений особого отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие специальной подготовки, квалификации у педагогов по работе с такой категорией детей;

Нежелание родителей вести ребенка в специальное коррекционное учреждение (группу) ;

Отсутствие специалистов (медицинских работников, дефектологов и др.) необходимого профиля и квалификации;

Отсутствие отлаженных нормативно-правовых и финансовых механизмов по обеспечению работы специализированных групп;

Отсутствие партнерских отношений с органами здравоохранения и социальной защиты .

Наиболее приоритетным и закономерным направлением решения проблемы доступности дошкольного образования , обусловленной здоровьем детей, выступает интегрированное (инклюзивное) образование . Это процесс совместного образования здоровых детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одной группе (детском саду) . Но такое решение проблемы не всегда может реализоваться в виду наличия непрофессиональных и неподготовленных педагогов, отсутствия должного финансирования и оснащения детских садов.

Таким образом , сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семьи).

Список литературы :

1. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации » (2008-2009 годы) .

2. Деркунская В. А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 4 / под ред. Л. Л. Тимофеевой. - М.: Педагогическое общество России , 2013.

3. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования : кризис системы или системный кризис // Управление качеством дошкольного образования : теория и практика / под ред. Н. В. Микляевой. Коллективная монография. - М.: МГПУ, 2013.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования ».

Что предлагает по этому поводу Д. Воробьева, кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук.

За последнее десятилетие существенно изменилась система образования в России. В современном образовании значительно возросла вариативность типов учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, предлагающие собственные программы обучения детей дошкольного и начального школьного возраста, что безусловно формирует новые требования к педагогу.

Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и начальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задача связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает осознание современных целей образования.

Тормозом для изменения взаимоотношений между основными субъектами педагогического процесса (ребенок - педагог) является существующая система подготовки и переподготовки специалистов. К сожалению их сегодня готовят в таком направлении, чтобы специалисты могли реализовать в основном задачи развития познавательной сферы ребенка. Безусловно, это важное, но не единственное направление работы педагога с детьми, к тому же в практике оно странным образом подменяется стремлением сверх меры "загрузить" ребенка в начальной школе и, что особенно тревожит, в ДОУ большими объемами знаний.

Увеличение объема учебного материала ведет к завышению требований к детям и усилению давления на них с целью его усвоения. Однако, различные управленческие образовательные структуры неадекватно реагируют на такое положение дел. Поддерживая и поощряя подобную практику, они в определенной мере формируют общественное мнение, в основе которого лежит убеждение, что накопление больших объемов знаний благо и это именно тот путь, который ведет ребенка в развитие. В этих условиях создается ажиотажный спрос родителей на учителей и учреждения подобного типа, а учебные заведения, удовлетворяя его, "совершенствуют" систему подготовки педагогов и продолжают приводить в школы и ДОУ выпускников, имеющих слабые представления о том, как можно решать задачи целостного развития ребенка в возрасте 3-10 лет.

Самым поразительным является отсутствие просчета глобальных последствий подобного обучения детей, его влияния на формирование в последующие годы отношения ребенка к школе, учителю и учению.

Имеющиеся в нашем распоряжении в этих условиях данные наблюдений, статистика свидетельствуют о том, что уже в дошкольном периоде детства дети теряют природный интерес к учению и, к сожалению, не приобретают его, как правило, в начальной и средней школе.

Однако некоторые ученые и управленческие структуры, ведающие образованием, несмотря на негативное отношение детей к учению и связанное с этим асоциальное их поведение, упорно закрывают глаза на существо проблемы. Часто выдавая желаемое за действительное, они отказываются видеть причину в насилии над личностью ребенка в учебном процессе. Вместе с тем, эти же структуры изыскивают возможность для мобилизации своих усилий на поиск методик, обеспечивающих возможность оценки знаний учащихся школ и дошкольников. Можно предвидеть к чему это приведет: учитель, дошкольный педагог повысят порог давления на детей, поскольку именно объем знаний ученика будет определять имидж педагога. Как видим, круг замыкается, а результат плачевен. Опять вне поля зрения педагогической общественности остаются проблемы образования, связанные с развитием положительного отношения ребенка к учению.

Надо признать, что педагог ДОУ и школы постоянно находится под достаточно жестким прессингом, что входит в противоречие с призывом внедрять гуманистическую педагогику.

Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных заведений: учитель (воспитатель) должен учить, а ребенок должен освоить материал. А может ли ребенок освоить - это не вопрос. Вся система управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если постараться. И педагог, порой вопреки объективным фактам и здравому смыслу, старается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт и чувство радости познания, был успешным в процессе приобщения его к социальному опыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне поля внимания педагога остаются состояние здоровья, медицинские показатели, порой возрастные, а также психические и индивидуальные особенности ребенка.

На фоне этих тревожных тенденций нами проводится активный поиск путей, обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада.

Основное направление - формирование профессионального идеала-педагога, способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему успех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. С этой целью нами отрабатываются условия, способствующие формированию у педагога способности реализовать идею целостного развития ребенка 3-10 лет в процессе участия его в разработке и апробировании новой педагогической технологии.

Данная идея осуществлялась в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов России на базе детских садов и школ-детских садов, предполагающих сотрудничество педагогов двух ступеней. Система семинаров и просмотров учебного процесса предоставляла педагогам возможность осмыслить содержание новых педагогических технологий, обеспечивающих существенное изменение позиции ребенка в педагогическом процессе ДОУ и начальной школе (ребенок - субъект деятельности).

Нами отмечается быстрый профессиональный рост педагога в том случае, если у него имеется достаточно высокий уровень критической самооценки и активное стремление к совершенствованию себя в практике работы с детьми.

Анализ показал, что за достаточно короткий срок происходит разительное изменение в установках педагога на процесс обучения детей. На первый план выдвигается задача развития интереса детей к познанию окружающего мира. Применяется интегрированный подход - объединение на одном занятии (уроке) различного учебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально и небольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по интересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей мере начинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него формируются умения целенаправленно отбирать и варьировать учебный материал.

Проведенный мониторинг свидетельствует о возможности формирования у педагогов ДОУ и начальной школы новых установок, обеспечивающих внедрение в педагогический процесс гуманистической педагогики, основанной на диалектическом подходе к решению проблемы воспитания и образования Личности.

Овладение новой педагогической технологией требует от педагога достаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социального опыта. Новая технология выводит педагога на позиции, обеспечивающие развитие чувства успешности каждого участника педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться и познавать мир.

Наличие идеального образа предполагает продвижение педагога к успеху в педагогической деятельности. Это происходит при условии, если он осознает необходимость самосовершенствования и сам становится разработчиком новой педагогической технологии. Переживаемое педагогом чувство глубокого удовлетворения открывает ему новые возможности для профессионального роста, что также способствует решению проблем дошкольного и начального школьного образования.

Исаргакова Алия Ринатовна
Учебное заведение: МАОУ"Центр образования №35" город Уфа
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-05-14 Актуальные проблемы современного дошкольного образования Исаргакова Алия Ринатовна МАОУ"Центр образования №35" город Уфа Экологическое воспитание дошкольников -это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому

Просмотреть свитедельство о публикации


Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир.

Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Проблема современного экологического воспитания многогранна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помощь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание - это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики. По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста - «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды» .

Экологическое воспитание дошкольников -это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей. Экологическое воспитание в этом случае тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).

Все это, безусловно, играет большую роль в формировании экологически грамотных представлений детей об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Следует также отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы. В ходе экологического воспитания дошкольников обязательные встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Таким образом, в современной педагогической теории проблема экологического воспитания дошкольников рассмотрена достаточно подробно. Экологическое воспитание дошкольников сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры.

Литература


1. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: БукиВеди, 2014. С. 160-162.

2. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с

3. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. – М.: Издательство: Учитель, 2013. С. 8

4. РыжоваН.А. программа «Нашдом-природа».М.: «Карапуз-дидактика»,2005. С. 192

. .

Мясникова Инна Михайловна,
воспитатель
ГБДОУ №28
Невского района Санкт-Петербурга

Современное образование находится на новом этапе развитии - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Сегодня, на этапе серьезных перемен, российское общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни. Уровень рождаемости с 2007 года в России стабильно растет. Вместе с этим количество мест в детских садах, самих детских садов не увеличивается. Точнее, рост количества мест в ДОУ значительно (практически катастрофически) отстает от роста количества детей дошкольного возраста.

Новые социально-экономические условия требуют поиска новых форм, организации дошкольного образования, а соответственно, и разработки нового механизма финансирования системы. Финансирование дошкольных образовательных учреждений, пожалуй, самая основная и сложная проблема. Недофинансирование, дефицит финансирования - эти слова, к сожалению, очень часто звучат применительно к дошкольной отрасли.

Дошкольное образовательное учреждение должно получить и получало до последнего времени более стабильное финансирование, есть возможность проведения единой образовательной политики в дошкольном образовании области, более полного удовлетворения потребностей родителей, возможность комплектования детского сада по нормам наполняемости и месту жительства детей, дифференцированного комплектования учреждений и групп, своевременного обеспечения повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров дошкольных учреждений.

Все более актуальными становятся проблемы комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную,ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Однако многие немало озабочены тем, что муниципальные органы управления образованием, методические службы не всегда обеспечивают должный анализ результатов использования экспериментальных учебных программ, новых педагогических технологий. К большому сожалению, остается проблематичным вопрос организации научного руководства инновационной деятельностью. Эта проблема может быть вполне успешно решена при взаимодействии ученых и практиков, преподавателей педагогического университета, института повышения квалификации работников образования, а также педагогических колледжей.

Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих высокое качество дошкольного образования.

Изменение технологий воспитания и обучения происходит одновременно с изменением характера отношений "Родитель - ребенок - воспитатель" на равноправные, построенные на взаимном уважении и доверии. Поэтому неслучайно модель "Открытого" дошкольного учреждения с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс, в управленческую деятельность становится одной из перспективных в развивающемся образовании.

Современное состояние системы дошкольного образования нуждается в решении следующих проблем:

  • Финансирование системы дошкольного образования, механизмы распределения финансов;
  • Недостаток детских садов;
  • Содержание дошкольного образования;
  • Качество дошкольного образования;
  • Условия реализации программ дошкольного образования;
  • Повышение квалификации работников дошкольного образования;
  • Общественное восприятие дошкольного образования;
  • Количество мест в детских садах

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру, трансформируются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных потребностях. В новых политических, социально-экономических и социокультурных условиях требуются разработки новых подходов к управлению образованием в целом, с развитием системы образования, в частности, происходит переосмысление роли и места управления системой дошкольного образования.

Сложившаяся система дошкольного образования в России - это огромное достижение, народное достояние. Для нее характерны следующие положения:

  1. дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, в то же время любое ДОУ можно рассматривать как самостоятельную социально-педагогическую систему;
  2. для нее характерны определенные свойства: целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой;
  3. ее преобразование и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями и, в первую очередь, внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) новейших научно-педагогических достижений в области управления.

Являясь государственно-общественным институтом, детский сад создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. Законом Российской Федерации «Об образовании» устанавливается, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».

Особенностью реформирования современной России является установка на модернизацию системы образования. Министерством образования реализуется программа модернизации образования. Дошкольное образовательное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно обоснованного управления.

Современный этап модернизации системы российского образования в качестве основных приоритетов провозглашает его доступность, качество и эффективность. Реализация данных приоритетов в образовательных учреждениях невозможна без структурных изменений системы управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития.

Создание эффективного механизма управления системой образования во многом зависит от прогностического подхода к развитию образования в условиях современных крупных и средних городов, от качественных характеристик управленческих кадров, владеющих продуктивными способами решения управленческих задач, стоящих перед муниципальной системой образования.

Практика формирования новой системы управления дошкольным образованием вызывает необходимость разработки научных основ оптимизации этой деятельности. Особое значение имеет разработка научных основ программно-целевого подхода к управлению развитием системы дошкольного образования.

В первую очередь, применение программно-целевого подхода касается процесса управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, определение его целей и задач, функций и полномочий. Деятельность органов управления дошкольным образованием предполагает формирование широкой сети разнонаправленных потоков и связей между системой дошкольного образования и иными сферами деятельности муниципального сообщества. Она должна включать в себя как вертикальные связи, обеспечивающие управляемость дошкольной образовательной системой при сохранении возможности динамичной и гибкой адаптации к изменяющимся условиям; так и - горизонтальные, способствующие регулированию отношений путем координации в рамках единого пространства управленческой деятельности.

Решение задачи эффективного управления развитием дошкольного образования на муниципальном уровне требует, на наш взгляд, создания рационального алгоритма организации управления дошкольным образованием, выделения функций органа управления и построения на их основе прогностической модели, где на местах должна работать практика привлечения регионального экспертного интеллектуального сообщества.

Данный подход имеет ряд преимуществ, а именно:

  • выделение и постоянное сопровождение основных и промежуточных целей управления в качестве результатов;
  • формирование мобильных специализированных организованных структур в сочетании с организационным механизмом управления, имеющих целью развитие системы управления и решение конкретных задач;
  • комплексное сочетание всех видов ресурсного обеспечения;
  • вовлечение всех субъектов управления в достижение задач, направленных на развитие всей системы дошкольного образования в целом и ее подсистем в частности.

Приоритетными направлениями развития системы дошкольного образования являются повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики; развитие альтернативных форм дошкольного образования. Помимо традиционных форм дошкольного образования в условиях муниципального образования реализуются мероприятия направленные на управление процессом распространения инноваций, в том числе и по замещению услуг дошкольного образования частными образовательными услугами и услугами частно-государственного партнерства, ведется разработка примерной нормативно-правовой базы для организации вариативных форм дошкольного образования.

Приоритетными моделями вариативной формы дошкольного образования являются негосударственные (частные) и автономные дошкольные образовательные учреждения, гувернерство, семейные группы. По демографическим показателям рост рождаемости значительно актуализирует на данный период проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях и остается самой острой проблемой.

В целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и развития альтернативных форм дошкольного образования актуализируется проектная работа по созданию малоформатного семейного детского сада , з адачами которого являются:

Обеспечение доступности дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей;

Стимулирование создания системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания.

Данные мероприятия должны открыть перспективы для развития альтернативных форм содержания детей, включая домашние и семейные.